Тайная миссия крейсера «Эдинбург. В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга» Эдинбург корабль

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст» ), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .

Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии .

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны ), частично - «обратный ленд-лиз »: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. [ ] 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ HMS Edinburgh Fire demonstration

Субтитры

История постройки

В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей, особенно нуждалась в кораблях такого класса.

Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании, установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15, «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн, и вооружённые артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:

  • a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
  • b) с артиллерией калибром менее 6,1 дюйма (155 мм)»

Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146 800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192 200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.

Конструкция и характеристики

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций). 30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман ». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск. Второй мировой войны в Баренцевом море . Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута . Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна. На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.


В 2007 году охотники за сокровищами нашли старинный галеон с грузом золотых и серебряных монет, крупнейший в истории человечества подводный клад. Координаты и даже название корабля хранятся в секрете. Тайна, которой окутана эта находка уже породила массу предположений. Возможно, на ее разгадку уйдут годы, как это было с одной из удивительных тайн XX века - золотом Сталина, частью золотого запаса Советского Союза, которое бесследно исчезло по пути в Англию.

Ключ к разгадке исчезновения был надежно скрыт на недосягаемой глубине еще в начале войны, но охота за легендарным золотым кораблем с этого только началась.

26 апреля 1942 года тревожный сигнал разбудил команду британского крейсера «HMS Edinburg », стоящего в Мурманском порту за 15 минут до полуночи. Выскочившие на палубу матросы увидели, что причал блокирован солдатами в форме НКВД. Вплоть до выхода в море команде уже не позволяли сойти на берег. В Мурманск прибыл, сопровождая очередной конвой с грузами по лендлизу, но на обратном пути ему предстояло выполнить особую миссию, о которой никто не догадывался даже члены его экипажа. Поднятые по тревоге английские матросы стали поднимать на борт небольшие, но очень тяжелые ящики. Но завесу тайны приоткрыла случайность - один из ящиков упал на палубу, и оттуда выпали золотые слитки.

Секретность отправки золота была главным условием Сталина. Военные поставки из США и Великобритании в глазах мировой общественности должны были выглядеть бескорыстной помощью союзников. Ни к чему афишировать, то, что СССР расплачивается за танки и самолеты золотом наивысшей пробы. Впрочем, режим чрезвычайной секретности был важен и для британцев, ведь им предстояло провести через враждебные воды один из крупнейших золотых караванов в истории мореплавания. На борту крейсера «Эдинбург » находилось 465 золотых слитков общим весом 5 тонн. С таким количеством можно сравнить только легендарные галеоны испанцев, вывозившие из Америки награбленную добычу. Но информация о золоте Сталина так была упрятана в архивах, что даже самый знаменитый охотник за сокровищами Мел Фишер считал ее мифом. Груз крейсера стоил более 100 миллионов долларов США.

крейсер «HMS Edinburg»



Под пристальным взглядом офицеров НКВД золотые слитки из разбитого ящика быстро собрали. По правилам погрузку следовало бы прекратить, но отправлять золото с другим кораблем, было равносильно вовлечения в секретную операцию еще больше людей.

Но приняли решение придерживаться первоначального плана. Золото повезет крейсер «Эдинбург ». Возможно, это решение стало первым в той роковой цепочке событий, которые впоследствии приведут к драматическому финалу.

