Конспект занятия "Дифференциация согласных ч-щ. Правописание ча-ща". Звуки и буквы ч-щ Дифференциация звуков ч щ речевой материал

Екатерина Пинюгина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [ч)-[щ]. Буквы Ч, Щ»

Тема : Звуки Щ – Ч .

Цель : Закрепить навык произношения и различения звуков (щ, (ч, развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи (образование сущ. с уменьшительно – ласкат. значением, образование сущ., обозначающих детёнышей животных, развивать звуко – слоговой , языковой анализ и синтез, развивать память, внимание, мышление.

Оборудование : предметные картинки, карточки - схемы, цветные сигналы, цветные квадраты, карточки с написанными словами, сказочные персонажи, кассы, тетради, ручки, мяч.

Ход деятельности:

I. Орг. момент.

Д\и «Угадай – ка»

Назвать первый звук в слове ГУСИ .

Назвать гласный звук в слове СЫР .

Назвать третий звук в слове КОШКА .

Сколько слогов в слове ЧУДЕСА?

Назвать гласные звуки в слове МУЗЫКА .

Назвать первый звук в слове ЮЛА .

Назвать последний звук в слове ПЕНЬ .

Назвать первый слог в слове МАЛИНА.

Назвать последний звук в слове МИР .

Назвать «маленькое» слово в предложение САМОЛЁТ ЛЕТИТ НАД ЛЕСОМ.

II. Основная часть.

1. Повторение материала о гласных и согласных звуках .

2. Введение в тему.

Мы сегодня с вами отправимся в «Лесную школу» в гости к Белочке – Умелочке, которая работает там учителем и учит разных животных.

- У неё к вам письмо : «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я хочу испытать ваши смекалку, знания, ум. А для этого я придумала вам разнообразные задания. А вместе с вами их будут выполнять мои ученики.

Назовите одинаковый звук в словах ЩЕНОК , ЩЕЛЬ, ОВОЩИ, ЛЕЩ.

Назовите одинаковый звук в словах ЧАСЫ , ЧАЙНИК, ОЧКИ, ОБРУЧ.

Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Дайте им характеристику.

Какой звук (щ?

Какой звук (ч?

Назовите правильно букву , которая обозначает звук (щ, звук (ч)

Назовите правило правописания ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ

3. Закрепление материала.

а) Д\и «Смотри не ошибись»

Это задание мы будем с вами выполнять с котом Чернобурчиком.

В своих картинках определите место звуков (ч, (щ) .

А теперь я буду показывать схемы, а вы должны определить, какая схема подходит к вашей картинке.

чайник щука

грач щётка

черепаха щенок

чайка щавель

Молодцы! Кот Чернобурчик очень рад, что вы ему помогли. Следующие задания Белочка – Умелочка даёт щенку Тявке и просит вас помочь их ему выполнить.

б) Д\и «Внимательные ушки, глазки»

Вам раздаются карточки с написанными словами. В них пропущены буквы . Напишите буквы , не забывая правило :

ЧА, ЩА пиши с буквой А .

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У .

ТУЧ… ПИЩ… РОЩ… Ч…ЙКА

СВЕЧ… Ч…ЙНИК ГУЩ… Щ…ВЕЛЬ

Щ…КА Ч…ДЕСА Ч…Щ…

в) Д\и «Звук убежал »

товари (щ) труба (ч) ле (щ)

гра (ч) ово (щ) обру (ч)

мя (ч) бор (щ) клю (ч)

клее (щ) вра (ч) пла (щ)

г) Д\и «Добавь слог – ЧИ или - ЩИ»

товари (щи) гра (чи)

кле (щи) вра (чи)

ве (щи) обру (чи)

ово (щи) труба (чи)

ле (щи) клю (чи)

Физминутка

Живёт в пещере чудовище. Приседают.

Хранит в лапах сокровище. Обнимают себя.

У чудовища длинный хвостище, Тянут руки назад.

Крепки у него лапищи, Встают с подскоком.

Кривы на лапищах когтищи, Сгибают пальцы на ногах

Остры у него зубищи, и переступают с ноги на ногу.

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи. Садятся на свои места.

