Час поэзии "Казачий поэт России" (Жизнь и творчество И. Вараввы). Певец земли кубанской Памяти И. Ф. Вараввы Научно исследовательская работа по поэту варавва

Страница:

Варавва Иван Фёдорович - кубанский поэт, лауреат литературных премий, почетный гражданин Краснодара.

Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайском Самарского района Ростовской области в семье переселенцев с Кубани. С 1932 г. жил в Краснодарском крае. Его предки были реестровыми казаками в Запорожской Сечи, отважными первопроходцами Черномории. Со школьной скамьи семнадцатилетним юношей он идет на фронт защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Был ранен и тяжело контужен, но дошел до Берлина победителем. В 1942 году в армейской печати появляются его первые стихи. На творчество начинающего поэта обратили внимание известные мастера — Александр Твардовский и Владимир Сосюра, ставшие его первыми учителями и наставниками. В московском Литературном институте им. М.Горького, молодой поэт подружился также с ученым-фольклористом В.М. Сидельниковым, который на всю жизнь увлек его собиранием песенного народного творчества.

Кубань была и остаётся и в жизни, и в моей поэзии единственной родной землёй. Всё светлое, радостное и большое и то трагическое, трудное и суровое, что было в моей судьбе, принимаю как должное и отдаю на алтарь поэзии. Родная Кубань с её природной красотой, силой и древней историей мало воспета в литературных трудах. Своею песней мне посчастливилось быть рядом с первыми казачьими «бандуристами» Кубани. За что благодарен судьбе.

Варавва Иван Фёдорович

В 1950 году И.Ф. Варавва закончил литературный институт и возвратился на Кубань, в старинную казачью станицу Староминскую. Через год увидела свет его первая книжка лирики «Ветер с Кубани». Одним за другим выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура» и многие другие. Уже в первых книгах заметно влияние на творчество И.Ф. Вараввы народной песни, бытующей на Кубани на основе русского и украинского языков. Став журналистом краевой газеты, он значительно расширяет свою поэтическую географию, знакомясь с жизнью земляков в самых отдаленных уголках казачьей земли. Учеба на Высших сценарных курсах в Москве сближает его с выдающимся украинским режиссером и сценаристом А.П. Довженко. Новые книги: «Огонь горицвета», «Песня гайды», «Казачий шлях», «Соколиная степь» — закрепляют за ним славу непревзойденного певца родных ковыльных просторов, широкой казацкой души.

Этапным в творчестве Ивана Федоровича стал фольклорный сборник «Песни казаков Кубани», выпущенный Краснодарским книжным издательством в 1966 году. За то, что поэт осмелился включить в него украинский национальный гимн «Ще не вмерла Украина...», бытовавший на Кубани как популярная народная песня, власти подвергли его жесткой критике. Но поэт продолжает работать над популяризацией народного слова, издав через некоторое время обширный сборник переводов и поэтических переложений на русский язык черноморских (украинских) народных песен «Казачья бандура». Поэт все чаще создает свои новые произведения на черноморском диалекте украинского языка, особенно когда обращается к казачьей старине. Самое крупное из них — комедия «Хорош дом — да морока в нем», поставленная Краснодарским государственным академическим театром драмы имени М.Горького к 70-летию И.Ф.Вараввы. Эта комедия, как и лирика, написанная на старокубанском наречии, включена в сборник его лучших избранных произведений «Казачий кобзарь» (1997 г.).

Музыку на тексты И.Ф. Вараввы написали десятки известных и самодеятельных композиторов, в том числе Александров, Пономаренко, Плотниченко, Захарченко, Пономарев, Волченко. Песни на его слова звучали в двух художественных фильмах, сотни раз исполнялись профессиональными и самодеятельными коллективами.

Иван Федорович Варавва — лауреат литературной премии имени А.Твардовского (1996), нескольких литературных премий Кубани. Почетный гражданин Краснодара (1995), почетный гражданин болгарского города Несебрь (1975), почетный колхозник колхоза «Сопка Героев» Крымского района (1979), народный поэт Республики Адыгея (2000).

Награжден орденами Отечественной войны II и I степени (1944, 1984), Красной Звезды (1970), «Знак Почета» (1987), медалями «За отвагу» (1943), «За оборону Кавказа» (1944), «За освобождение Варшавы» (1945), «535 лет Грюнвальдской битве» (1945), «За взятие Берлина» (1945), пятнадцатью юбилейными медалями, медалью «Герой труда Кубани» (2005).В прошлом являлся Депутатом краевого Совета депутатов трудящихся нескольких созывов.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

За что я Родину люблю?

За что я вместе с ней страдаю?

И каждый вздох её ловлю,

И слёзы горечи глотаю?

В.А. Архипов.

Щедра на таланты наша матушка-Кубань. Родная кубанская земля приносит нам свои необыкновенные дары. В стихах и песнях кроются истинно национальные корни культуры народа, его самобытность. Сменяются поколения, но потребность души выливается в этом творчестве, как и в старину, когда песня была рядом всегда: дома, на работах в поле, в боевом походе, потому что шла из самого глубинного подсознания, от самых глубоких корней. На Кубани есть множество разных поэтов, но роднит и объединяет их любовь к своей малой родине.

