Виды мышления: классификация, особенности, нарушения. Мышление и его виды. Понятие предикативного мышления Виды мышления практически действенное

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — , представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений . Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь — процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия .

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления : конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических .

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям , частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Типы и виды мышления

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление ; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление . Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления — действие ; художественного — образ ; научного мышления — понятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Благодаря умению мыслить люди могут анализировать информацию, делать выводы, проводить аналогии и заниматься познавательной деятельностью. Таким образом, рамки окружающего мира расширяются и не ограничиваются только его материальными аспектами. В этой статье я расскажу, какие виды мышления существуют в психологии, дам им характеристики, используя таблицы, и приведу примеры.

Особенности

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики

Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.

Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.

Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:

  • Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов. Это яркие и чувственные фрагменты.
  • Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.

Наглядно-действенное

Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.

Наглядно-образное

Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.

Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.

Абстрактное (словесно-логическое)

В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.

Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли. Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности. Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.

Другие психологические классификации видов мышления

Ниже опишу иные варианты выделения разновидностей мыслительной деятельности.

По характеру задач

В зависимости от цели мысль человека может быть направлена на выстраивание теорий или получение наглядного, практического итога.

Теоретическое

Предполагает изучение законов и правил, которое проводится на базе существующих знаний. Человек производит анализ предмета, выявляя основу, на которой формируются все проявления этого объекта. После этого проводится сопоставление признаков изучаемого элемента и их классификация. В результате такого анализирования информации формируются обобщенные представления о сущности вещей и явлений. На этом базируются физика, математика, психология и философия.

Практическое

В этом формате мышления важно применение теории на практике. На основе теоретических мыслей возникают конкретные способы преображения действительности. Они могут иметь форму проекта или схемы. Характерной чертой является отсутствие достаточного количества времени для проверки предположений, а также наличие риска в случае ошибки.

Здесь нет цели – создать ряд правил и законов. Главной задачей является как можно более скорый переход от мысли к действию.

По степени рефлексии

Аналитический тип основывается на логике. Он протекает поэтапно и растянут во времени. Каждый последующий шаг проистекает из предыдущего. Интуитивный мыслительный процесс, наоборот, проходит быстро, порой даже неосознанно. Это простой импульс без логически выстроенных стадий.

По предмету

Реалистическое формируется на основе адекватной, рациональной оценки окружающего мира. Индивид, прибегающий к такому типу, стремится исходить из существующего положения дел, ограничивая влияние своих ожиданий и желаний на образ мысли. Главное для него – истина, какой бы она ни была. Как правило, людям такого склада ума свойственна повышенная критичность. Им требуется доказательство для каждого утверждения.

Аутистическое мышление формируется на основе внутренних потребностей человека, которые могут и не иметь ничего общего с действительностью. Главная задача – найти иллюзию, которая будет устраивать его в данный момент. Здесь нет места логической критичности: все, что не соответствует желаемому, просто отметается.

Эгоцентрический тип присущ несформированным личностям, например, детям. Для них в центре всего располагается собственное эго. Окружающий мир воспринимается исключительно через призму «Я-образа», а переживания других людей во внимание не берутся.

По степени новизны

Творчество предполагает участие воображения, которое использует все, что однажды было воспринято разумом, и выдает абсолютно новый, уникальный образ и идею. Индивид может посмотреть на ситуацию под разными углами.

Репродуктивное – познание целиком опирается на уже имеющиеся шаблоны, полученные ранее из тех или иных источников. Однако задачу необходимо соотнести с существующими правилами решения, что также требует некоторой самостоятельности. Нацелено на воспроизведение прошлых знаний и их практическое применение.

По степени произвольности

Произвольное рождается благодаря воле и сознанию личности. Оно полностью контролируется разумом. Непроизвольное осуществляется без приложения дополнительных усилий. Оно проявляется в ситуациях, когда действия совершаются неосознанно или под влиянием внешних факторов.

