Как александру македонскому удалось покорить персию. Поход александра великого и крах империи ахеменидов Почему македонский смог покорить персидскую державу

Плутарх. Александр

IV .. .Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: буду­чи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по воз­расту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп, подобно софисту хвастав­шийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому,

Урок 46. Города Эллады подчиняются Македонии 201

не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических по­этов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к ку­лачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам.

V. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы пер­сидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о са­мом царе - каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

VIII. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не толь­ко отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 163-164, 165. Полученную информацию учитель может дополнить дополни­тельным материалом.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Почему Македония покорила греческие полисы?» (Сочинение рассчитано на 20 минут, учебниками и записями учениками разрешено поль­зоваться.)

С каждым годом росли усадьбы и мастерские рабовладельцев в Греции. Все больше скапливалось у богатых эллинов «говоря­щего скота». Пришел час, когда рабы превратились в страшную разрушительную силу.

- Почему рабы стали опасны для рабовладельцев? (Они могли поднять мятеж против рабовладельцев. Могли встать на сторону македонского войска, тем они и были опасны для рабовладельцев.)

        Подведение итогов урока

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с ис­торической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их дея­тельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети долж­ны учиться давать характеристику и оценку деятельности участни­ков исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

      Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

      Какими личными качествами обладал? Насколько они под­ходили для решения поставленных целей?

      Какие средства использовал для достижения цели? Оце­ните их.

      Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, кото­рая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестимет­ровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередис- тоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате пере­численных причин Македония смогла покорить Грецию.

    Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправ­ления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хо­тели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

    Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава пер­сов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

      Изучение новой темы

План,

        Победы войска Александра Македонского.

        Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,

с. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206

Михайловского).

Вспомните, как располагаются на карте части света.


    Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

    Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

    В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

    В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

    Какие важнейшие города были основаны Александром Ма­кедонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

    Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя .

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и кон­ницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 ООО отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораб­лей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземно­го моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сат­рапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боро­лась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нереши­тельный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 ООО всадников и 20 ООО греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем- нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристани­ща. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий ру­копашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую ко­лесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не рас­терялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр

Македонский в период военного похода на Восток.

    Беседа по прочитанному.

    Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

    Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

    Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

    Какие новые черты характера появились в Александре Ма­кедонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

    Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Алек­сандрию, на о. Фарос.)

    Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

    Закрепление изученного материала

    1. Беседа по вопросам .

    Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой мо­мент могли подвести, они не были заинтересованы в резуль­татах военных операций.

б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче поко­рить.

в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

      Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

    Подведение итогов урока

Вариант урока 47. Поход Александра Македонского на Восток (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на две группы: «персы» и «греки». Представители этих групп должны отстаивать преимущества того варианта абсолю­тизма, который был реализован в их стране. При этом они должны исходить не из позиций сегодняшнего дня, а из мировоззренческих установок IV в. до н. э. В ходе дискуссии учитель на доске заполняет таблицу, которую ученикам предлагается перенести в тетради.

Персия

Греция

Государственный строй

Деспотия

Города-полисы

Экономика

Экономическая жизнь пол­ностью подчинена царю

Общество землевла­дельцев

Регулярная

Ополчение граждан

Зороастризм

Политеизм


II. Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михай­ловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознатель­ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорад­ки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сде­лал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожи­телей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на зем­ле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Алек­сандр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Ве­ликого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколь­ко легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

Урок 48. В древней Александрии Египетской

Цели: подвести учащихся к пониманию причин гибели Персид­ского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока; продолжить формирование умений правиль­но показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Поход Александра Македонского на Восток»

      Подготовка устного ответа по карточке № 38.

Примерный ответ учащегося

Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокой­но, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий та­лант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

      Индивидуальная работа (5-6 человек, письменно на листоч­ках). Тест 13 .

      Работа с классом. Решение задачи.

    Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Маке­донского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр? (Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее геро­ев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.)

      Устный ответ ученика по карточке № 38 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Еще в период осуществле­ния своих военных походов Александр на покоренных территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия. Во многом этот город походил на города Греции. Почему?

    Ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

  1. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко « Обществознание» 9 класс - М.: ...
  2. Учебники по дисциплине «физическая культура»

    Учебники

    Работу с помощью нового учебника в школе и дома. Учебник написан в соответствии с... .... Физкультура: 5 - 7 класс. Учебник Виленский Михаил Издательство: Просвещение Серия... Основной раздел книги - поурочные разработки , которые соответствуют реальному ходу...

