1)Sierotwi ń ski S. Słownik terminów literackich.
“Параллелизм . Явление параллельности, повторяемости, аналогии между частями конструкции, образующими последовательность. Параллелизм может заключаться в подобии словесных систем, мотивов, композиционных и содержательных элементов <частиц>, часто он - основа композиции в лирике, что характерно, напр., для народных песен. Параллелизм в полном смысле - условие ритма, а интонационный - постоянный решающий фактор стиха, так как даже в отсутствие других версификационных требований <он> вытекает из разделения на стихи, определяет их эквивалентность и отграничивает стих от прозы” (S. 182).
2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.
“Параллелизм <...> в противоположностьхиазму повторение того же самого порядка слов, соответствующей симметр. синтаксич. конструкции при приблизительно равном числе слов (примерно одинаковых по длительности звуков колонах <...>) в двух или более следующих друг за другом предложениях, членах предложений или стихов:«Горяча любовь, холоден снег». Вторая и возможная следующая часть высказывания склоняют мысли снова в том же самом направлении и приносят углубление высказанного с помощью других формулировок; формасимметрии , большей частью при более строгом содержат. отношении или смысловом единстве мысленно через антитезу или климакс, внешне часто связанные через анафору, эпифору или гомоиотелевтон; особ. в сакральном языке: сознательное стилевое средство повышенного выражения в кит., вавилонск., егип., араб. и особ. еврейской поэзии и прозе <...> (S. 658).
“Параллелизм - расстановка частей целого так, чтобы равные элементы (части) оказались уравновешенными внутри одинаковых конструкций. Такое распределение применимо к словам, выражениям, предложениям, абзацам и целым отрывкам произведения. Параллелизм, от греческого слова, означающего “один за другим”, риторический механизм, использующийся в любых жанрах во всех известных видах литературы” (p. 275).
4) Dictionary of World Literary terms / By J. Shipley.
“Параллелизм - 1) сбалансированная повторяемость структурных элементов. <...> 2) серии повторений. Это может быть повторение звуков, конструкций, смыслов; обычно несколько повторяющихся сегментов имеют примерно один объем или длину” (p. 230).
5) Dictionnaire de la théorie et de l’histoire littéraires du XIX siecle a nos jours.
“Параллелизм. Соответствие в формах синтаксических конструкций между двумя фразами, двумя сегментами фраз или двумя стихами” (p. 229).
6) Зунделович Я. Параллелизм // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. Стлб. 551-554.
“П. - такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе мысли, образы и т. п., соответству-ющие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое. <...> См., напр., параллелизм из китайской поэзии, даваемой Брюсовым в его«Опытах»:Твой ум глубок, что море, / Твой дух высок, что горы . Острота параллелизма заключается в его неожиданности и некоторой затушеванности связей между его членами. Сравнения или противоположения, которые обычно служат темой параллелизма, не должны быть отчетливо ясными. Поэтому сравнение, напр., носит часто в параллелизме характер отрицательный <...> Особый вид параллелизма представляет так называемый обратный параллелизм илихиазм . <...> Так, напр., хиазм имеем мы в полустишиях следующего стиха из стихотворения Тютчева«Сумерки»:Все во мне и я во всем <...>“.
6) Квятковский А. Поэтический словарь.
“Параллелизм <...> композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность <...>“ (с. 193-195).
7) Рощин П. Параллелизм // Словарь литературоведческих терминов. С. 259.
“П. <...> - аналогия, сходство, общность характерных черт; однородное синтаксическое построение двух (и более) предложений (или частей их):Твой ум глубок, что море / Твой дух высок, что горы (В. Брюсов) <...>“.
8) Гаспаров М.Л. Параллелизм // Лэс. С. 267.
“П. <...>, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, к-рые, соотносясь, создают единый поэтич. образ. Пример: Ах, кабы на цветы не морозы<...> Ох, кабы на меня не кручина <...> Разработкой П. являются 3 древнейшие фигуры греч. риторики:изоколон ,антитеза , гомеотелевтон (подобие окончаний в членах, зародыш рифмы) <...>“.
9) Бройтман С.Н. Параллелизм психологический // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2.
