Восприятие процесс построения образа объекта. Восприятие. Визуальное восприятие мира

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная , «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятельностная , утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит... словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика

Восприятие - это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

  1. образуемые в пределах одного анализатора;
  2. межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие . Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия - относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

Восприятие времени и движения, пространства . Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени - отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений - отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия . Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений - так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Восприятие — непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков .

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в определенную систему категорий, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать отдельные его части и элементы. Даже рассматривая обыкновенные точки, однообразные элементы, мы стремимся к их композиционной организации (рис. 1, 2).

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Видеть — это значит соотносить воспринятые зрительные сигналы с одной из гипотез, существующих в хранилищах мозга. Если же могут «работать» две различные гипотезы, то мозг выбирает между ними — и тогда мы видим либо утку, либо кролика (рис. 3); эскимоса, стоящего к нам спиной у входа в пещеру, или индейца, повернувшегося в профиль (рис. 4).

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно видят то, что привыкли видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), мало знакомые объекты — структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае вначале выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации и затем критически оцениваются его признаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия — образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией предметов и явлений окружающей среды.

Рис. 5. Запись движений глаз (окулограмма ) при восприятии объекта. Фиксируются наиболее информативные точки контура, зрительный маршрут структурно организован.

Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы: движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук (рис. 5).

Нейрофизиологические основы восприятия.

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов — образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители.

В зрительном аппарате человека взаимодействуют две системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая — составляет из установленных подобразов целостное изображение (рис. 6).

Возможная неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами. Поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.

Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы (фреймы — «скелеты»). Первоначально схватывая ситуацию, мы стремимся затем заполнить ячейки возникшего фрейма — и наши глаза ищут соответствующую детализацию.

Восприятие — активный процесс формирования образа объекта. Эта активность проявляется уже на рецепторном уровне. Три пары наружных мышц каждого глаза осуществляют непрерывное движение глаз. Одни из них переводят периферийное изображение объекта в центр сетчатки, где наивысшая острота зрения, другие — обеспечивают слежение за движущимися объектами. Восприятие же объекта осуществляется «ощупывающими» движениями глаз: быстрыми и крупноамплитудными (саккадическими ) движениями, более мелкими поступательновозвратными движениями (тремором ) с частотой от 20 до 150 Гц и амплитудой 5-15′ угл. мин, и дрейфом — медленными движениями со скоростью 6′ угл. мин/сек и амплитудой до 30′ угл. мин, препятствующим развитию локальной адаптации. Движения глаз сканируют форму и те ключевые элементы объекта восприятия, которые имеют существенное значение в построении зрительного образа.

В формировании перцептивного образа левое и правое полушария мозга выполняют различные функции. Сенсорная сторона восприятия обслуживается правым, а категориальная — левым полушарием мозга.

Классификация явлений восприятия.

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

В зависимости от модальности рецепторов различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия.

Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и восприятие времени .

В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности различаются восприятие симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапное, последовательное).

Различаются также три уровня восприятия:

1) сенсорный — чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2) перцептивный — осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;

3) оперативный — деятельностный охват объекта.

Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специфики объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.

Рис. 7. Тенденция сознания к осмысленности объекта настолько велика, что мы даже «видим» несуществующие грани между треугольником и фоном. Неполнота целостного образа заполняется хранящимися в памяти текстурами.

Планомерное, специально организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса называется наблюдением.

Общие закономерности восприятия.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предметность; 3) целостность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается.

Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность. Только определив категорию воспринимаемого объекта, вы распознаете все его признаки.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Рис. 10. Восприятие фрагмента объекта облегчается его включенностью в контекст ситуации. В верхнем прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам. В нижнем прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Рис. 9. Эти разрозненные пятна объединяются в единый зрительный образ, если перевернув изображение на 180º, вы поймете его смысл.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам (рис. 7 и 8).

Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений — узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет — значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.

Узнавание может быть обобщенным , когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это — стол», «это — дерево» и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. (Так, пароход мы узнаем издали по наличию трубы и не смешиваем его с лодкой.)

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия .

Рис. 11. Целостность восприятия нарушается, если отдельные элементы объекта чрезмерно разрознены. Так, при увеличении газетной фотографии в десять раз растровые точки типографического клише не сливаются в целостное изображение (при удалении изображения на 1 м целостность восприятия восстанавливается).

2. Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы во вне, объективизируя их. Предметность — отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности, «объективированность» образа.

3. Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии, как в психическом образе предмета, отражаются эти устойчивые связи между компонентами предмета или явления , что и выражается в целостности восприятия.

Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование (рис. 9, 10, 11).

Таким образом, целостность восприятия — отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данным условиях не наблюдаются). Целостность восприятия нарушается, если объект не может быть осмыслен (рис. 12).

4. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис. 12 и 13).

В тех случаях, когда выявление структуры объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.

5. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.

Рис. 14. На рисунке слева преимущественно выделяются два вертикальных сектора, на правом — горизонтальные секторы.

Объект выделяется из фона по его контуру. Контур — это контраст. Контур мы воспринимаем благодаря «скачку» в яркости или цвете. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это явление лежит в основе маскировки.)

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия — субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов преимущественно выделяется центральный объект и объект, больший по величине (рис. 15, 16).

Преимущественному выделению подлежат объекты, расположенные по вертикальной и горизонтальной осям (Рис. 14).

Рис. 18. Распределение точек фиксации зрения на квадратной панели при восприятии однородного материала.

Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга (фон становится объектом, а объект — фоном (рис. 17).

Однако и при восприятии однородного материала внимание распределяется неравномерно (Рис. 18).

6. Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятии костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные их стороны (Рис. 19).

Апперцепция может быть личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура опасного зверя).

7. Константность восприятия. Одни и те же знакомые предметы устойчиво воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Константность восприятия (от лат. constantis — постоянный) — независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины (Рис. 20, 21).

Рис. 20. Константность восприятия. Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины. При этом мозг учитывает информацию об аккомодации хрусталика (чем ближе объект, тем более искривлена поверхность хрусталика), о конвергенции зрительных осей (схождении зрительных осей двух глаз) и о напряженности глазных мышц.

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством независимо от условий освещения.

Константность восприятия — не наследственное качество, оно формируется в опыте, процессе обучения. Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое приближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах, возникает временная аконстантность. Аконстантность может возникнуть при восприятии рельефа на фотоизображениях и рисунках (Рис. 22).

Аконстантность (от лат. illudere — обманывать) — иллюзия восприятия, искажения в восприятии объектов. Наиболее распространены зрительные иллюзии. Они возникают по ряду причин. Иллюзия иррадиации , при которой светлые предметы кажутся большими, чем равные им темные предметы, связана с иррадиацией возбуждения в сетчатке глаза (Рис. 23).

Воспринимаемая величина фигур зависит от их предметного окружения. Так, благодаря иллюзии контраста одинаковые по размеру объекты будут казаться разными по величине, если один из них находится в окружения больших объектов, а другой — в окружении более мелких объектов (иллюзия Эббингауза — Рис. 24, 25).

В иллюзии Мюллера-Лайера две одинаковые линий, заканчивающиеся различно направленными углами кажутся неодинаковыми по длине. Из-за большого различия двух соседних частей одинаковых предметов один из них кажется большим (Рис. 26).

Рис. 25. Одинаковые фигуры на меньшем ноле кажутся большими.

Рис. 24. Иллюзия контраста. Внутренний круг слева кажется больше внутреннего круга справа. В действительности они равны (иллюзия Эббингауза).

Вертикальные линии переоцениваются по сравнению с горизонтальными (Рис. 27). Параллельные линии кажутся непараллельными под влиянием пересекающих их линий (иллюзия Цельнера — Рис. 28). Отрезки прямой, пересекающей два вертикальных прямоугольника, воспринимаются как отрезки, расположённые на разных уровнях (иллюзия Погендорфа — Рис. 29). В силу переоценки величины острых углов круг с вписанными в него квадратом кажется прогнутым по углам квадрата (Рис. 30.)

В возникновения иллюзий участвуют как рецепторные механизмы, так и особенности функционирования центральной нервной системы. Некоторые зрительные иллюзии обусловлены оптическими особенностями глаза.

Иллюзиям подвержены не только зрительные, но и другие виды восприятия Так, если держать в руках два одинаковых по весу и внешнему виду, но разных по объему предмета (например, большой и меньший по размеру, но не по весу шары), то предмет, меньший по размеру, воспринимается как более тяжелый (иллюзия Шарпантье). Это объясняется нашим обобщенным опытом — чем больше предмет, тем больше и его вес.

Если, скрестив указательный и большой пальцы, мы прикоснемся к шарику или карандашу, поместив эти предметы в образовавшееся перекрестье, то мы почувствуем двойное прикосновение (иллюзия Аристотеля). Это объясняется тем, что рецепторные поля противоположных пальцев обычно прикасаются к разным объектам.