Операции мышления

  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений, поиск у них сходств и различий.
  • Анализ – выявление в объекте конкретных характеристик и свойств.
  • Синтез – объединение ряда элементов в целое.
  • Абстракция – отвлечение от общего и выделение одной стороны.
  • Обобщение – умение группировать подобные признаки.

Виды мыслительных нарушений

На качество мысли влияют ошибки в восприятии и обработке информации. К таким, например, относятся нарушения внимания, памяти, слуха или зрения – то есть из внешнего мира человек получает данные, несоответствующие действительности. Исходя из них он делает неверные выводы и умозаключения.

Другой причиной искаженного образа мышления является психоз. Мозг перестает работать в базовом режиме, что приводит к беспорядочным соображениям.

Бессознательное осмысление

Подсознание хранит в себе практически все, что было у индивида в прошлом: опыт, установки, сомнения, чувства, страхи, эмоции. Оно не стремится найти решение, а скорее просто не замечает его. Этой частью психики самостоятельно управлять нельзя. Однако с ее помощью принимаются наиболее верные решения, а вовсе не благодаря логическому анализу. Именно неосознанная составляющая внутреннего «Я» подмечает определенные явления, объекты, фиксирует их и анализирует. Эта информация таится в глубинах разума долгое время, пока не возникает актуальная для нее задача.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою , и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Заключение

То, как мы мыслим, зависит от личностных особенностей и формируется на основе врожденных качеств. Все это влияет и на эффективность мыслительных операций, восприятие мира, и на решение различных проблем. В большинстве случаев мировосприятие можно скорректировать (например, негативное сменить на позитивное).

Вот несколько советов, которые помогут вам научиться думать глубоко, качественно и действенно:

  • Читайте больше книг и делайте это осознанно: анализируйте, систематизируйте прочитанное.
  • Играйте в развивающие игры, периодически разгадывайте головоломки.
  • Изучайте математику.
  • Учите иностранные языки.

Попробуйте определить, какое мышление преобладает в психологии вашего сознания, опираясь на его основные виды (по форме и содержанию), кратко и наглядно перечисленные в этой статье. Если вам покажется, что такой способ оценки окружающего пространства недостаточно эффективен и требует некоторой перезагрузки, записывайтесь на мою . На ней вы научитесь успешно выстраивать коммуникации с действительностью и получать от нее личную пользу.

Существуют 3 основные формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях.

Основные понятия формируются в ходе всего исторического развития человеческого общества и являются результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Однако усвоение этих понятий осуществляется индивидуально каждым человеком в процессе его развития.

Для полного познания предмета или явления, связей между ними необходимо раскрытие существенного, наиболее характерного в них, что и представляет собой понимание.

Без понимания нет успешного усвоения знаний о действительности, нет глубокого познания реальности. На процесс понимания большое влияние оказывает прошлый опыт человека, богатство тех впечатлений.

Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия. Образование суждения означает раскрытие связи и отношения между предметами и явлениями действительности, то есть раскрытие сущности понятия.

Суждение – это утверждение или отрицание каких‑либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами.

Знание какого‑либо закона, научного положения – это умение высказать правильное суждение, то есть раскрыть сущность содержания явления, предмета, связей между ними, сформулированных в какой‑либо закон, положение.

Каждое суждение представляет собой констатацию фактов, связей, существующих между предметами, явлениями, и насколько правильно суждение отражает эти факты связи, свидетельствует практика.

Большое значение в проверке правильности суждения имеют умозаключения.

Умозаключение – это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.

Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.

Индуктивный способ рассуждения (индукция) предполагает установление общих законов, правил, положений на основании рассмотрения частных, единичных фактов, случаев, явлений.

Дедуктивный способ рассуждения (дедукция) предполагает раскрытие отдельных, частных явлений, фактов на основании знания общих законов и положений.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой. Рассуждая о том или ином явлении, предмете, человек делает умозаключения не только обобщающего характера, но и делает частные выводы, исходя из общих положений и закономерностей. Тесная связь обоих видов умозаключений способствует наиболее полному раскрытию явлений, предметов действительности.

