Сценарий поэтического вечера "Строки, опалённные войной". Литературный вечер «Эти годы позабыть нельзя Названия литературного вечера о войне

Учитель музыки МОУ СОШ № 37 п. Балакирево -

Сценарий литературно-музыкального вечера посвящённого

Победе в Великой Отечественной войне.

(Ведущих вечера должно быть двое. Они ведут между собой диалог на тему Великой Отечественной войны. Стихотворения читают каждый по очередности по одной строфе. В самом начале ведущие в обычной одежде сидят за школьной партой с учебником истории, читая параграф про Великую Отечественную войну.)

- ВОЙНА – такое короткое и такое страшное слово.

- В нём кровь, слёзы и страдания, а ещё жизни! Более 20 миллионов человеческих жизней!

- А что знаем о войне мы?

Я выстрела не слышала ни разу,

И взрывов не пришлось увидеть мне...

По книгам, да по фильмам, по рассказам –

Я очень мало знаю о войне.

Стук костылей я различить могу.

Я вижу: женщина стоит, сутулясь,

У памятника павшим вся в снегу.

И за стеной старушка часто плачет,

И стонет мой отец в тревожном сне...

Я понимаю, что всё это значит –

Я очень мало знаю о войне.

- Наш вечер посвящён Великой Отечественной войне. Никогда не уйдет эта война из памяти поколений, и мы обязаны помнить о подвиге наших дедов и прадедов.

- Подвиг – это великий, бескорыстный порыв души, в котором человек отдаёт себя людям, жертвуя всем, даже собственной жизнью.

- Бывает подвиг одного человека, сотен, тысяч. А бывает подвиг Народа. Когда Народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

- Такой подвиг совершил Советский Народ в годы Великой Отечественной войны. Всем своим государством великим, судьбами всех и каждого встал Русский Народ на борьбу с вероломным врагом, самой черной силой XX века – фашизмом.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страдания пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами

Такими же, полными слез.

- Мы сегодня постараемся пройти частицу того пути, которым прошёл наш Народ в годы той страшной войны.

(Ведущие уходят и переодеваются в военную форму времен Великой Отечественной войны, в конце слов Левитана выходят и уже стоят до окончания вечера, изредка передвигаясь из одного конца сцены в другой.)

(Звучит сообщение Левитана о начала войны)

- Самыми первыми на защиту Родины встали пограничники.

- Они, как и люди, хранят память обо всём, что было на этой земле.

- Они помнят кровавый рассвет первого утра войны.

-22 июня 1941г. на рассвете гитлеровские захватчики обрушили на крепость шквал орудийного огня. Они были уверены, что внезапность нападения позволит взять крепость с ходу.

- Но враг просчитался! Верный долгу и присяге гарнизон не дрогнул... До двадцатых чисел июля в глубоком тылу врага сражались последние защитники крепости.

НЕТ, НЕ СДАЛАСЬ, НЕ ПАЛА КРЕПОСТЬ, ОНА ИСТЕКЛА КРОВЬЮ.

Мы оттуда, из Бреста!

Где земля превратилась в полужидкое месиво!

Мы оттуда, из Бреста!

Где пылает война! Где снарядам нет места,

Лишь тела и тела...

Мы оттуда, из Бреста! Нас война всех взяла!

(Звучит песня Священная война))

- С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

- В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг.

- Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу.

- Да и сейчас, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

- Война и песня: что может быть общего?

- Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…

- И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

(Исполняется песня «Здесь птицы не поют!»)

- Эту песню Б. Окуджава написал уже после войны для фильма «Белорусский вокзал», но она очень хорошо передаёт дух того времени.

- Ещё одна героическая веха войны – Ленинград...

- Город-герой, люди которого 900 дней и ночей подвергались непрерывным бомбёжкам, мёрзли, голодали, погибали...

-Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек, из них около 400 тыс. детей.

О, да - иначе не могли

ни те бойцы, ни те шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей -

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось - солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

- К заре, сказали, привезут...

- Гражданочки, держаться можно...-

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

- Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот - в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре -

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре -

не зря "священным даром" назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

- В осажденном Ленинграде, под Москвой и Сталинградом, и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

(Исполняется песня «Давай закурим»)

- Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.

- Именно у стен Москвы немцы проиграли свою «молниеносную войну», а Советская Армия, выстояв в тяжелейших боях, начала своё наступление на такой ещё далёкий Берлин.

- Здесь в суровых снегах Подмосковья на 20-м километре Минского шоссе в ноябре 1941г., родилась песня «В землянке». Её автор, Александр Сурков не писал специально песни, он просто написал письмо, рассказал жене, где находится.

(Исполняется песня «В землянке»)

- Землянка была для бойца домом. Никогда наши солдаты не поддавались унынию. И в перерывах между боями, на привалах, в землянках звучали песни и шутки.

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом...

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое

Помечтать оно не грех.

Вот один боец с тоскою,

Глаз сощуря, молвил: "Эх!"