Контрастные иллюзии распространены не только в области зрительных восприятий, но и в области слуховых, вкусовых, осязательных, температурных и кинестезических ощущений. Так, контрастная иллюзия кинестезической чувствительности возникает после многократного восприятия объектов, отличающихся по весу и объему — последующее предъявление равных в тех же отношениях объектов воспринимается иллюзорно: большим и более тяжелым кажется объект, находящийся на месте, ранее предъявлявшегося меньшего объекта (опыты Узнадзе по установке).

В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. Например, при въезде в тоннель на Триумфальной площади (бывшая пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенный тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После замены рекламного щита нарушения правил движения прекратились.

Иллюзии распознаются благодаря нашим психологическим знаниям. Они являются не только «вредителями» нашего восприятия, но и фактором, обеспечивающим адекватность условных изображений. Благодаря иллюзиям мы переводим двухмерное изображения художественных картин в трехмерные пространственные представления, а разные по размерам изображения интерпретируем как одинаковые, если учитываются сопутствующие обстоятельства.

Особенности восприятия пространства и времени.

Пространство и время — всеобщие формы существования материи. В восприятии пространства и времени отражаются объективные пространственно- временные отношения между предметами.

Восприятие пространственных качеств объекта состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, места положения предметов и их движения. Величина и форма предметов воспринимаются в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.

Одним из факторов пространственного восприятия является бинарность органов чувств и симметрия человеческого тела. Воспринимая пространственные особенности предметов, их расположение в пространстве, человек исходит из нормального положения своего тела, перпендикулярного плоскости земли, учитываются данные аппарата равновесия.

Восприятие формы — сложный перцептивный процесс. В нем большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц — глаз как бы ощупывает предмет.

Рис. 35. Аконстантность при восприятии рельефных изображений. Переверните рисунок на 180º — мелкие выступы будут восприниматься как углубления, а крупные углубления — как выступы. Это зависит от подсознательной интерпретации направления света, идущею обычно навстречу наблюдателю.

Процесс зрительного восприятия имеет определенную поэтапность — микрогенез. На первом этапе (30 — 50 мсек) производится оценка пространственного положения, удаленности и размеров зрительного стимула (объекта). При восприятии движущегося объекта затрачивается от 50 до 140 мсек на определение параметров его движения. Далее осуществляется спецификация формы воспринимаемого объекта.

Весь процесс формирования стабильного пространственно локализованного зрительного образа завершается через 300 мсек после предъявления стимула.

Глаз, по выражению И.М. Сеченова, функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятия плоской формы существенное значение имеет отчетливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятия объемной формы основную роль играет глубинное зрение. Чем ближе расположен предмет, тем интенсивнее глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали — уплощенной. Тоннели, аллеи и тому подобные протяженные объекты при их обзоре издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном (от фр. fon — дно, основание). В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета — цветовые и пространственные характеристики объекта оцениваются соотносительно с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия.

Рис. 37. Ваза Рубина. На этом рисунке попеременно воспринимается то изображение вазы на черном фоне, то два профиля на белом фоне. Однако если один из объектов станет предметом активного исследования, то он станет и устойчивым объектом восприятия.

Рис. 36. А на этом рисунке устойчиво воспринимается только центральная фигура. Почему?

В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственности фигуры . При этом происходит периодическое колебание внимания — возникает его флуктуация (Рис. 36, 37).

Четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. С различия контура объекта и начинается процесс его восприятия. Лишь после этого различается его форма и структура.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства воспринимаются за счет того, что их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки двух глаз — при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз и в результате возникает стереоскопический эффект

Удаленность предметов воспринимается также За счет бинокулярного зрения. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией . Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей (Рис. 38).

Рис. 39. Стереоскопичность зрительного восприятия. Рельефность, объемность, глубина отражаются благодаря бинокулярному зрению — зрению двумя глазами. Вверху — восприятие объекта одним левым и одним правым глазом. Внизу — объект, видимый двумя глазами.

Рис. 38. Отражение глубины пространства, удаленности объекта. Для оценки удаленности объектов используется информация о состоянии хрусталика глаза (явление аккомодации), величине угла конвергенции зрительных осей, напряженности глазных мышц, перекрытости одних предметов другими, данные о линейной и воздушной перспективе.

Для восприятия удаленности предметов существенное значение имеют не только аккомодация хрусталика и взаиморасположение зрительных осей, но и линейная и воздушная перспективы . Удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта. Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и Тенью, выпадением отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некотором изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка воздуха. Пространственная перспектива определяется также по градиенту плотности текстуры объектов (Рис. 40).

Определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения

Существенное значение для восприятия удаленности предметов имеет сравнение их величины с известной величиной других предметов. Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей). Расстояние, с которого опознаются объекты, называется пространственным порогом различения (см. таблицы ниже).

Рис. 40. Определение протяженности объекта в глубину осуществляется по градиенту плотности его текстуры.

Пространственные пороги восприятия отдельных
объектов:

Рис. 41. Порог глубинного зрения — минимальная разница в удаленности двух предметов, воспринимаемая наблюдателем. Количественно порог глубинного зрения выражается разностью соответствующих параллактических углов. У большинства людей Порог глубинного зрения равен 5* (пяти угловым секундам).

Пространственные пороги различения элементов внешности человека:

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимаются благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение глаза и головы . При оценке скорости движения делается поправка на удаленность движущегося объекта. Порог восприятия движения равен 5 угл. мин/сек, что соответствует предельной скорости движения следящего глаза. Направление движения объекта определяется изменением его положения относительно других объектов, а также механизмом парной работы глаз (Рис. 42).

Рис. 42. Парная работа глаз — один из механизмов, обеспечивающих восприятие направления движения объектов.

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером . Различают статический и динамический глазомеры:

Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем;

Динамический глазомер — способность определять соотношение между движущимися объектами.

Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера.

Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения равняется единице (является нормальной), если человек различает объекты с угловым размером в 1 мин (люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см). Острота зрения зависит от предварительной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски, контраста между объектом и фоном, продолжительности действия зрительного стимула. Острота зрения снижается с возрастанием угловой скорости объекта.

В своем генезисе зрительные восприятия связаны с осязанием.

Осязание — один из основных источников наших пространственных представлений. (Одно время даже полагали, что рука учит глаз видеть. Впоследствии, однако, это было опровергнуто экспериментальными данными.) Ощупывающие движения рук воспроизводят контур предмета, как бы снимая с него слепок.

Различаются пассивное и активное осязание:

Пассивное осязание формирует осязательный образ контура предмета при его перемещении на покоящейся руке;

Активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта.

Бимануальное осязание — осязание двумя руками — оптимизирует стратегию восприятия. При этом разделяются функции рук левая рука (у правшей) выполняет функцию опоры и начала отсчета.

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:

хронометрии — отсчета времени, измеряемого при помощи равномерного движения объектов (стрелки часов);

хронологии — отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);

хроногнозии — субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных — переоценивается. Преуменьшение времени — всегда результат доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия однообразных мало- значимых раздражителей. При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин обычно преувеличивается, а время больше 5 — 10 мин — преуменьшается.

В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов. Однако временные интервалы в наибольшей степени дифференцируются кинестезическим и слуховым анализаторами. Так, если прерывистость зрительных воздействий различается при интервалах между ними до 1/20 сек, то прерывистость тактильных воздействий различается при интервалах в 1/40 сек, а звуковых воздействий — при интервалах в 1/100 сек.

Период времени оценивается более точно при совершении движений и при восприятии слуховых воздействий. При этом возникает непроизвольный двигательный и звуковой аккомпанемент, активизирующий процесс восприятия времени.

В деятельности, сопряженной с установлением временных интервалов, человек достигает большого развития «чувства» времени. Восприятие времени нарушается в экстремальных состояниях (стрессе, аффекте, фрустрации), при длительной сенсорной депривации, алкогольной и наркотической токсикации.

Восприятие, человека человеком.

Рис. 43. Вероятность различия элементов лица при малых экспозициях.

Рис. 44. Вероятность опорной роли элементов лица при опознании.

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности , которые дают информацию о его психических и социальных качествах . Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры, одежда. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус и основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные элементы, признаки лица и головы выделяются избирательно и опознаются с различной точностью (рис. 43, 44).

Особенности личности по ее внешности интерпретируются различными способами:

эмоциональным — социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности (внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший);

аналитическим — каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови — злой человек и т. д.);

перцептивно-ассоциативным — человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека;

социально-ассоциативным — человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам (в очках и шляпе — интеллигент; в шинели — военный).

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности (« «). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение («эффект первичности»).

Значительные различия в социальном положении общающихся порождают «эффект социальной дистанции». Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные — объединяющие и на дизъюнктивные — разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

A.А. Бодалев произвел следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был изображен па снимке. Одной группе было сказано, что они увидят портрет герои, а в другой — предупредили, что они увидят изображение преступника.