Да ты не бойся малышка!

Чудовище это – мышка!

Пещеры – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

д) Д\и «Назови ласково» (с мячом)

Это задание вы будете выполнять вместе с черепахой Всёзнайкой.

щенок – -щука - чашка -

ящик – птица - утка -

щётка – ложка - собака -

щека - белка - шапка -

Назовите вместе с черепахой детёнышей животных

е) Д\и «Назови детёныша, детёнышей»

у собаки – щенок, щенята у зайца -

у белки – у кролика -

у волка - у барсука -

Молодцы! Как вы хорошо справляетесь со всеми заданиями.

ё) Звуко – слоговой анализ слов.

Это задание мы будем выполнять с Зайцем – Торопыжкой.

Сделайте звуко – слоговой анализ слов ЧУЧЕЛО, ПЛОЩАДЬ

Составьте схемы.

ж) Языковой анализ и синтез предложения.

Составить схему предложения. Обозначить каждую букву цветным сигналом .

РЕБЯТА ИДУТ В ЧАЩУ ЛЕСА.

Сколько слов? Назвать 1,2,3.4, 5. Назвать «маленькое» слово.

з) Работа в тетрадях.

Последние задание мы будем выполнять вместе с Тигрёнком – Полосатиком.

Написание диктанта.

Печатание слов

ТУЧА, СВЕЧА, ПИЩА, ЧАЩА, ВЕЧЕР, ЩУЧКА, ЧУДЕСА, ПЛОЩАДЬ

Обозначить каждую группу цветным сигналом.

Белочке – Умелочке очень понравилось, как вы занимались. Она прощается с вами и желает вам больших успехов в школе.

III. Итог :

Какие звуки мы сегодня различали?

Какие это звуки ?

Какие задания вам понравились?

Отметить активность детей.

Игра “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.

Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.

Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи

ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между
гласными.

атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи

отя - оча отё - очо оте - оче оти - очи

утя - уча утё - учо уте - уче ути - учи

ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи

итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале

слова.

тем - чем тюк - Чук тик - чик

тай - чай тайный - чайный тук - Чук

тюбик - чубик тех - чех ток - чок

тесно - честно тесто - честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.

петька - печка ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в конце слова.

мять - мяч тянуть - тянуч

пугать - пугач меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) - Ч находятся в одном
слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит - , Стучат, стучат, -

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт - . Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

  1. Это кит? - Кит.
  2. Кит мычит? - Не мычит.
  3. А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки - котёночек, У Фимочки - утёночек; Котёночек - у Димочки, Утёночек - у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы - ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

Что тебя, братишка, МУЧИТ?

Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ -

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ -

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны - молчите!

Горка -КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти -

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте - меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

Учитель!


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч] – [Щ].
[Ч] – [Щ]

ща – ча що – чо щу – чу щи – чи

ча – ща чо – що чу – щу чи – щи

ащ – ач ощ – оч ущ – уч ищ – ич

ящ – яч ищ – ич ещ – еч ач – ащ

оч – ощ уч – ущ ыч – ыщ яч – ящ

ич – ищ еч – ещ юч – ющ ющ – юч


[Ч] – [Щ]

Гуща – куча, пуще – туча, пищать – печать, трещать – встречать, освещать – свеча, помещать – помечать, тащу – точу, угощу – молчу, щука – чурка, щётка – чётка, мощёный – мочёный, лощёный – точёный, сгущённый – копчёный, щит – чиж, клещи – плечи, гонщик – гончий, ящик – мячик, тащить – точить, трещит – рычит.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.


[Ч] – [Щ]

Лещи – лечи, пищит – мычит, лущить – получить, вещица – волчица, ищите – учитель, щель – качель, щели – качели, щепка – чепчик, ущелье – ученье, щегол – чехол, щетина – четыре; чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий; чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочный овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] – [Щ]

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощечка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущенное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка щекочу ему бока. Над дымком, у самой тучки пудрит щёки щука щучке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
[Ч] – [Щ]

На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи. Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Щуку и леща в роще не сыщешь.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 7. Выучить загадку.

Рученька – ручище,

Что в земле ты ищешь?

Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу.

(Экскаватор)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Щётки.


Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]

Упражнение № 9. Выучить стихотворение.

Тьма всё гуще, гуще,

Дождь всё чаще, чаще,

Хищники ночные

Где-то бродят в чаще. (Б. Заходер)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Добрый врач, бывалый врач,

Чуть услышит детский плач,

В ранний час и в полночь

Поспешит на помощь. (В. Титов)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 11. Выучить стихотворение.

Лютик, лютик, что хохочешь?

Да ведь ты меня щекочешь!

Так листочки ты щекочешь,

Что не хочешь – захохочешь! (В. Токмакова)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] – [Щ]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Месяц заблудился у косматой чащи.

Рогом зацепился за сучок торчащий…

Понял, что попался…И над спящим лугом

До утра качался, бледный от испуга. (Т.Золотухина)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ ИЗОЛИРОВАННО В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении звуков Ч – Щ

Возьми картинки-символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Внимательно послушай. как чихает паровозик и шипит лопнувший шарик. Обрати внимание на длительность звучания: звук Щ можно тянуть, а звук Ч тянуть нельзя. По очереди показывая на обе картинки, протяжно или коротко произнеси соответствующий звук. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ща, чо – що, чу – щу, чи – щи, че – ще, ща – ча, що – чо, щу – чу, ще – че, щи – чи, ща – ча – ща, що – чо – що, щу – чу – щу, щи – чи – щи, ще – че – ще, ча – ща – ча, чо – що – чо, чу – щу – чу, чи – щи – чи, че – ще – че.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговоый ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ще, чо – щу, чу – ща, чи – що, че – щи, ща – чу, що – ча, щу – че, ще – чи, щи – чо – щу, ща – чу – щи, що – ча – щу, щи – чо – ща, ще – чи – що, ча – щу – чи, ча – щу – чи, чо – ще – чу, чуу – ща – че, чи – ще – ча.

Дифференциация звуков Ч – Щ в

Возьми картинки со звуками Ч и Щ в названиях из приложения 12 и 13, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук или Щ, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Ч – Щ в словосочетаниях- скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук Ч или Щ, спрятавшиеся в каждом слове. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки, горячие щи, ищу точильщика, ищу чемодан, колючая щетка, копченые лещи, летающая бабочка, лечащий врач, молочная пища, отвечающий учащийся, почтовый ящик, прочный щит, птичий щебет, сочные овощи, учу товарищей, черный щенок, чистящая щелочь, чужие вещи, чистое помещение, чищу чайник, чудесное угощение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в одном слове.

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их несколько раз по 3-4 слова вместе в быстром темпе.

Вещички, волчище, дощечка, кричащий, мечтающий, молчащий, отвечающий, ручищи, скучающий, точильщик, учащийся, часовщик, чаща, чище, чудовище, чищу, щелочка, щелчок, щеночек, щепочка, щеточка, щечки, щучка, ящичек.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложения, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними предложения. Например: щенок увидел черепаху и испугался, присел, а потом начал громко лаять.

Плащ – химчистка, пещера – бочки, чинить – ящик, встреча – площадь, считать – чек, речка – удилище, тащить –кирпичи, черепаха – щенок, чебуреки – товарищи, чулан – вещи, ящик – ключи, выключатель – помещение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложениях.

Уточнение лексико-грамматических представлений

Возьми картинки девочки и мальчика из приложения 2. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ. Например: Мальчик, который читает книгу,читающий мальчик.

Девочка, которая скучает, молчит, учится, встречает подругу, улыбается, кружится, смеется, плачет. Мальчик, который отвечает у доски, играет, плавает, танцует.

Дифференциация звуков Ч – Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их быстро, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Щенок в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущей мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочки и мальчики. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке. Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусит, уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется. Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная начинка, мухи, подходите, паутинка». Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руку взял, бок щеночку чистить стал; две часа терпел щенок, больше вытерпеть не смог, начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок, я не плащик, а щенок».

Дифференциация звуков Ч – Щ в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и правильность произношения. Следи за произношением звуков Ч и Щ.

