Уроки для коррекционных классов. Современный урок в коррекционной школе VIII вида Методические разработки уроков коррекционной школы 8 вида

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Особенности психофизического развития школьника с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом, усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться.

Психолого-педагогические требования к уроку.

    Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

    Педагогический такт.

    Психологический климат (поддержание атмосферы добродушия, делового контакта).

    Организация познавательной деятельности.

    Учет возрастных и индивидуальных особенностей при планировании.

    Учет слабых и сильных учеников при проведении уроков.

    Дифференцированный подход.

    Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.

    Применять максимум поощрений, минимум наказания, постепенное увеличение нагрузки, создание ситуации успеха.

    Лечебная медикаментозная поддержка.

Гигиенические требования:

    1.Температурный режим (не жарко не холодно) – проветривание, оклеивание, обогрев.

    2.Физико-химические свойства воздуха (проветривание).

    3.Освещение.

    4 Предупреждение утомления и переутомления (физминутки).

    Чередование видов деятельности.

    Соблюдение правильной позы (осанки) учащегося

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

    1.В процессе обучения в комплексе реализуются образовательная, коррекционно – развивающая, воспитательная функции обучения;

    Весь учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность;

    Вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

    На уроке должны соблюдаться основные принципы обучения;

    Содержание урока должно соответствовать учебным программам;

    Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;

    На уроке должны осуществляться межпредметные и внутрипредметные связи;

    Урок должен быть оснащен:

Техническими средствами обучения, дидактическим материалом

(таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритм рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п);

Весь материал должен связываться с логикой урока.

    На уроке должны осуществляться инновационные процессы, использоваться информационно-коммуникационные технологии;

    На уроке строго должен соблюдаться охранительный режим:

проведение физминуток (начальная школа – 2-3, старшая -1 физминутка);

соответствие мебели возрасту детей;

соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

соблюдение санитарно-гигиенических требований.

    Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Структура урока в коррекционной школе для детей с интеллектуальной недостаточностью определяется дидактическими, коррекционно - развивающими и воспитательными целями , его местом в системе уроков по теме.

Коррекционно – развивающий урок – урок, в ходе которого происходит отработка учебной информации с позиции максимальной работы всех анализаторов и направлена на развитие артикуляцинной моторики; зрительного восприятия и узнавания; зрительной памяти и внимания; слухового внимания и памяти; основных мыслительных операций; наглядно – образного, словесно –логического мышления и т.п. каждого конкретного ученика.

Цель урока: (триединая цель)

Коррекционно – образовательные (дидактические) – чему учить на данном уроке (программные требования к ЗУН).

Коррекционно – развивающие – какие психические функции будут максимально задействованы в ходе данного урока (ощущения, внимание, память, моторика).

Коррекционно - воспитательные – как в ходе урока будет воспитываться мотивация к учению, развиваться потребность к знаниям, настойчивость, терпение, чувство коллективизма.

Под структурой урока принято понимать соотношение и последовательность частей (элементов, этапов урока).

В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются:

организация начала урока;

проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

сообщение целей и задач урока;

изучение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

первичная проверка усвоения знаний;

закрепление знаний

обобщение и систематизация знаний;

подведение итогов урока;

сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним;

Каждый урок должен быть связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся. Каждый урок готовит школьников к изучению последующего материала.

Примерные формулировки задач:

Образовательные задачи:

формировать (формирование) у учащихся представления о…;

выявить (выявлять);

уточнить…;

расширить…;

обобщить…;

систематизировать…;

дифференцировать…;

учить применять на практике…;

учить пользоваться…;

тренировать…;

проверить….

Коррекционно – развивающие задачи

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

коррекция и развитие связной устной речи через выполнение…;

коррекция и развитие письменной речи через выполнение…;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)…;

коррекция и развитие зрительных восприятий…;

развитие слуховых восприятий…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к учебе, предмету;

воспитывать умение работать в парах, в команде;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    Краткий.

    Структурный.

    Аспектный.

    Полный.

    Комплексный.

Краткий анализ – проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и совпадает задач полученный результат с прогнозируемым.

Структурный анализ – является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Аспектный анализ – осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

а) цели урока;

б) структуры и организации урока;

в) содержания урока;

г) деятельность учителя на уроке;

д) деятельность учащихся на уроке;

е) домашнего задания;

ж) санитарно-гигиенических условий урока;

з) психологического аспекта урока.