Выяснилось, что испытуемые в своих оценках находились но власти стереотипа, установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25 — 30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот у рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма».

Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дал следующее словесное описание: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед…»

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям внешнего образа личности, они по-разному воспринимают друг друга.

Восприятие устной речи.

С физической точки зрения речь — комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Максимальная понятность устной речи возникает при интенсивности речи в 40 Дб. При интенсивности речи в 10 Дб звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 Дб превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальным темпом речи является 70 слов в минуту; верхний предел — 120 слов в минуту.

Как социально обусловленное явление восприятия речи является гностическим процессом — процессом определения смысла и значения воспринимаемых речевых конструкций; этот процесс характеризуется различными уровнями узнавания и различения. В восприятии устной речи выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни.

В зависимости от сформированности процесс восприятия устной речи может быть сукцессивным (развернутым) и симультанным (свернутым).

Восприятие устной речи сопровождается вероятностным прогнозированием. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова. Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. По началу стандартных фраз слушатель прогнозирует фразу в целом. Уровень и глубина речевого прогнозирования зависят от речевой культуры слушателя.

Смысловое восприятие речевого сообщения зависит и от его ситуативной включенности, логикосмысловой структуры, длины и глубины фраз, их коммуникативной значимости, установочной направленности слушателя и уровня его психического развития.

Восприятие человеком окружающей его предметной среды.

Окружающая человека среда воспринимается им в целостном виде, а не как набор изолированных объектов. Эта среда рассматривается человеком как поле его жизнедеятельности.

Место постоянного пребывания выступает для человека психологическим центром, ареной его деятельности, источником определенных психических состояний. (Психолог Уильям Шелдон выделяет даже особые психологические типы людей в зависимости от их психического взаимодействия со средой. Эктоморфный тип воспринимает среду в зависимости от настроения. Мезоморфный тип воспринимает среду как объект овладения — путешественники, альпинисты, предприниматели. Эндоморфный тип воспринимает среду как объект лирической — поэты, художники.)

Обстановка среды диктует человеку определенный способ поведения, активизирует и тормозит его двигательные реакции, создает определенное настроение. Окружающая человека среда вызывает у него эстетическую реакцию, интимные ассоциации.

Эстетическая и организация окружающей человека среды — признак культуры, цивилизованности, психологической компетентности общества.

Рис. 45. Соразмерность тела человека.

Разные народы в разные времена вырабатывают свои эстетические нормы. Однако существуют и общепсихологические нормы прекрасного. Красиво то, что гармонично, а гармонично то, что оптимизирует процесс восприятия. Прекрасно, гармонично и соразмерено само тело человека (Рис. 45).

Греческое слово harmonia означает стройность, соразмерность, уравновешенность частей целого. Части гармоничного объекта подразделены, соподчинены, упорядочены так, что обеспечивают определенную направленность внимания. Объект удобен для восприятия, если имеет определенную функционально-структурную организацию.

В произведениях искусства широко распространено пропорциональное соотношение так называемого «золотого сечения » — меньшая часть так относится к большей, как большая к целому (примерно 3:5, 5:8; более точно — 100:161). Положительное действие стимулов, находящихся в таком соотношении, было эмпирически обнаружено еще в глубокой древности. Использование пропорции «золотого сечения» в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке (интервалы во времени звучания, соотношение звуков но высоте) содействует целостности восприятия, придает объекту гармоничность (обыкновенная коробка выглядит красивой, если размеры ее имеют соотношение «золотого сечения»).

Гармоничный объект отличается уравновешенностью его элементов, оптимальной распределенностью оптических масс, симметричностью и ритмичностью расположения его частей .

Ритмичность используется для избежания монотонности, поддержания активности восприятия. С этой целью используются ритмические изменения в пространственной протяженности элементов объекта, в расстояниях между ними, чередовании их тональности, конфигурации (чередование утолщений и утончений, выпуклости и вогнутости и т.п.).

При восприятии объекта подсознательно интерпретируется вес его частей. Эта интерпретация зависит от места расположения элементов объектов по отношению к его вертикальной и горизонтальной осям. В центре композиции элемент весит меньше (хотя и имеет при этом большую значимость), а по краям — больше. Не случайно в картинах выдающихся мастеров живописи фигуры, расположенные в центре, утяжеляются различными изобразительными приемами (более «тяжелым» цветом, более крупным размером и т. п.). Элементы объекта, расположенные в его верхней части, выглядят тяжелее, чем такие же в нижней части. Элементы, расположенные справа, выглядят тяжелее, чем расположенные слева. (Вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». Фигура монаха в левой части картины изображена крупнее, чем фигура женщины в правой части картины — этим достигнута уравновешенность всей композиции.)

