Ильин евгений павлович психология. Ильин Е. П. Психология для педагогов. Особенности и этапы спортивной деятельности

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Я. В. Чежина

научно-педагогическая деятельность е. п. ильина: к юбилею ученого

20 марта 2013 г. Евгению Павловичу Ильину, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору психологических наук, кандидату биологических наук, профессору, исполнилось 80 лет.

Изучению психологических проблем предшествовал сложный образовательный маршрут. Е. П. Ильин получил высшее медицинское образование, а затем за годы обучения в аспирантуре ЛНИИФК и физиологическое. Интерес к физиологии ученый начал проявлять еще будучи студентом второго курса, и к окончанию института им был собран экспериментальный материал, послуживший фундаментом для написания в дальнейшем кандидатской диссертации. В 1956 г. на Всероссийской конференции студентов медицинских институтов исследование Е. П. Ильина получило диплом и премию второй степени. А в следующем году появились его первые публикации во всесоюзном журнале и сборнике научных работ кафедры физиологии.

В 1962 г. Евгений Павлович защитил на биологическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию по биологии на тему «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».

В дальнейшем Е. П. Ильин продолжил свою деятельность как физиолог в лаборатории физиологии труда ЛГУ, при устройстве на работу в которую большую роль сыграл Борис Федорович Ломов, заведовавший лабораторией индустриальной (а потом инженерной) психологии. Обе лаборатории находились на одном этаже, и руководитель лаборатории физиологии труда заимствовал для Е. П. Ильина хоздоговорную ставку младшего научного сотрудника у Б. Ф. Ломова. Таким образом, Е. П. Ильин официально числился сотрудником лаборатории инженерной психологии с января 1963 г.

С 1964 г. Евгений Павлович стал сотрудником лаборатории инженерной психологии. Через полгода Е. П. Ильин был назначен Б. Ф. Ломовым руководителем группы референтов, что явилось первым шагом к его психологическому самообразованию. Этому способствовала и творческая, демократическая атмосфера, созданная Борисом Федоровичем в лаборатории, и регулярные семинары по проводимым исследованиям.

После создания в ЛГУ в 1966 г. факультета психологии Е. П. Ильин был зачислен в штат кафедры эргономики и инженерной психологии, а после отъезда Б. Ф. Ломова в Москву исполнял обязанности заведующего кафедрой.

В 1968 г. при научном консультировании Б. Ф. Ломова Е. П. Ильин защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека», которая была первой из 11 диссертаций, защищенных ленинградскими (питерскими) учениками Б. Ф. Ломова. Одним из официальных оппонентов был Борис Герасимович Ананьев.

Следует отметить ряд интересных обстоятельств в научной биографии Евгения Павловича: он получил первый диплом доктора психологических наук, а не доктора педагогических наук (по психологии), как писали до сих пор, а в звании доцента Е. П. Ильин был утвержден месяц спустя после утверждения его ВАКом в докторской степени. «Чер-

Universum: Вестник Герценовского университета. 1/2013

ным» оппонентом по докторской диссертации был Константин Константинович Платонов, который после ознакомления с личным делом Е. П. Ильина был удивлен совпадением их профессионального пути: оба закончили медицинский вуз, оба по распределению были отправлены работать в Читинскую область, оба изучали там уровскую болезнь на научно-исследовательской станции Ямкун, после стали заниматься физиологией и психологией труда, оба сделали предметом своего рассмотрения проблему способностей.

В 1969 г. Е. П. Ильин принял приглашение занять должность профессора на кафедре теоретических основ физического воспитания и школьной гигиены факультета физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена, получив самостоятельность в проведении исследований по ряду новых, заинтересовавших его проблем в области дифференциальной психофизиологии и психологии спорта. За время работы на этом факультете на базе организованной общественной лаборатории психофизиологии спорта и физического воспитания под руководством Е. П. Ильина было подготовлено 11 сборников научных трудов, в которых опубликовано более 250 работ сотрудников, аспирантов и студентов. В эти же годы издательство «Просвещение» выпустило учебные пособия Е. П. Ильина - «Психофизиология физического воспитания» (кн. 1, 1980; кн. 2, 1983), «Психология физического воспитания» (1987), общий тираж которых составил 70 тысяч.