И замолк, второй качнулся,

Подавил протяжный вздох,

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: "Ох!"

"Да",- ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: "Ага!"

"Не могу уснуть, нет мочи! -

Пятый вымолвил солдат. -

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!"

(Эдуард Асадов)

- Поистине народной, наполненной щемящей грустью бойца, стала песня «Огонёк», написанная Михаилом Блантером на стихи Михаила Исаковского в 1943г.

- Поэтический образ «огонька» на окошке превратился в огромный и вдохновенный символ – не погас наш огонёк, никогда не погаснет.

(Исполняется песня «Огонёк»)

- Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943г.

- По своему ожесточению и упорству эта битва не имеет себе равных.

- С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 миллионов человек, 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.

- Сокрушительный разгром гитлеровских войск на курской дуге и последующий выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

- Знали люди, что война - это пропасть, это гибель…

- Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков.

- Ждали, даже если приходила «похоронка».

- Ждали, надеялись и писали письма.

(Здесь на сцену выходит девушка, садится за парту и начинает писать на листке бумаги письмо, а один из ведущих читает данное ниже стихотворение. Когда стихотворение прочитано, девушка встает, складывает письмо самолетиком и отпускает его в зал к зрителям. В это время ведущие могут перейти по сцене в другое место.)

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но в сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза…

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

- Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви!

- Такие письма были необходимы солдату.

- Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

(Исполняется песня «Катюша»)

- Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне.

- Весна, цветущие сады, любовь и верность…

-«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

- Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

- С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей.

- Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге.

- Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года.

- Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

Встал солдат, но не шагнуть солдату:

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить…

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

- Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет - грозное оружие, которого панически боялись враги!

- Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

(Исполняется песня «Тёмная ночь»)

- Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня, как бы протягивала нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.

- Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

(Исполняется песня «В лесу прифронтовом»)

- А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!..

- Мирное время - какое счастье, какая радость!

(Исполняется песня «День победы»)

- Но Победа - это не только радость, но и скорбь.

- Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли.

- Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Ни камню скорби, ни камню славы

не заменить погибшего солдата.

Да будет вечной о героях память.

Помните!

Через века, через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, -

помните!..

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда, -

заклинаю, -

помните!

(метроном отсчитывает минуту молчания.)

(Исполняется песня «Журавли»)

Литературный вечер: « Стихи, опаленные войной»

Цель: познакомить с творчеством поэтов, которые принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной Войны и рассказали нам о войне в своих стихотворениях, как о великом подвиге всего советского народа – победителя.

Оборудование: портреты поэтов М.Дудина, Г.Поженяна, С. Гудзенко, Ю.Воронова, В. Лободы, Ю. Друниной, В.Субботина, М.Джалиля, Н.Денисенко, В.Занадворова, К.Симонова

Ведущий: Поэты, чьи стихи сегодня будут звучать на нашем вечере, сами воевали. В первый день войны вступила в бой дивизия, где служил разведчиком Михаил Дудин. Моряк- десантник Григорий Поженян участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Семен Гудзенко дрался с врагом под Москвой, на берегах Волги, форсировал Днепр, входил в освобожденный нашими войсками Будапешт.
Подростком прошел сквозь голод и холод ленинградской блокады Юрий Воронов.
Погиб в бою артиллерист Всеволод Лобода.
Шел на врага танк лейтенанта Сергея Орлова, спешила под огнем к раненому медсестра Юлия Друнина, штурмовал рейхстаг Василий Субботин, сражался с гитлеровцами на Волховском фронте известный татарский поэт М.М.Залилов (Муса Джалиль).
В тяжелые дни лета 1941 года журналист и поэт – партизан Н.Ф. Денисенко со своей частью попадает в окружение под Кричевом. Немногие вырвались из кольца. Больной Денисенко возвращается в родную деревню Норки на Черниговщине. Здесь он вступает в ряды партизан. По их заданию Денисенко идет «на службу» к оккупантам и становится секретарем черниговской окружной полиции. С мая 1943 года – он связной партизанского отряда «Победа». Большой силы воли требовала от патриота работа в логове врага. 5 июня 1943 г. Он был схвачен гитлеровцами. Выдержав пытки, подпольщик – партизан ничего не сказал врагу. В тюрьме он пишет это свое последнее стихотворение, посвященное малолетним детям, узникам фашистского застенка. 5 июля 1943г.
Послушайте его последнее стихотворении «Сосед»

За окошком камеры моей
Клен стоит, едва скривившись станом.
Я прижмусь к решетке поплотней,
Говорок соседа слушать стану.
Что он скажет, островерхий мой?
Что он слышит, прислонившись к тыну?
Может, — скор ль вырвусь я домой,
Может, — скоро ль я навек загину?

