Судить нельзя помиловать? (Суды над бывшими лидерами государств) Судить нельзя помиловать

Газету «Советский спорт», раннюю и позднюю Донцову, по чём нынче антоновка в Мичуринске, не вышедшее ещё в прокат кино,– всё это можно посмотреть в Сетях. Узнать погоду, курсы, ВУЗы, новости Уганды и как пишется исконно русское слово «интеллигент» - всё в Яндексе родном и близком.
Есть доступ и к поэтическим площадкам Москвы, где дуэлянты - одаренные и не очень, поэты.

Поэтов много, ими пересыпаны тематические сайты и живые площадки. Есть простые зрители, их может быть поменьше. А есть и судьи, которых единицы. И мы, простые зрители, оцениваем не только поэтов, но и их судей.

В интерактивном, амбициозном проекте "Вечерние стихи", что замахнулся на всю Москву, судьи ломают предпочтения зрителя, вероломно подавляя мой слабо сформированный вкус, очень субъективно вешают ярлыки на поэтов, выгодно освещают только своих протеже. Из-за такого судейства я испытываю дискомфорт. А удовольствие, полученное мною от авторских прочтений стихов в конце вещания, сводиться на нет.

Есть поэтические собрания, где происходит очень оригинальный, демократичный суд – под чьим именем громче свистнет зритель, тот и победитель. Поэт Иванов приводит десять зрителей, поэт Петров только пять, а Сидоров вообще никого. Хотя, кто знает, может так и надо? А может лучше запастись помидорами и во спасение Сидорова, закидать ими Иванова и Петрова?

Лично мне очень импонирует разбор стихотворения после авторского чтения в виде вопросов к поэту из зала. Им задают вопросы коллеги по цеху. Иногда получаются очень занятные дискуссии, что нам, обывателям, скрашивает досуг ещё больше. Посылы разные – тепло, напутствие, юмор, ирония, «наезд». Поговаривают, что имели место и поэтические драки…
Возможно традицию и эстетику такого рода «разбора полётов» надо развивать и расширять, приобщая юных поэтов и простого зрителя, для которых это своеобразный ликбез.

Иное поэтическое судейство наблюдается в «Столкновении талантов», где поэты между собой и командно борются за первенство.
Поскольку на плечах судей лежит огромная часть ответственности всего этого проекта, с его моральной и этической составляющей, то имена их надо знать: Ираида Виноградова, Елена Столь, Дмитрий Темников.
Случайно или нет, их имена символично представляют три поколения, соответственно по восходящему жизненно-поэтическому опыту.
Их литературное образование, заслуги и регалии ни для кого не секрет.
В лицах высокой троицы такое спокойствие и даже прохладность, что мне, простому зрителю, почти всегда вериться в их объективность и беспристрастность.
И всё же судьи - люди. Подозреваю, что и у них могут быть свои предпочтения, подпитанные собственным поэтическим опытом, а так же сторонним опытом выступлений авторов разных уровней. В конце концов, у судей есть ещё и личные вкусы.
Хотя будучи зрителем, и тихонько наблюдая за происходящим, я никогда не видела полного открытого неприятия судейской оценки со стороны зала, но всё же несколько раз угадывала недовольство отдельных слушателей.
Помниться и мои предпочтения несколько раз не совпадали с анализом судей. Хотя по прошествии времени, пересмотрев на сайте «Столкновение» в записи, я понимала, что судьи были скорее правы, чем нет.
А ещё я не завидую судьям, когда на сцену выходят два сильных поэта, равнозначных по весу имён, по вкладу в поэзию! И всё же они достойно решают такие задачи.

А вот где с судейством всё просто, так это на Арбате, где выступают ребята - молодые поэты из команды Васи Корсунова. Выступают ярко, артистично, самозабвенно, содрогая стены окрестных домов. И судят их арбатские зеваки, иностранцы, подгулявшие жители из ближайших домов, постоянные зрители - кто рублём, кто овациями, кто визгом, кто слезами.

Желаю всем поэтам удачи во всех их начинаниях!

Государственная Дума 11 января в первом чтении поддержала законопроект группы депутатов и сенаторов от партии «Единая Россия» о декриминализации побоев в семье.

Напомню, Госдума предыдущего созыва внесла поправки в уголовный кодекс РФ предусматривающие уголовную ответственность за побои в отношении членов семьи и других близких лиц.

