Мастерская структуры и стиля русского языка. Стили языка и стили речи. Функциональные стили языка. §2. Языковые признаки официально-делового стиля речи

Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом .

В теории yпpaвлeния инвecтициoнными пpoцeccaми выдeляeтcя тpи ypoвня иepapxии инвecтициoннoгo мeнeджмeнтa в нaциoнaльнoй экoнoмикe: мaкpoypoвeнь (ypoвeнь cтpaны в цeлoм), мeзoypoвeнь (ypoвeнь oтдeльныx peгиoнoв) и микpoypoвeнь (ypoвeнь oтдeльнoй кopпopaции, фиpмы, пpeдпpиятия).

Глaвнaя зaдaчa тeopии, изyчaющeй инвecтициoнныe пpoцeccы, - иccлeдoвaниe пyтeй и нaпpaвлeний иx aктивизaции, paзpaбoткa мeтoдoлoгии aдeквaтнoй экoнoмичecкoй oцeнки инвecтиций нa вcex пepeчиcлeнныx ypoвняx иepapxии инвecтициoннoгo мeнeджмeнтa, пoзвoляющeй oпpeдeлять и oбocнoвывaть для пoтeнциaльныx инвecтopoв нaибoлee эффeктивныe нaпpaвлeния влoжeния иx кaпитaлoв, a для yчacтникoв инвecтициoннoгo пpoцecca, иницииpyющиx инвecтициoнныe пpoeкты и пpeдлoжeния и peaлизyющиx иx, - вapиaнты нaибoлee эффeктивнoгo иcпoльзoвaния инвecтиций .

Для нашей страны, с ее огромными территориальными размерами, транспорт играет одну из ведущих ролей в экономике и социальной сфере. Поэтому проблема транспорта, его усовершенствования всегда волновала умы не только ученых, специалистов, но и экономистов.

История транспорта ненамного меньше веков, чем само человечество. Без транспорта не случилось бы многих вещей и даже чудес света, ведь огромные блоки для постройки пирамид египтяне, как считают некоторые ученые, подвозили именно на телегах.

Первой окончательно сформировавшейся системой транспорта как таковой был транспорт водный. В отличие от караванов гребные судна перемещались намного быстрее и за день могли проделать недельный путь каравана. Ввиду того, что в гребцы нередко отправляли в наказание за преступления, оплата труда и резервы для работников были ничтожно малы, поэтому стоимость переправки груза здесь была намного меньше, чем при перевозке караваном. Однако у водного транспорта тех времен имелся существенный минус - очень много товаров, иногда вместе со своими хозяевами, просто не доплывали до пункта назначения .

Морское пиратство было развито долгие годы и существенно мешало на транспортных развязках. Конечно же, предпринимались соответствующие меры со стороны государственных мужей, но пиратство под корень это не устранило. И все же, невзирая на риск быть обворованными или просто потеряться в морских пространствах, до середины девятнадцатого века водный транспорт занимал лидирующее положение по перевозкам.

В настоящее время правительство России уделяет все большее внимание развитию транспорта, что в свою очередь делает его и нашу страну более конкурентоспособными на мировом рынке.

Транспортная стратегии России ставит очень высокую планку, и она требует совершенно иных подходов, а также кадрового, научно-технического и технологического потенциала. К сожалению, до сих пор правительство мало внимания обращало на внедрение высокоэффективных товаро-транспортных логистических технологий. Поэтому наш транспортный продукт по себестоимости в три раза выше, чем за рубежом.

Цели, заложенные в Транспортную стратегию, позволят повысить производительность транспортных систем в три-пять раз, а следовательно, уменьшатся и транспортные издержки. Это, несомненно, повысит конкурентоспособность и транспорта, и отечественных товаров.

Но для этого надо решить несколько основных проблем .

Реализация стратегии требует наделения Минтранса России дополнительными функциями. Кроме того, по мнению президента Союза транспортников России, необходимо создать специальное агентство или службу для инновационных технологий по аналогии с США, где в Минтрансе есть подразделение (несколько сотен человек), которое изучает, заказывает и стимулирует внедрение новых технологий.

Специалисты в сфере управления транспортом считают, что у нас есть неплохой потенциал для строительства транспортной инфраструктуры. Но практически отсутствует механизм выработки, адаптации и тиражирования "прорывных" товаро-транспортных логистических технологий в условиях новой экономической формации.