Злополучный ветер налетел,
И опутал, и согнул беднягу.
Я упорно, страстно жить хотел,
Потому в могилу, верно лягу.
Клен стоит, шатаясь и скрипя,
Клен шумит и шепчет, шепчет глухо
Будто бы сказать мне торопясь,
Чтоб чужого не коснулось слуха:
Я сегодня под дождем промок
И потрепан ветром ураганным.
Ты, как я, сегодня одинок,
Ты опутан злобными врагами.
Не тоскуй, приятель, не грусти:
Есть всему конец на этом свете –
Мне при жизни с места не сойти,
Ты ходить не будешь после смерти,
Если я переживу твой век,
Дети подрастут – твоя отрада,
Будь уверен, добрый человек,
Про тебя им расскажу всю правду.
И замолк. Не шелохнется лист.
Тихо – тихо. Летний день погожий…
Знайте, люди: Я был сердцем чист,
А в глазах… О, не смотри, прохожий!…
(Здесь стихотворение обрывается)

Ведущий: Татарский поэт Мусса Джалиль весной 1943 г. Был отправлен в лагерь Вустроу (Германия). Там он с группой военнопленных готовил восстание, но, по доносу правокатора, в ночь на 12 августа 1943 года был арестован. Вместе с другими товарищами Мусса Джалиль был препровожден в берлинскую тюрьму Моабит, где в марте 1944 г. Военный суд приговорил его к казни. В конце 1944 г. Приговор был приведен в исполнение. Друзья отважного патриота сохранили три записные книжки, куда поэт записывал свои стихи, написанные в лагерях и тюрьмах. Поэту – патриоту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Творчество его отмечено Ленинской премией.

У эшелона обнимаемся.
Искренняя и большая
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть.
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
«Милая, я вернусь.
Я должен вернутся, но если…
Если случится такое,
Что на видать мне больше
Суровой родной страны, -
Одна к тебе просьба, подруга:
Сердце твое простое
Отдай ты честному парню,
Вернувшемуся с войны».
Борис Богатков (1922 – 1943)
Ведущий: Поэты – воины рассказали нам о войне как о великом подвиге всего советского народа – победителя.
Ученики читают стихотворения.

Константин Симонов

Родина
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Алексей Недогонов

Пулеметчик
Зима состояла из мелочей:
Снега, морозы и ветры лают.

Ровно пятнадцать тысяч минут,
Порою сутками напролет
Молнией полосовал по врагу
Русский станковый пулемет
Под Миллерово в снегу.
Выбиваясь на третьей ленте из сил,
Рокотал с перебоями, но потом
У пулеметчика пить просил
Своим воробьиным жестким ртом…

Так он насмерть боролся тут.
Так он работал в порядке вещей
Ровно пятнадцать тысяч минут,
Одиннадцать дней и десять ночей,
Под вьюгой.

И каждые полчаса человек подвигал пулемет вперед
На один мучительный оборот пулеметного колеса.

Он продирался к норам чужим,
Огнем гарнизон сжимал в тиски:
То, что под силу было троим, —
Адово дело – ему с руки!

Он знал, весною шуметь ветрам,
Лететь журавлям, тополям цвести,
Ходить через Миллерово поездам,
По утрам пионерам в школу идти…

Был он совсем молодой лицом,
Но как-то по взрослому молодой;
За пулемет он прилег юнцом,
Поднялся мужчиною с бородой.

И тогда ему показалось вдруг,
Что он уже самый старый солдат,
И что землю, которую взял назад,
Не выпустит из огрубевших рук.

Григорий Поженян

Ветер с моря (отрывок из поэмы)
Памяти Дмитрия Глухова.
Был приказ прорваться к Эльдигену
Днем, сквозь строй немецкого заслона.
Командир сказал, что повезло нам,
И поздравил нас,
Взбивая в пену,
Клокотало море. На причалах
От наката волн качались сваи.
Командир сказал, что так бывает,-
И сигнальщик поднял флаг на фалах…
В этот день на рейде не клялись мы,
Уходя, вещей не завещали.
Командир сказал: — Вернемся к чаю!
И велел отправить наши письма.

Он был ранен после первых вспышек.
Медленно по мокрому реглану
Кровь стекла под ноги,
Я слышал, как он приказал: — Идти тараном!

По разрывам, в лоб, врезаясь строем! –
… Немцев было восемь, наших трое.
Немцы шли на малом, мы на полном.
Немцы шли за ветром, мы сквозь волны…
Выстрел! И куски брони летят, как вата,
Выстрел! И, качнувшись угловато, переломлен на двое по мостик,
Головной отправлен к рыбам в гости…

Сергей Орлов
Деревня гора

В небе клубы дыма пыли,
Пламя прядало шурша.
Ни одна, когда отбили,
Нас не встретила душа.
По угрюмой и пустынной,
В наступившей тишине,
Люки распахнув в машинах,
Мы прошли тогда по ней.
И забыл ее бы просто
Я деревню – на бугре,
Если бы не привелось мне
За деревнею гореть.
Рыжим кочетом над башней
Встало пламя на дыбы…
Как я полз по снежной пашне
До окраинной избы,
Опаленным ртом хватая
Снега ржавые куски,
Пистолет не выпуская
Из дымящейся руки,-
Не расскажешь в этой песне,
Да и не к чему … Потом
За меня ребята честно
Расквитались там с врагом.
И осталась не сожженной
Деревенька вдоль бугра
На земле освобожденной
По названию Гора.

