Индивидуальность. Пути развития индивидуальности. Факторы, формирующие потребность в достижении. Мотив достижения личности Вопросы и задания

Резюме - это краткий документ, который характеризует вас и ваши профессиональные навыки.

При составлении такого важного документа, обязательно пишите только правду. Не стоит себя возводить на пьедестал. Оно должно быть грамотным, четким и лаконичным. Позаботьтесь о внешнем виде, придерживайтесь официальному стилю.

Объем текста 1-2 листа, не более. Напечатайте доступным шрифтом для чтения, выделите важные моменты и обязательно прикрепите фото. Что касается фото, то оно должно выглядеть примерно как на паспорт. Выберите подходящее фото, с подходящей формой одежды, во весь рост необязательно (если только стоит обязательным пунктом работодателя), фон фотографии желательно нейтральный. Без лишнего пафоса, вы устраиваетесь на работу, всегда помните об этом.

Какую информацию необходимо указать в резюме

Резюме должно быть структурированным и существует примерный план составления. Ниже приведён пример, старайтесь придерживаться его.

  1. Личные данные;
  2. Образование;
  3. Опыт работы;
  4. Трудовые навыки;
  5. Достижения;
  6. Владение ПК;
  7. Персональные качества;
  8. Дополнительная информация/

Давайте подробно рассмотрим каждый пункт.

1. Личные данные - что должно быть в этом разделе?

  • ФИО - полностью пишите фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения - укажите числа, месяц и год рождения полностью (пишите цифрами).
  • Адрес проживания - лучше указать город и район проживания, в целях личной. конфиденциальности т. к. вы размещаете еще на интернет-портале.
  • Номер телефона - пишите свой мобильный номер, для быстрой связи с вами.
  • Электронная почта - если вы сами делаете рассылку своего резюме, к вам на почту приходит ответ.
  • Семейное положение - замужем/женат, холост/не замужем, если есть дети и какого года рождения (необязательно, но желательно).

Пример:

Иванова Иванна Ивановна

Цель резюме: соискатель должности инспектор отдела кадров

фото Дата рождения: 19.11.1977 г.р.

Адрес проживания: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 5, кв. 37.

Номер телефона: +7834764368

2. Образование - в этом пункте укажите какое у вас образование. Если несколько, то укажите их по порядку. Обязательно дату поступления, дату окончание, название учебного вуза, факультет, специальность и полученную квалификацию.

Пример:

2007–2009 гг. Донецкий Национальный Технический Университет

Факультет: переподготовки кадров

Специальность: экономист

Квалификация: специалист

1995–2000 гг. Донецкий Национальный Университет

Факультет:

Специальность: психолог

Квалификация: специалист

3–4 Опыт работы, трудовые навыки - следует кратко изложить трудовую книжку.

  • Дату поступления и дату увольнения с занимаемой должности (статья по которой с вами расторгли трудовой договор);
  • Название предприятия, фирмы;
  • Занимаемая должность;
  • Переводы, назначения, повышение категории (очень важно, можно проследить карьерный рост).

После того как указали должность, немного опишите трудовых обязанностей.

Многие рекомендуют не писать трудовые обязанности, если вы претендуете на должность. Но лучше написать, в каждой компании принцип работы один, но разные должностные обязанности. Работодатель должен изначально видеть, чем вы занимались. Для лучшего восприятия вашего резюме опыт работы и трудовые навыки объединить в один пункт.

Пример:

01.04.2005–01.08.2012

(7 лет,4 мес.) ООО «Феникс»

Причина увольнения: ст 38 КЗоТ Украины- собственное желание.

Начальник отдела кадров:

Ведение кадрового делопроизводства (прием, увольнение, перевод, отпуск, составление штатного расписания);

Ведение карточек Т2.

5. Достижения - этот раздел очень важный. Если предыдущая часть резюме шаблонная, тот тут следует постараться. Отразите все заслуги, которые вы добились на предыдущем месте работы. Работодатель хочет видеть результат вашей работы. Опишите конкретные данные и желательно подтвердить цифрами.

Только помните, чтоб информация содержала коммерческую тайну предыдущего места работы. Если вы делитесь такой информацией, не указывайте точные данные. И больше конкретики. Не пишите: обеспечение, повышение, внедрение- это наводит на мысль, что вы только собирались это сделать и вас уволили.