По неизвестной причине корабль еще сутки простоял у причала и только затем начал движение за караваном транспортных судов. Однако вдруг происходит нечто странное - обогнав надежно охраняемый тихоходный караван, крейсер с золотом оторвался от конвоя почти на 50 миль. Как позже заявил командир корабля, это было сделано в целях безопасности. По версии британцев расчет строился на том, что одиночный боевой корабль не заинтересует охотников, которые караулили транспорты. Но расчет не оправдался. В данном районе вела патрулирование немецкая подлодка. Заметив , командир классифицировал его как корабль конвоя и торпедировал его. Первая же торпеда вывела из строя машинное отделение, центр связи, генераторы и системы главного калибра. Вторая, взорвавшись в корме, лишила крейсер руля и двух винтов. Набитый золотом крейсер «HMS Edinburg » стал беспомощной мишенью. Невероятно, но первым на помощь к крейсеру с золотом, несмотря на близость британской эскадры, подошел советский военный корабль. Он взял на буксир тонущий крейсер, и через трое суток в Москву ушла шифровка о том, что британский крейсер спасти не удалось. Почему? На этот вопрос я отвечу чуть позже, но пока скажу, что в секретной шифровке было написано: «Крейсер «Эдинбург» затонул в 100 километрах севернее Мурманска, а находящийся на борту специальный груз спасти не удалось». С этого момента всё связанное с крейсером было строго засекречено. В Советском Союзе и Англии считали, что золото Сталина исчезло навсегда, но где именно на дне морском или раньше, когда крейсер был еще на плаву.

Ценный груз был на 2/3 застрахован в ИНГОССТРАХ и на 1/3 в Бюро страхования военных рисков Ее величества. Страховку выплатили, а 2/3 пропавшего золота теперь принадлежало ИНГОССТРАХ. Если груз был на дне, то на поиски и подъем требовалось разрешение новых владельцев. Разумеется, все понимали, что речь идет о согласии Кремля. И вот после смерти Сталина британцы неожиданно предложили заняться сообща поисками золотых слитков. В Москве были удивлены этим обращением. Советские спецслужбы предполагали и не без оснований, что золото британцы спасли и тайно переправили его в Англию, но напрашивался очевидный ответ, золото может только приманка, на которую британские спецслужбы ловят СССР, ведь ключ к разгадке тайны крейсера «Эдинбург » лежит на глубине 250 м.

В середине 50-х годов считалось, что для водолазов такие глубины недоступны, по крайней мере, на западе такой техники не было, а в Советском Союзе разработки по глубоководному погружению изначально вели военные. Именно в 1956 году, когда британцы вдруг заинтересовались судьбой сталинского золота, трое советских водолазов впервые в мире спустились на 300 метров. Информация об этом долгие годы скрывалась под грифом «секретно». Возможно, британская разведка что-то знала об успехах глубоководного погружения союза.

Пять тонн золота якобы оставшееся на борту британского крейсера было хорошей наживкой для британских спецопераций. Малоизвестная британская фирма, которая обратилась с предложением найти золото «Эдинбурга » технически не могла опустить водолазов на такую глубину и Москва решила, что кладоискателей используют втемную. Ради такого «улова» как золото Сталина охотники за сокровищами на всё готовы, но что особенно настораживало, ни один из известных кладоискателей о золоте Сталина даже не помышлял. Даже великий Мэл Фишер. Когда впервые британцы заговорили о золотом крейсере, Фишер всю свою баснословную добычу предпочел вложить в охоту за другим мифом, испанским галеоном « ». Но если золото Сталина все-таки осталось на борту крейсера, то его стоимость могла измеряться сотнями миллионов долларов. Кладоискателям было за что бороться.

История каравана, с которым шел крейсер «HMS Edinburg » в общем, была известна из мемуаров и сообщений из мировой печати, но вот где и как именно затонул корабль, оставалось тайной. Охотники за золотом начали с того, что восстановили этот морской бой. Все до мельчайших деталей. Выяснилось следующее, что почти сутки два советских тащили на буксире подбитый крейсер с золотом . Но ранним утром неожиданно бросили корабль, и ушли на военно-морскую базу. Истинные мотивы возвращения в Мурманск советских боевых кораблей до сих пор остаются загадкой. Во всех документах значится только официальная версия дозаправка.

Некоторые британские источники даже выдвинули встречные обвинения, русские специально бросили подбитый «Эдинбург » на растерзание немцам, предварительно забрав все золото.

