Презентация на тему "как жили наши предки". Презентация на тему: "На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью.". Скачать бесплатно и без регист

Цель: формировать у учащихся интерес к изучению прошлого своей Родины; воспитывать у детей эмоциональ - оценочное отношение к действительности, развивать кругозор, мышление, воображение.
Жизнь наших предков изучает наука история. Все то, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками.
.Бесценны старинные рукописные и печатные книги, письма, воспоминания,хозяйственные записи людей, указы правителей. А также - летописи: рукописные книги, в которых описывали жизнь наших предков и известные им события по годам-летам
Это надписи, дающие возможность изучать события прошлого. Старинные надписи и рисунки находят на посуде, монетах, оружии, на стенах древних строений и пещер.
Это орудия труда, домашняя утварь,оружие, монеты. одежда, украшения – все,что сделано руками человека.
Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память. Она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, которые передаются через песни, сказания, предания – то, что называется устным народным творчеством. Источником исторических знаний является и твой родной язык.
О прошлом народа можно узнать из устных преданий, былин, сказок, песен, поговорок.
Чтобы выжить, нащи предки приспосабливались к природным условиям. Они охотились и бортничали. Охотились с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали каменные топоры и пращи-ремни для метания камней.
Из стеблей трав шили легкую одежду. Из дикого льна, конопли, крапивы получали тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно.Выбеливали его под солнечными лучами.
СССвященным был у наших предков ОГОНЬ.
И наступил 980 год. На киевский престол взошел молодой князь Владимир. И повелел он установить на холме возле княжьего двора идолов деревянных, тем самым признав на великой Руси Пятибожие
Ветер, ветрило,Из семи-старший брат,Ты не дуй со гнилого угла,Ты полей дождем с запада.Ты подуй-ка теплым теплом,Сослужи службу роду нашему,Пригони дожди добрые,Пахарям – радость,А тебе буйному – на славу!
Использовали наши предки и обереги от разных несчастий.
ОДЕЖДУ, ПРЕДМЕТЫ БЫТА УКРАШАЛИ ЗНАКАМИ СОЛНЦА, ЗЕМЛИ, РАСТЕНИЙ.
ВЕРИЛИ В ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ДУХОВ.
МасленицаКолядкиСвяткиИван Купала и др.
Позже у разных народов появились веры в людей, оставивших учения о том, как надо жить в обществе.
Христианство – вера в учение Христа.
Буддизм -
вера в учение Будды
Мусульманство – вера в учениеПророка Магомета
веры призывают к добру
Все веры призывают к добру. Учат, если обидишь кого, то будет тебе несчастье. А если сделаешь добро и тебе будет добро от других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

С давних времён жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Ставни использовались для защиты от холода и ветра и были неотъемлемым атрибутом каждого дома. Ставень – дощатая створка для прикрытия окна. По убранству оконных ставень можно было судить о достатке хозяина дома. В некоторых домах на окнах ставились наличники. *

3 слайд

Описание слайда:

Наличник – накладная фигурная профилированная планка из дерева в виде рамы вокруг окон, декоративно оформленная, украшенная резьбой. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной коробкой. Наличники на окнах – словно лицо дома, его визитная карточка. Кроме того по народным поверьям наличники защищали от нечистой силы. *

4 слайд

Описание слайда:

Обстановка в избе была тоже скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Центральное место занимала печь. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. На шестке, это небольшая площадка перед топкой печи, стояли чугуны. Чугунок - металлическая емкость округлой формы, предназначенная для приготовления пищи в русской печи, преимущественно для варки и тушения. *

5 слайд

Описание слайда:

Иногда на шесток ставили таганок, металлический обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна при приготовлении пищи на огне. Когда протоплялась печь, её закрывали заслонкой, печной дверцей в виде железного листа с ручкой. *

6 слайд

Описание слайда:

При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Перед посадкой хлебов в печь кочергой очищали от угля и золы под печи (нижняя кирпичная поверхность печи, на которую кладут дрова). Кочерга - это длинный, толстый железный прут с загнутым под прямым углом концом. *

7 слайд

Описание слайда:

С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Хозяйка использовала также сковородник - домашний печной инструмент, состоящей из длинной палки с приспособлением на конце для захватывания сковороды, который представляет собой крюк. Сковородником доставали горячие сковороды из печи. *