“П. п. - художественный прием народной поэзии, отражение древнейшей (синкретической) стадии развития образных форм в литературе. <...> В П. п., таким образом, нет ни абсолютного тождества, ни полного различения, и такая смысловая структура - феномен исторически возникший: в нем запечатлелись отношения, которые могли сформироваться только на определенной стадии развития образного сознания. <...> Если использовать выработанное индийской поэтикой разграничение«выраженного»и«проявленного», то следует сказать, что в П. п. выраженным является различие: оба сопоставляемых явления (природа и человек) в своей внешней форме самостоятельны, разделены в пространстве текста и связаны сочинительной (а не подчинительной) связью. Но проявляемым, т. е. самой возможностью существования этого выраженного различия, здесь является именно синкретизм” (с. 51-53).
Символ
1)Sierotwi ń ski S. Słownik terminów literackich.
“Символ . Знак, понятие или система понятий, используемых для обозначения другого предмета. Интерпретация символа или конвенциональна (возникает из срочного договора, из жизненной практики, из литературной традиции), либо допускает многозначность и произвольность, которая является именно основой пользования символами в художественном творчестве <...>“ (S. 265-266).
2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.
“Символ (греч.symbolon - <...>) первонач. в Греции опознавательный знак в форме одной из двух половин разломанного предмета, который партнеры по договору, люди, связанные узами гостеприимства, и супруги перед разлукой делили на части и при последующей встрече складывали для нового узнавания (греч.symballein - сличать), затем - всякое событие или предмет, указывающий на нечто высшее, особ. традиционные С. и церемонии религ. обществ, которые понятны только посвященным (напр., знамя, христ. крест и вечеря), часто также худож. знак,эмблема вообще. В поэзии чувственно воспринимаемый и понятный, наделенный образной силой знак, который указывает сверх самого себя как откровение, делая наглядным и разъясненным, на более высокую абстрактную область; в противоположность рациональной, произвольно установленнойаллегории “символ” с особ. проникающим воздействием на чувство, худож. силой и широко распространившимся кругом связей, который в воплощении отдельного, особенного намекает и предвещает невысказанное всеобщее и как понятная замена таинственной, неподвластной изображению и находящейся за чувственно воспринимаемым миром явлений воображаемой сферы стремится раскрыть вобразе ее широкое духовн. содержание, которое в образе содержится, но от него самого отличается <...> (S. 908).
3) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw.
“Символ - нечто, использующееся или рассматривающееся как представление чего-то другого. В более узком смысле, символ - это слово, фраза или выражение, обладающее комплексом ассоциативных значений; в этом своем значении символ рассматривается как нечто, имеющее иную значимость, чем то, что символизируется” (p. 367).
4) Morier H. Dictionnaire de poétique et de rhétorique.
“Символ . Конкретный предмет, избранный, чтобы обозначать то или иное из его основных свойств. Так, сфера - это символ совершенства. <...> Этим конкретным предметом подчеркивается, как правило, целый набор свойств. Говоря языком философии, он, в принципе, обладает бесконечным смыслом. На языке литературоведения это означает, что символ обладает множеством смыслов: так,«лев»не только символ храбрости; он также символ других качеств, присущих льву, т. е. силы, красоты, благородства. Это богатство смыслов во все времена подкупало поэтов. Но только во второй половине XIX века, начиная с 1885 года поэзия овладела им lо такой степени, что его использование стало основным методом поэтической школы. Сущность этого метода невозможно понять, не установив четкое различие между двумя видами символов: общепринятыми и живыми символами” (p. 1080).
5) Львов-Рогачевский В. Символ // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. Стлб. 773-774.
“С . Происходит от греческого слова symbolon - связь, сущность в немногих знаках. Обычно под символом мы разумеем картинное изображение с переносным иносказательным значением. <...> Там, где нельзя дать предмет, там рождается символ для выражения несказанного, неизреченного путем соответствий между внешним миром и миром наших мечтаний, при этом видимый предмет, посредством которого художник иносказательно выражает свои идеи и неясные настроения, не толькоесть нечто, но иозначает нечто, намекая на нечто иное, стоящее вне его сущности, но связанное с ним больше, чем простой ассоциацией. Пользуясь символами, художник не показывает вещи, а лишь намекает на них, заставляет нас угадывать смысл неясного, раскрывать«слова-иероглифы»<...>“.
6) Квятковский А. Поэтический словарь.
“Символ <...> многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. С. строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, содержащееся и в поэтических тропах, но в С. оно обогащено глубоким замыслом. Многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия. Так, в стихотворении Лермонтова«Парус»<...> родство двух разноплановых явлений (личность и стихия) воплощено в символическом образе одинокого паруса <...> (с. 263).
