Закрепление произношения звука рь в скороговорках. Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше

Автоматизация звука "Р" с помощью чистоговорок и стихов

Опыт работы учителя - логопеда ДОУ. Речевой материал для автоматизации звука "Р".

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: автоматизация звука "Р" в речи ребенка.

Задачи:
1. Выработать правильное произношение звука "Р" в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мою копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звука "Р", которые используются мною в логопедической работе с детьми. Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс "Чтецов". Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.Автоматизация твердого звука "Р"
Эти чистоговорки мною используются на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Р" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Едем на метро", ребенок - "Ро-ро-ро"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "РА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.

Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.
ры-ры-ры - в парке комары.
Ру-ру-ру - я морковь натру.
Ры-ры-ры - топоры остры.
Ра-ра-ра - со двора пора.
Ру-ру-ру - я гармонь беру.
Ра-ра-ра - веселая игра.
Ра-ра-ра - апельсина кожура.
Ры-ры-ры - новые ковры.
Ро-ро-ро - в магазине есть ситро.
Ар-ар-ар - красный самовар.
Ор-ор-ор - убираю двор.
Ор-ор-ор - забирай топор.
Ур-ур-ур - мы накормим кур.
Ир-ир-ир - весь народ за мир.
Ар-ара-ар - это слово шар.
Ир-ир-ир - Ира пьет кефир.
Ара-ара-ара - вот идет Тамара.
Ора-ора-ора - Рома у забора.
Дор-дор-дор - красный помидор.
Мар-мар-мар - назову комар.
Вёр-вёр-вёр - в комнате ковёр.
Бор-бор-бор - назову забор.
Мор-мор-мор - красный мухомор.
Рона-рона-рона - черная ворона.
Руза-руза-руза - в поле кукуруза.
Рога-рога-рога - ровная дорога.
Рох-рох-рох - назову горох.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
КРОТ
Ра-ра-ра - роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро - у крота свое метро.
Ру-ру-ру - любит крот свою нору.
Ры-ры-ры - крот пророет 2 норы.

ИГРА
Ра-ра-ра - вот хорошая игра.
Ру-ру-ру - поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро - поиграли, пьем ситро.
Ры-ры-ры - трудно детям без игры.

НОРА
Ра-ра-ра - вот высокая гора.
Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.
Ро-ро-ро - тут оставлено перо.
Ры-ры-ры - кто хозяин у норы?

МАКАР
Ар-ар-ар - на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор - он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр.
Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир - а для бабушки - кефир.

КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур - у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр - со стола украли сыр.
Ры-ры-ры - не едят коты сыры.
Ор-ор-ор - вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр - у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал - вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур - прогони ворон Мур-мур.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Р". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

На праздничной рубашке
Розы и ромашки.

Короед грызет кору,
Прогрызает он дыру.

Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.

Рубят дрова
Дровосеки с утра.

Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору.

Жует поросенок
Морковку спросонок.
Барашек баранку
Грызет спозаранку.

Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.

Раскрываю я коробки:
Тут - шурупы, тут отвертки.
Я шурупы закручу
И братишку научу.

Автоматизация мягкого звука "Р"

Работа над автоматизацией мягкого звука "Р" ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.
Ря-ря-ря - мы поедем за моря.
Ри-ри-ри - горели фонари.
Рю-рю-рю - я вам правду говорю.
Ре-ре-ре - мы проснулись на заре.
Ря-ря-ря - мы работали не зря.
Рю-рю-рю - репу я варю.
Ря-ря-ря - реки и моря.
Ре-ре-ре - терем на горе.
Арь-арь-арь - под рябиною глухарь.
Орь-орь-орь - на хоря напала хворь.
урь-урь-урь - брови Варенька не хмурь.
Ирь-ирь-ирь - широка земля Сибирь.
Эрь-эрь-эрь - на картине страшный зверь.
Арь-арь-арь - в речке плавает пескарь.
Эрь-эрь-эрь - посмотри какая дверь.
Урь-урь-урь - в январе не мало бурь.
Арь-арь-арь - Рита ест сухарь.
Орь-орь-орь - у Бориса корь.
Ирь-ирь-ирь - на снегу снегирь.
Рюм-рюм-рюм - опускаюсь в трюм.
Рех-рех-рех - грецкий ем орех.
Рёк-рёк-рёк - слышу твой упрек.
Рес-рес-рес - на коре надрез.
Рят-рят-рят - сяду в третий ряд.