С 1992 г. Е. П. Ильин стал профессором кафедры психологии развития и образования на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, что было связано, в первую очередь, с обращением ученого к общепсихологическим фундаментальным проблемам: воле, мотивации, эмоциям. И такой поворот в исследовательских интересах не был спонтанным. Свое понимание структуры мотива Е. П. Ильин вынашивал в течение четверти века и кратко изложил еще в 1980 г. в своем первом учебном пособии. Подход к проблеме воли был обусловлен диагностикой волевых качеств у спортсменов еще в 1970-х гг. Изучение состояния монотонии привело Е. П. Ильина к рассмотрению состояний человека с позиции функциональной системы П. К. Анохина. В результате с 2000 г. ученым в издательстве «Питер» был опубликован ряд фундаментальных монографий: «Психология воли», «Мотивация и мотивы», «Психомоторная организация человека», «Эмоции и чувства», «Психология индивидуальных различий», «Психология спорта», «Психология риска» и многие другие.

Большой вклад внесен Е. П. Ильиным и его учениками в разработку психодиагностических методик. Так, экспресс-методики изучения свойств нервной системы и сегодня активно используются Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физкультуры, а также применяются в сборных командах России (в том числе паралимпий-ских) в процессе психологического сопровождения спортсменов. Среди учеников Е. П. Ильина на факультете физической культуры ЛГПИ им. А. И. Герцена появилось много выдающихся тренеров, кто в своей профессиональной деятельности опирался его на разработки. Среди них - В. А. Платонов (тренер сборной СССР по волейболу), Ю. М. Чистяков и Л. Д. Мирский (тренеры по конькобежному спорту) и др., подготовившие спортсменов высокого уровня.

Одной из существенных научных заслуг Е. П. Ильина и его школы является фундаментальное теоретико-экспериментальное обоснование положения Б. М. Теплова о неправомерности оценочного подхода И. П. Павлова к свойствам нервной системы, деления их на «хорошие» и «плохие». Так, «слабая» (в терминологии И. П. Павлова) нервная система, отличающаяся более высокой чувствительностью по сравнению с «сильной», имеет ряд неоспоримых преимуществ в определенных видах деятельности и поведения. Е. П. Ильиным и его учениками выявлены типологические комплексы нервной системы, влияющие на проявление различных способностей и склонностей человека к тому или иному виду деятельности. Дифференцированный подход с учетом типологических особенностей нерв-

Научные школы

ной системы дает объективные критерии для отбора в различные виды трудовой, спортивной и учебной деятельности. К настоящему времени Е. П. Ильиным и его учениками изучены типологические комплексы волевых (смелость, решительность, упорство, терпеливость др.), двигательных (быстродействие, временя реакции, частота движений), интеллектуальных характеристик (различные виды памяти, креативность и др.).

Поражает разносторонность научных интересов ученого: общая и дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда, возрастная и педагогическая психология, психология общения. В последнее время наметилась линия исследований, воплощаемых учениками Е. П. Ильина, посвященных изучению агрессивности, а также проблемам соотношения биологического и социального пола (гендера) в психологии. Как итог размышлений ученого в рамках данной научной проблемы появилось понятие «фенотипического пола», которое Е. П. Ильин детально обосновал в своей монографии «Пол и гендер».

В течение многих десятков лет Евгений Павлович является членом различных диссертационных советов, более 100 раз выступал в качестве официального оппонента на защите докторских и кандидатских диссертаций. Его учениками защищено 7 докторских и 47 кандидатских диссертаций.

Научно-педагогическая деятельность Е. П. Ильина отмечена рядом наград. Он является лауреатом Всероссийского конкурса психологов «Золотая Психея» в номинации «Патриарх психологии», лауреатом и обладателем золотой медали Всероссийского выставочного центра, награжден значком «Отличник просвещения СССР», Дипломом Олимпийского комитета России, медалью Международной академии психологических наук за научные заслуги «Человеческий фактор». Его книги неоднократно отмечались дипломами на различных конкурсах.

В настоящее время Е. П. Ильин продолжает свою педагогическую и научную деятельность на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена. Его исследования посвящены решению наиболее острых, актуальных и практически востребованных проблем современной психологической науки. От всей души поздравляем Евгения Павловича с юбилеем и желаем ему здоровья, долголетия и новых творческих успехов!

Е. П. Ильин

насилие как психологический феномен

В настоящее время феномен насилия стал все больше привлекать внимание как общества, так и специалистов из различных областей знания (юристов, психологов, педагогов). По поводу насилия пишутся статьи, книги и диссертации. Однако, как ни парадоксально, при этом без обсуждения остается вопрос - что такое насилие. Термин «насилие» используется настолько расширительно, что подчас становится непонятно, о чем уже идет речь.

