Дифференциация ч—ц в словах. Тренировочные упражнения. Дифференциация звуков –. фронтальное занятие с группой учащихся первых классов с ффнр Логопедические упражнения для дифференциации звуков ц ч

Обитатели в море встречаются удивительные. Раз мы выта­щили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. Это хищная рыба - удильщик. Жи­вет эта рыба в глубинах морей и ловится редко. На конце удоч­ки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбешки плывут посмотреть на фо­нарик и попадают в пасть рыбы.

Дифференциация ч-ц Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чайка, цапля. Охарактери­зуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции, назовите сходство и раз­личие.

Задание 2. Прочитайте слоговые цепочки. Повторите их, как запом­нили.

ча - ца - ча ца - ча - ца

ча - ца - ча - ца ца - ча - ца - ча.

Задание 3. Прочитайте буквы слитно. Повторите получившиеся зву­косочетания.

ач >а ок /а е

Задание 4. Прослушайте слоги. Запишите: а) первую букву каждого ялога. Ча, чо, ца, чу, цо, цы, чи, це, че;

б) последнюю букву каждого слога.

Ач, ац, уц, уч, оц, ыц, оч, ич, иц, ец, еч.

Задание 5. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

Ача, учу, уча, ица, ечо, ецо, юца, уче, уце, ечи.

Задание в. Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности.

цу - чу цу чу - цу - цу - чу

чу - цу - чу цу - чу - чу - цу

цо - чо - цо - чо чо - цо - чо - цо

цы - чи - Чи - цы чи - цы - цы - чи.

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой ч, во вторую - с буквой ц.

Ча, цу, ач, уц, чу, чи, еч, це, оц, ца, яч, яц; чре, цве, чле, цвё, чте, чти, чмо, ача, аца, учу, уце, еце, ица, учи, уче, аце.

Задание 8. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч - ц в словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц в словах. Запишите их.

а) в начале слова:

Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит, цикады;

Слова для объяснения: чтит, цукаты, цикады.

б) в середине слова.

Пчелка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцве­тает;

а) в конце слова.

Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, мат­рац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.

Задание 2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц вспом­ните, как пишутся ча, чу:

а) из начала слова.

Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки;

б) из конца слова.

Грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кружевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница;


в) из середины слова.

Кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оце­пили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отече­ство.

Задание 3. Рассмотрите картинки.-Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами раз­ного цвета.

Рис.46 Задание 4. Закончите слова, вставляя в них слог ча или ца.

Задание 5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слова третьего столбика разделите на слоги.

Задание 6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица - уличный, овца - овечка.

рукавица кольцо - огурец - пуговица -цветок -

луковица - крыльцо - .". лицо - ... водица -... улица - ...

страница птица - . синица - теплица -щипцы -

Задание 7. Измените слова по образцу. Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

Задание 8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквы ч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Раздели­те слова на слоги.

Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, уче­ница, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточ-ки, чесночница, чертежница, летчица, пулеметчица.

Задание 9. Спишите слова, вставляя пропущенную букву ч или ц:

Ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., тка..., ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка...иха, ножни...ы, ветре...ный, но...ная, мечта­тель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере.-..ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодн...ик, за...епо...ка, ...е...еви...ная, пе...ено...ный, ...ыплято...ки, вол...и...а, бу­фет...и...а, ...епо...ка, ...вето...ек.

Дифференциация ч - ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица; узорчатое полотенце;

черная курица; четырнадцатое число;

крошечная царапина; отличная оценка.

Задание 2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и за­пишите предложение.

а) Горячая,разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чут­кое;

б) бабочки яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова первой и вто­рой строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. За­пишите их:

а) Кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, колокольчики;

б) печет, строчит, стрекочут,-цветут, царапается, красуются.

Задание 4. Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.

Снесла курочка.... Летом целый день печет.... лисица охо­тилась на.... Куница утащила.... Среди колокольчиков стре­кочут.......Аленушка печалится о... Иванушке. Вчера было

тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет... число. Из маленького цыпленка вырастет большая....

Задание 5. Составьте предложения из данных слов. Запишите их Под­черкните буквы ч, ц.

Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цап­ля, переходить, кочки,<:, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться,цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

Дифференциация ч - цъ связных текстах Тренировочные упражнения

Задание 1. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными каран­дашами.

Гнездо.

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птен­ца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птен­цу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птен­чика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветоч­ный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

Задание 2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркните их разными карандашами.

Пти...ьи гнезда.

Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам...ервей. ...ервя.лси - это добы...-ей. Неразоряйте пти...ьих гнезд! Пти...ы - наши друзья. Они уни...тожают...ервяков и гусени... . Берегите пти...!

Кури...а.

Двад...ать один день сидела кури...а на яй...ах. Наконе... из яи... стали появляться...ыплята. Их было двенад.. .ать... .еты-ре...ыпленка...ерненьих. Восемь...ыплят пестрых. Кури...а по­вела.. .ыплят на ули...у. Там она их у...ила искать.. .ервя...ков.

Весной.

Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и соби­раются...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для скворц­ов готовы скворе...ники. Скоро гра.. .и и сквор.. .ы на...нут выво­дить птен...ов.

Поговорка - ...вето...ек, послови...а - ягодка.

Не разбивши яй...а, не сделаешь яи...ни...у.

Задание 3. Диктанты.

Зрительный диктант

Методические указания. Логопед записывает предложение на дос­ке, дает возможность учащимся прочитать написанное один-два раза. Затем предложение закрывается листом бумаги. После написания всего текста логопед открывает текст диктанта, давая возможность учащимся проверить написанное.