7) Машбиц-Веров И. Символ // Словарь литературоведческих терминов. С. 348-349.
“С . <...> - предметный или словесный знак, условно выражающий сущность к.-л. явления с определенной т. зр., к-рая и определяет самый характер, качество С. (революционного, реакционного, религиозного и др.). С. могут служить предметы, животные, известные явления, признаки предметов, действия и т. п. (напр., лотос - С. божества и вселенной у индусов; хлеб-соль - С. гостеприимства и дружбы; змей - С. мудрости; утро - С. молодости; голубой цвет - С. надежды; символичны танцы, обряды). <...> В основе своей С. имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении - этотроп (см.) <...>”.
8) Аверинцев С.С. Символ в искусстве // Лэс. С. 378-379.
“С . <...> универсальная эстетич. категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями -образа художественного, с одной стороны, знака иаллегории - с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. <...> Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведенные между собой <...>“. “Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, к-рую можно«вложить»в образ и затем извлечь из него. <...> Смысл С. объективно осуществляет себя не как наличность, но какдинамич. тенденция ; он недан , азадан . <...> Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть С. чистой женственности, а Гора Чистилище есть С. духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге “чистая женственность” и “духовное восхождение” - это снова символы, хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия”.
Язык играет крайне важную роль в жизни человека, а наличие в большого количества слов позволяет использовать как в обычной речи, так и в художественных текстах разнообразные конструкции, которые обогащают речь и делают ее изысканнее. К таким конструкциям относят и параллелизмы.
Вконтакте
Основные понятия
Само понятие параллелей как повторения одинаковых элементов встречается во многих науках: информатике, геометрии, биологии. Что такое параллелизм в тексте и как он применяется в русском языке?
Слово параллелизм переводится с греческого как «расположение рядом» , что дает представление о смысле конструкции – это фигура речи, которая представляет собой размещение похожих (по смыслу, грамматике) элементов в отрывке.
Конструкция помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст: студент сдал зачеты; студент, который сдал зачеты; студент, сдавший зачеты. Зачастую такие конструкции именуют лексическим параллелизмом.
Важно! Параллельные конструкции имеют различия между собой по смыслу и стилю, например, часто несколько придаточных предложений образуют отдельное простое предложение в сложном, а вот параллельные простые обороты обозначаются как обычные члены предложения.
Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное).
Благодаря стилистическим различиям параллельные конструкции используются в разных .
Виды конструкций
По своей структуре и форме выделяют сразу несколько таких форм, каждая из которых имеет свои особенности:
- Синтаксический параллелизм – наиболее распространенный. Главное отличие – это применение одинаковой структуры в предложениях , независимо от жанра: в начале располагают обобщающее обстоятельство, а в следующей части – объекты сравнения. Это позволяет сделать обстоятельство сильным, более ярким, причем чаще всего это обстоятельство играет важнейшую роль в понимании всего сюжета.
- Ритмический – этот прием используется для подчеркивания какого-либо важного места в стихотворении. Он так называется, поскольку создается путем повторения одинаковых рифм, что придает произведению некую ритмичность, хотя иногда это достигается и путем расстановки одинаковых пауз.
- Строфический – в соседних куплетах произведения размещаются одинаковые синтаксические конструкции. Хотя часто они бывают и лексическими.
- Отрицательный – он не отличается построением от обычного прямого, но характерен тем, что первой идет отрицательная параллель .
Параллелизм – это структурный фрагмент, который меняет всю концепцию произведения. Его можно встретить в народном творчестве, канцелярских текстах и художественных произведениях
В литературе
Литература – это место сосредоточения множества художественных приемов, благодаря которым и создаются яркие произведения. Среди них особенно выделяется лексический параллелизм, который используют для усиления или акцентирования внимания на каком-либо отрывке. Некоторые произведения даже требуют его присутствия, например, стихотворения-обращения и поэмы, поскольку он является выразительным средством языка.
В отличие от риторики, где этот прием означает повторение мысли, в литературе конструкция используется для подчеркивания сходства или отличия объектов. Часто его применяют для усиления важности какого-то отрывка, а в литературе используют для того, чтобы подчеркнуть значимость чего-либо. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» автор пишет:
Услышу ль нежный разговор?».
Это яркий пример параллелизма в качестве акцента, который показывает, насколько важно для героя услышать и увидеть возлюбленную.