Актуальность - работа над данной темой позволила мне осознать себя частью своей малой Родины, гордость за своих земляков - кубанцев и любовь к своей Отчизне.

Цель - Рассмотреть тему любви к родине в творчестве кубанского поэта.

Предмет исследования - Тема Родины в творчестве Ивана Вараввы.

Гипотеза - я надеюсь, что моя работа поможет мне лучше узнать о творчестве данных поэтов и приобщиться к культурному наследия Кубани.

Основные задачи исследования:

Проанализировать творчество Ивана Вараввы и рассмотреть тему любви к родине в их поэзии.

Обобщить полученные данные.

Методология исследования:

Опиралась в своей работе на личностно-ориентированный научный подход.

Использовала гуманистические принципы.

Методы исследования:

Эмпирические: изучение продуктов деятельности.

Метод критического анализа.

В своей работе я использовала монографическую и публицистическую литературу, поэтические сборники, материалы исследовательской работы учащегося и Староминского народного краеведческого музея.

1.Из биографии Ивана Вараввы (см. приложение I рис.1), (см. приложение II рис.1) .

Кубань - казачий край!

Край родной!.. Сады твои и нивы,

Цепи гор, седая даль морей

Был бы ты, а мы-то будем живы

Щедростью и радостью твоей.

Кубань - казачий край, колыбель его далекого детства. Через расстояния и горы я вижу ее бескрайние пшеничные степи, сверкающие голубым серебром моря и лиманы, под легкой грядой облаков - зеленеющие лесами горы. У каждого поэта на карте страны есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край - главный источник творческого вдохновения. Такою землей и родником вдохновения для Ивана Вараввы была и навсегда осталась Кубань. «Кто Кубань мою песней украсит, если это не сделаем мы?». Любовь поэта к этой земле особенная. Она в его корнях…

Предками Ивана Вараввы были реестровые казаки из Запорожской Сечи, которые переселились на Кубань в составе Черноморского казачьего войска. Один из представителей рода - полковник Варавва - командовал гребной флотилией. Второй из заслуженных родичей - просветитель Варавва - за примерную службу был награжден царскими золотыми именными часами. Нелегкая судьба семьи Ивана Вараввы во многом перекликается с судьбой всего кубанского казачества

Дед Ивана Вараввы, Никита Савельевич, в прошлом казак Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, в гражданскую войну, в боях на реке Маныч, был ранен и оставлен на излечение в хате у дальних родственников в донской слободе Новобатайской. Выздоровев, домой на Кубань он не вернулся, а перевез на Дон все свое семейство. Здесь, в тогдашней слободе Новобатайской, родился Иван Варавва 5 февраля 1925 года.

В голодные годы родня и все большое семейство Ивана Вараввы в поисках хлеба, работы и спокойной жизни разбрелись по Дону и Северному Кавказу. Покинув опустевший двор и обездоленную хату, отец с матерью, взяв на руки малолетних сыновей, пешком, а потом на скрипучей арбе, встреченной по дороге, отправились к своим истокам - на Кубань .

В 1942 году, окончив школу № 1 станицы Староминской, Иван Варавва ушёл на фронт. Участвовал в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжёлую контузию. После излечения вернулся в строй, освобождал Варшаву, брал Берлин. Оставил стихотворную подпись на стене поверженного Рейхстага.

Очевидцы свидетельствуют, что при прорыве вражеской Голубой линии на Кубани в 1943 году в районе высот у станицы Крымской, командующий фронтом генерал Петров, наблюдавший в бинокль разведку боем, лично представил всех отличившихся к высоким правительственным наградам. Среди этих храбрых бойцов был совсем еще молодой красноармеец из казачьей станицы Староминской Иван Варавва (см. приложение II рис.2).

Молодой поэт отражал в своем раннем творчестве все, что происходило вокруг него, давал оценку событиям. А происходила жестокая война. Советские солдаты освобождали израненную родную землю, видели страдания людей, перенесших фашистскую неволю, видели, как эти люди тут же брались за восстановление всего, что разрушила война. Первые свои стихи Варавва писал в окопах для дивизионной газеты. Писать из-за нехватки бумаги приходилось с обратной стороны бумажных мишеней, выдаваемых ему запасливым старшиной (см. приложение III рис.1).

После демобилизации из рядов Советской Армии Иван Варавва по рекомендации Союза писателей Украины поступает в Московский литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР

Первые стихи Ивана Вараввы опубликованы в 1944 году в армейской печати. В 1948 году познакомился с Александром Твардовским, прочитав в ответ на «Я убит подо Ржевом» своё стихотворение «Под Бреслау, за Одер-рекою». Стихотворения молодого поэта также высоко оценил знаменитый украинский поэт Владимир Сосюра. По их рекомендации в 1950 году с заочного отделения Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко был переведён в Литературный институт. Учился вместе с Константином Ваншенкиным, Евгением Винокуровым, Сергеем Орловым, Борисом Балтером. В 1951 году Твардовский публикует подборку его стихов в «Новом мире». Окончил институт в 1953 году. В 1954 году вышел первый сборник его стихов «Ветер с Кубани». В этом же году он был принят в Союз писателей СССР (см. приложение III рис.2).