8 слайд

Описание слайда:

В боковой стене печи делали неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили лучину, мокрые рукавицы, валенки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. *

9 слайд

Описание слайда:

Ни одна семья не могла обойтись без глиняной посуды: горшка, корчаги, крынки, кувшина. Горшок, глиняный сосуд с широким открытым верхом, использовался для приготовления пищи. В каждом крестьянском хозяйстве имелась обязательно корчага, большой глиняный сосуд. *

10 слайд

Описание слайда:

В глиняных крынках обычно хранили и подавали к столу молоко или простоквашу. Кувшин - как и кринка, глиняный сосуд с узким и высоким горлом. Он имел небольшой носик и изогнутую ручку. Кувшины считались праздничной посудой, и из них могли угощать не только молоком, но и квасом, брусничной водой, пивом. *

11 слайд

Описание слайда:

Зерно или какие-либо продукты размельчали в специальной ёмкости – деревянной или чугунной ступе. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Ступой пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. * *

12 слайд

Описание слайда:

Для хранения и просеивания муки хозяйка использовала сельницу - плоскую деревянную чашу. Для размешивания теста, смешивания различных жидкостей, взбивания масла служила еловая или сосновая палка с коротко срезанным на конце разветвлениями нескольких сучьев, которая называлась мутовкой. Это прародительница современных миксеров. * *

13 слайд

Описание слайда:

В каждом хозяйстве были кадки и бочки. Кадка (кадушка) использовалась для заготовки впрок солений, квашений, мочений, для хранения сыпучих продуктов (муки, крупы). Бочка - это ёмкость закрытого типа для транспортировки и хранения жидкостей, сухих сыпучих веществ, продуктов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. *

14 слайд

Описание слайда:

Наши предки широко использовали бересту, из которой изготовляли туеса. Туес (буерак) – крестьянская утварь из берсты для хранения и переноски сыпучих продуктов, для сбора ягод, грибов орехов. *

15 слайд

Описание слайда:

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. Над входной дверью, между печкой и стеной крепили полати - навесной деревянный настил. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. На полатях спали, так как печь долго сохраняет тепло, сушили лен, пеньку, лучину. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб. *

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Самым почётным местом в избе, которое находилось по диагонали от печи, был красный угол. С эпитетом “красный” очень много связано. Красный значит красивый, главный. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. *

18 слайд

Описание слайда:

Основным украшением красного угла была божница – полочка с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще «святым». Под божницей благословляли на все важные и даже простые, обыденные дела: на пахоту земли, посев, на дальний путь или ближнюю дорогу, благословляли воинов, идущих на войну, и молодых, идущих к венцу, благословляли женщину, у которой начинались схватки, на благополучные роды. Божницу украшали вышитым рушником и цветами. *

19 слайд

Описание слайда:

На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку, детскую колыбель. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. *

20 слайд

Описание слайда:

Для освещения избы раньше использовали лучину – тонкую длинную щепку сухого дерева, которую закрепляли в светец - специальное металлическое приспособление. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. *

21 слайд

Описание слайда:

* На смену лучине пришла керосиновая лампа (керасинка). Устройство этого светильника основано на сгорании керосина – продукта перегонки нефти.

22 слайд

Описание слайда:

* В начале XX века стали появляться патефоны и граммофоны - механические устройства для проигрывания граммофонных пластинок. Эти аппараты не требовали подключения к электросети В движение они приводились от руки. Под патефон и граммофон танцевали на площадках в парках. Но они были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками.

23 слайд

Описание слайда:

* Кровати раньше были на ножках, если накрыть ее одеялом или покрывалом, то просматривался пол. Для украшения и маскировки под покрывало заправляли подзор. Подзор – это декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Представляет собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом.

24 слайд

Описание слайда:

В давние времена пряжу для вязания не покупали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Эту шерсть расчёсывали чесалкой, специальным инструментом с «ежиком» длинных острых деревянных иголок. Получали вычесанный от мусора пучок шерсти, который назывался куделей. Для ручного прядения пряжи использовалось веретено - деревянная точёная конусообразная палочка. *

25 слайд

Описание слайда:

Позже появилась прялка, которая была особой гордостью хозяек. Прялка состоит из узкой вертикальной ножки, на верхнем конце которой находится лопасть, на которую привязывается куделя и горизонтальной ножки (донце), где сидит пряха. *

26 слайд

Слайд 2

Цель:

  • формировать у учащихся интерес к изучению прошлого своей Родины;
  • воспитывать у детей эмоциональ - оценочное отношение к действительности, развивать кругозор, мышление, воображение.
  • Слайд 3

    А преданья старины
    Забыватьмы не должны
    Слава нашей стороне!
    Слава нашей старине!

