Компетентностно ориентированного обучения. Компетентностно-ориентированное обучение как основа повышения качества профессиональной подготовки обучающихся лицея. Технология развития критического мышления

Таблица 1

Традиционное обучение

обучение

Преподавателю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме

Преподавателю следует ставить перед студентами общую (стратегическую) задачу и описывать тип и характеристики желаемого результата на перспективу. Преподаватель предоставляет информационный модуль или указывает начальные точки поиска информации. Ценность КОО - студент и преподаватель могут взаимодействовать на самом деле, как равные и равноинтересные друг другу субъекты, потому что компетентность не определяется знанием и возрастом, но количеством успешных проб

Жизненно важные идеи и понятия узнаются благодаря прямому изложению преподавателем или вопреки ему, поскольку в содержании образования они напрямую не обсуждаются, изучаются же квазипроблемы вместо жизненных проблем (в соответствии с темой, записанной в программе)

Студенты вычленяют значимую для решения проблемы информацию, саму проблему уточняют по мере знакомства с информацией, как это и бывает при решении жизненных проблем, т.е. нет заранее заготовленного задания или проблемы, с примерным набором готовых решений

Управленческие дисциплины преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению

Управленческие дисциплины преподаются как система лабораторных и тестовых заданий. Проблематика истории науки преподается в широком гуматитарном контексте как блоки исследовательских и квазиисследова- тельских задач

Учебное и профессиональное познание строится на четко логической основе, оптимальной для изложения и усвоения

Учебное и профессиональное познание строится по схеме разрешения проблем

Основная цель лабораторных работ - формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов

Материалы лабораторных работ побуждают студентов выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в аудиториях. Это позволяет в ходе учебной работы сравнивать, сопоставлять и самостоятельно выбирать результаты на основе своих данных

Окончание табл. 1

Традиционное обучение

Компетентностно-ориентированное

обучение

Изучение материала в ходе лабораторных работ и практических занятий следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изучаемых понятий и представлений. Это имитация исследования

Студенты сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах и практических занятиях прежде, чем они будут изучены на занятии. При этом каждый вырабатывает свою меру самостоятельности сам

Практические занятия должны быть спланированы преподавателем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми студентами, которые четко придерживаются инструкций и рекомендаций к выполняемым заданиям

В практических занятиях студентам предоставляется возможность самостоятельно планировать, пробовать, пытаться, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

Для настоящего понимания изучаемого содержания студенту следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера с встроенными готовыми выводами и оценками

Студенты подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме. Работа идет как сравнение разных точек зрения и привлечение необходимых фактов

С введением КОО возникает вопрос - как должна измениться система оценивания учебных (и не только учебных, но и научных, квазипрофессиональных) достижений?

На сегодняшний день ответ может содержать лишь гипотезы, которые нуждаются в научном подтверждении и ждут своих исследователей. А именно: компетентность™ подход позволит оценивать реальный, отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный студентом. То есть изменение должна претерпеть в первую очередь система оценивания уровня достижений студента. Оцениваться должно умение решать проблемы, которые ставит перед ним жизнь и выбранная профессиональная деятельность. Для этого образовательный процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нем появились «пространства реального действия» , своеобразные «инициативные учебные производства». Производимые продукты (в том числе и интеллектуальные) выполняются не только для преподавателя, а для того, чтобы конструировать и получать оценку на внутреннем (вузовском) и внешнем (общественном) рынке.

Образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, ЗУНов и опыта деятельности студента, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации компетенций. Так, А. В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций :

I. Ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

II. Общепредметные (базовые) - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

III. Предметные (специальные) - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции конструируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Ключевые и общеобразовательные компетенции всегда проявляются в контексте предмета или предметной области (или предметной компетенции) и обнаруживаются в личностно-значимой деятельности. Нельзя вывить непроявленную компетентность.

Предметные компетенции связаны со способностью привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета.

Профессиональные компетенции. В отечественной педагогической науке имеются предпосылки для разработки компетентностного подхода в профессиональном образовании, которые отвечают современным реалиям. В дидактике высшей школы есть опыт рассмотрения результатов образовательной деятельности как некоторых интегральных характеристик личности, который хорошо согласуется с идеями компетентностного подхода.

С позиций компетентностного подхода результатом профессионального образования является компетентность, которая определяется как готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.

В понятие «профессиональная компетентность» педагога включаются следующие компоненты:

  • личностно-гуманная ориентация, умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать,
  • свободная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями .

Под профессиональной компетентностью преподавателя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность», в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т.е. «умеет делать». Способности - индивидуально-психо- логические особенности-свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности .

Профессиональная компетентность определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу .

Компетентностный подход проявляется в понимании профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Выделение в профессиональной компетентности ключевой, базовой и специальной компетентностей достаточно условно, они взаимосвязаны, могут проявляться одновременно.

Ключевые, базовые и специальные компетенции, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности, с использованием определенного образовательного пространства.

Базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые - пронизывать алгоритм их решения.

Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной деятельности.

Сущностными характеристиками компетентностно-ориентирован- ного подхода в высшем профессиональном образовании образования являются:

  • усиление личностной направленности образования: необходимо обеспечить активность студента в образовательном процессе, а для этого - увеличить возможности выбора и сформировать обобщенные способности выбора;
  • развивающая направленность и построение возрастосообразного образования;
  • ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах:
    • 1) осознание самоценности каждой личности, ее уникальности,
    • 2) неисчерпаемость возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития,
    • 3) приоритет внутренней свободы - свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

Для построения профессионального образования, ориентированного на компетентностный подход, педагог должен по-новому понимать свою профессиональную деятельность. Необходима смена позиции преподавателя на позицию «педагогической поддержки» студента. Умение согласовывать педагогические интересы с интересами будущего профессионала - необходимый профессиональный навык педагога.

Ориентируясь на цели, можно наметить следующие образовательные стратегии, ориентированные на развитие компетенций:

I. Практико-ориентированное модульное обучение.

И. Обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений).

III. Социальное взаимодействие в обучении.

В данных стратегиях оценивается каждый студент, приобретенные им знания, умения, компетенции посредством экспертной оценки и самооценки.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Сформулируйте основную цель подготовки компетентностного специалиста. Классифицируйте образовательные компетенции.
  • 2. Охарактеризуйте уровни профессиональной компетенции преподавателя.
  • 3. Каковы истоки идеи компетентностного подхода?
  • 4. Чем, по-вашему, различаются понятия «компетентность» и «компетенция»?

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Найдите «за» и «против» развития личностно-ориентированной парадигмы образования и внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования в Высшей бизнес-школе. Обоснуйте каждый из тезисов.
  • 2. В течение семестра студент плохо занимался, пропускал пары, получал двойки за коллоквиумы. Но на экзамене он получил «5». Как оценить достижения этого студента?

Компетентностно -ориентированные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС

КОМПЕТЕНТНОСТНО -ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

С.Н. Болотина

г. Белгород, Белгородская область

ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»

В условиях современной системы профессионального образования организация образовательного процесса определяется компетентностным подходом, который направлен на формирование общих и профессиональных компетенций, являющихся основой конкурентоспособности личности.

Модульно - компетентностная модель образования определена ФГОС и направлена на формирование определенной системы компетенций, необходимых молодому человеку для успешной социализации в современном мире. Поэтому, актуальной является проблема выбора наиболее эффективных технологий, направленных на формирование компетентностных основ личности обучающегося.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике . Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность .

Применение компетентностно - ориентированных образовательных технологий в учебном процессе является наиболее значимым направлением совершенствования подготовки современного специалиста. Компетентностно- ориентированные технологии разнообразны. Например, в практике профессионального образования применяются модульная технология обучения (Т. Шамова, П. Третьяков, И. Сенновский), проблемно-эвристическая технология (А.В. Хуторской), обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии (Е.С. Полат), метод анализа конкретной ситуации (case-study), игровые технологии.

Эти технологии обучения направлены на моделировании или использования реальной ситуации в целях ее анализа, выявления проблем, поиска альтернативных вариантов решения и принятия оптимального решения проблем.

Использование компетентностно- ориентированных технологий позволяет каждому обучающемуся быть включенным в процесс познания, при этом идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, т.е., обучающиеся не только получают новое знание, но и активизируют саму познавательную деятельность, переводя ее на более уровень сотрудничества, обогащая субъектный практический опыт.

Развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно структурировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления это реальные показатели применения компетентностно- ориентированных технологий. Так, работая над созданием проекта или решая практическую ситуационную задачу обучающиеся самостоятельно приобретают знания из разных видов источников, учатся применять имеющиеся знаниями для решения познавательных и практических задач в стандартных и нестандартных ситуациях, приобретают коммуникативные умения, направленные на конструктивный диалог, взаимодействуя в группе приобретают опыт культуры делового общения, аргументированно отстоять свою точку зрения, развивают исследовательские умения, связанные с выявления проблем, сбора и отбором необходимой информации, выдвигать гипотезы. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Применение игровых технологий на учебных занятиях является важным средством формирования профессиональных практических умений и способов профессиональных действий. Содержание и сам процесс изучения выступают инструментом, обеспечивающий качество освоения профессиональных знаний, формирования общих и профессиональных компетенций.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень учебной и познавательной мотивации, основанной на мыслительной активности обучающихся, является проблемно – диалогическая технология. Суть проблемно – диалогического обучения заключается в том, что в процессе решения познавательных вопросов и задач, обучающиеся в совместной деятельности с преподавателем овладевают новыми знаниями, и способами действий, формирующими их логику мышления, творческую самостоятельность, являющиеся основой формирования компетенций. Проблемно-диалогическое обеспечивает творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного преподавателем диалога. И, важно отметить, что применение на учебном занятии проблемно-диалогических методов позволяет преподавателю создать оптимальную деятельностную обстановку, позволяющую каждому обучающемуся включиться в процесс познания. Сначала через организацию побуждающего или подводящего диалога преподаватель помогает обучающимся поставить учебную проблему, чем вызывает интерес к новому изучаемому материалу, формируя познавательную мотивацию, а затем, применяя побуждающий или подводящий диалог, преподаватель, организует процесс поиска решения. Это эффективный путь формирования способности видеть, формулировать и конструктивно решать проблему. Важно отметить, что показателем системы проблемных задач является самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. Видение новой проблемы в знакомой ситуации, видение функции объекта, осознание структуры объекта, поиск альтернативы решения или способа решения; комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой.

Актуальным аспектом в системе профессионального образования является организация учебного процесса на основе метод анализа конкретной ситуации (case-study). Применение этого метода на учебных занятиях позволяет повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание ее содержательных аспектов, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом обучающимся предлагается осмыслить реальную ситуацию, которая одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы и при этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Практический опыт показывает, что применение компетентностно- ориентированных технологий в системе современного профессионального образования является необходимым условием для подготовки успешных специалистов, так как они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем включения их в активную учебно-познавательную деятельность, при этом учебная информация переходит в личностно- значимое знание обучающихся, а способы деятельности в личностно- ценностный опыт.

Таким образом, становится, очевидно, что применение компетентностно - ориентированных технологий – это путь получения гарантированного качественного образовательного результата. Так как, в основе самого определения образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты, а именно образовательный результат, способ взаимосвязанной деятельности участников образовательного процесса. Компетентностно - ориентированные образовательные технологии создают условия для развития личности обучающегося в учебной деятельности, формирования общих и профессиональных компетенций, освоения различных видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС.

Список литературы

    Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.

    Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. / Д.А. Иванов, К.Г Митрофанов, О.В. Соколова- М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

    Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2005. – 474 с.

    Никонова, Т.В. Кейс-стади в профессиональном образовании. Учебно-

методическое пособие / Т.В.Никонова – Пермь: Изд-во ПКИПКРО, 2008 – 48с.

    Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб, – метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательство «Академия», 2004. – 281 с.

    Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.








Образовательная компетенция Совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности




Компетентность владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности; уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.


Иерархия компетенций: Ключевые компетенции – относятся к общему (мета предметному) содержанию образования; Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие определенное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов




Значение культурной традиции: Отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенным этапе его развития, которые прошли в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли практическую апробацию, что гарантирует отделение утопических проектов от реализуемых. Формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и педагогических. Определяя программу деятельности, общения, поведения субъектов конкретной исторической эпохи, она определяет общую направленность педагогическим стереотипам.


Специфический механизм, во многом задающий общую направленность общественного развития. Ведь именно на потенциях и предпосылках, создаваемых культурной традицией, базируются творческие инновации, благодаря которым преодолеваются соответствующие, отжившие свой век стереотипы человеческой деятельности и происходит развитие общества» Э.С. Маркарян


Особенности педагогических инноваций: Предмет педагогической инновационной деятельности – личность, неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями; Зависимость от объективных условий в виде социального заказа или востребованности обществом; Психологическая готовность педагога к принятию и реализации педагогических инноваций.


Принципы эффективного выбора и использования технологий в учебном процессе: Важна не информационная технология сама по себе, а то, на сколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей; Более дорогостоящие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. Очень часто наиболее эффективными оказываются достаточно привычные и не дорогостоящие технологии;


Принципы эффективного выбора и использования технологий в учебном процессе: Результат обучения существенно зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления разработанных программ, курсов, методик; При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей.


Обобщенные педагогические технологии: Проблемное обучение: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучаемыми познавательных задач, решая которые, они активно усваивают знания. Развивающее обучение: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию


Обобщенные педагогические технологии: Дифференцированное обучение: усвоение программного материала на различных планируемых занятиях, но ниже обязательного стандарта; Концентрированное обучение: глубокое изучение предметов за счет объединения знаний в учебные блоки;


Обобщенные педагогические технологии: Модульное обучение: самостоятельная работа обучаемых с индивидуальной учебной программой; Дидактическая игра: самостоятельная познавательная деятельность направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации;


Обобщенные педагогические технологии: Активное (контекстное) обучение: моделирование предметного и социального содержания будущей деятельности (в т.ч. профессиональной); Обучение развитию критического мышления: развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.


