Определение роль прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте. Великие и могучие прилагательные

Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како́й», «кака́я», «каки́е», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым, предикатом, подлежащимим

Разряды прилагательных
Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных:
качественные (отвечают на вопрос «какой?»);
- образуют формы степеней качества (красный - красненький, краснущий, красноватый);
- имеют степени сравнения: сравнительную (добрый - добрее) и превосходную степень (добрее - добрейший, сильнее - сильнейший и др.);
- выступают в полной и краткой форме (весёлый - весел);
- образуют наречия, оканчивающие на -о/-е и -и (весёлый - ве́село);
- из качественных прилагательных возможно образовать существительные (красный - краснота);
- большинство качественных прилагательных сочетаются с наречием «очень» (очень большой, очень вкусный);
относительные (отвечают на вопрос «какой?»)
- относительные прилагательные не имеют степеней, обозначают материал из которого сделан предмет, пространственные и временны́е признаки предмета: дерево - деревянный, январь - январский, вчера - вчерашний;
- большинство относительных прилагательных не сочетаются с наречием «очень»;
притяжательные - отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо, кому-либо (отцовский, сестрин);
Для того чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой

Роль прилагательных в художественном тексте

Имя прилагательное делает текст образным, живописным.
Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.
Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.
Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

Что было бы, если бы в языке не было прилагательных? Попробуйте описать свои впечатления от интересной поездки, рассказать, что нового вы увидели и узнали, не используя при этом ни одного прилагательного! Скорее всего, у вас ничего не получится, а если и сумеете это сделать, то рассказ будет очень скучным, неинтересным, а речь – бедная, невыразительная. Поэтому можно сделать вывод, что прилагательные в речи выполняют эстетическую функцию.

Действительно, как писатель может обойтись без прилагательных, описывая пейзаж, портрет, внутреннее состояние героя. Вспомните строки А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В каждой строчке здесь есть прилагательное. А характеристика Татьяны состоит почти из одних прилагательных:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Многие тропы также основаны на прилагательных: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

А если нужно просто сообщить информацию, можно ли в этом случае обойтись без прилагательных? Ведь необходимую информацию можно передавать с помощь существительных, которые называют то, о чем пойдет речь, и глаголов, которые сообщают о действиях названных предметов. Но и здесь не всегда возможно обойтись без прилагательных, ведь, для того чтобы определить, о каких именно предметах или объектах идет речь, необходимо именно прилагательное. Например, вы говорите кому-то: «Мне срочно нужна книга». В ответ вы обязательно услышите вопрос: «Какая?» То есть, чтобы получить нужную книгу, вы должны определить, какая именно книга вам нужна. А прилагательные, как известно, и служат для этого. Значит, прилагательные выполняют не только эстетическую функцию, но и информативную.

Однако есть своя, особая, специфика в использовании различных грамматических форм прилагательных.

Использование полной и краткой форм прилагательного в роли сказуемого. Если признак, который обозначается прилагательным, является постоянным свойством предмета, то используется полная форма прилагательного (ночь темная, мать добрая, девочка красивая).

Если признак обозначает непостоянное свойство или состояние, которым предмет характеризуется в данный момент, то используется краткая форма: Он был утомлен.

Однако в ряде случаев, особенно в научных определениях, описаниях, формулировках для обозначения постоянного признака используется и краткая форма прилагательного: Прямая линия бесконечна.

Краткая форма прилагательного звучит в контексте более категорично, чем полная, и краткие прилагательные носят более книжный характер, чем полные.

Варианты форм кратких прилагательных связаны с выбором форм на -ен или -енен в кратких прилагательных, образованных от полных форм с неударяемым -енный.

До последнего времени в выборе этих форм наблюдались колебания (искусствен искусственен, торжествен – торжественен и т.п.). В настоящее время более употребительна «усеченная» форма на -ен, которая закрепилась во всех книжных функциональных стилях: безукоризнен, беспочвен, бессмыслен.

У некоторых прилагательных в краткой форме появляется беглый гласный (светел, кисел), у большинства же кратких форм его нет (добр, кругл, смугл).

Возможные ошибки в употреблении кратких и полных форм прилагательных связаны с употреблением их в одном предложении.

Однородные прилагательные в одном предложении должны употребляться либо в краткой, либо в полной форме. Нельзя сказать: Юноша был высокий, красив и хорошо воспитан.

