Проявление гражданской активности на примерах. Гражданская активность молодежи Гражданская активность

Основные принципы и алгоритм гражданской активности

Скажите мне, ну почему
В стране убогой я живу?..

Читайте не в газетах,
Смотрите в зеркалах:
Разруха – не в клозетах,
Разруха – в головах.

Для начала давайте дадим определение гражданской активности . Для меня это – любая законная активность гражданина страны (в данном случае – России, но вообще любой, да и то не обязательно гражданина юридически , вполне достаточно по духу), направленная на формирование гражданского общества в частности и более комфортной среды обитания в общем.

Тут также следует упомянуть понятие комфорта, точнее, зоны комфорта . Для меня этот термин впервые встретился в одноимённой статье Артемия Лебедева , и стал очень важным для объяснения всего того, чем я занимаюсь. Потому что беда нашей страны в том, что зона комфорта у большинства людей – очень маленькая, от границ квартиры и меньше (у некоторых ведь и дома вечный бардак и грязища, и в автомобиле накурено). :-(А моя зона комфорта – это не только моя квартира, это ещё и мой подъезд, мой двор, улица, город, область, да вся страна!.. Это если не впадать совсем уж в космополитизм и не заявлять, что моя зона комфорта – это весь мир, вся планета Земля. :-)

То есть это статья о моём опыте улучшения среды обитания, расширения зоны комфорта, которая на самом деле должна быть нашей общей зоной, общей для всех сограждан. Потому что можно сколько угодно бороться за честные выборы (что, впрочем, тоже является необходимым видом гражданской активности), но выбранные дяди либо изначально могут оказаться плохими (к сожалению, во власть лезут в большинстве своём именно недостойные люди), либо облениться или иным образом испортиться в процессе своей законотворческой или исполнительной деятельности. Да и вообще статья об активности не только по отношению к органам государственной власти, но и к другим субъектам отношений с гражданами, в том числе коммерческим организациям. Впрочем, государственный аппарат – это тоже коммерческая организация, которая должна быть эффективной и радовать нас – налогоплательщиков и тем самым её клиентов.

В общем, кто ещё будет заботиться о нашем комфорте, если не мы?.. Пусть я идеалист, но мне хочется верить, что не всё так плохо с моими согражданами, как показала из-под снега весна , и если после прочтения данной статьи активных граждан станет немного больше, наш мир станет немного лучше немного быстрее. :-)

Основные принципы гражданской активности

  1. Использовать только законные методы достижения поставленных целей (благо законов у нас много, и много хороших). Для чего
  2. Постоянно повышать свою юридическую грамотность и делиться накопленным опытом с согражданами.
  3. Рассматривать решение любой проблемы, даже потенциально конфликтной, как «обращение по гарантийному случаю», вести себя спокойно и дружелюбно. Но при этом
  4. Неуклонно требовать исполнения всех требований законов и других нормативных актов государства, региона и муниципального образования, а также договорных обязательств (например, ТСЖ или управляющей компании).
  5. Начинать все обращения и попытки решить проблему с самого «низа» (с соседа, с ТСЖ и т. п.) и переходить на уровень выше (в администрацию района и т. д.) только при невозможности решить проблему ниже. Если же не помогает, то
  6. В разумных пределах использовать принцип «снежного кома» и «столкновения интересов» – распараллеливать обращения и попытки решить проблемы по разным организациям и ведомствам, занимающимся смежной деятельностью и/или надзорной по отношению друг к другу, а также привлекать СМИ – с целью эскалации проблемы.
  7. Не бояться предоставлять личные данные там, где анонимные обращения недопустимы. При необходимости ссылаться на федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.06.2006 .
  8. Максимально использовать современные средства связи : электронную почту (вести основную переписку по ней), мобильный телефон (при необходимости не бояться сообщать свой номер для выполнения, например, совместных инспекций). В случае их явной неэффективности – использовать обычные заказные письма с уведомлением (тогда не отвертятся:-).
  9. Налаживать эффективные способы взаимодействия и дружелюбные личные контакты.
  10. И ещё раз: делиться накопленным опытом с согражданами , как положительным, так и отрицательным.

Пример алгоритма гражданской активности

Хотя ниже алгоритм гражданской активности приводится для частного случая, думаю, при использовании изложенных выше основных принципов каждый может понять, каким будет алгоритм в другом частном случае. Итак, частная ситуация: ваш сосед по подъезду регулярно мусорит (курит, гадит и т. п.). Алгоритм:

  1. Сделать ему устное замечание с просьбой больше так не делать («мы же соседи»).
  2. Если это не возымело действия и/или привело к неадекватной агрессивной реакции, то изучить нормативно-правовую базу (КоАП, соответствующие федеральные законы, СанПИН, решения общих собраний жильцов дома и т. п.).
  3. Позвонить участковому, объяснить ситуацию (со ссылкой на нормативные акты) и попросить провести с гражданином разъяснительную беседу.
  4. Если это не возымело действия, то позвонить участковому ещё раз, чтобы уточнить, проводил ли он беседу, и/или сообщить ему о безрезультатности.
  5. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя участкового и отправляешь его ему заказным письмом с уведомлением .
  6. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя его начальника , в котором в том числе описываешь все предыдущие действия и безрезультатность участкового, и также отправляешь заказным письмом с уведомлением.
  7. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя начальника начальника участкового, и так вплоть до прокуратуры (а то и сразу туда), с описанием бездеятельности и безрезультатности органов внутренних дел.
  8. Параллельно можно привлечь санэпидстанцию, «Роспотребнадзор» и др. ведомства, могущие иметь отношения к данной ситуации.

Как-то так. Можете свои улучшения данного алгоритма, а ещё лучше делиться собственным фактическим опытом успешного решения любых проблем. А пока – несколько моих личных примеров (статей):

  • «Система управления изменениями для органов государственной власти »;

Примеры неправильного поведения гражданина

Примеров неправильного поведения гражданина, или, другими словами, ложной гражданской активности наверняка можно привести очень много (просто потому, что делать неправильно и впустую всегда проще, чем правильно и результативно), но сходу я вспомнил только пару типовых:

  • «брюзжание пенсионеров » – обсуждение на лавочке и в подобном формате «несправедливости» нашей жизни без знания законов и/или принятия активных действий;
  • обращения не по адресу или в пустоту – например, в рубрику «SMS-жалобы» газеты «Про город Владимир » или фотографии неубираемого мусора в «Одноклассниках» с ехидными комментариями – вместо прямого обращения в управляющую компанию или другие соответствующие организации и далее по алгоритму.

Если что ещё вспомню – дополню. А пока не забывайте, что главное – не шумиха сама по себе, а результат .