Фольклор
Параллели как художественный прием стали использоваться впервые в текстах античного периода. Особенно часто можно встретить такие параллельные конструкции в фольклорных произведениях, поскольку в те времена, люди часто отождествляли свои действия с событиями, происходящими в природе, и стремились отобразить это в своих произведениях. Их использовали в:
- стихосложении – прием является помощником для выстраивания и соблюдения рифмы. Именно в стихах такую конструкцию можно часто встретить;
- Библии и других примерах древнееврейской литературы – для варьирования похожих образов и в качестве ;
- древнегерманских поэмах – в подобных произведениях прием используется одновременно с аллитерацией;
- финском народном творчестве – конструкции чередуются с градацией.
Внимание ! Картина природы в образном параллелизме всегда первая, а после нее – отображение отношений и действий между людьми.
Особенно обилен на параллельные конструкции русский фольклор, в котором прием имеет несколько форм:
- двучленный (простейшая форма) – состоит из двух параллелей «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету»;
- многочленный – это несколько параллелей, которые располагаются в тексте последовательно;
- обратный параллелизм – это последовательные предложения, которые отличаются тем, что порядок слов во втором полностью обратный первому;
- отрицательный – действия человека противопоставляются какому-либо событию из внешнего мира «Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась»;
- формальный – в данной параллели утрачена связь между внешним миром и поступками людей «Опущу колечко в речку, а перчаточку под лёд».
Из всех видов отрицательная форма не может выступать как самостоятельное средство , на котором можно построить целое произведение. Его обычно используют для раскрытия развязки или в отдельных эпизодах.
Более того, данный прием можно встретить чаще в народной поэзии, а в художественных произведениях только в том случае, когда автор использует его для подражания народному творчеству.
В современную и классическую литературу данный прием перешел именно из фольклора. Параллелизм в литературе Европы граничит с риторическими противопоставлениями и повторениями похожих звуков, для достижения ритмичности и создания определенного звукового эффекта.
Примеры из художественной литературы
Формы параллелизма в произведениях могут быть выражены как словами и словосочетаниями, так и целыми предложениями. Особенно часто его используют поэты, ведь благодаря данному приему можно не только усилить эмоциональную окраску поэмы или отрывка, но и сделать произведение более ритмичным.
Примеры параллелизма можно найти у А.С Пушкина:
«Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?» в поэме «Руслан и Людмила»;
«В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт» в сказке «О царе Салтане».
У В. Брюсова:
«Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы» в произведении «Опыты».
У Г. Державина: «Я царь - я раб - я червь - я Бог!» в оде «Бог».
Внимание ! В художественной литературе параллелизм – это порождение личной фантазии автора для усиления выразительности эмоций.
Без лексических и семантических конструкций художественные произведения больше бы походили на канцелярскую речь и сухие научные статьи. Параллелизмы – это одна из форм, которая делает тексты более яркими , акцентирует внимание, проводит параллели и доносит до читателя мысли и чувства автора. Этот прием можно успешно применять как в литературе, так и для большей выразительности устного языка.
Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку
Синтаксический параллелизм
Образные средства в литературе
В своем арсенале художники слова имеют множество выразительных средств, чтобы создать яркий и впечатляющий образ. В своих произведениях писатели активно используют тропы и стилистические (риторические) фигуры:
- риторический вопрос
- инверсию
- градацию
- эпифору
- сравнение
Их использование делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у читателей к изображаемому, рождает богатые образные ассоциации. Одним из таких стилистических приемов является параллелизм. Этот термин заимствован из греческого языка, где слово parallelos , буквально значит «идущий рядом» .
Параллелизм известен в биологии, математике, физике. В литературе словом «параллелизм» обозначают сходные элементы в построении высказывания. Это могут быть звуки и слоги (звуковой параллелизм), повторяющие слова (лексический параллелизм) и синтаксические конструкции - фразы и предложения.
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А. Недогонов
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Часто синтаксический параллелизм сочетается с другими образными средствами художественной литературы, например с анафорой:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф. И. Тютчев. Полдень
Нередки сочетания синтаксического параллелизма с антитезой:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов. Парус
Отрицательный синтаксический параллелизм
Из народного творчества многие писатели восприняли отрицательный параллелизм, который имеет равное количество одинаково расположенных компонентов, но в отличие от прямого параллелизма строится с употреблением частицы «не» :
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
А. Ахматова. Родная земля
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы
Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,
Тревожная - весны младые грезы.
Там - солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь - и гром, и молния, и слезы…
А. Майков. Дума
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, -
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его.