Эти поправки вызвали большой резонанс и разделили общество на два лагеря. Одни посчитали, что введение уголовной ответственности за побои в семье, а изначальные поправки от 15 июля предусматривали именно это, слишком жестоко, другие наоборот говорили, что уголовная ответственность позволит снизить насилие в семье. Масло в огонь подливал и тот факт, что Госдума сняла уголовную ответственность за побои в отношении лиц, не являющихся родственниками. Согласно поправкам такое деяние наказывается либо штрафом, либо арестом до 15 суток, либо обязательными работами. То есть получается, если ты побил родственника, то тебе грозит тюрьма, а если твоего родственника побил незнакомый человек, то он может отделаться простым штрафом.

Законопроект, принятый 11 января предполагает перевести ответственность согласно кодексу об административных правонарушениях. И лишь при повторном случае наступает уголовная ответственность. Хорошо это или плохо давайте разбираться.

Во-первых, из уголовного кодекса исчезло совершенно абсурдное наказание «арест на срок до трех месяцев», который фигурировал в старой редакции части 1 статьи 116 УК РФ. Данная мера наказания в России до сих пор не применяется по ряду причин. Другие же меры наказания, а это исправительные или обязательные работы по большей части сводились к деньгам. И получался абсурд: жена жалуется на избивающего ее мужа, а ему назначают либо штраф, либо удержание из зарплаты. А это как мы понимаем удар по семейному бюджету. Получается, наказана вся семья. При этом муж сразу же после суда остается с женой. И велика вероятность, что всю злость он выместит опять же на жене.

Во-вторых, в новой статье 116 УК РФ есть примечание, где четко прописано кто является близким человеком. Логика определения и выведения понятия «близкий человек» из общей массы правильная. Насилие со стороны близкого человека, с которым живешь вместе и кому доверяешь гораздо опаснее, чем драка на улице. От близкого человека труднее защититься.

И самое главное появилась некая градация видов наказания. То есть сначала мужа, ударившего жену, предупреждают и даже дают возможность подумать над своим поведением в спец приемнике для нарушивших КоАП. А жена может за это время успокоиться и принять решение, что делать дальше, без какого либо давления.

Ну а если человек не исправляется и совершает повторное правонарушение, судья может применить и более жесткую меру наказания.

Таким образом, аргументы тех людей, которые утверждали, что именно риск получить судимость является тем сдерживающимся фактором, без которого семейного насилия стало бы ещё больше, полностью разбиваются.

Нужно также сказать, что часто можно встретить соблазн сотрудников правоохранительных органов принимать заявление от потерпевших и не возбуждать уголовные дела по насилию в семье. Как говорится «милые бранятся, только тешатся». А тут сразу уголовная статья. Теперь же с новыми поправками можно спокойно осадить буйного мужа 15 сутками административного ареста. Ведь, по сути, главное даже не величина наказания, а его неотвратимость. А как мы знаем, насилие в семье очень часто остается безнаказанным и приводит к жертвам, а главное очень негативно сказывается на детской психике и остается с ребенком, который все это видит и порой испытывает на себе на всю жизнь…

Может ли регент церковного хора работать проституткой, и не считать это грехом? Анонимное интервью с такой героиней вызвало шок, и сомнения. Оно переворачивает наше представление о церкви. Потому что, если существует такой регент – значит, в церкви нет моральных ориентиров, а те, кто в ней, не обращают внимания на духовную жизнь друг друга. По этой же причине православные люди так активно утверждают, что интервью это - неправда. Раскрыть анонимность героини нельзя. Поэтому мы решили выяснить правду по-другому. Мы отправились к десяти регентам, людям разных привычек, судеб и возрастов, живущих и работающих в разных городах России. Мы внимательно смотрели на их жизнь, и вдумчиво с ними говорили. Чтобы понять: возможна ли, в действительности, в современной русской православной церкви, история убежденной проститутки-регента?

Со-служение

Зоя Закирова - регент архиерейского митрополичьего хора в Уфе, высшая профессиональная ступень, которую регент может достигнуть в Башкирии. В выходные и в праздники она руководит хором во время службы главы Башкортостанской митрополии, владыки Никона, в храме Рождества Богородицы.
- Пойду попью чайку, а то замерз, - роняет батюшка, проходя мимо нас.
Мы в Сергиевском соборе, где Зоя регентует в будни. Приезжает сюда через весь город, как минимум час на дорогу. На улице мороз, а в храме далеко не так тепло, как дома. Когда Зоя Закирова училась на последнем курсе музыкального училища, она поехала к бабушке в Тамбов, и там окрестилась. Дома было нельзя - папа был татарин, партийный, и при должности. Через год Зоя стала регентом.

