Проблемы которые решает школа. Проблемы современной школы. Разрушение традиционной школы. Формирование правильного учебного стереотипа

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке поселения обучающихся в общежитиях,
гостиничном комплексе кампуса
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о порядке поселения обучающихся в общежитиях, гостиничном комплексе кампуса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее – Положение) определяет порядок, условия, сроки поселения обучающихся в общежития федерального государственного профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее – общежития ДВФУ) и в гостиничный комплекс кампуса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее – гостиничный комплекс кампуса ДВФУ).

1.2. Действие настоящего Положения распространяется на всех обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее – ДВФУ) .

2. Критерии распределения мест

2.1. Распределение мест в общежитиях ДВФУ и/или гостиничном комплексе кампуса ДВФУ среди обучающихся ДВФУ, нуждающихся в предоставлении мест в общежитиях ДВФУ, (далее – нуждающиеся в поселении), производится на основании критериев, определенных в настоящем Положении, в соответствии с установленным приоритетом поселения.


2.2. Нуждающимися в поселении являются иногородние студенты, (в том числе иностранные), аспиранты, докторанты, учащиеся колледжей ДВФУ очной формы обучения, изъявившие желание поселиться в общежития ДВФУ и/или гостиничный комплекс кампуса ДВФУ .

2.3. Распределение мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ среди нуждающихся в поселении студентов осуществляется на основании рейтинговой системы поселения в рамках фонда свободных койко-мест.

2.4. Распределение мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ среди нуждающихся в поселении иностранных студентов осуществляется по их заявлениям в обязательном порядке из числа зарезервированных для них мест; в случае отсутствия резерва – при первой возможности, вне очереди.

2.5. Распределение мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ среди иных категорий обучающихся, изъявивших желание поселиться в общежития ДВФУ и/или гостиничный комплекс кампуса ДВФУ, осуществляется по их заявлениям из числа свободных койко-мест, оставшихся после обеспечения койко-местами обучающихся, указанных в пунктах 2.3, 2.4 настоящего Положения.

2.6. Обучающиеся, находящиеся в академическом отпуске, местами в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ не обеспечиваются, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации .

2.7. Предоставление студентам мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ производится в следующем порядке :

2.7.1. Не позднее июля-августа соответствующего учебного года предоставляются места в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ нуждающимся в поселении студентам 2-5 курсов, в том числе магистрантам старших курсов (при отсутствии нарушений Правил проживания в общежитии ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ и академической задолженности), с соблюдением приведенной ниже очередности:

В первую очередь предоставляются места студентам, относящимся к категориям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, приравненным к указанным категориям, инвалидам I и II групп, лицам, страдающим заболеваниями вследствие аварии на Чернобыльской АЭС ;

Во вторую очередь предоставляются места студентам, проживающим в общежитии на момент подачи заявления на поселение, принимавшим участие в проведении санитарных дней и/или субботников, и студентам, зачисленным в ДВФУ в соответствии с целевым приемом на места, финансируемые из федерального бюджета (на основании договоров на целевое обучение);

В третью очередь предоставляются места студентам согласно рейтингу по баллам успеваемости, дополнительным баллам, начисляемым при наличии определенных социальных/материальных условий, подтвержденных соответствующими документами (многодетная, малообеспеченная, неполная семья, родители-инвалиды, родители-пенсионеры), а также за активное участие студентов во внеучебной (спортивной, творческой, общественной, научной) деятельности.

2.7.2. До 01 октября соответствующего учебного года предоставляются места в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ нуждающимся в поселении студентам, зачисленным на первый курс обучения, с соблюдением приведенной ниже очередности:


В первую очередь предоставляются места студентам, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, приравненным к указанным категорям, инвалидам I и II групп, лицам, страдающим заболеваниями вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

Во вторую очередь предоставляются места студентам, зачисленным в ДВФУ в соответствии с целевым приемом на места, финансируемые из федерального бюджета (на основании договоров на целевое обучение);

В третью очередь предоставляются места: студентам - согласно рейтингу по баллам Единого государственного экзамена, магистрантам – согласно рейтингу по среднему баллу в дипломе о высшем профессиональном образовании, с учетом дополнительных баллов, начисляемых при наличии определенных социальных/материальных условий, подтвержденных соответствующими документами (многодетная, малообеспеченная, неполная семья, родители-инвалиды, родители-пенсионеры), а также студентам, зачисленным в приоритетные группы специальностей Инженерной школы, Школы биомедицины, Школы естественных наук.

