Роль детства в жизни человека — аргументы и сочинение. Проблема восприятия детства как счастливой поры по тексту Гранин (ЕГЭ по русскому) И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Своя позиция

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Говоря о влиянии детства на формирование характера человека, стоит вспомнить Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов». В произведении есть целая глава, которая называется «Сон Обломова», где автор представляет нам мир, который воспитывал Илью Ильича с момента рождения и до студенческих лет.

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» тоже можно разглядеть влияние детства на развитие главной героини Катерины. Ее детство было светлым и радужным. Родители любили ее и воспитывали в ней любовь к свободе и умение жертвовать всем ради любимых людей.

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.

Какое значение имеет для человека детство? Является ли оно самой счастливой порой в нашей жизни? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Д. А. Гранин. Однако наиболее детально я хочу рассмотреть проблему восприятия детства как счастливой поры.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, Гранин приводит развёрнутый монолог героя, который размышляет о том, чем является для него детство, и приходит к выводу, что человек "рождён для детства". Автор особо подчёркивает, как глубоки воспоминания героя, как искренна его благодарность судьбе за те радостные, тёплые года жизни, когда он был ребёнком.

Есть "только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом". Счастье детства состоит в том, что человек свободен, он ощущает полноту жизни, восторг, понимает то, что каждый момент жизни неповторим.

Нельзя не согласиться с автором текста в том, что в первые года нашей жизни мы воспринимаем её как радостное путешествие. ощущаем прелесть каждого дня, чувствуем гармонию мира, свою свободу. Из этого и складывается счастье каждого ребёнка, с счастья начинается его будущее.

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним роман Гончарова "Обломов", главу "Сон Обломова", где герой вспоминает себя в детские года. Семилетний Илюша не задумывается. Даже о смысле жизни, о проблемах, он резв, бодр и активен. Его все интересует, он стремится изведать все уголки сада, бежит на голубятню, в канаву. Им движет любопытство. Даже излишняя опека родителей не может взять власть над ребёнком. В деревне Обломовке, где царят лень, безделье и спокойствие, Илюша – тот маленький герой, который способен в полной мере ощутить жизнь, создать своё собственное царство.

О том, какую ценность имеет для человека счастливая пора его детства, говорит в своей повести «Детство» Л. Н. Толстой. Николенька искренен в своих размышлениях и чувствах. С любовью он воспоминает лица родных, беззаботные игры, счастливое время, проведённое в деревне. Перед отъездом и прощанием с матерью он плачет и замечает, как слёзы доставляют ему «удовольствие и отраду». Со временем, взрослея, он постигает законы жизни, и его детство становится тем счастливым временем, когда человек начинает понимать, кто он есть на самом деле, в чем сила душевного восприятия и как стать частью большого и прекрасного мира.

В заключение ещё раз подчеркну: детство – это мир настоящих чувств, чистых мыслей и неизведанных дорог. Свобода, тесное взаимодействие с окружающим миром, внутренне согласие с самим собой делает человека счастливее. Воспоминания о детских годах мы проносим через всю жизнь, они питают наш дух, вдохновляют, облегчают трудные моменты. Если бы не было детства, то не было бы и настоящего сознательного восприятия жизни, не было бы истинных ценностей.

Обновлено: 2017-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Дата публикации: 11.12.2016

Отличные аргументы для сочинения ЕГЭ, которые подойдут к таким темам, как «Проблема восприятия окружающего мира», «Проблема отношения человека к природе», "Проблема постижения прекрасного в природе"

Возможные тезисы:

  1. Каждый человек видит (воспринимает) окружающий мир по-своему
  2. Восприятие красоты природы (окружающего мира) напрямую зависит от душевного состояния человека

И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»


Доказательством того, что каждый человек воспринимает мир по-своему, является роман Тургенева «Отцы и дети». Романтичный Кирсанов тонко чувствовал красоту окружающего мира. Базаров, друг Аркадия, напротив, был у верен, что природа бесполезна и считал, что ее нужно изменять для удобства человека.

В произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети» описывается тонкое восприятие красоты природы. Кирсанов Аркадий, друг Базарова, наслаждался любым контактом с окружающим миром. Он очень любил прогулки по лесу. Ему было приятно единение с природой, именно так герой залечивал свои душевные раны.


В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, Главный герой, воспринимал природу, как мастерскую. Молодой человек считал, что природа бесполезна, поэтому ее нужно изучать и изменять. Евгений не привлекало общение с окружающим миром. Если герой был не в духе, он шел в лес, ломать ветви деревьев.