Заяц.

Мальчики ходили в лес за черникой. Из кустов выскочили зайцы. Это была зайчиха с зайчатами. Зайцы прыгали с кочки на кочку. Мальчики гнались за зайцами. Они забыли про черни­ку. Долго гонялись мальчики за зайцами, но зайцы ускакали.

Письмо по памяти

Методические указания. Логопед читает текст, выясняет у учащих­ся, все ли им понятно. Затем читает еще раз. Учащиеся пишут текст, как запомнили.

Мы у нашего крыльца Посадили деревца. Поливали их водой, Чистой, свежей, ключевой.

На пасеке.

Мой дедушка пчеловод. Он работает на пасеке. Дом у пчел - улей. Вместо дверцы леток. Через него пчелы влетают в улей.

Целый день пчелы летают с цветка на цветок. Они собирают нектар.

А потом из нектара получится целебный мед.

Предупредительный диктант

Свое весеннее расписание есть у деревьев и у цветов. Ива цве­тет в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не зацветает яблоня раньше черемухи, а черемуха раньше березы. Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветет орешник - это апрель. Если на березе сережки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

Проверочные диктанты.

Весной целыми днями птицы хлопочут. После четверга бу­дет пятница. На обочине дороги зацвели одуванчики. Кукуш­ка кладет яйца в чужие гнезда. Ходит курочка с цыплятами по двору. Сидит девица в темнице, а коса на улице. Вдоль по реч­ке, по водице плывет лодок вереница. Под осинкою на кочке гриб в малиновом платочке. Птицу узнают по полету, а челове­ка по работе. Добыча ловца не ждет.

Летом на лугу.

Небо безоблачное. Ярко светит солнце. Запахи цветов при­влекают пчел. Они садятся на лепестки цветов и собирают не­ктар.

Тут же кружатся бабочки. Они перелетают с цветка на цве­ток. Переносят на лапках пыльцу. В траве заливаются кузне­чики.

Задание 4. Составьте рассказ по опорным словам. Озаглавьте его.

Целая охапка, рюкзачки, удочки, удачная прогулка, пече­ная картошка, чудесные цветы, колокольчики, кузнечики, бабочки.

Различение букв <Г- о, п - т, Дифференциация букв <Г- е

На письме у учащихся младших классов часто встречаются ошибки на смешение согласных б - д. При этом, как показы­вает практика, подобные ошибки встречаются в письменных работах не только учеников, имеющих нарушения речевого раз­вития.

По-видимому, в данном случае правильнее говорить о сме­шении элементов букв сС?(Щй, а не самих букв. При анализе письменных работ замечено, что почти всегда вместо буквы ученики пишут букву^и крайне редко - наоборот.

В строчных буквах русского алфавита элемент, опускающий­ся ниже строки (^), встречается значительно чаще, чем эле­мент, поднимающийся выше строки (/"), причем у буквы в ниж­ний элемент является удобным для написания - он завершается на строке и непрерывен. Между тем верхний эле-

мент буквы ^Гболее сложен для написания - он заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами. Поэто­му при письме завершение овала элементом буквы в (^ ) явля­ется более удобным и привычным. Ученики младших классов, не имея еще достаточной графической практики, механичес­ки заменяют верхний элемент на нижний, как более привыч­ный и удобный.

Предлагаемые здесь упражнения для дифференцировки верхнего и нижнего элементов букв разработаны с учетом вы­шеизложенной позиции. Основное внимание уделяется меха­нической тренировке движения руки, а также ассоциативным образцам: белка, у которой хвост вверху, и р - дятел, у которого хвост внизу.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Напишите строчку овалов:

Задание 2. На слова белка, дятел точкой обозначьте направление « хво­ста» (элемента).

Задание 3. Опираясь на точку, допишите элементы букв, проговаривая: Белка - хвост вверху, дятел - 9 - хвост внизу.

Задание 4. Напишите строчку по два овала.

Работаем с первым овалом аналогично занятиям 2, 3.

(в^^ит.д.) |^|

Задание 5. Проверьте выполненную работу, читая получившиеся слоги.

Задание в. Напишите строчку по три слова.

Работаем с первым и последним овалами аналогично заданиям 2, 3.

000 000 000

Задание 7. Прочитайте получившиеся звукосочетания и слова.

<6и^уор, О&Гуор( т. д.).

Задание 8. Логопед зашифровывает, а дети расшифровывают:

оо,оо, оу, оу, оы, оы, ое, ое, оа, оа (бо, до, бу и *. д.);

б) звукосочетания:

ооэ, ооо, оуо, 950, (боб, дод и т. д.);

оулка, оочка, оант, оазар, оилет, оинт, руоашка, раоуга; (булка, бочка и т. д.). Задание 9. Спишите слова и словосочетания, дописывая недостаю­щие элементы букв

Горсоа, прооукты,оукет,оым,оаранка,оумага,оырка, лаоуш-ки,оелый, яолоня, пооарок, раоочий,

Оуоу.осоёр, ооорый, оуоильник, ооорота, орлик, оооыча, поое-жал,оригаоа,оорьоа, свооооа, поооерёзовик,олагооарный,олаго-оетель;

голуоой оант, пооежал пооороге,оелаяоумага,оотронулсяоо оорооы,олинный оанан,оолго оолела,оолыпая раоость,

I сиоела оаоушка с оеоушкой, оальняя оорога, пооарок для

Задание 10. Зашифруйте слова.