А если напишите: обеспечил, повысил, внедрил и при этом еще подтвердите в процентном соотношении, то вашей личностью заинтересуются больше. На лицо ваши результаты. Следовательно, вас можно охарактеризовать результативным и целеустремленным человеком.

Пример достижений лучше привести за последние место работы или предыдущее, но не пишите десятилетней давности.

Важно писать достижения, которые вы достигли по вашей профессии. Не пишите успех главного бухгалтера, если работали экономистом. Бывают случаи, когда хотите сменит род деятельности, тогда необходимо свои победы максимально приблизить к новым целям карьерного роста.

Есть такие профессии, где нет выдающихся заслуг перед предприятием. Работник ежедневно выполняет монотонную однообразную работу, тогда зарекомендуйте себя как надежный и ответственный исполнитель.

Если вы только окончили высшее учебное заведение, и естественно, у вас нет достижений, то не претендуйте на высокооплачиваемую работу. Многие молодые специалисты думают, что они «все умеют» после окончания вуза.

Не хватайте звезд с неба, ваше достижение-стремление учится и повышать уровень знаний.

  1. Увеличила объемов реализации продукции на 15%;
  2. Увеличила маржинальную прибыль на 15%;
  3. Привлекла потенциальных клиентов и добилась положительного отношения к нашей компании. Зарекомендовала статус надежного партнера. Сфера продаж: Обучил и поделился опытом с о методиках успешных продажах;
  4. Разработал план эффективных продаж, за счет чего, продажа увеличилась на 24%.

Административная должность:

  1. Прошла путь от секретаря до регионального директора;
  2. Разработала комплексный план развития филиала;
  3. Организовала филиал с нуля и вывела на достойный уровень прибыли.

Технические специальности:

  1. Обеспечил информационную безопасность;
  2. Организовал работу отдела;
  3. Разработал регламентирующие документы по информационным технологиям.

6. Владение ПК. В этом разделе не пишите - опытный пользователь. На сегодняшней день практически все владеют навыками ПК. Опять следует быть конкретным. Опишите, с какими программами, офисными приложениями, системами вы работаете. Обязательно опытный ли вы пользователь Интернета, сейчас очень часто работают через электронную почту, работа в соцсетях и прочее.

Пример:

Опытный пользователь: MS Office (Word, Exсel, Power Point, Access, Outlook), навыки работы с интернетом (Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox) и электронной почтой (Outlook Express), графическими редакторами (Photoshop, CorelDRAW), профессиональные программы: CRM, BSCS, SAP, 1С:Предприятие 7 и 8. Знание операционных систем Windows и Linux.

7. Персональные качества. Тут что вы ни напишите, все качества хороши. Особо ценятся: ответственность, пунктуальность, бесконфликтность, коммуникабельность, исполнительность, аккуратность. Любой набор из таких качеств характеризует вас с положительной стороны.

Но чтобы вы не написали, придя на собеседование, менеджер по кадрам с первого взгляда определит ваши качества. А иногда и для вас сделают открытие. Поэтому при составлении персональных качеств, учтите мнение окружающих и для каждой профессии есть свои качества.

Пример:

Помощник руководителя: Аккуратность, внимательность, приятная внешность, коммуникабельность, грамотная речь. Оператор: Грамотная речь, стрессоустойчивость, пунктуальность, ответственность.

Продавец-консультант: Доброжелательность, коммуникабельность, желание зарабатывать, высокая стрессоустойчивость.

8. Дополнительная информация. Тут можно написать информацию, которая сделает акцент на профессиональную деятельность. Не перечисляйте личные качества, профессиональные навыки, все это изложено выше. Можете упомянуть о владении языками, водительское удостоверение.

Что касается хобби, то на данный момент - это очень спорный вопрос. Некоторые считают, что хобби не влияет на профессиональные качества. Давайте рассмотрим это вопрос.

Если вы совсем молодой специалист, то графа «Хобби» спасет ваше резюме. Не стоит писать общими фразами, проявите индивидуальностью. Поэтому пишите увлечения, которые связаны с профессиональным образованием.