Полный анализ – это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.

Конспект урока по математике для учащихся с тяжелой умственной отсталостью по программе VIII вида. Подготовительный класс.

Тема: «Ориентирование в пространстве: Справа – слева».

Цель : формировать пространственные представления: слева – справа.

Задачи:

Цель: формировать пространственные представления: слева – справа.

1. Продолжить формировать умение учащихся ориентироваться в правых и левых

частях собственного тела, учить определять положение предметов в

направленияхсправа, слева;

2. Корригировать и развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику;

3. Воспитыватьинтерескматематике,аккуратность,умениеслушатьдругих, не перебивая.

перебивая.

Материал: Картинки с изображением Незнайки и Буратино; текст стихотво­рения В. Берестова «Стоял ученик у развилки дорог»; цветные каран­даши.

Ход Урока:

Орг. Момент

Основная часть

Устный счет. Счет до 10 и обратно.

-Давайте вместе посчитаем. Покажите ваши руки.

ваши руки.

(показывает, начиная с мизинца левой

руки: один, …)

-А теперь будем выпрямлять пальчики и называть числа обратном порядке.

называть числа в обратном порядке

(показывает, начиная с мизинца правой

руки: десять, …)

по очереди по рядам. Начинает Паша:

3. Новая тема.

Ребята, к нам в гости пришли Незнайка и Буратино, они у нас неслучайно, эти сказочные герои пришли к нам за помощью. Буратино и Незнайка решили навестить своих друзей из других сказок и заблу­дились, так как совсем не знают, где правая, а где левая сторона.

Мы с вами сможем им помочь?

Вы знаете, как определить, где правая сторона, а где левая?

Ребята, я вам расскажу один секрет. Там, где бьется сердце, это левая сторона. Тогда другая сторона - правая.

Поднимите правую руку. Назовите предметы, которые вас ок­ружают справа.

Поднимите левую руку и назовите предметы, которые окружают вас слева.

Теперь, ребята, немного поиграем.

Физминутка.

Игра на внимание:

- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

Игра с карандашами

- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий; слева от красного - зеленый; справа от синего - желтый и т. д.

Ребята, не только наши герои Незнайка и Буратино не знают, где право, а где лево. Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь», «Налево пойдешь». Послушайте стихотворение В. Берестова: Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал, Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал; «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево - узнал ученик.

Тема: Прямоугольник

Цель: Обобщить знания о прямоугольнике, связать с жизнью и практической деятельностью.

Задачи:

1) Закреплять представления, учащихся о прямоугольнике. Развивать практические навыки построения прямоугольника. Научить делать кармашек и открытку-оригами.

2) Воспитывать чувство бережливости, долга. Формировать временные представления учащихся. Воспитывать любовь к труду, интерес к предмету.

3) Развивать внимание, образную и зрительную память. Развивать целенаправленность в работе.

Оборудование: конверты с геометрическими фигурами, линейки, карандаши, рисунки с изображением корабля и принцессы, плакат с фигурами, таблица «Четырёхугольники», бумага для поделок, рисунки к геометрическому заданию.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. «Настрой» на хорошую работу.
  1. Игра «Сядет тот, кто скажет»

Какое сегодня число?

Какой сегодня день недели?

Какое число было вчера?

Какое число будет завтра?

Какой сейчас год?

Сколько месяцев в году?

Сколько дней в неделе?

Какое сейчас время года?

  1. Сообщение темы урока.

Люди с давних пор изучают геометрию. Знаменитый учёный Платон над дверью своего дома, в котором он занимался со своими учениками велел сделать надпись: «Не обучающийся геометрии пусть не входит в эту дверь».

Геометрию с давних пор считают особенно важной наукой, потому, что она вплотную связана с жизнью. Земельные поля, доска, стол, тетрадь, оконные рамы, двери имеют форму прямоугольника. Чтобы уметь изготовить эти предметы или засеять поле, нужно уметь высчитать необходимые размеры, нужно знать свойства прямоугольника. Как Вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Дети отвечают). Правильно.Тема нашего урока «Прямоугольник».