Базовая модель специалиста педагога-технолога: Знание основ НОТ и умения как ролевых характеристик личности педагога. Умения организации личного труда (ОЛТ). Организаторские способности (ОС) как часть педагогических способностей, организации коллективного труда. Социальные установки и интеллектуальные свойства организатора как часть личностной оценки педагога.


Базовая модель специалиста педагога-технолога: Знания теории и истории развития педагогических технологий (ПТ). Знания и умения по разделу «Методы интенсификации процесса обучения». Педагогическая квалиметрия (деловые игры, тестирование, педагогические стандарты). Знания и умения по разделу «Новые информационные технологии обучения».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахстанско-Корейский колледж Квансон

Курсовая работа

на тему: «Компетентно-ориентированное обучение на основе инновационных технологий»

Выполнил:

Студент гр. 11МПО ЭМ

Форофонтов П.Ю.

Проверила:

преподаватель Снегирева Е.Е.

Усть-Каменогорск 2014

Введение

1.1 Виды компетенций

1.2 Компетентностный подход в профессиональном образовании

Введение

Английское слово «competence» обозначает квалифицированность, способность, годность и компетентность. Уровень компетентности рассматривается как система знаний в противовес понятию профессионального уровня, понимаемого как степень сформированное умений и навыков.

В данной курсовой работе мы хотели дать полные смысловые нагрузки понятиям компитенция и компетентность, разъяснить различия между ними и указать на важность правильного использования приемов компетентно-ориентированного обучения на основе инновационных технологий в методике преподавания.

Компетенция - на развитие каких способностей направлен предмет.

Компетентность - уровень квалифицированности преподавателя.

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития её человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования и его качеством. Качество современного профессионального образования понимается как мера соответствия образовательного результата запросам государства, общества и личности. Существенным сдерживающим фактором экономического роста Казахстана становится дефицит трудовых ресурсов, уже сейчас остро ощутимый в сфере производства. Поэтому от структуры и качества подготовки кадров, осуществляемой системой профессионального образования, зависит конкурентоспособность предприятий и развитие экономики страны в целом. В последнее время функционирование и качество образования вызывают серьезные нарекания основных "заказчиков" - государства, общества, работодателей. Особо актуальной проблемой в краткосрочной и среднесрочной перспективе становится обеспечение качества выпускников начального и среднего (довузовского) профессионального образования в силу их реального дефицита на рынке труда. компетенция обучение профессиональный инновационный

На протяжении последних 40 лет экономика Казахстана функционировала в условиях растущей численности трудоспособного населения. Этот благоприятный период завершился, и в течение следующих десятилетий она будет резко сокращаться. По результатам исследований, в предстоящее 20-летие трудоспособное население покинет около 500 тысяч человек. Сокращающаяся численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст в 2006-2025 гг., возместит убыль рабочей силы только наполовину. Благоприятная миграционная ситуация позволит возместить еще 7-8% выбытия. Однако этого недостаточно для полного восстановления трудового потенциала: в 2025 г. его численность будет на 1/5 меньше, чем сегодня.

Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей регионов: формирование заказа на качество профессионального образования не только и не столько в формате "знаний" выпускников, сколько в терминах способов деятельности; появление дополнительных, не актуализированных ранее требований к работникам, связанных с общими для всех профессий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности, такими как способность, к "командной" работе, сотрудничеству, к налаживанию социальных связей, к непрерывному самообразованию, умения разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией и т.д. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования - о профессиональных компетенциях.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: "компетенция" и "компетентность".

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий "компетенция" и "компетентность", как не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций.

Андрей Викторович Хуторской - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, различая эти понятия, предлагает следующие определения.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенции. Включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

То есть компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Различают несколько видов компетенций: общие, предметные, надпредметные, профессиональные, надпрофессиональные и др.

Общими (ключевыми) компетенциями должен обладать каждый человек, уже сам термин указывает на то, что они являются "ключом", основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности, они используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. В европейском проекте "Определение и отбор ключевых компетенций" ключевые компетенции определяются как важные "во многих, жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества".

Объект курсовой работы: Система технологического и профессионального образования.

Предмет курсовой работы: Компетентно-ориентированное обучение с использованием инновационных технологий.

Цели курсовой работы.

1. Изучить понятия компетенции и компетентности в профессиональном обучении. Показать актуальность использования компетентно-ориентированного обучения на основе инновационных технологий.