Виды мышления.

В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают наглядно‑действенное, наглядно‑образное и словесно‑логическое мышление.

Наглядно‑действенное мышление — это вид мышления , связанный с непосредственным включением его в практическую

Обычно данный вид мышления ярко проявляется в такой деятельности, где требуется решение мыслительных задач с одновременным подкреплением практическими действиями.

Наглядно‑образное мышление – это мышление, опирающееся на представления. Характерная черта данного вида мышления – широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Технарь - гуманитарий, экстраверт - интроверт, логик - этик, левый - правый. Таких паттернов мышления за годы работы психологов накопились десятки, и каждый из них объединяет людей по определенным признакам и делит на 2 группы.

сайт выбрал 8 самых интересных психологических типов, которые помогут разобраться в себе и немного лучше понимать других людей.

1. Логик - этик

Логики оценивают мир с точки зрения правил, законов, логических связей и умозаключений. Они отлично разбираются в технологиях, составляют бизнес-планы, разрабатывают концепции и работают с цифрами. Общение для логика - это обмен информацией: «Говорите уже по делу», «Проанализируем детали», «Посмотрим на цифры», «Обдумаем решение».

Этики же смотрят на мир с точки зрения эмоций, чувств, переживаний. Они действуют по тому, как подсказывает сердце и настроение. Могут легко поднять настроение, воодушевить и помочь наладить отношения. Общение для этика - это обмен энергией: «Ты сегодня выглядишь грустно», «Какая душевная компания», «Она сказала только „привет“, а мне уже все было понятно».

2. Сенсорик - интуит

Интуиты - это теоретики, философы, мыслители, люди с глобальным мышлением. Они быстро схватывают суть, хорошо видят возможности и легко продумывают многочисленные варианты и способы. Почти все, что нас окружает, первоначально придумали интуиты. В их голове постоянно возникают идеи, которые часто опережают свое время. А их задумки часто осуществляются уже в будущем их потомками.

Интуиты, как правило, люди мечтательные, рассеянные, забывчивые, а в их среде часто присутствует «творческий беспорядок».

Сенсорики - это практики, которые обладают конкретным мышлением, хорошо подмечают детали, чувствуют запахи, вкусы, различают малейшие оттенки цвета. Сосредоточенные на текущих событиях реалисты, которые сильны в осуществлении идей и задумок. Многое, что нас окружает, воплощалось в жизнь руками сенсориков.

Сенсорикам бывает сложно увидеть общую картину. Они живут будто одним днем, поэтому часто переживают о непредсказуемости событий и того, что будет завтра.

3. Решительный - рассудительный

Решительные люди легче принимают решения, переносят тяжелые нагрузки, действуют в самой напряженной, стрессовой обстановке. Это люди, которые любят и умеют преодолевать трудности и учиться на ошибках. Часто в будущем становятся хорошими наставниками с огромными багажом знаний и практического опыта.

Рассудительные принимают взвешенные решения, избегают ненужных действий, подстраиваются под окружающую обстановку, любят отдыхать и сбрасывать напряжение. Это люди, которые предпочитают комфорт, тепло, любят говорить о приятных событиях и вещах. Они не опираются на свой предыдущий опыт, а направлены на новые идеи, перспективы и будущее.

4. Шизотимик - циклотимик

Шизотимики - это люди, склонные к шизофрении и проявляющие некоторые ее симптомы в обычной жизни. Им присуща тонкость чувств, эгоизм, высокомерие и сильное желание быть лучше других. Как правило, это властные, аристократичные люди, которые любят рассуждать о высоком, редко показывают свои эмоции и плохо приспосабливаются к новому окружению.

Циклотимики - люди, склонные к маниакально-депрессивному психозу. Им присуща безответственность, беспечность и излишняя эмоциональность. Как правило, это веселые и общительные люди, с хорошим чувством юмора, которые любят быть всегда в центре внимания.