Доброта, бледный, дряблый, блуждать, дудочка, добыча, бо­дает, будет, добавка, дубина, дождик, долбить, барабан, побе­да, дубрава, дублёр.

Задание 11. Зашифруйте самостоятельно десять слов с буквами (гй.а.

Задание 12. К данным словам добавьте, приставку до. Напишите слова парами.

Образец: брать - добрать.

Бежать, бывал, брёл, бросил, был, брил, дал, думал.

Задание 13. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы а и л

Бравый солоат; Оосоная оулочка;

Елые ле.еди; ры.ное.лю.о;

О.рая.а.ушка; по..ерёзовый гри.ок;

се.ая.оро.а; .о.рый моло.ец;

Рига.ный коман.ир; заве.я.у.дильник.

Задание 14. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы УиЛ

Лю.а ела.улку. Лю.а.ыла на.аче. Вокруг.ома.линный за­бор. Все лю.и ра.овались по.е.е. У Лю.ы.рови.угой. По. окном растет.елая.ереза. Не за.у.ь, заве.и.у.ильник. Не.росай.ума-гу на пол. Най.ешь.елую поганку, ищи.елые гри.ы.

Задание 15. Диктанты.

Зрительно-предупредительный диктант.

Методические указания. Внимательно прочитайте предложение, об­ратите внимание на выделенные буквы.

Бабочка.

Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку

Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лида и Володя долго любовались бабочкой.

Слуховой диктант Белочка.

У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети лю­били белочку. Но больше всех любила белочку Люба. Она каж­дый день давала белочке яблоки.

Однажды Люба забыла закрыть клетку. Белочка выбежала из клетки и стала бегать по комнате. Она разбила стакан и про­лила воду.

Задание 16.

Письмо по памяти

Жили-были дед и баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дифференциация букв

Начиная работу по дифференциации букв п - го, необходи­мо обратить внимание детей на количество элементов, состав­ляющих букву п (два элемента) и букву т (три элемента), и в дальнейшем опираться на, этот фактор. Можно предложить де­тям сказку «Торопыжка»:

Жила-была буква го. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала буква го и сломала одну ножку. Прихромала она к Ца­рице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой го, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой л», - ответила Царица Грамматика. Так буква та превратилась в букву п.

Затем логопед говорит детям, что среди них есть такие уче­ники, которые, как Торопыжка, тоже путают буквы п и го, и предлагает детям выполнить ряд заданий.

Этот же метод можно использовать и при дифференциации букв и, у, смешение которых на письме встречается у детей-дисграфиков.

Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Запишите названное логопедом количество палочек.

Образе ц. Логопед: «Две...три... три... две...три» и т. д.