ЗАРЯ
Ря-ря-ря - поднялась заря.
Ре-ре-ре - встану на заре.
Рю-рю-рю - все окна отварю.
Ри-ра-ри - солнышко дари.
Ре-ре-ре - свет свой на заре.

ХОРЬ
Ря-ря-ря - мы нашли в норе хоря.
Ерь-ерь-ерь - хорь упрямый зверь.
Орь-орь-орь - выходи к нам хорь.
Арь-арь-арь - дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь - не выходит хорь.
Рём-рём-рём - еще встретимся с хорем.

ФОНАРЬ
Арь-арь-арь - на столе стоит фонарь.
Рём-рём-рём - кот играет с фонарём.
Арь -арь-арь - со стола свалил фонарь.
Арь-арь-арь - разбитый на полу фонарь.
Рей-рей-рей - подмети полы скорей.

ХОРЬ
Орь-ор-орь - в норе сердитый хорь.
Урь-урь-урь - хорь, глаза свои зажмурь.
Арь-арь-арь - мы дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь - сгрыз сухарь сердитый хорь.
Ря-ря-ря - вот и нету сухаря.
Ре-ре-ре - добрый хорь сидит в норе.
Ря-ря-ря - у меня нет букваря.
Арь-арь-арь подари мне, хорь букварь!

Тридцать три старушки в ряд
Тараторят, тарахтят.

Боря Ире даст ириску,
Ира Боре - барбариску.

Варя варит, Боря жарит,
Рита песенки поет.

Тренируются терьеры
Перепрыгивать барьеры.
Через разные преграды
Все терьеры прыгать рады.

Варит повар макароны
Для сестры своей Матрены
И для братика Сережи
Макароны варит тоже.

Во дворе, на тротуаре,
Три подружки рисовали.
Замерла ворона: "Кар!
Разрисован тротуар!"

Предложили кобре
Поиграть на домре.
Кобра поиграла
И добрее стала.

Кряква крякает: "Кря-кря!"
Кряква крякает не зря.
Рядом с кряквой ряска есть.
Приплывайте ряску есть.

За забором Борис
Посадил барбарис.
Кустик барбариса
Перерос Бориса.

На праздничной рубашке розы и ромашки.
Забрался червяк на старый чердак.
У Лары ларец полон колец.