У нашей Таечки в ящике маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, У Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка,как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетина у чушки, чешуя у щучки. В нашей пуще чащи гуще. Мойте чаще рабочие ручищи. В темной чаще волчище рычащий. Тучи гуще, капли чаще, дождик пуще, тучи дальше. В речке плещутся щурята, это – щучкины ребята.

Задание 26 . Выдели начальный звук из слов чудо, щука.

Игра «Поезд».

Цель. Уметь различать звуки ч и щ.

Методические указания. На звук ч-ч-ч-ч дети ими­тируют движение поезда, на звук щ-щ-щ-щ останавлива­ются.

Звуки ч и щ в слогах

Задание 27 . Произнеси отраженно слоги. Голосом выдели звуки ч и щ.

ЧА -ЩА ЩА -ЧА АЧ -АЩ АЩ -АЧ

ЧО -ЩО ЩО -ЧО ОЧ -ОЩ ОЩ -ОЧ

ЧУ -ЩУ ЩУ -ЧУ УЧ -УЩ УЩ -УЧ

ЧИ – ЩИ ЩИ – ЧИ ИЧ – ИЩ ИЩ – ИЧ

ЧЕ -ЩЕ ЩЕ -ЧЕ ЕЧ -ЕЩ ЕЩ -ЕЧ

ЫЧ -ЫЩ ЫЩ -ЫЧ

Задание 28 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЧА -ЩА -ЧА ЧУ -ЩУ -ЩУ

ЩА -ЧА -ЩА ЩУ -ЧУ -ЧУ

АЧ -АЩ -АЧ ОЩ -ОЧ -ОЩ

Задание 29 . Закончи слова, добавив слоги ча или ща. Про­изнеси слова целиком.

Образец. Ро.. .(ща) - роща.

Пи... , све... , ро... , ветре... , ку... , зада... , ча... .

Задание 30 . Закончи слова, добавив слоги чу или щу. Про­изнеси слова целиком.

Образец. Та.. .(щу) - тащу.

То... , пи... , кри... , уго... , ветре... , наве... , та... , изве... , кру... , защи... , зачи... .

Задание 31 . Произнеси слова отраженно.

Чаща, чище, щучка, щеночек, вещичка, щепочка» ручища, точильщик, часовщик, волчище, ящичек, щеточка, кричащий.

Задание 32 . а) Произнеси слова парами.

пищать - печать угощать - укачать

гуща - куча трещать - встречать

освещать - отсвечивать б) Запомни и воспроизведи ряды слов.

кричу - пищу - угощу молчу -тащу - встречу

ящик - спичка - роща пища - свеча - овощи

Задание 33 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ч и щ.

Приблизительный перечень картинок: све­ча, щетка, плащ, щенок, чулок, пчела, лещ, врач, часы, чайка.

Звуки ч и щ в словосочетаниях и предложениях

Задание 34 . Произнеси отраженно словосочетания.

Почтовый ящик, сочный овощ, копченый лещ, мо­лочная пища, птичий щебет, чудесное ущелье, чер­ный плащ.

Задание 35 . Закончи предложения. Произнеси их целиком.

Письмо опускают в почтовый.... Для плохой погоды мама купила черный.... Надо отдать чу­жую.... Мы собрали на огороде сочные.... Боль­ному нужна молочная.... Очень вкусен копченый.... В лесу раздавался птичий.... Туристы вошли в чудесное....



Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, пи­ща, лещ, щебет, ущелье.

Логопед дает детям по 3-4 словосочетания, чтобы им было легче подобрать соответствующее слово. Если дети за­трудняются выполнить Задание, логопед предлагает предмет­ные картинки.

Задание 36 . Прослушай предложения. Произнеси их отра­женно.

Грачата кричат. Цыплята пищат. Дятлы стучат.

Зайчата и крольчата едят щавель.

Кто стучит?

Что едят зайчата и крольчата?

Задание 37 . Измени слова так, чтобы в них появились звуки ч или щ.

Образец. Щука- щучка.

Щека -... , вещь -... , щетка -... , щенок - ... , ящик -... , щепка -.., щука -... , щепотка - ….