(запись: И

I) б) По палочкам пропишите соответствующие буквы. О б р а з е ц: п, т, т, п, т и т. д. Задание 2. а) запишите цифры (под диктовку логопеда). Образец: Логопед: «Два... три... три... два» и т. д. (запись: 2, 3, 3, 2 и т. д.) б) Под цифрами запишите соответствующие буквы. Задание 3. Игра «Шифровка». Расшифруйте слоги (вместо цифр ученики пишут буквы п или т). 2а -За Зу -2у -Зу и2 - иЗ оЗ - о2- оЗ 2и -Зи 2е - Зе - 2е 2а -За За -2а -За аЗ -а2 а2 - аЗ - а2 2о -Зо Зу -2у 2и - Зи Зе -2е 2о -Зо - 2о Зу - 2у - Зу 2и - Зи - 2и Зе - 2е - Зе о2 -оЗ уЗ -у2 и2 - иЗ еЗ -е2 оЗ - о2 - о8 у2 - у8- у2 иЗ - и2 -и8 е2 - е8 - е2 Расшифруйте звуковые сочетания. ЗиЗ 2е2 ЗуЗ 2у2 Зу2 2уЗ ЗоЗ За2 2аЗ 2иЗ Зо2 Зе2 Зё2 Зю2 2еЗ 2яЗ Зя2 Зи2 Расшифруйте слова. Занец лоЗок салюЗ Зе2ло 2еЗля 2авлин желЗок кру2а За2ки 2лаЗок 2альма сЗанок закаЗ Зро2инка 2уЗник Зворог глоЗка сиро2 с2уЗал а23ека. Задание 4. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т. ар.или.оляна.уговица ок.ело.арелка.елевизор ам.уфли.орошок.роллейбус ух.аракан ару с.рограмма Задание 5. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т. ка.ок с.елый салфе.ка са.ог коро.кий ко.ейка ле.о кре.кий сала. ле.ка секло с.ройка Задание 6. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т. .ор.фель.о.емнел.ос.авил.ома.ный.осел.оро.ил.о.росил.о.ешный.о.онул.рочи.ал.о.росил.ё.ленький.е.ух ки.я.ил.о.ешил.ер.еливый Задание 7. Зрительный диктант. Методические указания. Логопед пишет на доске сначала одно сло­во. После того как дети прочитают его, закрывает слово, и дети пишут его по памяти. Затем логопед пишет два слова, три и так до шести. Снача­ла используются слова из ранее отработанного лексического материала, затем вводятся новые. Спина, моток, спички, катушка, капля, материя, молот, перец, повар, тулуп, путник, тапочки, попугай, тетерев, степ­ная, хлопоты. Слуховой диктант Методические указания. Логопед называет сразу три или четыре слова. Слова произносит так, как они пишутся. Стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, за­путал, переплыл, потемнел, перепёлка, топот, пепел, прото­ренная, попутный. Задание 9. Из данных слов составьте словосочетания а) Тяжёлая, старая, пустая, танцевальная; б) Тачка, пачка, тара, пара Задание 10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы пилит. Мо...ок ни...ок...ус...ой...акет час.ь.. .оля...лохой...ос...у...ок...ачкава...ы...равый бс.инок мес.о ку...ания...лохая...огода...ошёл...огуля...ь...омахала...ла...ком на...исал на лис.ке...янули се...и Задание 11. Спишите словосочетания, затем предложения. В словосо­четаниях подчеркните букву п, в предложениях - букву т. Отпустил погулять; плетёные лапти; топтал траву. Улетают птицы. Лампа коптила. Поезд отправился. Задание 13. Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные бук­вы пит. Методические указания. Логопед предлагает детям вспомнить, как пишутся имена и фамилии. ...етрова...аня...онева...олина...ле...нёва...а...ьяна. ...ихонов...оля...имощенко...авел...етухова...мара...ихомиров Вик...ор...О...ОВ...ОЛЯ Задание 14. Из данных слов составьте и напишите предложения, из­менив слова по смыслу. Паучок, плести, паутина; пирожки, лежать, на, тарелка; Катя, стелить, постель; листья, лететь по, ветер; Толя, посылать, телеграмма; Петя, писать, на, листок. Подчеркните букву т. Задание 15. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Методические указания. Объяснить слово полати. Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Дедушка (стал, спал) на полатях. Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (торт, порт). Задание 16. Спишите предложения. Подчеркните букву я*. Темная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпе­ние и труд все перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц пролетала над полем. Задание 17. Спишите стихотворение, подчеркните букву в». На крапиве, как на плитке, ...Дайте осинке Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки. Заходи чайку напиться, Надо погреться Кто крапивы не боится. Тонкой осинке. (В. Степанов) (И. Токмакова) Задание 18. Спишите предложения, вставляя букву п или т. Нас...у...ила...ора цве...ения ли...ы. Де...и долго буду... вс...омина...ь своего...ервого учи...еля. Лас...Очки - ...ере-лё...ные...ицы. П...енец вс.орхнул и с...ря...алея за кус...-ик. Над полями с...ели...ся гус.ой...уман. Задание 19. Прочитайте стихотворение. Спишите, вставляя пропу­щенные буквы п или т. Дерево...ряче... корни в земле, Искры тая...ся в...ёплой золе. В жёлуде с.елом спря...ан дубок. В...онкой скорлу...ке с...ря...ан жел...ок. (О.Дриз) ...ушки с...рис.ани...аля..., Кораблю...рис...а...ь веля.... ...рис.аюю к зас.аве го...и, Царь Сал...ан зове... их в гос.ти. (А. Пушкин) Задание 20. Прослушайте предложения. Назовите, а затем запишите слова с буквой п в одну строчку, с буквой т - в другую, с буквами пит - в третью. Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пау­ки. Снуют по веткам потешные обезьяны.. Задание 21. Слуховой диктант. Методические указания. Логопед читает предложение один раз. В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру ре­шить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потем­нел от сырости. Летят перелетные птицы. Темные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд малышей. Тетерева пада­ли в снег и прятались там от мороза. Задание 22. Письмо по памяти. Прочитайте предложения. Напишите его как запомнили. Методические указания. Предложение написано на доске. Ученики читают его один раз. Затем пишут, не глядя на доску. Аналогично рабо­тают с другими предложениями. Труд кормит, а лень портит. Не спеть ли нам про степь. От топота копыт пыль по полю летит. Потянул ветерок, воду морщит, рябит. Задание 23. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Запишите текст как запомнили. Методические указания. Логопед пишет на доске слова приготовить­ся, пластмассовую с пропущенными буквами пит. После того как дети прочтут текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам, вставляя пропущенные буквы. Далее ученики пишут текст по памяти. Утром в класс пришел доктор и сказал, что завтра будут де­лать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться. На другой день Виталик принес с собой пластмассовую ло­патку. Вопросы: Правильно ли Виталик понял доктора? Почему вы думаете, что малыш не понял доктора?

ВИДЫ РАБОТ

1) Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц - тс).

2) Показ предметной картинки (чайка). Выделение перво­го звука ч. Уточнение его артикуляции (глухой, взрывной, сложный ч - т"ш").

3) Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции:

а) сходство: глухие, взрывные, сложные;

б) различие: место образования.

При звуке ц кончик языка в нижнем положении (у нижних зубов).

При звуке ч кончик в верхнем положении, у верхних аль­веол.

При звуке ц губы улыбаются.

При звуке ч губы вытянуты в трубочку.

При звуке ц выдыхаемая воздушная струя холодная.

При звуке ч выдыхаемая воздушная струя теплая.

Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков: ц-ч. (Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию.)

4) Связь звука с буквой:

А) сходство верхнего элемента ч с крылом чайки (буква ч. Запомнить:

верхний эле­мент - верхнее положение языка);

Б) сходство нижней петельки буквы ц со звеном це­пи (буква ц.

Запомнить: нижнее положение языка - нижний элемент буквы).

5) Чтение слогов.

ца - ча цы - чи чач цоц цоч

цо - чо це - че чац цач чоч

цу - чу цац чоц

6) Выборочно записать слоги под диктовку.

7) Дифференциация ц - ч в словах (устно). Поднять соот­ветствующую букву.