В Лондоне были допрошены все моряки крейсера «HMS Edinburg » ведь в момент буксировки команда находилась еще на борту. Все подтвердили, что русские на крейсер не высаживались и золото не перегружали. Теперь на вопрос, где золото с достоверной точностью уже ответить никто не может. Если с русских моряков подозрения были сняты, то с британцами история выглядела куда более темной. В Москве рассуждали так, если нашлось время перевести команду на другие , то почему заодно не забрать и золото. И ситуация вполне позволяла, но если золота на дне нет, то, что там искать британцам. Скорее всего, их интересовало - могут ли советские военные водолазы работать на такой глубине. Стоило только понять, что на техническое участие русских рассчитывать не приходиться, как для англичан операция теряет смысл. Найти и собрать рассыпанное на огромной глубине золото считалось технически невозможным, если золото все еще было на дне, в чем советское правительство очень сильно сомневалось. Но прошло два десятка лет и на Лубянку поступает очень любопытный документ. Некий безработный водолаз из Шотландии по имени Кейт Джесоб попросил советское правительство разрешить ему поработать в советских военных архивах. Его интересовала история гибели крейсера «Эдинбург ». На Лубянке никто не сомневался о том, что британские спецслужбы затеяли новую операцию со старой приманкой.

Технология глубоководных погружений уже не была секретом. Возможно, на этот раз интерес вызвало само место гибели крейсера, ведь это район базирование стратегического подводного флота СССР. Но для начала решили выяснить кто такой Кейт Джесоб. И знакомство с этим человеком заставило призадуматься советские службы. Британец был либо супер шпион, либо парня использовали втемную. Джесоб начал с того, что отправился в архив изучать судовые журналы и координаты погибших кораблей королевского флота. Доступ в специальный архив британского Адмиралтейства безработный водолаз получил с подозрительной легкостью. В Москве это восприняли как доказательство участия британских спецслужб, а то, что золота на затонувшем крейсере нет, не сомневался почти никто.

Вскоре так же выяснилось, что проектом курирует военное ведомство. И Москва решила вступить в предложенную игру. Британцам дали понять, что Советский Союз готов поддержать идею поисков, но сомневается в ее целесообразности из-за дороговизны, но ответ из Лондона пришел незамедлительно, и он только утвердил подозрения, что безработный водолаз не так прост как хочет казаться. Джесоб заявил, что совершенно случайно нашел спонсора, который готов хоть завтра дать 10 миллионов долларов и специальное судно в придачу. Поистине ни одному искателю сокровищ не удавалось с такой легкостью прокладывать себе дорогу.

Итак, в Лондон отправилась делегация советских сотрудников с особой миссией, чтобы прощупать англичан. Британцы подготовились на совесть. Предоставленные архивные документы по крейсеру и даже проект договоров о разделе добычи выглядели убедительно. Что впрочем, для хорошо подготовленной операции вполне ожидаемо. То, что ко всему этому британские спецслужбы имели непосредственное отношение, стало понятно сразу. Наружное наблюдение за советскими представителями велось почти открыто. В гостиничных номерах кто-то постоянно рылся в личных вещах. Самый большой интерес у советских сотрудников, конечно же, вызвал безработный водолаз. Был ли он тем, кого за себя выдавал. На нем и было решено сосредоточить основное внимание. Однако подобраться к нему было непросто. Он никогда не появлялся в одиночестве, рядом всегда был кто-нибудь, чьи цепкие глаза и особая сноровка выдавали сотрудников спецслужб. На Лубянке решили, что московские гости должны устроить для британцев праздничный банкет и позвать на него всех, в том числе и Джесоба. Операция была разыграна как по нотам. На какой-то момент британцы потеряли бдительность, и Кейт Джесоб сразу же оказался в соседней комнате со стаканом водки в одной руке и большой деревянной ложкой, с которой сползала черная икра, в другой.

Нагрузившись икры, он рассказал все, что знал о гибели крейсера, а главное выложил координаты его затопления. Было ясно, что он истинно мечтает найти золото Сталина. Впрочем, из этого разговора стало понятно и другое. У британских спецслужб есть в этом деле и свой интерес не связанный с крейсером «Эдинбург». Когда обо всем доложили в Москву, было решено продолжить игру. Логика принятия такого решения проста золото золотом, но если британцы готовят какую-то разведывательную операцию, то пусть лучше она будет проводиться под нашим контролем. За всю историю своего существования Советский Союз решил ввязаться в охоту за сокровищами во второй раз. Первый раз охота была за золотом затонувшего парохода получивший таинственное название « », на котором находилась жалование казны британской короны.