  3. Поурочное планирование уроков музыки в первом классе четырехлетней начальной школы

    Урок

    Который был предложен в «Поурочных разработках . 1 класс» по предмету... 52 См. Уроки в начальной школе. Поурочные разработки . 1 класс. Музыка. – М., Начальная... . Поурочные разработки . 1 класс. – М.,2002. С.123. 68 См.: Фонохрестоматия к учебнику -тетради...

Как Александру Македонскому (356-323 гг. до н.э.) удалось за несколько лет совершить невозможное - создать величайшую империю античного мира? На этот вопрос существует множество ответов, и с течением времени гипотез, предположений и теорий становится все больше. Мюнхенское археологическое собрание посвятило личности древнего полководца выставку «Александр Великий - властитель мира», рассматривающую феномен Александра с биографической точки зрения. Выставка состоит из десяти частей и показывает жизненный путь правителя и полководца, начиная с юности при македонском дворе в Пеле и заканчивая мифологическим образом, сложившимся после смерти - образом вечно юного героя, великого вождя, которого многие склонны были обожествлять.

Для этой выставке в галерее в Розенхайме (Lokschuppen Rosenheim) были собраны 450 экспонатов из немецких и европейских собраний, которые дают представление об условиях, в которых оказывались Александр Македонский и его армия во время походов на восток. Каталог выставки, помимо описания экспонатов, дает краткий обзор точек зрения, существующих в современных научных кругах, из которых можно выделить десять причин того, почему Александр стал действительно Великим.

Происхождение

Александр был сыном македонского царя Филиппа II и дочери эпирского царя Олимпиады. Его отец, изначально взошедший на трон в качестве опекуна своего малолетнего племянника, был талантливым полководцем и осторожным политиком, которому удалось укрепить Македонию и сделать ее центром Эллады. Мать Александра, властолюбивая и деспотичная Олимпиада, оказала большое влияние на его детство. И по отцовской, и по материнской линии Александр был потомком Геракла и Персея, величайших героев древнегреческих мифов. Они и стали для него примером.

Воспитание

Несмотря на то, что, помимо Олимпиады, у Филиппа II были и другие жены, Александр получил воспитание, достойное наследника престола. Вместе со своими друзьями из аристократических семей он обучался у Аристотеля, который в то время не был столь известен, как впоследствии. Кроме того, Филипп II брал сына с собой в походы. В сражении при Херонее (338 г. до н.э.) против объединенной армии греческих городов-государств Александр командовал конницей, чья атака обеспечила македонцам победу.

Армия

Когда Филипп II в 336 году был убит, его войска находились в Малой Азии, чтобы дать отпор персидской армии. Более двух десятилетий военных походов Филиппа II сделали его войско внушительной силой: шесть полков тяжелой пехоты - 9000 воинов, вооруженных длинными копьями; 3000 гипаспистов, тоже с длинными копьями, но более маневренных; 6000 легковооруженных воинов; 1200 гетайров (тяжелая конница), гвардия и 600 разведчиков. Кроме того, в состав армии Филиппа II входили 7000 греческих гоплитов, множество наемников и несколько тысяч всадников.

Талант полководца

Александр был именно тем человеком, который смог правильно распорядиться этой армией. У огромной неповоротливой армии персов не было ни единого шанса против македонцев. Во время битвы при Гавгамелах Александр, обнаружив, что персы покрыли поле боя шипами против конницы, совершил тактический маневр, вынудивший вражескую армию разделиться, после чего македонская конница, избежав шипов, атаковала позиции персидского царя. Кроме того, Александр мог доверять своим полководцам и своей армии, которая пошла за ним на край света.

Прагматизм

Однако же властелином мира Александра Македонского сделала не армия, а, прежде всего, его политика. Его власть основывалась не на догмах, а на трезвом анализе имеющихся условий и на поиске практических решений. Именно руководствуясь практическими соображениями, Александр перенял многое из системы управления Персидской империи.