Результаты, хорошие и разные

Как говорится, для настоящего учёного даже отрицательный результат является результатом. :-) Да, если внимательно прочесть перечисленные выше мои статьи и немного общаться со мной, то можно заметить, что далеко не всегда мне удаётся добиться хороших результатов:

  • хорошие результаты – по ремонту дорог (инциденты №№ , и ), эвакуации автохлама со двора , отремонтированной придомовой дороге и автостоянке, плодородной земле под окном, отремонтированному подъезду, интеграции телебанка с получателями коммунальных платежей и возврату денег «МТС»ом за одностроннюю смену условий тарифа;
  • условно или временно хорошие результаты – по борьбе с автопарковкой на газонах и тротуарах , борьбе с курильщиками и развешиванием рекламных картонок на столбах и деревьях;
  • плохие или отсутствующие результаты – по организации во дворе дополнительных парковочных мест и автоматизации государственных и муниципальных услуг .

Тем не менее, «врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»:-), и благодаря этому и активности других моих сограждан в нашем городе уже есть несколько хороших и комфортных мест .

Выделение данной гражданской активности с ее специфическими целями и задачами оправдано как альтернатива смешению культуры системного мира с культурой жизненного мира. В реальной культурной политике это смешение проявляется как имитация со стороны государственных учреждений и организаций культурной активности населения (например, различные показные массовые театрализованные «программы ликования» или «протеста»). Авторами, сценаристами и инициаторами такой активности являются представители государственных структур. Населению же в различных культурных акциях, программах отводится роль обезличенной «толпы», но не активных соучастников. Таким образом, исчезает разнообразие гражданских инициатив, «растворенных» в обезличенной «государственности», профанируется сама идея гражданственности и ее разнообразных проявлений. Этот факт косвенно подтверждается исследователями, указывающими, что «мышление толпы оперирует небольшим количеством основных идей» (47, с 19), г.е. склонно обесценивать плодотворность разнообразия общезначимых идей как таковых. При этом толпа изначально отрицает культуру социального партнерства граждан и государства, так как «для толпы надо быть богом или ничем» (там же, с. 22).

Чтобы избежать уродливого симбиоза «феномена толпы» и государства, необходимо определение собственного культурного потенциала системной гражданской активности без прямой апелляции «ко всем гражданам».

Социально-культурный смысл системного мира для обеспечения эффективного функционирования гражданского общества достаточно полно раскрыл Гегель в своем знаменитом труде «Философия права», отталкиваясь от взаимодействия категорий «единичное» - «особенное» - «всеобщее». В нашей терминологии «единичное» принадлежит к «жизненному миру», «особенное» - к гражданскому обществу, «всеобщее» - к «системному миру». По мнению Гегеля, «в гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу. Так как особенность связана с условием всеобщности, то целое есть почва опосредования, на которой дают себе свободу все единичности, все способности, все случайности рождения и счастья, из которой проистекают волны всех страстей, управляемые только проникающим в них смыслом разума. Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера, при помощи которой каждая особенность способствует своему благу» (15, с. 228).

Таким образом, по Гегелю, всеобщее (в нашей терминологии «системный мир») это - разумное основание существования всего общества, его духовная основа (в его трактовке это воплощение «абсолютной идеи»). Если принять данную позицию Гегеля, то можно сделать вывод о необходимости функционирования «системного мира» как прежде всего «мыслящей субстанции», концентрирующей интеллектуальные и творческие ресурсы, значимые для всего общества. Реализация этих ресурсов должна быть направлена на обеспечение общества. Соответственно в этом случае она носит общегражданский характер. Насколько реальна такая установка на почве именно «системного мира»?

По мнению известного культуролога В. М. Розина, выживание всего общества зависит от изменений в мире. Такая установка вполне реальна и созвучна проблемам современного общества, «во-первых, потому, что общество и мир постоянно меняются и на это приходится адекватно реагировать, во-вторых, эти изменения нас по многим параметрам не устраивают (повсеместно действует формула - «хотели как лучше, получилось как всегда, а, но сути, еще хуже»), в-третьих, потому, что чуть ли не каждый чиновник или крупный специалист сегодня... «вынужденный обстоятельствами», т.е. сообразно своему месту производит общественные изменения, однако не понимает, ни то, что он говорит прозой (имеет дело с общественными преобразованиями), ни последствий, большей частью негативных, своей деятельности. Следовательно, дело не в самих общественных изменениях, а в их направленности и характере» (49, с. 392-393).

В «Философии духа» Гегель в качестве «субстанциального во всех человеческих делах» выделял «правовое, нравственное и религиозное». Если под «религиозным» понимать не только веру в «божественное», но и бескорыстное отношение к другому человеку как к «творению божьему»,’то в соответствии с логикой Гегеля возможно выстраивание следующей схемы оптимального взаимодействия «жизненного мира», гражданского общества и «системного мира» в культуротворческом аспекте, представленной на рис. 3.1.

Под религиозной культурой в данном случае понимается способность индивида действовать в социуме на основе моральных требований, главным содержанием которых является умение сочетать индивидуальные и групповые интересы. Насколько корректно в данном случае отнесение этого умения к религиозной культуре? Мы разделяем точку зрения тех священнослужителей, которые считают, что потребность в служении другим людям есть главный показатель истинной религиозности, даже при наличии атеистического мировоззрения и поэтому является более предпочтительной, чем формальное «обрядоверие». В этом случае член гражданского общества, способен гуманизировать, сделать моральным само право, представленное в «системном мире» (см. рис. 3.1), а само право, обогащаясь опытом морального поведения, способно обеспечить реализацию последнего соответствующим гарантиями для социального подвижничества, сделать носильным такое поведение для каждого индивида как члена гражданского общества (см. рис. 3.1). Характерно, что именно с таким ожиданием к «системному миру» подходят многие религиозно ориентированные мыслители.

Рис. 3.1.

Достаточно в этой связи сослаться на соответствующие высказывания Ф. М. Достоевского: «Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями. Это закон природы; к этому тянет нормально человека. Но тут есть один волосок, один самый тоненький волосок, но который если попадется под машину, то все разом треснет и разрушится. Именно: беда иметь при этом случае хоть какой- нибудь самый малейший расчет в пользу собственной выгоды» (22, с. 429). Но и сам «системный мир» (у Достоевского именуемый «братством») имеет по отношению к такой личности встречные обязательства: «А братство, напротив, должно сказать: «Ты слишком много даешь нам. То, что ты даешь нам, мы не вправе не принять от тебя, ибо ты сам говоришь, что в этом все твое счастье;

но что же делать, когда у нас беспрестанно болит сердце и за твое счастье. Возьми же все и от нас. Мы всеми силами будем стараться поминутно, чтоб у тебя было как можно больше самопроявления. Никаких врагов, ни людей, ни природы теперь не бойся. Мы все за тебя, мы все гарантируем тебе безопасность, мы неусыпно о тебе стараемся, потому что мы браться, мы все твои братья, а нас много и мы сильны; будь же вполне спокоен и бодр, ничего не бойся и надейся на нас». После этого, разумеется, уж нечего делиться, тут уж все само собою разделится. Любите друг друга, и все сие вам приложится», (там же, с. 429-430).