Чтобы проникнуть на затонувший «Эдинбург », который много лет пролежал на морском дне, предстояло тщательно изучить положение внутренних помещений. Ведь на глубине в 250 метров водолазам придется ориентироваться практически на ощупь. Было очевидно одними чертежами не обойтись, слишком большой риск. Водолазы один за другим стали отказываться от участия в экспедиции. Но здесь вновь сыграли свою роль таинственные люди из военного ведомства. Они будто повиновению волшебной палочки организовали водолазам Джесоба учения на однотипным корабле «Белфаст», который находится на вечной стоянке на реке Темза. Проблема была решена, а этот факт еще больше убедил советское правительство в том, что готовится серьезная разведывательная операция. Водолазы тренировались с завязанными глазами, но одно было невозможно отработать на тренировках - боевой корабль полвека пролежал на огромной глубине со снарядами набитыми в трюме, так что малейшая случайность могла обернуться мощнейшим взрывом.

специальное исследовательское судно «Stephaniturm»


Итак, осенью 1981 года специальные судно «Stephaniturm » отправилось к российским берегам Баренцева моря, имея на борту разношерстную по своему составу советско-британскую команду. Перед самой отправкой советские представители получили инструктаж на тот случай если золото будет найдено, впрочем, главная забота была о том ради чего, по мнению КГБ британцы затеяли всю эту операцию. На Лубянке были уверены, что поиски золота всего лишь прикрытие для проведения шпионской, а может и диверсионной операции. Перед вылетом из Москвы советских разведчиков пригласили в ЦК, где им напомнили, что главная задача контролировать ситуацию и регулярно докладывать о ходе работ, а также помнить о том, что близ района операции находится база подводных лодок, поэтому пресекать любую активность, не имеющую отношения к цели экспедиции.

Судно медленно приближалось к точке, где мог находиться затопленный корабль. Эхолоты прощупывали дно, но ничего похожего на корпус британского крейсера обнаружено не было. Шли томительные часы ожидания. Корабль менял курс, тщательно прочесывая пустынные просторы морского дна. Только спустя сутки на экране появилась долгожданная картинка. После детального изучения данных стало понятно, что это крейсер «Эдинбург ». Экспедиция была у цели, но если там золото. Первое погружение принесло разочарование. На борт корабля было невозможно проникнуть из-за многочисленных завалов обломками. Поэтому экспедиция единогласно приняла решение прорезать борт в районе предположительного расположения золота и проникнуть внутрь. Несколько суток группа водолазов жила в крошечных барокамерах, а к затонувшему кораблю спускались в специальном колоколе. Температура воды достигала +3 градуса по Цельсию. Перемещаться приходилось в узких коридорах между сорвавшихся со своих мест механизмов, в кромешной тьме, пытаясь нащупать ящики с золотом. С корабля с помощью мониторов наблюдала другая часть искателей за сокровищами. Порой агенты даже забывали о шпионских играх, слишком напряженная ситуация складывалась внизу на дне у затонувшего корабля. Водолазы в буквальном смысле работали на пороховой бочке. Время стремительно уходило. Осенняя погода в Баренцевом море оставляла все меньше шансов наудачу. Начались частые шторма. За все время поисков удалось поднять только один ящик, и тот оказался полон снарядов. Ни малейших намеков на золото. Надежда исчезла. И вдруг на 11 день экспедиции один из водолазов нашел слиток. От потрясения он чуть не потерял сознание. К мониторам сбежалась вся команда. Восторг был неописуемым. Первый слиток вся команда по очереди подержала в руках, но по праву он принадлежал Кейту Джесобу.

Вскоре за первую смену на поверхность были подняты золотые слитки на сумму 4 миллиона фунтов стерлингов. Золото выкладывали прямо на палубу, отмывали и пересчитывали. Затем под сокровища отвели специальное помещение, которое вскоре стало золотой от пола до потолка. Работы останавливались только, когда волнение моря достигало до 6-7 баллов. Все позабыли об усталости.