Задание 38 . Подними белый кружок, если в слове услы­шишь звук ч, синий- если звук щ.

Встреча, угощение, прощение, часто, выращивать, защита, внучка, задача, пища, гуща, ручейки, та­щить.

Задание 39 . а) Закончи предложения, отвечая на вопрос: кто что делает?

Часы чинит.... Стекла вставляет.... Вещи но­сит.... Ножи точит.... Ботинки чистит....

б) ответь на вопрос целым предложением. Образец. Стекла вставляет стекольщик.

Кто чинит часы? Кто вставляет стекла? Кто носит вещи? Кто чистит ботинки? Кто точит ножи?

Задание 40

Зубы чищу, рот полощу. Кричу товарищу: «Щу­ку тащу!» Не живи чужим умом. Пойдем за гриба­ми в рощу. Поставим чучело на огороде, чтобы со­хранить овощи.

Снег растаял. Зажурчали ручейки. Прилетели в рощу грачи. Они ищут пищу.

Была чудесная погода. Мы вышли из чащи леса. Под деревьями росла чахлая трава.

Слова для объяснения: чаща, чахлая.

Мы часто ходили в рощу. Роща ожила. Птицы хлопочут у своих гнезд. Поют чижи. Кричат галча­та. Пищат скворчата.

Задание 41 . Произнеси предложения отраженно.

Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить народу. В беде выручай товарища. Жизнь правде посвящай.

Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазе­ленела роща. Мы видели грача. Весну встречай.

Звуки ч и щ в связных текстах

Задание 42 . Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Пере­скажи, как запомнил.

В роще

Дети пришли в рощу. Там пели чижи. Оля набра­ла щавеля. Сережа поймал двух зайчат.

Куда пришли дети? Кто пел в роще? Чего набрала Оля в роще? Кого поймал Сережа?

Задание 43 . Прослушай неправильный рассказ. Перескажи правильно, по порядку. Как можно назвать рассказ?

Сережа выпустил зайчат на волю. Он давал зай­чатам морковь и щавель. Хорошо было зайчатам у Сережи. Зайчата подросли.

Задание 44 . Из двух рассказов (задания 42, 43) составь один. Перескажи.

Задание 45. Прослушай рассказ.

Козел

Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает; идет, блеет, козочек и козляточек зовет. А козочки с козляточками в сад ушли. Травку щиплют, кору гложут, мо­лодые прищепы портят, молочко деткам копят. А козляточки молочка насосались и рожками пере­дрались.

Погодите, придет бородатый хозяин,- всем поря­док даст.

(К. Ушинский.)

Какой был козел?

Как ты догадался, что он был большой и страш­ный?

Перескажи, как запомнил.

Звуки ч и щ в стихах и загадках

Задание 46 . Отраженно произнеси стихи. Заучи наизусть (по выбору логопеда).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

(С. Маршак.)

Ты росток,

И я росток.

Раз - листок

И два листок.

Подрастем еще чуток,

И чего же проще! -

Ты - дубок,

И я - дубок.

Станем рядом бок о бок,

Вот и будет роща.

(И. Токмакова.)

Прощай, зимушка-зима,

Ты холодная была.

Прощайте, саночки, конечки,

Наши зимние дружочки!

Щавель

Ищи щавель в любой лощине,

В лесной чащобе - не ищи,

Будь терпелив, щавель в корзине

Тащи домой, пойдет на щи.

(Л. Ефименкова.)

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой - сапоги,

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

Ученик учил уроки -

У него в чернилах щеки.

(С. Маршак.)

Смастери удилище

И поймай...

(страшилище). (Л. Ефименкова.)

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Карабарас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Мы на саночках катались,

То прощались, то встречались.

Попрощались мы зимою,

Повстречались мы весною.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(А. Пушкин.)

Если в речке есть лещи,

Мелкой рыбки не ищи.

В этой речке есть и щуки.

Коль ты мастер на все руки,

(К. Чуковский.)

Задание 47 . Произнеси пословицы. Выучи их наизусть. Не учи щуку плавать. Не живи чужим умом.

Разбери смысл пословиц.

Выучи скороговорки в трех темпах: медленном, среднем и быстром. Следи за правильным произнесением звуков ч и щ.

