Керченский пролив что. Мост над глубиной керченского пролива. О запасах пресной воды в Азовском море, которую можно использовать в Крыму

Керченский пролив соединяет Черное море с Азовским и отделяет Крымский полуостров от Кавказского побережья. На западе пролив ограничен восточным берегом Керченского полуострова, а на востоке -западным берегом Таманского полуострова. Границами Керченского пролива считаются линии, соединяющие мысы Такиль и Панагия со стороны Черного моря и мысы Хрони и Ахиллеон со стороны Азовского моря.

Керченский пролив широк. Наименьшая его ширина около 2 миль и наибольшая 25 миль. Наличие большого числа кос, отмелей и других опасностей делает пролив в отдельных местах опасным для плавания. Для прохода судов с большой осадкой прорыт канал.

Берега Керченского пролива возвышенные. Исключение составляют берега Таманского залива-низменные вблизи воды, но постепенно повышаются в глубь материка. Характерной особенностью берегов пролива является почти полное отсутствие древесной растительности.

Берега Керченского пролива, особенно восточный,изрезаны бухтами и заливами; крупнейшими из них являются Камыш-Бурунская и Керченская бухты на западе и Таманский залив на востоке. От береов пролива,главным образом от восточного,выступают низменные песчаные косы. Самыми большими из них являются косы Тузла и Чушка, ограничивающие Таманский залив с запада. азовское море лоция керченский

Резко выступающие от западного берега пролива мысы Такиль, Белый, Еникале, Фонарь и Хрони и от восточного мысы Панагия, Тузла и Ахиллеон дают возможность легко ориентироваться как при подходах к проливу, так и при плавании в нем; на некоторых мысах установлены светящие знаки. Хорошими приметными пунктами на западном берегу пролива являются также гора Митридат, на вершине которой воздвигнут обелиск Славы, и маяк Еникальский, установленный на мысе Фонарь; на восточном берегу пролива приметны горы Зеленского, Лысая, Горелая и др.

В Керченском проливе имеется несколько небольших низменных островов,расположенных в Таманском заливе к востоку от косы Чушка. Коса Тузла отделяется от Таманского полуострова мелководным, но широким проливом, поэтому в действительности она является не косой, а островом.

Керченский пролив мелководен. Наибольшие глубины при входах в пролив не превышает 10 метров на севере и 17 метров на юге пролива. К середине пролива глубины постепенно уменьшаются и на значительной площади между параллелями мысов Камыш-Бурну и Еникале они не превышают 5,5 метров. Поэтому в средней части Керченского пролива плавание судов с большой осадкой возможно только по каналу. Таманский залив имеет доаольно ровное дно; глубины в нем 4-5,4 метра. Залив Динской, являющийся северной частью Таманского залива, мелководен.

Грунт в наиболее глубоких местах Керченского пролива ил, в районе кос ил, а так же ид с песком и ракушкой.

В керченском проливе много опасностей, значительно затрудняющих плавание. Особенно следует отметить районы входных мысов со стороны Черного моря, где расположено большое число рифов, отмелей, банок и других подводных препятствий, район косы Тузла, близ оконечностей которой лежит множество подводных камней, банок, свай, а также Церковные банки, занимающие значительную площадь южнее мыса Еникале. Много опасностей имеется и по обе стороны Керчь-Еникальского канала; наибольшее количество опасностей лежит вблизи восточной части Еникальского колена канала.

Опасности расположенные вблизи фарватеров, фарватеры и углубленные каналы ограждены светящими и несветящими буями и вехами.

Ветры. Большую часть года в Керченском проливе дуют ветры от NE ,отличающиеся большой силой и продолжительностью. Летом довольно часты ветры южных направлений. Сильные ветры наблюдаются в любое время года, но преимущественно зимой и осенью. Ветры силой 9 баллов довольно редки. Штили наблюдаются часто, главным образом летом. Зимой ветры от NE приносят похолодание.

Туманы наиболее часты зимой; летом они редки. Зимой туманы более продолжительны, чем летом.