2. Создать методическую разработку плана урока: «Эпюры. Построение эпюр продольных сил на растяжение»

Глава I. Характеристика компетентно-ориентированного обучения с применением инновационных технологий

1.1 Виды компетенций

Конкретное наполнение понятия "компетенция" связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Таким образом, определено пять ключевых компетенций, которыми "должны быть оснащены молодые люди":

Компетенции общие (базовые, универсальные, ключевые)

политические и социальные

способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно

связанные с жизнью в многокультурном обществе

уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий

относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией

важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком

связанные с возрастанием информатизации общества

Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ

способность учиться на протяжении жизни

в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни

Современная педагогика содержит большое количество различных подходов: системный, традиционный, комплексный, личностно - ориентированный и др. Компетентностный подход в профессиональном образовании является из всех перечисленных выше подходов наименее разработанным.

Свое начало компетентностный подход в профессиональном образовании ведет с начала восьмидесятых годов двадцатого века. Вначале был применен не термин "компетентностный подход в профессиональном образовании", а понятие компетентности. Под компетентностью понималось какое - либо освоенное умение или знание предмета. С течением времени это понятие расширилось, и в педагогику вошел компетентностный подход в профессиональном образовании.

1.2 "Компетентностный подход" в профессиональном образовании

Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами ОУ. Причём компетенции можно понимать и шире, а именно как освоение тех или иных форм мышления и деятельности. Тогда смысл образования человека, состоит в освоении им какой - либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств, позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя как "Я" и быть успешным в данном обществе. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции "усвоения знаний", а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего образования (в том числе и предметного обучения).

Нормативно переход на компетентностно-ориентированное образование в Казахстана закреплен в 2001 г. в Концепции модернизации Казахстанского образования и Приоритетных направлениях развития образовательной системы РК. В Республиканской целевой программе развития образования среди основных направлений обозначено приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. Одним из механизмов успешного решения поставленных задач рассматривается введение в системе профессионального образования образовательных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.

Новые стандарты образования предполагают и компетентностно- ориентированный подход, а значит проектные методы обучения, апробацию различных форм работы, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты обучения самих обучающихся.

Требования к результатам обучения (в том числе к осваиваемым видам профессиональной деятельности, компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям) являются обязательными для выполнения. Определены следующие общие компетенции:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

Организовывать собственную деятельность;

Анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы;

Использовать информационно- коммуникационные технологии, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Для каждой профессии определены и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности.

В чём причина такого интереса к компетенциям и придания им в современном образовании центрального места?

В первую очередь это связано с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации, но и к её быстрому старению, постоянному обновлению, что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности, зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Соответственно претерпели серьёзные изменения и требования к сотрудникам. Мало быть специалистом, надо ещё быть хорошим сотрудником. Место эффективно справляющегося со своими обязанностями исполнителя занял образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределённых ситуациях, умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Компетентностно- ориентированное образование предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности педагогов, в способах оценивания образовательных результатов обучающихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции "усвоения знаний".

Принципиально изменяется и позиция педагога. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций.

Внедрение модели образования, ориентированного на результат, требует совершенствования как систем управления, методической работы, так и подходов к конструированию урока, его содержанию, разработке и внедрению компетентностно-ориентированных заданий. При этом важная роль отводится контрольно-измерительным материалам, предполагающим отслеживание результатов не только знаниевого уровня, но и компетентностного, так как в соответствии с изменившимися требованиями к промежуточной аттестации контрольная работа больше не может являться формой промежуточной аттестации дисциплин, поэтому компетентностно-ориентированные задания должны иметь практическую направленность, социальную и личную значимость, соответствовать уровню образования. Эффективным является решение компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.

В период перехода на новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок - это, прежде всего, компетентностно - ориентированный.

Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, дискуссионная технология, кейс-технология (ситуационный семинар, решение ситуационных задач.

Этот метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения), любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты. Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, ИКТ и др.

Социально-экономические преобразования и формирование свободных рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности, появление конкуренции на рынке труда требуют изменений в сфере профессиональной подготовки специалистов.

В новой концепции развития образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее развитие личности, освоение и реализацию обучающимся ключевых функций, социальных ролей, компетенций в контексте нового подхода. Отсюда ещё более возрастает роль учебной практики (производственного обучения). Она должна быть максимально приближена к условиям современного производства. Успешность профессиональной деятельности выпускников образовательного учреждения обусловлена переходом от процесса получения общетеоретического профессионального образования к формированию комплекса профессиональных навыков, востребованных в трудовой деятельности в условиях свободного рынка.

Соответственно программы учебно-производственных практик должны ориентироваться на непрерывное повышение таких характеристик, как квалификация и уровень подготовки, которые являются составными частями профессиональной компетентности, которая обеспечивается приобретением профессионального опыта работы в процессе поэтапного прохождения всех видов учебных практик.