Весовая интерпретация элементов объекта зависит не только от размеров, но и от их цвета. Наиболее «тяжелыми» являются красный цвет и другие цвета длинноволновой части спектра.

В зрительной системе преобладает вертикальная ориентация. Вертикальная линия — база, к которой привязывается взаиморасположение частей объекта . При вертикальном расположении объекта оценивается его симметричная уравновешенность. В зависимости от функции объекта ему придается различная симметричность:

абсолютная — повторение элементов в левой и правой частях;

относительная — повторение лишь отдельных однородных элементов.

Гармоничный объект — объект, содержание которого выражено просто. Под простотой объекта имеется в виду не примитивная его упрощенность, а ясная определенность, лаконичность, завершенность и четкая объединенность его элементов. Такого рода простота — основное достоинство подлинного произведения искусства.

Под простотой композиции не следует понимать ограниченность разнообразия ее элементов. Объект с большим количеством деталей может быть более простым, чем объект с меньшим их количеством. (Так, квадрат с его четырьмя сторонами — фигура более простая, чем треугольник. Большая простота квадрата заключается в равенстве его углов и сторон, в одинаковой удаленности сторон от центра и их симметричности относительно горизонтальной и вертикальной осей.) Простота объекта определяется не столько ограниченностью его деталей, сколько ограниченностью количества структурных особенностей. Объект прост, лаконичен, если его сложное содержание охватывается минимальным количеством структурных особенностей.

Эстетическое впечатление объекта усиливается, если в нем подчеркиваются натуральный цвет, фактура используемых материалов. Комбинирование одних и тех же цветов различной насыщенности усиливает впечатление пластичности объекта. Цветовое членение должно соответствовать функциональному членению. Функционально однородные элементы целесообразно объединять одним цветом. Расчлененность объекта, контрастность его элементов не должны затруднять синтетическую сторону восприятия.

Гармоничная организация предметной среды — это избежание серости, унылости, бесцветности и неупорядоченности — всего того, что в последнее время стало называться агрессивной средой.

Жизнедеятельность человека должна осуществляться в эстетичной, функционально организованной, эргономичной среде.

Индивидуальные различия в восприятии.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия — его полноту и точность. Представители синтетического типа восприятия обладают большей целостностью и эмоциональностью восприятия. Представители аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия.

Люди с недостаточным развитием дифференцировочной деятельности отличаются неполнотой и неточностью восприятия. Оно чаще дополняется субъективными привнесениями, особенно в ситуации повышенной эмоциональности. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам. Неполнота опыта и знаний обусловливают фрагментарность восприятия, недостаточную осмысленность и целостность восприятия.

Воспринимая предметы и явления, человек оценивает их. Любознательность, пытливость, аналитичность выражаются в его наблюдательности — способности воспринимать малозаметные существенные особенности явлений (Рис. 46).

Рис. 46. Способность к продуктивному наблюдению называется наблюдательностью. На этом рисунке след на каждой руке оставлен одним конкретным предметом. Каким?

Восприятие иначе называется перцепцией (от лат.percepcio — воспринимаю), а процессы восприятия — перцептивными процессами.

Американским нейрофизиологом Дж. Питтигрю открыты корковые нейроны диспаратности (от лат. disparatis — раздельный). У этих нейронов имеются два рецептивных ноля — они возбуждаются только тогда, когда изображение попадает сразу на оба ноля. Это объясняет тот факт, что при восприятии объекта и одним глазом возникает эффект стереоскопичности.

Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета — стробоскопический эффект. Так, при восприятии фильма, когда в одну секунду сменяется 24 кадра с неподвижным изображением, возникает эффект движения.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989.

Эта роль вертикали обусловлена постоянно действующей на все живые организмы вертикально направленной силой земного притяжения.

То видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие , переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Процесс восприятия

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов . В этих теориях “основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий; известных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность — неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.


49. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются
51. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются
52. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется
54. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется
57. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от
58. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характериз
59. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как
60. Готовность организма к восприятию предмета или явления определенного вида определяется как
61. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках
62. Нейропсихологические проблемы памяти в о естественной науке изучал
63. Сторонником ассоциативного направления в психологии памяти был (а)
65. Память о своей памяти называется
66. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Лекция Тема «Предмет психологии, ее задачи и методы» , 923.87kb.
  • Программа дисциплины опд. Ф. 01 Психология цели и задачи дисциплины , 483.88kb.
  • Книга под названием "Психология интеллекта" , 2310.29kb.
  • Программа дисциплины Общая психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» , 215.23kb.
  • Рабочая Программа учебной дисциплины общая психология Трудоемкость (в зачетных единицах) , 377.92kb.
  • Программа курса Iкурс Часть Вводные вопросы Предмет психологии; природа психического, , 17.27kb.
  • Темы рефератов Раздел 1 Введение в психологию Тема 1 Психология как наука. Предмет , 85.99kb.
  • Учебное пособие Оглавление Введение Раздел Социальная психология как наука Раздел Изучение , 933.46kb.
  • Курс лекций Кемерово 2002 Раздел Психология Глава I. Психология как наука , 1641.1kb.
  • Рабочая программа по дисциплине «общая психология» Специальность , 495.76kb.

Восприятие

40. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием,

б) апперцепцией,

в) перцепцией,

г) наблюдательностью.

41. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:

а) когнитивной психологии

б) отечественной психологии

в) гештальт психологии

г) психологии сознания

42. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:

а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом

б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом

в) отсутствии воспринимаемого предмета

г) все ответы неверны

43. Образы представлений ______ по отношению к образам ощущении и

восприятия.

а) первичны

б) вторичны

в) третьичны

г) все ответы верны

44. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, - это:

а) апперцепция

б) перцептивная система

в) перцептивные действия

г) осязание

45. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времена, движения выступает:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) форма существования материи

г) активность субъекта

46. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) форма существования материи

г) целенаправленность характера деятельности субъекта

47. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:

а) апперцепция

б) иллюзии

в) наблюдательность

г) осязание

48. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:

а) бессознательного

б) сознательного

в) надсознательного

г) все ответы верны

49. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

а) агнозией

б) галлюцинацией

в) иллюзией

г) бредом

50. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля иллюстрирует закон:

а) транспозиции

б) фигуры и фона

в) прегнантности

г) константности

51. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

а) иллюзиями восприятия

б) галлюцинациями

в) фантазиями

г) грезами

52. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

а) инсайтом

б) перцепцией

в) апперцепцией

г) сенсибельностью

53. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как _______ восприятия.

а) иллюзия

б) константность

в) целостность

г) предметность

54. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется:

а) константностью

б) осмысленностью

в) избирательностью

г) целостностью

55. Константность восприятия _____ свойство.

а) врожденное

б) приобретенное

в) генетически обусловленное

г) все ответы верны

56. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется свойство _____ восприят ия:

а) целостности

б) предметности

в) константности

г) структурность

57. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:

а) потребностей

б) интересов

в) ожиданий

г) все ответы верны

58. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

а) иллюзии

б) перцептивные действия

в) наблюдательность

г) осязание

59. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

а) более продолжительное

б) быстро прошедшее

в) обычно, без изменений

г) все ответы верны

60. Готовность организма к восприятию предмета или явления определенного вида определяется как:

а) апперцепция

б) установка

в) наблюдательность

г) осязание

Память

61. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках :

а) гештальтпсихологии

б) ассоциативной психологии

в) бихевиоризма

г) когнитивной психологии

62. Нейропсихологические проблемы памяти в о естественной науке изучал:

а) В.М. Бехтерев

б) А.Р. Лурия

в) П.И. Зинченко

г) Л.С. Выготский

63. Сторонником ассоциативного направления в психологии памяти был (а):

а) Б.В. Зейгарник

б) Г. Эббингауз

в) Г. Мюллер

г) все ответы верны

64. Направление в психологии, которое в качестве первичных «факторов памяти выдвигает некоторые целостные «психологические - структуры», не сводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:

а) деятельностная теория памяти

б) ассоциативная теория памяти

в) гештальт - теория

г) психоаналитическая теория памяти

65. Память о своей памяти называется:

а) оперативной памятью

б) метапамятью

в) автобиографической памятью

г) оперативной памятью

66. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) активность субъекта

г) вид деятельности

67. Опосредованная и непосредственная память различаются по:

а) ведущему анализатору

б) использованию вспомогательных средств в процессе запоминания

в) степени активности субъекта

г) виды деятельности

68. Генетически первичной считается:

а) двигательная память

б) образная память

в) эмоциональная память

г) вербальная память

69. Высшим видом памяти считается:

а) двигательная память

б) образная память

в) эмоциональная память

г) вербальная память

70. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется _____ памятью.

а) механической

б) логической

в) эмоциональной

г) аудиальной

71. Тип зрительной памяти, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого, - это ____ память.