Спевка в Сергиевском соборе. Фото: Разиф Абдуллин

Двадцать пять лет прошло, - говорит, - а я до сих пор считаю, что главное в моей работе – со-служение. Алтарь – они молятся, а мы помогаем. Алтарь, клирос и народ, когда все это сливается вместе – происходит чудо. Бывает, в хор приходят светские люди, но они всё видят и становятся верующими. Господь всех призывает, но чтобы петь в храме, надо иметь веру, пусть крохотную.
- Можно представить, что от безденежья человек, который работает в храме, совершит плохой поступок? Например, украдет?
- Да вы что?! – она смеется. – У людей, кто у нас поет, честность обязательно должна быть, порядочность, доброта, любовь к людям.
- Правильно понимаю, вы говорите, что верующий человек, который поет в храме, и в мыслях не допускает, что может поступить нехорошо, совершить, например, что-то уголовно наказуемое?
- Спаси Господи и помилуй! – Зоя говорит очень искренне. - Конечно, лукавый всегда ходит за нами по пятам. Но вера она всегда держит человека, есть же заповеди определенные, которые мы должны соблюдать, которых должны придерживаться. Поэтому мы, собственно говоря, и пришли сюда.
Я спрашиваю Зою, какие моменты в ее работе больше всего впечатлили. И она рассказывает, как служила с владыкой Никоном, и во время международного съезда регентов - с самим патриархом Кириллом. Ее впечатления – о высокопоставленных в Русской православной церкви лицах, и событиях, которые связаны с ними. И она говорит, что люди, работающие в храме, не могут свершить плохой поступок. Похоже, будто пересказывает официальную позицию большой корпорации. Внутри корпорации всегда есть люди, которые искренне верят в ее официальную идеологию. Даже в такую как, например: «Наши продавцы всегда доброжелательны к клиенту». Но мы по опыту знаем, что это разные вещи – официальная позиция, и реальная жизнь. Чем тогда Русская православная церковь отличается от любой другой корпорации? В обычной фирме было бы достаточно правильно выполнять свою функцию – носить платок, ходить к причастию - и никого не будет волновать, чем ты занят в свободное время, и что у тебя творится в душе. Правда ли, что все так и есть?
Уфа

Вдумчивость в слово

«Как пройти, Творца хваля, с ноты «до» до ноты «ля»? И от Пасхи до Поста? Вы спросите у Куста!». Под этим стишком таким же черным маркером на стене - слова благодарности регентов из Мадрида, Амстердама и еще ниже из Австралии. Привет оттуда обведен в рамку, похожую на кошачью морду с ушками, но, оказывается, авторы имели ввиду форму самого австралийского острова.
- Попасть к нам на регентское отделение сложно, - говорит мне «Куст», которому посвящены все эти послания. Евгений Кустовский работает регентом в церкви Трех Святителей на Кулишке в центре Москвы, 27 лет назад он основал Московские Православные регентские курсы, сейчас руководит «Регентским и певчим отделением православного гуманитарного института «Со-действие».