Цедить, чужой, полотенце, песочный, скачки, прицел, при­чёска, цыган, чашка, пришелец, акация, часовой, целый, почи­стил, цапля, цвёл, чтение, пальчик, прицеп, молодчина, овцы, лучистый, черёмуха, молодец, качели.

8) Вставить слог ча или чу (после повторения правила о правописании этих слогов).

Шка, -сы, мол-, хо-, вор-, полу-, калан-, нато-, -лан, встре-, саран-, добы-, сту-, ту-, -шечка, -жой.

9) Выписать в две колонки слова с сочетаниямича и ца .

Образец: ча ца

дача улица

Удача, озорница, часто, зарница, цапля, часики, пепельни­ца, печаль, овца, печать, кричать, причал, столица, весельчак, стучал, частокол.

10) Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц-ч .

Образец: крыльцо-крылечко, заяц-зайчик.

11) Вставить пропущенные буквы в родственных словах.

Образец: столица-столичный.

спи-а - спи-ка

творе- - твор-еский

певе- - пев-еский



стреле- - стрель-атый

полководе- - полковод-еский

солн-е - солне-ный

столи-а - столи-ный

коне- - коне-ный

огуре- - огуре-ный

ов-ы - ове-ий

сите-, сит-ик, сит-евый

рубе-, руб-ик, заруб-евались

мельни-а, мельни-ный, измель-ить

12) Вставить пропущенные буквы ц и ч:

а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а.

б) гор-и-а, -аревна, -ареви-, вол-и-а, -асти-а, у-ительни-а, -епо-ка, -е-еви-а, -ернильни-а, -вето-ки, -вето-ни-а, -ерепи-а, -ервя-ок, отли-ни-а, у-ени-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, клю-и-а, -уло-ки, -елове-ек.

13) Выложить схему предложения, вставить буквы ц, ч.

Далеко разносится запах цветов черёмухи. Там царь Кащей над златом чахнет. Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Мы расчищали снег у крыльца.

Девочку разбудили лучи солнца. Волчица почуяла человека.

14) Предложения для анализа и записи.

Ткачи ткут ситец. На даче чудесные цветы. После четверга будет пятница. Птицы хлопочут целый день. На обочине до­роги зацвели одуванчики. Ручей мельче речки. Кукушка кла­дёт яйца в чужие гнезда. Отец чистит лопатой снег у крыльца. Нас разбудили лучи солнца. Целый день летучие мыши спят, а ночью летят за добычей. Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточки. Синицы отыскивают личинки насекомых. Запестрели тысячи цветов. Дети кормили птенца червяками и бабочками. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов.

15) Диктанты.

1) Олечка и Зоя - сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Це­лый вечер девочки вышивали цветы.



2) Почему перелётные птицы прилетают весной в различ­ное время: грач прилетает в марте, а ласточка-только в на­чале мая? Потому что грач будет сыт тем, что найдет на про­талине, а ласточка охотится за своей добычей в воздухе. При­лети ласточка в марте, когда нет ни мошек, ни комаров, она бы погибла с голоду.

3) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не за­цветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.

Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник - это апрель. Если на берёзе се­рёжки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

4) Зачем человек держит овец? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.

Продолжаю печатать занятия по звукопроизношению. Сегодня это будет “Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях”

Недостаточно поставить ребенку только звуков. Очень часто дети вроде правильно произносят тот или иной звук, но в обыденной речи путают его с другим, близко стоящим.

Данное занятие как раз направлено на то, чтобы показать отличия произношения звуков и потренироваться в правильном произношении. Занятие прислала учитель – логопед КОУ ОО Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c. Муромцево Омской области Кухмистрова Галина Михайловна . Занятие для детей 5 класса коррекционной школы.Но если ваш ребенок уже умеет читать, то можете смело его использовать в домашних занятиях. К конспекту прилагается слайдовая презентация.

http://youtu.be/uRelu8PFGKI

Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

Тема: Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях.

Цель : Вырабатывать четкую дифференциацию звуков Ч-Ц, опираясь на зрительные, слуховые, оральные ощущения.

Задачи:

  1. Добиваться правильного произношения звуков [Ц] и [Ч] в словах, предложениях;
  2. Формировать умение соотносить данные звуки с буквами Ч и Ц;
  3. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический анализ, речеслуховую память;
  4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью; аккуратность при написании слов;
  5. Корригировать слуховое внимание путем выполнения заданий.
  6. Воспитывать положительную учебную мотивацию.

Оборудование : предметные картинки со звуками [Ц] – [Ч], мультимедийная презентация.

Речевой материал: Квочка – курица, жонглировать.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика.

– Здравствуйте, ребята и наши гости. В начале нашего логопедического занятия проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! И еще раз – вдох и выдох. Молодцы. С хорошим настроением приступаем к нашему занятию

– Какие картинки вы видите на экране? (Слайд 3)

– Поднимите руки, те у кого – картинка цепь , поднимите руки у кого – картинка часы .

– Какой звук вы слышите в начале слова цепь ? Какой звук слышите в начале слова часы?

II . Основная часть.

1.Целевая установка.

– Сегодня на занятии мы будем различать звуки [Ц] – [Ч] в словах, предложениях. Повторим артикуляцию этих звуков. Будем добиваться правильного произношения этих звуков в словах, предложениях. И, в дальнейшем будем стараться правильно произносить эти звуки в словах. (Слайд 4)

2. Артикуляция звуков [Ц] – [Ч]

ü Сравнение звуков ] и [Ч ] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’]; (Слайд 5)

По таблице рассказать различие в артикуляции звуков. (Слайд 6)

– Назвать буквами эти звуки: [Ц] – буква цэ , [Ч] – буква че . Звуки – согласные.