Прежде всего, Александр отказался от того, чтобы превратить Азию в провинцию македонско-греческой империи. Вместо этого он приближал к своему двору местную знать, которой обеспечивал места в армии и органах власти. В отличие от своих предшественников, Александр относился к жителям покоренных земель не как завоеватель, а как законный правитель их государства, уважающий их традиции.

Безжалостность

Бывал ли Александр великодушен только по расчету или нет, однако по отношению к тем, кто оказывал ему сопротивление, он был безжалостен. Когда вскоре после его восшествия на трон против него восстали Фивы и Афины, Александр не только уничтожил армии этих городов, но и стер Фивы с лица земли. Финикийский город Тир, который располагался на скалистом острове и считался неприступным, отказался покориться, однако после семи месяцев осады был взят, а затем уничтожен.

Полководец Парменион и его сын Филота были казнены. Своего друга Клита, спасшего ему жизнь во время битвы на реке Граник, Александр убил собственными руками, поскольку тот выступал против заимствования восточных обычаев. Некоторые считают возвращение македонской армии через пустыни Гедрозии, стоившее жизни 45 тысячам воинов, наказанием за бунт на берегах Гипаса.

Строительство городов

Александр основал более двадцати городов на территории от Египта до Индии, их заселили ветераны и местные жители. Эти города должны были стать не только опорными пунктами для армии, но и центрами греческой культуры. Александрия Египетская была известнейшим из них - одним из центров торговли и наук античного мира. Этот и другие города, основанные Александром, стали своеобразным связующим звеном между Востоком и Западом.

Развитие наук

Как и Наполеон через два тысячелетия после него, Александр держал при себе большой штат ученых. Таким образом, его поход стал ещё и масштабной экспедицией, целью которой было дойти до края света. Для того, чтобы проложить маршрут от Инда до Евфрата, строились целые флотилии. Ученые и философы исследовали и описывали Азию. Придворный летописец Каллисфен, внучатый племянник Аристотеля, позаботился о том, чтобы мир узнал об открытиях, сделанных во время похода. Однако в конечном итоге Каллисфен впал в немилость, поскольку сопротивлялся введению персидских обычаев при дворе (а именно - традиции падать перед правителем ниц), впоследствии был казнен за предполагаемое участие в заговоре.

Обожествление

После основания города в дельте Нила, Александр посетил оазис Сива в пустыне, где оракул бога Амона приветствовал его, назвав «сыном божества», что приличествовало ему, как новому правителю Египта. Этот факт лишь укрепил его убежденность следовать путем Геракла. Кроме того, как правитель огромной империи Александр автоматически причислялся к культовым фигурам. В основанных им городах ему также оказывались почести наравне с богами. Буквально сверхчеловеческое стремление объединить Европу и Азию, овладевшее им в последние месяцы жизни, позволяет предположить, что в конце концов он и сам воспринимал себя скорее как личность почти божественную, нежели как простого смертного.

Стремление

«Страстное желание» - писали античные авторы, когда пытались охарактеризовать мотив Александра Македонского. Фактически это было всепоглощающее стремление, которое заставляло его подражать героям античности, в особенности Ахиллу. Александр хотел доказать, что он - один из этих героев, но не в легендах, а в реальности. Он взял крепость на севере Ирана только потому, что о ней рассказывали, что Геракл потерпел неудачу при ее осаде. От Инда он хотел дойти до Ганга, чтобы достичь там границ освоенных людьми земель. Его войска были готовы захватить Аравийский полуостров, а вслед за ним и Карфаген, но смерть великого полководца помешала этим планам осуществиться. Однако «страстное желание» все же помогло Александру осуществить его мечту: никто другой не создал такой огромной империи.

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

УУД: Используя карту и ее легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского.

Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

      Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

      Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?

      Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

      Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

КАРТОЧКА № 37

Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

    Почему Греция потеряла независимость? Для этого вспомни:

    Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

    Почему греки жили недружно и воевали между собой?

    Что давала тактика Филиппа ссорить противников? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, которая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестиметровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередистоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате перечисленных причин Македония смогла покорить Грецию.

    Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

    Устный ответ ученика по карточке № 37

    1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

      Изучение новой темы

План,

        Первые победы.

        От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской.

        Гибель Персидского царства.

        Цель Александра – завоевать мир.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,с. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 204)

1).Вспомните, как располагаются на карте части света.

север

юг


2).Каким цветом обозначено на карте Македонское царство?

3).Каким цветом обозначено Персидское царство?