– Пусть набор небольшой, но зато нам не приходится краснеть за выпускников.
У него уже седые борода и усы, но все еще темные волосы, синие джинсы, поспешные движения, которые выдают в нем человека по-юношески активного.
- Обязательно музыкальное образование, - говорит. - Регент должен не просто издавать звуки, а задавать тон, находить нужную гармонию: устойчивую, неустойчивую. Сама профессия очень творческая. Несмотря на то, что существуют жесткие заданные рамки в служебном уставе, для регента остается простор в том, как реализовать его правила в звуки. Да, порядок службы зависит от того, кому она посвящена, какой день недели, праздник ли, или наоборот. Но есть регент, который должен службу приготовить, прочитать ее особенности в книгах, а затем, самое интересное, - Евгений запрокидывает подбородок, выглядывает на меня из-под полуприкрытых век. Движение такое, будто он держит голову прямо, но читает с листа, - надо подобрать песнопения так, чтобы, с одной стороны, выдержать традиции пения, а, с другой, выстроить звуковысотность, чтобы хору было удобно петь, а людям - слушать.
- Значит, главное, - говорю, - профессиональный подход?
- Я – не светский дирижер, так что объект моей деятельности – не музыкальное произведение. Оно лишь средство раскрытия процесса богослужения. Некоторые подменяют понятие «служение» другими вещами. Есть люди, которые пришли получить удовлетворения финансовые. Дай меньше, они откажутся регентовать. Но сейчас всем платят мало, что уж тут… Есть те, кто приходят ради общения, как в компанию близких друзей. Это не так цинично, но все равно не то. Как правило, такие люди устраивают междусобойчик между пениями. Некоторые приходят молиться, на клиросе, дескать, эффективнее. Ты такого спросишь: «Что ж так фальшиво поешь?», а он: «Зато молитвенно». И это не очень правильно тоже. Но когда человек постоянно ходит на клирос, то начинает расти его техника, его голова, глаза, уши и голос. И нет мыслей о заработке или общении. И лишь когда все доведено до автоматизма, освобождается в голове место для молитвы. Я вошел спустя много лет в понимание молитвенности. Всего лишь лет десять назад.
В отделении университета, где мы разговариваем, вдоль стен стеллажи с книгами: пособия, песнопения, авторское сочинение. В комнате с шутливой табличкой «Главный дирижер», на столе, альбом Чюрлёниса, литовского художника, который был еще автором первых литовских симфонических поэм.
- В нашем пении самое главное – слово. Что за ним стоит? Мой коллега, Владимир Чугриев начал говорить с нами о смыслах. «Как вы это понимаете?» - спрашивал. Умение вникать в смысл сделало многих из нашего хора хорошими, думающими.
Все это говорит учитель. Но так ли можно понять, кто такой регент в хоре? Он – специалист?
Порывисто поднявшись, Евгений уходит за книгой, и через секунду, водя пальцем по гласам, показывает, что переводы с греческого иногда существенно меняют смысл, но еще комичнее могут запутать смысловые разбивки, которые из-за ошибки в верстке относят важное слово не к той части.
- Прямо «казнить нельзя помиловать», - говорит он. - Тут начинаешь задумываться, и появляется сопереживание тексту службы, как собственной и одновременно соборной молитве. Когда я стал работать регентом, сразу поменялась моя мирская жизнь. Мне стали безразличны многие вещи, в частности меркантильные. Я порвал с аспирантурой и фольклором, которым занимался. Не разлюбил, просто не мог по остаточному принципу им заниматься. Светская жизнь может значить больше, но, как правило, церковная жизнь меняет человека, его ориентации в миру. Сам я стал гораздо больше придавать значения слову, и когда пою тексты служб, и когда читаю лекции студентам, и даже когда общаюсь с сынишкой. Теперь во всей жизни я чувствую сакральную силу Слова.
Евгений говорит, человек долго не удержится в церкви, если будет вести деятельность, которая православным ценностям противоречит. Потому что тогда он не сможет проникнуть в суть. Но это правило сработает для того, кто вдумчив и целостен. А если попадется регент другого склада?
Москва

Матушка и румянец

Матушка Мария – регент в Воронежской духовной семинарии для мальчиков. На ней черное плотное платье, и нательный крестик на толстой серебряной цепочке. С раннего детства православные родители прививали ей любовь к Богу. Сначала заставляли молиться утром и вечером. Потом она стала молиться добровольно, сама.
- В моей семье все всегда пели, поэтому заниматься вокалом я решила с самого детства. Теперь я регент, мы с хором мальчиков выступаем на крупных торжествах и поем в храме по выходным, - говорит матушка. - Во время церковного пения я должна думать о Боге, но, честно говоря, мои мысли заняты только тем, чтобы вовремя предотвратить халтуру мальчиков. Потому что человек должен войти в храм и почувствовать эту связь с Богом, а не закрыть уши и выбежать на улицу.


