Значение богданович ипполит федорович в краткой биографической энциклопедии. Богданович, ипполит федорович Литературная деятельность и т богдановича

БОГДАНОВИЧ, ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ (1743–1803) – поэт, переводчик, журналист.

Родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) в селе Переволочна Полтавской губернии. Происходил из небогатых малороссийских дворян. По собственному признанию, «издетства любил чтение книг, рисование, музыку и стихотворство, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова». Получил домашнее образование, затем учился в Москве, где пытался поступить в актеры. Его отговорил М.М.Херасков, объяснив «неприличность актерского звания для благородного человека». В 1757 он же устроил его в гимназию при Московском университете и поселил в своем доме. Под влиянием Хераскова Богданович начинает писать нравоучительные басни, сказки, переложения псалмов и другие оригинальные и переводные произведения, которые тот печатает в своем журнале «Полезное увеселение» (1760–1762).

В 1763 Богданович становится редактором журнала «Невинное упражнение», издававшегося княгиней Е.Р.Дашковой, где популяризировались идеи французских философов и вольнодумцев. Здесь, среди прочих его сочинений, появился большой стихотворный перевод из Вольтера – Поэма на разрушение Лиссабона (1763). Позднее Богданович перевел прозой его же стихотворную комедию Нанина, или побежденный предрассудок (1765). Первое крупное оригинальное сочинение Богдановича – дидактическая поэма Сугубое блаженство (1765) – по словам Н.М.Карамзина, «не сделала сильного впечатления в публике».

В 1764 Богданович переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел к графу Н.И.Панину, покровительствовавшему писателю. Два года он провел в Дрездене в составе дипломатической миссии. Вернувшись в 1769 в Петербург, продолжает интенсивную переводческую деятельность: печатает переводы статей из энциклопедии Дидро и Даламбера, рассуждение аббата Сен-Пьера о вечном мире в изложении Ж.-Ж Руссо (1771), Историю о бывших переменах в Римской республике Р.-О.Верто в трех частях (1771–1775) и др. В 1775–1776 редактирует журнал «Собрание новостей», включавший разнообразный злободневный материал (в т.ч. одна статья, где доказывалась невыгодность крепостного права для самих помещиков). В 1775–1782 осуществляет «главное смотрение» за изданием газеты «Санктпетербургские ведомости», где впервые вводит специальный раздел отзывов о новых книгах. В 1777 издает первую часть своего Исторического изображения России (вторая часть так и не вышла), посвященного истории древней Руси, – не столько история, сколько нравоучительное сочинение на историческом материале.

Главное, прославившее Богдановича сочинение, – поэма Душенька – полностью вышла в 1783 (первая неполная редакция поэмы под заглавием Душенькины похождения появилась еще в 1778) и потом неоднократно переиздавалась. Это галантная сказка, полная изящного остроумия, невинной эротики и ненавязчивых нравоучений. Ее сюжет – история любви Амура и Психеи – восходит в роману Апулея Метаморфозы, или Золотой осел , но поэма Богдановича почти свободна от мифологических подтекстов, она ближе к обработке этого же сюжета французским баснописцем Ж.Лафонтеном в романе Любовь Амура и Психеи , которому он и подражал. Однако при этом Богдановичу удалось остаться вполне самостоятельным. В поэме много примет русского быта, намеков на современные события в литературной и политической жизни, а Диана и Аполлон соседствуют с Кащеем и Змеем Горынычем. Главные достоинства поэмы – ее легкий ироничный стиль и столь же легкий и гибкий стих. Особенно важен оказался впервые явившийся здесь образ «творца» –добродушного, чувствительного и беспечного поэта, впоследствии «канонизированный» Н.М.Карамзиным в обширной некрологической статье О Богдановиче и его сочинениях (1803). Душеньку высоко ценили К.Н.Батюшков, Е.А.Боратынский, Н.В.Гоголь и, конечно, А.С.Пушкин, который по-своему использовал опыт Богдановича в Руслане и Людмиле .

Душенька была восторженно принята современниками и полюбилась самой императрице. За ее автором вскоре закрепилось прозвание «певца Душеньки». По указу Екатерины II Богданович в 1786 написал лирическую комедию Радость Душеньки , поставленную в придворном театре.