Крынку Кирилл крышкой накрыл.
Приготовила Лера четыре эклера.
Грушу Гриша грыз на крыше.
Тру на терке три морковки.
Круглая горошина в огороде брошена.
Короед грызет кору, прогрызает он дыру.
Спит сурок в просторной норке, у сурка нора на горке.
Рубит брёвна дроворуб — растрепался русый чуб.
Нарисован здесь карась, карася скорей раскрась.
В квартиру номер сорок три ковер персидский привезли.
Мы ходили на бульвар, там купили красный шар.
Ремонтирует монтер электрический мотор.
Рубили дрова дровосеки с утра.
Сорока сорочонку сорочку раскроила, сорока на сорочке три строчки прострочила.
Рыбу ловят Боря с Лёвой, Лёва с Борей — рыболовы.
— Расскажи скороговорку про Петра и про Егорку.
— Петр карабкается в гору, в гости Петр спешит к Егору.
Жует поросенок морковку спросонок. Барашек баранку грызет спозаранку.
Жарким солнышком согретый, смотрит гриб из-под берета. Рассмотрел берет грибник. Под беретом — боровик.
Попросите у Трофима рассказать вам про налима. Попросите у Петра рассказать про осетра.
Под грядкой кроты прорыли ходы и тянут морковки в прорытые норки.
Потерял терентий тёрку, не натер на тёрке корку. Терпеливо ждут тетёрки корки, тёртые на тёрке.
Принесла в корзине Рая три румяных каравая. Раздала всем поровну: двум грачам и ворону.
Тренируются терьеры перепрыгивать барьеры. Через разные преграды все терьеры прыгать рады.
Рисую на открытке ромашки, маргаритки, бархотки, георгины для мамы в именины.
Жура-жура-журавли оторвались от земли. Прокурлыкали: «Прощай, до весны, родимый край!»
Чёрный ворон спел вороне серенаду по-вороньи, передразнивает он раскричавшихся ворон.
Мы проказника-крота отругали неспроста. Перерыл, испортил крот наш красивый огород.
Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала».
Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки. Сошьет скворец исправно в срок все сорок скроенных сапог.
Барабанщики-бараны застучали в барабаны. Кто всех громче барабанит? Кто всех перебарабанит?
Коршун выловил рыбешку коршунятам на кормежку. Раскрошил в котле рыбешку коршунятам коршун в крошку.
В огороде дворник вечером во вторник собирал крыжовник в старенький половник.
Погрузил Егор на санки триста тридцать три баранки. Санки быстро развалились - все баранки раскатились.
Варит повар макароны для сестры своей Матрены и для братика Сережи макароны варит тоже.
Во дворе, на тротуаре, три подружки рисовали. Замерла ворона: «Кар! Разрисован тротуар!»
Бобер давно разгрыз бревно. Построил дом. Бобрята — в нем.
Промурлыкал рыжий кот. Попросил он бутерброд. Бутербродик с сыром и пирог с кефиром.
На ровной дорожке рассыпаны крошки. Решила синица: «Пора подкрепиться!»
Кормит Шурочка просом курочку. Кормит пеструшку просом из кружки.
В огороде — помидоры, на пригорке — мухоморы. Растерялся Прошка: «Что собрать в лукошко?»
Раскрываю я коробки: тут — шурупы, тут отвертки. Я шурупы закручу и братишку научу.
От зари и до зари строят домик муравьи. Коль работа спорится, муравейник строится.
Около корыта — трое поросят. Просят поросята корки у ребят. Красные арбузы кушают ребята, корки от арбузов бросят поросятам.
Рассердилась Маргарита и была на нас сердита. Маргариту рассмешите и еще рас-тор-мо-ши-те!
Нарядился таракан в ярко-рыжий сарафан. Таракану говорят: «Поразительный наряд!»
Предложили кобре поиграть на домре. Кобра поиграла и добрее стала.
Хранится в квартире старинный портрет, и смотрит с портрета любимый мой дед. Но он на портрете не старый совсем. Ему на портрете примерно лет семь.
В парке драка средь ворон. В драке был большой урон: ровно тридцать три пера. Драка длилась до утра.
Прорычал медведь в берлоге. Промолчал сурок в норе. Прорычали, промолчали — и проснулись на заре.
В коридоре, у порога, растянулись два бульдога. Охраняют коридор — не пройдет в квартиру вор.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
Забрел бобер в дремучий бор. Нашел бобер в бору топор. Принес топор бобер Петру, он обронил топор в бору.
Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже.
Кряква крякает: «Кря-кря!» Кряква крякает не зря. Рядом с кряквой ряска есть. Приплывайте ряску есть.
В огороде Прокоп собирает укроп. Уже у Прокопа короб укропа.
Мышь шуршала: шур-шур-шур. Кот мурлыкал: мур-мур-мур. Кролик прыгал: прыг-прыг-прыг. Воробей пел: чик-чирик!