В данном случае мы имеем дело, конечно, с некоторым идеальным вариантом взаимодействия «системного мира» с представителями гражданского общества. Но этот идеал можно рассматривать и как главный ориентир в формировании самой гражданской культуры силами «системного мира». Насколько эта установка, воплощается в реальной практике «системного мира»? В сфере культурной политики, осуществляемой «системным миром» и представляемым в первую очередь государственными учреждениями и организациями гражданская ориентированность реализуется чаще работниками самих учреждений культуры, но не органами управления в сфере культуры. Последние в значительной мере являются «окуклившимися» бюрократически аппаратными образованиями, далекими от главной гражданской задачи системного мира - оказания эффективной помощи большинству «подвижников культуры» средствами права и расширения правовых возможностей гражданских инициатив, удовлетворения запросов населения, формирующих граждански значимую культуротворческую активность (см. для сравнения вышеприведенную схему).

Приведем для начала в подтверждение этого тезиса следующий аргумент. Несмотря на обилие в России специалистов в области экономики и права, наблюдается огромный их дефицит в отрасли кз"льтуры. Все нормотворчество и соответствующие экспертные функции в отрасли концентрируются в лучшем случае в закрытых управленческих структурах

(Министерство культуры, органы культуры на местах). В сфере культуры возникла ситуация, о которой предупреждал еще Гегель: «Сословие юристов, обладающее особенным знанием законов, считает это знание своей монополией и полагает, что тому, кто не из их среды, не следует вмешиваться в их дела... Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его» (15, с. 253).

В этой ситуации роль просветителей и определенных гарантов прав населения в сфере культуры взяли на себя те работникиэнтузиасты учреждений культуры, которые реализуют установку на массовость участия населения в социально-культурной деятельности и доступность услуг этих учреждений для населения.

Почему именно «массовость» и «доступность»? Потому что данные характеристики предлагаемых учреждениями культурных услуг являются базовыми для задачи формирования социокультурного активности посетителей как одного из условий становления гражданского общества. Испытывая, как правило, дефицит однозначных правовых норм и гарантий собственной деятельности (например, в сфере платных культурных услуг населению), недостаток правовой компетентности в работе с населением, многие работники массовых учреждений культуры (библиотек, клубов, музеев и т.д.) тем не менее создают моральную атмосферу общественного энтузиазма через вовлечение своих посетителей в социально значимую культурную деятельность. Тем самым они реализуют свое право как представителей системного мира (государства) на создание этой моральной атмосферы и обеспечивая моральное право населения как гражданского субъекта на участие в общественно значимых социально-культурных инициативах (см. рис. 2.2).

Системная активность в отрасли культуры представлена преимущественно государственными учреждениями культуры, принадлежащим ведомству Министерства культуры: библиотеками, музеями, театрами, концертными залами и площадками, клубными учреждениями, парками культуры и отдыха и т.д. Эти учреждения культуры так или иначе обладает культурным потенциалом, способствующим формированию гражданского общества. Данные возможности в конечном счете выражаются в привлечении самого населения к организации и проведению программ культурной деятельности через создание структур общественного самоуправления в государственных учреждениях культуры, через удовлетворение разнообразных запросов и интересов посетителей, формирование творческого актива учреждений культуры из представителей разных групп населения и пр. От степени этого вовлечения зависит в свою очередь сформированность у каждого члена общества активной гражданской позиции, стремления участвовать в сохранении, создании и распространении социально-культурных ценностей.

Рассмотрим на основе изученной культуротворческой практики «системного мира» выявленные возможности формирования гражданской активности населения па примере наиболее массовых учреждений культуры.

Библиотеки. В соответствии с предпочтительностью культуртрегерства как главной задачи граждански ориентированного

«системного мира» мы выделили выше необходимость обеспечения массовости участия в социально-культурной деятельности населения и доступности услуг, предлагаемых государственными учреждениями культуры. В библиотеках массовость обеспечивается через различные просветительные программы по образцу литературных салонов; изучение библиотечных запросов, учитываемое при комплектовании фондов и обслуживании читателей; развитие досуговой активности читателей, развивающей литературные интересы и запросы. Доступность обеспечивается как расширение сферы информационных, консультационных и справочных услуг, значимых для решения тех или иных жизненных проблем, значимых для читателей, начиная от психологического консультирования, кончая правовым просвещением. Фактически библиотеки, ориентированные на разнообразную работу с населением, превращаются в массовые культурно-информационные центры, способствующие расширению и углублению гражданского самосознания читателей на основе формирования соответствующей книжной культуры (ориентированной на творческое использование «книжных» знаний в собственной социальной и гражданской практике).

Музеи. Массовость музейного обслуживания достигается в тех музеях, где достаточно сильна краеведческая компонента, привлечение самих посетителей к формированию фондов, охране и коллекционированию музейных ценностей, расширение сферы деятельности музеев в образовательных и досуговых учреждениях. Доступность музейной деятельности заключается в развитии прежде всего интерактивных музейно-педагогических технологий, создающих эффект соприсутствия посетителей «внутри» отражаемой в экспозициях эпохи, времени, событий, среди героев и т.д. Эта интерактивность достигается через театрализацию музейного пространства, музейные праздники, игровые программы, формирование музейного актива и т.д. Таким образом, обеспечивается новая музейная культурная среда, далеко выходящая за границы музея как учреждения и создающая эффект сопричастности населения к прошлому, настоящему и будущему своей страны, края, города, населенного пункта и т.д.

Театры. В некоторых учреждениях культуры этого типа массовость обслуживания осуществляется через широкую географию гастрольной деятельности, разнообразие репертуара, учитывающего социально-демографическую структуру потенциального контингента зрителей, разнообразие форм театрального контакта со зрителем, создающих соответствующую среду любителей театрального искусства (например, театральные клубы при театрах).

Доступность театрального искусства обеспечивается не только гибкой репертуарной политикой, ориентированной на самую различную театральную аудиторию, но и широкой просветительской деятельностью в области театрального искусства через систему образования, культурно-досуговые учреждения, участие в создании и функционировании театральной самодеятельности. Фактически отдельными театральными деятелями, коллективами формируется общая театральная культура населения, развивающая социальную активность, расширяющая представления об окружающем социуме, способствующая развитию навыков ролевого поведения, необходимого для продуктивной гражданской активности.

Клубные учреждения. Данные учреждения культуры на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми демократическими. Массовость клубной деятельности обеспечивается развитием клубных форм самоуправления, расширением зоны клубного обслуживания (в первую очередь по месту жительства), включением клубной деятельности в контекст социальной, оздоровительной и образовательной работы, расширением состава участников клубной самодеятельности, расширением спектра видов клубного обслуживания, в первую очередь в оказании помощи в социальной адаптации, решении населением разнообразных жизненных проблем. Доступность клубного обслуживания обеспечивается благодаря расширению сферы любительской деятельности на базе клубных учреждений, широкой просветительской работой способствующей решению проблем социальной, культурной и экономической жизни, разнообразием для различных групп населения театральноигровых форм досуговой деятельности. Граждански ориентированные клубы в большинстве регионов фактически становятся центрами социализации и повышения «досуговой квалификации» населения как предпосылки роста их гражданской активности.