Правильные варианты: Юноша был высок, красив и хорошо воспитан; либо: Юноша был высоким, красивым и хорошо воспитанным.

Следует обратить внимание на ударение в кратких формах прилагательных при изменении их по родам: зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены.

Варианты форм степеней сравнения имен прилагательных. Сложная форма сравнительной степени употребляется в основном в книжных стилях: научном и официально-деловом (Решение этой задачи более оригинальное).

Простая форма сравнительной степени более свойственна разговорной речи (Он умнее и способнее меня).

Простая форма превосходной степени прилагательного, напротив, носит книжный характер (величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности), а сложная свойственна всем стилям речи (самые известные горожане, самые любимые фильмы).

При образовании подобных наречий возникают книжный и просторечный варианты. Форма наречия более, менее, ранее, далее свойственна книжной речи, форма больше, меньше, раньше, дальше – разговорной.

Формы больше и меньше в современном русском языке, как правило, обозначают количество, объем (формы более, менее в этом значении почти не употребляются).

-ее (смелее, скорее, позднее) употребляется в книжной речи (в официальной и научной литературе).

Форма сравнительной степени на -ей (смелей, скорей) более свойственна разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит более энергично и кратко, поэтому для показа решительных действий, особенно в команде, употребляют эту форму: например, действовать смелей, бежать быстрей.

К наиболее распространенным ошибкам в употреблении форм степеней сравнения прилагательных относятся

ü соединение в одной конструкции простой и сложной превосходных степеней прилагательного: самый увлекательнейший фильм, самый прекраснейший город. Следует написать: самый интересный (или интереснейший) фильм, самый прекрасный (или прекраснейший) город;

ü смешивание сложной формы превосходной степени с местоимением «самый» (абсолютная превосходная степень) и с наречиями «наиболее» и «наименее» (относительная превосходная степень): наиболее оригинальное решение (следует: самое оригинальное решение).

Варианты форм притяжательных прилагательных. Притяжательные прилагательные на -ов (-ев), -ин (-ын) употребляются только в разговорном и художественном стилях, например: Ми-шиного компьютера, маминого пирога и т.п. Формы на -ина (Мишина компьютера, мамина пирога) устарели и в настоящее время не употребляются.

Вопросы и задания

При употреблении имен прилагательных затруднения вызывает образование их степеней сравнения. Для того чтобы не допускать ошибок, нужно запомнить как эти степени образуются.

1) Сравнительная обозначает, что признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: она старательнее соседки.

Эта степень имеет две формы:

А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ее/–ей, –е, –ше: сильнее, ближе, меньше.

Такие прилагательные, как хороший, плохой образуют форму сравнительной степени от других основ – лучше, хуже.

Форму простой сравнительной степени имеют не все прилагательные:

Обозначающие масть животных или некоторые цвета: гнедой, палевый ;

Обозначающие признак объективный, но не проявляющийся в большей или меньшей степени: слепой, голый ;

Перешедшие из разряда относительных или притяжательных, а также из причастий: золотое сердце, сияющий вид ;

С суффиксами –ск, –ов, –ев, –ущ, –ющ: трагический, пустяковый;

Б) составную более, менее более старый, менее дешевый .

2) Превосходная степень обозначает, что признак представлен в предмете в большей степени, чем во всех подобных: высочайшая вершина .

Эта степень имеет также две формы:

А) простую , которая образуется при помощи суффиксов –ейш, –айш и приставок наи–, пре–: богатейший, наихрабрейший;

Б) составную , которая образуется при помощи слов самый , наиболее , наименее + начальная форма имени прилагательного: самый важный, наиболее спокойный.

Краткая форма имен прилагательных

Затруднения вызывают имена прилагательные, оканчивающиеся на –енный, которые допускают два варианта при образовании краткой формы: на –ен и на –енен (величествен - величественен ). В настоящее время принято использовать только краткую форму, которая является более экономной: бездействен, беспочвен, бессмыслен и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие формы имеет сравнительная степень прилагательных? 2. Каких ошибок следует избегать при употреблении сравнительной степени прилагательных? 3. Каково использование в речи превосходной степени прилагательных? 4. Что вы знаете о синонимических формах кратких прилагательных?