В духовной семинарии Мария познакомилась со своим будущим мужем. Теперь он настоятель храма, она регент, у них трое детей.
- Как-то раз моя подруга, у которой муж-тусовщик скончался от наркотиков, повела меня на мастер-класс "Счастливая жизнь". Я послушала проблемы, с которыми приходят люди и поняла: я самый счастливый человек! Поблагодарила Бога и пошла домой, самой счастливой. Подругу прошу встать на праведный путь, но только аккуратно, чтобы не испугалась.
- А вам, как регенту, можно подрабатывать в другом месте?
От такого вопроса Матушка Мария покрывается ярким румянцем. Кажется, она читала статью про регента-проститутку.
- Мы с мужем за двадцать два года ни разу не были в кафе, не говоря уж о ночных клубах и прочих увеселительных местах, - говорит она, с испугом. - Грех это всё, неправильно. А вот работать врачом, нянечкой в детском саду можно, - она улыбается. - У нас есть такое понятие как послушание. Батюшка сказал, что мне нужно учить детей пению, в этом моё послушание. И я благодарна Господу за такую возможность. А деньги приносит в семью муж, поэтому подрабатывать не приходится.
Матушка прокручивает обручальное кольцо на безымянном пальце правой руки и стыдливо приподнимает тёмные брови.
- А можно ли вести параллельную жизнь, связанную с развратом? - спрашиваю.
Она меняется в лице. И быстро достает из сумочки молитвослов, изрядно протёртый до дыр.
- Нельзя служить душою Богу, а телом Дьяволу! – убеждает она, и показывает мне иконы, разложенные по каждой странице книги. - Гнев Божий очень силен и его нельзя недооценивать! Можно раскаяться и молить Господа о прощении за поклонение Дьяволу, а служить ему это великий грех, да и не один священослужитель не пойдёт на такое! Великий, великий грех!
Образ матушки – правоверный гротескно, с ее черным платьем, и молитвословом, затертым до дыр. Но глядя на ее румяцец, слушая ее восклицание, я понимаю точно – Божьего Гнева она боится больше всего на свете.
Воронеж

Соизмеряя с жизнью

Свято-Воскресенско-Германовский собор затерялся во дворах Ульяновска, но его всегда можно найти по бабушкам, которые крестятся в нужную сторону, даже сидя в маршрутке. На пути в храм коридором стоят цыгане. Внутри много женщин, но у регента Лидии Богдан особенное лицо – глаза светятся, сдержанность и мягкость в чертах.
- У меня обычная жизнь, - говорит она. - Вам, наверное, нужно что-то интересное, сенсации. Я ничего умного не скажу.


Лидия поднимается по винтовой лестнице на клирос, присаживается на деревянную скамью. Склонив голову набок, внимательно смотрит мне в глаза. И она не отведет взгляда ни разу за наш разговор.
- Музыкой я занималась с четырех лет, - говорит. - В школе внушали, что Бога нет, но в это не очень верилось. Бабушка много рассказывала о православии. О моих предках, которые в нескольких поколениях были священниками. А я работала танцевальным концертмейстером до тридцати, и преподавателем в Доме Культуры. Но в двухтысячном стала регентом. О светской работе уже не думаю. Но я не превратилась в фанатика. Считаю, что церковный музыкант должен разбираться во всем - и классика, и рок, и джаз, и опера…
Лидия говорит, что не любит «православнутых». Говорит, важно, чтобы человек понимал, зачем приходит в церковь, в особенности - на клирос.
- А зачем он приходит?
- Есть певчий, который работает в церкви сорок лет. У него бывали запои. Но мы не осуждали его - это же беда. Мы знали, что он борется. Певчий прикладывался к иконе «Неупиваемой чаши», и избавился от своей болезни. У православных есть правила, проверенные временем, и мы стремимся соответствовать им, понять их. Регенты - воцерковленные люди. Мы ходим и ко причастию, и на исповедь, соблюдаем пост. Но это дело личное. Тут важно не давить. У нас есть люди, которые по несколько лет не исповедовались, но мы знаем, что они все равно к этому придут. Потому что нельзя просто зайти в церковь, побыть православным, а потом пойти в мир и делать что попало. Нельзя служить двум богам сразу - либо ты во грехе, либо стремишься к спасению, в церковь. Иначе молишься - а душа-то может пустая.
Ульяновск

Свой выбор

– Помню себя маленькой девочкой, – говорит Алина, регент Знаменского храма в Ярославле, у батюшки после воскресной службы общение с прихожанами, а у нее с хористами – разбор полетов. – Стою на клиросе. Хор поет. Мне кажется, что это пение восхитительно. И, вдруг, раздается мамин голос: "Нет, это совершенно никуда не годится!" Тогда я думала: "Ну как же так?!" А сейчас могу сказать только одно – "Не годится!"
Алина потомственный регент.