3. Отгадать загадки. (Слайд 7)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают

Медом угощают. (Цветы)

Вырос молодец на грядке

Зеленый, длинный, сладкий. (Огурец)

На дереве, в лукошке

Подрастают крошки. (Птенцы)

Желтые комочки

Ходят возле квочки.

Как вы понимаете слово – квочка?

(Цыплята)

Мы, когда идем, стоим

А стоять умеем лежа.

Даже, если убежим.

Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Кто за печкой поет

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

Если я захочу,

В нем водичку вскипячу. (Чайник)

Круглый, гладкий, без углов

Целый день скакать готов. (Мяч)

3. Работа с зашифрованными скороговорками.

– В конвертах разрезанные карточки, нужно последовательно сложить скороговорку.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

Рано утром пели птицы для царя и для царицы

Цыпленок и курица пьют воду на улице.

У царя и у царицы жили во дворце жар-птицы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

У девочки было колечко, упало в речку колечко.

Есть у овечки колечки, колечки не падают в речку.

4. Веселые задания

– Каким словом жонглирует клоун?

– Как объясните значение слова жонглирует?

(Подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов).

– Какой шарик принадлежит цыпленку, а какой цапле?

(Слайд 9)

  • Зачеркни буквы, встречающиеся два раза. Из оставшихся составь слово. И тогда узнаешь, что пьет заяц.
  • Реши примеры.

(Слайд 10)

5. Работа со стихотворением. (Слайд 11)

Листьям – время опадать,

Пти-ам – время улетать.

Солн-у – стынуть,

Ту-ам – литься,

Нам с тобой – идти у-иться.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

(Об осени)

– Списать, вставляя пропущенные буквы Ц или Ч в стихотворения, подчеркнуть Ц одной чертой, а Ч- двумя чертами.

- Проверь себя.

(Слайд 12)

6. Динамическая пауза. (Слайд 13)

Листочки (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Дует, дует ветер, дует, задувает.

Покачивание поднятыми вверх руками из стороны в стороны .

Желтые листочки с дерева срывает.

Дети кружатся на месте.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

На носочках бегут по кругу.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети, повернувшись вокруг себя, приседают

7. Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц.

Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч одной чертой, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц, подчеркивают двумя чертами.

Бочка, печка, цапля, царевна, дочка, чайка, цветок, улица.

(Слайд 14)

8. Проверь себя.

(Слайд 15)

9. Зрительная гимнастика

(Слайды 16,17,18,19, 20,21)

9. Договаривание слов: (Слайд 22)

Дифференциация звуков [ц]- [ч] и букв Ц, Ч в слогах, в словах и предложениях.

Цель: формирование тического восприятия.

1). Коррекционные:

    Учить детей различать по звуки [ц]-[ч]. Учить детей выделять звуки [ц]-[ч] в слогах, словах и предложениях. Формировать навыки языкового анализа и синтеза. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление. Предупреждать дисграфические ошибки, развивать зоркость.

2). Образовательные:

    Учить детей правильно соотносить звуки [ц]-[ч] с буквами Ц, Ч.

3). Воспитательные:

    Воспитывать коммуникативные умения.

Оборудование: зеркала, рабочие тетради; демонстрационные карточки с изображением букв Цц, Ч, ч; карточки с заданиями; сюжетные и предметные картинки персонажей из мультфильма «Простоквашино»; цветные карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарим друг другу хорошее настроение и начнем наше занятие.

Первым сядет тот, кто четко повторит скороговорку « У черной курицы четыре цыпленка» (дети выполняют задание и садятся на свои места).

Основная часть. Объявление темы занятия.

Кто был самым внимательным и скажет, какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке? (Звуки [ч] и [ц]). Как эти звуки обозначаются на письме? (Буквами ч и ц). Вспомните, чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим). Сегодня на занятии мы будем учиться сравнивать звуки [ч-ц].

    Зрительная гимнастика « Обвести буквы глазами».

Обведите буквы глазами. Голова не поворачивается, мы «пишем» только глазами.

    Развитие тактильных ощущений – дети в парах по очереди «пишут» на спинах друг друга буквы ц – ч.

А теперь посмотрите на экран. Вы узнали, из какого мультфильма эти персонажи? Давайте вспомним, как их зовут? (Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик, Почтальон Печкин, галчонок Хватайка). В чьих именах мы встречаем звуки [ц] или [ч]?(Почтальон Печкин, галчонок Хватайка). Помните, в мультфильме герои учили галчонка разговаривать? И научили, только галчонок путает звуки и буквы! Вы догадались какие? (Звуки [ч] и [ц]).

Почтальон Печкин прислал нам посылку с задания, чтобы мы с вами помогли галчонку научиться не путать звуки.

Итак, сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [ч] - [ч] и правильно обозначать их на письме.

Работа с зеркалами. Сравнение звуков по артикуляции.

Звук «ч» - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.

Характеристика звука «ч» - всегда мягкий глухой согласный.

Звук «ц» - губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы.

Характеристика звука «ц» - всегда твердый глухой согласный.

Давайте подумаем, что общего у звуков? Чем они отличаются? Какими буквами обозначаются на письме?


Развитие фонематического восприятия.

При произнесении звука [ц] язык находится внизу, а при произнесении звука [ч] язык поднимается вверх.