Семен Гудзенко
***
После первых раскатов грома
Оседает кирпичная пыль.
Пять шагов до соседнего дома –
Все равно что пятнадцать миль.
Только нам не впервые драться
В переулках за каждый метр.
И упрямого сталинградца
Не берет на Дунае смерть.
Не берет орудийным шквалом
И гранатой из-за угла.
Нас по всем чердакам и подвалам
Смелость дерзкая провела.
Мы прикладами и ножами
Разговаривали с врагом.
Мы рассветами и ночами
Штурмовали проклятый дом.
… Ну, а если шальная пуля
кончит путь мой и ратный труд,
не в почетном меня карауле,
а в атаке друзья помянут!

Проем окна. Сползла на мостовую
Тень, что копилась долго на дворе.
Поставлены орудья на прямую,
И вздрагивает дом на пустыре.

Опасно оседающая зона.
Всего один осталось сделать шаг.
Сердитый командир у телефона.
Снарядами обглоданный рейхстаг.

Завален плац обломками и шлаком,
Повисли рваных проводов концы.
На этот раз в последнюю атаку
Из темных окон прыгают бойцы.

Михаил Дудин

Победитель

Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с бою
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают качаясь из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода,
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.

И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет свершивший подвиг ратный,
Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от честной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу –
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.

Юлия Друнина.

Солдатские будни.

Только что пришла с передовой,
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает

Так устала – руки не поднять,
Не до дров, согреюсь под шинелью,
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,
А на встречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом:»Молодец, сестра!» —
Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою.

Ведущая: Вот и подошёл к концу наш литературный вечер, посвященный Дню победы. День Победы – это особый праздник. Он и радостный, и грустный. Радостный потому, что наш народ одержал победу над коварным и сильным врагом. Грустный потому, что много людей погибло в этой войне.
Минута молчания.

Сценарий мероприятия

«Поэты о Великой Отечественной войне»

Здравствуйте!

Свое выступление мы посвящаем тем, кто был на той войне. Тем, кто победил и тем, кто не вернулся.

В далеком 1941 году, 22 июня, на рассвете началась самая страшная и кровопролитная война 20 века. Великая Отечественная. Вся страна от мала до велика поднялась на борьбу с фашистскими захватчиками.
Вставай Страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…
Со школьной скамьи уходили добровольцы на фронт. Создавались партизанские отряды. Велась подпольная работа в тылу врага. Было страшно. У войны не женское лицо. Голод, смерть, слезы, боль разлуку несут войны. И казалось бы не до стихов, не до песен. «Когда говорят пушки, музы молчат!» . Нет, не молчат. Во время Великой Отечественной войны было написано очень много песен, стихов, поэм. Фронтовики–поэты подарили нам очень много ярких прекрасных произведений.
Мусса Джалиль – татарский поэт. Сейчас, к сожалению, он малоизвестен. В 1941 году ушел на фронт добровольцем. В 1942 году был ранен и попал в плен и находился в концлагере Шпандау. 791 день унижений, изматывающих допросов в застенках гестапо, и не прекращающейся ни на день, ни на час борьбы.
^ И это страна великого Гейне?

И это буйного Шиллера дом!?

Это сюда меня под конвоем

Пригнал фашист и назвал рабом…
М. Джалиль был переведен в Моабитскую тюрьму. Там он написал целую серию стихотворений. Был казнен в Берлине 25 августа 1944 года за подпольную работу и организацию побегов пленных.

Друзья по плену переслали более 100 его стихотворений на Родину. Эти стихи составили цикл «Моабитских тетрадей». Одно из главных достоинств моабитского цикла – ощущение подлинности чувств. Читая их, мы ощущаем ледяное дыхание смерти стоявшей за его спиной. Тоска по Родине, по воле, острая боль разлуки, презрение к смерти и ненависть к врагу – воссоздано с потрясающей душу силой.

М. Джалилю посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Я прочту вам одно из стихотворений М. Джалиля «Варварство» .
^ Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами

^ Окинул обреченных... Мутный дождь


Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
^ Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...


Семнадцатилетней выпускницей московской школы Юлия Друнина , как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.
^ Я ушла из детства в грязную теплушку.

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Сказала она о себе в 1942 году. И позднее в ее стихах будет звучать мотив ухода из детства в огонь войны, в словах, которые будет диктовать опаленная войной память.

Именно сила характера позволяла ей искать и находить единственно верные слова, которые были понятны не только фронтовику, но и юному Гражданину Родины, не изведавшему военного лиха. И достигла своего тем, что умела в слове передать правду потрясения, правду прозрения и постигнутую меру истинности человеческих отношений.
^ Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина была человеком очень последовательным и отважным. После тяжелого ранения – осколок едва не перебил сонную артерию, прошел в двух миллиметрах – снова ушла на фронт добровольцем.