А. Ахматова. Измена
Понимание основных законов синтаксиса и их применение позволяет поэтам и писателям делать письменную речь более выразительной, расставлять в ней эмоциональные акценты, делающие письменную речь живой и яркой. Одним из приемов, позволяющих сделать письменную речь яркой, является применение синтаксического параллелизма. Что это такое, синтаксический параллелизм – разберемся подробно в следующем разделе статьи.
Синтаксический параллелизм в русском языке и литературе: определение и примеры
Определение синтаксического параллелизма звучит следующим образом: это расположение слов в идентичном порядке в двух, трех или большем количестве предложений, следующих в письменной речи друг за другом.
Однако тождественными могут быть не только конструкции предложений, но и отдельные слова, части предложений, словосочетания. Параллелизм в его общем понятии чаще всего встречается в поэзии: примененное повторение позволяет сделать стихотворение максимально выразительным, добавить в него больше глубинного смысла и эмоций. Еще один литературный пример синтаксического параллелизма, который можно назвать классическим – это стихотворное произведение Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Различают множество видов параллелизма. К примеру, в строфическом параллелизме должны наблюдаться не только синтаксические, но и лексические параллели. Параллелизм может ритмическим, прямым или отрицательным. Кладезем примеров разных видов параллелизма будут сборники русских народных песен, любые поэтические произведения, современные песни.
Именно синтаксический параллелизм позволяет сделать художественное произведение живым и звучащим, хотя в синтаксисе существуют и другие приемы придания выразительности письменной речи.
Сравнительный или синтаксический параллелизм.
Среди всех видов параллелизмов, наиболее часто встречается в литературе синтаксический параллелизм. Его отличает использование одной и той же структуры предложений, будь то стихотворение или проза. Обобщающее обстоятельство, как правило, ставится в первую часть предложения, во вторую же помещаются сравниваемые объекты.
Использование такого приема позволяет усилить обобщающее обстоятельство, сделать его описание полным, объемным, ярким. Чаще всего используемое обстоятельство или часть речи является ключевым в произведении, так называемым «главным героем», усилить которое подчас просто необходимо для понимания сюжета.
Использование синтаксического параллелизма.
Подобный прием весьма характерен для английских текстов. В английском языке легко сопоставлять схожие по созвучности слова для сравнения тех или иных частей речи, обстоятельств, героев. В русском языке подобная форма используется реже, так как разбивать конструкцию предложения не всегда уместно и стилистически верно.
История появления синтаксического параллелизма берет свои истоки от древнееврейского языка, который в свою очередь использовался для составления псалмов. В Средние века наиболее почитаемыми и читаемыми текстами были именно священные псалмы, Библия и жизнеописания святых. Такие книги распространялись как в Европе, так и в Азии, а книги, повествующие о других ценностях жизни или других устоях, уничтожались.
Средневековый германский стиль так же оказал влияние на синтаксический параллелизм. От этого влияния в стихотворениях и прозе начала появляться отрывочная ритмика, возникло сочетание несочетаемых частей речи для усиления эффекта.
Кроме того, к синтаксическому параллелизму приложил руку и финский эпос «Калевала». В этом эпосе явственно прослеживается использование подобных конструкций, что в свою очередь придает произведению шарм и определенный дух.
Примеры синтаксического параллелизма.
Чаще всего в русской поэзии подобные композиции встречаются у Тютчева и Фета.
«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».
(А.А. Фет)
«Кончен пир, умолкли хоры,
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, –
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале…
Кончив пир, мы поздно встали –
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины…»
(Ф.И. Тютчев)
Представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста , создающих единый поэтический образ. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Например:
Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы
Фольклор и древняя литература [ | ]
Параллелизм широко распространён в фольклоре и древнеписьменных литератуpax. Во многих древнейших системах стихосложения он выступал как принцип построения строфы.
Известен особый вид параллелизма (лат. parallelismus membrorum ) древнееврейского (библейского) стихосложения, в котором собственно параллелизм соединяется с синонимией, что даёт варьирование сходных образов. Например:
Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою
В древнегерманском стихе средневековья параллелизм имеет большое значение и соединяется с аллитерацией , а также с рифмой .
Параллелизм широко используется в финском фольклорном стихе, в частности финском эпосе «Калевала », где он соединяется с обязательной градацией :
Шесть он зёрнышек находит
Семь семян он поднимает.