Сейчас я буду называть слоги и слова со звуками [ц] и [ч]. Если услышите звук [ч], покажите соответствующий жест рукой (ладонью вверх), а если услышите звук [ц] – другой жест рукой (ладонью вниз):

Ца, цу, чу, оч, ец, чи, цо; час, почка, птица, кольцо, мальчик, зеркальце.

Вы отлично справились с заданием и помогли Галчонку.

Слоговой анализ и синтез.

Давайте посмотрим, какое еще задание прислал нам Почтальон Печкин. В конверте карточка: составьте слова из слогов, напишите их. Синим карандашом подчеркните букву ц, а зеленым карандашом подчеркните букву ч.

ки, чул цып, та, ля

коль, цо гор, ца, чи

че, дан, мо цве, чек, то

че, ня, реш лоч, бу, кА

Задание выводится на экран, дети записывают число и выполняют задание в тетрадях. Затем учащиеся читают слова, которые они составили.

Пальчиковая гимнастика.

Скажите, галчонок - это кто? (Птица).

Давайте сделаем для галчонка гимнастику.

Рассказ о птице и птенчиках.

На дереве было гнездо с птенчиками. Руки сложены одна на другую «гнездышком». «Птенчики» - пальчики шевелятся.

Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. «Гнездо» преобразуется: теперь ладонь раскрыта. Большой палец – это птица, остальные пальцы – птенцы.

Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец однократно прикасается поочередно к остальным пальчикам) и по три мошки (трехкратное прикасание).

Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец поочередно с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев).


То же самое проделываем с другой рукой, с другим «гнездом».

Прошло время, птенцы стали большие, стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли. Взмахи скрещенными кистями рук.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Дифференциация звуков в словах. Игра с мячом «большой – маленький».

Галчонок очень любит играть в эту игру и хочет, чтобы вы тоже научились играть в нее. Я кидаю мяч и называю слово, а вы кидаете мяч обратно и называете уменьшительно-ласкательную форму этого слова:

кольцо-колечко сестрица -

крыльцо- рукавица –

курица – луковица –

огурец – цветок -

пуговица – улица -

птица - страница –

Дифференциация звуков в словосочетаниях. Работа на карточках.

Помогите галчонку правильно написать словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.

…ёрная пти…а …истое ли…о

…елебный …ай узор…атое полотен…е

…удесная певи…а …ветные картинно…ки

прото…ная води…а

Физминутка.

Выполнение движений под музыку из мультфильма «Простоквашино».

Заключительная часть. Дидактическая игра «Собери буквы».

Мы выполняли разные задания, а вы не забыли кому мы помогаем? Кто наш главный герой сегодня? (Галчонок).

Галчонок, как любая птица, любит собирать зернышки. Но наш Галчонок волшебный, он умеет разговаривать и читать. Поэтому вместо зернышек он будет собирать буквы. Если Галчонок правильно их соберет, у него получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые Галчонок будет собирать!

Первая буква, которую нашел Галчонок – Ц. Дальше он пошел влево (ы). Затем 2 клеточки вниз (П). 2 клеточки влево (Л). 3 клеточки вверх (Ё). 1 клетка вправо (Н). 1 клеточка вверх (О). 3 клетки вправо (Ч). 4 клетки вниз (Е). 1 клетку влево (К).

Какое слово у вас получилось? (Цыпленочек). Есть ли в этом слове буквы занятия? Где они стоят?

Итог занятия.

Вспомните и скажите, какие звуки встречались нам на протяжении всего занятия? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что показалось сложным?

Вы успешно справились с заданиями и получаете приз от героев нашего занятия. Галчонок передает вам спасибо за помощь в различении таких непростых звуков! Теперь и он и, и вы будете произносить без ошибок произносить звуки и писать буквы Ц и Ч.

Дифференциация ч – ц

1. Повторение чистоговорок .

Ча-ча-ча – на столе горит свеча.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.

ч .

Ца-ца-ца – варит мама три яйца.

Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.

Какой звук встречается чаще всего? Запишите букву ц .

2. Конструирование букв из элементов

Из элементов: этих букв сконструировать на магнитной доске буквы: У, Ч, Ц, ч, ц.

Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.

Нахождение сходства и различия букв ч и ц .

Опорные картинки:

3. Уточнение артикуляции звуков

Инструкция. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Дайте ему характеристику (глухой, взрывной, сложный). Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля.

[ч"] - [т"ш"]. Дать обозначение буквы «ч» с помощью кисти руки.

Инструкция. Произнесите звук [ц]. Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный - [ц] = [тс]). Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.

Инструкция. Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции. (Глухие, взрывные, сложные).

Инструкция. Сравните эти звуки и найдите их различия.

Местообразование, направление струи воздуха: Ч - , Ц - ; [ч] - струя теплая, [ц] - струя холодная,

[ч] - произносится мягко, а [ц] - всегда твердо. При произнесении [ч] кончик языка всегда в верхнем положении, губы -окошком, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы - в улыбке.

Дифференциация ч – ц в слогах

1. Чтение слогов по слоговой таблице

Инструкция. Прочитайте по слоговой таблице сначала все слоги с буквой «ч», а затем - с «ц».

Прочитайте слоги парами: ча-ца, ача-аца, ицы-ичи и т. д.

Придумайте слова со слогами: ча, чо, цо, чи, цы, че, це.

Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц»: чац, чоц, цоч и т.д.

Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?

2. Работа по слоговой таблице.

Инструкция. Громко и четко читайте слоги:

по строкам: чач, цоч, чоц,... по столбикам: чеч, чоч, чич,...

