Почему школьникам дают летом большие каникулы. Зачем ребенку нужны каникулы

Для детей лето – это долгожданный праздник, когда нет строго расписания, не нужно рано вставать, а по вечерам готовиться к урокам. Три месяца вольной жизни, прогулок на свежем воздухе, встреч с друзьями, поездок и путешествий.

Многие родители понимают важность полноценного отдыха для перегруженных всяческими занятиями детей. Но все равно опасаются, что ребенок слишком расслабится и забудет то, что знал. А так как на каникулах у детей появляется очень много свободного времени, то у мамы возникает соблазн использовать его с пользой и по делу.

Стоит ли заниматься во время каникул, подтягивать предметы, и какая самая важная задача летнего отдыха для ребенка, рассказывает психолог Юлия Гусева.

Каникулы

Каникулы! Заветное слово для всех школьников и большинства родителей. Действительно, дети ждут летних каникул точно так же, как их ждали когда-то их родители, а до этого бабушки и дедушки. А вот что с родителями?

Да, с одной стороны радость: не нужно больше вместе с ребенком учить вечерами уроки, не нужно возить его на дополнительные занятия. А с другой стороны, не забудет ли все, что знал за три месяца? Чем будет заниматься? Родители часто думают, что если не занять ребенка как следует, то он целыми днями будет играть в компьютерные игры или смотреть фильмы. Как же быть? Отправить в лагерь? Но родители беспокоятся, что и там дети много времени играют в телефон, а без телефона совсем (то есть без связи) отправлять в лагерь не хочется… Может быть, записать на курсы иностранного языка или отправить в языковой лагерь?

Зачем вообще нужны каникулы? Основная функция каникул или отпуска – это восстановление организма от того напряжения, которое накопилось за целый учебный или рабочий год. Учебный год – это время, когда у ребенка много обязанностей, которые нельзя не выполнить. Каждый день нужно идти в школу, учить уроки и жить по расписанию. Это стрессовая ситуация для организма.

А давайте, дорогие родители, проведем небольшой эксперимент. Попробуем «прочувствовать» каникулы на себе. Представьте себе, что с завтрашнего дня у вас отпуск. А теперь закройте глаза и подумайте, что вы хотите делать. Когда я предлагала такой эксперимент взрослым, то получала разные ответы. Кто-то хотел почитать, кто-то разобрать завалы в шкафах, кто-то позаниматься хобби. То есть взрослые хотели сделать то, что не успевают сделать в обычное время, до чего «руки не доходили». Они хотели удовлетворить те потребности, которые не удовлетворяются полностью вне отпуска. Это один момент. А еще взрослые хотели получить пару дней передышки. Не то чтобы они хотели лежать целый день на диване, а важно было просто перестроиться на отдых.

А детям? Нужно ли детям удовлетворить свои неудовлетворенные во время учебного года потребности? Нужна ли им передышка? Да. Все это детям очень нужно и важно. И не надо беспокоиться, что эта передышка затянется на три месяца. Поделюсь своим опытом. Когда начались каникулы, я ничего не предлагала своему сыну, который окончил первый класс. Никаких дел, никаких развлечений. Два дня он носился по улице: катался на велосипеде, играл в футбол, волейбол, стрелял из лука и делал что-то еще, о чем я не знаю. Он не трогал книг. Он ел, гулял и спал. На третий день, набегавшись, сын начал читать и рисовать, день на четвертый-пятый сел за фортепиано, еще через пару дней взял в руки ксилофонные палочки. При этом гулять продолжал много. Очень много.

В младшем школьном возрасте детям очень важно играть, общаться с родителями и другими детьми, в среднем и старшем на первый план выступает потребность общения со сверстниками. Именно эти потребности, к сожалению, нередко не удовлетворяются во время учебного года. А неудовлетворенные потребности приводят к напряжению, к стрессу. Получается, чтобы не создать ребенку еще большую стрессовую ситуацию во время каникул, мы должны обеспечить ему возможность играть и общаться с другими детьми.