Главное требование работодателей, предъявляемое к выпускникам - это наличие опыта работы. Во время производственного обучения в лицее учащиеся должны иметь возможность получить этот опыт и, тем - самым, сформировать профессиональную компетентность. Чтобы учащиеся ясно представляли себе сущность и социальную значимость выбранной профессии, нужно чтобы полученные теоретические знания для формирования профессиональной компетентности подкреплялись практическими навыками. Но порой очень низкий уровень организации практик и слабые связи с реальным производством недостаточны для приобретения реального опыта работы. Поэтому организация производственного обучения, максимально приближенного к условиям производства, наша первоочередная задача.

Одной из острых проблем компетентностного образования является проблема учебника. За исключением некоторых, очень немногих, новых учебных книг, ни один учебник не ориентирован специально на реализацию компетентностно-ориентированного подхода. Поэтому построение урока по учебнику, на основе текстов, вопросов и заданий, содержащихся в нем, в условиях компетентностного подхода оказывается совершенно непригодным. При подготовке к уроку чаще всего требуется принципиально иной отбор содержания, включая вопросы и задания. Учебник, конечно, может использоваться, но лишь как одно из вспомогательных учебных или справочных пособий. Более соответствует компетентностному подходу использование одновременно двух-трех учебников различных авторов по одному и тому же курсу. Это позволяет учащимся сопоставлять и анализировать различные авторские подходы к изложению одной и той же темы.

Одной классно-урочной деятельности недостаточно для компетентностного подхода. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она по возможности должна быть организована как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально- индивидуальных и "некомпетентностных" форм работы.

Таким образом, ОУ должно помочь учащимся в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания, самопрезентации и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции.

Наша задача, создать условия для успешной самореализации выпускников. Ведь в ближайшем будущем им предстоит без нашей помощи реализовывать себя.

Компетентностный подход в подготовке специалистов позволяет сформировать такие способности и умения как:

· конкурентоспособность;

· уметь использовать знания по смежной специальности;

· уметь на научной основе организовывать свой труд;

· уметь использовать современные информационные технологии.

Компетентностный подход, конечно, требует совершенствования образовательных технологий. Но именно в современных условиях он является одной из гарантий качества образования.

Подводя итог можно сказать, что компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты. На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования.

1.3 Инновационные педагогические технологии в формировании профессиональных компетенций

Сегодня в казахстанском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.

Понятие "инновация" относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений. В этой работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.

В этих условиях мастеру необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий

Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей учебного заведения социальному заказу.

В настоящий момент в профессиональном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:

1. Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации учебного заведения: от освоения студентов начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении спец.дисциплин, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники колледжей и высших учебных заведений имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в колледжах показал, что:

а) информационная среда колледжа открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для студента в том, что снимается психологическое напряжение общения путем перехода от субъективных отношений "мастер -студент” к наиболее объективным отношениям "студент -компьютер-мастер ”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, а в будущем осознается целенаправленный выбор престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для мастера тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру педагога.

2. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей профессиональной образовательной системы личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ученика в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ученика. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление студенту свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ученик наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и студента. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования студентов.

Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ученика в отдельности, группы, параллели, колледжа в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного студента.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах повышения квалификации и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Модуль - это функциональный узел, включающий предметное содержание и технологию его усвоения. Учебный модуль имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводная, техническая и итоговая.

В вводной части мастер: - знакомит учащихся с общей структурой и содержанием учебного модуля; - определяет цели и задачи познавательной деятельности учащихся в данном учебно-техническом модуле; - кратко в течение 15-20 мин. излагает учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы, стенды и т.д.).

В технической части мастер: - вычленяет основное содержание учебного материала для проработки его в диалогической части; - отбирает активные формы обучения, обеспечивающие диалогическое общение учащихся; - готовит трехуровневые задания разной степени сложности и ответов-эталонов к ним;

Распечатывает раздаточный материал для каждого ученика. В итоговой части мастер осуществляет контроль: - обязательный - тестирование - на выбор учителя (в зависимости от специфики предмета, темы или раздела) - зачет, контрольная работа, тест, практическое задание, лабораторная работа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятия компетенции и компетентности. Взгляды на реализацию компетентностного подхода в школе. Классификация и содержание ключевых образовательных компетенций. Ключевые компетенций на уроках математики в 5-6 классах. Примеры формирования компетенций.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2009

    Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в практику школ. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий. Метод кооперативного обучения. Использование блок-таблиц и структурно-логических схем.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Характеристика педагогических технологий, их классификация. Сравнительный анализ программ по мировой художественной культуре (МХК). Разработка занятий по МХК с использованием метапредметного подхода, мультимедийных технологий и ресурсов сети Интернет.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2013

    Теоретические основы деятельности классного руководителя в условиях компетентностного подхода в образовании. Воспитание и социализация, портрет выпускника современной школы. Разработка внеклассных мероприятий как условие развития компетенций учащихся.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2013

    Концепция модернизации образования и формирование ключевых компетенций, определяющих качество образования. Принципы и требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода. Использование экономических и социальных ситуаций в обучении.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Понятия "компетентность" и "компетенция", их классификация. История становления и философия компетентностного подхода в образовании. Реализация компетентностного подхода подготовки специалистов по управлению качеством в условиях многоязычного обучения.

