Все вещества с которыми. Информационная обработка текста в старших классах. Вещества атомного строения

«Физика - 10 класс»

Вспомните, что такое момент силы.
При каких условиях тело находится в покое?

Если тело находится в покое относительно выбранной системы отсчёта, то говорят, что это тело находится в равновесии. Здания, мосты, балки вместе с опорами, части машин, книга на столе и многие другие тела покоятся, несмотря на то что к ним со стороны других тел приложены силы. Задача изучения условий равновесия тел имеет большое практическое значение для машиностроения, строительного дела, приборостроения и других областей техники. Все реальные тела под влиянием приложенных к ним сил изменяют свою форму и размеры, или, как говорят, деформируются.

Во многих случаях, которые встречаются на практике, деформации тел при их равновесии незначительны. В этих случаях деформациями можно пренебречь и вести расчёт, считая тело абсолютно твёрдым .

Для краткости абсолютно твёрдое тело будем называть твёрдым телом или просто телом . Изучив условия равновесия твёрдого тела, мы найдём условия равновесия реальных тел в тех случаях, когда их деформации можно не учитывать.

Вспомните определение абсолютно твёрдого тела.

Раздел механики, в котором изучаются условия равновесия абсолютно твёрдых тел, называется статикой .

В статике учитываются размеры и форма тел, в этом случае существенным является не только значение сил, но и положение точек их приложения.

Выясним вначале с помощью законов Ньютона, при каком условии любое тело будет находиться в равновесии. С этой целью разобьём мысленно всё тело на большое число малых элементов, каждый из которых можно рассматривать как материальную точку. Как обычно, назовём силы, действующие на тело со стороны других тел, внешними, а силы, с которыми взаимодействуют элементы самого тела, внутренними (рис. 7.1). Так, сила 1,2 - это сила, действующая на элемент 1 со стороны элемента 2. Сила же 2,1 действует на элемент 2 со стороны элемента 1. Это внутренние силы; к ним относятся также силы 1,3 и 3,1 , 2,3 и 3,2 . Очевидно, что геометрическая сумма внутренних сил равна нулю, так как согласно третьему закону Ньютона

12 = - 21 , 23 = - 32 , 31 = - 13 и т.д.

Статика - частный случай динамики, так как покой тел, когда на них действуют силы, есть частный случай движения ( = 0).

На каждый элемент в общем случае может действовать несколько внешних сил. Под 1 , 2 , 3 и т. д. будем понимать все внешние силы, приложенные соответственно к элементам 1, 2, 3, ... . Точно так же через " 1 , " 2 , " 3 и т. д. обозначим геометрическую сумму внутренних сил, приложенных к элементам 2, 2, 3, ... соответственно (эти силы не показаны на рисунке), т. е.

" 1 = 12 + 13 + ... , " 2 = 21 + 22 + ... , " 3 = 31 + 32 + ... и т.д.

Если тело находится в покое, то ускорение каждого элемента равно нулю. Поэтому согласно второму закону Ньютона будет равна нулю и геометрическая сумма всех сил, действующих на любой элемент. Следовательно, можно записать:

1 + "1 = 0, 2 + "2 = 0, 3 + "3 = 0. (7.1)

Каждое из этих трёх уравнений выражает условие равновесия элемента твёрдого тела.


Первое условие равновесия твёрдого тела.


Выясним, каким условиям должны удовлетворять внешние силы, приложенные к твёрдому телу, чтобы оно находилось в равновесии. Для этого сложим уравнения (7.1):

(1 + 2 + 3) + ("1 + "2 + "3) = 0.

В первых скобках этого равенства записана векторная сумма всех внешних сил, приложенных к телу, а во вторых - векторная сумма всех внутренних сил, действующих на элементы этого тела. Но, как известно, векторная сумма всех внутренних сил системы равна нулю, так как согласно третьему закону Ньютона любой внутренней силе соответствует сила, равная ей по модулю и противоположная по направлению. Поэтому в левой части последнего равенства останется только геометрическая сумма внешних сил, приложенных к телу:

1 + 2 + 3 + ... = 0 . (7.2)

В случае абсолютно твёрдого тела условие (7.2) называют первым условием его равновесия .