Между тем в 90-е годы в России были технологии, в три-пять раз эффективнее зарубежных, и их вполне можно адаптировать к рыночным условиям. Взять так называемый павловский метод: эта технология обеспечивала разгрузку-погрузку вагонов, хранение и доставку грузов клиенту в течение срока, зафиксированного в трехсторонних соглашениях. При этом производительность увеличивалась в четыре раза, что позволяло увеличить прибыль и снизить транспортные издержки .

Стоит вспомнить и о региональных трансконтейнерных системах. Практически все промышленные и торговые предприятия, а также районные центры, например в Горьковской области, имели контейнерные терминалы. В области использовались 5 тысяч контейнеров емкостью от 125 кг до 10 тонн, и они непрерывно курсировали между отправителями и получателями. В обязанности грузовладельца входило поместить свой товар в контейнер, опломбировать его и выставить на контейнерную площадку. Производительность транспортных систем и скорость доставки грузов при этом увеличивались в пять раз! И таких технологий было немало.

Сегодня говорится о создании научно-внедренческих центров. Но ведь в прошлом такие центры были даже в регионах. Пока еще таких центров нет. Зачастую мы не знаем своих конкурентов, как им удается доставлять товары "от двери до двери" со скоростью в три-пять раз выше, чему нас. Наверное, с этого и надо начинать.

Таким образом, мы видим, что менеджмент в сфере транспорта требует к себе непосредственного внимания со стороны правительства, так как он является движущей силой, особенно в нашей стране, для выведения ее на новый экономический уровень.

Особые условия выполнения производственного транспортного процесса выдвигают специальные требования к его управлению.

Под управлением понимают совокупность действий, выбранных на базе определœенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования процесса (объекта) в соответствии с целью его функционирования.

В нашей стране вопросы управления транспортом решаются в следующих ведомствах: Министерстве транспорта Российской Федерации, Министерстве путей сообщения Российской Федерации (МПС России) - для желœезнодорожного транспорта России и Межведомственной комиссии. Работа в области транспорта на территории СНГ регулируется Координационным транспортным совещанием.

Управление трубопроводным транспортом и транспортом энергии сосредоточено не в транспортном министерстве, а в соответствующих ведомствах - Министерстве природных ресурсов РФ и Российском акционерном обществе энергетики и электрификации (РАО ʼʼЕЭС Россииʼʼ).

В Министерстве транспорта Российской Федерации созданы департаменты по каждому виду транспорта. Выделœение самостоятельного министерства для управления желœезнодорожным транспортом обусловлено исторической традицией. Сеть желœезных дорог расположена таким образом, что связывает всю страну в единое целое.

Структура управления желœезными дорогами России отличается четырехуровневым построением: МПС- 17 желœезных дорог - отделœение-линœейное предприятие. На Транссибирской магистрали двухуровневое построение: МПС - желœезная дорога Транссиб. В Федеральной авиационной службе двухуровневое построение: центр - регионы.

Роль Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в рыночных условиях состоит в проведении государственной политики для полного транспортного обеспечения всœех отраслей экономики и населœения при снижении затрат на перевозки. Министерство транспорта Российской Федерации координирует работу разных видов транспорта и их взаимодействие.

Федеральная авиационная служба выделœена из состава Министерства транспорта Российской Федерации в 1996 ᴦ. с целью контроля безопасности полетов, исполнения законодательных и других правовых актов, касающихся деятельности гражданской авиации. Служба лицензирует деятельность гражданской авиации, дает технико-экономическое обоснование проектов развития авиационных объектов, включая системы организации движения, формирует рынок перевозок, координирует выполнение обязательств по международным договорам в области гражданской авиации и др.

Межведомственная комиссия занимается вопросами организации и обеспечения рационального распределœения воздушного пространства в интересах экономики и обороны страны, совершенствования методов управления движением, рассмотрением программ оснащения органов Единой системы управления движением техническими средствами мирного и военного времени.

Координационное транспортное совещание и Совет по желœезнодорожному транспорту, образованные после распада СССР, определяют единые принципы построения тарифов, координируют разработку нормативных документов по безопасности движения, способствуют повышению эффективности работы различных видов транспорта͵ проводят экономический анализ работы транспорта для стран СНГ.

В России всœе пути сообщения любого вида транспорта принадлежат государству. Во всœем мире принято сосредоточивать вопросы транспорта в одном органе, как правило, транспортном министерстве, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не занимается регулированием производственной деятельности частных предприятий.