Определение насилия. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее определение: «Насилие - применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-н. ». В этом определении главное - принудительное воздействие (принудить - заставить что-то сделать против желания самого человека), а какое оно по характеру (физическое или психологическое), это уже детали.

Так, к принудительным воздействиям С. И. Ожегов относит притеснение, беззаконие. Притеснение - это несправедливое ограничение свободы, а беззаконие - нарушение, отсутствие законности, т. е. попрание прав человека.

Второе издание учебного пособия (предыдущее вышло в 2001 г.) переработано и дополнено. В книге изложены теоретические и методологические вопросы изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание уделено анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях. Научное содержание почти всех глав второго издания расширено с учетом отечественных и зарубежных исследований, опубликованных за последние 15 лет.

Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов...

Тексты книг на сайте не размещены и не доступны для чтения или скачивания.
Приводится только содержание книги и ссылки на онлайн-версии соответствующих тестовых методик.
Онлайн-версии тестов не обязательно сделаны по тексту именно этой книги и могут отличаться от печатного варианта.

Е. П. Ильин
. Психология индивидуальных различий
СПб.: Питер, 2004, ISBN 978-5-4237-0032-4

В книге приведены основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Особое внимание уделено: различным подходам к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности; особенностям проявления свойств нервной системы; индивидуальным различиям в поведении; эффективности деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей; связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям.

В приложение включены методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в книге вопросы.

Издание адресовано практическим психологам, медикам, преподавателям психологии в вузах. Оно заинтересует физиологов, а также педагогов, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, необходимость индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Психология индивидуальных различий

Предисловие

Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми

Часть первая. Типы темперамента и личности

Глава 2. Учение о темпераменте

Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми

Часть вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий

Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления

Глава 5. Характеристика отдельных свойств нервной системы

Глава 6. Методические вопросы изучения свойств нервной системы

Часть третья. Индивидуальные различия в поведении

Глава 7. Различия в проявлении свойств темперамента

Глава 8. Различия в эмоциональных проявлениях

Глава 9. Мотивационные различия

Глава 10. Различия в проявлении «силы воли»

Глава 11. Индивидуальность человека

Часть четвертая. Индивидуальные особенности и деятельность

Глава 12. Два подхода к рассмотрению способностей

Глава 13. Способности и одаренность

Глава 14. Общие представления о стиле деятельности

Глава 15. Стили профессиональной и учебной деятельности

Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности

Глава 17. Стили руководства и общения

Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности

Глава 19. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала

Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности

Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента

Часть пятая. Здоровье и индивидуальные особенности

Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов

Глава 23. Индивидуальные особенности и патология

Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий

Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей

1. Методики выявления типов и свойств темперамента

Методика «Определение преобладающего типа темперамента»

Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу)

Методика «Свойства и формула темперамента»

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности

Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс)

Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы

Четырехмодальностный эмоциональный опросник

Методика «Оптимист – пессимист»

Тест «Пессимист или оптимист»

Шкала оптимизма – активности

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы

Методика «Импульсивность»

Методика «Измерение рациональности»

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности)

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения

Методика измерения застенчивости

Методика «Склонность к экзальтированности» (В. В. Бойко)

Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Методика «Шкала совестливости»

Опросник «Ауто- и гетероагрессия»

Методика «Конфликтная личность»

Методика «Агрессивное поведение»

Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций

Методика «Шкала робость – стеснительность»

5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями

Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы

Опросник для самооценки терпеливости

Методики экспериментального изучения упорства, смелости, решительности

Опросник для самооценки упорства

Опросник для самооценки настойчивости

Шкала «Социальная смелость»

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы

8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности

Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности»

Методики выявления когнитивных стилей

Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем

9. Методики изучения стилей руководства

Методика «Самооценка стиля управления»

Методика «Стиль руководства»

Методика «Склонность к определенному стилю руководства»

Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам

Методика «Стиль управления»

Ильин Евгений Павлович - профессор кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Доктор психологических наук, кандидат биологических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии (2006), член Большого Жюри конкурса. За цикл работ по фундаментальным проблемам психологии награжден золотой медалью Всероссийского выставочного центра (2003 г.). Награжден юбилейной медалью в честь 300-летия Санкт-Петербурга.

Евгений Павлович в 1957 году окончил Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, затем в 1962 году – аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры по специальности физиология спорта, защитив кандидатскую диссертацию по теме «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».

Область научных исследований Е. П. Ильина: общая и возрастная психология, дифференциальная психофизиология, психология физической культуры и спорта, психология труда.