Течения в Керченском проливе в основном зависит от ветров, а так же от стока воды из Азовского моря. Течение из азовского моря наблюдается в среднем чаще и обычно при южных ветрах. Замечено также, что при сильных продолжительных ветрах от NE после сгона воды из Азовского моря в средней части пролива независимо от направления ветра начинается обратное течение идущее из Черного моря.

Наибольшая скорость течений наблюдается на самых узких частях пролива; при сильных ветрах она может достигать 3 узлов. В широкой части пролива скорость течений 0,1-0,5 узла.

Лед в Керченском проливе появляется почти ежегодно в среднем в конце декабря. Ледяной покров под влиянием переменных течений и ветров в течении зимы часто нарушается. В очень суровые зимы при северо-восточных ветрах пролив покрывается сравнительно прочным льдом. Полное очищение пролива от льда наблюдается в конце февраля- начале марта. Дрейфующие льды в проливе наблюдаются главным образом весной по вскрытии Азовского моря.

Лед из Азовского моря идет в пролив обычно сплошной массой, иногда сильно наторошенный, образуя на косах Чушка и Тузла нагромождения. Значительная часть льда проникает в южную часть пролива.

Запретные районы для якорных стоянок имеются в Керченском проливе. Границы этих районов показаны на картах.

Якорные места. Кроме порта Керчь и бухт Камыш-Бурунская и Павловская,в Керченском проливе разрешается становиться на якорь только в следующих местах: у приемного буя №21, на перегрузочном рейде у входа в Керченский подходной канал и у Варзовского светящего буя.

Керченский пролив (укр. Керченська протока, Крым. Keriзboğazı, адыг. Хы ТIуалэ, называемый древними греками Боспор Киммерийский по имени древнего народа, киммерийцы) - пролив, соединяющий Чёрное и Азовское моря. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным - Таманский полуостров. Ширина пролива - от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт - город Керчь.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Путина начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

Миф, архаика:

Еврипид описывает, как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает Ио - возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом. Эсхил называет переправу через пролив - «Коровий брод». В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду.

Античность

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота. В 5 веке до н. э. представители старинного милетского аристократического рода Археанактидов основали на западном берегу пролива город Пантикапей - столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.

Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы.

ВоIIвеке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией полководца Неоптолема и варварами: «Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военначальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял» (Страбон,II, 1, 6) «Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном». (VII, 3, 18)

В апреле 1944 началось строительство железнодорожного моста через пролив. 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года. Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства.

Для замены разрушенного моста в 1953 году открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым - Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Первоначально эти паромы планировали использовать на строящейся железнодорожной переправе через Енисей в Игарке, но в 1953 году эта стройка была закрыта и паромы перевезли в Крым. Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.

В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром «Анненков», и в ноябре 2004 года в преддверии второго тура президентских выборов на Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции приняли участие Виктор Янукович (на тот момент премьер-министр и кандидат в президенты Украины) и президент России Владимир Путин. После торжественной церемонии открытия железнодорожное сообщение через пролив было восстановлено и существует по сей день, но только для перевозки грузов.

Осенью 2007 года во время сильнейшего шторма в Керченском проливе затонуло несколько кораблей, в море вылилось множество тонн мазута, тем самым был нанесён огромный вред акватории Керченского пролива.

В настоящее время разработка моста через Керченский пролив не ведется.

Территориальный спор

В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Косы Тузла на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова «Коса Тузла перечисленная территория» и «Коса Тузла и стратегические интересы России». В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, начали в спешном порядке возводить дамбу от Тамани в сторону украинского острова Тузла. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов - строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской. В качестве ответной уступки Украина согласилась подписать договор, по которому Керченский пролив был признан совместными внутренними водами России и Украины.

Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжаются, однако, до сих пор.

МИД Украины считает позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над двумя третями Керченского пролива, что влечёт финансовые и политические издержки.

Украина обвиняет Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требует поделить Керченский пролив аналогичным образом «в соответствии с международным правом».

Босфор

Босфор (греч.,«Коровий брод»), Босфор Фракийский - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул. Длина пролива около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере. Глубина фарватера от 36 до 124 м.