Список приоритетных групп специальностей представлен в приложении 1 к настоящему Положению.

2.7.3. С 01 октября до конца соответствующего учебного года распределяются места в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ согласно приоритету в порядке перечисления:

Нуждающимся в поселении студентам, которым не были предоставлены места в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в соответствии с подпунктами 2.7.1, 2.7.2 настоящего пункта;

Студентам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в г. Владивостоке.

Иногородним студентам, имеющим нарушения Правил проживания в общежитии ДВФУ/гостиничном комплексе кампуса ДВФУ, могут быть предоставлены места на основании решения Конфликтной комиссии.

Предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в соответствии с настоящим подпунктом производится по мере высвобождения мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ .

2.7.4 Студентам, имеющим академическую задолженность, места в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ предоставляются в порядке очередности поданных заявлений при наличии свободных мест после предоставления мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в соответствии с подпунктом 2.7.3 настоящего пункта.

2.9. Критерии начисления студентам дополнительных баллов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии начисления студентам дополнительных баллов

Наименование критерия для начисления дополнительного балла

Количество начисляемых баллов

Студенты 2-5 курсов, магистранты старших курсов

Социальные условия:

многодетная семья

малообеспеченная семья

неполная семья

родители-инвалиды

родители-пенсионеры

Внеучебная деятельность:

спортивная

творческая

общественная

1 курс

Социальные условия:

многодетная семья

малообеспеченная семья

неполная семья

родители-инвалиды

родители-пенсионеры

Обучение в приоритетных группах специальностей Инженерной школы, Школы биомедицины, Школы естественных наук

2.10. Информация о количестве набранных баллов, а также о месте обучающегося в рейтинге на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ направляется обучающемуся в личный кабинет на официальном сайте ДВФУ в сети Интернет, и/или на указанный в заявлении адрес электронной почты, и/или через смс-оповещение на контактный номер телефона, указанный в заявлении на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ.

2.11. В случае возникновения спорных ситуаций по вопросам предоставления мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ решения по ним принимает Комиссия по распределению жилых помещений в жилом фонде ДВФУ (далее – Комиссия).

2.12. В состав Комиссии входят: председатель, секретарь, иные члены Комиссии. Персональный состав Комиссии ежегодно утверждается приказом проректора по развитию кампуса не позднее 15 августа .

2.13. Комиссия рассматривает вопросы об оспаривании очередности предоставления мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в соответствии с рейтингом. Комиссия вправе принять решение о присвоении студенту дополнительных баллов (при наличии у последнего документально подтвержденных особых обстоятельств), руководствуясь критериями, установленными пунктом 2.9 настоящего Положения.

2.14. Решение Комиссии оформляется протоколом, подписываемым председателем, секретарем, иными членами Комиссии, присутствующими на заседании.

3. Порядок и сроки подачи заявлений на предоставление мест
в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ

3.1. Абитуриенты (в том числе поступающие на магистерские программы), нуждающиеся в предоставлении мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , при поступлении в ДВФУ предоставляют в секретариат приемной комиссии сведения о том, что нуждаются в предоставлении места в общежитии ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ, согласно установленной форме.

Студенты, зачисленные на 1 курс обучения, заполняют электронную форму заявления на официальном сайте ДВФУ в сети Интернет www. dvfu. ru в срок с 15 по 29 августа включительно.

Студенты, зачисленные на 1 курс обучения, поступившие на магистерские программы, заполняют электронную форму заявления на официальном сайте ДВФУ в сети Интернет www. dvfu. ru в срок с 20 по 29 августа включительно.