Оно является необходимым, но не является достаточным.

Итак, если твёрдое тело находится в равновесии, то геометрическая сумма внешних сил, приложенных к нему, равна нулю.

Если сумма внешних сил равна нулю, то равна нулю и сумма проекций этих сил на оси координат. В частности, для проекций внешних сил на ось ОХ можно записать:

F 1x + F 2x + F 3x + ... = 0. (7.3)

Такие же уравнения можно записать и для проекций сил на оси OY и OZ.



Второе условие равновесия твёрдого тела.


Убедимся, что условие (7.2) является необходимым, но недостаточным для равновесия твёрдого тела. Приложим к доске, лежащей на столе, в различных точках две равные по модулю и противоположно направленные силы так, как показано на рисунке 7.2. Сумма этих сил равна нулю:

+ (-) = 0. Но доска тем не менее будет поворачиваться. Точно так же две одинаковые по модулю и противоположно направленные силы поворачивают руль велосипеда или автомобиля (рис. 7.3).

Какое же ещё условие для внешних сил, кроме равенства нулю их суммы, должно выполняться, чтобы твёрдое тело находилось в равновесии? Воспользуемся теоремой об изменении кинетической энергии.

Найдём, например, условие равновесия стержня, шарнирно закреплённого на горизонтальной оси в точке О (рис. 7.4). Это простое устройство, как вам известно из курса физики основной школы, представляет собой рычаг первого рода.

Пусть к рычагу приложены перпендикулярно стержню силы 1 и 2 .

Кроме сил 1 и 2 , на рычаг действует направленная вертикально вверх сила нормальной реакции 3 со стороны оси рычага. При равновесии рычага сумма всех трёх сил равна нулю: 1 + 2 + 3 = 0.

Вычислим работу, которую совершают внешние силы при повороте рычага на очень малый угол α. Точки приложения сил 1 и 2 пройдут пути s 1 = ВВ 1 и s 2 = CC 1 (дуги ВВ 1 и СС 1 при малых углах α можно считать прямолинейными отрезками). Работа А 1 = F 1 s 1 силы 1 положительна, потому что точка В перемещается по направлению действия силы, а работа А 2 = -F 2 s 2 силы 2 отрицательна, поскольку точка С движется в сторону, противоположную направлению силы 2 . Сила 3 работы не совершает, так как точка её приложения не перемещается.

Пройденные пути s 1 и s 2 можно выразить через угол поворота рычага а, измеренный в радианах: s 1 = α|ВО| и s 2 = α|СО|. Учитывая это, перепишем выражения для работы так:

А 1 = F 1 α|BO|, (7.4)
А 2 = -F 2 α|CO|.

Радиусы ВО и СО дуг окружностей, описываемых точками приложения сил 1 и 2 , являются перпендикулярами, опущенными из оси вращения на линии действия этих сил

Как вы уже знаете, плечо силы - это кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы. Будем обозначать плечо силы буквой d. Тогда |ВО| = d 1 - плечо силы 1 , а |СО| = d 2 - плечо силы 2 . При этом выражения (7.4) примут вид

А 1 = F 1 αd 1 , А 2 = -F 2 αd 2 . (7.5)

Из формул (7.5) видно, что работа каждой из сил равна произведению момента силы на угол поворота рычага. Следовательно, выражения (7.5) для работы можно переписать в виде

А 1 = М 1 α, А 2 = М 2 α, (7.6)

а полную работу внешних сил можно выразить формулой

А = А 1 + А 2 = (М 1 + М 2)α. α, (7.7)

Так как момент силы 1 положителен и равен М 1 = F 1 d 1 (см. рис. 7.4), а момент силы 2 отрицателен и равен М 2 = -F 2 d 2 , то для работы А можно записать выражение

А = (М 1 - |М 2 |)α.