4). В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

5).В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

6).Какие важнейшие города были основаны Александром Македонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20).

7).Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2 . Рассказ учителя .

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 000 отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 000 всадников и 20 000 греческих наемников. Один из военачальников, грек Мемнон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристанища. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий рукопашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не растерялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр Македонский в период военного похода на Восток.

    Беседа по прочитанному.

Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, на о. Фарос. Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам .

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а)Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

б)Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

в)Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г)Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

VI . Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?».

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорадки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сделал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожителей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на земле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Александр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколько легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

С.138-139.

Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира .

Тип урока : комбинированный.
Цель урока : учащиеся должны выяснить, почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу.

Задачи урока :


  1. Образовательная задача: Познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск. Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

  2. Развивающая задача: Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе теста учебника и документов давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

  3. Воспитательная задача: Оценить правомерность действий Александра Македонского к завоеванным народам. Воспитать чувство уважения, сострадания.

Учебное оборудование :

Карта «Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н. э.»;

Исторический источник, таблица;

Мультимедия.

Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация опорных знаний по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии».
Фронтальная беседа с учащимися:
- Македония находится на ______________________.

В середине 4-го века до н. э. во главе Македонии встал царь _____________.


Причины покорения Греции Македонией:

1.___________; (Греки воевали между собой, это ослабило страну.)

2.___________; (Филипп создал сильную, мощную армию.)

3.___________; (Умение Филиппа поссорить противников.)

3.Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем на уроке.


Задача для учащихся : Почему Александр смог покорить Персидскую державу?

4.Изучение новой темы.
План.


  1. Победы войска Александра Македонского.

  2. Гибель Персидского царства.

На доске – тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион, с. Гавгамелы.


  1. Сообщение учащегося об Александре Македонском.

  1. Работа с картой.
- Вспомнить, как располагаются на карте части света?

  1. Рассказ учителя:

3-й слайд. Походы Александра на Восток.


Задание детям: В процессе рассказа заполняются таблица (дата, сражение и результат походов Александра Македонского) и карта – движение войск Александра Македонского.

Весна 334 г. до н. э. навсегда осталась в памятной датой в истории Эллады. Она связана с началом похода в Малую Азия, когда македонский флот на 160 кораблях пересёк Геллеспонт – нынешний пролив Дарданеллы между Средиземным и Мраморным морями. Каждый грек в те времена знал, что название хранит память о прекрасной царской дочери Геле, внучке повелителя ветров Эола, которая, спасаясь от козней злой мачехи, при переправе утонула в этих водах. Достигнув середины Геллеспонта (в переводе «моря Геллы»), Александр совершил возлияние из золотой чаши, принеся быка в жертву богу Посейдону и женским морским божествам – нереидам.

В древности говорили, что берег напротив – ворота Азии. Там были владения персов, которые предстояло завоевать, чтобы отомстить за разорение Эллады во время Греко-Персидских войн, повторив подвиг войска, которое взяло город Трою в Малой Азии.

Александр Македонский ощущал свою причастность к великому прошлому Эллады, так как Ахилл, знаменитый герой гомеровской поэмы, считался его предком по материнской линии. Глава македонского войска считал себя наследником его славы. Судьба мифического героя и реального человека действительно оказались схожими. Оба отличались безмерной храбростью и эмоциональностью, были вспыльчивыми. Оба ушли из жизни молодыми, в зените своей славы.

В Трое Александр принёс жертву богине Афине, покровительнице греков в Троянской войне, а также, следуя древним обычаям, 2умастил тело и нагой состязался с друзьями в беге вокруг памятника», затем, возложив венок к могиле Ахилла, сказал, что считает того счастливцев. Ведь этот герой при жизни имел преданного друга, а после смерти – великого глашатая своей славы.

Персидское войско стояло на противоположном берегу, готовое всеми силами воспрепятствовать переправе македонской армии. Эта позиция была очень выгодной, и даже опытный полководец Филипп 2 – Парменион – засомневался в успехе. Когда Александр решил сразу начать сражение, они заспорили. Парменион напомнил царю, что, по обычаем, македоняне никогда не начинали в это время сражений, так как этот месяц они считали несчастливым.

Я приказываю изменить название месяца, - воскликнул Александр.