Перечитывая ее стихи сегодня, особенно военные, видно, что добрый десяток из них выдержал испытание временем – они по-прежнему волнуют, запоминаются. Они находят отклик в сердцах читателей.

Они украсят любую военную антологию. Их можно отнести к самым высшим достижениям нашей военной поэзии.

Крымские астрономы Николай и Людмила Черных в 1969 году открыли новую малую планету и назвали ее в честь Юлии Друниной.

ЗИНКА
Памяти однополчанки - Героя Советского Союза, Зины Самсоновой
Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы. –

Мы хотели со славой жить…

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла…

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!
1944

Роберт Рождественский не относится к поэтам фронтовикам. Когда началась воина, ему было всего 9 лет. Его военное детство мало чем отличалось оттого, что испытывали его сверстники-мальчишки и девчонки той поры: голод, холод, ожидание писем с фронта, страх за родителей, которые воевали. Свой первый девяти рублевый гонорар Роберт перечислил в фонд обороны.

Р. Рождественский очень много печатался и был очень популярен. Послушайте, пожалуйста, одно из его стихотворений «Баллада о зенитчицах» .
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Победа далась нам страшной ценой. 21 век тоже очень тревожный. Но... Если б спросили у матери быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили влюбленных, быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили погибших, быть войне или нет – войны никогда б не бывало…
Я прошу вас всех почтить память тех, кто не вернулся с полей Великой Отечественной войны минутой молчания…

С наступающим Вас праздником, счастливой вам жизни без войны!

· На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их;

· пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.;

· расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;

· развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий поэтического часа «Стихи, рожденные войной»

Цели и задачи:

  • На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их;
  • пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.;
  • расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;
  • развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;
  • воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

    Ход мероприятия

Звучит спокойная мелодия


Опять – «война», опять «блокада»….
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: не надо,
Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь это – память, наша совесть,
Она как силы нам нужна…

Ведущий: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отмечает семидесятилетнюю годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека! Наш сегодняшний поэтический вечер посвящен именно этой теме.

Ведущий: Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

Ведущий: Ещё до войны писатель Михаил Александрович Шолохов сказал: « Если враг нападает на нашу страну, мы, писатели, отложим перо и возьмём в руки другое оружие. Разгромив врага, мы напишем книги о том, как мы этих врагов били!

В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Для некоторых это была не первая война: для Николая Тихонова она была четвёртой, для Александра Суркова – третьей, для Константина Симонова – второй.

« С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной » наши писатели встали в строй борцов за бравое дело, разделив со своим народом его судьбу. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе.

Ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко, Ольга Берггольц, Расул Гамзатов, Муса Джалиль, Михаил Дудин, Александр Зацепа и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы... Перелистаем же с вами героические страницы...

Ты прости, что письмо, торопясь,
отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка, -
дневник
И как штурман - журнал...
Вот опять начинается...
Слышишь, во мраке кромешном
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл?
Ты не знаешь, мой друг,
что такое война...
Это вовсе не дымное поле
сражений,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое
отраженье.
Это изо дня в день лишь
блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного
обстрела,
Это боль головная, что ломит
висок,
Это юность моя, что в окопах
истлела.

Ведущий: В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.


Ведущая: Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.


Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!


Ведущий: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту. Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

Первая смерть

Ты знаешь,

первая смерть

Однокашника, друга...

Мы ждали разведчиков в жаркой избе,

молчали

И трубку курили по кругу.

Картошка дымилась в большом чугуне.

Я трубку набил

И подал соседу.

Ты знаешь,

Есть заповедь на войне:

дождаться разведку

И вместе обедать.

«Ну, как там ребята?..

Придут ли назад?..» -

каждый из нас повторял эту фразу.

Вошел он.

Сержанту подал автомат.

«Сережа убит...

В голову...

Сразу...»

И если ты

На фронте дружил,

поймешь эту правду:

Я ждал, что войдет он,

такой,

Как в лесах Подмосковья жил,

всегда пулеметною лентой обмотан.

Я ждал его утром.

Шумела пурга.

Он должен прийти.

Я сварил концентраты.

Но где-то

В глубоких

Смоленских снегах

замерзшее тело

Армейского брата.

Ты знаешь,

Есть в нашей солдатской судьбе

первая смерть...

Говорили по кругу -

и все об одном,

Ничего о себе.

Только о мести,

О мести

За друга.

«Я был пехотой в поле чистом...»

Я был пехотой в поле чистом,

в грязи окопной и в огне.

Я стал армейским журналистом

в последний год на той войне.

Но если снова воевать...

Таков уже закон:

пускай меня пошлют опять

в стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин

хотя бы треть пути,

потом могу я с тех вершин

в поэзию сойти.