Воскрешая историю героических и человеческих свершений, Иван Варавва в одном из лучших своих произведений - «Казачьем сказе о Родине» - рисует выразительный нравственно - психологический портрет казака - труженика и воина, мужественно идущего по путям - дорогам истории к трудным вершинам будущего.

В творческом багаже поэта более тридцати сборников. И.Ф. Варавва оставил в наследство молодому поколению кубанцев не только свои книги, но и знания, опыт, преданную любовь к родному краю. Кто хоть раз приоткрыл дверь в мир творчества Ивана Вараввы - поэта, солдата, гражданина, тот на всю жизнь останется восторженным почитателем его таланта. Скончался Иван Федорович Варавва 13 апреля 2005 года в возрасте 80 лет .

2. Родина в поэзии И. Вараввы

А) «Гомон Дикого поля»

В казачью духовную культуру и литературу юга России прочно вписалось имя поэта, фольклориста, драматурга Вараввы И.Ф., завершение становления творчества которого как производного выдающейся и неординарной личности выпадает на вторую половину двадцатого века. Особенно хочется остановиться на девяностых годах двадцатого столетия. В хозяйственной и культурной обвальной разрухе, охватившей страну, в политических и государственных власть предержащих распрях, когда уже кажется, что современное литературное поле начисто выжжено засухой внезапно нахлынувшей бездуховности «выбито морозом государственно-экономического статуса», не зазорно вспомнить высказывание Белинского об «отрадности» рождения таланта. Таким рождением стало творчество И. Ф. Вараввы. «Гомон дикого поля» - так называется вторая книга его стихотворений и поэм, входящая в задуманное автором собрание сочинений.

Приковывают внимание стихотворение строки-откровения:

Всё, чем жив, что ведаю и знаю,

Что добыл в походе и бою, -

Моему отечественному краю

В доброе наследство отдаю .

В задумке названия книги «Гомон дикого поля» в переводе со «старокубанского» «гомин» - тихий ропот, нежная спокойная жалоба, сдержанная доверительная беседа. Внешний эффект здесь не нужен. Как символ - дикое поле общается с человеком, и в этом заключено не менее важное: неразрывная связь человека - творца с родимой его землёй. В старые времена Диким полем именовалась степная территория, простирающаяся между русскими владениями и окраиной Крымского ханства. Границы его не остались неизменными. Это и буйная девственная степь, протянувшаяся от Волги и Днепра к Дону и Задонью. А далее это и равнина Кубани в зелёной траве, зарослях ожинника, и в густых камышовых плавнях, уходящих к морским берегам, к предгорьям Кавказа.

В стихотворных произведениях Ивана Вараввы казацкое Дикое поле - вольный простор, родная свободолюбивая земля, покрытая ратным подвигом пращуров, украшенная нелёгким селянским трудом.

Закручинилась даль, закрутилась,

Поплыла ковылями звеня.

Перепалка такая не снилась

В зоревом холодке куреня.

А ведь всё из-за волюшки-воли.

Из-за нрава лихих казаков…

Погуляем по Дикому полю

Под отчаянный цокот подков !

Если вы спросите у кубанского казака: «Что ему дороже и милей в целом свете?» - он вам ответит: «Родина и свобода!». И выскажет он эти слова всей плотью своего земного бытия, дыханием своего генетического древа, всей героической и трагической историей казачества: «Родина и свобода!»

Узловым моментом в литературных трудах Вараввы, запечатлённых на страницах книги, можно считать поэтический раздел «Черноморская степь», где собран, упорядочены и дополнены новыми стихотворениями о кубанской земле, пахаре, сеятеле, жнице. Здесь всё в едином: человек и родная земля, поле и небо, солнце и хлеб. Голос с давности Дикого поля вселяет в душу человека труда чувство радости, надежды и ожидания больших свершений.

Б) «Ветер с Кубани»

В 1954 г. выпущен был в Москве сборник стихов «Ветер с Кубани». О родном, кровном говорит он в сборнике. Каждое слово, крылато, как будто к небу достучаться торопиться! О чём-то главном ведает - о Руси казачьей - былой и нынешней. Неистово, взахлеб. С любовью безоглядной, самозабвенной, как только казаку дано любить свой край:

Не знает конь,

Что мир враждой расколот

На белые и красные штандарты.

Трава коню всегда была зелёной,

Над той травою - небо голубое.

Вода в реке как небо, бесконечна.

И ночь черна, ворона окрылье,

А кровь казачья - красная как маки !

В «зеленокрылье лета» Родина для поэта, «разбуженное весною», «поле пробуждающееся». По нему - по этому заповедному полю - история Отечества проносилась «ветром огневым».

Трагическая доля предков - казаков зазубренным клинком вошла в душу. Характерной чертой поэзии Вараввы этого сборника является её высокая гражданственность. У него она органично переплетается с задушевной лиричностью. Даже в стихах, где он из нашего времени или совсем недавнего прошлого совершает экскурс в событие давней истории.

Ветер, ветер -

Недоброе небо, -

Взбушевалась ковыльная даль.

В тучах солнце колышется слепо,

И поля покрывает печаль .