После того как были подняты 432 золотых слитка работы приостановили из-за непогоды. Последующие спуски были сопряжены с риском. По подсчетам на затонувшем корабле осталось не более пятидесяти штук.

Золото Сталина возвращалась в Мурманск в сопровождении конвоя. Затраты охотников за сокровищами окупились сполна. Водолазов и экипаж ждала слава и заслуженный отдых, однако советским представителям в эти дни было совсем не до отдыха. Они хорошо понимали, что эта экспедиция, несмотря на найденное золото, слишком хорошее прикрытие для проведения разведывательной или диверсионной операции, ведь зачем-то британским правительством в команду искателей за сокровищами были введены агенты, которые все время прятались по каютам. Советские агенты чувствовали, что что-то должно было произойти, и не ошиблись. Ночью на подходе к Мурманску судно неожиданно замедлило ход. Стихший шум двигателя встревожил одного из советских агентов. Он заподозрил неладное и стремительно помчался на ходовой мостик. Остановить судно могло только чрезвычайное обстоятельство, но в рубке кроме рулевого находился сам капитан. Как выяснилось, капитан выполнил просьбу одного из британских представителей. В это время британец готовил к спуску на воду какое-то устройство, состоящее из плавучего настила и ящика с проводами. Британец замешкался, принимая решение. Выход у него был один, чтобы не поднимать шума, нужно было избавиться от свидетелей. Это понял и советский агент Мелодинский. Он бросился в рубку, чтобы рассказать об этом коллегам и не дать довести эксперимент да конца. Главная трудность заключалась в том, что советские люди находились на британском судне, и у Мелодинского была одна надежда на то, что британцы побоятся огласки.

Специалистам было понятно в чем заключался ночной эксперимент со взрывчаткой. Именно в этот момент судно проходило через зону противолодочной обороны СССР, одного из самых укрепленных рубежей Советского Союза. Северная база подводных лодок служила стратегическим щитом холодной войны, и подводный взрыв в зоне контроля может привести систему в действие. Если точно скоординировать место и время действия британского экспериментатора с работой системы наблюдения можно зафиксировать в момент взрыва всю оборонительную схему. В масштабах глобального противостояние СССР и Запада 2,5 миллиона фунтов стерлингов потраченных на экспедицию небольшая плата за такие бесценные сведения.

После поднятого шума таинственную аппаратуру заперли вместе экспериментатором в каюте. Доступ туда был закрыт даже во время стоянки в мурманском порту - корабль оставался территорией Великобритании. Информация о ночном инциденте до сих пор засекречена. Тайного агента встретили в порту несколько человек в штатском. Он спустился с борта вместе со своими контейнерами и большие о нем никто из участников экспедиции не слышал.

Первую остановку исследовательское судно «Stephaniturm » сделало порту Мурманск. Каждый слиток тщательно взвешивали, проверяя соответствие с записям в журнале регистрации подводных работ. Все сошлось. Советскую долю, а это 1/3 груза опечатали в специальном контейнере. Почти без затрат, не считая командировочных для двух человек Советский Союз получил порядка 40 миллионов долларов золота. Сама экспедиция обошлась организатором в 2,5 миллиона, между ними и был поделен остаток добычи. Доля Великобритании составила 2/3 поднятых золотых слитков, а Кейт Джесоб получил 1/10 от 10 миллионов долларов.

И всего несколько слитков по-прежнему лежат в трюмах крейсера «Эдинбург » под слоем ила и застывшего мазута среди неразорвавшихся снарядов и торпед Второй мировой войны.

Более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, был поднят с борта затонувшего военного корабля.
Легкий крейсер «Эдинбург» был современным кораблем, принятым в состав британского флота лишь в июне 1939 года

Секретный груз в счет оплаты по ленд-лизу

Между тем более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, действительно был поднят с борта затонувшего военного корабля.
В начале Великой Отечественной войны северные морские конвои в рамках поставок по ленд-лизу везли в Мурманск из Великобритании военную технику, оружие и другие грузы, необходимые СССР. Не все знают, что был и «обратный ленд-лиз»: из Советского Союза везли ценное сырье и золото в счет оплаты военных поставок.
28 апреля 1942 года вместе с конвоем QP-11 из Мурманска в Англию вышел британский лёгкий крейсер «Эдинбург». Только старшие офицеры крейсера знали о специальном грузе, принятом на борт в Мурманске: 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота общим весом в 5536 кг.
30 апреля 1942 года «Эдинбург», несколько оторвавшийся от судов каравана, был атакован немецкой подводной лодкой U-456. Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву.