Рассмотренные нами типовые проявления отдельных гражданских инициатив работников учреждений культуры не устраняют общей задачи перестройки ориентиров всей сети государственных учреждений культуры в сторону расширения массовости участия населения в социально-культурной деятельности и увеличения доступности услуг учреждений культуры как одного из условий формирования его гражданской активности. Не менее важна и задача перестройки работы имеющейся сети учреждений культуры в направлении вовлечения населения в сохранение и создание культурных ценностей.

Сложившееся реальное распределение приоритетов в приобщении населения (а не просто посетителей учреждений культуры) к этой задаче можно представить в виде соответствующей табл. 3.1.

Участие населения в соответствующей культурной деятельности

Библиотеки

Филармонии

Парки культуры и отдыха

Сохранение

населением

культурных

ценностей

Случайно

Эпизодически

Случайно

Случайно

Эпизодически

Освоение и использование населением культурных ценностей

Необходимо

Необходимо

11еоб- ходимо

11еобхо- димо

Необходимо

Необходимо

Создание

населением

культурных

ценностей

Эпизодически

Возможно

Возможно

Эпизодически

Эпизодически

Пояснения к таблице. В сложившейся практике функционирования государственных учреждений культуры организация процессов освоения и использования населением культурных ценностей являетсяобщеобязательиой задачей для учреждений культуры всех типов (в библиотеках - это освоение произведений литературы, в музеях - музейных ценностей и т.д.). Но есть и различия. Так, в библиотеках приобщение населения к сохранению культурных ценностей (например, к сохранению книжных фондов) в целом нехарактерно. Эпизодическим является приобщение населения к созданию культурных ценностей (например, к комплектованию библиотечных фондов).

В музеях эпизодическим является участие населения в сохранении культурных ценностей (например, музейных фондов), но возможным участие в создании новых культурных ценностей (например, в создании музейных фондов).

В театрах возможно участие самого населения в создании культурных ценностей (например, при создании спектаклей, предполагающих активное участие самих зрителей в театральном действе).

В филармониях эпизодическим является участие самого населения в создании культурных ценностей (например, обогащение репертуара филармонических коллективов произведениями современного фольклора).

В клубных учреждениях население может эпизодически сохранять культурные ценности через создание краеведческих клубов, фольклорный репертуар, традиции клубной культуры и т.д.

В парках культуры и отдыха возможно участие населения в создании культурных ценностей (например, новых форм игрового поведения, культуры рекреации, общения и т.д.).

В целом, как это видно из таблицы, гражданская дееспособность государственных учреждений культуры зависит в первую очередь от реализации ими просветительских задач и обеспечения доступности их услуг для различных групп населения. Но именно эта задача часто решается неудовлетворительно, превращая многие учреждения культуры фактически в «кладбища» культурных ценностей (например, невостребованные населением библиотечные и музейные фонды), в замкнутые псевдоэлитарные учреждения (например, театры и филармонии, ориентированные только на узкий круг «художественно» продвинутого, или материально благополучного зрителя, слушателя, или на «эрзацкультуру»), в демонстрацию достижений профессиональных и самодеятельных коллективов (клубы как преимущественно прокатные и сценические площадки, но не место просвещающего общения), в развлекательные центры, оторванные от задач экологического просвещения (парки культуры и отдыха). В какой-то мере эти перекосы удовлетворяются через гражданские инициативы, которые мы отнесли к следующей группе.

Бакунова Е.А. Проявление гражданской активности на примерах экологических организаций (движений) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 1. – С. 34-37.

ПРОЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРАХ

ЭКОЛОГИЧ Е СКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДВИЖЕНИЙ)

Е.А. Бакунова , магистрант

Научный руководитель : Н.Н. Роготень, канд. геогр. наук, доцент

Московский государственный психолого-педагогический университет

(Россия ,г. Москва )

Аннотация . В статье рассматривается понятие гражданской активности ее ра з личные виды, которые можно увидеть через эколог ические движения и организации.

Ключевые слова: гражданская активность, экологическое движение «Мусора. Бол ь ше. Не т», краудфандинг, краудсорсинг, акция «Блогеры против мусора», «Зеленый пар о воз».

Актуальным вопросом на современном этапе развития в России является исслед о вание гражданской а ктивности и гражда н ского участия . Понятие гражданской а к тивности рассматривается учен ыми из разных областей науки: политологии, с о циологии, психологии, юриспруденции, на данный момент нет четкого определения гражданской активности. В основном и с пользуются разные определения, но о б щим для них является представление ее как гражданственность и гражданская п о зиция. Гражданская активность – это фо р ма активности общества, которая напра в лена на реализацию социальных интер е сов, присуща индивиду и различным о б щественным объединениям граждан. Она будет зависеть от духовных, политич е ских, культурных ценностей человека и общества. Гражданская акти в ность – это ответственное отношение к окружающему нас миру, возможность реализации собс т венных идей и партнерство, граждане м е няют роль пассивных наблюдателей на возможность активного участия в жизни общества. Гражданская активность – одна из форм общественной активности, выр а жающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и жел а нию проявить собственную гражданскую позицию, отстаивать групповые и личные права и интересы, это сознание личной о т ветственности за благополучие государс т ва.

Гражданская активность проявляется в разнообразных формах самостоятельной де я тельности граждан, их объединений, сетей и ассоциаций, которые обусловлены внутре н ними устремлениями и мотивами, не направленными на извлечение приб ы ли. На данный момент прослеживается тенденция увеличения числа движений. Процесс формирования активности гра ж дан, часто протекает стихийно, независимо от деятельности различных социальных институтов, путем обмена мнениями, ди с куссий, сопоставления различных точек зрения. Но часто гражданская активность – это результат действий государственных учреждений, полити ческих организаций и массмедиа [ 2 ] .

В настоящее время гражданская акти в ность в России проявляется в деятельности разнообразных некоммерческих (общес т венных) организаций. Общественные о р ганизации в России можно поделить на несколько типов:

1. Организации, оставшиеся традицио н ными с советского времени, такие как в е теранские организации, профсоюзы, орг а низации инвалидов ВОС, ВОИ и другие.

2. Небольшие узконаправленные орг а низации в разных сферах жизнедеятельн о сти и профессиональных организации.

3. Сформировавшиеся крупные фед е ральные и региональные некоммерческие организации в конце XX – начале XXI в е ка, в частност и получавшие финансиров а ние из- за р у бежа, до принятия закона «Об иностранных агентах».