Босфор - почти самый узкий пролив, его наименьшая ширина всего 700 метров, что на 600 метров меньше ширины пролива Дарданеллы. Босфор сам по себе не только очень важный пролив для многих государств, но и очень красивое место. Люди, проезжающие по этому проливу беспрестанно восхищаются его красотой. Корабли входят в него словно в тесные ворота. Крутые берега Босфора похожи на крепостные стены. Но кое-где они понижаются, и в этих местах селения спускаются прямо к воде. Босфор - великолепное, ни с чем не сравнимое зрелище. Этот морской пролив, окаймленный живописными зелеными берегами, напоминает величавую реку, то сужающуюся, то широко разливающуюся. Только специфический "соленый запах" морских брызг от набегающих волн да необычная голубизна и прозрачность воды, как это бывает в солнечные дни на Черном море, напоминают о том, что это морской пролив.

В древности Босфор называли восьмым чудом света. Ещё аргонавты, проплывавшие через этот пролив на своем судне, направляясь за золотым руном, восторгались его красотой.

По легенде, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя Ио - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершен в 1973) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста но место строительства правительство Турции держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray» (срок окончания - 2012 год), который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.

Предполагается (теория черноморского потопа), что Босфор образовался лишь 7500-5000 лет назад. Прежде, уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое, об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

Древние греки Босфором также называли Керченский пролив - Боспор Киммерийский.

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

Верхний Босфор, открытый северо-восточным ветрам, несколько пустынен: здесь меньше растительности, редки селения, разбросанные по прибрежным склонам. Но, начиная от старинных крепостей Румели-Хисары и Анадолу-Хисары, стоящих на противоположных берегах над самой узкой частью пролива, на фоне темной зелени все чаще и чаще появляются дома, дворцы, загородные виллы.

Ландшафты Босфора необычайно живописны. Их очарование - в бесконечной изменчивости, в изяществе очертаний прибрежных склонов, где высятся стройные кипарисы и гигантские платаны (или, как их называют на Востоке, чинары), где весной цветут багряник и глициния розовыми и фиолетовыми гирляндами, а осенью вереск раскидывает свой серебристо-синий плащ.

Но Босфор бывает и другим. Короткой зимой из-за туманов, дождей, изредка даже снега он выглядит довольно сурово. Северные ветры врываются в устье. Холодный влажный воздух несется по проливу, заставляя поёживаться тех, кто оказался поблизости. Скорость течения в Босфоре повышается. Ближе к весне, когда в бассейне Дуная начинается таяние снегов, течение достигает своей максимальной скорости. В узких местах пролива вода бурлит, как в кипящем котле. Словно стрела, проносится голубая струя воды вдоль берегов. Этот стремительный поток турки называют "шейтан акантысы" - "чертово течение". Кроме этого, верхнего течения, в Босфоре есть ещё и нижнее, идущее в обратном направлении - из Мраморного моря в Черное. По нему в Черное море поступает более солёная вода Мраморного моря.

Чем дальше к югу, тем всё больше на берегах пролива появляется деревушек, парков, садов, вилл, мечетей, султанских дворцов. К самой воде сбегают небольшие постройки, рядом с которыми вырыты земляные ниши для хранения рыбачьих лодок. В наиболее живописных местах высятся нарядные дома в несколько этажей, по-южному опоясанные террасой, галереей.

Много на берегах Босфора и старинных крепостей. Их мрачные толстые башни и хищные зубцы стен живо напоминают о беспокойной истории Босфора, о бесчисленных кровопролитных сражениях.

Берега пролива по мере продвижения по нему то раздвигаются, то сближаются. Начинает казаться, что это какая-то цепь озёр, соединённых каналами. Одновременно берега то опускаются, то поднимаются вверх, и тогда корабль словно проваливается в ущелье, зажатое обрывистыми склонами гор.

Босфор - не длинный пролив, но всё-таки ни один корабль не может пройти по нему, не встретив рыбачью лодку, маленький пароходик или большой корабль какого-нибудь государства. Босфор - оживленная морская дорога, выход из Черного моря на просторы мирового океана.