Когда тело приходит в движение, его кинетическая энергия увеличивается. Для увеличения кинетической энергии внешние силы должны совершать работу, т. е. в этом случае А ≠ 0 и соответственно М 1 + М 2 ≠ 0.

Если работа внешних сил равна нулю, то кинетическая энергия тела не изменяется (остаётся равной нулю) и тело остаётся неподвижным. Тогда

М 1 + М 2 = 0 . (7.8)

Уравнение (7 8) и есть второе условие равновесия твёрдого тела .

При равновесии твёрдого тела сумма моментов всех внешних сил, действующих на него относительно любой оси, равна нулю.

Итак, в случае произвольного числа внешних сил условия равновесия абсолютно твёрдого тела следующие:

1 + 2 + 3 + ... = 0, (7.9)
М 1 + М 2 + М 3 + ... = 0
.

Второе условие равновесия можно вывести из основного уравнения динамики вращательного движения твёрдого тела. Согласно этому уравнению где М - суммарный момент сил, действующих на тело, М = М 1 + М 2 + М 3 + ... , ε - угловое ускорение. Если твёрдое тело неподвижно, то ε = 0, и, следовательно, М = 0. Таким образом, второе условие равновесия имеет вид М = М 1 + М 2 + М 3 + ... = 0.

Если тело не абсолютно твёрдое, то под действием приложенных к нему внешних сил оно может и не оставаться в равновесии, хотя сумма внешних сил и сумма их моментов относительно любой оси равны нулю.

Приложим, например к концам резинового шнура две силы, равные по модулю и направленные вдоль шнура в противоположные стороны. Под действием этих сил шнур не будет находиться в равновесии (шнур растягивается), хотя сумма внешних сил равна нулю и нулю равна сумма их моментов относительно оси, проходящей через любую точку шнура.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?

1) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
2) К 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.
3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.
4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые увлекались утопией синтетического искусства.

Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют их агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном – и обладает при этом определёнными неизменными
свойствами.
2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.
3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.
4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 –
B8; C1.

Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. (2) Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. (3)Одиннадцатый класс как песочные часы. (4)Сверху - школа, снизу - ты. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой
дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!
(7)В одиннадцатом классе учиться весело. (8)Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. (9)Вообще не ссоримся! (10)На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие...» (11) Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. (12)Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит. (13)В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. (14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени.
(18) Уважительно и как друг. (19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы,
становится всё понятно...
(20)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь... (21)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать...
(22)В любовь все верят одинаково. (23)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек... (24)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (25)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений. (26) И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации. (27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для
обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение.
(30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, уже мужчины, уже женщины... (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги...

(По Н. Михайловой)
Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) В выпускном классе приятно вспоминать, как складывались отношения между одноклассниками в течение школьных лет.
2) В одиннадцатом классе школьники начинают более уважительно относиться друг к другу, чем раньше.
3) Обсуждение художественных произведений на уроках литературы сближает одиннадцатиклассников.
4) Одиннадцатиклассников ещё нельзя назвать взрослыми людьми.

ВАРИАНТ 18 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...> состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний – жидком, твёрдом или газообразном – и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5) Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Другие Даже Эти Вопреки этому,

Ответ:_______________________________________

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -мн. -ы, -ов, м.

1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2) ед . Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5) ед. ( предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6) ( предл. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.).

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый нАчав освЕдомиться обзвонИт квартАл

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников – юных футболистов – в матче с более опытным соперником.

Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА НАИБОЛЕЕ уместный ПОЕЗЖАЙТЕ в город

ИХ книги пара НОСКОВ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения.

Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.

В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги».