УПРАЖНЕНИЯ

От приведенных ниже прилагательных образуйте, где возможно, сравнительную и превосходную степень, выбирая простую или составную форму степеней сравнения.

Сильный, добрый, живой, постыдный, смелый, деревянный, важный, прижимистый, лесной, теплый, плохой, дружественный, передовой, женатый, мерзкий, долгий, ранний, карий, серьезный, сердечный, подходящий, алюминиевый, просторный, американский, тесный, серьезный, продуктивный.


Образуйте превосходную степень сравнения от данных прилагательных и подберите к ним синонимы, употребляемые в разговорной речи. Используйте суффиксы, приставки архи-, наи-, ультра- и др., зависимые слова очень, ужасно и др. Составьте с образованными формами предложения.

Сильный – сильнейший – самый сильный; здоровый – самый здоровый – наиболее здоровый – здоровейший – здоровущий – здоровенный; прекрасный – прекраснейший – распрекрасный; сложный, наглый, грубый, важный, современный, модный.

Проанализируйте смысловые различия в приведенных ниже сочетаниях с краткой и полной формой прилагательных. Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Мальчик спокойный – мальчик спокоен; старик больной – старик болен; девушка счастливая – девушка счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; брюки короткие – брюки коротки; задача трудная – задача трудна; лицо спокойное – лицо спокойно.

4. Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Предложенные к закону поправки и дополнения (существенны, существенные). 2. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные, своевременными). 3. Изменение графика отпусков (нежелательно, нежелательное). 4. Проведение консультаций со специалистами (необходимое, необходимо). 5. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой). 6. Этот ученый (известный, известен) своими работами по биохимии. 7. учитель был (добрым, добр, добрый) к ученикам. 8. Этот юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 9. Каждый работник (ответствен, ответственен) за порученное ему дело. 10. Новый гимн (торжествен, тожественен). 11. Работа (несвободна, несвободная) от недостатков.

Бородинская Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская СОШ"
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль имён прилагательных в речи
Дата публикации: 26.09.2016
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка

Учитель
: Бородинская Е.Н.,
Место работы:
МКОУ «Октябрьская СОШ»
Должность:
учитель начальных классов
Учебный предмет:
«Русский язык»
Класс
: 3
УМК
: «Школа России»
Тема урока
: Роль имён прилагательных в речи.
Тип урока
: урок открытия новых знаний
Планируемый результат:

Предметные умения

Личностные

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные
 систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;  пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных в речи;  обратить внимание на роль прилагательных в речи;  определить связь имени существительного и имени прилагательного;  расширить словарный запас учащихся.  ответственно относятся к учёбе;  осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  научатся принимать и сохранять учебную цель и задачи;  планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;  умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;  научатся ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  Научатся сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий;  учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Методы:
проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах, группах
Оборудование:
карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Формы организации познавательной деятельности
: фронтальная, индивидуальная, групповая 1

Ход урока

Этап урока,

длительность (мин.)

+ скриншот

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности к уроку - Дети, вам тепло? -В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться. Вы урок начать готовы. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать Итак, начнём. Откройте тетради. Вспомним «Золотые правила письма» Запишите дату и классную работу. Включение учащихся в деятельность. Самоконтроль готовности. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
Минутка

чистописания.

Актуализация знаний.
Организует беседу по вопросам, прописывают с о е д и н е н и я бу к в и предложение. -
Отгадайте загадку.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит к нам пришла …..
Назовите первый звук в слове «весна» Дайте ему характеристику Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. (слайд 2) Прочитайте предложение, что оно напоминает? Чему учит это пословица? Предлагаю эту пословицу взять девизом нашего урока. Согласны? (Вывесить табличку) Отвечают на вопросы учителя Весна. Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «эн». Пословицу. Один за всех, и все за одного. Быть дружными, внимательными друг к другу, приходить на помощь)
Фаза «Вызов»

Повторение об имени

Составление Денотатного графа
Подумайте, какая часть речи может так про себя сказать: Отвечают на вопросы учителя. 2

прилагательном.
Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме «Имя прилагательное» Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить! Игра «Доскажи словечко» - Имя прилагательное обозначает …(признак предмет)
-
Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?) - Имя прилагательное изменяется… (по числам)
-
Имена прилагательные связаны…(с именем существительным)
-
Имена прилагательные в предложении выполняют роль…(?) Строят речевое высказывание в устной форме.
Формулировка темы и