4. Новый вид организаций и движений, построенных на общей проблематике, и организационных, как правило, гражда н скими активистами. Примерами здесь м о гут служить о р ганизациями – движения «Сделаем», «Стратегия 31», «Си ние в е дерки» и другие [ 8 ] .

В последние годы наблюдается рост гражданской активности у отдельных гр а ждан и общественных групп в решении актуальных социальных проблем.

Е сть известные примеры успешного влияния гражданских инициатив на ко н кретные решения и действия. Позитивно – креативное экологическое движение «М у сора. Б ольше. Нет» была основано в 2004 по личной инициативе петербуржца Ден и са Старка, в которое постоянно вовлек а ются новые участники и города, на данный момент около 100 городов – участников в России и 5 странах СНГ и более 1000 пр о веденных акций, распространение культ у ры гражданского участия, значительная площадь убранных территорий, появление новых движений и рост сетевой активн о сти. Когда было создано движение в него входило лишь одно отделение, которое с о стояло из небольшой группы людей, э ф фективно пров о дившей уборки. Одно из главных причин сетевого развития движ е ния стало желание и з менить окружающий мир вокруг. Сейчас акции движения соб и рают различное число участников, от н е сколько человек до с отен и даже тысячи участников [ 6 ] .

Разрушение в Подмосковье привычного места отдыха спровоцировало протестную кампанию в защиту Химкинского леса, растянувшаяся с 2006 г. на 5 лет протес т ная ка м пания приобрела общероссийскую и международную известность. В борьбе за «Защиту леса» от вырубки сложилась некая инициативная группа из жителей г. Химки, г. Москва и Московской обла с ти, образовалось «Экологическая протес т ная волна», проводились протестные а к ции, как за отмену строительства трассы, так и за ее строительство. После оконч а тельного решения о строительстве трассы движение приобрело и политический о к рас [ 8 ] .

П оявляются виды гражданской акти в ности, которые полностью реализуются в Инте р нете, например карта помощи при пожарах, карта раздельного сбора отходов , карта нужд детских домов, сбор средств на конкретные цели, мониторинг выборов по web -камерам и многое другое. Интернет предоставил среду для сущес т вования разнообразных активистских с о обществ и проектов, существующих тол ь ко в виртуальном виде. Они и с пользуются, когда другой вид самореализация нево з можен (низкая способность к коммуник а ции офлайн, высокие по требности в ан о нимности и т.д.) [ 9 ] . Благодаря програм м ным сервисам , у членов сетевых соо б ществ появлялась возможность использ о вать инструме н ты оперативного поиска нужных контактов и быстрого установл е ния связей между людьми для обществе н ной деятельности и совместных гражда н ских акций, тем самым сетевые сообщес т ва реа лизуют функцию самоорганиз а ции [ 5 ] .

На сегодняшний день не только Инте р нет, а в большей степени социальные сети и гражданские интернет – приложения я в ляются механизмом для эффективного и с пользования гражданского активности, мобилизации гражданских активистов и движений в целом. Социальные сети и и н тернет – приложения предоставления пр е доставляют значительные возможности коммуникаций, поиска ресурсов, передачи информации, становится реально дейс т вующим инструментом горизонтальных отношений и связей в обществе. Социал ь ные сети помогают организовать и кратк о срочные акции, собирающие многих л ю дей для решения конкретной задачи. В пример, можно привести форму массового субботника успешно прошла всеросси й ская акция «Блогеры пр отив мусора», с о бравшая около 20 тыс. участников [ 3 ] .

«Теплица социальных технологий» со з дает базу данных гражданских прилож е ний, в которой насчитывается более дву х сот проектов. Примерами могут быть пр о ект « Ecofront . ru » , который направлен на борьбы с не санкци онированными скопл е нием мус о ра [ 7 ] .

Активность в Интернете характеризуе т ся анонимностью, разнородностью и д и намизмом, обладает лучшей масштабн о стью и адаптивностью. При этом акти в ность в Интернете также зависит от акти в ной позиции инициатора, поскольку часто виртуальное сообщество или группа пр и соединяется, одобряет инициативу, не вс е гда готово разделить и нести организац и онные издержки [ 8 ] .

Также , механизмом развития гражда н ской активности в Интернете могут сл у жить краудфандинговые и краудсорсинг о вые площадки. В целом для России крау д фандинг и кр а удсорсинг достаточно новое явление. Краудфандинг – это коллекти в ное финансирование проекта в Сети, в особенности социальные, исследовател ь ские, волонтерские, благотвор и тельные проекты. Площадки краудфанди нга и с пользуются для привлечения средств под реализацию идеи. Примером может п о служить, недавно прошедшая акция в н о ябре 2017 краудфандинговая кампанию по сбору средств на вывоз и переработку о д ной тонны батареек из Ижевска в Чел я бинск на завод «Мегаполисресурс» (со б ранных на акциях по ра з дельному сбору вторсырья «Разделяйка»). Акция орган и зованна активистами «Зеленый паровоз» из Ижевска. В рамках кампании планир о валось собрать 200 тысяч рублей, кот о рые были успешно собраны , для реализации проекта . Спонсор мог пожертвовать л ю бую сумму или же сумму установленную организатором акции и получить еще и эко-подарок. В акции приняло участие 358 человек и з них 49 человек не из Иже в ска [ 1 ] .

В настоящее время в России формир у ется все больше условий для осуществл е ния гр а жданской активности. Активация деятельности НКО, рост гражданских движений, разв и тие интернет-технологий и работа государства направлена на третий сектор, дает свои р е зультаты. Усиливается значимость гражданского общества, ув е личивается количество человек, задейс т вованных в гражданских движениях и де я тельности НКО, растет качество гражда н ского участия. С каждым годом на де я тельность общественных движений и о р ганизация выделяются все большие ф и нансовые средства . Новые механизмы уч а стия расширяют границы действия ин и циативных граждан, где объединение и взаимодействие происходит через Инте р нет. Осуществление гражданской активн о сти заключается в и с пользовании более оперативной взаимосвязи, о нлайновых площадок для о б суждения . П о зитивные результаты некоторых гражданских ка м паний повышает уровень гражданской о т ветственности, опыт которых перенимают все чаще.

Библиографический список

1. Батарейка на утилизацию // Краудфандинг в России народное финансирование – URL: https :// planeta . ru / campaigns / batareiki _ na _ utilizatsiu (дата обращения: 20.11.2017) .

2. Вол кова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических и кул ь турных ценностей общества // Научное обозрение. Р еферативный журнал. – 2014. – № 1. – С. 80-81

3. Доклад о состоянии гражданского о бщества в Российской Федерации (2011 г.) – М.: Обществен ная палата Российской Федерации, 2012. – 142 с.

4. Карта раздельного сбора отходов от Гринпис России – URL : http://recyclemap.ru (д а та обращения 20.11.2017 ) .

5. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти // Политические исследования. 2011. – №1 . – С. 12 .