А как же занятия? Стоит ли заниматься во время каникул? Бывает, что родители за каникулы стараются решить те проблемы, которые накопились за год. Например, подтянуть математику (физику, английский). В дом приходит репетитор и… прощай вольная жизнь. Казалось бы, занимается ребенок всего-то час в день, да уроков зададут часа на два. Остальное время – отдых. Но тогда снова подступает стресс. Потому что снова жизнь по расписанию, снова обязанности (уроки). И тогда напряжение не уходит во время каникул, оно остается, и в новый учебный год вступает неотдохнувший ребенок…

Важно обеспечить максимально активный отдых ребенку: велосипед, роликовые коньки, волейбол, футбол, городки и т.д. За учебный год стресс накопился в том числе и за счет малой подвижности ребенка. Увы, дети недостаточно гуляют, мало двигаются. Давайте исправлять эту ситуацию летом. Ходите с детьми в походы, просто в лес за грибами или ягодами, катайтесь на велосипеде, сплавляйтесь по реке на лодке. Летом можно научиться многим вещам: ставить палатку, разжигать костер, готовить еду на костре, грести веслами, варить варенье, выращивать овощи на огороде и многое другое. И самое главное, что это полноценное общение родителей и детей.

А как же заниматься? Я бы предложила повнимательнее отнестись к потребностям ребенка и подумать о том, какие потребности ребенка не были удовлетворены во время учебного года и каким образом их можно удовлетворить с пользой. Приведу такой пример. В течение года ребенок-первоклассник хотел заниматься рисованием. К сожалению, такой возможности не было из-за плотного графика. Однако в первый день каникул мама подарила ему очень хорошую книгу – самоучитель по рисованию. В книге были приведены уроки, где пошагово объяснялось, как нужно рисовать. Ребенок с удовольствием начал рисовать, при этом читать объяснения. Полезное занятие? Очень! Развиваются пространственные представления, ребенок изучает пропорции, перспективу, задумывается о свойствах предметов и многое-многое другое.

Постарайтесь обеспечить ребенку возможность заниматься теми занятиями, которыми он хотел заниматься во время учебного года! Это может быть лепка, конструирование, выпиливание, вязание и т.д. Кто-то сделает скворечник, а кто-то научится печь пирог. А ведь чтобы испечь пирог, младшеклассник сначала должен прочесть рецепт (вот и занятие чтением), отмерить все необходимые ингредиенты (математика), следить за процессом. А скворечник? Нужно прочесть инструкцию, все отмерить-посчитать. Чем не развитие?

Вернемся же к занятиям. Если вы еще планируете заниматься с ребенком математикой, прошу вас сначала посмотреть (или вспомнить) новый мультфильм, который вышел в прошлом году, – «Маленький принц». Когда я смотрела этот мультфильм, а было это как раз на зимних каникулах, меня поразило расписание, которое мама составила для дочери на каникулы. Расписание, в котором играм с подругой отводилось полчаса в неделю и только со следующего года. А доска с фишечками пугает меня до сих пор, когда я ее вспоминаю. Посмотрите этот мультик. Он не только про маленького принца. Он про всю нашу жизнь. Про общение и отношения, про радость и печаль, про полноту жизни и ее пустоту, про достижения и мотивацию.

Это было про младших школьников. А как же старшеклассники? Они не очень-то готовы ходить с родителями в походы, а тем более отдыхать на даче с бабушкой. Для них главное -общение со сверстниками. Как раз время для лагеря. И да, приятное можно совместить с полезным. Языковой международный лагерь, например, понравится многим подросткам. Спортивные лагеря хороши для тех, кто любит отдых. Собственно, не стоит перечислять. Подросток и сам может выбрать себе место отдыха из тех, которые ему предлагают родители.

Каникулы очень важны. Как и отпуск. Просто многие взрослые не умеют полноценно отдыхать. Начните с себя. Проведите отпуск полноценно. Научившись отдыхать сами, вы научите отдыхать детей. Хороших каникул!

По материалам:

ЗАЧЕМ ДАНЫ КАНИКУЛЫ???

Часто учителя задают на каникулы домашние задания, хотя и не должны этого делать. Иногда педагоги просто рекомендуют некоторым родителям позаниматься с ребенком дополнительно определенной темой, которую ребенок пропустил по болезни или просто не усвоил. Поэтому родителям приходится самим садиться за учебники, либо нанимать ребенку репетитора.

Конечно, отдельно взятому родителю очень тяжело устоять перед искушением, позаниматься с ребенком в каникулы чем-то полезным, тем более, если у чада действительно по какому-то предмету есть трудности. Ведь совсем скоро наступит следующая четверть, когда уже точно будет некогда заниматься пропущенным материалом. В идеальной школе такого, конечно, нет. Никаких уроков детям на каникулы задавать не должны. Мы живем не в идеальном мире, но, тем не менее, можем прислушаться к мнению специалистов.

Известно, что детские психологи рекомендуют не заниматься в каникулы, говорят и пишут о том, что детям нужен полноценный отдых, чтобы была налажена смена циклов «учеба - каникулы», во избежание перегрузки у детей, нельзя загружать их математикой, письмом и другими предметами еще и в каникулы. Книги, конечно, читать можно и нужно, но ведь есть большая разница между внеклассным чтением по определенному списку и чтением для удовольствия.