задач урока.
1. Организует формулирование т е м ы у р о к а учащимися; 2. Организует постановку задач урока учащимися. - Посмотрите на граф, определите тему урока, какую цель вы поставите перед собой на этом уроке русского языка? На доске учитель открывает запись Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? - Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос.
Прием «Дерево предсказаний»
(работа в парах) выполняют имена прилагательные?» Ветки – варианты ответов. - Попробуем систематизировать полученную информацию Выделяют существенную информацию. Формулируют тему урока и задачи. Предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос (точной, точно описать предмет, красивой, яркой, выразительной, образной, для украшения)
Фаза «Осмысление»

Этап применения

знаний
1. Групповая практическая работа.
Подобрать

подходящие

прилагательные.

1.Групповая работа
Используя иллюстрации, подберите и запишите на листочке подходящие прилагательные. День (какой?) __________, ____________ ,. Ветер (какой?) _______,__________ Облака (какие?) ________ Погода (какая?)__________ Настроение (какое?)________________ Читают текст, вставляют подходящие прилагательные. Аргументируют свою точку зрения. Прием «Волшебная лупа». 3
2 . Ф р о н т а л ь н а я работа. Почему получились совсем разные слова? (На дереве предсказаний приклеим листочек.) Как называются противоположные слова по смыслу? Запишем предложение. Осенью дни ненастные, а весной ясные. (Один у доски) Какие орфограммы встретились. Найдите прилагательные, подчеркните их волнистой чертой. Чем они будут являться. (Картинки были разные, поэтому старились подбить более точные слова для описания) Антонимы. Записывают в тетрадях, один ученик работает у доски.
Физкультминутка
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. росой она умылась, изящно покружилась. Качнулась, присела, к цветочкам полетела Произносят слова, выполняют упражнения Продолжение работы. 1. Индивидуальная работа
Работа со статьёй
.
Прием "Инсерт"
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Вспоминаем приём Инсерт, читаем, выполняя сразу маркировку текста. __________________________________________________________ «+»-эту информацию знаю; «?»-это новая для меня информация; Имя прилагательное-это слова, которые отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Обозначают признак предмета: качество, свойство, принадлежность, цвет, форму. В русском языке имена прилагательные служат для описания предметов, характеризуют их. Делают нашу речь яркой, образной, красивой. ___________________________________________________________ -Какие
новые
сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него.) Самостоятельно читают статью, делают пометки, чертят и заполняют таблицу. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы, вносят необходимые исправления на «дереве предсказаний» На основе анализа делают выводы. Самостоятельное заполнение таблицы. 4
2. Парная работа
Игра «Узнай предмет»
3. Занимательная минутка. 4. Игра -Все ли понятно? Какие появились вопросы? -Узнали ли вы, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? Вернёмся к «Дереву предсказаний», что исправим, что дополним? Заполните таблицу
Игра «Узнай предмет»
Дети получают карточки, на которых записаны имена прилагательные. Задание: по данным именам прилагательным узнать о ком идёт речь. Серый, хищный, голодный…… Рыжая, хитрая, ловкая….. Большой, косолапый…… Трусливый, косой……. - Давайте сравним ответы, какие буквы вставили и почему? за каждый правильный ответ ставьте «+» (самопроверка) - У кого все ответы совпали с образцом? какие буквы вставили и почему? Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь? - Какой частью речи они являются? - С какой целью употребляются в речи имена прилагательные
?
(Прикрепляем листочек к дереву.) А знаете как слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ звучит в переводе с греческого языка? Эпитет. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное». Прочитать, найти эпитеты. Работа по учебнику. Буду я учиться речи золотой У травы весенней, у горы крутой, Буду я учиться у ручья весёлого, У зелёных саженцев, ставших новосёлами Имена прилагательные описывают предметы, характеризуют их. Читают отрывок стихотворения, ищут эпитеты. Вставляют слова, записывают на карточке. Подчёркивают 5