С 1963 по 1969 гг. Евгений Павлович Ильин работал в Ленинградском государственном университете: сначала в лаборатории физиологии труда при биологическом факультете, а затем в лаборатории инженерной психологии и на кафедре эргономики инженерной психологии факультета психологии. В 1968 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора психологических наук на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека».

С 1969 года Е. П. Ильин работает в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена: с 1969 по 1992 гг. - профессор кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры; с 1992 г. - профессор кафедры общей психологии, впоследствии преобразованной в кафедру психологии развития и образования психолого-педагогического факультета.

В течение многих лет Е. П. Ильин был заместителем председателя научно-методического совета по физическому воспитанию при Министерстве просвещения СССР. За участие в работе этого совета награжден значком «Отличник просвещения СССР». В настоящее время является членом диссертационных советов в Российском государственном педагогическом университете и Санкт-Петербургском государственном университете, председателем Государственной аттестационной комиссии на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

За годы научно-исследовательской работы Евгений Павлович Ильин создал научную школу по общей и дифференциальной психофизиологии спортивной и трудовой деятельности. Разработанные им экспресс-методики диагностики типологических особенностей свойств нервной системы (теппинг-тест и кинематометрические методики) известны каждому психологу и широко используются в научных исследованиях и в практической работе.

Особую роль в профессиональной деятельности Е. П. Ильина играет его многолетняя преподавательская работа, в которой он щедро делится своими достижениями с коллегами и студентами. Евгений Павлович подготовил 6 докторов и 41 кандидата наук. Составил 11 сборников научных трудов, в которых его учениками опубликовано свыше 150 статей.

  • Психология физического воспитания. М., Просвещение, 1987; второе переработанное и дополненное издание: СПб: издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  • Психология воли. СПб: Питер, 2000, 2002, 2011.
  • Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000, 2007, 2008, 2011.
  • Дифференциальная психофизиология. СПб: Питер, 2001, 2002.
  • Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2002, 2003, 2008, 2011.
  • Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб: Питер, 2002,2006, 2007.
  • Психомоторная организация человека. СПб: Питер, 2003.
  • Психология: Учебник для средних специальных учебных заведений. СПб: Питер, 2004.
  • Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004, 2011.
  • Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005.
  • Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб: Питер, 2008, 2011
  • Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб: Питер, 2011.
  • Пол и гендер. СПб: Питер, 2011.
  • Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер, 2011, 2012, 2013.
  • Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2011, 2012.
  • Психология спорта. СПб: Питер, 2011, 2012.
  • Психология риска. СПб: Питер, 2012.
  • Психология для педагогов. СПб: Питер, 2012.
  • Психология взрослости. СПб: Питер, 2012.
  • Психология любви. СПб: Питер, 2013.
  • Психология доверия. СПб: Питер, 2013.

Вклад Евгения Павловича Ильина в развитие современной психологии давно получил безоговорочное признание профессионального психологического сообщества.

Мы искренне желаем Евгению Павловичу получать от своей работы внутреннее душевное удовлетворение, без которого немыслима психолого-педагогическая деятельность! И пусть рядом всегда будут увлеченные, заинтересованные и успешные ученики и последователи!


В книге профессора Е.П.Ильина детально изложены теория и практика дифференциальной психологии профессиональной деятельности. Из нее вы узнаете: как индивидно-личностные и типические особенности человека влияют на выбор вида деятельности и ее эффективность, как специфика деятельности влияет на формирование личностных черт и особенностей поведения профессионала (профессиональную деформацию), а также многое другое.

Издание предназначено для психологов, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.

Дифференциальная психофизиология

Учебник является первым систематическим изложением вопросов, составляющих предмет дифференциальной психофизиологии.

В нем изложена история становления данной дисциплины, связанная с развитием учения о темпераменте, о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. В учебнике дается обоснование типологических особенностей свойств нервной системы, показано их проявление в поведении, влияние на стили и эффективность деятельности человека. Значительное место уделено рассмотрению различных концепций способностей и одаренности человека. Приведены методики изучения типов темперамента и свойств нервной системы. Особый раздел посвящен проблемам функциональной асимметрии и в частности - право- и леворукости.

Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

В данной книге рассмотрены физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных и зарубежных исследований.
Различия в поведении мужчин и женщин следует искать не только во влиянии психологических и социальных установок общества, но и в биологических различиях, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических. Как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола, первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин.

Мотивация и мотивы

Учебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека. Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов на эту проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, рассматриваются нарушения мотивации при патологии. Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования

Пол и гендер

Книга представляет собой наиболее полное в отечественной психологии рассмотрение вопроса о физиологических, психологических и социальных различиях мужчины и женщины.