Многим родителям жалко детей и хочется, чтобы они отдохнули. Что же делать? Откладывать учебники вместе с последним уроком или, все-таки, пытаться «подтянуть хвосты»? Попробуйте следовать нескольким простым советам:

1. Как можно раньше постараться поговорить с учителем о том, какие задания он может рекомендовать именно вашему ребенку, понять и оценить объем работы.

2. Определить вместе с педагогом, что действительно жизненно необходимо сделать именно в каникулы. Ситуации бывают разные. Например, ребенок много болел и полностью пропустил тему о том, что такое единицы, десятки и сотни. Возможно, вам придется разобраться в этом вопросе самостоятельно, хотя ничто не мешает спросить учителя, не может ли он пару раз в неделю, после уроков, сам объяснить ему азы того, что было пропущено. Все-таки, это должен делать профессионал, а не родители.

3. Если вы видите, что предполагаемые задания на каникулы состоят, в основном, из повторения пройденного материала, закрепления того, что проходили на уроках, или вообще из дополнительных заданий, то попытайтесь договориться с учителем о сокращении этого списка. Нужно максимально снизить объем того, что придется делать.

4. Все задания, которые, все-таки, нужно выполнить, лучше разделить на небольшие части и постараться не заниматься каждый день. Полностью освободите от уроков выходные дни. Детям действительно нужен отдых и это не шутка! Составьте план занятий вместе с ребенком. Если уроков слишком много и не удается сделать так, чтобы заниматься только 2-3 раза в неделю, можно, например, посвятить понедельник, среду и пятницу математике, а вторник и четверг – русскому языку.

5. Обязательно обсудить с ребенком, как ему будет комфортнее – сначала сделать уроки, а потом отдыхать остаток дня, или наоборот, утром играть и веселиться, а после обеда сесть и позаниматься. Ребенку нужен выбор, но выбор ограниченный. Да, уроки должны быть сделаны, но он сам может выбрать, когда и как.

6. По возможности, найти музей или выставку по теме, которую проходит ребенок, спектакль по книге, которую задали прочитать, мастер-класс, лекцию или другие развлечения, чтобы сформировать у ребенка положительные ассоциации с предметом, например, с математикой или чтением. Детям всегда нравится, когда после прочтения книги есть возможность посмотреть спектакль, мюзикл или мультфильм. После повторения темы про электричество можно посмотреть демонстрацию опытов в музее, а если пришлось изучать историю, то можно поиграть в настольную игру, посетить музей или сделать задания в книжке с наклейками и головоломками по теме. Конечно, родителям придется найти музей, купить билеты на спектакль, купить игру или книжку, но стресс от уроков в каникулы будет гораздо меньше.

Конечно, этот подход требует времени, но без такой подготовительной работы сил и нервов на выполнение домашних заданий придется потратить во много раз больше.

НатальяАльбертовна Лепилкина

Классный час . Тема : «Зачем нужны каникулы .

(для учащихся 3-4 классов )

Лепилкина Н. А.

учитель начальных классов

г. Санкт - Петербург ГБОУ лицей 126

Цель : - развитие рефлексии школьника с помощью специального

Создать атмосферу учебного сотрудничества и большей

вовлеченности учащихся в учебный процесс ;

Развитие учеников как самостоятельно мыслящей,

действующей личности;

Ход работы. Первый блок.

Разговор начался с вопроса о том, зачем нужны каникулы .

- Зачем человеку каникулы ?

Задумывался ли кто-нибудь?

Затем, чтоб …

Фразу дети заканчивают сами, называя то действие, которое совершалось в каникулы .

Кто бы хотел рассказать о своих каникулах ?

Детям было предложено сначала пообщаться в группе, узнать о летних впечатлениях своих друзей и рассказать о своих впечатлениях.

Одновременно были воспроизведены правила общения в группе, порядок

высказываний и выслушивания каждого.

После этого дети выбирают одного человека от группы, который обобщил выступления членов группы и в двух словах рассказал классу о том , кто как провёл свой летний отдых. Так каждый смог познакомиться с летними событиями своих одноклассников . В процессе сообщения каждой из групп выступающие могут говорить сначала о себе, а потом о других. Эта ситуация выводит на разговор о внимательном отношении друг к другу. Далее учитель предложил детям подобрать слово, которое бы характеризовало каникулы с их точки зрения .

Каникулы ! Каникулы !. пора!