6. О движении « Мусора.Больше.Нет» / / «Мусора.Больше.Нет» URL: http://musora.bolshe.net/page/about.html (дата обращения: 29.11.2017) .

7 . Региональные аспекты гражданской активности в современной России (на примере Я рославской области): монография / Е. Исаева, И. Маклашии, А. Соколов, А. Фролов . – М .: Проспект, 2015 . – 216 с.

8 . Российский неполитический акти визм: наброски к портрету героя // Отчет о резул ь татах исследования активизма в России . – Центр Грани, 2012. – 65 с.


MANIFESTATION CIVIL ACTIVITY ON EXAMPLES OF ENVIRONMENTAL

O R GANIZATION (MOVEMENTS)

E.A. Bakunova, graduate student

Supervisor: N.N. Rogotin , candidate of geographical sciences, associate professor

Moscow state university of psychology and education

(Russia, Moscow)

Abstract. In article deals with the concept of civil activity its different types which can be seen through the environmental movements and organizations.

Keywords: civil activity, environmental movements, « Musora.bolshe.net «, crowdfunding, crowdsourcing, action « Blogerprotiv «, «Zelenyi parovoz».

Юрий Нехайчук

Всплеск политической активности, который можно наблюдать в последние полгода, часто называют рождением гражданского общества в России. РБК daily вгляделась в лицо «новорожденного» и попыталась нарисовать его портрет. Оказалось, что ему уже примерно лет пять, его волнуют судьба бездомных котов, произвол полиции, пропажа людей и избирательное право. Растет и развивается гражданское общество не только в Москве и Санкт-Петербурге.

Как все начиналось

Если допустить, что социальные процессы в любом государстве подчиняются законам цикличности, то начало нового цикла в России пришлось на 2006 год. В период экономического роста 2000-х граждан больше волновали проблемы накопления, а происходящее во власти и обществе ушло на задний план. Воспользовавшись моментом, государство ужесточило отношение не только к оппозиционным радикальным партиям, но и к гражданским активистам, правозащитникам и экологам.

К 2006 году в кошельках многих соотечественников водилось уже достаточно денег, чтобы переключить внимание на происходящее в обществе. Власть ожидала такого поворота событий, и в апреле того же года были окончательно приняты и законодательно закреплены правила игры для некоммерческих организаций. Они получили контролера в лице Федеральной регистрационной службы (ФРС) и стали обязаны сдавать отчетность, а значит, могли ждать проверок.

Исходя из данных Московской Хельсинкской группы, именно на 2006-2007 годы пришелся пик давления со стороны ФРС. За два года с проверкой нагрянули более чем в 30 тыс. некоммерческих организаций. Возглавлявший в то время службу Сергей Васильев объяснил такую активность необходимостью понять, откуда гражданские активисты берут средства, допустил, что финансируются они Западом, и назвал ужесточение мер вопросом национальной безопасности.

Власти решили взять становление и развитие гражданского общества под свой контроль, создав Общественную палату, а с ней и программу грантов на поддержку общественности, которую курирует Мин­экономразвития. Эта программа неэффективна, считает глава программы «Общество и региональная политика» Центра Карнеги Николай Петров. По его словам, сейчас гранты раздаются фактически на выполнение тех функций, которые должно, но не хочет брать на себя государство.

Руководитель Института проблем гражданского общества (один из операторов конкурса грантов Общественной палаты) Мария Слободская через помощников передала отказ обсуждать перспективы и проблемы гражданского общества России, сославшись на большую занятость в Общественной палате. Эксперты, опрошенные РБК daily, отмечают, что рост гражданского самосознания с середины 2000-х имеет свои пиковые точки (события, объединявшие общество, отмечены на инфографике).

Что сейчас

С некоторой условностью все гражданское общество можно разделить на три сегмента. В первом - оппоненты власти, во втором - ее помощники, в третьем - те, кто работает на благо общества и никак с властью не связан. «Именно третий, наи­менее развитый сегмент демонстрирует сейчас наибольшее развитие. То, как ему удастся выстроить отношения с обществом, обойдя тему власти - ни за нее, ни против нее, - и будет определять перспективу», - считает Николай Петров.

Этот третий сегмент был назван в 2010 году «новыми неформалами» в исследовании «Общественные объединения нового типа» Евгения Гонтмахера, члена правления Института современного развития (ИНСОР). Он писал: «Мы имеем дело с искренним желанием отстоять свои и чужие попранные права, что для современной России весьма свежо и, хочется верить, перспективно».

К «новым неформалам» можно отнести 3-4% россиян, которые, согласно опросам НИУ-ВШЭ, участвуют в регулярной добровольческой деятельности, и еще 3%, тем или иным способом помогающие некоммерческим организациям (НКО). «На фоне чуть ли не 350 тыс. зарегистрированных в России некоммерческих организаций, участниками которых числятся миллионы людей, это немного», - пишет в своем исследовании г-н Гонтмахер. Но, по его словам, преобладающая часть старых НКО либо давно умерла (по данным на 2010 год, реально действующие НКО составляют не более 38%), либо «легла под власть».

Наряду с этим растет и число оппонентов власти. Митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова в Москве, названные многими отправной точкой формирования гражданского общества, имели политическую подоплеку. Борьба за свои избирательные права оживила, например, институт независимых наблюдателей на выборах.

Эксперты исследовательской группы ЦИРКОН по итогам 2010-2011 годов оценили гражданскую активность в российских регионах и разделили их на шесть групп (см. карту). Потенциал гражданской активности рассчитывался исходя из пяти показателей, предоставленных Росстатом: удельного веса городского населения от общей численности населения региона, числа студентов (на тысячу человек), выпуска газет (на тысячу человек), числа общественных организаций и объединений (на тысячу человек) и количества малых предприятий. Декларируемый уровень институциональной общественной активности основан на базе опросов Фонда общественного мнения, интересовавшегося, в деятельности каких общественных объединений и других некоммерческих организаций принимают участие респонденты, на протяжении какого срока и как часто.

Чего ждать

РБК daily пообщалась с гражданскими активистами, которые начали свою работу задолго до декабря 2011 года. Они не питают иллюзий, что после череды митингов некоммерческим организациям станет легче жить в плане проверок, финансирования или суд будет чаще вставать на их сторону. Но то, что к гражданской активности помимо защиты животных, охраны природы и помощи больным людям присоединилась борьба за политические свободы, сформировало определенное информационное поле. Теперь быть гражданским активистом, интересоваться происходящим в обществе - значит быть в тренде. Все собеседники РБК daily испытывают определенный душевный подъем - теперь на их работу обращают внимание, это придает сил.

Что касается будущего гражданского общества, пути его развития тесно связаны с дальнейшими действиями власти, уверены эксперты. «Пока события показали, что требования выдвигают не столько политические активисты, сколько гражданские, заинтересованные лишь в надлежащем исполнении властью взятых на себя обязательств», - говорит исследователь из Левада-Центра Денис Волков. По его словам, люди сейчас начинают задумываться, как государство работает и для кого.