В стихотворении «Железная Русь» обращает внимание проходящая рефреном строка «Ветер, ветер, недоброе небо…» Стихотворение написано исключительно экономными поэтическими средствами, отвечающими духу народной поэзии.

По российскому, казачьему обычаю иметь Родину означает любить её.

Сгорает день, стрекозами звеня.

Я властелин металла и огня,

Огонь… В меня !

Являясь истинно русским поэтом, И. Варавва Россию воспринимает как дар для великого творчества. Изначально поэту дано чувство своего предстояния перед Родиной и Небом, её творившим; чувство призванности постичь необычайную глубину этого творческого акта; чувство ответственности за судьбу своих отчих полей. «Одни безответственно ищут пользы и наслаждения, другие чувствуют себя предстоящими чему-то высшему и священному»… Для кого-то дом родной: курганы, храмы - всего лишь атрибутика гражданственная, которая составляет атмосферу жизни, быта. А для поэта России они - смысл жизни, её сокровенное бытийное благо. Понимая творчество не количественно, а качественно, как духовный забор, поэт никогда не боится повториться.

Казалось бы, все то же поле. Но уже не безмятежно зоревое, а Поле беды, Поле брони, что Куликово. Оно вобрало в себя и жестокость боя («Ночь топтала полынь, над жестокостью боя сутулясь»), и беду раскола казачьего, и трагедию конца былой Руси. Предстояние стихотворца Высшему началу венчает земные образы его поэзии с Небом. Динамика преобразования, перевоплощения столь внутренне органична, что едва ощутима:

Край богатый, край казацкий -

И поля, и долы…

В бечеве бредёт бурлацкой…

Дюже не весёлый.

Русь казачья - ценность для поэта. Однажды оттолкнувшись от «малой» Родины, душа поэта должна преодолеть её и освоить вселенную. Стихотворный запев И. Вараввы пошёл от Кубани. Но «малая родина» не укоротила, не усекла поэта, не заперла как в скрыню, души его крылатое сокровение, не сделало его «местечковым». Да и сама Кубань - невеликая по охвату - никогда не была для России малой. Говоря о Кубани - крае казачьем, поэт имеет в виду то природное, крепкое. С высоты которого он объемлет нынешний день Отчизны. Со своих потомственных, гражданских позиций казачий поэт ведёт разговор о судьбе всей России. Два начала - Кубань и Россию - он соотносит не как частное с общим, а как начало и конец, вернее продолжение одного и того же процесса.

Ветер дубы под горою колышет,

Бес разгулявшийся ходит по крыше.

Русь, моя Родина - песня из сердца!

Я не могу на тебя наглядеться .

Крепко приросший своими родовыми корнями к Кубани, поэт отдаёт предпочтение неповторимому колориту близких ему величавой реки Кубани, синеглазого Урупа, пенисто-говорливых Сосыки и Лобы, размашисто -золотистого раздолья казачьего края. Образцы Кубани и России - родины в их настоящем и историческом прошлом проходят фактически через все произведения, сообщая им то, что иначе, чем чувство сына - всей любви и не назовёшь: «Шумят, шумят желтеющие нивы, красою сердце веселя. Родимый край мой, край любви счастливой, земля отцов - моя земля». Ощущение непрерывающейся связи поколений и глубокая привязанность к кровным жизненным истокам - вот нравственная опора, позволяющая поэтому последовательно и настойчиво упрочивать «вековую нить», связавшую отцов и детей, помогать современникам овладевать самой главной наукой - человечностью.

Историческое прошлое, сливаясь с современностью, образует целостный облик родной земли. Поэт ищет опору в прошлом отчего края, чтобы полнее установить для себя ряд важных закономерностей в его судьбе. У поэта в последних произведениях нет стихов - описаний, он не бросается в погоню за броским и ярким, а стремится постичь сущность явления, истоки» слияния самой души» земляков. Даже самые простые наблюдения поэта содержат в себе нравственный смысл и побуждают к размышлению. Ранним утром в поле его глаз замечает у притихшего комбайна штурвального, который глядя в маленький «зеркальный круг» прилежно бреется перед «заветным выездом». Поэт не прибегает к подробной характеристике героя, но мы ощущаем и «трудную простоту» прожитой им жизни, и сдержанную силу души. Непритязательность поэтической формы, умение обозначить характер лирического героя едва намеченной метафорой, психологический подтекст раздумий о жизни, родине, народе - основные особенности поэтического дарования И. Вараввы. Он не только слышит народную речь, но и даёт возможность ощутить читателю её красноречивость, многоцветность, разнообразные звуковые и цветовые оттенки. У него особенная способность чувствовать самобытное слово, не выносящего никаких натяжек, а признающего только язык жизни: мягкий и сочный, образный и певучий. В «заветном» он выразился так:

Я жизнь любил, фальшивить не умел.

В страну свой трудный парус ладил,

Любил, мечтал, степную песню пел

В бою на ветер пороха не тратил . — Краснодар: Советская Кубань, 1997.

И. Варавва. Гомон дикого поля: Стихотворения и поэмы. — Краснодар: Советская Кубань, 2000.

К. Галась. «Бои под станицей Крымской», ст. Староминская. 2017г..

В.В. Огрызко. Русские писатели. Современная эпоха. — М.: Литературная Россия, 2004.