М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Проблема восприятия окружающего мира прослеживается и в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин, несмотря на эгоизм и черствость по отношению к людям, очень трепетно относился к природе. Дуновение ветра, цветущие весенние деревья, величавые горы - все ласкало душу героя. «Весело жить в такой земле!» - писал Печорин в своем журнале, пытаясь передать всю красоту увиденного.


То, как восприятие окружающего мира зависит от внутреннего состояния человека, отражено на страницах романа Лермонтова Герой нашего времени. Перед сражением с Грушницким Григорий Печорин видел красоту природы в каждой росинке, он любил ее «больше, чем никогда прежде». Но после дуэли, герой смотрел на мир иначе. Солнце не грело его, все казалось тусклым и мрачным.

Сочинение по тексту:

Андре Моруа – французский писатель ХХ века, в своем произведении затрагивает проблему восприятия мира детьми.

Автор пишет о том, что взрослые живут рядом с миром детей, но даже не пытаются понять его. Ребенок же в свою очередь наблюдает за поступками родителей, анализирует и по своему воспринимает их, создавая картину мира, которая еще долго будет у него в памяти.

Андре Моруа считает, что необдуманные действия и разговоры взрослых рядом с ребенком, могут нанести маленькому человеку травму, которая может остаться и на всю жизнь. Писатель глубоко убежден, что произнесенные при детях фразы без какого-либо значения, им могут представляться полными скрытого смысла. Взрослому будет сложно представить, сколько невысказанных опасений и невообразимых понятий начинает появляться в головах малышей.

Обратимся к произведению Антона Павловича Чехова «Гриша». Когда главный герой впервые оказался на улице, для него было все так дико и необычно. Он спокойно берет апельсин из чужого корыта, за что получает хлопок по руке, в дальнейшем он будет бояться поднять стеклышко, ведь его снова смогут поругать. Мальчика ругают за поступки, которые он делает не нарочно, ему не рассказали о том, что можно делать, а что нет, из-за этого его внутренний мир может грубо поменяться.

Из своего небольшого жизненного опыта могу привести пример с одним мальчишкой. Он живет в не самой лучшей семье, у него нет отца, а мать часто пьет. Когда он еще не ходил в школу, часто прибегал к нам во двор, он разговаривал с нами и был веселым, но когда его родительница звала домой, он сразу становился гораздо печальнее и с нежеланием уходил. Сейчас я не раз замечаю то, как он может толкнуть девочку или обозвать кого-то. Я считаю это идет не от него самого, просто он будучи ребенком видел все эту у себя дома и ныне считает нормой.

В заключение хочу сказать что, будучи взрослым человеком стоит следить за своими действиями и словами, особенно в присутствии детей, ведь именно неправильно сказанное слово может изменить все мировосприятие дитя.

Текст Андре Моруа:

Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении. Одна женщина говорит при своем восьмилетнем сыне: «Я скорее жена, нежели мать». Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану, которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.
Преувеличение? Не думаю. Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребенка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребенка еще только пробуждается сознание, внушить ему веру в незлобивость и отзывчи-вость людей, они тем самым помогли своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. Различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, раньше или позже они столкнутся с трагическими сторонами бытия и жестокими сторонами чело-веческой натуры. Но против ожидания лучше перенесет всевозможные невзгоды как раз тот, чье детство было безмятежно и прошло в атмосфере любви и доверия к окружающим.
Сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий роятся в детских головках! Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены афиши с названием спектакля «Сюрпризы развода». Я не знал тогда, что значит слово «развод», но смутное предчувствие подсказывало мне, что это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. И вот в тот самый день, когда приехала эта труппа, городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, об этом случае рассказали при мне. Каким образом возникла тогда в моем детском сознании связь между этими двумя столь далекими друг от друга фактами? Точно уж не помню. Но еще очень долго я думал, что развод – это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену, и что совершается оно прямо на глазах у зрителей на сцене.
Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей. Известно, что жизненный опыт так просто не передается, каждый самостоятельно усваивает уроки жизни, но остерегайтесь по крайней мере давать ребенку опасную пищу для воображения. Мы избавим своих детей от тяжелых переживаний, если будем все время помнить о том, что они обладают обостренным любопытством и гораздо впечатлительнее нас.

