Товарищи взрослые, а не хотите ли подурачиться? Вдруг вы и в детстве были серьёзными, отличниками круглыми, а может, квадратными? Вдруг вы упустили что-то очень важное-преважное, детство прошло, а вы так и не встали посреди урока на парту и не прокукарекали, и не спели в 8:27 утра под окнами школы упражнение №43, а потом упражнения №44, 45, 46, изложение, диктант и наконец — сочинение на тему «Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века», а потом таблицу умножения, Менделеева и строение клетки. А в ванной девятый вал не устраивали, а усилием воли температуру на градуснике до 39 не поднимали? Как зачем? Чтобы в школу не ходить. Ведь учителя там заставляют повторять то, во что ты не веришь.
— Слушай, Серёжа, — сказала как-то учительница по физике, — я же не зверь. Если ты знаешь что-нибудь по физике — скажи, я тебе пятёрку поставлю.
— Что сказать-то? — спросил Серёжа.
— Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай... повтори. На все тела-а-а...
— Не могу, — пробормотал Серёжа. — Не могу я повторять то, во что не верю.
— А во что же ты веришь?! — закричала учительница?
— В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, — спокойно сказал Серёжа.
После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.
— Садись, Гаврилов, — сказала учительница по физике, — два!
Ну и как после этого в школу ходить?! Лучше почитать о школьной жизни «Записки выдающегося двоечника» Артура Гиваргизова и проникнуться его искрящимся, как лимонад в стакане, юмором, немножко колючей, но милой и доброй как ёжик иронией, посмеяться над детскими проделками, которые не что иное, как бунт ребёнка против забывчивости взрослых. Да-да, взрослые порой предают забвению тот факт, что сами были детьми, становясь слишком скучными, озабоченными и совсем далёкими от своих любимых деток. Только дедушка понимает одинокую детскую душу:
— Дедушка, а что такое старость? — спросил как-то Коля.
— Это всё равно что детство, — ответил дедушка, брызгая в Колю из водяного пистолета, — только поясница болит.
— Хватит! — рассердился Коля и отнял у дедушки пистолет. — Давай лучше гараж построим.
— Давай, — согласился дедушка: ему было всё равно, во что играть. — Когда я был маленький, у меня пластмассовых лёгких кубиков не было, и я строил всё из кирпичей.
— Здорово! — восхитился Коля. — Тебя, наверно, родители за это хвалили.
— Нет, — вздохнул дедушка, — ругали. Говорили, что потолки низкие, прихожая маленькая, санузел совмещённый, линолеум, обои надо переклеивать, лестница на второй этаж узкая, рамы плохо подогнаны...
— Да-а-а, — качал головой Коля, — я тебя понимаю, родителям не угодишь.
— Не угодишь, — согласился дедушка, схватил водяной пистолет и стрельнул в Колю.
Чтобы не стать родителями-буками, родителями-привередами и не прокиснуть в повседневном быту, рекомендуется каждый день читать вместе со своими дочками и сыночками школьного возраста прозу Артура Гиваргизова. Этому писателю можно доверять: будучи преподавателем по гитаре, он знает о школьной жизни изнутри. Желательно откинуть скепсис, не искать логику, а расслабиться, погрузиться в абсурд, смеяться, шутить и делать мудрые выводы. Коротенькие рассказы о школьных буднях обычных мальчиков и девочек, их родителей и учителей обладают поразительной многомерностью. Понятные и смешные для детей, они могут открыться вдумчивому родителю во всей глубине. Автор в краткой форме, словно художник-график, штрихами создаёт необыкновенную иллюстрацию жизни, на которой хочется рассматривать привычные явления под разными углами, фантазировать и, может быть, даже снимать шоры, смотреть на действительность по-новому, более радостно, оптимистично, оставляя место шуткам и веселью.
Однажды Серёжа решил угодить сразу двум учителям – по русскому языку и по пению.
В 8.27, с гитарой, он встал под окнами школы и запел упражнение № 43. Потом Серёжа спел: упражнения 44, 45, 46, изложение, диктант и наконец – сочинение на тему: "Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века". Учителя выглядывали из окон и, кажется, были довольны.
Вдохновлённый тем, что на него не кричат, Серёжа спел английский алфавит. Потом он спел параграф № 18 – "Рабовладельческий строй в Древнем Риме", "Животный и растительный мир средней полосы", таблицы Менделеева, умножения, строение клетки.
И когда Серёжа спел всё, из школы вышли довольные учителя и поставили ему пятёрки. Кроме учителей по физкультуре и по труду, которые вышли очень недовольные и поставили двойки.
"Всем не угодишь", – подумал Серёжа.
Обычно Серёжа списывал
Обычно Серёжа списывал уроки у Сереберцевой и относился к этому спокойно: "Ну и что? Ерунда. Она же меня любит". Но иногда с Серёжей что-то происходило, и нехорошие мысли – а вдруг Сереберцева меня разлюбит? – не давали ему уснуть.
И тогда он ночью вставал с постели, садился за письменный стол и пробовал решить задачу по математике или выучить наизусть стихотворение. Но у него ничего не получалось.
Тогда Серёжа начинал волноваться и звонил Сереберцевой.
– Алло, – говорил папа Сереберцевой хриплым голосом.
– А Лену можно? – спрашивал Серёжа.
– Что?! Опять?! В четыре часа ночи?! – кричал папа Сереберцевой. – Я тебе покажу Лену! Безобразие! – и бросал трубку.
После таких разговоров Серёже становилось ещё хуже. К счастью, эти нехорошие мысли приходили не каждый день, а только по воскресеньям и четвергам.
Как учительница по физике хотела поставить пятёрку
– Слушай, Серёжа, – сказала как-то учительница по физике, – я же не зверь. Если ты что-нибудь знаешь по физике – скажи, я тебе пятёрку поставлю.
– Что сказать-то? – спросил Серёжа.
– Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай… повтори. На все тела-а-а-а…
– Не могу, – пробормотал Серёжа. – Не могу я повторить то, во что не верю.
– Как не веришь! – удивилась учительница по физике. – Ну хорошо, не веришь – не надо, – улыбнулась она. – Ты только повтори, и я тебе сразу пятёрку в журнал, а? И отпущу домой, а? Дам сто рублей, а?
– Не могу, – твёрдо сказал Серёжа, – не верю.
– А во что же ты веришь?! – закричала учительница.
– В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, – спокойно сказал Серёжа.
После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.
– Садись, Гаврилов, – сказала учительница по физике, – два!
Серёжа поймал парту и сел.
Учителя терпеть не могут
Всем известно, что учителя друг друга терпеть не могут – они только делают вид, что любят, – потому что все считают свой предмет самым главным. А самым‑самым главным считает свой предмет учительница по русскому языку. Поэтому она и задала сочинение на тему "Самый-самый главный предмет". Достаточно было написать всего одно предложение: "Самый главный предмет – это русский язык", даже с ошибками, – и получишь пятёрку. И все так и сделали, кроме Серёжи, потому что Серёжа не понял, о каких вообще предметах идет речь. Он думал, что предмет – это что-то твёрдое, и написал о зажигалке.
– "Самый главный предмет, – читала вслух Серёжино сочинение учительница, – это зажигалка. Без зажигалки не прикуришь". Подумаешь, – остановилась она, – не прикуришь. Попросил огонька у прохожего, и всё.
– А если в пустыне? – спокойно возразил Серёжа.
– В пустыне и от песка можно прикурить, – спокойно ответила учительница. – В пустыне – раскалённый песок.
– Хорошо, – спокойно согласился Серёжа, – а в тундре, при минус пятидесяти?
– В тундре – да, – согласилась учительница по русскому языку.
– Тогда за что два? – спросил Серёжа.
– Потому что мы не в тундре, – спокойно вздохнула учительница по русскому языку. – А не в тундре, – вдруг закричала она, – самый главный предмет – это великий и могучий русский язык!
Однажды учителя пригласили выдающегося двоечника, трижды ученика 4 класса "Б" Гаврилова Серёжу выступить на педсовете с докладом: "Почему дети не хотят учиться и не делают уроки".
– В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с пользой от недеяния. В этом закон небесного Дао, – начал Серёжа. – Когда будет уничтожена учёность, тогда не будет и печали, – сказал Серёжа и глубоко вздохнул.
– А физика?! – закричала с места учительница по физике. – Без физики ты бы, Гаврилов, даже не знал, что Земля круглая!
– Какая же она круглая? – удивился Серёжа.
– Как какая! – не выдержала учительница по географии и вынула из сумочки чугунный глобус, который всегда носила с собой как средство самозащиты. – Вот как глобус!
– Ну хорошо, – усмехнулся Серёжа и показал пальцем на океан, – а почему тогда вода не выливается?
– А Земля её притягивает, как магнит! – снова вскочила раскрасневшаяся от волнения учительница по физике.
– Магнит не притягивает воду, – сказал Серёжа и устало прикрыл глаза. – Я это знал ещё в детском саду.
– Что же, по-вашему, Сергей Сергеевич, – вежливо обратился к Серёже директор школы, – учёные ошиблись, и все жертвы были напрасны?
– Эррарэ хуманум эст – ошибаться – человеческое свойство. Цицерон, – сказал Серёжа и развёл руками. – Я вас понимаю, и, поверьте, мне очень жаль.
– Как-как? – переспросил учитель по истории. – Повторите ещё, я не успел записать. – Эррарэ хуманум кто?
– Эст, – сказал Серёжа.
Разговаривал на уроке
Однажды Серёжа в одной книге про разведчиков прочитал, что надо уметь отвлекать внимание врага.
Ну, мама и папа, конечно, хорошие и не совсем враги, но научиться отвлекать их внимание надо обязательно. Например, от дневника, когда там записано: "РАЗГОВАРИВАЛ НА УРОКЕ!".
Пришёл Сережа из школы и, пока мама не успела спросить про дневник, стал мыть пол. И так сильно отвлёк мамино внимание, что она даже ущипнула себя за ногу, потому что думала, что спит.
А потом Серёжа вымыл посуду и полез белить потолок, и родители про дневник забыли совсем. Они даже забыли, какое сегодня число и как их зовут.
А Серёжа за месяц сделал ремонт в квартире и в подъезде, посадил под окнами двадцать две ёлки… Потому что он разговаривал на уроках каждый день – то на одном, то на другом.
А потом учителя узнали о ремонте и тоже стали просить: кому надо было кухню покрасить, а кому крышу на даче… За это учителя обещали больше не записывать "разговаривает на уроке". Правда, Серёжа уже и не разговаривал, а спал, потому что уставал очень – на работе.
Как директор Серёжу спасал
Однажды Серёжа попросился выйти из класса. Вышел он в коридор, посмотрел вокруг и подумал: "Хорошо-то как! Тихо! Не то что на перемене!" И так ему не захотелось возвращаться в класс, что решил он остаться в коридоре до конца урока. Лёг под батарею, закрыл глаза и представил себя на пляже.
"Эх, почаще надо выходить", – думал Серёжа и переворачивался на другой бок.
А в это время по коридору шёл директор школы.
Вдруг директор видит, что какой-то мальчик валяется на полу с закрытыми глазами и еле-еле дышит. Испугался директор, что в его школе что-то случилось с мальчиком, подбежал и стал Серёжу бить по щекам и лить на него нашатырный спирт.
Закричал Серёжа от неожиданности, вскочил и побежал. А директор за ним, чтобы искусственное дыхание сделать.
Бегали они по школе полчаса, пока директор не устал.
Но с тех пор Серёжа никогда больше во время урока из класса не выходил.