а) эйдетическая

б) наглядно-образная

в) феноменальная

г) эмоциональная

72. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как ____ память.

а) наглядно-образная

б) феноменальная

в) эмоциональная

г) словесно-логическая

73. Память, связанная с запоминанием формы материала и основанная на повторении материала без его осмыслений, называется:

а) долговременной

б) эмоциональной

в) произвольной

г) механической

74. Сенсорная память:

а) действует на уровне рецепторов

б) действует меньше одной секунды

в) лежит, в частности, в основе последовательных образов

г) все ответы верны

75. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия; и необходимой только для достижения цели данного действия называется _____ памятью.

а) оперативной

б) иконической

в) кратковременной

г) эхонической

76. Основной характеристикой оперативной памяти является:

а) длительность сохранения

б) лабильность

в) помехоустойчивость

г) все ответы верны

77. Ранней генетической формой памяти является ______ запоминание.

а) непроизвольное

б) произвольное

в) послепроизвольное

г) все ответы неверны

78. Как показали исследования ____ для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.

а) П.И. Зинченко

б) А.А. Смирнова

в) А.Н. Леонтьева

г) А.А. Леонтьева

79. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала называется коэффициентом:

а) запоминания

б) точности запоминания

в) ошибок

г) забывания

80. Прочность запоминания определяется тем, какова (-о);

а) степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта

б) значимость соответствующего материала для достижения предстоящих целей

в) эмоциональное состояние субъекта

г) все ответы верны

81. Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной запоминания.

а) быстроте

б) прочности

в) точности

г) все ответы верны

82. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

а) включается а условия достижения цели

б) входит в содержание основной цели деятельности

в) включается в способы достижения цели

г) все ответы верны

83. Значение структурирования материала для запоминания подчер­кивали представители:

а) психоанализа

б) гештальтпсихологии

в) бихевиоризма

г) ассоционизма

84. Характеристики запоминания того или иного материала определяются ____ деятельности личности,

а) мотивами

б) целями

в) способами

г) все ответы верны

85. Для исследования опосредованного запоминания применяется

метод:

а) парных ассоциаций

б) пиктограмм

в) двойной стимуляции

г) все ответы верны

86. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) активность субъекта

г) вид деятельности

87. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации зависит от:

а) важности запоминаемого материала

б) характера материала

в) предшествующего опыта

г) все ответы верны

88. Связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

а) аккомодациями

б) ассоциациями

в) ассимиляция и

г) акцентуациями

89. Ассоциация _____ объединяет два явления связанные во времени, или в пространстве.

а) по смежности

б) по скорости

в) по контрасту

г) по смыслу

90. Ассоциация _____ связывает два противоположных явления.

а) по смежности

б) по скорости

в) по контрасту

г) по смыслу

91. К факторам забывания относится:

а) возраст субъекта

б) неиспользование усвоенного материала

в) характер материала

г) все ответы верны

92. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

а) ореола

б) плацебо

в) Б.В. Зейгарник

г) недавности

93. Г. Эббингауз изучал влияние на запоминание:

а) количества запоминаемого материала

б) числа повторений

в) близости и направленности ассоциативных связей

г) все ответы верны

94. От процесса запоминания зависит _______ сохранения материала.

а) полнота

б) точность

в) прочность

г) все ответы верны

95. Критерием сохранения информации в памяти, является:

а) воспроизведение

б) узнавание

в) доучивание

г) все ответы верны

96. На сохранение и последующее воспроизведение информации влияет:

а) род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением

б) временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением

в) степень первоначального заучивания

г) все ответы верны

97. Забывание обычно протекает как ____ процесс.

а) произвольный

б) непроизвольный

в) послепроизвольный

г) все ответы неверны

98. Темп забывания материала зависит от:

а) его объема

в) сходства запоминаемого и интерферирующего материала

г) все ответы верны

99. Реконструкция при воспроизведении проявляется в:

а) отборе главного, и отсеве второстепенного материала

б) обобщении и привнесении нового содержания

в) изменении последовательности изложения

г) все ответы верны

100. Узнавание это _____ воспроизведение:

а) первичное

б) повторное

в) третичное

г) все ответы верны

101. Индивидуальные особенности памяти в определенной мере связаны с различиями ______ нервных процессов,

а) силы возбуждения и торможения

б) степени уравновешенности

в) степени подвижности

г) все ответы верны

102. Опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту - это:

а) припоминание

б) узнавание

в) представление

г) реминисценция

103. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

а) припоминание

б) узнавание

в) представление

г) реминисценция

104. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, - это:

а) припоминание

б) узнавание

в) представление