Щуку я тащу, тащу, Часовщик, прищурив глаз,

Щуку я не упущу. Чинит часики для нас.

(С. Маршак.)

Тащу чурбан, прячу в чулан.

Тексты на закрепление всех отработанных звуков

Задание 1 . Прослушай рассказы.

Овсянка

Шел я по улице и увидел овсянку. Величиной птица С воробья. Спинка у нее серо-коричневая с черными полосками. Брюшко желтое, грудка серо-желтая, щеки желтые, да еще на голове желтая ша­почка. Разукрашена не особенно ярко, но выглядит симпатично.

Она сидела на высохшей ветке, внимательно осматривалась...

(По В. Приходько.)

Нарисуй птичку овсянку. Расскажи, какая была овсянка.

Весной

Весной оживает вся природа. Весной тает снег. Греет солнышко. Становится теплее. На реке ломает­ся лед. Дети развешивают на деревьях скворечники. На деревьях появляются почки. На лесной опушке расцвел подснежник. После зимней спячки просыпа­ются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнезда. Люди готовятся к по­севу зерна.

Слова для объяснения: зимняя спячка, посев. Нарисуй картинку к рассказу. Перескажи.

Жар-птица

Вышел я на лесную опушку и от неожиданности остановился. Над пожелтевшей травой порхали ярко разукрашенные птицы. Грудка у них розовая. Крылья с черно-белыми полосками. А на голове красуется, горит в солнечных лучах оранжевый хо­холок. Ну прямо-таки сказочная жар-птица. Это были удоды.

Почему удода сравнивают с жар-птицей? Нарисуй птицу удода. Расскажи, какой удод?

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходи­ли в детский сад вместе. То Маша заходила за Та­ней, то Таня за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в од­ном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! -
крикнула Таня.

Я не могу, я промокну! - ответила Маша.В детском саду воспитательница сказала:

Как странно - у Маши платье сухое, а у те­бя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось?

Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а у меня не было плаща.

Так вы могли бы укрыться одним плащом,- сказала воспитательница и, взглянув на Машу, по­качала головой.- Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Правильно ли поступила Маша? Как надо было поступить?

Как понимать поговорку: Дружба до первого дождя?

Перескажи рассказ, как запомнил. ,

Зайцы и лягушки

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше нам разом уме­реть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте уто­пимся!»

И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождем топиться. Вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся».

Слова для объяснения: сошлись, плакаться, про­чих, забултыхали.

Задание 2 . Прослушай сказку. Придумай конец. Переска­жи, как запомнил.

Необыкновенная весна

Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ежик. Распустились деревья, зазе­ленела травка, и тысячи птиц запели в лесу. Все цвело. Сначала цвели голубые подснежники. И ког­да они цвели, Ежику казалось, будто вокруг его дома море и что, стоит ему сойти с крыльца, он сразу уто­нет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни.

Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие желтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ежик подумал, что он очутился в желтой-прежелтой Африке. «Не может быть!»-подумал тогда Ежик...

Задание 3 . Прослушай сказку «Колобок».

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по су­секу помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сме­тане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатил­ся- с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к две­ри, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыль­цо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Я, колобок, колобок, Я от дедушки ушел,

Я по коробу скребен, Я от бабушки ушел,

По сусеку метен, От тебя, зайца, подавно

На сметане мешен, уйду.

На окошке стужен.

Продолжи сказку по картинкам. Выучи песенку колобка.

Задание 4 . Прослушай рассказ.

Находчивые аисты

Я сидел на берегу золотистого озера. Не озеро, а настоящий лягушатник. Лягушки и в траве затаи­лись, и на дно ныряют, и по кочкам расселись. Ти­шиной любуются.

Недалеко от меня опустились два аиста. Для них тут вроде бы столовая.

Хочешь, на первое--зеленоватая травяная ля­гушка, на второе - темно-бурая береговая лягушка, а на третье - зеленая жаба. Но разве их в траве поймаешь!

Ходят аисты не спеша, красные ноги перестав­ляют. А лягушки перед самым носом - бултых в во­ду! И поминай как звали!