Файл:Двойка в дневнике.JPG
Типичный признак двоечника - частые двойки в дневнике
Дво́ечник - неуспевающий ученик школы , техникума или университета , который имеет по крайней мере один или больше учебных предметов, сданных на оценку «неудовлетворительно». Двойка ставится за невыполнение учебного задания. Чтобы продолжить образование двоечник часто вынужден повторить курс еще раз в следующем учебном году (для школы) и таким образом он становится второгодником.
Термин «двоечник» распространён на территории бывшего СССР , поскольку оценке «неудовлетворительно» соответствовала оценка «2» по пятибалльной системе.
Словарь Ушакова относит термин двоечник к арго и считает его устаревшим. Тем не менее, данный термин широко употребляется как в бытовом обиходе, так и в научных статьях, посвящённых психологии и педагогике .
Социально-психологическим аспектам обучения неуспевающих (двоечников) уделено много внимания в науке и публицистике. В большинстве научных работ по данной теме вместо слова двоечник применяется термин неуспеваемость . Некоторые учёные считают более корректным по отношению к двоечнику употребление термина неуспешность .
Иногда термин «двоечник» употребляется в переносном смысле: так называются люди или объекты, существенно отстающие от других по каким-либо показателям.
Классификация двоечников
В педагогике выделяют различные типы неуспевающих учеников. Признаками классификация выступают отношение к учёбе и качество мыслительной деятельности ученика.
Причины неуспеваемости
Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, «двоечниками», достаточно разнообразны.
Социальные причины
- Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего двоечниками становятся дети из неблагополучных семей.
- Низкий уровень жизни родителей. Родители вынуждены всё своё время уделять зарабатыванию средств на существование, а на воспитание и обучение собственных детей времени у них не остаётся.
- Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
- Особенности домашнего воспитания. Дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине.
- Систематические прогулы занятий.
- Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского , является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка».
- Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого. (см. также Учение с увлечением)
Наследственность
Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса
- Отставание в развитии от своих сверстников. Таким учащимся трудно соответствовать требованиям, предъявляемым к «среднему» ученику.
- Слабое здоровье. Хронические заболевания, нарушения зрения, заболевания центральной нервной системы затрудняют адаптацию ученика в школе, снижают мотивацию к повышению успеваемости. Причиной плохих оценок может стать авитаминоз .
Статистика
Данные социологических исследований в России показывают, что учащиеся мужского пола становятся двоечниками почти в 3 раза чаще, чем женского (см. таблицу).
Согласно тем же исследованиям двоечниками чаще всего становятся дети родителей, получивших неполное среднее или только начальное образование. Двоечниками становятся 24 % детей родителей с неполным средним образованием и ниже, 19 % детей родителей со средним образованием, 7 % детей родителей с высшим образованием.
Методы воздействия на двоечников
В качестве методов воздействия на двоечников применяются вызов родителей в школу, отчисление за неуспеваемость.
Для улучшения успеваемости двоечников для них также могут устраивать дополнительные занятия, прикреплять к ним успевающих учеников. В России такая практика была характерна в основном для советских времён.
В педагогике разрабатываются методические подходы, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и способности учеников и дающие хорошо учиться каждому. Для их реализации требуются особые усилия со стороны учителя, постоянное внимание, личностный подход к такому ученику. В России внедрение таких подходов реализуется недостаточно.
Иногда кампании по повышению уровня успеваемости и ликвидации такой категории как двоечники проводятся на уровне государственных программ - например, известная программа «No child left behind» в США . В рамках программы школы обязаны предоставлять двоечникам репетиторов .
Двоечники в системе высшего образования
Файл:Test (student assessment).jpeg
Студенты сдают экзамен
Предполагается, что в высшем учебном заведении двоечники учиться не должны. В России абитуриенты, получившие на вступительном экзамене неудовлетворительную оценку, к дальнейшей сдаче других вступительных экзаменов не допускаются. Если студент высшего учебного заведения получает во время экзаменационной сессии оценку «неудовлетворительно», он обязан в кратчайшие сроки этот экзамен пересдать. При трёх оценках «неудовлетворительно» студента отчисляют из высшего учебного заведения с формулировкой «за академическую неуспеваемость». Студенты, получившие двойку на государственном экзамене или на защите выпускной квалификационной работы, не получают диплом о высшем образовании. Однако у них есть возможность пересдать итоговые аттестационные испытания в срок не менее 3 месяцев и не более 5 лет.
Отношение к двоечникам
Отношение в обществе к двоечникам в целом негативное, некоторые считают их изгоями. Часто образ жизни двоечника ассоциируется с распитием спиртных напитков, курением и употреблением наркотиков.
Кроме того, некоторые педагоги считают, что двоечники в классе необходимы для полноценного развития учащихся всего класса.
Образ двоечника в культуре
Литература
Часто встречается. Для советской литературы был характерен образ «исправившегося двоечника».
- Двоечник Витя Перестукин - главный герой сказки Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков».
- В повести советского писателя Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени » ученики-двоечники превращаются в стариков.
- Двоечник Баранкин - главный герой книги Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!»
- Витя Малеев и Костя Шишкин - главные герои книги Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома».
- Книга российского писателя Артура Гиваргизова называется «Записки выдающегося двоечника».
Живопись
- Картина Фёдора Решетникова «Опять двойка? »
Кинематограф
Двоечник - распространённый типаж в кинематографе, мультфильмах и аниме:
- Двоечник Ганжа - один из главных героев советского телесериала «Большая перемена ».
- Двоечник Коля - один из главных героев советского мультфильма Бориса Степанцева и Евгения Райковского «Опять двойка ».
- Двоечник Нобору Йосикава - один из героев аниме-сериала «Крутой учитель Онидзука ».
Анекдоты
Двоечники, как и отличники, зачастую становятся героями школьных и студенческих анекдотов. Например:
- Как у тебя дела в школе, сынок?
- Я с отцом двоечника не разговариваю!