    реферат , добавлен 26.08.2010

    Понятие инновационных технологий, инновационные подходы к организации обучения. Эффективность внедрения информационных технологий в процессе изучения специальных дисциплин в профессиональном училище. Преодоление барьеров в инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Технология развития: понятие и особенности. Типология уроков с применением педагогических технологий (характеристика современного состояния обучения с применением педагогических технологий). Конспект урока на тему "Простые односоставные предложения".

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Педагогические технологии. Технология развития нововведений в обучении истории. Роль инновационных технологий в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в целях повышения эффективности обучения истории. Метод интерактивного обучения.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Преподавание русского языка в условиях модернизации общего образования. Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода на уроках. Конспекты занятий.

1. Компетентностный подход: технологии реализации

Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой,
и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Обучение представляет собой своего рода социальную систематизированную технологию интенсивного введения человека в культуру специально подготовленными для этого людьми под надзором общества (В.В. Сериков).

Фундаментальными особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения . Это мир информации, которая быстро устаревает. Это мир, где идеи постоянного реконструируются, перепроверяются и переосмысливаются; мир, где никто не может выжить с одним простым способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление к ясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Никогда прежде система образования не готовила учащихся к такой динамике изменений, непредсказуемости, сложности, к такому брожению, смятению и отсутствию одного выделенного направления.

Фундаментальная трансформация самого способа жизни мирового сообщества связана с развернувшимся в середине ХХ века вхождением передовых стран в новое – информационное общество . Здесь информация не просто умножается по объему или усложняется со все возрастающей скоростью, но и приобретает качественно новые функции, сравнимые с базисными функциями землевладения в Средневековье или капитала в Новое время.

Последствия «информационной революции» охватывают все сферы жизни человека, закладывая на нашей планете основы новой «информационной цивилизации» (А. Тоффлер).

Информационная революция имеет существенную антропологическую составляющую, предполагая совершенствование не только техники или технологии, но и самого человека, прежде всего его мышления.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.

Цели образования XXI века , сформулированные Жаком Делором:

  • уметь жить;
  • уметь работать;
  • уметь жить вместе;
  • уметь учиться.

Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности.

В связи с этим, компетентностный подход в образовании, в конечном счете, есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами – это возникновение стратегической установки образования на адекватность.

Образовательная компетенция – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) учащегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

Иерархия компетенций :

  • ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые компетенции:

  • ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях);
        • учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);
  • социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
  • коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);
  • информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
  • здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

  • технологий обучения ;
  • содержания образования;
  • стиля жизни образовательного учреждения;
  • типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Деятельность педагога , имеющего цель достижение уровня компетентности учащегося, должна включать (В.В. Сериков):

  • выявление признаков ожидаемого уровня компетентности учащихся;
  • определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в направлении возрастания полноты, проблемности, креативности, новизны, практичности, межпредметности, конкретности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;
  • введение задач-ситуаций различных типов и уровней;
  • разработка и применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учащихся по преодолению проблемных ситуаций;
  • сопровождение учащихся в процессе создания ими конкретного продукта.

Анализ обобщенных педагогических технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обуенчие

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Вопросы для самоконтроля:

    • Каковы причины компетентностного подхода в организации процесса обучения?
    • С чем связана гуманитарная составляющая технологий компетентностно-ориентированного образования?
    • Каково место компетенций в проектировании технологии обучения?

    Технология развития критического мышления

Болонский процесс, Совет Европы объявили:

  • Образование – важнейший приоритет политики государств;
  • главная цель европейской школы формирование критического мышления;
  • сохранить единое образовательное пространство.

Критическое мышление:

  • Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам (Толковый словарь);
  • Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений (американский учебник по курсу КМ);
  • Систематическое оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях (американский учебник по КМ).
  • Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения (профессор Ральф Х. Джонсон из Канады).
  • Принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить.
  • Мышление, влекущее к самоусовершенствованию.
  • Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения (российская педагогика).

Критическое мышление (Дэвид Клустер):

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное;
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
  • Критическое мышление есть мышление социальное.

Два направления практики развития критического мышления:

  • Преподавание КМ как самостоятельной дисциплины;
  • КМ является методическим стержнем преподавания ряда академических дисциплин, т.е. является не просто одним из предметов, а системообразующим фактором образования.