5. Чейнджер - раннер

Чейнджеры - это люди, которые сегодня могут сидеть в офисе, а завтра прыгать с парашютом в Альпах. В работе они любят заниматься каждый раз новым проектом, новым делом. А если работа не позволяет, то они ее меняют. Чейнджеры всегда полны энергии, быстро обучаются и адаптируются к любым условиям. Но из-за неспособности сидеть на месте им сложнее доводить начатое до конца и достигать мастерства в чем-то одном.

Раннерам же свойственно заниматься чем-то одним. Они тщательно выбирают свои увлечения, место работы, покупки и круг общения. Они просто не могут не довести выбранное дело до конца. Раннеры плохо адаптируются к изменяющимся условиям, новому коллективу, новому занятию, часто бывают консервативны в убеждениях и верны традициям.

6. Интроверт - экстраверт

Интроверты обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир. Они замкнуты, чувствительны и рассудительны. Для них важнее глубина событий, эмоций и отношений, чем их охват. Например, они предпочтут общаться лишь с одним человеком, но самым близким. Выбрать одно дело, но хорошо в нем разбираться.

Экстраверты ориентированы на внешний мир. Они общительны, активны, у них широкий круг интересов. Для них значительно легче увеличить число своих увлечений, чем их глубину. Чтобы контактировать с человеком, им не требуется находить с ним общие увлечения или черты характера, поэтому им легче общаться и заводить новые знакомства.

7. Интернал - экстернал

Позитивисты , сталкиваясь с ситуацией, сначала видят те качества, которые в ней присутствуют. Например, такой человек скажет: «Погода хорошая, на улице тепло». Эти качества всегда будут положительными.

Негативисты при оценке выделяют сначала те качества, которые в ней отсутствуют. Он скажет: «Погода неплохая, на улице не холодно». Эти качества всегда будут отрицательными.

О чем нам важно помнить

Каждый человек уникален, но чем-то мы похожи - это правда. Каждый тип имеет положительные стороны и отрицательные, поэтому они дополняют друг друга. Интуиты придумывают, а сенсорики делают. Интроверты могут научить глубже мыслить, а экстраверты - шире. Позитивист помогает увидеть лучшие вещи, а негативист - избежать худших.

Важно быть открытыми и учиться у второй стороны. Так, любой человек может обладать всеми положительными качествами, избавиться от отрицательных и делать по-настоящему великие вещи.

По степени развернутости различают:

Дискурсивное мышление – аналитическое мышление, основанное на логике рассуждений.

Интуитивное мышление – основано на непосредственных чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений окружающего мира.

По характеру выделяют:

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.

Практическое мышление – это рассуждения при решении практических задач, его цель – это разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Теоретическое мышление, в свою очередь делится, на понятийное и образное.

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение дей­ствительности, но это отражение абстрактно.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы . Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающейнас дей­ствительности.

По форме выделяют такие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое (словесно-логическое), эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития.

Наглядно-действенное (допонятийное) мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в том, что решение задачи осуществляется с помощью практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Данная форма мышления является доминирующей в раннем детстве.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, при котором решение задачи осуществляется с помощью операций с образами, которые возникают в непосредственной ситуации. Необходимые образыпредставлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, при котором решение задачи осуществляется с помощью операций с понятиями. Является доминирующим начиная с подросткового возраста.

Абстрактно-логическое – более сложный вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных.

Каждый из этих видов мышления развивается самостоятельно. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

По степени новизны и оригинальности различают:

Репродуктивное мышление – основано на усвоении и оперировании готовыми понятиями, суждениями, закономерностями и применении их в определенной ситуации.


Продуктивное мышление – мышление, создающее новое для субъекта. Процесс мышления состоит в поиске средств решения проблемы с учетом имеющихся условий. Лежит в основе творчества.

По функциям различают:

Критическое мышление – направлено на выявление недостатков в суждениях.

Творческое – связано с открытием принципиально нового знания.

Основные формы мышления

1. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явле­ний. Виды понятий:

q Общие понятия – охватывают целый класс однород­ных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются при­знаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим по­нятием.

q Единичные понятия – обозначают какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представля­ют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом от­ражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по террито­рии России.