Чтобы ваше резюме отличалось от других, напишите увлечения, которые подчеркивают характер, устремление, упорство. Итог, следует писать хобби, но крайне осторожно.

Пример:

Дополнительная информация:

Владение иностранными языками: Английский, русский, украинский свободно, испанский, немецкий со словарем. Водительское удостоверение: Категория В., стаж вождения 10 лет.

Увлечения: вышивка бисером, шахматы, спорт.

Давайте разберем пример увлечение выше:

  • Вышивка бисером, очень кропотливая и скрупулезная работа, значит, к работе будет подходить серьезно и аккуратно;
  • Шахматы - стратегическое мышление;
  • Спорт - спортивный здоровый сотрудник.

Резюме - это искусство. Поэтому мы надеемся, что наша инструкция по составлению, поможет вам в достижении поиска успешной работы.

Итак, каждый человек - личность. Он такой потому, что наделен этим с рождения, природой, небом, удачей. Не нам об этом знать на сто процентов. Но факт есть факт, потому каждый человек обладает своими чертами личности, возможностями, своими, ни с кем не сравнимыми талантами и своим образом жизни. Человек должен сам понять, каков он, каково его предназначение, он должен почувствовать свое место в жизни и пойти верным путем. Вторым шагом этого верного пути должно быть самоусовершенствование, стремление к бесконечному улучшению и развитию полученных им дарований. Развить знания, навыки, приобрести интересы. Сказав это другими словами, человек стремиться стать универсальным. Но именно в этих ситуациях наиболее четко проявляются различия и противоречия внутри самого индивида.

Важная черта, которая изменила все положение человека в мире, это время. Время стало не просто независимым, идущем от Бога и неуправляемым, как не интересующий и независимый с человеком фактор. Время рассматривалось лишь как огромный ареал культурного пространства, как эпоха, например. Впервые, именно в эпоху, эпоху Возрождения, человек, наконец-то, стал жить во времени, в какой-то мере, он даже стал им управлять. Это может означать то, что появляются зачатки развития прогрессивного разума, то есть, человеку уже почти свойственно прогнозировать будущее, начиная пока с самых маленьких временных границ. Индивид уже осознал, насколько важно время, насколько оно ценно.

Между тем, личность человека остается несформированной. Здесь играет роль сверхличности, идеальной, непобедимой, самой главной, без самокритики, в отсутствии негативных качеств, а с другой стороны, роль как бы не личности, не до конца личности, скажем. И то и другое совмещено в одном человеке, поэтому нельзя утверждать о наличии истиной индивидуальности. Тут еще нет чего-то, что сделало бы его особенным. Ведь даже взять некоторую группу предметов, например, карандаши - они тоже все разные, отличаются друг от друга цветом, формой, длиной. Конечно, эти отличия делают каждый по-своему особенным. Но это повседневно и не вечно. Все это не содержит настолько содержательной информации, чтобы понять личность, эти отличия не столь существенны, или, не столь видны, чтобы можно было понять сущность каждого индивида, каждой индивидуальности. Но это не означает, что личность не состоялась, что это плохо и недоделано. Да, нельзя понять истину личности, да, все не настолько точно. Но посмотрите, как все идеализировано, как гармонично. Ведь в этом главный отличительный плюс такого возвышения личности. Это огромная культурная ценность, большая ценность эпохи, огромный скачок в понимание сущности человека. Значит, есть то, над чем можно работать дальше, значит, все хорошо и путь выбран достаточно правильно. Исторически очень важно понимание индивида в эпоху Возрождения. По сравнению со средневековым восприятием личности, человек этой эпохи может называться зрелым, он обладает особой мощью, что придает некую безграничность. Словом, можно смело сказать, что человек данной эпохи является человеком ренессансным.

36. Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений. Для учета индивидуального достижения, указанного в Правил приема, не требуется представление таких документов.

37. При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета приемная комиссия Университета ИТМО может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:

1) наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца;

2) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью;

3) наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

4) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет);

5) участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

6) оценка, выставленная приемной комиссией Университета ИТМО по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

38. При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно .

39. Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов устанавливается Университетом ИТМО самостоятельно.

40. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются Университетом ИТМО в соответствии с Правил приема и указываются в правилах приема, утвержденных Университетом ИТМО самостоятельно.

2.ПЕРЕЧЕНЬ ОЛИМПИАД И ИНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И (ИЛИ) ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ, ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ НАЧИСЛЕНИИ БАЛЛОВ

Поступающие на обучение в Университет ИТМО имеют право предоставить дипломы (сертификаты) нижеперечисленных олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с начислением за них баллов за индивидуальные достижения по каждой позиции один раз.

Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов

Тип достижения Наименование Баллы
спортивные достижения Золотой значок ГТО, полученный в 10-11 классах 1
спортивные достижения Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, полученных в 10-11 классах 10
спортивные достижения Обладатель 4-10 мест на Олимпийских играх, Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх, чемпионате мира, чемпионате Европы, обладатель 2-10 мест на первенстве мира и первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 9
спортивные достижения Обладатель 1-5 мест на Чемпионате, Кубке и Первенстве Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 6
спортивные достижения Обладатель 1-5 мест на Чемпионате, Первенстве субъекта Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 3
наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием Аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании с записью об отличии 3
осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности Книжка волонтера или справка об участии с записью о деятельности суммой не менее 10 часов и не менее, чем на двух мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями 1
итоговое сочинение в выпускных классах Зачет 1
Всеукраинская олимпиада 10
Всебелорусская олимпиада Диплом победителя или призера 10
Всероссийская олимпиада, полученная в 10 или 11 классе Диплом победителя или призера III этапа (региональный этап) по математике, или физике, или астрономии, или информатике, или химии, или биологии, или обществознанию, или иностранному языку, или экономике 8
Международная математическая олимпиада (IMO) Диплом участника 10
Международная олимпиада по физике (IPhO) Диплом участника 10
Международная олимпиада по информатике (IOI) Диплом участника 10
Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию Диплом победителя или призера в составе команды 10
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 60 баллами по профильной дисциплине и полученная в 7-9 классах Диплом победителя или призера профильной олимпиады 2
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 60-74 баллами по профильной дисциплине и полученная в 10 или 11 классе 3
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 75 баллами по профильной дисциплине и полученная в 10 или 11 классе, не учитываемая при поступлении без вступительных испытаний, не позволяющая засчитать 100 баллов за ЕГЭ по профильной дисциплине Диплом победителя или призера профильных олимпиад за 2018, 2019, 2020 года 5
Выписка из решения оргкомитета Международной олимпиады Университета ИТМО по математике 10
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Выписка из решения оргкомитета Международной олимпиады Университета ИТМО по информатике 10
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Конгресса молодых ученых Университета ИТМО, полученный в 10-11 классах 5
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Балтийского научно-инженерного конкурса, полученный в 10-11 классах 7
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Конкурса докладов Летней школы лазерных технологий, полученный в 10-11 классах 5
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера конкурса социальных проектов учащихся школ "Ты нужен людям", полученный в 10-11 классах 2
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Международного конкурса по маркетингу «BigGame by Marketoruim. Секция Junior», полученный в 10-11 классах 2
действующий международный языковой сертификат (уровень не ниже Advanced/C1) TOEIC, TOEFL (CBT 250-263; IBT 100-107), IELTS (от 7.0), Cambridge (CPE, CAE), TestDAF (TDN 4 и TDN 5), ZOP, KDS, GDS, Goethe Zertifikat C1/С2, DSD II, ZMP, DALF, TCF, DELE, HSK 5, HSK 6 3
инженерно-конструкторская школа «Лифт в будущее» 3
Сертификат победителя финального этапа, полученный в 10-11 классах 3
Конкурс «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!» Сертификат призёра финального этапа, полученный в 10-11 классах 2
Конкурс «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!» Сертификат участника финального этапа, полученный в 10-11 классах 1
конкурс «Начни IT» Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 3
олимпиада «ИТМО Вконтакте» и Олимпиада «Вконтакте» Диплом победителя или призера 10
всемирная Робототехническая Олимпиада (WRO) Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 10
Robocup Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 8
РобоФест Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 8
Конкурс эссе для иностранных граждан Победитель 5
форум «Проектория» Сертификат победителя 2
ITMO.STEP Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 2
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» Призёр (участник научно-технологической образовательной программы «Большие вызовы») 5
ЦифRU Сертификат о прохождении обучения на онлайн-платформе «ЦифRU» с указанием не менее 5 модулей 5
Конкурсы проектов всероссийских или международных проектных школ и хакатонов «Практики будущего» Кружкового движения Национальной технологической инициативы Победитель или призёр 1
Nord School CTF-2019 Диплом победителя очного тура 4