Командир «Эдинбурга» кэптен Хью Фолкнер и командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике крейсера, апрель 1942 года

Снимок сделан со стороны кормы «Эдинбурга», поврежденной торпедой. Виден масштаб повреждений.

Палуба «Эдинбурга» после попадания торпеды с U 456 в буквальном смысле встала на дыбы.

Затопить, чтобы не достался врагу



Корабль находился в 187 милях от Мурманска. После того как подошли два британских эсминца, было принято решение попытаться вернуться в советский порт. Однако вскоре появились немецкие эсминцы, намеревавшиеся добить «Эдинбург».
В завязавшемся бою был потоплен немецкий эсминец «Герман Шеман». Но «Эдинбург», получивший новые повреждения, окончательно потерял ход. По приказу британского командования экипаж судна перешел на другие корабли, а сам крейсер был расстрелян английскими эсминцами и пошел на дно. Такое решение было принято для того, чтобы ценный груз не достался гитлеровцам.
Золото на борту «Эдинбурга» было застраховано: на 2/3 - в Госстрахе СССР, на 1/3 - в английском Комитете по страхованию военных рисков.
В годы войны и первые послевоенные десятилетия технологий для подъема золота с борта «Эдинбурга» не существовало. Но о золотом грузе стало широко известно, и крейсер оставался в числе потенциальных целей кладоискателей.

Тральщик «Харриер» снимает команду с крейсера. Заметен крен «Эдинбурга» на левый борт.

Британский эсминец «Форсайт» - «убийца поневоле». Именно его торпеда отправила на дно «Эдинбург», положение которого было сочтено безнадежным.

Командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике «Эдинбурга».
После потопления крейсера Бонэм-Картер перенес свой флаг на крейсер «Тринидад», и вскоре тот тоже был потоплен. Этот момент был сразу подмечен суеверными моряками, которые с черным юмором стали называть спасательные жилеты «бонэмами».

Договор с мистером Джессопом

Сложность заключалась в том, что желающим поднять груз необходимо было договариваться и с правительством СССР, и с правительством Великобритании, ведь, помимо всего прочего, место гибели «Эдинбурга» было объявлено воинским захоронением: на его борту остались 57 погибших британских моряков.
В 1979 году британский дайвер и искатель приключений Кейт Джессоп провел экспедицию с целью более точного определения места гибели судна. Джессоп до этого не занимался подводным кладоискательством, но собрал почти всю доступную информацию по «Эдинбургу» и был убежден, что сумеет поднять ценный груз.
Кейт Джессоп был человеком коммуникабельным, открытым и добродушным. Ему удалось расположить к себе членов советской делегации, прибывшей в Великобританию на переговоры. Москва получила доклад: Джессоп не авантюрист и не шпион, с ним можно работать.
В апреле 1981 года представители СССР и Великобритании заключили договор с частной фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Все расходы на операцию ложились на Кейта Джессопа и его компаньонов. В случае успеха команда кладоискателя получала 45 процентов поднятого золота. Остальные 55 процентов делились между СССР и Великобританией: 2/3 - Москве, 1/3 - Лондону. Такая пропорция основывалась на размере страховых выплат сторон.

«Я нашел его! Я нашел золото!»



Работы начались 9 мая 1981 года. Спустя пять дней спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер на глубине 250 м. Он лежал на дне на левом борту. После установления точного местонахождения «Эдинбурга» началась подготовка к операции по подъему золота.
В августе 1981 года в район работ отправилось судно «Стефанитурм», оснащенное оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров.