В. Канашкин. «Народа душа родниковая»- Краснодар: Кн. изд-во, 1976г.

Наш «казачий Пушкин» // Краснодарские известия. — 5 февраля 2015.

К. Образцов . Ты Кубань, ты наша Родина! Гимн Краснодарского края. https://ru.wikipedia .

А. Штомпель. Не смотри на небо. Ст. Староминская. 2008г.

Приложение

Пыдык Светлана Руслановна

Краснодарский край ст. Староминская

МБОУ СОШ №1. 10 «А» класс

ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ ИВАНА ВАРАВВЫ

Научный руководитель: Штомпель Галина Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

Приложение I

Рис.1 фото И. Варавва с И.Машбаш и В.И. Лихоносовым 1983г.

Приложение II

Рис.1 фото И. Варавва Рис. 2 Моя Станица

Земля родная, краса степная,

Станица наша Староминская!

Речные плесы - седые крылья

И соловеюшко на той калине.

Сторона казацкая,

Эх, дедовский курень!

Эх, шапочка-кубаночка,

Да чубчик набекрень!

Моя станица, моя зарница,

В
саду девчонка, ой, чаровница!

Среди приволья родного края

Живёт станица Староминская.

Здесь наши предки коней водили,

Врагов несметных на поле били.

Моя земля, моя криница,

Староминская - цвети станица!

На сердце нету милее мая,

Чем ты, станица Староминская, Разлив колосьев за речкой синей,

И соловеюшко на той калине!

Приложение II

Рис.1 В. Канашкин

Рис. 2 В.В. Огрызко.

Приложение IV

Рис.1 Константин Образцов.

Рис.2 Штомпель Анна.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

Урок литературы

«Казачий поэт России»

(Жизнь и творчество И. Ф. Вараввы)


Работа учителя русского языка и литературы

Старковой Натальи Алексеевны

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Ф. Вараввы

Задачи урока:

образовательные:

    расширить представление учащихся о творчестве И. Ф. Вараввы;

    учить эмоциональному восприятию поэтического произведения;

развивающие:

    развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;

    совершенствовать культуру речи;

воспитательные:

Оборудование:

    интерактивная доска;

    проектор, ноутбук;

    презентация;

    сборники стихов И. Ф. Вараввы;

    выставка книг поэта

Ход урока.

    Организационный момент

    Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего земляка, от стихов которого веет терпким запахом трав и степью, кожей сбруи казачьих коней и горячим свинцом, большой любовью к жизни. Его поэзия окрашена отблеском зорь и вечерних закатов, которые так прекрасны на Кубани. Речь пойдет об Иване Федоровиче Варавве казачьем поэте России.

    Изучение темы урока

Иван Варавва появился на свет 5 февраля 1925 года в хате слободы Ракова на хуторе Новобатайском под Ростовом. Его предки, реестровые казаки, перебрались на Кубань из Запорожской Сечи. Знатный полковник Варавва командовал гребной флотилией запорожцев, ходившей по Кубани. Просветитель Варавва получил за службу царские золотые именные часы. Дед Ивана Вараввы, Никита Савельевич, в прошлом казак Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, много работал, обзавелся исправным хозяйством, за что и был раскулачен в период коллективизации. Хозяйство конфисковали, деда сослали на Соловки.

Учащиеся разыгрывают сценку

Мужчина и женщина стоят на дороге. Женщина держит ребенка на руках.

Мужчина:

Все наше большое семейство в поисках хлеба, работы и спокойной жизни разбрелось по Дону и Северному Кавказу.

Женщина (с тревогой):

Куда же отправимся мы? Где будут расти наши дети?

Мужчина:

Не останемся мы на Дону. Мы пойдем к своим истокам – на Кубань!

Остановились они в станице Староминской. Здесь, на берегу тихой речки Сошки, прошли детство и юность будущего поэта. Здесь он начал писать первые стихи, получил первую грамоту. Как и многие сверстники, Иван был романтиком, мечтателем. Но грянула война. На немецкую агрессию страна ответила всенародным сопротивлением. Не остался в стороне и юный Варавва. Он рвался на фронт. В 1942 году, когда передовая приблизилась к Кубани, вражеские самолеты летали над станицей, слышался гул артиллерийских орудий, семнадцатилетнего паренька-добровольца зачислили красноармейцем.

Не грустите, милые, мы вернемся скоро,

Не беда, что воину восемнадцать лет.

Пыльная дорожка, Родины просторы,

Оружейным громом взорванный рассвет!

Вчерашние школьники не представляли, что придется пережить им за эти дни, месяцы, годы… Разве думали они, прощально махая рукой плачущим матерям, что многим из них уже никогда не доведется увидеть это родное лицо, колосящуюся хлебную ниву на горизонте, почувствовать ласковое дуновение южного ветра, вдохнуть запахи родной земли?

Ученик читает стихотворение И. Вараввы «Над тихою Эльбой»

Над тихою Эльбой

Пожар догорал,

Над тихою Эльбой

Казак умирал.

Парнишка бедовый,

Казак молодой –

В густую пшеницу

Упав головой…

Он глазом окинул

Простор ветровой,

И стала та Эльба

Кубанской Лабой.