Каждой группе был выдан листок, где они за определённое время, обсуждая, записали характеристику своего эмоционального состояния летом. Вот что может получиться :

Радостная пора;

Пора отдыха;

Интересная пора;

Любимая пора;

Пора солнца и т. д.

Затем один человек из группы зачитывал свой список слов и разъяснял смысл понятия, которое в него вкладывается. «Для нас каникулы были …порой… »

Попутно учащиеся просили разъяснения некоторых характеристик лета. «Что вы имели в виду, когда говорили?» , «Что значит … пора?» .

Например :

Почему нервная пора?

Лето нервная пора не для детей, а для родителей. Ведь они переживают за своих детей, ведь дети дома одни, вдруг что-то натворят.

Был сделан вывод, что каникулы – весёлая пора для детей и переживаний для родителей. Одно и то же время бывает разным для разных людей. Учителем задается вопрос :

А можно ли было сделать так, чтобы для всех было хорошо?

Далее учитель предлагает ученикам выразить все свои ощущения, чувств, настроение в виде цветной ромашки. Дети работают индивидуально на альбомных листках красками. Желающие объяснили свою гамму цветов и последовательность листьев в ромашке. Каждый цвет связан с определёнными событиями в жизни ученика и вытекающими из них настроениями. Таким образом рассказать о себе ученикам оказалось намного проще, чем отвечать на вопрос – как ты провёл каникулы ?

Затем учитель предлагает детям взглянуть на лето в другой форме :

На доске вырос волшебный сад. Почему волшебный? Деревья в нём особенные. Одно «радостное» , другое «грустное» , «удивительное» , «задумчивое» , «счастливое» .

Но они без листьев! Сейчас попробуем «надеть» листья. Вспомните все те события лета, настроения и мысли. Выберите то дерево, куда бы вы хотели наклеить свой листочек, на котором опишете событие, вызывающие у вас соответствующие чувства.

Дети приклеивают свои листочки, кто-то «одевает» сразу два дерева.

Первый этап рефлексии был закончен оценкой мотивации детей, где детям было предложено оценить себя по пяти линейкам.

1. Моё желание идти в школу.

2. Родители заставляют идти в школу.

3. Иду в школу за знаниями.

4. Иду играть и бегать.

5. Общаться с одноклассниками и друзьями .

После этого детьми были отмечены все уровни. (см. фото)

Настрой детей на учебную деятельность определился для всех и каждого. Учитель благодарит учащихся за работу , а дети друг друга.

Второй блок можно провести в один день с первым блоком или на следующий день. Этот блок в большей степени связан с содержательной стороной каникул . Предложен вопрос :

Можно ли лето назвать лето полезной порой и почему?

Учитель просит детей, используя пантомиму, показать, что нового они научились делать летом. Все отгадывали.

А есть вопросы, которые «мучают» вас? На какие вопросы хотели бы получить ответ?

Все желающие проговорили свои вопросы. Вопросы свидетельствовали о том, что ученикам ещё много предстоит узнать. Весь набор вопросов был разделён на три блока. Учитель вместе с детьми выделил задачи на обучение в новом учебном году. Для этого сначала в группах, а потом вместе на доске записываем :

ХОЧУ ЗНАТЬ :

1. Когда возникла наша планета

2. Хочу лучше знать русский язык

3. Последнюю цифру

ХОЧУ УМЕТЬ :

1. Решать задачи

2. Лучше писать тестовые работы

3. Писать грамотно

ХОЧУ СТАТЬ :

1. Грамотным

2. Сильным

4. Полицейским

Из всего списка в каждом столбце выделяются самые реальные и существенные на сегодняшний день для нас задачи. «Содержательную» рефлексию проводится и по предметам. Она позволит выявить уровень знаний класса по предмету , успехи, на которые можно опереться при продолжении курса, трудности, которые нужно преодолеть .

Эта рефлексия летних каникул – эмоционально-личностного и содержательного состояния, настроила детей на новый учебный год и помогла учителю уточнить программу собственных педагогических дейсвий.

30.07.2015 в 13:12

Здоровье современных детей вызывает обеспокоенность. Кто—то винит в этом экологию, кто—то современный образ жизни, но бесспорными остается тот факт, что сегодня детям необходим именно активный отдых. Как оздоровить ребенка за лето, нашим читателям рассказала главный врач Центра медицинской профилактики Наталья Николенко.