Автором систематизированы отечественные и зарубежные исследования, в том числе и новейшие, по половым и гендерным особенностям людей. Показана необходимость совместного рассмотрения этих особенностей. Помимо обсуждения теоретических и методологических вопросов в книге представлены методики выявления гендерных различий (психологического пола).

Психология агрессивного поведения

Книга «Психология агрессивного поведения» профессора Е.П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии агрессивного поведения.

Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме вандализма и насилия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики.

Психология взрослости

Психология зрелости и психология старости — два раздела психологии взрослости, которым посвящена уникальная книга профессора Е.П. Ильина.

Учебное пособие охватывает широкий круг актуальных вопросов, среди которых социально-психологические аспекты зрелого и старческого возраста, разновидности зрелости и ее влияние на профессионализм, «бальзаковский возраст», экзистенциальное акме, социальные функции взрослых, старение как процесс и его профилактика, а также многие другие. В конце пособия вы найдете полезные методики и подробный библиографический список.

Психология воли

Учебное пособие посвящено одному из важнейших разделов общей психологии - теории и методологии изучения волевых процессов. В книге с авторской позиции проанализированы традиционные и новейшие научно-философские, психологические и физиологические представления о явлениях волевой сферы человека (в частности, о «силе воли»), прослежены закономерности ее развития в онтогенезе, а также ее проявления в различных видах поведения и деятельности, рассмотрены вопросы патологии воли.

В систематизированном виде в пособии представлены малоизвестные психодиагностические методики изучения воли, которые могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы.

Психология для педагогов

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов. Особое внимание уделено психологическим сведениям, актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога».

Психология доверия

Из всех актуальных кризисов именно кризис доверия вызывает сегодня наиболее серьезные опасения.

В связи с этим зачастую высказывается мнение о том, что современное общество неуклонно превращается в общество лжи, в общество, в котором доверие становится одной из высших ценностей, привлекающих к себе максимум внимания. В новой книге профессора Ильина эта тема раскрыта максимально полно, что явилось результатом использования последних научных данных.

Издание адресовано студентам и преподавателям психологических и педагогических факультетов, а также всем специалистам, работающим в системе «человек-человек».

Психология зависти, враждебности, тщеславия

Книга мастера психологии профессора Е.П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии зависти, враждебности, тщеславия.

Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме гордыни и честолюбия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики и подробный библиографический список.

Психология индивидуальных различий

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей).

Психология любви

Книга посвящена любви, любви между людьми, многогранной и многозначной по содержанию и неповторимой по форме.

С точки зрения психологии любовь — явление очень серьезное. Любовь пронизывает всю жизнь человека, определяя его развитие, мироощущение, а порой и весь смысл жизни. Было бы странно не познавать эту важнейшую сторону жизни. Это нужно, прежде всего, чтобы любовь давала счастье человеку, а не приводила к разочарованиям и тем более к трагедиям.

Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия

В книге профессора Е.П. Ильина затронута проблема помогающего поведения, проблема актуальная и междисциплинарная, решать которую призваны психология, социология, философия, педагогика и медицина.

Первая часть книги посвящена психологии помогающего поведения и личностным особенностям, способствующим или препятствующим такому поведению (альтруизм, эгоизм и пр.), вторая — описанию помогающих профессий. Книга содержит методики, которые могут быть использованы как в практической деятельности специалистов, так и при изучении указанной проблемы исследователями.

Психология совести. Вина, стыд, раскаяние

Последняя книга профессора Ильина посвящена важнейшему аспекту нравственности личности — психологии совести и ее составляющих — вине и стыду.

До сих пор эта проблема недостаточно изучена в отечественной психологии. В книге описаны имплицитные и научные представления о совести, ее природе, роли и функциях. Рассмотрены вопросы о чувстве долга, эмоции вины и угрызениях совести, различные аспекты переживания стыда. Помимо анализа литературы по данной проблеме в книге приведен обширный библиографический список, а также методики изучения совести, вины и стыда.

Психология спорта

Книга мастера психологии профессора Е.П.Ильина включает в себя четыре раздела: «Психология деятельности спортсмена», «Психология тренировочного процесса», «Социально-психологические аспекты спорта» и «Психология деятельности тренера». В отличие от предыдущих тематических изданий в данном учебнике рассмотрен и ряд новых вопросов: психологические аспекты «спортивной формы», психология общения в спорте, психология спортивной карьеры, психология зрителей, психология спортивного судейства.

Издание предназначено для спортивных психологов, тренеров, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.