См. также
- Троечник (Середнячок, Госоценка)
- Хорошист
- Отличник
- Неудачник
Примечания
- Двоечник // Толковый словарь русского языка Ушакова.
- Хорева Н. А. Причины школьной неуспеваемости // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года
- В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов
© Артур Гиваргизов, 2016
© Валерий Калныньш, оформление и макет, 2016
© Вера Коротаева, иллюстрации, 2016
© ООО «Издательство «Время», 2016
* * *
Записки выдающегося двоечника
***
О гематогенах
1 сентября, перемена
– Послушай, Сереберцева, – спрашивал Серёжа у отличницы Сереберцевой, – почему ты такая отличница?
– Круглая, – согласился Серёжа. – Может быть, ты ешь что-нибудь особенное или пьёшь?
– Да вроде нет, – задумалась Сереберцева. – Пепси, чипсы.
– Я тоже – пепси-чипсы, – сказал Серёжа, – тогда почему ты отличница?
– Это гены, – сказала Сереберцева, – гены, миленький Серёжечка.
– Ага! – воскликнул Серёжа. – Вот видишь!
И убежал.
Серёжа прибежал в аптеку и спросил:
– У вас есть гены?
– У нас только гематогены, – сказали в аптеке.
– Давайте, – обрадовался Серёжа, – шесть штук. Нет, семь!
Серёжа съел семь гематогенов и побежал опять в школу. На химии он получил двойку, а на алгебре двойку с минусом.
Тогда Серёжа разозлился и стал бегать за Сереберцевой и выкручивать ей руку.
Семь минут
2 сентября, урок физики
– Ну что, Гаврилов, сразу двойку ставить, или прогуляешься к доске и обратно? – спросила Вера Петровна, и Серёже стало обидно.
«Откуда она знает, – думал он, – что я не выучил урок? Зачем она так говорит?!»
– Откуда вы знаете, Вера Петровна, что я не выучил? – спросил Серёжа.
– Так ты же никогда не учишь! – удивилась Вера Петровна.
Серёжа встал, поднял вверх указательный палец и простоял так одну минуту, как бы к чему-то прислушиваясь.
– Это да, – согласился он, – но вдруг сегодня выучил?
– А ты выучил? – спросила Вера Петровна.
Серёжа задумался. Он рассеянно посмотрел на Коперника, потом на Ньютона и наконец ответил:
– Можно теперь двойку ставить? – спросила Вера Петровна.
Серёжа посмотрел на часы.
– Теперь можно, – согласился он, – теперь мы выяснили.
– А в чём разница? – спросила Вера Петровна.
– В том, что я получил двойку на семь минут позже, – ответил Серёжа.
– Не понимаю, – сказала Вера Петровна, – неужели тебе от этого легче?
– Просто папа сказал: «Продержишься на физике хотя бы пять минут – куплю тебе футбольный мяч». А я продержался семь, – объяснил Серёжа.
– Мы свидетели, – сказали Кулаков, Зубов и Сереберцева.
– Понятно, – сказала Вера Петровна.
Жених нашёлся
3 сентября, после уроков
Однажды Серёжу и отличницу Сереберцеву оставили убирать класс.
– Ты давай полы мой, – сказал Серёжа, – а я буду доску вытирать.
– Сравнил, – сказала Сереберцева, – лучше наоборот.
– Ну хорошо, – сказал Серёжа, – ещё цветы полью.
– Нашёл простушку, – сказала Сереберцева.
– Ладно, – сказал Серёжа, – плюс стулья поставлю на парты.
– Даже говорить не хочу, – сказала Сереберцева.
– Плохая ты хозяйка, – сказал Серёжа. – Я на тебе не женюсь, когда вырасту.
– Ой, напугал, – сказала Сереберцева, – сейчас умру.
Ладно, я всё вымою.
– А я доску вытру, – обрадовался Серёжа.
– Да сиди уж, – проворчала Сереберцева. – Карман-то на пиджаке отпоролся. Пиджаков не напасёшься. Хорошо, что у меня нитка с иголкой есть. Бегаешь со своим Зубовым на перемене, потом ходишь как оборванец.
О поэзии
4 сентября, на литературе
Серёжа никогда не мог понять, почему отличница Сереберцева любит стихи.
– Послушай, Сереберцева, – как-то спросил Серёжа, – ну я понимаю, когда задали, но ты, говорят, и когда не задали, читаешь?
– Читаю, – ответила Сереберцева, – стихи вызывают во мне разные настроения.
– Всё это мы слышали, – усмехнулся Серёжа, – от училки по литературе.
– Не веришь – не надо, – пожала плечами Сереберцева.
– Конечно, не верю, – сказал Серёжа, – но хочу понять. Может, тебе родители за это доплачивают? Признайся, а? Зуб даю, никому не скажу.
– Ничего они мне не доплачивают, – рассердилась Сереберцева, – отстань, а то врежу!
– Ну хорошо, – не унимался Серёжа. – Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Э-э-э… Дальше не помню. Что с тобой, Сереберцева?! Ты плачешь?!
– Отстань, Гаврилов, – плакала Сереберцева, – не мог что-нибудь весёленькое прочитать. Теперь весь день буду плакать.
– Вот это да! – поразился Серёжа. – Как действует! Сейчас, Сереберцева, сейчас… М-м-м-м… Коля в деревне нашёл пулемёт… нет, не то. Сейчас, сейчас, потерпи… М-м-м… Маленький мальчик на дерево влез… опять не то. А, вот! Вспомнил! Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. Не утонет, Сереберцева! Ура! Ну как, легче?
– Легче, – шмыгнула носом Сереберцева.
Сколько стоит веер
5 сентября, большая перемена
Однажды Серёжа сказал отличнице Сереберцевой:
– Сереберцева, сейчас я посвящу тебе победу над Зубовым.
– А я не люблю, когда борются, – сказала Сереберцева. – Можешь не посвящать.