3.2. Студенты 2-5 курсов обучения, являющиеся к моменту подачи заявления студентами 1-4 курсов, ежегодно подают заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в Департамент эксплуатации кампуса или заполняют электронную форму заявления на официальном сайте ДВФУ в сети Интернет www. dvfu. ru в срок с 20 мая по 30 июня включительно.

3.3. Магистранты второго года обучения подают заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в Департамент эксплуатации кампуса или заполняют электронную форму заявления на официальном сайте ДВФУ в сети Интернет www. dvfu. ru в срок с 01 по 30 июня включительно.

3.4. Аспиранты и докторанты ежегодно подают заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в отдел подготовки научно-педагогических кадров Департамента организации научной деятельности в срок с 01 по 25 октября включительно.

3.5. Учащиеся колледжей ДВФУ первого года обучения подают заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в Департамент довузовского образования и организации набора студентов при поступлении. Учащиеся колледжей последующих годов обучения ежегодно подают заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в Департамент довузовского образования и организации набора студентов в срок с 01 по 31 мая включительно.

3.6. Иностранные студенты 1 курса подают заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в Департамент международных образовательных проектов в срок с 01 по 25 августа включительно, 2-5 курсов обучения – в срок с 01 июня по 31 июля включительно.

3.7. Обучающимся, нуждающимся в предоставлении мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , но не подавшим заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в указанные в подпунктах 3.1-3.6 настоящего Положения сроки, могут предоставляться места в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в соответствии с подпунктом 2.7.3 пункта 2.7 настоящего Положения .

3.8. Обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , но не подавшие заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ в указанные в подпунктах 3.1-3.6 настоящего Положения сроки по уважительной причине, могут подать указанные заявления в течение 7 дней после прекращения обстоятельств, препятствующих подаче заявлений.

3.9. Прием заявлений от обучающихся, на момент приема заявлений не нуждавшихся в предоставлении мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 2.7 настоящего Положения и являющихся основанием для предоставления мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ, осуществляется в соответствии с настоящим Положением в течение всего учебного года.

4. Правила регистрации заявлений о предоставлении мест
в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ

и формирования списков студентов, рекомендованных к поселению

4.1. Заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , заполненные в бумажном виде, регистрируются ответственными должностными лицами соответствующих департаментов ДВФУ.

4.2. Сотрудники департаментов ДВФУ, принимающие заполненные в бумажном виде заявления на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , согласно
пп. 3.1-3.7 настоящего Положения, несут дисциплинарную ответственность за нарушение порядка регистрации, утерю или порчу указанных заявлений.

4.3. Списки обучающихся, нуждающихся в предоставлении мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , формируются соответствующими структурными подразделениями, осуществляющими прием заявлений на предоставление мест в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , на основании поданных заявлений. Указанные списки формируются в течение 5 календарных дней после окончания приема заявлений и передаются в Департамент эксплуатации кампуса.

4.4. Предоставление мест в общежитиях ДВФУ в соответствии с подпунктами 2.7.1, 2.7.2 пункта 2.7 настоящего Положения осуществляется на основании приказа проректора по развитию кампуса.

Предоставление мест в общежитиях ДВФУ в соответствии с подпунктами 2.7.3, 2.7.4 пункта 2.7 настоящего Положения осуществляется на основании приказов проректора по развитию кампуса, издаваемых в течение учебного года по мере поступления заявлений.

Предоставление мест в гостиничном комплексе кампуса ДВФУ осуществляется на основании поданных заявлений и заключенных договоров согласно спискам, утвержденным проректором по развитию кампуса.

4.5. Списки лиц, которым предоставлены места в общежитиях ДВФУ, гостиничном комплексе кампуса ДВФУ , размещаются соответственно в общежитиях ДВФУ и гостиничном комплексе ДВФУ, на официальном сайте ДВФУ в сети Интернет.