Соединяют Азовское и Черное моря. С запада они омывают побережье Керченского полуострова, а с востока - береговую линию Таманского полуострова. Главным портом здесь считается Керчь.

Исторические названия

С уходом эпох Керченский пролив, ширина которого неодинакова по всей его протяженности, менял названия. В период античности народ, заселившийся на землях северо-восточного Причерноморья, именовал его Боспором (Босфором) Киммерийским.

В дальнейшем имена полуострову властители его побережий давали на тот манер, который был им удобен. Тюрками, правящими тут в Средневековье, он назывался Таман-Богазы. С приходом русских кусочек суши переименовывался не раз. Встречаются упоминания о Таврическом, и, наконец, Керченском проливе.

Размеры водоема

Какой шириной Керченский пролив? Какова его длина и насколько он глубок? Это интересно знать, прежде всего, географам и морякам. Исследователи установили, что его акватория растянулась в длину на 42 километра. Диапазон ширины колеблется в пределах 4-15 километров.

Максимальной глубины пролив достиг в фарватере. До дна там порядка 18 метров. В 70-е годы прошлого века произвели углубление фарватера с помощью землечерпательных машин. Однако понижение донных отложений не позволило многим глубокосидящим судам свободно перемещаться по проливу. С кораблей, следующих в порты Азова, производят перегрузку.

В Еникале дно обнаруживается на 12-14 футах. Рядом с Ак-Буруном водная толща достигает 18-23 футов. В районе Камыш-Буруна глубины колеблются от 22-24 футов. В зоне Чонгелека, в самой его середине, чтобы достигнуть дна, придется опуститься на глубину в 42-45 футов.

В направлении, соединяющем Данагию с Такилем, водную толщу в 58-60 футов имеет Керченский пролив. Глубина и ширина водоема в каждой зоне различны. Там, где пролегает мелководная линия Еникале, прорыли канал протяженностью в шесть миль. Толща воды в этом местечке - 18 футов.

Климат

Независимо от того, где какой шириной Керченский пролив обладает, погодные условия на всей его протяженности одинаковы. Воды в нем начинают прогреваться в конце мая, температура, добираясь на термометре до метки в 24-25° С, замирает. Если затрагивать проблемы видимости, то весной она доходит до 10 метров, а в летнее время отмечается ее существенное падение до трех, а то и до двух метров.

В зимний период воды в прибрежной зоне отчасти покрываются льдом и снегом. В проливе, больше напоминающем заснеженное поле, господствуют сильные ветра, достигающие 15 м/с, дрейфующие льды и полутораметровые волны. В штормовую погоду судоходство (доступное практически круглогодично) по водоему приостанавливается.

Как правило, течение направлено от Азовского к Черному морю. Впрочем, отдельные случаи, к примеру, возникновение сильных южных ветров, способны изменить водные течения. На побережье выпадают лишь скудные осадки. Путина, приходящаяся на конец осени, длится в течение нескольких месяцев.

Особенности береговой линии

Керченский пролив, ширина которого обусловлена очертаниями береговой линии, обрамляют низкие песчаные косы, удобные для туризма. Побережье, образованное Керченским полуостровом, представляет собой возвышенность, местами обрывистую и скалистую. Каменистые холмы здесь возвышаются над пляжами и нависают над водной гладью. Береговая линия, сформированная Таманским полуостровом, напротив, низкая.

Из-за скудности осадков берега пролива покрывает редкая растительность. Побережье наделено весьма извилистой линией. В него врезается множество крохотных полуостровков и бухточек. С береговой линии в воду вдаются довольно протяженные песчаные косы.

Экономические отрасли

Развитие рыболовства и судоходства - основа здешней региональной экономики. Полезными ископаемыми этот край небогат. Лишь мыс Железный Рог, раскинувшийся по южному побережью Тамани, может похвастаться железорудным месторождением. Тут обнаружены местечки с уникальным выходом железных руд непосредственно на земную поверхность. Руда в них обогащена железом до 33%. Промышленная добыча железа до 1930-х годов в этом районе не велась. Население занималось простым сбором плит, откалывавшихся от рудных слоев и скапливающихся на мелководье.