II. Устный счет.

1. Ребята, сегодня нас приглашают в гости в старый замок, в стране Геометрия король Точка и его дочь принцесса Прямая. Но, чтобы войти в старый замок, нужно разгадать кроссворд короля. (На доска красочно изображены король и принцесса)

  1. Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
  2. Линия, не имеющая ни начала, ни конца.
  3. Что получиться, если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки?
  4. Что можно построить циркулем?
  5. Часть окружности.
  6. Фигура, у которой углы прямые и стороны равны.
  7. Если линия не прямая и ломаная, то она... .
  8. Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности.

Итак, ребята, вы поняли - нас приглашают на карнавал.

На карнавале присутствуют очень важные фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники, круги. И мы их послушаем: Выступают дети с заранее приготовленными стихотворениями. На головах короны с изображением геометрических фигур.

  1. Ты на меня, ты на него

На всех нас посмотри у нас

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три

Три стороны и три угла

И столько же вершин

И трижды трудные дела мы трижды совершим

Все в нашем городе друзья

Дружнее не сыскать

Мы треугольников семья

Нас каждый должен знать!

Узнает очень просто

Меня любой школьник

Я тупо-прямо-остро

Угольный треугольник

Если все углы прямые

А всего угла четыре

Ну а по две стороны

Противоположны и равны

Этот четырёхугольник

Назовём прямоугольник

Не удивляйтесь, если увидите меня, то большим, то маленьким, я по размеру сторон могу быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.

У меня угла четыре

И четыре стороны

Все углы мои прямые

А бока одной длины:

Что же за фигура я,

Отгадайте-ка, друзья! (квадрат)

Я самый ближайший родственник прямоугольнику. Посмотрите, какой у меня вид. Стороны мои все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь-в-точь и наложатся. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Захочу – перегнусь я по любой прямой, идущей с угла на угол, и соседние стороны сольются. Красивее меня на свете фигуры нет! Ребята пишут в тетрадях в клетку, а клетка – это квадрат, то есть – я. Дети на улице играют в квадратики.

Я – круг. Меня можно сравнить с монетой, блином, тарелкой.

У меня есть одна подруга. Знакома всем её наружность.

Она идёт по краю круга

И называется – окружность .

Окружность можно сравнить с (блином), обручем, баранкой, кольцом. Ребята играют в мяч, он похож на меня. А самое главное – ребята любят витамины, они похожи на меня, они – круглые.

3. Слуховой диктант.

Вы узнали знакомые вам фигуры. Карнавал продолжается.

Расположите фигуры в праздничном зале для танца на нашем карнавале. Для этого...

Положите в центр зала

Над кругом

Слева от круга

Справа от круга

В левый верхний угол

В правый верхний

В левый нижний

В правый нижний

Давайте посмотрим, каких фигур будет участвовать в танце больше.

Д.: прямоугольников

У.: Какую форму имеет зал?

Д.: Прямоугольную

  1. Объяснение нового материала

Я вижу вы неслучайно попали в старый замок. Вы знакомы с геометрическими фигурами. Но, чтобы с ними дружить, нужно знать о них гораздо больше. Знать их свойства, уметь находить их среди других фигур.

Посмотрите сюда: На карнавале присутствуют фигуры

Основание

Каким общим словом называются эти фигуры? (четырехугольники)

Почему они так называются? (У них 4 угла)

Четырехугольники бывают разных видов, как вы видите. Какую бы вы выделили фигуру среди них? (Прямоугольник).

Прямоугольник – это такой четырехугольник, у которого все углы прямые.

Если же у прямоугольника все стороны равны, то он называется квадратом. Таким образом всякий квадрат является прямоугольником, но не всякий прямоугольник является квадратом. Точки АВСД называются вершинами. Соединяющие их отрезки – сторонами. Чтобы назвать прямоугольник – последовательно называют его вершины. В прямоугольнике АВСД – AД и BC – основания, АВ, СД – боковые стороны. На доске прямоугольник с буквенным обозначением вершин.

Возьмите прямоугольник у себя на столе. Покажите верхнее основание, нижнее основание, боковые стороны. Дети выбирают прямоугольник из множества других геометрических фигур.

О длинах сторон. Измерить стороны прямоугольника линейкой. Сделать вывод оь равенстве противоположных сторон.