В год выхода поэмы Богдановича избирают в члены Российской Академии. Он участвует в работе над академическим словарем русского языка, издает сборник Русские пословицы (1785), пишет много стихов, сочиняет драму Славяне (1788), но в 1788, заняв должность председателя Петербургского архива, почти прекращает занятия литературой. В 1795 он выходит в отставку и навсегда уезжает из столицы. Сначала он живет в малороссийском городе Сумы, затем, с 1797 и до конца жизни, – в Курске. Здесь он, будучи однажды в гостях, обратил внимание на крепостного мальчика М.С.Щепкина (будущего великого актера) и предоставил ему возможность пользоваться своей библиотекой, тем самым сыграв большую роль в его дальнейшей судьбе. В 1801–1802 адресовал в Академию стихи и речи, жалуясь при этом на бедность и требуя какого-нибудь вознаграждения, но просьбы его были отклонены. Умер 6 (18) января 1803 в Курске после непродолжительной болезни.

Издания: Стихотворения и поэмы . Л., 1957; Душенька . М.: Ладомир, 2002.

Владимир Коровин

БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ

Богданович, Ипполит Федорович, - известный поэт. Родился 23 декабря 1743 г. в м. Переволочне (Полтавской губернии). Еще в детстве Богданович, как сообщает он в своей автобиографии, выказал наклонность к "чтению книг, рисованию, музыке и стихотворству, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова". На одиннадцатом году он был отправлен в Москву для "приказной службы" и там записан в юстиц-коллегию юнкером. Президент коллегии позволил ему одновременно заниматься в математической школе при сенатской конторе. Хотя Богданович "по успехам в математике считался между первыми отличнейшими учениками", но его более влекло к поэзии и особенно к драматическому искусству. Однажды 15-летний Богданович явился с намерением поступить на сцену в бывшему в то время директором московского театра Хераскову; по словам Карамзина, Херасков убедил юнкера в "неприличности актерского звания для благородного человека" и записал его слушателем университета, приютив его у себя в доме. Богданович выучился иностранным языкам и прошел "правила языка и стихотворства". В 1760 г. он стал печатать в выходившем при университете журнале "Полезное увеселение" свои первые пробы пера, которые были, даже по отзывам современников, "далеки от совершенства". В 1761 г., по окончании образования, Богданович был назначен надзирателем при университетских классах, с чином офицера, а через год переведен в комиссию торжественных приготовлений к коронованию Екатерины II , с поручением сочинять надписи для триумфальных ворот. В 1763 г., по ходатайству "благодетельницы", Е.Р. Дашковой, Богданович поступает переводчиком в штат графа П.И. Панина. Тогда же, при личном участии княгини, Богданович издает в течение полугода журнал "Невинное упражнение", где, кроме статей и мелких оригинальных стихотворений, поместил перевод поэмы "На разрушение Лиссабона" Вольтера, воспевал "премудрую" Екатерину за то, что "век златой дала узреть", и "дедиковал" графу Панину перевод (с французского) "Малой войны, описанной майором в службе короля прусского". В 1765 г., в бытность переводчиком иностранной коллегии в Петербурге, Богданович издает свою поэму "Сугубое блаженство", в трех песнях, посвященную наследнику Павлу Петровичу, и переводит трехактную комедию Вольтера "Нанина, или Побежденное предрассуждение". Время с 1766 по 1769 г. Богданович проводит в Дрездене, в качестве секретаря нашего посольства. В Петербурге, в течение наиболее продуктивного периода своего авторства (1769 - 1775), Богданович перевел разные статьи из французской энциклопедии, "Сокращение из проекта о вечном мире" (из Сен-Пьера), "Историю о бывших переменах в Римской республике" аббата Вертота, издал собрание своих оригинальных и переводных стихотворений под общим названием "Лира", "имел главное смотрение" за изданием "СПб. Ведомостей" и, наконец, по выражению Карамзина, "положил на алтарь Граций" свою "Душеньку", задуманную им еще в бытность за границей; некоторые места поэмы, несомненно, навеяны картинами дрезденской галереи. Успех поэмы был огромный. Еще до напечатания она распространилась в многочисленных списках. Сама императрица, по рассказу Карамзина, "читала Душеньку с