– Самое сложное – работа с коллективом, с каждым певчим, - говорит она. - Мы с ними просто живем одной жизнью. У нас одни шутки, мы говорим на одном языке, обсуждаем одни проблемы. Ты знаешь, как живет каждый из клирошан, конечно, в ту меру, в какую человек хочет этого. Будучи внешним в Церкви, нельзя понести весь объем умений и знаний регента. А если ты православный христианин, исповедующийся и причащающийся, то ты уже не можешь вести порочную жизнь, это не согласуется с твоей верой, с твоим духовным устроением. Это однозначно разорвет человека на части.
– Бывают в церковном хоре люди, далекие от веры?
– Да, приходят подработать, но остаются не все. В моей практике была ситуация, когда батюшка сказал, что не может слышать, как поет один из певчих. Понимаете, это не значит, что у него плохой голос или он не знает нот. Как раз наоборот, у человека консерваторское образование, он много лет поет в хорах. Но он не понимает, что в храме происходит за богослужением, не исповедуется, не причащается, даже не стремится к тому, чтобы стать хоть чуть-чуть лучше, исправить в себе дурные привычки. И это все отражается в его пении. Случается так, что на клирос просятся профессиональные музыканты, подходящие нам по тембру голоса. Мы в хор человека берем. Но, бывает, кто-то из них имеет дурные привычки – курит и выпивает. И тут начинается сложный для человека период выбора. Или оставаться в Церкви, но тогда надо меняться, причем люди понимают это сами, глядя на весь строй церковной жизни. Или оставлять в своей жизни все по-старому, но из церкви уходить. Это сложный выбор. Но его приходится делать человеку самому. Мы можем лишь помогать, советовать…
– Пение на клиросе меняет людей?
- Иногда до неузнаваемости. Несколько лет назад я была знакома с одной семейной парой. Муж и жена ходили в храм, а их сын был далек от Церкви. Его жизнь была обычной для мальчишек – он учился в вузе, интересовался музыкой, фильмами, курил, выпивал с друзьями. Но потом заинтересовался, пришел в храм. И вот сейчас этот молодой человек уже инок в одном из монастырей. Всегда трудно уловить этот момент изменения в человеке, виден он хорошо только священнику. Но это, наверное, самое главное, что происходит с человеком в храме – его духовное рождение, когда он свой выбор сам сделал.

Ярославль

Не внешние признаки

Евгений Пятыгин регентует в Свято-Троицком кафедральном соборе, старейшем православном храме Нижнего Тагила, всего полгода. Пока он учился в консерватории, был певчим в хоре. Сейчас учится еще в духовной семинарии. С детства он мечтал связать жизнь с музыкой, но так сложилось, что пошел в музыкальную школу на курс фортепиано только в двадцать один год. А к православию он пришел, говорит, через историю и живопись, и потому что задавался философскими вопросами, изводил себя поиском смысла жизни. И ответы нашел в религии. А посвятить себя служению Богу Евгений решил после того, как услышал в церкви хор бабушек. Голоса звучали так стройно, на душе становилось так тепло и спокойно.

На воскресной службе хор Пятыгина поет полным составом. Дирижер улыбается – кажется, результатом доволен. А на столе в комнате отдыха хаотично расставлены чайные кружки, в углу – маленькая новогодняя елка, а на диване свободно флиртуют друг с другом обычные тагильские тинэйджеры. И это в храме! Евгений удивляется моему удивлению: храм место свободы, здесь должно быть комфортно разным людям, да и тут – ничего плохого…
- Неверующему человеку, - говорит Евгений, - здесь просто будет не по себе, скучно. Блаженный Августин говорил: люби Бога и делай что хочешь. Ведь понятно, что когда ты любишь Бога, ты не будешь делать безнравственные вещи. В любом храме служат простые люди, настоящих праведников – раз, два и все. Но человека убежденно безнравственного здесь быстро вычислят – дурные помыслы не скроешь. Вообще я против всех этих пафасных слов – грех, святость... Я обычный человек, даже бороду ношу лишь потому, что мне лень бриться. А еще говорят – она мне идет. Я слушаю разную музыку: от русского рока до американской попсы. У меня нет отрицания с достижениями современного мира. Я убежден в том, что человек, стремящий к добру, и интернет, и другие технологии использует во благо, и в этом суть.
Нижний Тагил

Обратная сторона

В субботу в храме Святителя Николая Чудотворца в Междуреченске закончилась литургия.
- Моральные качества певчих важны? – спрашиваю регента Елену Гребенюк, она пришла петь в клиросе в одиннадцать лет, в пятнадцать уже проводила службы, иногда ради службы прогуливала школу, потом, когда училась в педагогическом, отпрашивалась на службу каждую субботу. - Если придет, например, алкоголик, он будет петь?