IV. Словарная работа

Чтобы запомнить карнавал и его замечательные фигуры в своих записных книжках, а для нас это справочники: сделаем записи.

Верхнее основание

Б.с. б.с

Нижнее основание

V. Физкультминутка

  1. Король приглашает нас отдохнуть в его королевском саду, где поют птицы, а в пруду плавают рыбы. (Прослушивание звуков природы)
  2. Сделать глубокий вдох, выдох, расправить плечи, выпрямить спину.

VI. Работа с учебником

Открыть стр. 183, рис. 125.

Измерьте основание и боковую сторону.

Основание – 5 см. Основание – 4 см.

Б. сторона – 2 см 5 мм. Б. сторона – 1 см 5 мм.

VII. Работа в тетрадях

Начертить прямоугольник, у которого основание равно 8 см, а боковая сторона – 1 см.

На что похож прямоугольник? (на полоску.)

Прямоугольник может иметь и такой вид.

VIII. Игра «Цена минуты»

В замке старого короля ценят время и дорожат каждой минутой. Король и принцесса предлагают вам поиграть:

Минута пролетает так быстро, что и незаметно. Казалось бы, что за этот срок можно сделать? Но оказывается, что и за минуту можно сделать не так уж мало, если постараться. Предлагаю нарисовать в тетради как можно больше прямоугольников за 1 минуту. Без линейки, прямоугольники размером в две клеточки.

Побеждает тот, у кого больше. Но это всего лишь игра. Пройдут годы, и вы не в игре, а на работе будете стараться выпустить как можно больше продукции (сшить, смастерить). Так, что научитесь ценить минуту и время вообще, это очень важно. В народе говорят: «копейка рубль бережет», ну а из минут складываются часы, дни, недели, годы. А годы – это наша жизнь в целом.

Одна хорошая минута За один день,

Сделала одно хорошее дело За одну неделю,

Десять хороших минут За один месяц,

Сделали десять хороших дел. За один год,

А сколько хороших дел Если занимаешься делом!

Можно сделать

За один час,

IX. Практическое задание.

Изготовление открытки и конверта-оригами из прямоугольника и квадрата

Вот давайте и будем заниматься делом. Что же можно изготовить из прямоугольника и квадрата? Да, очень много. То, что мы изготовим, будем считать подарком короля и принцессы

Король и принцесса предлагают сделать из его фигур поделку. Готовим поделки из бумаги.

Вот такие простые вещи можно изготовить из листа бумаги.

Стул, на котором ты сидишь

Кровать, в которой ты уснёшь

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож.

И этот гвоздь,

И этот дом,

И этот ломтик хлеба.

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что сделано для нас

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час

И мы трудиться будем!

Х. Разгадывание геометрического рисунка. Раскраска.

В этом рисунке король спрятал фигуру, или ещё что-то, мы не знаем. Чтобы покинуть карнавал, мы должны разгадать этот геометрический рисунок.

Раскрасить зелёным цветом

Раскрасить красным цветом

Дети раскрашивают. Если правильно выполнено задание, по центру получается прямоугольник, раскрашенный из мелких треугольников.

Король спрятал прямоугольник.

Вы правильно раскрасили геометрические фигуры и получили разгадку. А это ключ к нашему возвращению. Мы возвращаемся из сказочной страны Геометрии, попрощавшись с королем и его дочерью, принцессой Прямой. Но мы всегда будем помнить о том, что мы там видели и что узнали.

X.Вопросы по теме.

Какая фигура называется прямоугольником?

Как называется прямоугольник у которого основания и боковые стороны равны?

XI. Итог урока. Оценки за урок.


Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий для 5–9-го классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с мультимедийным приложением

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

* * *

Информационные компьютерные технологии на уроках СБО в специальной (коррекционной) школе

Социально-бытовая ориентировка (СБО) относится к предметам специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ. Этому предмету отводится особая роль в развитии восприятий и формирования у детей с задержкой развития представлений об окружающем мире. Известно, что для них характерна замедленная, ограниченная восприимчивость, которая оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. Именно плохие ощущения и восприятия Л. С. Выготский назвал теми первичными симптомами, которые тормозят развитие высших психических процессов, в частности мышления, у детей с ОВЗ.