удовольствием и сказала о том сочинителю". За нею и придворные "старались изъявлять ему знаки своего уважения и твердили наизусть места, замеченные монархинею. Тогдашние стихотворцы писали эпистолы, оды, мадригалы в честь и славу творца Душеньки". После "Душеньки" Богданович не сочинил ничего выдающегося даже по понятиям того времени. Между 1775 и 1790 годами Богданович, уже "с небрежением, как будто бы нехотя, или в дремоте гения", написал I часть "Исторического изображения России" (доведенного лишь до 1015 г.), "Радость Душеньки, лирическую комедию, последуемую балетом", драму "Славяне" небольшое количество мелких стихотворений, напечатанных в "Собеседнике любителей Русского Слова". Во исполнение воли императрицы, Богданович собрал и издал русские пословицы, переложив их в стихи, и сочинил 3 театральные пьески на тему им же придуманных поговорок. "Венок Душеньки", по выражению Карамзина, "остался единственным на голове Богдановича". В 1780 г. Богданович был назначен членом новоучрежденного государственного архива, а с 1788 г. состоял в нем председателем до выхода в 1795 г. отставку. В 1796 г. Богданович поселился в Сумах, где готовился вступить в брак, но вскоре, по невыясненной причине, был вынужден расстаться с своей невестой. В 1798 г. Богданович переехал в Курск, откуда пространной одой, бывшей уже лебединой его песнью, приветствовал вступление на престол Александра I . Умер Богданович 6 января 1803 г. Поставленный на могиле Богдановича в 1834 г. памятник, в виде статуи Психеи ("Душеньки"), в 1894 г. был возобновлен и перенесен в городской сквер. Смерть Богдановича произвела сильное впечатление на современное ему общество. Редакция "Вестника Европы" (1803, ¦ 3) объявила конкурс на лучшую эпитафию Богдановичу. В посвященных его памяти стихах благодарные современники называли Богдановича любимцем муз и граций и даже "гением", "так мило" воспевшим Душеньку.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
    (1743/44-1803) русский поэт. Поэма "Душенька" (1778, полное издание в 1783) на античный сюжет о любви Психеи и Купидона, стилизованная под …
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ипполит Федорович , русский поэт. Родился в украинской дворянской семье. Окончил Московский университет …
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
    поэт Екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании …
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
    (1743/44 - 1803), русский поэт. Поэма "Душенька (1778, полное издание 1783) на античный сюжет о любви Психеи и Купидона, стилизованная …
  • БОГДАНОВИЧ ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ
    ? поэт Екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по …
  • БОГДАНОВИЧ в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Гипполит) — сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры (дочери критского царя Миноса и …
  • ИППОЛИТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы (варианты: Ипполиты или Меланиппы). Ипполит презирал любовь и славился …
  • БОГДАНОВИЧ в Словаре полководцев:
    Модест Иванович (1805-82), рус. воен. историк, проф., ген.-лейт. (1863). Учился в Дворян. полку, Воен. Академии, где впоследствии преподавал. Участник воен. …
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Сын афинского царя Тесея и Ипполиты, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде. …
  • ИППОЛИТ в Лексиконе секса.
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    (герой трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.). И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей …
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    в греческой мифологии сын Тезея и амазонки, страстный охотник и почитатель девственной богини Артемиды, избегающий женщин и любви; безуспешно преследующая …
  • БОГДАНОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    1. Ангел Иванович — критик и публицист, редактор журнала «Мир божий» ; принимал близкое участие также в журн. «Современный …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Трясило) Тарас украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского казачества …
  • ИППОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Гипполит) в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Bogdanovich) Питер (р. 1939) американский кинорежиссер, сценарист, киновед, продюсер, актер. Автор книг о творчестве Ф. Ланга, Д. Форда, О. Уэллса …
  • ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Георг-Фридрих — юрист, действительный член Императорской академии наук; изучал юридические науки за границею, служил обер-аудитором в адмиралтействе. После отрешения от …
  • ИППОЛИТ ВИШЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    иеромонах м-ря Бориса и Глеба в епархии Черниговской; свое путешествие в Иерусалим и на Синай в 1707-9 гг. описал в …
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ипполит - сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известенмиф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовькоторой …
  • БОГДАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ст. II кл. Уральской ж. д., в 89 в. к В от …
  • ИППОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед …
  • ФЕДОРОВИЧ
    ФЕДОР́ОВИЧ Флориан Флорианович (1877- 1928), полит. деятель. С 1901 чл. Партии социалистов-революционеров, участник Рев-ции 1905-07. В 1909-14 на каторге. В …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕДОР́ОВИЧ (Трясило) Тарас, укр. гетман, руководитель восстания против польск. господства в 1630. Вёл переговоры в Москве о переходе части укр. …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Hippolytus) Римский (ок. 170 - ок. 236), христ. писатель и учёный, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Нурроlite) Жан (1907-68), франц. философ. Истолковывал философию Гегеля в духе …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ, г. (с 1947) в России, Свердловская обл. Ж.-д. уз. 36,4 т.ж. (1998). З-ды: огнеупорных изделий, фарфоровый и др. Назван …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Юр. Ник. (1849-88), народник. Участник "хождения в народ", с 1880 чл. Исполкома "Нар. воли", участник покушений на Александра II, …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ (Bogdanovich) Питер (р. 1939), амер. режиссёр, сценарист, кинокритик, актёр. Работал в театре. Неск. иссл. Б. посвящены крупнейшим амер. кинорежиссёрам. …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Модест Ив. (1805-82), рос. воен. историк, ген.-лейт. (1863), проф. (1843). Тр. по истории Отеч. войны 1812, загран. походов 1813-14 …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Макс. Адамович (1891-1917), белорус. поэт. Лирика Б. связана с нар. поэзией, в ней звучат мотивы грусти и одиночества (сб. …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Карл Ив. (1864-1947), геолог. По происхождению поляк. В 1901-17 работал в Геол. к-те в России. Иссл. на Ю. Европ. …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Ипполит Фёд. (1743/44-1803), рус. поэт. Поэма "Душенька" (1778, полн. изд.- 1783) на антич. сюжет о любви Психеи и Купидона, …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГД́АНОВИЧ Богдан (р. 1922), серб. архитектор. Мемор. комплексы в честь павших в годы борьбы с фашизмом (в Белграде, 1959, с. …
  • БОГДАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОГДАН́ОВИЧ Ангел Ив. (1860-1907), публицист и критик. Народник, затем "легальный марксист". В 1893 один из основателей орг-ции "Нар. право". С …
  • БОГДАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? ст. II кл. Уральской ж. д., в 89 в. к В от …
  • ИППОЛИТ
    Принимал душ прямо в …
  • ИППОЛИТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Трагедия …
  • ИППОЛИТ в словаре Синонимов русского языка.
  • ИППОЛИТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Ипполит, (Ипполитович, …
  • ФЕДОРОВИЧ
    (Трясило) Тарас, украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского …
  • ИППОЛИТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Гипполит) , в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был …
  • БОГДАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    город (с 1947) в Российской Федерации, Екатеринбургская обл. Железнодорожный узел. 36,5 тыс. жителей (1992). Заводы: огнеупорных изделий, фарфоровый и др. …
  • ФРАНТОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Франтов Степан Федорович (1877 - 1938), псаломщик и регент, мученик. Память 22 …