2. Суждение – это форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами действительности. Например, «Этот стол коричневый», «Металлы при нагревании расширяются» - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения могут быть истинными (объективно верными) и ложными (не соответствующими объективной действительности); общими (когда что-то утверждается относительно всех предметов группы, например: «Все студенты сдаются экзамены во время сессии»), частными (например: «Некоторые студенты – отличники») и единичными (например, «Этот студент плохо приготовился к семинару».)

Суждение основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Понимание – это способность постичь смысл и значение чего-либо. Понятия «суждение» и «понимание» не яв­ляются полностью тождественными, но они самым тесным образом связаны друг с другом. Если понимание – это способность, то суждение – это результат данной способности.

3. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится умозаключение, называются посылками.

Умозаключения могут быть:

q Индуктивными – рассуждение идет от единичных факторов к общему выводу.

q Дедуктивным – рассуждение идет от общих факторов к частным выводам.

q Аналогией – вывод делается на основании частичного сходства между явлениями. Например: днем светло, а ночью темно.

Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мыш­ления.

Слово «интеллект » происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Сегодня существуют два основных толкования ин­теллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризую­щая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способно­стей человека.

Основные виды умственных операций

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и син­тез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Суть данной операции состо­ит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д. Таким образом мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринима­ем. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволя­ет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Синтез – это мыслен­ное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фак­тически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мысли­тельном процессе. Например, когда вы, плохо зная английский, слышите разговор на этом языке, вы стараетесь прежде всего выделить в прозвучавшей фразе знако­мые слова, а лишь затем воспринять слова менее знакомые и в дальнейшем попы­таться их осмыслить. В этом проявляются функции анализа. Однако одновремен­но с этим вы пытаетесь сложить в единое целое смысл услышанных вами слов и составить осмысленную фразу. В данном случае вы используете другую мысли­тельную операцию – синтез.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, сказав «стол», мы представляем некий об­раз целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием.

Обобщение – это объединение сходных предметов по общим для них признакам. Любое понятие, которым пользуются люди – это обобщение.

Конкретизация – процесс, противоположный абстракции, это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. По суще­ству, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.

Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения.

Классификация – это производная от сравнения, это более сложная операция установления сходства и различия главных и второстепенных признаков объектов и явлений.Благодаря этому возможно далее на основе сходства главных признаков объединение объектов в родственные группы: виды, роды, классы и т.д.

Индукция – это умозаключение, представляющее собой переход от частных случаев к общему положению.

Дедукция – это умозаключение, представляющее собой переход от общего к частному.

Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а, следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно.

Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испы­тываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практи­ческой проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний или инфор­мации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной мыс­лительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостаю­щую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересую­щего нас вопроса.

Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обыч­но высказываем предположение. Предположение – это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необ­ходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточ­ной информации.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности умозаключений. Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет уме­лое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто ис­пользуем наглядные образы. Другой пример – использование типичных приемов в решении типовых задач.

В развернутом мыслительном процессе можно выделить несколько этапов или фаз:

1. Осознание проблемной ситуации.

2. Выделение того, что известно, и того, что не известно. В результате проблема превращается в задачу.

3. Ограничение зоны поиска.

4. Построение гипотезы как предположения о способах решения задач.

5. Реализация гипотезы.

6. Проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, осуществляется реализация решения.

Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытает­ся решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого мышления.

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что та­кое творческое мышление, был Дж. Гилфорд . В работах, посвященных креативно­сти (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении че­тырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость , т. е. спо­собность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возмож­ность нового использования данного объекта.

В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как об­разная адаптивная гибкость , т. е. способность изменить восприятие объекта та­ким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации , в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом се­мантической спонтанной гибкостью.

Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творче­ства. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие прояв­лению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предше­ствующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выво­дом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа ре­шения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономер­ность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вер­нуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.

В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интерес­ная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встре­че с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чув­ство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.

В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мысли­тельных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и опреде­ленного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.