Тогда Парменион указал, что надо подождать следующего утра, так как ночью персы будут вынуждены сменить позиции: не ночевать же им на обрывистом берегу. А на рассвете более дисциплинированные македонцы сумеют построиться быстрее противника и получат преимущество.

Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки, - ответил царь и повёл войска в бой.

5-й слайд.

Под градом стрел, преодолев быстрое течение и высокий крутой берег, конница македонян вступила в бой. В схватке Александр был окружён врагами, и военачальник персов ударом сабли срубил гребень его шлема. Затем он вновь занёс клинок. Гибель казалась неизбежной. Но в этот миг подоспел друг Александра – Клит, прозванный Чёрным, и пронзил врага копьём. Сражение окончилось победой македонян.

- Заполняется таблица.

Его исход открыл Александру путь к богатейшим городам Малой Азии. К их числу принадлежал и Эфест – крупнейший торговый и военный порт этого региона. В Эфесте находится храм богини Артемиды (4 век до н. э.), одно из семи чудес света.

В большинстве своём греческие города Малой Азии встречали Александра как освободителя. В Эфесте македоняне вошли без боя. Наёмники, сражавшиеся на стороне персов, оставили город, так как не решились защищать крепость, чьё население было на стороне противника, поспешно отбыв на корабле.

Из Эфеста путь Александра Македонского лежал в Милеет, овладение которым разрешало давнишний спор Эллады и Персии о господстве на море и обеспечивало успешное продвижение сухопутных сил. Можно было не опасаться за морское сообщение с Македонией и одновременно контролировать ситуацию в Греции, где противники Александра были готовы восстать при первом же удобном случае.

В Милеете было сильное влияние граждан, желавших сохранить верность персидскому царю Дарию. Александр взял город штурмом, и население сдалось на милость победителя. Известие о победоносном взятии Милета, который имел 80 дочерних городов-колоний, должно было распространиться по всему греческому миру, утверждал авторитет молодого царя.

Персидский царь Дарий Третий ещё не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. Он считал Александра юнцом, которого нужно проучить. С большим войском Дарий двинулся навстречу завоевателю. Оба войска встретились у города Исса.


7-й слайд.

В 333 году битва при городе Иссе.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, & 42 ст.191.
8-й слайд.

Беседа по прочитанному:

Кто возглавлял атаку македонского войска?

Численность персидского и македонского войска?

Какую добычу захватили македоняне?

Почему Войско Александра Македонского одержало победу?

- Заполняется таблица.
9-й слайд.

Александр не стал преследовать Дария, его дальнейшей целью была Финикия.

Слово «финикийцы» по-гречески означает «красноватые» или точнее, «красящие в багряный цвет».

Скажите, почему греки называли местных жителей именно так?

(Ответ: Те открыли тайну пурпурной краски, которую добывали из водившихся в местных водах моллюсков, и торговали по всему Средиземноморью пурпурными тканями.)

Финикийцы были враждебны грекам: местные купцы соперничали (конкурировали) с греческими купцами. Их самый богатый город Тир решил сопротивляться македонским войскам. Жители Тира сражались не за Дария, а за свою свободу. Тир был расположен на неприступной скалистом острове и окружён мощными стенами. Более полугода длилась его осада с суши и моря.


10-й слайд.

Александру удалось окружить город кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины.

Сообщение одного учащегося о метательных машинах.
11-й слайд.

Стены укреплений были разрушены. Македоняне ворвались в город.

12-й слайд.

Они разграбили и подожгли Тир. Некогда прекрасный город был превращён в руины и пепел. Мужественные защитники были убиты, около 30 тысяч жителей города были проданы в рабство. Своей жестокостью Александр сравнялся с худшими тиранами.

- Заполняется таблица.

13-й слайд.

В эти дни Александр получил от Дария письмо. Признавая своё поражение, он соглашался уступить половину своей империи. Полководец Александра Македонского Парменион, узнав об этом, воскликнул:

Если бы я был Александром, я бы согласился!

И я бы согласился, если бы я не был Александром. Ответ Дарию будет другим: мне не нужны полцарства, мой удел – власть над миром.
Оздоровительная «пятиминутка»!
14-й слайд.