«Что же придумать?» Вот тут-то словно кто-то дал птицам совет. Один аист забрел в озеро и идет вдоль берега. А второй по траве важно вышагивает. Завидев опасность, лягушка в озеро - прыг! А аист тут как тут, проглотит - и следующую поджидает. Вот так они и охотились! Оказывается, лягушек ло­вить - дело не простое!

Расскажи, как аисты охотились за лягушками.

Задание 5 . Прослушай рассказ. Все ли правильно постро­ено в рассказе?

Зимой

Зимой холодно. Для зимующих птиц - снегирей, дятлов, синиц, воробьев - дети делают птичьи сто­ловые. Дни становятся короче. Наступают морозы. Идет снег. Зимой дети лепят из снега снеговиков. Вода в реке замерзла, становится льдом. Зимой де­ревья стоят без листьев. Только елки и сосны остают­ся зелеными. Ребята катаются на санках и коньках.

Зимой люди празднуют веселый праздник Новый год!

Перескажи рассказ по плану: .

Состояние природы зимой.

Как помогают дети зимующим птицам?

Игры детей зимой.

Праздник Новый год.

Задание 6 . Прослушай сказку. Перескажи. Кот черный - кот белый

Жила бабка и было у нее два кота. Один кот бе­лый, а другой кот черный. Черный кот ловил белых мышей, а белый кот ловил черных мышей. Черные мыши ели белый хлеб, а белые мыши ели черный хлеб. Черный хлеб пекли в белой печке, белый хлеб пекли в черной печке. Черная печка стояла в белой избе, белая печка стояла в черной избе. Черная из­ба стояла у белой речки, а белая изба стояла у чер­ной речки. Черная речка текла из белого леса, белая речка текла из черного леса. Черный лес рос днем при солнце, а белый лес рос ночью при луне.

Выпустит бабка из избы белого кота - день на­ступает, а выпустит черного - приходит ночь.

(Б. Сергуненко.)

Стихи на закрепление всех отработанных звуков


Кто кого боится

Слоненок боится мышонка,

Мышонок боится котенка,

Барашек боится волков,

А волки - красных флажков.

Щуки боится плотвица,

А щука крючка боится.

В жаркий день

Пьет из чашечки жучок Колокольчиковый сок. Пьют веселые букашки Сок пахучий из ромашки. А нарядный мотылек Земляничный любит сок. Сока хватит всем в лесу! Угощает шмель осу: - Вот вам два стаканчика, Сок из одуванчика.

(А. Масленникова.)

Весна подарила сережки березам,

По зайчику - утренним солнечным росам,

Ручью - колокольчик,

Пролески - лужайкам,

По новой шубенке - лисятам и зайкам,

Воробышкам шустрым - купание в лужах.

А мне и Светланке - по горсти веснушек.

(Н. Алтухов.)

Считалка

Кошке дай молока,

Мишке - сладкого медка,

Дай травы козленку,

Дай попить ягненку.

А тебе я книжку дам,

Если прочитаешь сам.

(Пер. Я. Акима.)

Клюква на болоте

У сосны на солнцепеке

Целый день трещат сороки: -

На болоте, на болоте...

Много мячиков найдете -

Настоящих, настоящих...

Красных, маленьких, блестящих.

Старый дятел по секрету

Рассказал нам новость эту. -

Ну чего, сороки, врете?

Это клюква на болоте!

(Рамуте Скучайте.)

Солнышко

Приди, приди, солнышко,

Под мое окошечко.

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Под солнце самое взвился

И в ясной вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

(Е. Баратынский.)

Заинька

Заинька, выходи,

Серенький, выходи.

Вот так, эдак выходи,

Вот так, эдак выходи.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись.

Вот так, эдак повернись,

Вот так, эдак повернись!

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот так, эдак топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Вот так, эдак попляши,

Вот так, эдак попляши!

(Г. Генов.)

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему лее так в траве

Кузнечики волнуются?

Несется звонкий крик:

Внимание!

Внимание!..

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование.

(И. Беляков.)

Вертишейка

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Отвечаю,

Разумей-ка,

Я же птица-вертишейка.