– Жаль, – огорчился Серёжа.
– Не жаль, – обрадовался Зубов.
– А веер хочешь из голубиных перьев? – спросил Серёжа.
– Ну покажи, – сказала Сереберцева. – Посмотрим.
– Вот, – сказал Серёжа и достал веер, – я его сам сделал. У нас на чердаке много перьев.
– Веер беру, – сказала Сереберцева, – за домашнюю по алгебре.
– Мало, – нахмурился Серёжа.
– Не хочешь – не надо, – сказала Сереберцева.
– Я когда по чердаку лазил, головой о балку ударился, – обиделся Серёжа. – Может, у меня сотрясение мозга.
– Ладно, по алгебре и по химии, – согласилась Сереберцева. – Принесёшь ещё перьев, я себе платье сошью.
– Принесу, принесу! – обрадовался Серёжа.
– Мне можно идти? – спросил Зубов.
– Иди, Зубов, – сказал Серёжа, – ты мне сегодня больше не нужен.
А кто такой Александр Невский?
6 сентября, на уроке истории
Серёжа сидел на уроке истории и смотрел в окно. Он не слышал, о чём рассказывает учительница, но зато видел, как около палатки с мороженым какой-то мальчик ест эскимо. Присмотревшись внимательно, Серёжа узнал Кулакова.
«Молодец, – подумал Серёжа о Кулакове, – всех обманул. Родители думают, что он в школе, а в школе думают, что болеет, а он – ха-ха-ха – ест эскимо. Мне бы так».
– Гаврилов, ты о чём там задумался? – спросила учительница.
– Да так, – вздохнул Серёжа. – О том, что бывают смелые люди и какая у них прекрасная жизнь.
– Это ты имеешь в виду Александра Невского? – спросила учительница. – Я рада, что эта история заставила тебя задуматься.
– Заставила, – сказал Серёжа. – А можно выйти?
– Нельзя, – сказала учительница.
«Да, – подумал Серёжа, – Кулаков прав: по-честному ни с учителями, ни с родителями не получается».
Дневник
7 сентября (воскресенье), по дороге из гостей
Однажды Серёжа нашёл дневник Селезнёвой Кати – ученицы 5 класса «Б» 545?й школы. В дневнике были пятёрки с подлинными подписями. «Надо отнести этот дневник в 545?ю школу, а они уже сами найдут Селезнёву Катю, – подумал Серёжа. – Или надо отнести этот дневник в детскую комнату милиции, там все отличники на учёте. Или в стол находок. Или в Музей революции».
Серёжа достал специальный японский ластик, стирающий чернила, стёр «Селезнёвой Кати» и «545», написал такими же синими чернилами «Гаврилова Серёжи», «754», и получилось: «Дневник ученицы 5 класса “Б” Гаврилова Серёжи».
– Непорядок, – заметил Серёжа, стёр «цы» и написал «ка».
Серёжа принёс дневник домой и показал папе.
Папа пощупал бумагу, посмотрел в микроскоп… И когда убедился, что подписи не фальшивые, сказал:
– Молодец! Можешь идти гулять.
Хитрый Зубов
8 сентября, после уроков, по дороге домой
Иногда Серёжа давал Зубову подзатыльники. Сначала Зубов привязывал к затылку подушку, потом вратарскую маску, а однажды привязал кактус и замаскировал его волосами.
– Зубов становится всё хитрее и хитрее, – пожаловался Серёжа своему другу Коле Кулакову. – Скоро вообще не смогу давать ему подзатыльники.
– А ты давай пинки, – посоветовал Коля. – Пинки безопасней. Помнишь кактус?
– Ещё как! – поморщился Серёжа. – У меня тогда рука болела два дня.
– Вот видишь, – сказал Коля, – переходи на пинки, верное дело.
– Я подумаю, – согласился Серёжа.
На следующий день Зубов пришёл с привязанным к затылку капканом. Он ходил по школе и свысока поглядывал на Серёжу. Серёже даже показалось, что Зубов в него плюнул.
Тогда Серёжа подошёл к Зубову и дал ему пинка. Зубов побледнел и перестал поглядывать свысока.
– Ну как? Получилось? – спросил Серёжу Коля Кулаков. – Ногу не повредил?
– Пока получилось, – озабоченно ответил Серёжа, – а дальше не знаю.
– Будем надеяться, – сказал Коля.
– М-м-м, да, – согласился Серёжа.
О том, как Серёжу перестали уважать
9 сентября, на уроке физкультуры
Серёжа был в своём классе очень уважаемым человеком, потому что он был самым сильным. И это подтверждала отметка по физкультуре – неизменная пятёрка с плюсом.
К Серёже все обращались за советом. Например, как поступить с дневником, в котором появилась двойка? А как с учителем, поставившим двойку? А как с родителями, не покупающими компьютер? А как с Сереберцевой?
И Серёжа всегда с удовольствием давал бесплатные советы. Например, дневник растворить в пепси-коле, назло родителям заболеть свинкой, а Сереберцеву, как обычно, толкнуть, чтоб загремела, а учителю наперчить носовой платок и засунуть кактус в рукав пальто.
Потом Серёжа привык и перестал получать удовольствие от своего положения. Тогда он написал: «Бесплатных советов не даю». И повесил табличку себе на грудь.
Но без Серёжиных советов уже никто не мог обойтись. Повздыхали, поворчали и, что поделаешь, стали платить. Денег ни у кого не было – стали платить бутербродами.
Ел Серёжа бутерброды, ел, ел, ел и через три месяца так поправился, что не то что прыгнуть в высоту на метр двадцать, а вообще оторваться от пола не мог.
Стали Серёже по физкультуре ставить двойки. Как он ни кричал: «Да вы что, не узнаёте меня, что ли?! Это же я, Серёжа!» – всё равно ставили двойки.
А потом случилось непоправимое – Зубов обозвал Серёжу дирижаблем. Хотел Серёжа дать Зубову пинка, но не смог свою поправившуюся ногу поднять.