Повседневный опыт взрослого человека создает иллюзию о том, что новорождённый ребенок умеет видеть и слышать. Однако это заблуждение. Ребенок не умеет видеть и слышать, пока не научится различать формы, цвета, размеры, контуры, сочетания пятен и тонов, пока не научится различать звуки. Новорождённый ребенок учится смотреть и видеть, слушать и слышать, т. е. приучается различать окружающие предметы, синтезировать звуки речи, музыки и т. д. Например, для того, чтобы младенец научился узнавать лицо матери, а затем лица своих близких, в затылочной части коры его головного мозга должны выработаться дифференцировочные условные связи, а затем динамические стереотипы, т. е. системы таких связей. Следовательно, острота зрения и глазомер у ребенка формируется постепенно, только в результате многократных повторений. И. М. Сеченов сказал о том, что в каждом восприятии содержится узнавание. «Это значит, что восприятие лица как лица, яблока как яблока, песни как песни предполагает наличие предшествующего опыта». То, что человек умеет увидеть и услышать, есть результат определенного жизненного опыта.

У нормально развивающегося ребенка процесс накопления фонда условных рефлексов носит стремительный характер, а у детей с пораженной нервной системой эти процессы протекают замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Ощущения и восприятия – первая ступень познания окружающего мира, и она не теряет своей значимости на протяжении всей жизни человека. Следовательно, если у ребенка нарушены процессы восприятия, то все представления об окружающем мире формируются у него с большим трудом.

Замедленность темпа восприятий сочетается у детей с ограниченными умственными способностями со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Например, в одном и том же видимом через окно пейзаже умственно отсталые дети «усматривают» меньше предметов, чем их нормально развивающиеся сверстники. Это дает основание предполагать, что многопредметный участок действительности оказывается для детей с ограниченными умственными способностями малопредметным. Слабость обозрения объясняется особенностями движения. То, что нормальные дети видят сразу, дети с ограниченной умственной способностью – последовательно. Умственно отсталый ребенок, например, при осматривании улицы или какой-либо окрестности меньше видит и меньше замечает, чем его нормально развивающийся сверстник. Нормально развивающийся ребенок в новой местности или непривычной обстановке, обозревая все происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, а ребенок долго не может уловить смысла происходящего. Узость восприятия мешает ему ориентироваться в незнакомой местности или в новой ситуации, и, именно поэтому дети нередко оказываются дезориентированы. Таким образом, бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный опыт общения и самостоятельной деятельности, а самое главное – плохое развитие речи препятствуют формированию той необходимой базы, на основе которой развивается мышление.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что для формирования более четких представ лений об окружающем мире, ребенку необходимы многократные упражнения при рассматривании, прослуши вании, обследовании объектов окружающей действительности. Поэтому, основной задачей предмета СБО является ознакомление детей с ограниченной умственной способностью с окружающим миром, максимальная коррекция недостатков познавательной деятельности, развитие мышления и речи, формирование навыков общения и самостоятельной деятельности.

Использование компьютерных технологий значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, так как позволяет педагогу расширять информационное поле, варьировать подачу учебного материала, разнообразить формы работы, индивидуализировать педагогический процесс и т. д. Применение компьютерных анимационных слайдов в качестве наглядных средств имеет огромное преимущество перед демонстрацией стандартной таблицы. Например, при изучении темы «Лекарственные растения» в 7 классе ранее использовалась таблица, на которой располагалась информация обо всем и сразу: о правилах и сроках сбора, условиях хранения, лекарственных формах и массе сухой травы в разных единицах объема. Зная специфические особенности зрительного восприятия ребенка, становится понятно, что он не сможет самостоятельно выделить главное, избирательно рассмотреть какой-либо объект с помощью данной таблицы.

Следовательно, процесс мышления будет затруднен, и учащийся не усвоит учебный материал.

В отличие от традиционных таблиц, компьютерные технологии позволяют учителю подать информацию в нужный момент, с учетом специфических особенностей зрительного восприятия детей данной категории. Объект может быть показан средним и крупным планом, может быть представлена его деталь для более внимательного рассматривания. Гибкость и вариативность подачи информационного материала способствуют развитию восприятия, внимания, формированию у детей с недоразвитием интеллекта четких представлений об окружающем мире.