Паромная переправа

Водоем с древних эпох считался привлекательным транзитным узлом. Благодаря географической уникальности местечка, втиснувшегося промеж морей, разные народы древности реализовывали амбициозные проекты. Греческие колонисты соорудили тут город Пантикапей - столицу Боспорского царства.

Античному Пантикапею с его важнейшей транспортной артерией древности и средневековья - Великим шелковым путем - не суждено было сохраниться, и теперь по территории, которую он занимал, раскинулся город-герой Керчь. Первое регулярное поперечное пересечение водоема организовали именно в эпоху Пантикапея.

Поселение Порфмий позволяло пересекать пролив грузам и людям. Водораздел преодолевали на гребных и парусных судах. В выборе места для города не было ничего случайного. Исследуя, какая ширина Керченского пролива в том или ином месте, грекам удалось обнаружить самое узкое местечко водоема, где и воздвигли впоследствии Порфмий.

В наши дни Керченский пролив, ширина которого в этой зоне порядка 5 километров, оснащен портом «Крым». Благодаря паромной переправе удалось наладить возможность постоянного сообщения с портовой гаванью «Кавказ». Античное поселение Порфмий выступило в качестве древнего прообраза и исторического прототипа Керченской переправы.

Переправа в военные годы

Серьезные усилия по соединению побережий Кубани и Крыма предпринимались в 40-е военные годы минувшего столетия. Немецким командованием, оккупировавшим Керчь, стратегическая ценность города высоко ценилась. Немцы знали то, какая ширина Керченского пролива, но их это не пугало, и они оборудовали водораздел существенно сократившим дорогу к кавказским нефтеносным регионам. Они, разработав проект, занимались активной подготовкой, позволяющей возвести мост. Осуществить план им помешало критическое военное положение рядом с Керчью. Советские солдаты, освободившие город, пытались решить тот же остро назревший вопрос: поставку военного груза с побережья Кавказа в крымский порт.

Линия фронта проходила вблизи водоема, поэтому он интенсивно обстреливался фашисткой армией. Это препятствовало проводке груженного морского транспорта. Поскольку не было возможности возвести полноценный мост, соорудили канатную дорогу, позволявшую переправлять над проливом в вагонетках груз. По ней ежесуточно переправлялось около 300 тонн всевозможной продукции. И только когда крымские земли полностью освободили, началось сооружение уникального из трофейных материалов через Керченский пролив. Ширина моста способствовала свободному передвижению железнодорожного транспорта.

Эстакада, не оснащенная ледоломами, просуществовала слишком мало. Сооружение, не выдержав напора гигантских льдов, рухнуло. Заниматься его восстановлением не стали, ликвидировали лишь руины стратегически важного объекта, мешавшие судоходству.

Переправа в послевоенные годы

В 1950-е на водоеме началось строительство Сооружение, вступившее в эксплуатацию в 1954 году, функционирует и сейчас. Оно приобрело статус международной линии, по которой переправляются пассажиры, автотранспорт и железнодорожные составы. А немалая ширина Керченского пролива (фото представлено в статье) перестала быть непреодолимой преградой.

Сначала по линии курсировали 2 парома, принимавшие на борт грузовые вагоны. Затем к ним присоединилась еще парочка судов (конструкция вагоноприемников у них была удлинена), перевозивших пассажирские поезда. Автомашины устанавливали на места, свободные от поездных составов, либо паром полностью грузили ими, не ставя при этом вагоны. Накатку вагонов на паромы производили с помощью двух локомотивов.

В 1970-х переправу оснастили двумя автопаромами-ледоколами. С их появлением мало кого стало интересовать, какова ширина Керченского пролива, ведь эти суда без проблем эксплуатировались даже зимой, в период покрытия водной глади льдами. Один из паромов-ледоколов вел расчистку фарватера ото льдов, а второй курсировал по линии. В конце восьмидесятых к ним присоединился еще один автопаром.