Общественные организации должны сотрудничать с властью, обосновывать ей свои предложения и настойчиво убеждать в своей правоте и нужности, считает глава ИГ «Циркон» Игорь Задорин. «К сожалению, многие из них дистанцируются от активного контакта с властью, а кому-то просто не хватает терпения. По-настоящему известных и влиятельных организаций, борющихся за права граждан и действующих на федеральном уровне, в настоящее время нет», - говорит он.

С ростом социальной активности, и особенно молодежной, у любых хэппенингов большое будущее, считает Николай Петров. По его мнению, любые коллективные действия граждан, при этом не нарушающие права других граждан, можно считать проявлением гражданской позиции участников. Если они приводят к появлению полезных результатов, будь то реальное решение проблемы или просто привлечение к ней внимания, они, безусловно, формируют гражданскую позицию и у тех, кто не участвует.

Выходные данные сборника:

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О СЛАВЕ КАК СВОЙСТВЕ СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Калинина Ирина Анатольевна

канд. психол. наук, доцент кафедры Теории менеджмента и бизнес-технологий
РЭУ им. Г.В. Плеханова,
РФ, г. Москва

E - mail : kalinina 309@ yandex . ru

UNDERSTANDING THE NATURE OF CIVIL ACTIVITY OF THE PERSONALITY AND ITS MANIFESTATION OF THE NOTIONS OF GLORY AS THE PROPERTY OF CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR OF THE INDIVIDUAL

Kalinina Irina

candidate of Science, assistant professor of the Department of management Theory and business technologies,
Plekhanov Russian University of Economics (PRUE),
Russia, Moscow

Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Проект №15-26-01008

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию «гражданской позиции» и основные его составляющие, а также взаимодействие комплекса предпосылок, способствующих проявлению социальной активности, в том числе и переживания ощущения славы. Определены основные составляющие, входящие в состав понятия «гражданская позиция», что позволило рассматривать данное явление как приобретенное и формируемое со стороны общества качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Гражданская позиция может изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

ABSTRACT

The article discusses various approaches to understanding "citizenship" and its major components, and the interaction of the complex preconditions conducive to the manifestation of social activity, including experiences feelings of glory. The main components included in the concept of "citizenship", which allowed considering this phenomenon as acquired and generated by the company"s quality, which is developed and improved throughout the life of the person. Civil position may change depending on the conditions in which gets a person.

Ключевые слова: гражданская позиция; активность личности; гражданин; ценности личности; общество; ощущение славы.

Keywords: citizenship; the individual"s activity; citizen; values; personality; society.

Для понимания мотивов проявления гражданской активности личности необходимо разобраться с понятием «гражданская позиция», т. к. в толковом словаре Даля «позиция» рассматривается как некое начало движения в определенном направлении и является некой отправной точкой проявления разнообразных форм поведения.

Так, в работах классического периода описание личности происходит с точки зрения ее внутренней позиции, где отправной точкой являются мысли, чувства и преставления об обществе.

Следует отметить, что внутренняя позиция человека не всегда будет соответствовать его поведению в обществе. Индивид может иметь определенное мнение на проблему и собственные путь решения, но по ряду причин поступать совершенно иным образом, либо проявить индифферентность и вообще не приступать к решению проблемы.

Изучения относительно позиции личности проведены со стороны различных наук, таких как социология, философия, педагогика и психология, но интересно, что представления о содержании этого понятия схожи.

Так, например, в философском словаре «позиция» трактуется относительно наличия точки зрения или принципа, которые заложены в формы поведения и демонстрируются в поведенческих действиях, т. е. речь идет о внутренней позиции, которая находит свое отражение во внешнем, через отношение личности мы можем размышлять о мотивах его поведения или готовности к действиям.

Психологический словарь подтверждает такой поход, рассматривая индивида в системе отношений с обществом через поведенческие реакции, при этом положение человека может выступать обобщенной характеристикой индивида и задавать свойственную ему статусно-ролевую структуру.

Доказательством именно такого содержания понятия «позиция» могут быть многочисленные исследования.

Так, Ананьев Б.Г. рассматривая позицию личности, в первую очередь, уточняет ее через систему общественных функций, и речь в этом случае может идти как об экономической направленности, так о правовой.

Такие представления полностью коррелируют с социальными науками, где «позиция» в первую очередь понимается как наличие прав и обязанностей человека перед обществом.

В этой связи близкими для интерпретации становятся понятия «социальная роль», «ролевые предписания», которые рассматриваются независимо от индивидуальных свойств, но привязаны с культурной составляющей.

Кон И.С. и Ануфриева Е.А., подтверждая такой подход, конкретизируют, что содержание общественных функций в большой степени привязано к исторической эпохе или к стереотипным преставлениям общества, в котором находиться индивид .

В работах Асмолова А.Г. позиция личности также рассмотрена через систему общественных связей, в которых человек реализует свои качества, как врожденные, например, темперамент, так и приобретенные, например, знания, умения, особенности мышления. Индивидуальные особенности в системе общественных связей являются основой выбора объективных возможностей удовлетворения потребностей человека.

Радионова Н.Ф. в системе общественных связей видит объективно-субъективный характер. Объективный характер данной системы детерминирован обществом, а субъективность заложена в отражении общественных преставлений в сознании индивида.

Если в приведенных ранее исследованиях «позиция» воспринимается как система отношений, то Григорьева А.И., Исаев Е.И, Слободчиков В.И. рассматривают ее как интегративную характеристику всего образа жизни. Только в таком понимании можно размышлять о человеке как субъекте собственной жизнедеятельности, определяющим способы реализации базовых потребностей, и речь в этом случае идет о единстве сознания и деятельности.

Итак, рассматривая «позицию» с точки зрения деятельностного подхода можно утверждать, что ее формирование - это не одномоментное действие, а непрерывный процесс, осуществляемый в деятельности.

Выбирая предметом изучения позицию, можно по сути представить «пространство движения индивида», в котором он существует объективно, но с другой стороны, субъективно, т. к. это движение соответствует его личным преставлениям.

Безусловно, позиция - это непрерывный процесс, но у нее тоже могут быть свои временные характеристики, т. к. жизненные события конечны.

Временная завершенность событий и есть эти точки объективирования и субъективирования, которые позволяют задавать новые векторы движения.

Анализируя результаты аналитических размышлений представленных авторов, позицию человека можно представить в виде направленного вектора движения (рис. 1):

Рисунок 1. Понимание «позиции» в социуме

Итак, понимание «позиция» включает в себя систему отношений, которая представлена как совокупность:

· субъективного и объективного,

· психологического компонента и социального статуса

· актуального состояния и потенциального движения.

Однако понимание содержания «позиция» все же не определяет вектор направления, он в этом случае может иметь направленность, как в сторону общества, так и отрицательный характер, поэтому не менее важно содержание понятия «гражданин».