В Новокузнецке у нас в храме был бас… Спокойный, но выпивал, иногда пропадал. Кто сейчас скажет, вот алкоголик в хоре поет. Но был случай в поселке Мундыбаш, мы ждали владыку, у меня младшая дочка, семь месяцев, на руках. А старшая, четыре года, попросилась в туалет. И ее повела девочка постарше. Туалет уличный, дырка в земле, и она там была непривычно большая, и лампочка перегорела, было темно. И вот, мой ребенок упал в туалет, прямо в яму. И ее спас тот самый алкоголик. Он лег на пол, и вытащил ребенка из выгребной ямы. Никто другой не был готов лезть туда. Вопрос о том, какой человек, он не такой и простой. У нас в хоре одна девочка пела, а ее отец был против. Она говорила ему, что у бабушки ночует, а потом с бабушкой тайком приходила в храм.
- Это не противоречит христианским ценностям, обманывать папу, хитрить?
- Эта девочка в итоге поехала учиться в духовное училище, сейчас у нее год послушания в монастыре. Если бы ее папа пришел говорить со мной, я бы, скорее всего, попросила ее не идти против его воли. Я бы ей сказала: «Потерпи, потом поедешь учиться и сможешь петь». Но она бы выросла, и все равно скорее всего поехала в духовное училище. Был бы такой же итог. Не всегда по внешним признакам видно, какой человек, но мы можем видеть, как он в итоге раскрывается, как он поступит: может быть, он ребенка спасет, или свяжет все свою судьбу с Богом.
Междуреченск

Официальная позиция – и духовная жизнь

Хор, в котором Денис Рогов работает регентом, - архиерейский, служит с митрополитом Казанским. Но в этом, говорит Денис, никаких привилегий нет. Еще Денис преподает в Казанской консерватории. За стеной нарастают звуки, кто-то играет на фортепиано, и регент постукивает ключом по столу этому кому-то в такт.


Фото из архива пресс-службы Татарстанской митрополии

April 22nd, 2015 , 10:00 am

Судить нельзя помиловать

В Германии поймали и судят девяностолетнего старика. Семьдесят лет назад он был в Освенциме -- разбирал, сортировал вещи удушенных заключённых, вёл «бухгалтерию».

Нет, сам Оскар Гренинг никого не убивал, но его обвиняют в причастности к трёмстам тысячам смертям. Работал в Освенциме? Ответь.


Выполняя свои служебные обязанности в лагере, Гренинг прекрасно понимал, куда отправляются те, кто не в состоянии был работать. Сортируя вещи, он знал, чьи они и откуда взялись. И хотя лично он не убил ни одного человека, он был винтиком в машине уничтожения сотен тысяч людей.

Солдат вермахта, ступивший на нашу землю, стрелял в наших граждан. Повар полевой кухни кормил этих убийц. Дома их ждали те, кто работал на войну, создавая оружие. Всех их, как и Гренинга, можно назвать пособниками того ужаса, что устроил в Европе Гитлер.

Почему-то принято разделять фашистов на тех, кто воевал, и тех, кто был в карательных батальонах. Тех, кто работал на производстве, и тех, кто служил в лагерях смерти.

Нет, конечно, сс-овец виноват в разы больше солдата, а лагерный служащий -- чем рабочий на оружейном заводе. Но разве вопрос фашизма можно рассматривать в соответствии со степенью вины, с той долей, которую каждый отдельно взятый фашист внёс в их общее дело уничтожения миллионов людей?


Служащие Освенцима на отдыхе

Мог ли Гренинг отказаться и не служить в Освенциме? Наверное, да. Но он выбрал свой путь. Подумал, а что такого? Служба, как служба, и если бы его поставили у крана, открывающего смертельный газ в камеры, он бы служил и там. Как и солдат, ушедший на фронт, как и каратель СС, сжигавший деревни.