    Времена теперь другие,
    Как и мысли и дела-
    Далеко ушла Россия
    От страны какой была.

    Умный сильный наш народ
    Далеко глядит вперед,
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.

    Слайд 4

    История вокруг нас

    Жизнь наших предков изучает наука история. Все то, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками.

    Слайд 5

    Письменные источники

    Бесценны старинные рукописные и печатные книги, письма, воспоминания,хозяйственные записи людей, указы правителей. А также - летописи: рукописные книги, в которых описывали жизнь наших предков и известные им события по годам-летам.

    Это надписи, дающие возможность изучать события прошлого.

    Старинные надписи и рисунки находят на посуде, монетах, оружии, на стенах древних строений и пещер.

    Слайд 7

    Устное народное творчество

    Устное народное творчество

    Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память. Она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, которые передаются через песни, сказания, предания – то, что называется устным народным творчеством. Источником исторических знаний является и твой родной язык.

    О прошлом народа можно узнать из устных преданий, былин, сказок, песен, поговорок.

    Слайд 8

    Как наши предки осваивали природу

    Чтобы выжить, наши предки приспосабливались к природным условиям. Они охотились и бортничали. Охотились с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали каменные топоры и пращи-ремни для метания камней.

    Слайд 9

    • Из стеблей трав шили легкую одежду.
    • Из дикого льна, конопли, крапивы получали тонкие и прочные волокна.
    • Из нитей ткали полотно.
    • Выбеливали его под солнечными лучами.
  • Слайд 10

    Священным был у наших предков ОГОНЬ.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Чему поклонялись наши предки

    И наступил 980 год. На киевский престол взошел молодой князь Владимир. И повелел он установить на холме возле княжьего двора идолов деревянных, тем самым признав на великой Руси Пятибожие.

    Слайд 13

    Бог Солнца - Даждьбог

    Бог Солнца - Даждьбог

    Слайд 14

    Бог ветра - Стрибог

    Ветер, ветрило,
    Из семи-старший брат,
    Ты не дуй со гнилого угла,
    Ты полей дождем с запада.
    Ты подуй-ка теплым теплом,
    Сослужи службу роду нашему,
    Пригони дожди добрые,
    Пахарям – радость,
    А тебе буйному – на славу!

    Слайд 15

    Перун – бог грозы и грома

    Перун – бог грозы и грома

    Слайд 16

    Бог земли – кормилицы Мокоша

    Бог земли – кормилицы Мокоша

    Слайд 17

    Использовали наши предки и обереги от разных несчастий.

    Слайд 18

    Одежду, предметы быта украшали знаками Солнца, земли, растений

    Верили в добрых и злых духов.








    Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.




    При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.


    Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.






    Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.




    Листья ананаса - Вьетнам. Эйхорния - водный гиацинт (сорняк, разрастается в пресноводных водоемах) - Индия. Отходы тростника - Куба. Древесные листья – Венгрия. Из ревеня – лист бумаги – школьница из Дании. Макулатура – старые, ненужные газеты и другая бумага. Новая бумага из макулатуры очень прочная, красивая, белого цвета, а самое главное – она позволит сберечь огромное количество первосортной, прежде всего хвойной древесины.


    ВЫВОДЫ: 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.


    ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.

    Соглашение

    Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

    Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

    Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

    Запрещается использовать чужие данные;

    Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

    Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

    1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

    1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

    1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

    4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

    4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

    4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

    4.4. Угрозы в адрес участников форума.

    4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

    4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

    4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

    4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

    5.1. Мат и ненормативная лексика.

    5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

    5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

    5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

    5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

    5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

    5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

    5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

    5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

    5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

    6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

    6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

    6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

    6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

    6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

    6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

    7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

    7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

    7.4. Удаление учетной записи.

    7.5. Блокировка IP.

    8. Примечания

    8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

    8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

    8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

    8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

    9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.