Если говорить о европейских представлениях, то «гражданин» является лицом, которое обладает гражданскими правами и обязанностями и может быть, как партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции .

Философским представлениям относительно статуса «гражданина» близка направленность сознательного сочетания личных и общественных интересов, через совокупность нравственных качеств, в этом случае «гражданин» - цивилизованный член государства и общества. Т. е. в этом случае особых противоречий между личностью и обществом не возникает. Возможно ли внутриличностная бесконфликтность в современном обществе?

Стоит отметить в этой связи и противоположные позиции. Так, например, известный политик В. Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане» . С ее точки зрения, граждане, это как раз те, кто выступает против власти, против режима, потому что они, по ее словам, не «стадо». Следуя такой логике, права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу и независимость получают права и привилегии, в том числе и политические.

Надо сказать, что понятие «гражданин» остается актуальным в области публикаций из юридической сферы. Юридические публикации определяют роль гражданина перечнем особых общественных функций, к числу которых относят «права и обязанности, предусмотренные конституцией», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «знание прав и свобод».

Как термин, понятие «гражданин» (лат. “civilis”) впервые начали применяться в системе римского права, а в настоящее время в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова оно имеет четыре основных значения :

Первое, это юридическое толкование, которое описывает сферу имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами.

Второе, военное толкование, предполагает описание невоенной жизнь людей.

Третье, церковное толкование, предполагает описание поведения не церковного содержания и совершаемое вне церковных обрядов.

Четвертое, общественное толкование, которое сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина.

Сочетание «гражданская позиция» вообще не имеет в науке единого определения, и следуя проведенному аналитическому обзору предложенных подходов является достаточно дискуссионным.

Вероятно, это связано с тем, что исследователи разных наук знания сосредоточены на различных аспектах изучения гражданской позиции, так, исследование основных индикаторах гражданской позиции личности, рассмотрено в трудах классиков социологической мысли: Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Б. Скиннера, Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Ч.Х. Кули, а выделение основных компонентов гражданской позиции представлены в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Элиасберга и других .

Вместе с тем, большинство ученых выделяют три основные составляющие, входящие в состав понятия «гражданская позиция»: патриотизм, гражданственность и социально-политическая активность (Рис. 2).

Рисунок 2. Компоненты, входящие в состав понятия «гражданская позиция»

Первый компонент - патриотизм.

Основными его индикаторами могут выступать: гордость за Родину, гордость за достижения, желание сохранять культурные особенности, идентификация себя со страной, готовность подчинить свои интересы интересам страны - некое социальное чувство.

Таким образом, именно в патриотизме заложено уважение к предкам, любовь и проявление терпимости, а высший проявлением патриотизма является благожелательность ко всем гражданам государства через почитание традиций и культуры общества, а также готовность к развитию и защите интересов своей страны и ее граждан.

Второй компонент - гражданственность.

Сущность гражданственности в сопричастности личности к общим делам государства, психологическое ощущение себя гражданином и полноправным членом общества, отсюда активная и сознательная включенность субъекта в дела и проблемы общества при наличии определенных убеждений.

Итак, чувство гражданственности возникает вследствие осознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Таким образом, «гражданственность» тесно переплетается с «патриотизмом» и, на взгляд автора, должны использоваться в едином социальном контексте.

Третий компонент - социально-политическая активность - задает вектор движения .

Активность направлена на преобразование окружающей действительности и решение общественных задач. Социальная активность в большей степени зависит от уровня культуры общественных отношений и характера человека. общественных начал.

Иванишенко Н.Н. считает, что проявление активности зависит от принадлежности человека к 4 типам личности :

· индивидуалистически ориентированный;

· идеологически ориентированный;

· нормативно-правопослушный;

· общественно-политический.

Для индивидуалистически ориентированных типов присуще повышенное стремление рассматривать взаимодействие с обществом и свою гражданскую активность сквозь призму реализации труда.

Идеологически ориентированным типам характерно демонстрировать повышенную активность участия в сохранении культурно-исторического наследия страны.

Нормативно правопослушный тип заявляет о своей готовности полностью выполнять законодательно закрепленные обязанности граждан Российской Федерации.

Характерными чертами группы общественно-политического типа являются: активное желание участвовать в жизни страны. Причем, это участие понимается широко - от обсуждения до реальных как конструктивных, так и деструктивных шагов. Для представителей этой группы свойственно становиться членами различных общественных и политических организаций.

Таким образом, компоненты гражданской позиции могут быть представлены следующим образом (рис. 3).

Рисунок 3. Взаимодействие компонентов гражданской позиции

Анализ научных работ позволил нам прийти к следующим выводам:

·Гражданская позиция представляет комплекс субъективных качеств личности.

·Гражданская позиция выражает твердые убеждения и ответственность граждан

·Гражданская позиция порождает социальную ответственность и проявляется в целесообразной социально-культурной деятельности людей.

·Процесс формирования гражданской позиции длительный, его эффективность зависит от состояния гражданского общества и правового государства.

Таким образом, гражданская позиция формируется под воздействием комплекса предпосылок и способствует проявлению социальной активности, где фундаментом проявления активности является патриотизм.

Однако по словам Шнейдер Л.Б., патриотизм - это формируемое качество, которое возникает в силу переживания славы за страну, славы за свой народ . Эти стороны общественной жизни в современных исследованиях не рассмотрены даже отчасти.

На сегодняшний день данное направление имеет тенденцию к возрождению. Например, недавняя акция «Бессмертный полк» в честь Дня Победы, в которой через переживание славы за своих близких, а по сути, и за свою Родину, напрямую происходит формирование патриотических мотивов своего поведения.

Однако формирование патриотических мотивов и их трансформация в активную гражданскую позицию, как например, участие в акции «Бессмертный полк» возможна благодаря прохождению личностью ранее нескольких стадий (рис. 4.):

Первый этап - осознание своего «Я», саморефлексия относительно формирования своего собственного образа «Я»

Второй этап - становления качеств личности и готовность к поведенческому выбору.

Третий этап - готовность к проявлению качеств, свойственных собственному «Я».

Четвертый этап - использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап находит свое отражение в социальных проектах.


Рисунок 4. Этапы становления качеств личности

Таким образом, активная гражданская позиция - это приобретенное и формируемое со стороны общества качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Гражданская позиция может изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Положительный вектор проявления гражданской позиции может быть лишь в случае наличия патриотических мотивов , которые возникают в силу переживаний чувства славы за близких, за Родину, а отнюдь, не как следствие переживания комплекса неполноценности.

На изучение данных вопросов направлено исследование «Кросс-культурный анализ представлений о славе как сущностном свойстве сознания и поведения личности», в котором ключевое внимание уделяется изучению гражданских, семейных и персональных представлений о славе у молодых россиян, так как решение проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня во многом будет определяться гражданским самосознанием и социальным поведением молодежи.