«Перед атакой»

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

Можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв -

И умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

Идет охота.

Будь проклят

Сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв -

И лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

Не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

Я кровь чужую.


Ведущий: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа.

Звучит песня на стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера "Катюша".


Ведущий: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.
Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...


Ведущий: Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".


На фоне музыки звучит грамзапись стихотворении «Жди меня, и я вернусь»


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души...
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


Ведущий: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.
Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.
Второй солдат (образ Василия Теркина):
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
- Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы - не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали - все вернем.

Самого б меня спросили,
Ровно столько знал и я,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?

Ведущая: Подвиг русского народа в Отечественной войне подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

В тот день, когда окончилась
война
И все стволы палили в счет
салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне
Под гром пальбы прощались мы
впервые
Со всеми, кто погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются
живые.

До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так
бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист
учетный.

Мы с ними шли дорогами войны
В едином братстве воинском
до срока.
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь в суровый этот
миг,
Исполненный величьем и печали,
Мы отделялись навсегда от них,
Нас эти залпы с ними разлучали.


Ведущий: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

Минута молчания


Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров. Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

«Победа»

С земли встает туман голубоватый,

Грохочут танки, вытянувшись в ряд.

Как соколы отважные, крылаты,

Над крышей флаги красные парят.

Старушка обняла бойца за шею,

От радости заплакала она,

И, улыбаясь, свежие трофеи

Подсчитывает строгий старшина.

Как тень судьбы Германии фашистской,

На всех путях, куда ни кинешь взгляд,

На глцне развороченной и склизкой

Чернеют трупы вражеских солдат.


Ведущая: Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады , работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города.

«Разведчик»

Мы по дымящимся следам

три дня бежали за врагами.

Последний город виден нам,

оберегаемый садами.

Враг отступил.

Но если он

успел баллоны вскрыть,

Как вены?

И вот разведчик снаряжен

очередной полдневной смены.

И это - я.

И я теперь

вступаю в город, ветра чище...

Я воздух нюхаю, как зверь

на человечьем пепелище.

И я успею лишь одно -

бежать путем сигнализаций:

«Заражено,

заражено»...

И полк начнет приготовляться.

Тогда спокойно лягу я,

конец войны почуя скорый...

. . . . . . . . . . . . . . . .

А через час

войдут друзья

в последний зараженный город.

Ведущий: Военным корреспондентом Сурков работал в годы с 1939 по 1945. Он был корреспондентом газет: "Красная звезда", "Боевой натиск". Сурков принимал участие в походах в Западную Белоруссию, участвовал в финской войне, был на фронтах Великой Отечественной войны. Он был участником обороны Москвы. Под Ржевом он написал несколько стихотворений. Алексей Сурков написал много популярных военных песен, таких, как "Бьётся в тесной печурке огонь...", а также много других известных песен.

«Утро победы»

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

Расул Гамзатов «Говорят, что посмертно…»

Михаил Дудин «Соловьи»

Над городом - бомбежка,
Сирен протяжный вой.
…А там лежит картошка,
Вблизи передовой!
Хорошая картошка!
Лежит себе и ждет,
Когда же к ней Алешка
По снегу приползет?

И кажется Алешке,
Что словно бы вчера
Он песню о картошке
Горланил у костра,
В поход ходил с отрядом,
Устраивал привал…
И вовсе про блокаду
Никто тогда не знал.

Темнеет за окошком
Декабрьский рассвет.
В квартире нет ни крошки.
Алешка знает: нет.
Вчера еще доели.
Теперь до завтра ждать.
А там - ведь не успели
Картошку-то убрать!

Лежит себе картошка
У Пулковских высот
Ползет в снегу Алешка,
С поземкою ползет.
Свистят над ним снаряды.
Не сбиться бы с пути!
Алешке очень надо
Картошку принести.

Придет с завода мама,
Засветит огонек,
Картошки, вкусной самой,
Увидит котелок!..
В цеху она снаряды
Точила день и ночь,
И надо, очень надо
Сражаться ей помочь.

Извилистой дорожкой
Алешкин след пролег.
Ползет, ползет Алешка
И тянет котелок.
Врагов чего бояться!..
Авось и не убьют.
Вот наши, коль нарваться,
Немедленно вернут!

У них приказ на это:
Мальчишек не пускать!
Негоже всяким шкетам
Под пулями шнырять.
Понятно, что негоже.
Понятно, что запрет.
Но есть-то надо тоже!
А дома крошки нет.

Земля еще как камень!
Промерзла - просто жуть!
Попробуй-ка руками
Такую ковырнуть!
Но он лежит, копает
Под грохот канонад.
И Гитлера ругает,
И всех его солдат.

…Алешка ты, Алешка!
Мы помним этот год.
И мерзлую картошку,
И гордое: «Вперед!»
Ленфронт пошел на запад.
К победе прямиком!
Пусть не был ты солдатом,
Ты был - фронтовиком!