С этого времени Серёжу уважать перестали, и, конечно, за советом к нему больше никто не обращался.
Что новенького на стенках?
10 сентября, большая перемена и после уроков
Однажды Серёжа болел ангиной, но всё равно пришёл в школу и написал на стенке: «Торпедо – чемпион», потому что он болел за «Торпедо». Написал и упал от слабости.
Эту надпись увидела Сереберцева. Она стёрла «Торпедо» и написала: «Ньютон – чемпион», потому что была отличницей и ньютоновской фанаткой.
Эту надпись увидела учительница по химии. Она стёрла «Ньютон» и подписала «Менделеев».
Эту надпись заметил директор школы. Он покачал головой и написал: «Наша школа – чемпион. Мы все – одна семья».
Эту надпись заметила уборщица тётя Тамара. Она всё стёрла и написала большими буквами нитрокраской: «Как вам не стыдно! Ай-ай-ай! Зачем вы стёрли Серёжино “Торпедо”? Серёжа с температурой пришёл в школу, а вы стёрли. Торпедо – чемпион».
Тётя Тамара была Серёжина бабушка.
Эту надпись увидела Сереберцева. Она стирала её два часа, но так и не стёрла.
Пластическая операция
11 сентября, на биологии
Серёжа умел притворяться, что спит. Закроет глаза, а на самом деле всё слышит и даже видит – в щёлочки. Благодаря этому умению он знал, что думают о нём окружающие.
– Красавец, – смело говорила Чеснокова, глядя на спящего Серёжу.
– Жалко, нос торчит, – огорчалась Сереберцева. – Большеват.
Так как Серёже нравилась Сереберцева, а не Чеснокова, он решил сделать пластическую операцию – уменьшить нос.
Пришел Серёжа к хирургу, всё объяснил, а хирург говорит:
– Зачем тебе уменьшать нос? Всё – относительно: если ты увеличишь себе щёки, нос на фоне больших щёк будет казаться маленьким. Увеличить щёки можно без хирургического вмешательства. Просто надо есть побольше макарон.
Серёжа стал есть очень много макарон, и через месяц действительно у него увеличились щёки и нос перестал казаться большим.
Серёжа пришёл в школу, лёг на парту и сделал вид, что спит.
– Что-то Гаврилов сильно растолстел, – сказала Чеснокова, – щёки как подушки.
– Ты ничего не понимаешь в мужской красоте, – сказала Сереберцева, – теперь у него всё гармонично.
И после этого подслушанного разговора Серёжа смело пригласил Сереберцеву в кино.
– Ах, – сказала Сереберцева, – ты читаешь мои мысли.
«Не читаю, а подслушиваю», – усмехнулся про себя Серёжа.
Странно
12 сентября, на русском
Однажды на уроке русского языка Серёжа Гаврилов получил записку странного содержания: «Гаврилов, – было в записке, – если ты встанешь на парту и громко прокукарекаешь, я поставлю тебе пятёрку в дневник». И подпись: «Елена Николаевна».
Елена Николаевна была очень строгая и раньше таких записок никому не писала.
«Странно, – подумал Серёжа, – очень странно». Он посмотрел на учительницу, незаметно ей улыбнулся и подмигнул. В ответ Елена Николаевна нахмурилась, стиснула зубы и сжала кулаки.
«Странно, – подумал Серёжа, – очень странно». Он залез на парту. Елена Николаевна прищурилась и, как показалось Серёже, кивнула головой.
– Ах! – воскликнула Сереберцева и упала в обморок в объятия Мячикова.
– Герой! – восхищённо прошептала Чеснокова и упала в объятия Зубова.
– Сейчас зачирикает, – усмехнулся Кулаков и покрутил пальцем у виска.
– Ку-ка-ре-ку, – тихо произнёс Серёжа.
– Дневник! – обрадовалась Елена Николаевна и захлопала в ладоши. – Гаврилов, сейчас же дай мне дневник и без папы в школу не приходи!
– Но вы же сами! – удивился Серёжа.
– За папой! – кричала Елена Николаевна и указывала пальцем на дверь. – Сегодня же! Сейчас же!
«Странно, – подумал Серёжа, – очень странно».
Но самое странное было то, что Елена Николаевна действительно, как и обещала, поставила Серёже пятёрку. Но рядом с пятёркой красной ручкой было написано: «Уважаемый Александр Петрович, срочно зайдите в школу. А если в школу вы прийти не можете, то я вас буду ждать завтра вечером с семи до двенадцати на станции метро “Динамо” в центре зала. Е. Н.». И слово «срочно» было обведено несколько раз и подчёркнуто двойной чертой.
– Ничего странного, – сказал после уроков мудрый Зубов, – вспомни, Гаврилов, в прошлый раз к приходу твоего папы Елена Николаевна сделала себе новую причёску и приклеила искусственные ресницы.
– Всё очень понятно, – вздохнула очнувшаяся Чеснокова и ласково посмотрела на Зубова.
– Это так романтично, – вздохнула очнувшаяся Сереберцева и ласково посмотрела на Мячикова.
– Пожалуй, – согласился Серёжа, и слабая надежда на пятёрку в четверти, а может быть, даже и в году, появилась у него внутри.
Всем не угодишь
13 сентября, перед уроками, за три минуты до начала
Однажды Серёжа решил угодить сразу двум учителям – по русскому языку и по пению.
В 8.27, с гитарой, он встал под окнами школы и запел упражнение № 43. Потом Серёжа спел: упражнения 44, 45, 46, изложение, диктант и наконец – сочинение на тему: «Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века». Учителя выглядывали из окон и, кажется, были довольны.
Вдохновлённый тем, что на него не кричат, Серёжа спел английский алфавит. Потом он спел параграф № 18 – «Рабовладельческий строй в Древнем Риме», «Животный и растительный мир средней полосы», таблицы Менделеева, умножения, строение клетки.