Может быть, и не хочу,

Но - Верчу.

(И. Беляков.)

Зима

Снежок порхает, кружится,

На улицах бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня - посмотри,-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Два солнца

Дождь прошел весенний,

Выбегаю на крыльцо.

Солнце в небе,

Солнце в луже –

Оба светят мне

Осень

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Где же солнце? Что случилось?

Целый день течет вода.

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь ни куда.

(С. Михалков.)

Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Морковка? Капуста? Горох? Петрушка и свекла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, морковку, капусту, горох, петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, морковка, капуста, горох, петрушка и свекла.

И суп оказался не плох!

(Ю. Тувим.)

Фиалка

На солнечной опушке

Фиалка зацвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хорониться,

Не любит лезть вперед.

Но всякий ей поклониться

И бережно возьмет.

(Е. Серова.)

Ванюша

Наш Ванюша – молодец,

Он загнал во двор овец,

Дал цыплятам каши,

Свинкам простокваши.

Вымыл руки и лицо,

Вышел с книжкой на крыльцо

Чистый и опрятный.

Посмотреть приятно!

Солнце

Едет, едет солнце

В золотой карете.

Видит, видит солнце

Сверху все на свете:

И щенка, и петуха,

И козу с рогами,

И как Петя во дворе

Машет кулаками.

Зеленая карета

Спят мышата, спят ежата,

Медвежата и ребята.

Все уснули до рассвета.

Лишь зеленая карета

Мчится, мчится в вышине -

В серебристой тишине.

Шесть коней разгоряченных

В шляпах алых и зеленых

Над землей несутся вскачь.

На запятках - черный грач.

Не угнаться за каретой.

Ведь весна в карете этой.

Спите, спите, медвежата,

И ежата, и ребята.

В самый тихий ранний час.

Звон подков разбудит вас.

Слова для объяснения: каре­та, запятки, подковы.

С первым апреля

Луковица в ящике

Тонкие, изящные

Выпустила перышки,

Глянула на солнышко,

Засмеялась, закричала: -

На дворе весна настала.

Открывайте окна, двери,

Я в мороз совсем не верю!

С первым апреля!

С первым апреля!

(Т. Волжина.)

Слово для объяснения: изящ­ные.

День рождения у кошки

Ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке

Везет орешки.

В корзинке у зайки -

Морковь для хозяйки.

Катит медвежонок взгляда.

Меду бочонок.

Тащит петушок

Проса мешок.

А кот Тимофей

Принес двух мышей.

Всем подаркам кошка рада,

С одного ж не сводит взгляда.

Догадайся поскорей:

Чей подарок ей милей?

(С. Е. Ефимовский.)

Песня солнышку

Поднимайся, солнышко, Не скрывайся, солнышко,

Посвети немножко, В облака и тучи,

Посвети немножко, Не скрывайся в тучи -

В нашем детском саду Нас не водят гулять,

Просуши дорожки. Дождик нам наскучил.

Закали нас солнышко

Яркими лучами,

Закали лучами,

Сделай силачами.

Ты всех наших ребят

Сделай силачами.

(Г. Ладонщиков.)

Предисловие ………………………………………………………………..3

Звук С……………………………………………………………………….5

Звук С……………………………………………………………………...27

Дифференциация звуков С - С………………………………………..35

Звук 3………………………………………………………………………41

Звук 3"………………………………………………………………………49

Дифференциация звуков С - 3………………………………………...51

Звук Ц……………………………………………………………………...59

Дифференциация звуков С - Ц…………………………………………68

Звуки Ш и Ж……………………………………………………………..80

Дифференциация звуков Ж - Ш……………………………………..103

Дифференциация звуков С - Ш………………………………………...112

Дифференциация звуков 3 - Ж…………………………………………128

Звук Ч ……………………………………………………………………..139

Дифференциация звуков Ч - Т"………………………………………...155

Дифференциация звуков Ч - Ш………………………………………...160

Дифференциация звуков Ц - Ч………………………………………..170

Звук Щ……………………………………………………………………177

Дифференциация звуков Ч-Щ………………………………………...183

Тексты на закрепление всех отработанных звуков………………….188