— Наталья Михайловна, обязательно ли детям летом отдыхать?
— Каникулы и отдых во время них обязательно нужны современным детям. Ведь всем известно, что во время учебы школьники ведут малоподвижный образ жизни: большая нагрузка в школе, но они еще ее дома сидят за телефоном или компьютером в свое свободное время. Этому способствует и тот факт, что молодое поколение много занимается через Интернет. Такой малоподвижный образ жизни приводит часто к нарушению зрения, осанки, задержке физического развития, в том числе и полового созревания. Такой образ жизни школьников снижает защитные силы и иммунитет. Именно поэтому загруженные учебой и занятиями дети часто болеют. Школьники младших классов говорят, что им некогда гулять по улице, ходить в секции, потому что много уроков, репетиторов.

— Какие существуют правила для оздоровления детей во время летом?
— Летние каникулы необходимо полностью использовать для оздоровления школьников. Детям и подросткам за это время нужно успеть окрепнуть физически, разгрузить нервную систему, укрепить иммунитет.

Правила летних каникул просты: спать, сколько хочешь, много бегать, есть больше овощей, фруктов и ягод. Много времени находиться на свежем воздухе, применять водные процедуры, ходить босиком. Дать детям больше свободы во всем, не исключая совсем контроль взрослых. В летнее время нужно соблюдать здоровый образ жизни, но без жестких рамок.

— Некоторые родители боятся, что дети запустят отдельные дисциплины, и заставляют заниматься у репетиторов. Как врачи смотрят на такие каникулы?
— Вопрос о занятиях летом встает сегодня перед родителями. Действительно, некоторые мамы и папы опасаются, что за время каникул ребенок отстанет по определенным предметам. Но медики считают, что уроки летом противопоказаны, иначе может возникнуть чувство неудовлетворенности отдыхом. А вот читать художественную литературу даже полезно. Не зря многие десятилетия школьникам на лето «прописывали» списки художественных книг. Такое занятие станет хорошим дополнением к активному образу жизни и неформальному общению во время каникул.

— Обязательно ли бийским детям проводить лето за городом?
— Во время каникул желательно вывезти ребенка из города от суеты и городского воздуха. Прекрасно подойдет загородный лагерь или сад у бабушки. Главное — свежий воздух и экологическая еда. Если же ребенок остался в городе, то нужно тщательно спланировать его досуг, хотя это и непросто.

— Вы недавно вернулись из поездке по оздоровительным лагерям. Каковы ваши впечатления?
— Детские врачи давно знают, что в условиях пребывания в загородных лагерях у детей улучшается обмен веществ, укрепляется деятельность всех органов и систем, растет сила и выносливость организма в целом. Вот недавно мы вернулись из лагерей. И можно точно сказать, что в бийских загородных лагерях дети все загорелые, веселые и окрепшие. В таких учреждениях отдыха целая система плюсов. Во—первых, это зарядка. В городской повседневной жизни она забыта, а там она проходит весело и незабываемо. Важно, что в лагерях правильное и организованное питание. Если брать «Чайку», то там фрукты каждый день, а кормят детей вообще 6 раз в день. Но и в любом другом лагере питание правильное, без вредных продуктов и фаст—фуда, что очень важно! А еще дети там многое делают вместе. За сезон ребята находят общих друзей и это прекрасно!

— Но в загородные лагеря берут только до 15 лет. А куда деваться подросткам?
— Отдых подростков — это действительно проблема, а в возрасте 15—17 лет отдых крайне необходим, поэтому родителям таких детей обязательно нужно организовать им отдых. Это могут быть какие—то летние тренировки, турпоходы, поездки к родственникам в деревню или на дачу. В любом случае подростков нельзя оставлять на лето в городе и лишать активного отдыха на свежем воздухе. Нагрузка в школе на таких детей максимальная. Кроме того в этом возрасте идет перестройка организма и особенно внимательно нужно следить за здоровьем и трепетно относиться ко всем возможным жалобам. Поэтому таким детям отдых просто показан врачами.

Вообще для медиков важно, что каникулы могут стать прекрасным временем для профилактики многих болезней и пробуждения интереса детей к здоровому образу жизни. Как показывает наша работа, сегодня уже многие дети охотно выбирают здоровый образ жизни и понимают, что вредные привычки с ним никак не совместимы.

Весной вставал вопрос о сокращении в России летних каникул. Как поясняли представители Министерства образования и науки, во многих развитых странах дети учатся в школе намного дольше не только за счет срока 12—13 лет, но и за счет более коротких каникул. Но пока этот вопрос в министерстве решили не поднимать. Но прислушаться бийчанам к этой информации стоит. И пока есть длинные летние каникулы, нужно использовать их на полную мощность для оздоровления детей, да и себя тоже.