Египет сдался Александру без боя. Египетские жрецы объявили его богом и сыном бога солнца, как это было принято в отношении фараонов. Александр принял решение жрецов с благосклонностью – ему уже мало было родства с Ахиллом: покорённые народы должны были поверить, что их страны пришёл бог и ему нужно безоговорочно подчиняться. Даже в греческие города он разослал гонцов с требованием, чтобы народные собрания признали его богом.

- Заполняется таблица.
15-й слайд.

В Египте Александру приснился сон: почтенный седовласый старец, вставая возле него, прочёл следующие строки Гомера:

«На море шумношироком находится остров, лежащий против Египта; его именуют нам жители Фарос….»

Проснувшись, царь и бог отправился на берег моря, в местность напротив Фароса. Здесь его зодчие, не имея мела для разметки, начертили план города рассыпая муку прямо на землю. Тут, однако, прилетели птицы и всё склевали. Александр опечалился, считая это дурным предзнаменованием, но предсказатели разъяснили, что новый город будет процветать и кормить людей из разных стран. Так и случилось: и до, и после Египет был основным экспортёром зерна в античном мире.


16-й слайд.

Город назван в честь Александра Македонского. Здесь он проявил себя не только как талантливый полководец, но и как архитектор. Он сам разметил места будущих площадей, улиц и храмов. Здесь также было одно из семи чудес света Фаросский маяк.


В 331 г. до н. э. начался поход в собственно персидские земли. Целых четыре месяца шло войско. Наконец, перейдя воды Ефрата и Тигра, оно оказалось у селения Гавгамелы, где в ожидании битвы стояли персы. Название это на местном наречии означает «Верблюжий дом», так как один из древних царей, спасшись на одногорбом верблюде, поместил его здесь и назначил на его содержание доходы от нескольких деревень.
17-й слайд.

Репродукция сражения.

Работа учащихся с историческим источником, читать.
18-й слайд и 19 слайд.

Задание: использую схему «Битва при Гавгамелах», рассказать о самой битве.

Ответить на вопрос: Что общего между битвами при Иссе и при Гавгамелах.

- Заполняется таблица.
20-й слайд.

Вскоре после разгрома при Гавгамелах Дарий 3 был убит своими приближёнными. Войско Александра подошло к Вавилону. Вавилон встретил Александра как освободителя. Полководца поразили гиганские руины главного храма города – в Библии он назван Вавилонской башней. Этот храм был разрушен ещё персидским царём Ксерксом.


21-й слайд.

После Вавилона Александр овладел древней столицей персов городом Персеполем. В честь победы в царском дворце был устроен пир. Афинянка Таис, подруга военачальника Птолемея, предложила поджечь дворец Ксеркса, предавшего некогда огню Афины: пусть люди вспоминают, что женщины, сопровождавшие Александра, смогли лучше отомстить персам, чем предводители армии и флота. Александр с венком на голове и факелом в руке пошёл впереди всех. Дворец загорелся. Царь быстро одумался и приказал потушить огонь, но сделать это уже было невозможно.

22-й слайд.

Македоняне двинулись в восточные области Персидского царства, однако встретили упорное сопротивление местных племён. Между Амударьей и Сырдарьей в Согдиане и Бактрии в тылу у Александра в 329-328 гг. до н. э. произошло восстание согдийских и скифских племён под руководством согдийца Спитамена. Близ Самарканда македонцы были стеснены со всех сторон и бежали на небольшой остров на реке. Здесь скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли из луков: лишь немногим удалось вернуться к своим.


Александр продолжил поход на восток.

23-й слайд.

Задание для учащихся:

Просмотреть слайды, и подумать почему войско Александра Македонского не стало продолжать свой путь на восток.

Работа с учебником.& 42 ст. 194.

Последнее сражение Александра Македонского, битва с Пором при Гидаспе.

- Учащиеся заполняют таблицу.
Обратный путь начался в 326 г. до н. э. и проходил в очень трудных условиях. Вернувшись в Сузы македонский царь женился на дочери Дария Статире. Прибыв в Экбатаны, царь стал посещать театр и различные праздники. Далее был Вавилон, где и завершился в 325 г. до н. э. десятилетний поход. Этот город стал столицей державы Александра Македонского. Здесь он прожил два года, постепенно став суеверным. Он начал верить в предсказания и окружил себя прорицателями.

Одновременно он стал деятельно организовывать управление своей державой, готовиться к новому походу – на Запад. Александр собирался завоевать Карфаген в Северной Африке, Сицилию и Италию.