Акмеология, как активно развивающаяся наука, решает сложнейший вопроссовременного человекознания, а именно феноменологию, становление и закономерности развития взрослого человека.Акмеологию как понятие, обозначающее психологию зрелости или взрослостиввел Н.А.Рыбников (1928), дальнейшее развитие акмеологии как науки связано с трудами Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1969) и продолжено А.А.Бодалевым («Акмеология как учебная и научная дисциплина»,М., 1993). Ананьев, Бодалев,Деркач, Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека.

Возникнув, как новая парадигма на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» (прежде всего в профессиональной деятельности).

Акмеология определяет взрослость как возрастную ступень, начало которой относится к 18-20 годам, при этом за индивидные характеристики принимается состояние организма в целом и каждого органа в отдельности по сравнению с нормой, за личностные характеристики - сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого, а за субъектные характеристики - все качества человека, от которых зависит осуществление его деятельности.

Под акме в профессиональной деятельности подразумеваетсяустойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.

Достижение акме - это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека. Талант, способности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания, обучения, качество образования и др. как объективные факторы этого процесса. Более того, само понятие акме, равно, как и процесс его достижения, будет сильно зависеть от конкретной профессиональной деятельности. Акмеология была бы исключительно описательной наукой, если бы свелась к каталогизации акме по профессиям. Кроме этих задач, акмеологияс самого начала разрабатывает технологии и стратегии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности. Таким образом, уже сейчас можно говорить о таких видах прикладной акмеологии как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская и пр., а также целесообразно рассматривать психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации старшеклассников и студентов.

Все зрелости человека: физическая, психическая, личностная, зрелость как субъекта деятельности связаны между собой, но человек не достигает всех вершин одновременно. Более того, скорости достижения акме в разных областяхжизнедеятельности могут сильно отличаться. Акме спортивных достижений может не совпадать со зрелостью межличностных отношений, а вершины научных достижений не всегда приходятся на пик здоровья и т.д.

Комплексное изучение развития человека позволяет проанализировать корреляции индивидных, личностных и субъектных характеристик взрослого человека и особенностей его формирования в детстве и юности. Важной задачей акмеологии является нахождение единичного, особенного и общего в индивидном, личностном и субъектном развитии человека при достижении им микро (промежуточных)и макро(значительных)акме, а также выявление единичного, общего и частного в процессе достижения мастерства в разных областях профессиональной деятельности.

Акмеологическое изучение человека подразумевает не только анализ его достижений в профессии, а прежде всего изучение высшего этапа зрелости человека - постижение смысла своего существования. С точки зрения акмеологии психологические понятия субъект и индивидуальность получают новое смысловое наполнение. Субъект на высшей стадии своего развития выступает не просто как активный деятель, но как человек, способный взять ответственность за свою жизнь. Индивидуальность же определяетсяне только как неповторимое своеобразие психики человека, но как своеобразное триединство индивида, личности и субъекта деятельности.

В современной акмеологии вводится целостная характеристика индивидуальных свойств человека- интегральная индивидуальность. Это больше, чем совокупность особых качеств личности, а «особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека» (см. В.С.Мерлин Очерк интегрального исследования индивидуальности, с.10)В интегральной индивидуальности выделяются различные аспекты: биохимический, индивидуально-психический (темперамент, особенности личности), социально-психологический (роль в социуме).

Вторым феноменом процесса развития индивидуальности является становление индивидуального стиля как способа адаптации человека к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. Развитие этих двух феноменов взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль опосредует взаимодействиеиндивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Проблема индивидуального стиля - это не проблема одного индивида, а задача интеграции различных индивидуальных стилей в одном рабочем пространстве, т.к. индивидуальный стиль - это прежде всего стиль профессиональной деятельности.