Вопросы управления эксплуатационной деятельностью транспортных предприятий связаны напрямую с особенностями производственного процесса и продукции транспорта.

Свойственные различным видам общения. Каждый стиль характеризуется своим набором речевых средств, уместен в определенной сфере, имеет собственные жанры, цель употребления.

Какие бывают стили речи? Давайте подробно рассмотрим их классификацию.

Разговорный. на котором мы общаемся повседневно в бытовой жизни. Ему свойственная большой набор эмоционально окрашенных слов (например, «пацан», «классно» и т.п.). В допустимо употребление неполных предложений, значение которых понятно из контекста, неформальных обращений. Жанрами стиля могут быть беседа или разговор (устные формы), записки, письма (письменная форма).

Художественный стиль. Его назначение - воздействовать на читателей, формировать их чувства и мысли, используя самые разные образы. Жанры этого стиля - проза, драма, поэзия. Для того чтобы передать образы, писатели используют все стили речи, все богатство русского языка.

Научный стиль предназначен для объяснения научных трудов, а его сферой употребления является Отличительным признаком научной речи является обилие терминов - слов, имеющих единственное, максимально-точное, исчерпывающее значение. К жанрам науки можно отнести доклады, учебники, рефераты, научные труды.

Предназначен для общения граждан с учреждениями или учреждений между собой. Для этого используются протоколы, служебные письма, законы, предписания, объявления и т.п. В этом стиле очень много штампов (устойчивых выражений), деловой лексики, официальных обращений.

Публицистический стиль имеет строго определенную цель. В переводе с латыни слово обозначает «государственный», «общественный». Он нужен для:

  • пропаганды идей;
  • влияния на общественное мнение;
  • передачи важнейшей информации с одновременным влиянием на человека;
  • внушения идей, взглядов;
  • побуждения к определенным поступкам;
  • агитации.

Сферой употребления данного стиля являются культурные, общественные, экономические, политические отношения. Его используют в СМИ, ораторских выступлениях, агитационной и политической сфере. Особенности публицистического стиля речи заключаются в

  • логичности повествования;
  • образности речевых средств;
  • эмоциональности выступлений;
  • оценочности повествования;
  • призывности выступлений.

Вполне естественно, что эмоциональной окраске стиля соответствуют не менее эмоциональные языковые средства. Здесь широко используется политическая и общественная лексика, самые разные виды синтаксических конструкций. Допускается употребление призывов, лозунгов, побудительных предложений.

Жанры публицистики:

  • интервью;
  • очерки;
  • репортажи;
  • статьи;
  • фельетоны;
  • речи (ораторские, судебные);
  • выступления.

В некоторой степени публицистический и научный стили речи близки. Оба должны отражать только проверенные факты, быть достоверными, строго обоснованными, конкретными.

Некоторые статьи или выступления публицистики даже строятся по подобию научного текста. Выдвигается тезис, за ним следуют аргументы, факты, примеры. Затем делается вывод. Но, в отличие от научного, публицистический стиль характеризуется высокой эмоциональностью, напряженностью, а часто и личным отношением к происходящему.

К сожалению, современные журналисты не всегда выполняют требования, обязательные для публицистов. Часто их статьи основываются на непроверенных данных, а для создания сенсационного материала часть публицистов использует заведомо ложные сведения.

Строя свою речь, обращаясь к кому-то, создавая художественный или научный текст, нужно помнить: придуманы не случайно. Умение передавать свои мысли точно и уместно характеризует человека как образованную, культурную личность.

2. Цель: углубить работа по определению стилей речи; учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль; самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы; развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

- развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля; развивать умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал; развивать навыки пользоваться словарями.

Студент должен уметь:

- практическим владением современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в его письменной и устной разновидностях; овладение новыми знаниями и навыками в этой области и совершенствование имеющихся, углубление понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации;

4. Основные вопросы темы:

1. Общая характеристика функциональных стилей речи.

Общая характеристика функциональных стилей речи

Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Научный стиль

Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость.

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля - право, автор - юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений. Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи - преимущественно рассуждение. Вид речи - чаще всего монолог.

Стилевые черты - императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля - информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль

служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата. Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый). Задача-сообщить информацию о жизни страны, воздействовать массы,сформировать определеное отношение к общественным делам

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т.д.


Похожая информация.