Александр Зацепа « Письмо к Богу»

Послушай Бог... Еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя!

Ты знаешь... с детских лет всегда мне говорили,

Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звездное: что было надо мной.

Я понял вдруг, любуяся мерцаньем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь!

Не странно ль, что среди ужаснейшего ада,

Мне вдруг открылся свет и я узрел Тебя!

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку.

Но мне не страшно, Ты на нас глядишь.

Сигнал... Ну, что ж, я должен отправляться...

Мне было хорошо с Тобой...

Еще хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот хоть до сих пор я не был Твоим другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?!

Но, кажется, я плачу, Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог... Иду... И вряд ли уж вернусь.

Как странно, – но теперь я смерти не боюсь.

Ведущий: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.
Ведущий: Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.
Ведущий: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.
Ведущий: Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам...


Звучит песня: "Журавли"

Ведущий: Мы желаем всем мирного неба над головой.


Литературная гостиная, посвященная творчеству Роберта Рождественского.

Голос Роберта Рождественского был услышан сразу, едва только журнал «Октябрь» опубликовал в 1955 году его юношескую поэму «Моя любовь». Молодой поэт внятно и просто заговорил о вещах, близких многим. Подкупала доверчивая, открытая интонация этого голоса…

Поэма началась в груди,

Грудь разорвать грозя.

Теперь ее,

Как не крути,

Не написать

Нельзя.

Я ею бредил по ночам,

Берег ее, как жизнь.

Я на руках ее качал

И повторял:

Пишись!

Пишись!

Я требовал,

Но мне

Ответил ворох строк:

Постой!

А был ли ты в огне?

Месил ли

Пыль дорог?

Встречал ли ты в атаке смерть?

Привык ли ты дерзать?

И так ли знаешь жизнь,

Чтоб сметь

О ней другим сказать?..

Что стояло за «ворохом строк» этой первой, еще во многом несовершенной, но очень искренней поэмы?

Военное сибирское детство, поезда-теплушки, медленные, как очереди за хлебом… Музыкальное училище, пионерские концерты в омском госпитале, когда тебя, заикающегося двенадцатилетнего курсанта, слушают тяжело раненные бойцы и командиры…

Роберт Иванович Рождественский родился в алтайском селе Косиха в 1932 году, в семье работника ОГПУ-НКВД Станислава Никодимовича Петкевича. Фамилия и отчество Рождественского – по отчиму. Сам Рождественский помнит об отце немного: отец ругал свою работу, потом сильно запил. В 1937 году родители разошлись. После развода отец поэта сумел уйти из органов, в 1939 году участвовал в советско-финляндской войне, в 1941 году ушел добровольцем на фронт и там вскоре погиб.

Мать работала в Косихе директором школы. Перед самым началом войны закончила Омский медицинский институт. А когда грянула война, заставшая Рождественских в Омске, родители будущего поэта ушли на фронт. Мальчик воспитывался во время войны сначала бабушкой, а затем – теткой. Вехами воспитания стали Даниловский детский дом (в Москве) и Третье московское военно-музыкальное училище воспитанников Рабочее-Крестьянской Красной Армии. «А я, – вспоминает он, – потрясенный всем случившимся, написал стихотворение, и наш школьный учитель отнес это стихотворение в газету. Там он и было опубликовано…». Первая публикация стихов Рождественского появилась в июле 1941 года в газете «Омская правда».

Много лет спустя Рождественский напишет:

Родился я в селе Косиха.

Дождливым летом.

На Алтае.

А за селом

Синело поле

И пахло

ливнем переспелым…

Нет!

Я родился много позже.

Потом.

В июне.

В сорок первом.

Левитана

Был колыбельною моею.

Меня

Война в себя впитала.

Я – сын ее.

Я полон ею…

В 1950 году поэт поступил на историко-филологический факультет Карело-финского (сейчас Петрозаводского) университета, откуда через год перешел в Литературный институт имени А.М. Горького, который закончил в 1956 году. В Литературном институте познакомился с Евгением Евтушенко, учившимся годом раньше, Расулом Гамзатовым, Григорием Поженяном, Григорием Баклановым, Чингизом Айтматовым, вошел в литературу вместе с Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Владимиром Цыбиным.

Лирика Рождественского быстро обрела общественный резонанс. Размышляя над природой этого успеха, Константин Симонов писал: «Я особенно ценю в Роберте Рождественском завидную способность ставить трудные вопросы и размышлять над ними на глазах у читателя, искать и находить на них ответы, пусть не для всякого из нас обязательные, но неизменно вызывающие уважение чистотою, честностью, убежденностью поисков. Конечно, не единою проблемностью жива поэзия, но и поэзия без проблем – мертва…». Посмотрите, сколько философии, раздумья о часах жизни в его стихотворении «Часы».

Идут часы…

Подумаешь, –

Открытье!

Исправны, значит…

Приобрел –

Носи…

Я не о том!

На улицу смотрите:

По утренней земле

Идут часы!