И когда Серёжа спел всё, из школы вышли довольные учителя и поставили ему пятёрки. Кроме учителей по физкультуре и по труду, которые вышли очень недовольные и поставили двойки.
«Всем не угодишь», – подумал Серёжа.
Обычно Серёжа списывал
14 сентября (воскресенье), дома, ночью
Обычно Серёжа списывал уроки у Сереберцевой и относился к этому спокойно: «Ну и что? Ерунда. Она же меня любит». Но иногда с Серёжей что-то происходило, и нехорошие мысли – а вдруг Сереберцева меня разлюбит? – не давали ему уснуть.
И тогда он ночью вставал с постели, садился за письменный стол и пробовал решить задачу по математике или выучить наизусть стихотворение. Но у него ничего не получалось.
Тогда Серёжа начинал волноваться и звонил Сереберцевой.
– Алло, – говорил папа Сереберцевой хриплым голосом.
– А Лену можно? – спрашивал Серёжа.
– Что?! Опять?! В четыре часа ночи?! – кричал папа Сереберцевой. – Я тебе покажу Лену! Безобразие! – и бросал трубку.
После таких разговоров Серёже становилось ещё хуже. К счастью, эти нехорошие мысли приходили не каждый день, а только по воскресеньям и четвергам.
Как учительница по физике хотела поставить пятёрку
15 сентября, на уроке физики
– Слушай, Серёжа, – сказала как-то учительница по физике, – я же не зверь. Если ты что-нибудь знаешь по физике – скажи, я тебе пятёрку поставлю.
– Что сказать-то? – спросил Серёжа.
– Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай… повтори. На все тела-а-а-а…
– Не могу, – пробормотал Серёжа. – Не могу я повторить то, во что не верю.
– Как не веришь! – удивилась учительница по физике. – Ну хорошо, не веришь – не надо, – улыбнулась она. – Ты только повтори, и я тебе сразу пятёрку в журнал, а? И отпущу домой, а? Дам сто рублей, а?
– Не могу, – твёрдо сказал Серёжа, – не верю.
– А во что же ты веришь?! – закричала учительница.
– В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, – спокойно сказал Серёжа.
После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.
– Садись, Гаврилов, – сказала учительница по физике, – два!
Серёжа поймал парту и сел.
Учителя терпеть не могут
16 сентября, на уроке русского языка
Всем известно, что учителя друг друга терпеть не могут – они только делают вид, что любят, – потому что все считают свой предмет самым главным. А самым?самым главным считает свой предмет учительница по русскому языку. Поэтому она и задала сочинение на тему «Самый-самый главный предмет». Достаточно было написать всего одно предложение: «Самый главный предмет – это русский язык», даже с ошибками, – и получишь пятёрку. И все так и сделали, кроме Серёжи, потому что Серёжа не понял, о каких вообще предметах идет речь. Он думал, что предмет – это что-то твёрдое, и написал о зажигалке.
– «Самый главный предмет, – читала вслух Серёжино сочинение учительница, – это зажигалка. Без зажигалки не прикуришь». Подумаешь, – остановилась она, – не прикуришь. Попросил огонька у прохожего, и всё.
– А если в пустыне? – спокойно возразил Серёжа.
– В пустыне и от песка можно прикурить, – спокойно ответила учительница. – В пустыне – раскалённый песок.
– Хорошо, – спокойно согласился Серёжа, – а в тундре, при минус пятидесяти?
– В тундре – да, – согласилась учительница по русскому языку.
– Тогда за что два? – спросил Серёжа.
– Потому что мы не в тундре, – спокойно вздохнула учительница по русскому языку. – А не в тундре, – вдруг закричала она, – самый главный предмет – это великий и могучий русский язык!
Однажды учителя пригласили выдающегося двоечника, трижды ученика 4 класса «Б» Гаврилова Серёжу выступить на педсовете с докладом: «Почему дети не хотят учиться и не делают уроки».
– В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с пользой от недеяния. В этом закон небесного Дао, – начал Серёжа. – Когда будет уничтожена учёность, тогда не будет и печали, – сказал Серёжа и глубоко вздохнул.
– А физика?! – закричала с места учительница по физике. – Без физики ты бы, Гаврилов, даже не знал, что Земля круглая!
– Какая же она круглая? – удивился Серёжа.
– Как какая! – не выдержала учительница по географии и вынула из сумочки чугунный глобус, который всегда носила с собой как средство самозащиты. – Вот как глобус!
– Ну хорошо, – усмехнулся Серёжа и показал пальцем на океан, – а почему тогда вода не выливается?
– А Земля её притягивает, как магнит! – снова вскочила раскрасневшаяся от волнения учительница по физике.
– Магнит не притягивает воду, – сказал Серёжа и устало прикрыл глаза. – Я это знал ещё в детском саду.
– Что же, по-вашему, Сергей Сергеевич, – вежливо обратился к Серёже директор школы, – учёные ошиблись, и все жертвы были напрасны?
– Эррарэ хуманум эст – ошибаться – человеческое свойство. Цицерон, – сказал Серёжа и развёл руками. – Я вас понимаю, и, поверьте, мне очень жаль.
– Как-как? – переспросил учитель по истории. – Повторите ещё, я не успел записать. – Эррарэ хуманум кто?
– Эст, – сказал Серёжа.
Разговаривал на уроке
18 сентября, дома
Однажды Серёжа в одной книге про разведчиков прочитал, что надо уметь отвлекать внимание врага.
Ну, мама и папа, конечно, хорошие и не совсем враги, но научиться отвлекать их внимание надо обязательно. Например, от дневника, когда там записано: «РАЗГОВАРИВАЛ НА УРОКЕ!».
Пришёл Сережа из школы и, пока мама не успела спросить про дневник, стал мыть пол. И так сильно отвлёк мамино внимание, что она даже ущипнула себя за ногу, потому что думала, что спит.