Инженерная школа

140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

Инженерная школа

150000 Металлургия, машиностроение
и материалообработка

Инженерная школа

160000 Авиационная и ракетно-космическая техника

Инженерная школа

180000 Морская техника

Инженерная школа

190000 Транспортные средства

Инженерная школа

200000 Приборостроение и оптотехника

Школа биомедицины

210000 Электронная техника, радиотехника и связь

Школа естественных наук

220000 Автоматика и управление

Инженерная школа

230000 Информатика и вычислительная техника

Школа естественных наук

240000 Химическая технология и биотехнологии

Школа естественных наук

250000 Воспроизводство и переработка
лесных ресурсов

Инженерная школа

260000 Технология продовольственных продуктов
и потребительских товаров

Школа биомедицины

270000 Строительство и архитектура

Инженерная школа

280000 Безопасность жизнедеятельности

Инженерная школа

Все мы в нашей жизни связаны со школой - все мы прошли через нее как ученики, у многих из нас есть дети, которые или уже учатся в школе, или скоро будут в ней учиться; многие из нас работают в школе, а многие хотели бы туда пойти. В нашей стране очень много разговоров об образовании, о школах, о формах выпускных экзаменов - школьная тема одна из важнейших в нашей жизни. А что важно в самой школе?

Чтобы там ни говорили, важнейшее в школе - это учащиеся, то есть те, для кого школа создана. Представим, что все школьники, следуя советам некоторых учителей, бросили учиться и пошли работать - школу можно будет закрывать, потому что она просто перестанет быть нужной. При этом многие учащиеся совершенно не хотят учиться, что, вполне закономерно, раздражает многих учителей. Но почему дети не хотят учиться? Причин этому много.

Во-первых, многие педагоги неправильно относятся к своей работе и к детям. Учителя считают, что как бы ни было ребенку неинтересно, его нужно заставить знать учебный предмет (при этом каждый учитель считает свой предмет самым важным). Но учителя часто совершенно не считаются с индивидуальными особенностями своих учеников, некоторые из которых, по причине личностного склада не в силах хорошо учиться по данному предмету. Учителя же делают обобщенный вывод - «этот ученик плохой», хотя по другим предметам он вполне может быть одним из лучших. Учителя могут обвинять учеников в том, что они не хотят учиться; говорить, что будут работать с этим учеником только тогда, когда он захочет научиться. Но если он в самом деле захочет научиться этому предмету - он сам сможет добыть нужную информацию, и учитель не будет ему нужен. Задача учителя - увлечь учащихся своим предметом, а не «вдолбить» его в них против их воли.

Во-вторых, школьное обучение сильно оторвано от жизни. В школе в ребенка вкладывается одно, но на улице и дома он сталкивается совсем с другим. Подавляющее число знаний, полученных в школе, не находят применения в жизни, и в том числе поэтому знания эти быстро забываются. Часто к ученикам предъявляются не соответствующие возможностям их возраста требования, поэтому их сложно выполнить. А домашние задания могут отнимать очень много времени, и у человека не останется времени на свободную жизнь, а она тоже нужна - нельзя замыкаться в школе. Обучение в школе очень формализовано, и не все могут уложиться в установленную форму, что тоже создает проблемы для учащихся, обладающих более стихийным складом личности. Все это вызывает ненависть учеников к школе, превращая ее в каторгу. И учиться в школе трудно и неинтересно, поэтому задача, если не облегчить, то хотя бы сделать обучение в школе интересным и соответствующим жизни.

В-третьих, у нас не совсем понятно, чем именно должна заниматься школа. Кто-то считает, что она должна учить (но не понятно, конкретно чему); кто-то считает, что она должна воспитывать (но не понятно, что именно), но точного ответа, что делает школа, никто не может дать. А школа - это фундамент жизни каждого человека; многие именно в школе получили то, что позволило им впоследствии выстроить на этой основе всю свою жизнь; но точно так же многие были сломлены школой и лишены возможности чего-либо добиться. Что же должна делать школа? На наш взгляд, задачи школы следующие:

  1. Показать учащимся мир во всем его многообразии и предложить интересы в этой жизни.
  2. Дать человеку шансы попробовать реализовать себя в том, что он нашел для себя интересным.
  3. Помочь человеку раскрутить себя в сфере своего интереса хотя бы на начальном уровне.