И И. И. Мелиссино . В 1763 году он познакомился с графиней Екатериной Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии, выступал как издатель журнала «Невинное упражнение» (1763).

Около 1775 года сочинил вольную повесть в стихах «Душенька», подражая Лафонтену , заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона » (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 году в Петербурге, до 1841 года выдержала 15 изданий; последнее - в 1887 году А. С. Сувориным в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II . По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787) - пьесы, не имевшие успеха.

С сентября 1775 года он издавал «С.-Петербургский вестник», а в 1775-1782 годах редактировал «СПб. ведомости» . Кроме того, он написал:

  • «Сугубое блаженство» (поэма СПб., 1765);
  • «Добромысл», (др. повесть в стихах. М., );
  • «Блаженство народов» (поэма, М. );
  • «Берег» (СПб., );
  • «Русские пословицы» (3 ч. СПб., ; здесь народные пословицы переделаны в двустишия);
  • «Лира, или собрание разных сочинений» (СПб., 1773).

Подобно многим своим современникам-поэтам, Богданович активно занимался переложением псалмов :

  • «Ода из псалма 114»
  • «Псалом 45»
  • «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»
  • «Псалом 148»

Плодами его исторических занятий остались:

  • «Историческое изображение России» (СПб., )

и переводы:

  • «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);
  • «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)
  • «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771-75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809-1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. - М. 1818-1819 г., 4 ч.; 3-е - Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

«Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века , занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернить Где Душенька одна всё может заменить?

Говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

Ипполит Федорович Богданович

Богданович Ипполит Федорович (23.12.1743-6.01.1803), русский поэт. Главное произведение - поэма “Душенька” (1778), стилизованная под русские народные сказки, поразившая современников новизною содержания и легкостью стиха. Другие соч.: пьесы “Радость Душеньки” и “Славяне”, сборник “Русские пословицы”, очерки “Исторические изображения России”.

БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович (23.12.1743-6.01.1803), поэт. Родился в м. Переволочное Полтавской губ. С детства Богданович проявлял любовь к поэзии, музыке и рисованию, а когда в 1754 его отвезли в Москву и зачислили в Юстиц-коллегию юнкером, то тут он увлекся театром и хотел поступить на сцену. Но бывший в то время директором театров Херасков отговорил Богдановича от этого и, записав его в университет, поощрял к литературным занятиям. Первые опыты, даже по отзывам современников весьма слабые, в виде стихотворений, Богданович помещал в издававшихся при университете журналах «Полезное увеселение» и «Свободные часы». По окончании университета, в 1761, Богданович был определен надзирателем над университетскими классами, а в 1762 членом комиссии «Торжественных приготовлений», в которой сочинял надписи для триумфальных ворот. В 1763 назначается переводчиком в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 состоит в той же должности при иностранной коллегии; с 1766 по 1769 проводит за границей, в качестве секретаря русского посольства при саксонском дворе. В 1779 переведен в департамент герольдии; в 1780 назначен членом государственного архива и с 1788 был в нем председателем.
Наиболее плодотворный период литературной деятельности Богдановича был в 1769-75. В 1773 Богданович издал собрание своих сочинений под общим названием «Лира». С 1775 по 1782 редактировал «Санкт-Петербургские ведомости». Наконец, в 1775 написал составившую ему имя поэму «Душенька». Содержание ее Богданович заимствовал из повести Лафонтена «Les Amours de Psychе», в свою очередь воспользовавшегося поэмой Апулея об Амуре и Психее. Как Лафонтен сделал Психею француженкой, так и Богданович старался превратить ее в русскую деву-Душеньку. Идея, которую Богданович хотел вложить в поэму, заключается в двустишии:

…Наружный блеск в очах проходит так, как дым,
Но красоту души ничто не изменяет.

Рис. 1. Торжество Душеньки Поэма, стилизованная под русские народные сказки и содержавшая шутливые, иронические мотивы, была противопоставлена героическим поэмам классицизма. В поэме присутствуют Кощей, Змей Горыныч, Царь-Девица. Поэма разделена на 3 книги. В 1-й книге описываются родные Душеньки и ее красота, которой начинает завидовать Венера и приказывает своему сыну Амуру хорошенько постращать Душеньку. Родители преследуемой Душеньки обращаются к оракулу; последний велит отвезти ее на неведомую гору и там оставить, пока чудовище, которому она обречена в жены, не придет за ней. Кончается книга путешествием и прощанием Душеньки с родными. Во 2-й книге Душенька неведомою силой перенесена в царство Амура, но он является к ней только ночью и при первом свете дня исчезает. Душенька проводит все время в разных забавах и развлечениях. По ее желанию прислуживающие ей Амуры и Зефиры переносят к ней сестер, которые из зависти уговаривают ее убить «чудовище». Она ночью зажигает лампаду и, увидев спящего Амура, нечаянно проливает на него каплю горячего масла. Амур просыпается и улетает от нее. В 3-й книге Душенька снова на той горе, где оставили ее родители. Она хочет лишить себя жизни, но тщетно: Зефиры поддерживают ее, когда она бросается в пропасть; деревья склоняют свои ветви, когда она хочет повеситься, и т. д. В пастушеском платье она попадает в храм Венеры, и та, желая погубить Душеньку, приказывает ей достать кувшин живой и мертвой воды. Амур и тут ей помогает. Тогда Венера велит ей принести закрытый горшочек от Прозерпины. Душенька, подстрекаемая любопытством, раскрывает его и вылетающий оттуда дым чернит ей лицо. Она в отчаянии прячется от всех; но Амур отыскивает ее и объявляет Венере, что он не перестанет любить Душеньку и чернолицей. Венера возвращает Душеньке красоту и