24-й слайд.

Но Александр внезапно заболел. В «Дневниках», которые велись при дворе, о болезни Александра сказано, что на 18 день месяца Александр почувствовал озноб, а на 28 день умер от сильнейшей лихорадки.

- Учащиеся заполняют таблицу.
25-й слайд.

Сразу после смерти Александра Македонского его полководцы начали воевать между собой. Они захватывали друг у друга области и города, ускорив распад единой державы, которая держалась в основном волей и личностью её создателя.

26-й слайд.

Держава Александра Македонского распалась на три царства: Македонское, Египетское и Сирийское.


5.Закрепление изученного на уроке.
27-й слайд.

Таблица.


Дата

События

Результат

334

Битва при Гранике

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333

Битва при г. Иссе

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария отрезаны Сирия, Финикия и Египет

332

Осада и взятие Тира

Подчинён бассейн Средиземного моря

332-331

Подчинение Египта

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

331

Битва при Гавгамелах

Полностью сломлены военные силы Дария 3.

329

Война в Бактрии и Согдиане

Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

327

Война в Индии. Битва с Пором при Гидаспе.

Крайние истощение сил македонского войска

323

Смерть Александра Македонского

Начало развала созданной в процессе завоевания великой державы – империи Александра Македонского.

Задание для учащихся:

Используя карту «Завоевания Александра Македонского» и таблицу в тетрадях, назвать причины покорения Персидской державы Александром Македонским.

Ответ:


    Армия персов состояла из наёмников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

  1. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

  2. Покорённые и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

  3. Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

6.Итог урока.

Значение восточного похода Александра Македонского было чрезвычайно велико. Он способствовал сближению экономики и культуры Запада и Востока. На развалинах державы Александра Македонского возник новый эллинистический мир, где впервые стали взаимодействовать богатые культуры Азии и Европы.

Домашнее задание:


  1. Прочитать & 42.

  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. – М., 2002. ст.37, задание № 52.

  3. Сообщение на тему: «Фаросский маяк».

Литература:


  1. Бутромеев В. Н. «Всемирная история в лицах. От Гомера до Эйнштейна». – М., 2002.

  2. Ботвинник М. Н., Рабинович М. Б. «Знаменитые греки и римляне (по «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха)». – М., 2000.

  3. Волобуев В. О. «История Древнего мира в художественно-исторических образах». – Хрестоматия, - М., 1978.

Почему Александр Македонский разрушил Персеполь

И через две с половиной тысячи лет руины Персеполя напоминают нам о той поре, когда мировая империя персов простиралась от Дуная до Инда и от центральноазиатских степей до Нила. Придя к власти, Дарий повелел (около 515 года до нашей эры) заложить на плоскогорье Марв-Дашт новую столицу Персеполь специально для проведения царских церемоний. Город строился примерно в восьмидесяти километрах от Шираза в самом сердце Фарса (античной Парсы) - и призван был стать олицетворением баснословного богатства Древней Персии.

Почти шестьдесят лет трудились вавилонские кирпичники и ионийские каменотесы, мидийские и египетские мастера над строительством Персеполя, на два столетия ставшего воплощенным в камне символом империи Ахеменидов. Этот огромный город занимал площадь почти сто двадцать пять тысяч квадратных метров и был окружен неприступной городской стеной, ворота которой охраняли изваяния крылатых быков. В городе располагались дворцы, гаремы, конюшни, казармы и гигантская сокровищница. Все постройки царской резиденции возвышались на насыпной террасе, к которой вела широкая открытая лестница.

Каменные и дворцовые постройки Дария имеют в плане квадрат; все здания заложены по единой прямоугольной системе координат и связаны между собой открытыми площадками и воротами. Дворцы Дария и Ксеркса , тронный зал, своды которого поддерживались сотней громадных колонн, главные ворота и сокровищница принадлежат к числу самых впечатляющих памятников Персеполя, который, хотя и в руинах, но дошел до наших дней, пережив все крутые повороты в истории. Тронный зал (ападана) - одно из самых роскошных строений Персеполя; надписи, сообщающие о его создании, выполнены из золота и серебра. Символами величия, безграничной власти и сказочного богатства Персидской державы были великолепные «врата всех стран», которые также называли пропилеями Ксеркса . Это сооружение состояло из четырех колонн и было украшено фигурами двуглавых быков и сказочных существ, над головами которых было написано на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках о том, что эти ворота построены великими царями Дарием I и Ксерксом I. В центре возведены не менее величественные «ворота царей», на великолепных барельефах которых изображена схватка львов (лев в Персии - символ праведной власти) и быков (символ зла и неправды).