Цель технологии развития критического мышления :

  • Обеспечить развитие КМ посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.

Исходные научные идеи:
Критическое мышление способствует:

  • Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми:
  • Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
  • Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности;
  • Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

В замысле технологии развития КМ выделяют:

  • Социокультурный контекст : основой является идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни).
  • Технологический контекст : основу составляет модель из трех стадий: 1)Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы; 2)Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова; 3)Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала.
  • Методический контекст : совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания (триединая основа технологии (вызов – осмысление – размышление) задает последовательную структуру занятия и определенное сочетание конкретных методических приемов).

Структура технологии КМ:
3 стадии (этапа):
Первая стадия: вызов (его присутствие на каждом занятии обязательно), позволяет:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;
  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности;
  • побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.

Вторая стадия – осмысление. Позволяет:

  • Получить новую информацию;
  • Осмыслить ее;
  • Соотнести с уже имеющимися знаниями.

3 стадия – рефлексия:

  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • Присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Критерии оценки результата:

  • Оценка (Где ошибка?);
  • Диагноз (В чем причина?);
  • Самоконтроль (Каковы недостатки?);
  • Критика (Согласны ли Вы? Опровергните. Приведите контраргументы);
  • Прогноз (постройте прогноз).

Ограничения:

  • Подготовка специального содержания текстов.
  • Невысокий уровень сформированности у обучаемых умений самостоятельной работы.
  • Нехватка времени на занятии для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.

Вопросы для самоконтроля:

      • Объясните сущность технологии развития критического мышления учащихся. Какие теоретические идеи лежат в ее основе?
      • Что принципиально нового предложено в технологии для реализации компететностного подхода в обучении?
      • Какие средства являются главными в управлении учением в данной технологии?

Литература

Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». - М., 2001. - № 2.

Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., 2002.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.

Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.

Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. - 2000.

Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. - СПб. 1999.

Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. - Мурманск, 1997.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751.

Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3т./Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1998.

Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб., 2001.

Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

Педагогические Мастерские: Франция - Россия /Сост. Э. С. Соколова, И.А.Мухина: Под ред. Э.С.Соколовой; Пер. с фр. - М., 1997.

Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. - М.; Тюмень, 1994.

Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия. - М., 1989. Развитие одаренности детей: (Опыт финалистов Всероссийского конкурса «Преподаватель года России»). - М., 1997.

Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. - М-, 1993.

Федеральная программа развития образования в России. – М., 2000.

Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1994.

Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1994.

Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. - М., 2001.

Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса.- М., 2003.

Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М., 1998.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»).

Шамова Т.П. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя. - М., 1994.

Шамова Т.П., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М., 2001.

4. Метод дебатов

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Дебаты формируют :

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  • развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  • формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  • формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Условия игры : в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

  • провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
  • иметь четкую формулировку;
  • стимулировать исследовательскую работу;
  • иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

  • активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
  • поиск информации с использованием различных источников;
  • систематизация полученного материала;
  • составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

  • формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
  • построение стратегии отрицающей стороны;
  • умение правильно формулировать вопросы;
  • овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
  • овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов

У1 - первый спикер команды утверждения;

О1 - первый спикер команды отрицания и т. д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Таблица

Регламент «Дебатов»

Действие

Время

Выступление У1

Вопросы ОЗ к У1

Выступление 01

Вопросы УЗ к 01

Выступление У2

Вопросы 01 к У 2

Выступление 02

Вопросы У1 к 02

Выступление УЗ

Выступление 03

Роли спикеров

Спикер У1:

  • представление команды;
  • формулировка темы, актуальность;
  • определение ключевых понятий, входящих в тему;
  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);
  • представление кейса утверждающей стороны;
  • заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер 01:

  • представление команды;
  • формулировка тезиса отрицания;
  • принятие определений ключевых понятий;
  • атака или принятие критерия оппонентов;
  • опровержение позиции утверждения;
  • представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Готовимся к уроку

Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:

  • учебный предмет, класс;
  • тема «Дебатов» (несколько вариантов);
  • цель «Дебатов»;
  • принципы формирования команд;
  • виды работы с информацией по теме «Дебатов»;
  • подготовка команд к «Дебатам»;
  • критерии оценки «Дебатов»;
  • форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.

Кодекс чести дебатера включает следующие правила:

Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

Этика дебатера:

При обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

Дебатеры должны спорить в дружественной манере;

Язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;

Дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

Дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

Тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;

Тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

Тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;

Тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;

Отношения между тренерами и дебатерами должны

основываться на взаимном доверии и

Рефлексия

Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».

Литература

Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. - М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.

Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001.

Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. - М.: Народное образование, 1999.

Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.