С помощью компьютерных технологий учащиеся могут самостоятельно приготовить сообщения по той или иной теме, сопровождая свой рассказ показом слайдов. Такое сопровождение придает детям больше уверенности, развивает память, связную речь, воспитывает у них навыки самостоятельной деятельности, формирует устойчивый интерес к предмету. Например, для активизации мыслительной деятельности и формирования более четкого представления о лекарственных растениях и их применении можно использовать методический прием «исключение предметов», давая задания в игровой форме: «Окажи помощь пострадавшему», «Сформируй домашнюю аптечку», «Подбери средство от простуды», «Определи растение по внешнему виду», и т. д. Эти задания учащиеся могут выполнять само стоятельно на персональных компьютерах, презентационном экране, интерактивной доске. Выполнение подобных заданий развивает у них умение классифицировать, обобщать, делать выводы, при этом учащиеся могут ошибаться и вновь возвращаться на исходную позицию до тех пор, пока задание не будет выполнено правильно. Классификация предметов выявляет работоспособность и устойчивость внимания, так как исключение предметов предъявляет большие требования к логической обоснованности и правильности обобщений. Как показывает опыт экспериментальной деятельности, учащиеся с большим желанием выполняют задания на индивидуальных компьютерах, делают гораздо меньше ошибок, ответственно относятся к подбору анимационных слайдов для своих сообщений.

Как известно, дети с отклонениями в развитии не воспринимают отвлеченные словесные объяснения и особенно нуждаются в наглядной опоре при усвоении учебного материала. Например, при изучении темы «Междугородный железнодорожный транспорт» используется презентация слайдов в виде заочной экскурсии по железнодорожному вокзалу станции Томск-1. На этом уроке учащиеся рассматривают иллюстрации на слайдах, повторяют виды транспорта, распре деляют железнодорожные средства передвижения по назначению. Анимационные слайды помогают формировать у детей четкие зрительные образы, что способствует осмыслению воспринимаемой информации, ее запоминанию. Более эффективные результаты по развитию мышления и представлений об окружающем мире у детей с ограниченной умственной способностью будут в том случае, если учащиеся до виртуальной экскурсии побывают на изучаемом объекте. Тогда предметы становятся узнаваемыми, это вызывает повышенный интерес учащихся, они охотно вступают в диалог, обмениваются мнениями, что способствует развитию мышления и связной речи. Подобные экскурсии можно проводить по авто – и авиавокзалам, по музеям, театрам и другим социально значимым местам. Как показывают результаты исследовательской деятельности, компьютерные технологии способствуют расширению ин фор мационного поля, развитию зрительного восприятия, активизации познавательной сферы, что имеет огромное значение при формировании представлений об окружающем мире у учащихся специальных (коррекционных) учреждений.