Широкая улица между двумя высокими глухими стенами вела к Военным воротам (которые так и не были никогда достроены), открывающим вход на Военную площадь, где находится зал, крышу которого поддерживали тридцать две деревянные колонны, поставленные на круглых каменных основаниях.

Одна из самых совершенных построек Персеполя - резиденция Дария Таштара ; из-за до блеска отполированных камней ее часто называют «зеркальным дворцом». Дарий правил страной тридцать шесть лет и считал себя владыкой мира, «царем царей». На одном из пилонов городских ворот он повелел изобразить самого себя: царь убивает страшное сказочное чудовище с головой льва и хвостом скорпиона - воплощение зла. Продолжатель славы Дария Ксеркс был наследником его власти и богатств и также довольно успешно вел завоевательные походы. В 480 году до нашей эры он захватил Афины и разрушил Акрополь. В богатом и славном Персеполе широко праздновали эту очередную победу персов, не подозревая, что у истории долгая память и посеявший ветер пожнет бурю.

Через сто пятьдесят лет, в 330 году до нашей эры, великий полководец Александр Македонский, завоевав Персеполь, сжег дотла эту побежденную столицу Персидского царства. Это была месть за некогда разрушенный войсками персов афинский Акрополь. Остатки величественных зданий, колонны и каменные изваяния, говорящие о «вечной» славе персидских царей, были погребены под сотнями тонн золы и пепла и лишь благодаря этому сохранились до наших дней.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему вавилонский царь Навуходоносор II покончил с Иудейским царством и разрушил Иерусалим? Захватив Иерусалим в 597 году до нашей эры, вавилонский царь Навуходоносор II не ликвидировал Иудейское царство, а ограничился тем, что посадил на престол нового царя – Седекию,

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Александр Македонский. Диагноз поставлен На всех скульптурных изображениях голова великого полководца чуть повернута вправо, а подбородок своеобразно поднят. До сих пор считалось, что древние скульпторы тем самым стремились передать внутренний мир, гордость и

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

ПУТЕШЕСТВЕННИК-ПОЛКОВОДЕЦ (Александр Македонский) Александра Македонского прославили его победоносные сражения и завоевания. В то же время он был крупнейшим землепроходцем древности. Его военные предприятия широко развернули для греков границы ойкумены.Став после

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Александр Македонский. Диагноз поставлен На всех скульптурных изображениях голова великого полководца чуть повернута вправо, а подбородок своеобразно поднят. До сих пор считалось, что древние скульпторы тем самым стремились передать внутренний мир, гордость и

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Александр Македонский (Александр Великий) (356-323 гг. до н.э.) царь Македонии, полководец Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ Царь Македонии в 336-323 гг. до Р.Х. Сын Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. Род. в 356 г. до Р.Х. Умер 13 июня 323 г. до Р.Х. Ж: 1) Роксана; 2) Статира.По свидетельству Плутарха, Александр еще в отроческом возрасте проявлял редкий здравый смысл: неистовый и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Александр Македонский и Роксана 327 год до нашей эрыАлександр Македонский - один из величайших в истории правителей и завоевателей - женился, в отличие от многих его современников, по большой любви. Причем женился не по греческому, а по персидскому обычаю. На пленнице

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том I (А – Б) автора Сосновский Александр Васильевич

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Великий) (356–323 до н. э.), царь Македонии, полководец 141 * Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно. Приводится у Плутарха («Александр», 8). ? Плут., 2:120.Филипп II Македонский – отец Александра, Аристотель – его

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Великий) (356–323 до н. э.), царь Македонии, полководец41* Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.Приводится у Плутарха («Александр», 8). ? Плут.-94, 2:120.Филипп II Македонский – отец Александра, Аристотель – его наставник

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Александр МАКЕДОНСКИЙ (356–323 до н.э.) царь Македонии Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы. (По Плутарху.) * *

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (Плутарх. «Александр», 40) (128, с.143) Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и