Работа переправы после распада СССР

Суда, находившиеся в эксплуатации свыше сорока лет, нуждались в серьезной модернизации. Экономические и политические сложности, последовавшие за развалом СССР, стали концом железнодорожного сообщения через Керченский пролив. Ширина водоема вновь стала непреодолимым препятствием из-за того, что устаревшие паромы списали в лом, а новых судов не поставили.

Действие паромной переправы, приостановившееся вплоть до 2004 года, возобновилось после ремонта и реконструкции ее железнодорожных секторов и поставки одного судна. В первую очередь восстановили переправу грузовых составов. В 2005 году ее оснастили еще одним железнодорожным паромом.

Эксплуатацию объекта до всем известных событий осуществляли одновременно два государства - Украина и Россия. Совместное управление регулировалось межправительственными соглашения. Перевозка поездных составов, автомашин и людей велась в круглосуточном режиме.

Сейчас перспективные разработки, касающиеся переправы, направлены на то, чтобы максимально большим грузопотоком преодолевалась ширина Керченского пролива. Паромы и другие суда должны подвергнуться оптимизации, которая позволит усовершенствовать процесс обработки грузов и улучшить сервис для пассажиров. Как полагают, развитие позволит увеличить пропускную способность переправы, особенно летом, когда резко возрастает поток пассажиров и автотранспорта.

Транспортное соединение с паромной переправой

Керченский автовокзал - благоустроенный транспортный узел. От него проложен ряд автобусных маршрутов, доставляющих пассажиров до порта «Крым», Ялты, и прочих крымских городов. Отсюда производится не только пригородное сообщение, здесь берет начало множество городских маршрутов. Городской центр связывается с окрестными поселками благодаря передвижению автобусов, маршруток и функционирующей троллейбусной линии. Площадь с железнодорожным вокзалом расположилась на въезде в Керчь.

Керченский мост

Эффективное развитие транспортной артерии региона связывают с возведением моста. Аналитики считают, что регулярный транспортный путь, связав Кубань с Крымом, подтолкнет развитие региональной экономики.

В настоящее время, невзирая на то, какая ширина Керченского пролива в том или ином месте, по водоему курсирует около ста судов. Водные толщи скрывают передвижение мощных рыбных косяков и тайны затопленных городов древности, памятников старины и множества различных эпох мироздания.

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.

: 45°18′55″ с. ш. 36°34′06″ в. д.  /  45.31528° с. ш. 36.56833° в. д.  / 45.31528; 36.56833 (G) (Я)

Связывает Азовское море , Чёрное море Страна Россия Россия /Украина Украина Разделяет Керченский полуостров и Таманский полуостров Крайние мысы Ак-Бурун , Тузла Ширина от 4,5 до 15 км Длина 45 км Наибольшая глубина 18 м

В конце XVIII - начале XX веков пролив также называли Таврическим , Еникальским , Керчь-Еникальским . Древние греки называли его Боспор Киммерийский (др.-греч. Βόσπορος Κιμμέριος ) - по имени древнего народа киммерийцев .

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Основной сезон отлова рыбы начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

История

Античная мифология

Античная история и география

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота . В VI веке до н. э. греки-ионийцы основали на западном берегу пролива город Пантикапей - будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи .
Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы .

Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией царя Митридата VI Евпатора под предводительством полководца Неоптолема и варварами:

Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военачальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял.

Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном.

Страбон, VII, 3, 18

Скорее всего, разбито было племя ахеян, проживавших на территории современного Краснодарского края и обладавших войском и пиратским флотом.

Вход в Меотиду называется Киммерийским Боспором; начинается он с довольно значительной ширины, именно около семидесяти стадиев, где и переправляются из окрестностей Пантикапея в ближайший азиатский город Фанагорию, а оканчивается гораздо более узким проливом. Этот проход отделяет Европу от Азии…

Страбон, VII, 4, 5

XX век


В апреле началось строительство железнодорожного моста через пролив . 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года «к празднику 27-й годовщины Великой Октябрьской революции». Строительство велось из трофейных материалов, оставшихся после отступления немецких войск, которые намеревались по мосту переправлять свои вооруженные силы из Крыма на основную часть РСФСР . Впрочем, есть сведения, что строительство моста планировалось советским руководством ещё до войны и часть конструкций моста заказывалась как раз в Германии . Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Буквально за несколько дней до разрушения по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции . Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства .

Вместо разрушенного моста в 1953 году была открыта Керченская паромная переправа . Её длина составляет 2,5 мили (4,6 км) , она соединяет Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым - Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

Напишите отзыв о статье "Керченский пролив"

Примечания

  1. Керченский пролив разделяет Керченский полуостров (часть Крымского полуострова) и Таманский полуостров . Таманский полуостров расположен в Краснодарском крае России . Бо́льшая часть Крымского полуострова и прилегающие воды являются объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной . Согласно административно-территориальному делению России , Керченский полуостров расположен на территории субъекта РФ - Республики Крым . Согласно административно-территориальному делению Украины , Керченский полуостров располагается на территории региона Украины - Автономной Республики Крым .
  2. Лист карты .
  3. Лист карты .
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Еникальский пролив // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  6. Головкинский Н. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  7. Вы синие, синие волны,
    Где с морем сливается море,
    Где жало аргосской осы
    Когда-то по лютой пучине
    К берегам азиатским Ио
    Промчало от пастбищ Европы!
    Кого переправили к нам вы?
    Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393-399.
  8. Придешь ты после к Истму Киммерийскому,
    К воротам тесным моря. Там, отважившись,
    Должна ты Меотиды переплыть пролив.
    И память в людях славная останется
    Об этой переправе. Будет имя ей -
    «Коровий брод» - Босфор. Европы кинешь ты
    Равнины, на Азийский материк придешь.
    «Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732-735. (Пер. А. И. Пиотровского)
  9. Плутарх, Тесей , 26
  10. «…скифы… толпами переходят по льду и на повозках переезжают в землю скиндов» Геродот, IV, 28
  11. Геродот, IV, 12, 45.
  12. Б. М. Надежин «Архитектура мостов», М.: Стройиздат, 1989
  13. Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р
  14. // Lenta.ru , 25.04.2010
  15. Комсомольская правда. . Комсомольская правда (12.08.2014).

Отрывок, характеризующий Керченский пролив

Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ – это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, – патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе.
Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами.
Получив, пробужденный от сна, холодную и повелительную записку от Кутузова, Растопчин почувствовал себя тем более раздраженным, чем более он чувствовал себя виновным. В Москве оставалось все то, что именно было поручено ему, все то казенное, что ему должно было вывезти. Вывезти все не было возможности.
«Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? – думал он. – Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» – думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого то изменников, которые были виноваты в том фальшивом и смешном положении, в котором он находился.
Всю эту ночь граф Растопчин отдавал приказания, за которыми со всех сторон Москвы приезжали к нему. Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным.
«Ваше сиятельство, из вотчинного департамента пришли, от директора за приказаниями… Из консистории, из сената, из университета, из воспитательного дома, викарный прислал… спрашивает… О пожарной команде как прикажете? Из острога смотритель… из желтого дома смотритель…» – всю ночь, не переставая, докладывали графу.
На все эта вопросы граф давал короткие и сердитые ответы, показывавшие, что приказания его теперь не нужны, что все старательно подготовленное им дело теперь испорчено кем то и что этот кто то будет нести всю ответственность за все то, что произойдет теперь.
– Ну, скажи ты этому болвану, – отвечал он на запрос от вотчинного департамента, – чтоб он оставался караулить свои бумаги. Ну что ты спрашиваешь вздор о пожарной команде? Есть лошади – пускай едут во Владимир. Не французам оставлять.
– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
– Верещагин! Он еще не повешен? – крикнул Растопчин. – Привести его ко мне.

К девяти часам утра, когда войска уже двинулись через Москву, никто больше не приходил спрашивать распоряжений графа. Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать.
Граф велел подавать лошадей, чтобы ехать в Сокольники, и, нахмуренный, желтый и молчаливый, сложив руки, сидел в своем кабинете.
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.