Параллелизм связан со структурой хорового действа - амебейной композицией . Фольклорные формы параллелизма широко используются в художественной (литературной) песне (нем. Kunstlied ).
Русский фольклор [ | ]
Простейший тип параллелизма в русском фольклоре - двучленный :
Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету.
Предполагается, что из двучленного параллелизма развились более сложные типы. Многочленный параллелизм представляет собой несколько последовательных параллелей. Отрицательный параллелизм - такой, в котором параллель, взятая из внешнего мира, противопоставляется действию человека, как бы отрицает его:
Не белая берёзынька к земле преклоняется -
Красная девица батюшке кланяется.
В формальном параллелизме отсутствует (или утрачена) логическая связь сопоставления внешнего мира и человеческих действий:
Опущу колечко в речку,
А перчаточку под лёд,
Записались мы в коммуну,
Пускай судит весь народ.
Европейская литература [ | ]
Письменные литературы более позднего времени заимствуют параллелизм из фольклора и древнеписьменных литератур. В частности, развитие параллелизма характерно для античной литературы . Под влиянием этого параллелизм основательно исследуется в античной риторике .
В европейской художественной литературе параллелизм усложняется: широко распространяется его соединение с анафорой, антитезой, хиазмом и другими
Какова роль литературы в нашей жизни? Как бы это ни показалось странным, ее значение очень велико. Прочитывая произведения великих писателей и поэтов, мы учимся отличать добро от зла. Но книга нас не сделает сильнее, опытнее, нам необходимо черпать оттуда ценные знания и применять в реальной жизни. Нельзя жить одними иллюзиями, а художественные произведения создают вымышленные ситуации и героев. Такой прием, как параллелизм, в литературе встречается довольно часто, но мало кто на это обращает внимание. Мы же предлагаем познакомиться с этим понятием немного ближе.
Роль художественных средств
Параллелизм в литературе, как и многие другие приемы, обязательно должен присутствовать. Их роль на самом деле очень велика. Кому нравится читать научную литературу, тот знает, что именно этот жанр беден на выразительные средства. Это сплошной сухой текст, совершенно не вызывающий никаких эмоций. Главная задача литературы увлечь читателя, чтобы произведение читалось на одном дыхании и вызывало желание узнать продолжение.
Без выразительных средств мы бы не испытывали никаких чувств при чтении произведения: ни жалости, ни сочувствия, ни радости. Параллелизм в литературе также немаловажен. В чем заключается его основная роль?
Параллелизм
Это понятие можно услышать в риторике, означает оно повторение или сопоставление. Прием используется для того, чтобы подчеркнуть сходство объектов или их отличия. Также параллелизм в литературе используется для того, чтобы подчеркнуть значимость. Возьмём пример - знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Там есть следующие строки: «Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор?» Подобным образом автор подчеркивает то, что для Руслана крайне важно. Но это только один из примеров возможных вариантов использования приема.
Фольклор
Что такое параллелизм в литературе? Предлагаем разобрать это на примере древней литературы и фольклора. Если рассматривать стихосложение, то данный прием выступает в качестве помощника в построении строф и рифмы. В библейском или, как его еще называют, древнееврейском стихосложении используют параллельно этот прием и синонимию, что позволяет варьировать сходные образы.
Древнегерманский стих тоже не лишен параллелизма, только обязательно выступает совместно с аллитерацией. Не оставим без внимания и финский фольклор, где он проявляется с градацией.
Русский фольклор
Параллелизм здесь имеет несколько форм:
- двучленный;
- многочленный;
- отрицательный;
- формальный.
Первый из представленных пунктов - это простейшая форма. Рассмотрим параллелизм в литературе, примеры из фольклора: «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету». Именно из этой формы образовались более сложные или многочленные. Этот тип представляет собой сразу несколько параллелей. Интересная форма, часто применяемая в творчестве авторов, - это отрицательный параллелизм. Например: "Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась". Что касается последнего вида, то он часто встречается в частушках. Здесь совершенно нет логической связи между сопоставляемыми объектами.
Более поздние времена
Современная и классическая литература также используют прием параллелизма, кроме того, он заимствован из фольклора. Зарождение данного направления пришлось на античные времена.
Европейская художественная литература также не лишена параллелизма, только здесь он граничит с антитезой и анафорой. Наш великий и могучий русский язык содержит и множество других приемов, используемых авторами по сей день, дабы заинтересовать своего читателя, сделать произведение действительно интересным и захватывающим.