Заключённые Освенцима

За все послевоенные годы в Германии было менее тридцати судебных разбирательств по вот таким вот Гренингам. Миллионы участвовали, а судили всего три десятка. Сегодня они все говорят, что несут ответственность, морально страдают, но не считают лично себя виновными.

Сегодня Германия выжимает все соки из Евросоюза. Не получилось у них захватить мир военным путём, так они пытаются сделать это экономически. Греция -- на грани дефолта, Испания -- там же, Италия еле-еле сводит концы с концами. Германии нужны новые рынки, как в своё время были нужны колонии и новые территории. Всё повторилось, только без чёрных мундиров СС.

Раскаиваются ли они? На словах, наверное. Мы видим постную рожу Меркель, лицемерно кивающую в предверии нашей Победы. Но только дай ей шанс, как случилось сейчас, чуть отмазаться, отказаться от визита на парад в Москву, как она тут же этим воспользовалась. Россия снова плохая, а немцы хорошие.

Не знаю, насколько правильно говорить, что в том ужасе виноваты все -- вся Германия, всё её население. Они могли ведь сопротивляться, но радостно вскидывали руки в зиг-хайле. Воевали, работали, чтобы фашизм победил, в том числе и в лагерях смерти, как Гренинг.

Стоит ли судить трясущегося 93-летнего старика-бухгалтера? Я не уверена в этом. Если судить его, то наказывать нужно всех -- тех, кто жил и работал на победу фашизма. А это, к сожалению, невозможно.

А вы как считаете, нужно таких судить?

Алексею Дюмину придется принять нелегкое решение в отношении чиновников, отрапортовавших о сдаче дома для переселенцев в Суворовском районе.

Тульское региональное отделение Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией намерено подать заявление в Генпрокуратуру РФ с требованием привлечь к ответственности подрядчиков и чиновников, которые провели приемку дома по улице Садовой, 12-а, куда местные чиновники поспешно направили переселенцев из ветхого жилья.

По версии суворовских активистов, подрядчик построил дома с нарушением и вместо двухскатной крыши по проекту сделал плоскую крышу без гидроизоляции. В итоге дом потек, и талая вода обрушилась на головы счастливых обладателей квартир на верхних этажах.

Любопытно, что подрядчик, чтобы скрыть свой брак, сделал натяжные потолки, под которыми, говорят, оказались даже неоштукатуренные плиты перекрытия.

В августе прошлого года администрация МО Суворовский район бодро отрапортовала , что в районе выходит на финишную прямую работа по переселению граждан из аварийного жилого фонда. О работе по реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда доложил глава районной администрации Геннадий Викторович Сорокин. Он в своем выступлении отметил, что администрацией муниципального образования Суворовский район и администрацией муниципального образования Северо-Западное заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в благоустроенных квартирах с застройщиками. Это ООО ”Алза” и ООО “Парус”.

Согласно условиям данных контрактов, приобретаются 180 квартир.

Однако к ноябрю стало ясно, что в срок дома ввести не удастся, и об этом Геннадий Сорокин честно доложил на совещании у губернатора. В свою очередь, Алексей Дюмин напомнил, что строительство этих домов – персональная ответственность руководителей муниципальных образований. Работы должны быть завершены в установленные сроки.

Сказано – сделано. Суворовские чиновники, говорят, буквально всучили ключи переселенцам из бараков и, наверное, перекрестились.

И вот результат.

Поскольку Алексей Дюмин, по его же собственному утверждению, всегда выполняет данные им обещания, глава администрации МО Суворовский район может понести персональную ответственность. А кое-кто даже и уголовную, о чем свидетельствуют коррупционные зачистки в Дагестане.

Суворовский район
это, конечно не Дагестан. Но если покопаться, то…


Как заселяли этот дом и почему Геннадию Сорокину все позволено?

Разговор в пользу бедных

Диалог народа и власти

Выборы управляющей компании. Про клоунов из министерства строительства и ЖКХ и почему от Путина ничего не зависит?

Такой же новый дом на улице Тульской. Но все равно будут голосовать за Путина?

Если бы реализовать все оперативные наработки Тульского УФСБ по областному минстрою (чекисты знают, о чем и о ком идет речь), то в Тульской области было бы так же, как в Дагестане. Но, похоже, нет политической воли...