А потом Серёжа вымыл посуду и полез белить потолок, и родители про дневник забыли совсем. Они даже забыли, какое сегодня число и как их зовут.
А Серёжа за месяц сделал ремонт в квартире и в подъезде, посадил под окнами двадцать две ёлки… Потому что он разговаривал на уроках каждый день – то на одном, то на другом.
А потом учителя узнали о ремонте и тоже стали просить: кому надо было кухню покрасить, а кому крышу на даче… За это учителя обещали больше не записывать «разговаривает на уроке». Правда, Серёжа уже и не разговаривал, а спал, потому что уставал очень – на работе.
Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя).
Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.
страницы: 1 2 3 4
Слайд Добрый день, уважаемое жюри, участники!
Представляю свою работу «Образ двоечника в литературе 20 века».
Основными произведениями, которые рассматриваются в работе, стали:
Слайд «Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова,
«Баранкин, будь человеком!» В.Медведева,
«В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной,
цикл Б.Заходера «На задней парте»,
«Про одного ученика и шесть единиц» и «Кот и лодыри» С.Маршака,
«Сказка о потерянном времени» Е.Шварца,
повесть Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова».
Слайд Цель данной работы: рассмотрение образа двоечника в каждом произведении изучение причины плохой учебы. .
Тема является актуальной в современной жизни. Практическая значимость заключается в том, что серьезного исследования темы «Образ двоечника в русской художественной литературе» не встречалось, критическая литература отсутствует.
В этих произведениях слово «двойка» становится ключевым, а мотив исправления школьной успеваемости выходит на первый план.
Слайд Задачи данной работы:
Объяснить лексическое значение слов «двойка», «двоечник»;
Сформулировать причины неуспеваемости;
Рассмотреть образ двоечника в указанных произведениях.
Провести социологический опрос среди одноклассников, учителей, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме;
Изучить различные источники, содержащие сведения по проблеме неуспеваемости учеников;
Объект исследования: наиболее популярные тексты детской литературы, главный в которых двоечник, факты биографии из жизни знаменитых людей.
Предмет исследования : отношение главного героя текста и отношение одноклассников к выдвинутой проблеме.
Гипотеза: быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно.
Считаю, что постепенное решение поставленных задач приведет к достижению цели.
Слайд Ученые выделяют несколько типов двоечников:
Двоечник-лентяй постоянно зевает, не хочет даже открывать учебник, бесконечно смотрит на часы. Ему неинтересно.
Двоечник-хулиган. Этот типаж доставляет массу хлопот всей школе своим поведением.
Креативщик - распространённый типаж мальчика - не отличника, выдумывающего различные штуки, приборы, каверзы и приколы.
Профи – это такой двоечник, который по виду похож на классического отличника, но у него патологическое пять по литературе и такое же патологическое два по математике.
Слайд Двоечники могут хорошо учиться. Им просто нужна адекватная помощь, писатели, кажется, куда лучше, чем учителя и родители, понимают, что творится в головах и душах двоечников и чем им можно помочь.(слайд с героями)
Среди таких же «неучей» есть богатые и знаменитые люди, успеху и настойчивости которых мог бы позавидовать каждый. Одарённость не всегда проявляется в высокой успеваемости.
В детстве будущий гений Альберт Эйнштейн учился так плохо, но в 1921 году он стал Нобелевским лауреатом.
Будущие великие писатели Александр Герцен, Байрон, Эдгар По, Оноре де Бальзак, Николай Гоголь, в школе считались неспособными учениками.
Исаак Ньютон в школе был одним из самых неталантливых, но спустя десятилетия о нём стали говорить другое: «Никогда ещё ничего подобного не было создано силами одного человека».
У Пушкина был совершенно нечитаемый почерк; кроме того, Александр Сергеевич был неуспешен в математике.
Таким образом, не все известные люди были успешны в прошлом.
Слайд Мною было проведено исследование среди обучающихся 5 класса Голдыревской школы и коллектива педагогов школы.
Выявлено, что 40% учащихся без желания идут в школу, без настроения учатся. 85% опрошенных редко или нечасто получают двойки. 80% опрошенных заявили, что им несправедливо ставят плохие отметки. 20% учащихся считают, что требования учителей завышены. 100% отметили, что причина неуспеваемости – это лень. На вопрос: «Зачем хорошо учиться?» ответили, чтобы получить хорошую профессию. А некоторые хотели бы быть любимчиками учителей.
Учителям тоже было предложено ответить на ряд вопросов. На вопрос, любите ли вы ставить двойки, 70% ответили, что ставят их в крайнем случае. Причинами неуспеваемости называют лень, отсутствие контроля со стороны родителей, а также безнаказанность. Двойку рано или поздно «закроют» другой оценкой. Учителя занимаются с такими учащимися, чтобы повысить успеваемость.
Таким образом, и учителя, и ученики по-своему относятся к двойке и двоечникам.
Слайд Исследуемые произведения позволяют сделать вывод о том, что чтобы добиться успеха в любом виде деятельности, необходимо трудиться. Бедные двоечники не могут заставить себя начать работу, мысли их разбегаются, тетради украшены кляксами, на рабочих столах беспорядок. Всем известно, что успех – это 99% пота и только 1 % успеха.
Но в конце концов они берутся за ум сами или при помощи волшебства. Одному Семену Панталыкину чуда не досталось: «На второй год остаюсь в классе. Отец выдерет, ружья не получу, «Вокруг света» мама не выпишет…». А помочь им можно даже без чуда.
Успешность в жизни не всегда связана с успеваемостью, и часто зависит от личных качеств человека. Необычный ход мыслей, умение делать выбор и приспосабливаться к новой обстановке – все ступеньки той лестницы, которая ведет к успеху. Двоечниками не рождаются, ими становятся.
Таким образом, быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно. Из двоечников вырастают гении!
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.