ГОУ ЛО "Приморская специальная (коррекционная)общеобразовательнаяшкола - интернат"
Конспект урока по письму
В 3 классе
По теме: «Слова, обозначающие предметы».
Подготовила педагог 3 класса
Ополченцева Е. А.
г. Приморск
2014-2015г.
Тема урока: Слова, обозначающие предметы.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:закрепление умения соотносить вопросы «Кто?», «Что?» со словами, обозначающими название предмета.
Задачи урока:
1. Формировать знания о словах, обозначающих предметы.
2. Закрепить знания об одушевленных и неодушевленных существительных (термины не вводятся).
3.Упражнять в различии слов по вопросам «кто?», «что?».
4.Развивать зрительное восприятие.
5. Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. К нам на урок сегодня пришли гости, давайте повернемся к ним и улыбнемся, подарим им свое хорошее настроение.
-Теперь, повернитесь кдруг другу и тоже улыбнитесь, а теперь все глазки на меня.
-Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем.
Дети тихонечко садятся на свои места.
2.Проверка домашнего задания.
-Ребята, до урока я просмотрела ваши тетрадки и на самоподготовке хорошо выполнили работу, следующие ученики……………
3.Работа в тетрадях.
А) Гимнастика для пальчиков
-Пальцы делают зарядку
Что бы меньше уставать
А потом они в тетрадках
Будут буковки писать.
Б) Запись числа и классной работы в тетрадях.
-Ребята, откройте тетради, отступите от прошлой работы две строчки и запишите число классная работа.
В) Минутка чистописания.
-Ребята, у меня на доске разбросаны буковки.
-…….., прочти эти буквы.
-Какие это буквы?
-Давайте с помощью тропинки соединим эти буквы в слоги и запишем их.
За, ду, ри.
-Молодцы, ребята, давайте на время закроем тетрадочки и отложим их в сторону.
4.Психологический настрой.
-Посмотрите, ребята, какая за окном хорошая погода, нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра и счастья.
-Ой, ребята, а посмотрите, а на нашем уроке наше солнышко без улыбки и без лучиков. Давайте по этапно будем выполнять задания солнышка и получать от него лучики и улыбку за каждое правильное выполненное задание.
5. Введение в тему.
А) Диалог - беседа:
-Это что, …..? Это ножницы.
-Это кто, ….? Это мальчик.
-Это что, …..? Это лес.
-Это кто, …? Это бабочка.
-Спасибо, моим помощникам, садитесь на место. Ребята, какие вопросы я задавала к картинкам?
-К каким словам предметам я задавала вопрос кто?
-К каким словам вопрос что?
-Какие слова предметы живые?
-Какие не живые?
Б)Правило.
-О людях и животных мы спрашиваем – кто это? О других предметах спрашиваем – что это?
- ……, повтори, какие слова отвечают на вопрос Кто? Что?
6.Первичное закрепление.
Интерактивная доска. Игра «Кто? Что?»
-Ваша задача распределить слова в два столбика Кто? Что?
-Откройте свои тетрадочки, отступите одну строчку от прошлой работы, разделите половину листочка на две равные части, как дверцы от шкафчика. У шкафа две дверцы одинаковые, на левой дверце напишите вопрос кто, а на правой дверце запишите вопрос что.
-Выходим по очереди и распределяем слова по столбцам с комментариями, а вы, ребята, записываете слова в тетрадочках.
(проверка посадки)
-Молодцы ребята, проверьте своими глазками, как записал сосед по парте слова, без ошибок? Вы получаете первый лучик, последний ученик прикрепляет к солнышку лучик.
7. Физкультминутка для глаз.
8.Работа с учебником.
-Откройте учебник, где у вас закладка, на стр 143.
Давайте, еще раз рассмотрим слова и определим к ним вопрос.
Прочитайте правило на стр 144.
-Умнички, вы получаете еще один лучик, …., прикрепи его к солнышку.
9. «Игра с солнышком»
-Ребятки, солнышко приготовило для вас карточки, а что бы их получить, я каждой парте буду говорить слово, а вы отвечаете мне вопросом кто или что и комментируете, почему выбрали этот вопрос:
Кот, мяч, Маша, рыба, лопата, Саша.
-Каждая парта получила свои карточки и выполняют задания у себя в тетрадочках (контроль посадки) Один ученик у доски записывает предложение и над словами предметами ставим вопрос кто или что.
Остальные предложения выполняем самостоятельно.
-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали и вы получаете еще один лучик для солнышка. …., прикрепи к солнышку.
10. Итог урока.
-Посмотрите, ребята, у нашего солнышка появились все лучики и оно улыбается, дарит нам свою улыбку и согревает нас своими лучиками, солнышко говорит вам спасибо и дарит вам небольшие эмблемки «солнышко» с правилом.
-Понравился ли вам урок?
-Что нового узнали?
-Ваше домашнее задание будет выучить правило и записать семь словарных слов и подписать над ними вопросы кто или что.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
…, повтори домашнее задание. Что вам нужно сделать на самоподготовке?
-А теперь приготовьтесь к следующему уроку повернитесь к гостям и пожелайте дальнейшего хорошего настроения своими улыбками.
-Следите за посадкой: спинка ровненькая, тетрадочка наклонена.
З а д у р и
Гласные и согласные
На доске.
На доске появляется солнышко, без лучиков и с грустным личиком.
Ребята выходят к доске и получают картинки и держат их перед собой: лес, бабочка, мальчик, ножницы.
Кто? Что?
Мальчик, бабочка.
Лес, ножницы.
Мальчик, бабочка. (эти слова прикрепляются к доске к вопросам Кто? Что? (правило))Лес, ножницы.
Слайд №1
Слайд №2