Дрозды на дереве сидят, рябину дружно теребят. Дрозды дружны, дрозды — друзья. Дроздов огромная семья.
Барсучиха с барсуком причесались гребешком. Барсучонку для прически подарили три расчески.
Кудрявый баран бил в барабан.
Три серые кошки играли на ложках. А маленький Жора был дирижером.
Испек сурок сырный пирог. Пирог у сурка сыроватый слегка.
Приходил Борис к Барбосу, карамель Барбосу бросил. Карамельку «Барбарис» Барбос быстренько разгрыз.
У кудрявого барашка раскрутились вдруг кудряшки. Парикмахер рядом был. Он кудряшки закрутил.
На пригорке у реки подросли боровики. Самый рослый боровик погрузили в грузовик.
Разгорается костер, начинаем разговор. До рассвета просидим, у костра проговорим.
Громко гром прогрохотал, горожан гром разогнал. Гром грохочет, гром гремит. На кого же гром сердит?
Простудился поросенок: по росе бродил спросонок. Хрипло хрюкает: «Хрю-хрю! Утром встретил я зарю!»
Разорвал Трезор шнурки, разбросал кругом коньки. Как же будем мы кататься? Надо в этом разобраться.
Рак на травке загорал. Грека в реку вдруг упал. Рак нырнул за Грекой в реку. Из реки достал рак Греку.
Стоит муравей у закрытых дверей. Откройте ему муравейник скорей.
По кривому переулку осторожно кралась Мурка. Пригорюнились мышатки: Знают муркины повадки.
Гордится графиня граненым графином. Граненый графин у графини один.
У раскрытой книжки прыгали мартышки. Прыгали, кричали, строчки разбирали.
Хороши в пруду порядки: караси играют в прятки. Рыбаки искать старались — караси в пруду скрывались.
Брёл по речке Боря вброд, обронил свой бутерброд. Не пропали хлеб и сыр: был у рыб прекрасный пир.
Разбираем мы игрушки: вот конструктор, вот зверушки, разноцветные машинки и фонарики в корзинке.
Шел хорек, нашел дыру и устроил в ней нору. Широка, просторна норка для хорька и для хорчёнка.
Корова Бурёнка ругает телёнка: — Зачем за овражком бодался с барашком?
Варя варенье варила в кастрюле, куклы-подружки без Вари уснули. Скучно подружкам без Вареньки было. Варя в кастрюле варенье варила.
Под крышею крыса в каморке живет, вдруг серая кошка по крыше идет. — Сударыня крыса, каморку бросайте, здесь серая кошка, скорей удирайтев
Комарик играет романсы на скрипке, В прозрачном пруду хороводятся рыбки. Рыбешки под музыку рты раскрывают, негромко романсы они распевают.
Убирает дворник двор, подгребает разный сор. Рядом с ним бродячий кот моет грудку и живот.
На широком тротуаре мы мелками рисовали. Натюрморты и портреты ярким солнышком согреты.
У Варвары в сарафане карандаш простой в кармане. Нарисуй, Варвара, речку и кудрявую овечку.
Под речной корягой рак не устроится никак. Рак рассержен, рак расстроен, дом у рака не устроен.
— Сколько рогов У пары коров? — У пары коров две пары рогов.
Пир устроил пёстрый дрозд: съел рябины красной гроздь. Гроздь рябины велика, дрозд подрос наверняка.
По дорожке, по тропинке две подружки, две Маринки прошагали, проскакали и вприпрыжку пробежали.
Расхрабрился воробей: прыгнул в мартовский ручей, а теперь на брёвнышке сушит свои перышки.
Вера в сквер вчера ходила, вера веер уронила. Разыщите веер в сквере и верните веер Вере.
Разразился в море шторм. Альбатрос взмахнул крылом. Не страшится птица шторма, в шторм на море больше корма.
Продают на рынке рыжики в корзинке, грузди, сыроежки продают в тележке.
Сыр сорока раздобыла. Сорок дырок в сыре было. Сыр сорока поклевала: сыра с дырками не стало.
За забором Борис посадил барбарис. Кустик барбариса перерос Бориса.
Краб вскарабкался на трап и пополз по трапу краб. Краб по трапу проползет, с трапа краб не упадет.
У тетерева и тетёрки тетеревята на горке. Эти пять тетеревят три травинки теребят.
Тараканы прибежали, квартирантов мы не ждали. Церемониться не стали: тараканов мы прогнали.
Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке. Срочно строчит сорок строчек: растет дочка, как росточек.
Как на утренней на зорьке два Петра и три Федорки соревнуются с Егоркой говорить скороговоркой.
Бурундук шел к барсуку, а барсук — к бурундуку. Полдороги прошагали и друг друга повстречали.
У барана — беда: не растет борода. Баран от природы совсем безбородый.
В сарае у Нюры разные куры. Две черных — чернушки. Три пёстрых — пеструшки.
Уронил воробышек перышко в траву, и спросил воробышек мудрую сову: «Как найти пропажу посреди травы?» «Отрастет вновь перышко», — был ответ совы.