В контексте развития индивидуальности стоит особо остановиться на понятии аутопсихологической компетентности. Прежде всего, аутопсихологическая компетентность - это полное и глубокое знание себя как личности, своего темперамента, особенностей мышления, своеобразия характера, выносливости в пиковых нагрузках, т.е. знание всех своих сильных и слабых сторон, чтобы уметь адекватно компенсировать уязвимые стороны своей личности и всемерно развить внутренний психологический потенциал, формируя эффективные стратегии своего развития.

Аутопсихологическая компетентность - это готовность и способность личности к подобным изменениям, закрепление соответствующих навыков саморегуляции и гармонизации своего состояния, умение держать фокус на значимой поставленной цели, создавать благоприятную атмосферу для своей деятельности, активируя самые лучшие и сильные черты своей личности, являясь своебразным коучем (тренером) самому себе. Это становится возможным при надлежащем уровне собственной осознанности, сформированной воле и значительного опыта саморазвития и самосовершенствования. Как объект такой акмеологической преобразующей деятельности может выступать часть личности, воспринимаемая как наличие внутренней проблемы, препятствующей дальнейшему личностному росту.

А.А.Деркач выделяет акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности.

Интрапсихическая акмеологическая деятельность направлена на творческое саморазвитие. Компонентами этой деятельности является:

Сформированная позиция внутреннего наблюдателя, как метакоммуникатора, «субъекта самопреобразующей деятельности» (см. там же), способного коммуницировать с разными уровнями психики и в разных каналах восприятия,

Способность личности планировать этапы своего развития и предусматривать коррекцию неблагоприятных периодов за счет нейтрализации негативных психологических образований и активизации позитивных личностных ресурсов,

Умение поддерживать постоянную позитивную динамику своего развития.

При этом, аутопсихологическая компетентность включает в себя знание своих типических черт, главные из которых - тип личности, свои защитные механизмы и стиль мышления. Знание стиля своего мышления позволяет человеку значительно повысить свою аутопсихологическую компетентность, а знание доминирующей личностной защиты позволяет сохранять позитивный образ Яв экстремальных условиях.

Резюмируя, можно сказать, что акмеологичность - это неотъемлемая черта самого человеческого развития,устремленность человека к своему акме есть стремление к вершинам личностного, профессионального развития, асамосовершенствование - это естественныйпроцесс реализации своеготворческого потенциала.

Современная акмеология развивается во взаимодействии естественных, технических и общественных наук. Развитие акмеологии обусловлено необходимостью изучения целостного образа человека, включая исследование процесса формирования, становления и закономерностей развития человека на этапе его взрослости, учитывая особенности его личной истории на предшествующих возрастных стадиях. Это исследование дает возможность проанализировать предпосылки, которые благоприятствуют формированию его как профессионала высокого класса. Другой важной частью акмеологических исследований является теоретическое обоснование и практическое создание технологий, способствующих достижению человеком своего «акме».

Индивидуальность человека является интегральным феноменом, проявляющимся на разных стадиях личностного развития. У человека при этомформируется интегральная индивидуальность, как своеобразный характер связи между всеми свойствами человека и индивидуальный стиль, как способ адаптации к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. Индивидуальный стиль способствует эффективному продвижению человека к вершинам личностного и профессионального развития.Творческое саморазвитие личности определяется акмеологической деятельностью в интрапсихическом пространстве. Результатом этой деятельности является аутопсихологическая компетентность - одно из главных психических условий активизации личностного потенциала, обеспечивающее развитие «акме» человека в контексте его индивидуальности.

Литература:

1. Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1969

2. А.А.Деркач, Л.Э.ОрбанАкмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности М.,РАГС, 1995

3. А.А.БодалевымАкмеология как учебная и научная дисциплина М., 1993

4. А.А. Бодалев, Л.А. РудкевичКак становятся великим или выдающимся. М., 1997.

5. А.А. БодалевВершина в развитии взрослого человека М., Наука, 1998.

6. А.А. Реан., Н.В. Бордовская, С.И.РозумПсихология и педагогика // Учебник для вузов. С-Пб. "Питер". 2000

7. А. МаслоуМотивация и личность. М., 1989.