только с твердым «дежурным» звуком, только с мягким, только те, которые я укажу. (Хором, индивидуально, тихо, громко).

3. Послушайте слоги, запишите букву ч или ц

Ча, ца, чи, чу, цо, цы, оц, оч, ич, ец, це, цу, уц, уч, ёч, ёц.

Дифференциация ч – ц в словах

1. Выделение букв из слов

Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.

Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.

2. Работа с предметными картинками

Инструкция. Под каждой картинкой на карточке записать с помощью фломастера буквы «ч» и «ц» и цифрой указать их местонахождение. Пример: «девочка» - ч-5.

Самопроверка. Учащиеся сверяют записи с образцом.

Инструкция. Логопед раздает учащимся по одной картинке.

Догадайтесь, у кого та картинка, в названии которой:

а) «дежурный звук» - мягкий и находится на 2-м месте (очки,

б) при произнесении этого звука кончик языка находится в нижнем положении и на 6-м месте в слове (огурец);

в) мягкий «дежурный звук» находится в ударном слоге (чдйка, кадёли,дайник);

г) твердый «дежурный звук» находится в безударном слоге (яйца, кольца).

Набор картинок, в названии которых ч или ц находится в различных позициях: мяч, грач, чайник, кирпич, печка, почтальон, качели, улица, яйцо, кольцо, лицо, птицы; овцы, палец, скворец.

3. Вставить пропущенные буквы

Инструкция. С помощью фломастера заполни пропуски буквами «ч» или «ц»:

води...а - води...ка,

ли...о -ли...ико,

зая... - зай...ик,

зубе... -зуб...ик,\

огуре... - огур...ик.

Какие буквы вставили в первый столбик? Во второй?

Как при этом изменился лексический смысл слова?

Какие суффиксы изменили смысловую окраску слова?

Учащиеся, получив карточки-перфокарты с недописанными словами, дают инструкцию самостоятельно.

Встре..., ули..., да..., зада..., умни..., столи..., лиси..., калан..., грани..., све…, больни..., кори....

4. Составление слов из слогов

Инструкция. Перед каждым учащимся лежит конверт, в котором находятся слоги и слова, содержащие буквы «ч» и «ц».

Выньте из конвертов содержимое. Подумайте, что надо делать?

Правильно, необходимо составить слова, записать их в тетради, а потом вертикальными чертами поделить на слоги.

а) чаб| - ре - ц е) ца| - ре| - ви - ч

б) ча с| - ти| - ца ж) ц - ве| - то| - че -к

в) ч - те| - цы з) че| - ре| - пи| - ца

г) че| - пе - ц и) ци - р| - ка - ч

д) це| - по -ч| - ка

Подчеркните, твердую «дежурную» букву «ц» одной чертой, а мягкую «ч» двумя.

5. Профессии

Инструкция. Какой одинаковый звук присутствует в словах «отличник», «летчик», «ученик», «учитель»?

Измените слова так, чтобы появился звук [ц] (отличница, летчица, ученица, учительница).

Чем же отличаются эти слова по смыслу? Какая часть слова изменилась?

Запишите любую пару слов и разберите их по составу например, (летчик - летчица).

6. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный ь :

Овца - овечья, птица - птичья, заяц - заячья…

7. Работа по карточке

Дифференциация ч – ц в предложениях и текстах

1. Составление словосочетаний

Инструкция. Прочитайте слова и ответьте на вопросы.

Кто? Что? Какой? Какая? (Чей? Чья?)

Овца Овечий, овечья

заяц заячий, заячья

курица …

леденец …

Со словами из второго столбика составь словосочетания. Запиши их в тетрадь. Подчеркни букву ч двумя чертами, а ц – одной.

Например: овечья шерсть, заячий след.

2. Составление предложений

Инструкция. Составьте предложения со словосочетаниями «лучистое солнце», «проточная водица», «узорчатое полотенце». Запишите предложения на доске, втетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка.

Инструкция. Прочитайте скороговорку: «На кочке квочка, под кочкой цветочек», запомните и запишите по памяти.

3. Графический диктант

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нём слов. Начертите графическую схему предложения – столько чёрточек, сколько слов в предложении. Первую чёрточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть ли в этом слове буква ч иди ц ? Надпишите над соответствующей чёрточкой букву.

Целый день кричат грачи.

Скворец поймал червяка.

Летом очень печёт солнце.

У ручья цвела черёмуха.

Ученики ходили в цирк.

На чехле коричневые пуговицы.

Волчица с волчатами погнались за зайцем.

Сестрица Алёнушка печалится о братце Иванушке.

Чужой чёрный цыплёнок спрятался под крыльцо.

Возле качелей мальчики посадили деревца.

4. Слуховые диктанты

В зоопарке

Ученики и ученицы часто ходят в зоопарк. Там много зверей. Они видели льва, львицу, зайца, зайчиху, волчицу с волчатами. Там много птиц. Целый щебечут чижи и скворцы. В зоопарке живут цапли, грачи и ласточки.

Зиме конец. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнёзд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы – наши друзья. Берегите птиц! Они уничтожают червяков и гусениц.

Двадцать один день сидела курица на яйцах. Наконец из яиц стали появляться цыплята. Их было двенадцать. Четыре цыплёнка чёрненьких, а восемь цыплят пёстрых. Курица повела цыплят на улицу. Там она их учила искать червяков.

5. Работа по карточкам

Плакат к занятию

© 2024. srcaltufevo.ru. Саморазвитие. Здоровье. Истории успеха. Отношения. Наши дети.