(Бедовый – шустрый, смелый)

Варавва прошел трудный путь от первой отбитой у гитлеровцев станицы до Берлина. Бои, походы и переходы, ранения, гибель друзей…. Много испытаний выпало на долю молодого солдата.

Ребята, как вы думаете, почему Иван Варавва уцелел на войне? Что помогало ему выжить?

Храбро сражался Иван Варавва. При прорыве вражеской Голубой линии на Кубани в 1943 году в районе высот у станицы Крымской командующий фронтом генерал Петров, наблюдавший в бинокль разведку боем, лично представил всех отличившихся к высоким правительственным наградам. Среди этих храбрых бойцов был совсем еще молодой красноармеец из казачьей станицы Иван Варавва.

Сгорает день, стрекозами звеня.

Я – властелин металла и огня.

Огонь…В меня!

С 1943 года стихи Вараввы стали регулярно появляться в армейской печати. Все они были проникнуты единым настроением – волей к победе.

Война – это не только бои и атаки, смерть и ранения. Война – это и ежедневный быт бойца, это крепкая солдатская дружба и, конечно, любовь.

Жалко с милой расставаться,

Сердце мается в груди.

Иван знал, сколько горя, боли и беды принесла война практически в каждую семью.Много тревог и страданий вынесли матери, жены, сестры солдат, оставшиеся в тылу ждать своих родных и близких.

Ученик читает стихотворение И. Вараввы «На окраине села»

На окраине села –

С головою белой

Сына мать с войны ждала

И окаменела.

Прилетел в село степной

Сизокрылый сокол.

Бились клены головой

О гранит высокий.

Ковыля катились ниц

От тоски матроса.

Тихо с каменных ресниц

Покатились слезы.

И из памятных глубин

Вздох раздался мамин.

Прикоснулся к камню сын –

Ожил серый камень.

На окраине села –

С головою белой

Сына мать с войны ждала

И окаменела.

Сам того не замечая, Иван Варавва становится солдатским поэтом.

В 1948 году в жизни И. Вараввы произошло событие, определившее на многие годы творческий путь. В Киеве он встретился с А. Твардовским, автором книги «Про бойца». Позже Варавва поступает в Литературный институт. В 1954 году в свет выходит первая поэтическая книга. Автор назвал ее «Ветер с Кубани».И. Варавве предложили работу в Москве, но он вернулся в свою родную станицу.

Все, чем жив, что ведаю и знаю,

Что добыл в походе и в бою, -

Моему отеческому краю

В доброе наследство отдаю.

Сегодня 80-летний юбилей отмечает известный кубанский поэт, фронтовик Иван Федорович Варавва.

Участник обороны "Голубой линии" под Крымском, восемнадцатилетний Иван Варавва был представлен к ордену Красной Звезды командующим фронтом генералом Петровым. Уже после войны в большую литературу его благословил замечательный поэт Александр Твардовский.

Великолепный знаток кубанского фольклора, Иван Федорович - автор около тридцати поэтических книг, среди которых "Ветер с Кубани", "Казачий край", "Бежит река Кубанушка" и, конечно же, "Казачий Кобзарь", включающий более четырехсот лирических произведений и поэтическую народную комедию "Хорош дом, да морока в нем".

Стихи Ивана Вараввы в нашей газете публикуются вот уже полвека. Одно время он даже работал в "Советской Кубани" - предшественнице "Вольной Кубани".

Поздравляем Ивана Федоровича с замечательным юбилеем, желаем ему крепкого здоровья и новых произведений о родной Кубани.

Вашему же вниманию, уважаемые читатели, предлагаем подборку его стихотворений.

Поскачу до холмов Цареграда -
В сечу сказов былинных и снов,
От Тамана...
От моря до моря -
Под копытами стежка дрожит.
Древний идол, в разбойничьем взоре,
Мне с кургана судьбу ворожит.
Погуляю по землям Запольным,
Пива-меду довольно пролью.
За Кубань с камышовою кровлей -
И коня, и себя загублю! ..
К горизонту нацеленной пикой,
От приволья ковыльного пьян -
Позабытый, потерянный, дикий,
Упаду головою в курган.
Тени волчьи запляшут, застонут
Среди трав и сухого былья.
Серой стаей своею не тронут
Удалой головы забытья...
Перед идолом каменным стану
И ему на ветру поклонюсь
За кострища казацкого стана,
За мою атаманскую Русь.

Волшебный камень
(казацкая быль)

На кордоне был-служил Данило,
Молчаливый, тихий холостяк.
И одно хорошее в нем было:
От природы, истовый казак!

Конь его, горячей рыжей масти,
В этом казаченьке повезло,
Выдюжит походные напасти,
Годен Атаману под седло!

Сабелька дамасской редкой ковки:
Хочешь, гни ее туда-сюда.
Сталь - не сталь,
А черт-те что такое...
Общим словом - добрая гурда!

Гладь ее увита письменами,
А на рукояти костяной -
Звездочка с блескучими краями,
Посередке - камень с зеленцой.

Конь да сабля - редкое искусство...
Камень в ней огонь волшебный льет -
Отворот от пьянства и распутства
И от силы вражеской отвод.