Неслышно, торопятся минуты,

идут часы,

Стучат ко мне в окно.

Идут часы,

И с ними разминуться,

Не встретить их

Живущим не дано…

Часы недлинной жизни человека,

Увидите, –

Я вас перехитрю!

Я в дом вбегу.

Я дверь закрою крепко.

Теперь стучите, –

Я не отворю!..

Зароешься,

Закроешься,

Не впустишь,

Свои часы дареные испортишь,

Забудешь время

И друзей забудешь,

И замолчишь,

И ни о чем не вспомнишь.

Гордясь уютной тишиной квартиры

И собственною хитростью

Лучась,

Скорее

Двери забаррикадируй!..

Но час

Придет!

Неотвратимый час.

Наступит он в любое время года

На мысли,

На ленивые мечты.

Наступит час

На сердце и на горло…

И, в страхе за себя,

Очнешься ты!..

И разобьет окошко

Мокрый ветер.

И хлынут листья

В капельках росы…

Услышишь:

Бьют часы!

И вслед за этим

Почувствуешь

Наотмашь

Бьют

Часы!

Так как детство Рождественского пришлось на военное лихолетье. Пришлось многое пережить, поэтому тема Великой Отечественной войны занимает далеко не последнее место в творчестве поэта.

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!..

До чего же артисты

Маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

С балалайками,

С мандолинами

И большими пачками книг…

В программе – чтение,

Пара песен

Военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением…

Двое здесь.

Майор артиллерии

С ампутированной ногой,

В сумасшедшем бою

Под Ельней

На себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

До бровей забинтован, –

Капитан,

Таранивший «мессера»

Три недели назад

Под Ростовом…

Мы вошли.

Мы стоим в молчании…

Вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

Объявляет начало концерта.

А за ним,

Не вполне совершенно,

Но вовсю запевале внимая,

О народной поет,

О священной

Так,

Как мы ее понимаем…

В ней Чапаев сражается заново,

Краснозвездные мчатся танки.

В ней шагают наши

В атаки,

А фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

В ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

Нравится

Нам

Такая война…

Мы поем…

Раздается.

А в нем – укор:

«Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

Майор…»

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

Будто в бреду…

Вот и все

О концерте в госпитале

В том году.

(Звучит песня на слова Р.Рождественского «За того парня…»)

А самую большую известность получила поэма «Реквием», посвященная памяти павших на фронтах Великой Отечественной войны. В ее десяти главках звучит десять стиховых мелодий – заклинаний, песен и плачей, где голос поэта вступает в перекличку с голосом матери, не дождавшейся сына, с голосами погибших воинов.

Ой, зачем ты,

Солнце красное,

Все уходишь –

Не прощаешься?

Ой, зачем

С войны безрадостной,

Сын,

Не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу

Орлицей быстрою.

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький.

Единственный…

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувств, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта – всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

«Все начинается с любви» – программное стихотворение поэта. Так назван один из лучших сборников, вышедших в 1977 году.

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале

Было

Слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается

С любви!..

Все начинается с любви:

И озаренье,

И работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

Все начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

Даже ненависть –

Родная

И вечная

Сестра любви.

Все начинается с любви:

Мечта и страх,

Вино и порох.

Трагедия,

Тоска

И подвиг –

Все начинается с любви…

Весна шепнет тебе:

«Живи…»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!

И еще…

Будь, пожалуйста,

Послабее.

Будь,

пожалуйста.

И тогда подарю тебе я

чудо

Запросто.

И тогда я вымахну –

Вырасту,

Стану особенным.

Из горящего дома вынесу

Тебя

Сонную.

Я решусь на все неизвестное,

На все безрассудное, –

В море брошусь,

Густое,

Зловещее, –

И спасу тебя!..

Это будет

Сердцем велено мне,

Сердцем велено…

Но ведь ты же

Сильнее меня,

Сильней

и уверенней!

Ты сама готова спасти других

От уныния тяжкого.

Ты сама не боишься

Ни свиста пурги,

ни огня хрустящего.

Не заблудишься,

Не утонешь,

зла не накопишь.

Не заплачешь

И не застонешь,

если захочешь.

Станешь плавной

И станешь ветреной,

если захочешь.

Мне с тобою –

такой уверенной –

трудно

Очень.

Хоть нарочно,

Хоть на мгновение, –

я прошу,

Робея, –

Помоги мне в себя поверить,

стань

Слабее.

(Звучит песня на стихи Р.Рождественского «Эхо любви»)

Роберт Рождественский издал за четверть века поэтической работы свыше тридцати книг, многие переведены на разные языки мира. Песни на его стихи поют в нашей стране миллионы. Слова его стихов ложатся на музыку естественно, словно и не существовали без нее. Вот некоторые из них: «За того парня», «Товарищ Песня», «Огромное небо», «Мгновения», «Песня о далекой родине», «Позвони мне, позвони».

(Звучит песня «Позвони мне, позвони»)