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор возг..рание ав..нгард фил..рмония утр..мбовать

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие ра..положиться, во..действие

пр..образовать, пр..шить под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

Ответ:_______________________________________

10. Е .

перестра.. вать магни..вый незатейл..вый улыбч..вый настойч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

заброш..нный потревож..нный поджар..шь подмеч..нный сыпл..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь – две внутренне связанные темы пьесы.

Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашел.

Исходя из представления о предопределенности, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

(И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Желтоватые или розоватые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) Рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головой такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой росла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо –язык. (3)Деревня – наши истоки, наши корни. (4)Деревня – материнское лоно, где зарождался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обостренным вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8) Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, которого так жаждала Советская Армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла тяжёлый крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12) Вспомним «Матрёнин двор» А.Солженицына, «Последний срок» В.Распутина, героинь В.Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной легкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжелых испытаний.

(15)Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь.

(17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. (18)И одна из главнейших задач современной литературы – предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом...

(По Ф.Абрамову*)

*Федор Александрович Абрамов (1920-1983) – российский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» – значительного направления советской литературы 1960-1980-х годов.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старая деревня скоро прекратит свое существование.

2) Благополучие нынешних поколений стало возможным благодаря миллионам безымянных тружеников и воинов – наших предков.

3) Произведения писателей о русской деревне проникнуты тоской по уходящей избяной Руси.

4) Необходимо сохранять и защищать непреходящие ценности духовной культуры нашего народа.

5) Современная литература должна развлекать, создавать условия для хорошего отдыха после работы.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 объясняет содержание предложения 1.

2) Предложения 8-10 содержат иллюстрацию приведённого в предложении 7 утверждения.

3) В предложениях 11-13 содержится повествование.

4) В предложениях 15-16 представлено повествование.

5) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложений 3-6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 10-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. « Автор неравнодушен к судьбе русской деревни, поэтому его рассуждения глубоко эмоциональны. Эмоциональность тексту придают синтаксические средства выразительности: (А) ___________ (предложения 6-7) и (Б) _________ (предложение 11), а также приём – (В) _________ (предложения 3-4). Рассуждая о духовной сфере, Ф. Абрамов использует такой троп, как (Г) ___________ (например, в предложении 18)».

Список терминов:

1) литота

2) фразеологизм

3) книжные слова

4) анафора

5) метафора

6) восклицательные предложения

7) парцелляция

8) риторический вопрос

9) вопросно-ответная форма изложения

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 18 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

стараяновым новымстарая старыйновый новыйстарый

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

4. Проблема значения образа русской крестьянки в литературе 60-70-х годов XX века. (Каково значение образа русской крестьянки, созданного в произведениях русской литературы 60-70-х годов XX века?)

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)_____ состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2. При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3. Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4. Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5. Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

5. Вопреки этому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -мн. -ы, -ов, м.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. ед.Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен(о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5. ед. (предл.в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6. (предл.на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке - голому рубашка (поел.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

освЕдомиться

обзвонИт

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

2. Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников - юных футболистов - в матче с более опытным соперником.

3. Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

4. В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

5. Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

НАИБОЛЕЕ уместный

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор

ав..нгард

утр..мбовать

возг..рание

фил..рмония

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие

ра..положиться, бе..действие

пр..образовать, пр..шить

под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перестра. .ваться

магни..вый

незатейл..вый

улыбч..вый

настойч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заброш..нный

потревож..нный

поджар..шь

подмеч..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

2. Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

3. Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

4. Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь - две внутренне связанные темы пьесы.

5. Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

2. (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

3. Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

4. Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

5. (И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4. Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5. И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

16

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

У нас иностранную литературу в подлинниках читают очень мало, и ещё менее знают биографии жизни западных авторов, приёмы их работы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит - рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык. (3)Деревня - наши истоки, наши корни. (4)Деревня - материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне.

(9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская армия.

(10)А как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, её истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним «Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Это не идеализация деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.