Эх, Данило! Где ты этот камень
Раздобыл, нечистая рука?
- Выменял случайно за Кубанью
У Айсы, абрека-кунака.

Ковыли ложатся под копыта,
Ветры песни вольные поют.
Степь, что скатерть ровная, открыта -
Казаки погоню поддают.

Не возьмешь!.. Напрасно не старайся...
- Не уйдешь теперь, едрена мать!
За буграми прыткие ногайцы
Стали в скачке бешеной сдавать.

Ближе, ближе скошенные лица,
Хоть и кони так же хороши.
Шапки, отороченные лисом,
Согнутые луки и ножи.

Словно в вихре коршуны, гортаня,
Скакунов нагайками секут:
То рассыплют бег свой над Кубанью,
То обратно в стаю соберут.

Вот уж в ноги кинули добычу, -
Жизнь-то и злодею дорога!
Чайки по-над берегом кигичут,
Побелив крылами берега.

Не уйдешь, коварное отродье! -
Выскочил Данило наперед.
Выбросил ременные поводья,
Пятернею сабельку берет.

Степь поет... Серебряные шашки
Выплеснули узкие ножны.
У Данилы лучшая в отмашке -
Хочешь, гни ее туды-сюды!

Выбрал в гике статного ногайца:
Шапку сбил, за полу ухватил.
Шашка тонко взвизгнула, пластаясь,
А удар - на выносе застыл.

Маху дал? .. - Кому какое дело!
Отвернула в сторону гурда...
Дюже кротко в очи поглядела -
Оказалась... баба молода!

Ехали казаченьки в станицу,
Шелестел по степи ковылек.
Надо ведь подобному случиться:
Жизнь чужую камень уберег!

Эх, Данило, жалостный Данило!..
Вроде бы испытанный казак.
Есть в кости и мужество, и сила -
Нету их в потупленных глазах.

Въехали казаченьки в станицу...

Дед Никита
(памяти дедушки моего Никиты Савельевича Вараввы)

Здесь вот, на кладбище этом разросшемся,
Дед мой давно погребен.
Ветер по степи тоскливо полощется
С самого дня похорон.

Вольный казак, в формулярах отмеченный, -
Шел на большие дела.
Жизнь поманила, как подлая женщина,
И своенравно прошла.

Голод, колхоз, завируха Гражданская
Да острова Соловки!..
Терек и Дон, и долина кубанская
Были, как Марс, далеки.

Холод безбожный, морозы трескучие,
А на забое - жара,
- Эй вы, кулацкое семя гремучее,
- Уголь давай на-гора!..

Был арестант в толчее лесопромыслов,
Грудью казак захворал,
Но не лишился о вольности помыслов:
Силу в кулак собирал.

То ли бежал, под колючкой зазубренной
Сбросив темничную тать,
Или отпущен охраной подкупленной
В хлебном краю умирать?..

Не опроставши сумы заключенного,
Выбился старый из сил
И, умирая, арбуза моченого
В хате своей запросил.

По-христиански был дед похоронен,
Тихо снесен на гробки,
Недосчитались его "фараоны",
В северных льдах Соловки.

Был успокоен, был упокоен,
Был водружен в свой чертог.
Где расковались чубарые кони,
Где его холм-бугорок?..

Где его крест, с крутизною кладбищенской,
Веком отесанный крест?
Ходит Россия с котомкою нищенской,
Ищет ошурки окрест.

Песня Бояна

Воскресни, Боян, и приди к нам из давних столетий,
На звончаты гусли ты думку свою положи! ..
Окутали хату листвой виноградные плети,
И птица над крышей устала считать виражи...

Наш вещий Боян! Ты прославлен издревле в народе,
Талан не утратил, о струны столетья дробя.
И солнышко всходит, и снова за хмарь/ заходит;
И нивы желтеют, и реки текут без тебя...

Сыграй мне, Боян, позабытые древние песни -
Печальные песни, венчальные зовы земли.
Еще на Заполье, еще на далеком Полесье
Не крашены зори, лазурно цветы не цвели.

Бессмертный Боян! Сотвори мне мелодию битвы,
Где коней седлают дружины, вожди и князья.
Пусть сеют славяне свое златородное жито,
А нам в хлебосеях с тобой оставаться нельзя.

Гэй вы, россияне, за стол гусляра усадите,
Налейте Бояну заздравную чашу вина;
И время чуть-чуть отодвинется в сизом наитье,
Славянская песнь беспредельною быть рождена!..

Казацкая степь схоронила печаль о Бояне,
И чайка кигачет, и сокол над полем кружит.
Кто может поведать, в каком заповедном кургане
Кольчуга Бояна на звончатых гуслях лежит?!

Атаманская Русь

Перед идолом каменным стану
И ему на юру поклонюсь -
За кострища казацкого стана,
За мою атаманскую Русь.

Помолюсь неоглядному полю,
Приклонюсь к прапрадеду тому,
Что умел за казацкую волю
В Диком поле угнуть тетиву.

На коня ветрогривого сяду,
Отбивая кремень от подков...