Послушай скороговорки. Четко, выделяя звук РЬ, произнеси их 3-4 раза. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость и четкость произношения.

В квартире у Катерины прекрасные картины.

В театре на премьере много зрителей в партере.

Варя и Марина варили варенье из рябины.

Во дворе Бориса много барбариса.

Марина маринует грибы.

На горе, на пригорке, тридцать три Егорки.

На грядке у Федоры - редька, репка, помидоры.

На кровати перина, на перине Марина.

1 Рига - сарай для сушки скошенной травы и зерна.


Не играйте зебрята с тигрятами!

Перед турниром тренер проводит тренировки.

Перед январем декабрь, перед декабрем ноябрь.

Поперек реки пробирается паром.

Перепелка перепелят прячет от ребят.

Три трещотки на воротах, три трещотки на заборе.

Тридцать три вагона в ряд все по рельсам тарахтят.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

У Вари на бульваре варежки пропали.

У Ирины, у Ирины резеда и георгины.

У редьки и репки корень крепкий.

Юре Борю не переспорить.

Закрепление произношения звуков Р, РЬ в рассказах

Четко, выделяя звуки Р, РЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком РЬ.


РВАНАЯ РУБАХА

Сережа играл с ребятами во дворе. Он полез на дерево и порвал рукав у новой ру­бахи. Испугался Сережа, что мама его отру­гает. Пришел домой и спрятал рубаху в гряз­ное белье. Скоро мама пришла с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстрои­лась мама. Позвала Сережу и говорит: «Я тебя, Сережа, накажу. Но не за то, что ру­башку порвал. А за то, что правду скрыл!»




24. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ Р - РЬ НА СЛУХ

Звуки Р - РЬ ребенок обычно смеши­вает не в произношении, а только на слух (вместо слов рыба, брюки, береза крайне редко можно услышать риба, бруки, бе роза).

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

Работа по дифференциации звуков Р - РЬ на слух помогает не только более четкому, осознанному произношению, но является основой грамотности письма.


Дифференциация изолированных звуков Р - РЬ

Возьми картинки-символы звуков Р и РЬ из Приложения 1. Послушай, а затем изо­
брази, как рычит мотор самолета (Р), как тарахтит вентилятор (РЬ).

Обрати внимание на разницу звучаний: когда произносим Р, звук резкий, твердый; когда произносим РЬ, звук ласковый, мягкий.

Возьми из Приложения 3 символы твердого и мягкого звуков и объясни, какой звук Р или РЬ изображают домики с сердитой рожицей (твердый звук) и с веселой рожицей (мягкий звук).

Показывая поочередно на разные картинки-символы, протяжно произнеси соответ­ствующие звуки. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Р - РЬ в словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками Р и РЬ в названиях из Приложений 15 и 16, переверни их и смешай. Положи символы звуков Р и РЬ из Приложения 1. Бери по одной картин­ке и клади рядом с символом, называя звук Р или РЬ, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Р - РЬ в словах с подобным звучанием. Формирование навыков звукового анализа

Глядя на картинки-символы из Приложений 1 и 3, назови звук Р или РЬ, который спрятался в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Равнина - рябина. Радио - рядом. Район - ремонт. Рама - Ряба. Роза - рева. Руки - рюмки. Рюкзак - рукав. Кора - коряга. Гора - горят. Порог - берем.


Народ - вперед. Корова - рева. Морозы - березы. Варю - беру. Игра - наряд. Куры - кудри. Грибы - рыбы. Жарить - жабры. Рожки - сережки. Кричать-рычать. Шары - шарики. Пожарить - пожары. Жар - жарь. Ударь - удар.

Дифференциация звуков Р - РЬ в наборе слов.

Р – Л


Боронила борона неборонованное поле.

Варвара варила, варила, да не выварила.

Галка кротка, да палка коротка.

Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

Кириллу на рынке купили крынку.

Король - орёл, орёл - король.

Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?

Купила бы я, накупила, да купило притупило.

Лара и Валя играют на рояле.

Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Орёл - на горе, перо - на орле.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.

Под потолком-полком полколпака гороху.

Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.

Корабль лавировал, лавировал, лавировал, лавировал, да не вылавировал.

Была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру - Лавру про Фрола наврёт.

Короб корок корова съела.

Молчи, пора рожь толчи!