8. А. МаслоуНовые рубежи человеческой природы М., Смысл, 1999

9. В.С.Мерлин Очерк интегрального исследования индивидуальности,М., 1986

Индивидуальность рассматривается в психологии как вершина развития личности. До­стижение индивидуальности означает наиболее полную реализацию психического потенци­ала индивида, в результате чего человек превращается в уникальное явление, единственное и неповторимое существо в ряду себе подобных.

Уникальность предполагает не только непохожесть на других, но также качественно новую значимость человека, его особую ценность для сообщества людей. Эта ценность определяется тем, что человек-индивидуальность содержит в себе качества, обеспечиваю­щие оригинальные решения общечеловеческих проблем. Такой человек всегда ценен для общества, потому что он видит новые перспективы его развития.

В то же время уникальность выделяет и отделяет человека от других, что становит­ся предпосылкой его одиночества, которое переживается как негативная сторона жизни.

Индивидуальность с трудом находит понимание со стороны окружающих людей, потому что человек-индивидуальность думает, говорит и поступает не так, как все, а это нарушает взаи­моотношения в человеческом сообществе. Человек «не такой, как все» воспринимается в пси­хологическом контексте как «не наш». Он вызывает раздражение и отвергается. Вокруг него возникает атмосфера всеобщего нерасположения со стороны людей «обычных» и жесткой конкуренции со стороны других индивидуальностей. Жить при постоянном нерасположении со стороны окружающих людей - это тяжелое испытание для любого человека.

Выход из этого противоречия человек вынужден искать сам.

Это предполагает обращение к себе как самодостаточному человеку, Связано это с самосознанием и самоотношением человека. Здесь важно для каждого из нас достигнуть эффекта тождественности самому себе. Эта проблема обозначена в психологической науке как проблема самоидентификации.

Достижение самотождественности предполагает самореализацию психического по­тенциала человека в его общественно полезной деятельности, что связано с ощущением состоявшейся личности и чувством собственного достоинства, которое не в последнюю очередь обусловлено превосходством одного человека над другими. Однако стремление к превосходству ставит человека в позицию соперника по отношению к другим людям, в ре­зультате чего возникает состояние повышенной напряженности. А здесь кроется еще один источник конфликтных отношений и с окружающими людьми, и с самим собой. Выход из этого состояния может быть найден через трудоемкий процесс самосовершенствования.

Самосовершенствование предполагает концентрацию психической и физической энер­гии человека на преодолении собственных недостатков, на поиск и реализацию внутренних резервов. Постоянное обращение к себе посредством внутреннего диалога позволяет чело­веку шаг за шагом убедиться в своих возможностях и соответствии их своим притязаниям. Уменьшение разрыва между ними лежит в основе чувства самодостаточности и достижения тождественности самому себе.

Однако осознание этого разрыва порождает одновременно чувство неудовлетворенно­сти собой и обстоятельствами жизни. Неудовлетворенность собой стимулирует активность человека в отношении к себе, а неудовлетворенность обстоятельствами - в отношении к условиям жизни. И в том и в другом случае человек вынужден совершать преобразователь­ную работу, если он хочет достигнуть внутренней гармонии и личного счастья.

Следовательно, индивидуализация - это многотрудный путь человека к самому себе. На этом пути он открывает миру свой субъектный потенциал, заключенный в его способ­ностях и характере - основных результирующих компонентах психологической структуры личности. Поэтому индивидуализация приводит к обнаружению талантов и незаурядных характеров человека. В свою очередь, они проявляются в своеобразном стиле поведения и деятельности, по которым мы с наибольшей убедительностью различаем друг друга как индивидуальности. Например, писателей-классиков трудно спутать по стилистике их пись­менной речи, а живописцев по манере письма. Тексты и картины классиков нами легко угадываются именно в силу их ярко выраженной индивидуальности, то же самое можно сказать о музыкальном искусстве и архитектуре.

Итак, индивидуальность человека проступает в субъектных качествах его способностей, характера, стиля поведения и деятельности, в опредмеченных результатах его труда. Но вместе с тем возникает вопрос об индивидуализации объектных качеств человека. Про­исходит ли индивидуализация его телесной организации? И если да, то в чем она про­является? Иными словами, запечатлевается ли субъектная индивидуализация во внешнем облике человека?