Русский язык

18 из 24

(1)Однажды я прочитал удивительную книгу. (2)В ней рассказывалось, как мальчик и девочка, Карик и Валя, забрались в лабораторию знакомого профессора и выпили какую-то вкусную розовую жидкость, которая пахла персиками. (З)Потом мальчик и девочка сели на подоконник, болтая ногами, и тут... (4)Всё вокруг них начало неудержимо расти, а сами Карик и Валя стали такими маленькими, что запросто уместились на спине стрекозы, которая как раз опустилась на подоконник. (5)Стрекоза унесла их в дремучие заросли на берегу ручья. (6)И началось путешествие двух человечков в зелёной стране, населённой удивительными «зверями» - муравьями, осами, бабочками, жуками. (7)Книга называлась «Приключения Карика и Вали». (8)Написал её прекрасный писатель Ян Ларри.

(9)Помню потом свои увлекательные мысленные странствия где-нибудь на лесной поляне. (10)Я лежал на животе прямо в чаще зелёных трав - травинки кололись, муравьи забирались под майку, отчаянно щекотали, кусали, в носу свербило от острого аромата цветов, трав, земли, а пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов, похожих на тропический бамбук.

(11)Я карабкался по толстым изогнутым лианам стеблей, пытаясь добраться до соблазнительных этих плодов, повисал на прохладных розоватых лопастях чашелистиков и наконец погружался в восхитительную, пахучую мякоть ягод, пачкаясь в алом липком соке...

(12)Потом, омывшись каплей росы, вскакивал на спину жука-жужелицы и, держась за острые края его ребристого, мутно блестящего панциря, мчался по неизвестным дорогам дремучих джунглей быстрее самого быстрого автомобиля...

(13)Я жил в дебрях какого-нибудь куста или в цветке, как Дюймовочка, летал на спине приручённой стрекозы над бескрайним океаном трав, как Карик и Валя...

(14)Ах, как жаль, что всё это только в воображении, как жаль!

(15)«Счастливая, невозвратимая пора - детство!» (16)Почему так быстро проходит оно? (17)Почему сами мы так легко и как будто даже охотно расстаёмся с ним? (18)3ачем? (19)Разве детская восторженность, внимательность, живость помешали бы нам заниматься «взрослыми» своими делами? (20)Не детской ли восторженностью,внимательностью, умением видеть и удивляться отличались многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники? (21)Они были выше удручающей, однообразной рутины так называемой взрослой жизни - это и помогло им совершать открытия, создавать художественные произведения, отправляться на исследования новых земель. (22) Стремление к сугубой материальности, беспрестанная оценка всего на свете с точки зрения утилитарной, сиюминутной, сплошь да рядом лишь экономической пользы не привели ли иных из нас к самой, может быть, страшной болезни двадцатого века - вещизму? (23)Вещизму со всеми вытекающими из этого печального явления последствиями: холодностью в отношениях друг с другом, неискренностью, бесчувствием, эгоизмом, забвением той необходимой истины, что люди всё-таки братья, что человек часть природы и что обращаться нам друг с другом, да и с природой, необходимо по-человечески...

(По Ю. Аракчееву *)

* Юрий Сергеевич Аракчеев (род. в 1939 г.) член Союза писателей и Союза фотохудожников России. Его статьи, рассказы, очерки и фотографии публиковались во многих газетах, журналах, книгах. Самыми известными из них являются: «Луна над пустыней», «Джунгли во дворе», «В Стране Синих Махаонов», «Путешествие в удивительный мир». Ю. Аракчеев является также автором около десятка книжек для самых маленьких в издательстве «Малыш»: «Часы», «Чудеса из глины», «Синеокая Ока» и др.

Показать текст целиком

В предложенном тексте Ю.Аракчеев поднимает проблему детского восприятия мира.

Автор привлекает внимание читателя, рассуждая об изменении отношения людей в процессе взросления. Писатель рассказывает историю о прочитанной книге, главные герои которой попадают в необычные ситуации после сказочных перевоплощений. Далее рассказчик задумывается о том, что восприятие мира у взрослых и детей не одинаково.

Ю.Аракчеев считает, что восприятие мира ребенком отличается умением удивляться. Подрастая, человек чаще всего теряет эту способность.

В литературе немало произведений, подтверждающих данную позицию. Например, в романе «Обломов» И.А.Гончарова в главе «Сон Обломова» читатель может наблюдать отношение Илюши к окружающему миру. Писатель делает акцент на сказках , которые рассказывает герою

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2