Не рад Ларя, что кисель кисел.

Погода размокропогодилась.

Пойду в лес по рябую корову.

Пришёл Панкрат с домкратом.

Баран-буян залез в бурьян.

Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.

В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Воробьи - под кровлю, а сова - на ловлю.

Выкроен,выкроен клин с приподклинком.

Грызёт белка орех, а ребятам - смех.

Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.

Из-под кислого молока, из-под простокваши.

Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.

Летели три вороны - черны,пёстроголовы.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Люди - с базара, Назар - на базар.

Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу.

Морская волна сильна и вольна.

На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

На полице в коробице полтора каравая лежит.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Пётр пень пилил пилой, распилил весь пень пилой.

По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.

Под деревом тетерев тетерева встретил.

Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Прохор ехал в Харьков, а Захар - из Харькова.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Съел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Через рвы, через горбочкишли мы в лес по грибочки.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Два дровосека, два дроворуба,два дровокола.

Карп Карпыч

У Карпа Карпыча

Карпа купил.

Кашевар кашу варил, подваривал, да недоваривал.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: - Грабь!

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

Пилил Филипп поленья из лип, притупил пилу Филипп липовыми поленьями.

По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, нужно колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

Ты, молодец, скажи молодцу - пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец телёнка привяжет.

Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Шёл Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.

Белые бараны били в барабаны, без разбора били - лбы себе разбили.

В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.

Дали Клаше

каши с простоквашей;

ела Клаша

кашу с простоквашей.

Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.

Ест Федька кисель с редькой, ест редька с киселём Федьку.

Как у нас погода размокропогодилась: на дворе подворье всё поразмокло.

Клюёт курица крупку, курит турок трубку. Не клюй, кура, крупку, не кури, турок, трубку.

Летала гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.

На болоте, на лугу стоит миска творогу. Прилетели две тетери, поклевали - улетели.

Неделю Емеле прясть короб кудели, а Емелиной дочке - прясть одну ночку.

Отворяй, Варвара, ворота,

Коли не враг за воротами,

А врагу да недругу

От Варвариных ворот - поворот.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок, сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

У Ипата к пирогам борода с лопату, а увидел дубину - борода клином.

Два дровосека, два дроворуба, два дровоколадров накололи, двор переполнили.

Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло,да не оброни зерна горохова.

У Карпова двора укатана гора. Кто укатал? Карповы дети укатали, раскопали, перекопали.

Шла бабка из клети, просыпала крупку. - Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!

Два дровосека, два дровокола, два дроворубаговорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз - гора,

две горы, три горы.

Иван-болван

Кочерыжку ковал,

Да не выковал,

На базар выносил,

По три денежки просил,

Да не выпросил.

Летит гусь на Святую Русь.

Русь,не трусь,

Это не гусь,

А вор-воробей,

Вора бей -

Не робей!

Полине купили пенал, Петьке купили кепку. Полина покупкой довольна, Полина за покупку поблагодарила, Петька за покупку не поблагодарил.

Козёл-мукомол кому муку молол, а кому не молол.

От того, кому молол, получал пироги;

От того, кому не молол, получал тумаки!

Вот так Ермак: посеял мак. Расцвёл мак. Вот так Ермак: пожал мак, смолотил мак, продал мак - вот так Ермак!

На дворе - трава, на траве - дрова, за двором - дрова, под двором - дрова,дрова вдоль двора,дрова вширь двора. Надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.

Портной Пото играл в лото, и портниха Пото играла в лото. Но портной Пото не знал про то, что портниха Пото играет в лото.

Пошёл Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пяток лопат. Пошёл через пруд, зацепился за прут. Упал Ипат, пропали пять лопат.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать.

Три дровосека, три дроворуба, три дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, до порыостры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.

Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу, любо нам глядеть на Любу.

Шли семеро стариков, говорили старики про горох. Первый говорит:«Горох хорош!» Второй говорит: «Горох хорош!» Третий говорит: «Горох хорош!» Четвёртый говорит:«Горох хорош!» Пятый говорит:«Горох хорош!» Шестой говорит:«Горох хорош!» Седьмой говорит:«Горох хорош!»