То есть школа должна помочь человеку найти и реализовать себя в жизни. Школа должна сделать так, чтобы ученику было интересно в ней учиться и интересно жить в целом. Но чтобы сделать это, нужна большая и системная работа по улучшению школы, как общественного института. Что же можно сделать в этой области?

Мы выдвигаем несколько предложений:

  1. Сократить число учебных предметов до 7 - 9. При этом сходные по содержанию предметы - объединить в один. Преподавать основы науки, постепенно углубляя сложность подачи материала. Нами предлагается следующий список учебных предметов:
    1. Физкультура.
    2. Русский язык.
    3. Иностранные языки (не менее двух).
    4. Точные науки (математика, физика, химия).
    5. Гуманитарные науки (история, литература и т.п.).
    6. Естественные науки (география, биология и т.п.).
    7. Искусства (музыка, МХК, рисование и т.п.).
    8. Прочие факультативные занятия.
  2. Каждый учебный предмет является обязательным. Каждый предмет может изучаться на одном из двух уровней - углубленном и стандартном. При этом один предмет обязательно изучать на углубленном уровне, и этот предмет ученик выбирает сам.
  3. По каждому предмету сдаются экзамены. Форм экзаменов несколько, и учащийся сам выбирает форму сдачи экзамена. В случае неудовлетворительной оценки - разрешается пересдача экзамена по другим формам, и учащемуся ставится лучшая оценка.
  4. Не допускается мучение учебой. Возможно, учеба длится 4 дня в неделю (в младших классах - обязательно). Количество уроков в день - не более 7 даже в старших классах. Длительность урока - 40 или 45 минут. Длительность осенних и весенних каникул - не менее 10 дней; длительность зимних каникул - не менее 16 дней; летние каникулы - с 26 мая по 1 сентября.
  5. Помимо основных школьных занятий обязательными являются занятия в художественной студии и занятия в спортивной секции. По каждому из этих направлений учащийся должен пройти не менее 53 недель занятий не менее 2 раз в неделю (всего 106 занятий по каждому направлению). Но в случае высоких результатов по одному из направлений, второе направление разрешается не проходить.

Эти преобразования, на наш взгляд, помогут улучшить качество обучения, работы школы, и дадут ученикам новые и широкие возможности для построения своей будущей жизни.

Итоги статьи:

  1. Главное в школе - учащиеся.
  2. Проблемы и зачади школы:
    1. Проблема: неправильное отношение учителей к работе. Задача: учитель должен увлекать учащиеся своим предметом.
    2. Проблема: оторванность обучения от требований жизни. Задача: сделать обучение в школе приближенным к реальной жизни.
    3. Проблема: неясность относительно направления деятельности школы. Задача: помочь учащимся найти себя в жизни.
  3. Основная задача школы - помочь человеку построить основу для своей будущей жизни, которая должна быть успешной и интересной одновременно. Школа не должна давать и заставлять - она должна помогать человеку самому находить себе интересы, занятия и знания.
  4. Нашей школе желательны некоторые преобразования, которые сделают обучение в ней более продуктивным, что поможет решить основную задачу школы. Предложения по этим преобразованиям в нашей статье представлены.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка однообразным учебным материалом;
  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
  • ограниченные возможности для творческого самоуправления. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
  • усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

Игры-драматизации

Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (на уроках математики);

  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.

Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Развитие универсальных учебных навыков

Сформированность учебно-интеллектуальных ОУУН можно оценить в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какой-то конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно предложить детям самим оценить уровень овладения ОУУН, для этого провести анкетирование. Уровень учебно-организационных, учебно-коммуникативных ОУУН можно определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.

Проблемно-диалогическая технология

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации . Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

Групповая работа

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Демонстрационно-тренировочный прием

Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
  • активизиция познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • использование как средства самообразования;
  • повышение уровня знаний;
  • осуществление проектной деятельности младших школьников.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку.Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.