Фронтовику-победителю, дошедшему до рейхстага, герою труда Кубани и поэту Ивану Федоровичу Варраве 5 февраля исполнилось бы 90 лет. Этой дате

Фронтовику-победителю, дошедшему до рейхстага, герою труда Кубани и поэту Ивану Федоровичу Варраве 5 февраля исполнилось бы 90 лет. Этой дате был посвящен и творческий вечер в туапсинской библиотеке им. А.С.Пушкина. В Туапсе стихи Ивана Варравы звучали синхронно на площадке кадетской школы и в сквере Чернобыльцев. Их в день рождения поэта читала молодежь – литературный флэшмоб стал одним из ярких событий года литературы.

Его называли атаманом кубанских поэтов. И с этим трудно поспорить: родившийся в селе Новобатайск Ростовской области в семье казаков-переселенцев с Кубани, Иван Варрава, как говорят, с молоком матери впитал любовь к своим корням. И эта любовь станет настоящей путеводной звездой всего его творчества, музой поэзии Варравы.

Совсем мальчишкой, буквально со школьной скамьи в 1942 году ушел Иван Варрава на фронт, бить фашистов, как и тысячи кубанских казаков, сменивших в лихую годину орала на мечи. И надо сказать, фронтовые дороги довели поэта и до наших краев – Иван Варрава принимал участие в Битве за Кавказ, здесь получил тяжелое ранение, был контужен. Но разве истинного казака такие «пустяки» могут выбить из строя, когда на кону свобода и жизнь земли родной? И Варрава продолжает свой путь победителя, находясь на самой передовой в самых жарких и страшных сражениях при освобождении Варшавы и взятии Берлина. Оставил Иван Варрава с Кубани, как сотни Иванов со всей России-матушки, и свой автограф на поверженном рейхстаге.

А война навсегда оставила свой «автограф» в сердце поэта. Поэтому наряду со светлой лирикой, так напоминающей строки Есенина и Рубцова, в поэтическом наследии Варравы так много страшных стихов, в которых погибают молодые герои, где горит земля, где кровь, слезы и боль. Но это – правда о войне, которую нужно знать всем. Особенно сейчас, когда рядом с теми местами, где родился Иван Варрава, грохочут взрывы, где гибнут дети и льется кровь.

Вот ведь как интересно порой раскладывает судьба свой пасьянс. Варавва после войны жил в Киеве, закончил заочно Киевский Государственный университет им. Тараса Шевченко. Мог ли предположить он тогда, что кто-то из потомков тех, кто вместе с ним лил кровь на фронтах Великой Отечественной войны, начнут реанимировать фашизм, раздувать угли ненависти и вражды? Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения, никаких «если бы»…

(Иван Варрава, первый справа)

Первые стихи Варравы были опубликованы еще до Победы, в 1944 году. А спустя четыре года состоялась встреча поэта с Александром Твардовским. Иван прочитал «отцу» Василия Теркина свой ответ на стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «Под Бреслау, за Одер-рекою». Твардовский очень высоко оценил мастерство начинающего поэта, его реализм и силу образов. В 1951 году Твардовский публикует подборку стихотворений Варравы в «Новом мире», а спустя три года выходит в свет первый сборник стихов атамана кубанских поэтов «Ветер с Кубани». В том же году Иван Федорович был принят в Союз писателей СССР.

Подарки судьбы по достоинству начинаешь ценить только по прошествии времени. Теперь ту творческую встречу с поэтом Иваном Варравой, организованную для студентов филфака Кубанского Госуниверситета в конце 80-х, я тоже называю подарком судьбы. С жадностью припоминаю теперь детали, и испытываю чувство огромной признательности нашему преподавателю кафедры советской литературы и в то время редактору альманаха «Кубань» Виталию Алексеевичу Канашкину, инициатору этой встречи (в 80-х годах Иван Федорович состоял членом редколлегии альманаха «Кубань» и общественного совета литературно-исторического журнала «Родная Кубань»). Тогда много интересного узнали мы о жизни Ивана Варравы, снят был налет «неприступности и монументальности глыбы советской кубанской поэзии». Оказалось, что Иван Федорович окончил курсы сценаристов в Москве, что написал сценарий к фильму «Аргонавты», что даже пробовался на роль Афанасия Никитина в фильме «Хождение за три моря». И не все так гладко и рафинировано было в творчестве Варравы. Например, его жестко критиковали за песню «Ще й не вмэрла Украина», которая вошла в сборник «Песни казаков Кубани». Но опять-таки, хочется применить то самое сослагательное наклонение: а что бы написал Варрава, если бы застал новейшую историю той самой Украины?

В своей поэзии и драматургии Варрава обращался не только к истории казачества и Кубани. Его героями становились и храбрые сыны Кавказа, и русичи времен Святослава, и балканские события. В этих стихах было все. Кроме лжи и противоречий с совестью самого поэта, атамана кубанских поэтов.

Иван Варрава:

Пехотинцы кричали,
Стреляли и пели,
Батарейцы –
В туманную роздымь глядели.
Миномётчики –
Каски под ноги бросали,
Автоматчики –
Кущи огнём причесали…
Кто-то бился, крестился,
А кто-то ругался,
Что ему этот жребий тяжёлый
Достался.
И сказал политрук,
В ногу пулею раненый:
– Мы стоим на границе
фашистской Германии…