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

На горе, на пригорке стояли двадцать два Егорки.Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка, четыре -Егорка, пять - Егорка, шесть - Егорка, семь - Егорка, восемь - Егорка, девять - Егорка, десять - Егорка, одиннадцать - Егорка, двенадцать - Егорка, тринадцать - Егорка, четырнадцать - Егорка, пятнадцать - Егорка, шестнадцать - Егорка, семнадцать - Егорка, восемнадцать - Егорка, девятнадцать - Егорка, двадцать - Егорка, двадцать один - Егорка, двадцать два - Егорка.

У детей бывают трудности с произношением отдельных звуков. Среди них особенно выделяется звук «р». Множество родителей переживают за своих детей из-за этого «непослушного» звука! Чтобы вместо «рыба» ваш малыш с улыбкой не отвечал «селедка», нужно регулярно тренировать произношение. Помогут в этой работе скороговорки на «р». Если периодических их повторять, речь ребенка со временем исправится.

Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?

Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь - важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:

  • слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
  • беспрерывная «болтовня»;
  • недоразвитая дикция;
  • чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
  • громкий или тихий голос.

Почти все недостатки речи исправимы.

Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.

Игры для детей - естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.

Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы

Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.

  1. Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
  2. До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
  3. К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
  4. К пяти - Ш; Ж; Ч; Щ.
  5. А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».

Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.

Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:

  • упражняют артикуляцию звуков;
  • помогают освоить правильную речь;
  • исправляют ошибки;
  • устраняют косноязычие;
  • развивают слух и фонетическое запоминание.

Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.

Автоматизация скороговорки на «Р»

Перед тем, как проговаривать скороговорку на букву «Р», нужно запомнить правила.

  • Сначала ее лучше проговаривать медленно, усваивая комбинации звука и четко произнося каждый из них. Если вы учите скороговорку на «Р» с ребенком, этап обучения такой же. Каждое слово произносится отдельно: четко и медленно.
  • Не стоит ожидать, что малыш сразу повторит фразу. Не злитесь, если он говорит несколько иначе, чем требуется.
  • Занятие длится максимум десять минут.
  • А вот повторять занятие можно сколько угодно.
  • Кроме говорения скороговорки с «Р», ее напевают или нашептывают. Также полезно говорить с разным тембром голоса, скоростью, интонацией и так далее. Главное, чтобы каждый звук произносился четко. Это должно контролироваться.
  • Когда в четкости сомнений нет, проговаривают скороговорку с буквой «Р» как можно быстрее.
  • Перед заучиванием скороговорки на «Р», желательно провести логопедическую гимнастику для разогрева и укрепления органов артикуляции.

Что нужно делать перед тем, как заучивать скороговорки с буквой «Р»

Итак, приступим к практической части. Этот звук наверняка тревожил многих родителей. Если следовать рекомендациям логопеда, и уделять упражнениям со скороговорками на букву «Р» должное внимание, ребенок научится не только правильно выговаривать звук, но даже сможет зарычать, как львенок!

Занятие начинают с разминки - чистоговорки на «Р». Пример:

  • ру-ру-ру, скачет кенгуру;
  • ра-ра-ра, у лисы нора;
  • ры-ры-ры, летают комары;
  • ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
  • рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
  • ря-ря-ря, новый день календаря;
  • ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.

Закончив чистоговорки на «Р» с двумя буквами, слегка усложняют задачу:

  • арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
  • ары-ары-ары, как поют гитары;
  • уры-уры-уры, просят пшена куры;
  • оры-оры-оры, мы увидим горы.

Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше

После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:

Приготовила актриса

Тридцать три и три ириса.

Подарила все ириски

Грише, Мише и Бориске.

За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».

Морковку на терке растирает Артем.

Все бобрята - добрые ребята.

Протрубили в трубы трое трубачей.

Иришка - сестра Маришки.

Рыбы - в аквариуме, а кобры - в террариуме.

Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:

Ворота, Варвара, отвори,

У двора дрова поколи.

Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:

Украл у Клары Карл кораллы,

А Клара украла у Карла кларнет.

Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:

Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.

Когда достигнута автоматизация в проговаривании скороговорки на букву «Р», вне зависимости от сложности, вы заметите, что звук, произношение которого так тревожило недавно, уже говорится по-другому.

Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.