Задаваясь этим вопросом, мы сталкиваемся с проблемой распознавания человека по его антропологическим признакам и конституциональным особенностям его внешнего об­лика. В практической плоскости этой проблемой более других озабочена криминалистика, которая занимается вопросами опознания преступников, жертв, свидетелей. Она формули­руется как проблема идентификации участников происшествия по элементам их внешно­сти. Это нашло отражение в «словесных портретах», а также в дерматоглифике, изучающей дактилоскопические узоры кожи на пальцах и кистях рук.

В настоящее время антропологическая медицина пытается установить связи между дактилоскопическими узорами руки и предрасположенностью человека к различным видам заболеваний.

Для психологии важен факт неповторимости дактилоскопического узора, который мож­но рассматривать как выражение генетически обусловленной индивидуальности человека в ряду его объектных особенностей. Однако установить прямую зависимость способностей и характера человека от своеобразия кожных узоров на руке человека оказывается весьма проблематично, хотя хиромантия как гадание по руке это делает с завидной легкостью. Наука отвергает достоверность подобных предсказаний.

Тем не менее, дактилоскопия полностью себя оправдала в рамках проблемы опознания людей. В то же время криминалистика не оставляет без внимания лицо человека, особен­ности его строения (пропорции). Разрабатываются специальные технологии антропологиче­ских измерений и расчетов пропорциональных отношений между элементами лица человека.

В этом деле имеется значительный прогресс благодаря трудам антрополога М. М. Ге­расимова, который разработал точнейшую технологию восстановления лица по черепу. Благодаря этой технологии были восстановлены лица многих исторических личностей. На­пример, в числе недавних работ экспертов-антропологов можно отметить восстановление по останкам черепа внешности Николая II, что позволило идентифицировать его личность и место предполагаемой гибели.

Особый интерес для психологии развития индивидуальности представляет явление асим­метрии левой и правой половин лица. На это обращал внимание М. М. Герасимов, который связывал асимметрию лица с индивидуализацией внешнего облика. Асимметрия лица усили­вается с возрастом человека, и обусловлено это не только изменениями костной основы, но и функциональной асимметрией парных органов человеческого тела, в том числе дифферен­цированной работой левого и правого полушарий человеческого мозга. Б. Г. Ананьев считал проявление яркой асимметрии в человеке признаком высокого уровня его индивидуализации. Исследования этой проблемы позволяют считать данную гипотезу устоявшимся научным по­ложением, которое открывает обнадеживающие перспективы для разработки практической диагностики индивидуализации личностного роста и психологического развития человека.

Другим важнейшим показателем объектно-субъектной индивидуализации человека, об­наруженным в моих опытах на опознание людей по фотографиям, является экспрессия лица, заключенная в его мимике. Наиболее успешные испытуемые при опознании лиц ссылались на выразительные особенности мимики. Эта выразительность определялась эмоционально окрашенными словами с очевидной психологической нагрузкой. Например, грустное, злое, веселое лицо и т. п. Это свидетельствует о том, что наиболее надежными признаками иден­тификации человека при опознании выступают экспрессивные компоненты его внешнего облика. Именно в них заключена предельно возможная индивидуализация объектных осо­бенностей человека. Но вместе с тем в них включены данные о психологических качествах субъектного содержания. Это свидетельствует о более целостном отражении человека при опознании, что и обеспечивает высокий уровень эффективности этого процесса.

Экспрессия мимики и пантомимики человека содержит в себе не только объектное своеобразие личности, но и приобретенные субъектом черты выразительного поведения. Она воспроизводит в себе объектно-субъектную целостность человека и служит надежным признаком его индивидуализации.

Индивидуальность - единичное явление в человеческом сообществе. Если в телесной организации каждый человек рождается с признаками индивидуальности, то психическая организация человека на уровне качественного проявления достигает индивидуальности в результате многотрудного развития телесно-психического потенциала в целом. На этом пути человек преобразует свои индивидные свойства через типологизацию своей лично­сти в качестванеповторимого субъекта социального взаимодействия, совместной жизне­деятельности людей, общения, труда, познания и других форм человеческой активности. В результате он достигает тождества с самим собой, что представляет собой конечную цель его бытия.