Амур и Душенька друг другу равны стали,
И боги все тогда их вечно сочетали.

Критика того времени встретила Душеньку восторженно, и большинство современников возвело Богдановича в гении. Карамзин с восторгом отзывается о «Душеньке» и находит ее лучше оригиналов, т. е. поэмы Апулея и рассказа Лафонтена. Он восхищается «легкой игрой воображения, основанной на одних правилах нежного вкуса», говорит, что «многие стихи живы и прекрасны» и что Богданович «будет известен потомству как стихотворец приятный, нежный, часто остроумный и замысловатый». Столь же лестные отзывы дают о Богдановиче, как авторе «Душеньки», и др. современные ему критики, напр.: П. Бекетов, митр. Евгений (Болховитинов), Баратынский, Батюшков и отчасти Пушкин. Но последующие критики становятся все менее и менее благосклонны к литературной деятельности Богдановича вообще и к его «Душеньке» в частности. Кн. Вяземский, Кс. Полевой дают о ней отзывы один суровее другого.

Напечатана «Душенька» была в 1783 и уже к 1841 выдержала 15 изданий. Из др. произведений Богдановича можно отметить: «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787), «Добромысл» (1805), «Блаженство народов» (1810), «Сугубое блаженство» (1765). В «Русских пословицах» (1785), переложенных в стихотворную форму, популяризировались идеи русского фольклора. Перевод поэмы Вольтера «Sur le dеsastre de Lisbonne» считался образцовым. Кроме упомянутого, Богданович написал: «Историческое изображение России» (1777), «Малая война, описанная майором в службе короля прусского» (пер. с фр., 1768); «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо» (1771); «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (1771-75) и множество од, эпиграмм, элегий, басен и проч.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Богданович Ипполит Федорович (1743-1803) - поэт екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского посольства при саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их, благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763 г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах - "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в Спб. и до 1841 г. выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для эрмитажного театра: "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) - пьесы, не имевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С. Петербургский Вестник", а с 1775 - 1782 гг. редактировал "Спб. Ведомости". Кроме того он написал: "Сугубое блаженство" (поэма Спб., 1765); "Добромысл", (др. пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег" (Спб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. Спб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч. " (Спб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось: "Историческое изображение России" (Спб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная майором в службе короля Прусского" (с фр., Спб., 1768); "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо(из Сен-Пьера)" (Спб., 1771) и "Вертота, история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. Спб., 1771 - 75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. Зап. ", 1853, ј 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809 - 1810 гг., 6 ч.; 2е изд. - М. 1818 - 19 гг., 4 ч.; З-е - Смирдинское, в 2 ч.. в 1848 г.

Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только "Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в., занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении". "Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь "классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых Б. превозносится, именно за написание "Душеньки":

Зачем нам надписьми могилу ту чернить.

Где Душенька одна все может заменить говорится в одной из них. В наше время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о "клубничке", благодаря которой поэма, главным образом, и имела успех у современников.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Начальный период. Ипполит Федорович БОГДАНОВИЧ .

Сочинения:

Собр. соч. и переводов, Изд. 2-е. Ч. 1-4. М., 1818-19;

Стихотворения и поэмы. Л., 1957.