«Зоркий глаз»
5. Самостоятельна я дифференцирован ная работа.
1-й уровень:
Вставить имена прилагательные, используя слова для справок, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Слова для справок: тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие.
2-й уровень:
Вставить свои имена прилагательные, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Дополнительно.
Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы учились употреблять имена прилагательные в …………………… и ……………………речи. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята нашей группы давали __________________ ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. прилагательные
Фаза «Рефлексия»
Итог урока. Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение. - Мы ответили на поставленный вопрос? - Какую цель мы ставили в начале урока? «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений». Делают вывод, Обобщающий, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 6
Рефлексия. - А как вы думаете, мы уже всё про прилагательные знаем? А что, по вашему мнению, нам ещё предстоит узнать про прилагательные? - На следующих урокам мы узнаем еще много интересного про имена прилагательные. - Посмотрите на девиз, получилось ли у нас работать дружно? Кто, чувствуя поддержку товарищей, справлялся с заданиями? -Подведём итог общей работы на уроке. (По карточке) - Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить? - Оцените свою работу смайликами. Я понял и могу объяснить другим Остались затруднения. На уроке было скучно, ничего не понял Закончен урок и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились.
Домашнее задание. На выбор. Выставление отметок.

На «4». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, списать

подчеркнуть их волнистой линией
. Приятно гулять в лесу … весной. Идёшь по … тропинке между … деревьями. Лес наполнен … запахом … земли. Слышится … пение птиц. Пройдёт несколько … дней, и на деревьях появятся … листочки.
Слова для справок:
ранней, высокими, узкой, талой, весёлое, свежим, тёплых, зелёные.
На «5». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, разобрать

предложения по членам предложения.
Пр..шла в..сна. Пр..л..тели гр..чи. Н..бухли почки. Р..спустились л..сточки. З..цв..ли цв..ты. 7

Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности.

1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей :

красивый - красивее /красивей ; сильный - сильнее /сильней .

Обратите внимание, что формы более , менее , далее , долее , ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней , меней недо-пустимы в литературной речи!).

2. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х , то при образовании сравнительной степени используется суффикс -е (с чередованием согласной):

лёгкий - легче, тугой - туже, сухой - суше.

    Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк :

    богат ый - богач е, молод ой - молож е, прост ой - прощ е, близ кий - ближ е, глад кий - глаж е, жид кий - жиж е, корот кий - короч е, низ кий - ниж е, ред кий - реж е, уз кий - уж е.

    Употребление форм типа простее, молодее является грубой ошибкой. В то же время в просторечии суффикс -е может получать более регулярное выражение, чем в литературном языке (например, слабже, послабже ), но в литературной речи они недопустимы!

3. С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных:

ранний - раньше, старый - старше, тонкий - тоньше, горький - горше, далёкий - дальше, долгий - дольше.

4. Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня:

хороший - лучше, плохой - хуже (недопустимо: хужее !), маленький, малый - меньше.

5. Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом - с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень):

более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

    Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:

    Сегодня она была более грустнее , чем вчера; Он самый величайший физик в мире.

    Грамматически корректными будут предложения:

    Сегодня она была более грустной , чем вчера; Сегодня она была грустнее , чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

    Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший .

    Аналогичные требования предъявляются и по отношению к употреблению в сравнительной и превосходной степени качественных наречий:

    Ей более трудно , чем тебе; Ей труднее , чем тебе.

Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:

бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения:

более волевой, более деловой, более жестокий.

Обратите внимание, что при использовании форм сравнительной и превосходной степени в речи необходимо учитывать несколько условий.

1. Прилагательное в сравнительной степени употребляется в сочетании с родительным падежом имени (Он красивее сестры ) или в объединении с союзом чем (Дыни слаще, чем арбузы ). Эти формы указывают на объект сравнения. Без зависимого имени, указывающего на объект сравнения, прилагательные в сравнительной степени могут употребляться:

    когда признак одного предмета сравнивается с тем же признаком другого предмета, известного из контекста:

    Я знаком со всеми сборниками его стихов. Последний сборник явно слабее;

    когда признак предмета сравнивается с тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию:

    Память о солнце в сердце слабеет, желтей трава (А. Ахматова).

2. Подобную зависимость можно проследить и при использовании прилагательных в превосходной степени: необходимо указать круг предметов, лиц, из которых выделяется тот, который наделен тем же качеством в наибольшей степени:

Он был самым трудолюбивым в нашей семье; Он был лучшим среди нас.

    Кроме того, использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным.

    Так, некорректным является предложение: А. Блок - талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторим, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок - один из талантливейших поэтов России.

    Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» .