Опытнейшие водолазы, привлеченные к операции, жили в специальных барокамерах в трюме и опускались к крейсеру попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии.
Операция шла трудно. Сначала выяснилось, что попасть внутрь судна через пробоины в борту не получится: это оказалось слишком опасно для водолазов. Пришлось вырезать специальное отверстие в корпусе. Затем еще десять дней ушло на расчистку завалов на пути к артиллерийскому погребу, где должны были находиться ящики с золотом.
Время шло, люди все больше уставали, а результата не было. Но однажды двадцатисемилетний водолаз из Зимбабве Джон Россье прокричал в микрофон: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поверхность был поднят первый драгоценный слиток.

Кейт Джессоп с найденным золотом.

Большой куш



Члены экспедиции по подъему сокровищ «Эдинбурга» позируют с золотыми слитками после успешного завершения работ.
Из слоев ила и мазута на ощупь стали доставать один слиток за другим. За последующие 19 дней с борта «Эдинбурга» был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.
5 октября 1981 года работы были приостановлены. Окончательно испортилась погода, а водолазы, несмотря на энтузиазм, смертельно устали. Кейт Джессоп рассудил, что рисковать дальше нет смысла. Через четыре дня судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.
Это была мировая сенсация. Команде Джессопа удалось осуществить самую успешную операцию в истории подводного кладоискательства. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, «потянуло» на 81 миллион долларов. 35 миллионов долларов было выплачено фирме Кейта Джессопа.

Уникальный экспонат



Так выглядело золото «Эдинбурга», поднятое на поверхность через 40 лет после гибели корабля.
Кладоискатель намеревался вернуться за оставшимися слитками через год. Однако вскоре британец решил переключиться на поиск затонувших испанских галеонов в Карибском море.
Контракт на дальнейшие работы был передан английской компании «Уорлтон-Уильямс». Существовала информация о том, что на «Эдинбурге» могли везти не 5, а 10 тонн золота. Впрочем, и 34 слитка золота, которые не подняли водолазы Кейта Джессопа, тоже стоили того, чтобы организовывать новую операцию.
В конечном счете экспедиция к «Эдинбургу» была проведена осенью 1986 года. Слухи о еще пяти тоннах золота не подтвердились. Добычей водолазов стали 29 слитков общим весом 345,3 кг. Найти еще пять слитков оказалось невозможным. Они так и остались где-то на дне Баренцева моря.
Один из слитков, доставшихся Советскому Союзу, сейчас находится в экспозиции Алмазного фонда России, напоминая об этой уникальной истории.

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны. Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии.

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик).
Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Основные характеристики:

Длина 190,17 м наибольшая, 187,88 м по ватерлинии, 179,65 м между перпендикулярами.
Ширина 19,32 м.
Двигатели 4 турбозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа.
Мощность 82 500 л. с. (60 МВт) - проектная.
Скорость хода 32,5 узла при стандартном водоизмещении, 31 узел - при полном водоизмещении.
Дальность плавания 10 100 морских миль на скорости 12 узлов.
Экипаж 730 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50 орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 102-мм/45 Mk-XIX, 2 × 8 - 40-мм «пом-помов».
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата TR-4.

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций).
30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт.
В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск.

Золото, находившееся на борту «Эдинбурга», было застраховано в Госстрахе СССР. 1/3 золота была перестрахована английским Комитетом по страхованию военных рисков.

Поднятие золота с крейсера «Эдинбург»

Идея поднятия золота с затонувшего крейсера возникла сразу же как только появились технические возможности осуществления этой операции.

Попытки поднятия золота осуществлялись неоднократно.

Норвежская фирма «Столт-Нилсен Редери» обращалась 1979 г в советское посольство с уведомлением о поиске судов, пропавших во время Второй мировой войны в Баренцевом море.

Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Позднее в 1981 году было достигнуто соглашение и подписан трёхсторонний контракт по поиску и подъёму затонувшего золота. Сторонами по контракту выступали Министерство торговли Великобритании, Министерство финансов СССР и британская компания «Джессон Марин Рикавериз», которая должна была осуществлять операцию по поиску и подъёму золота.
Подготовка к операции по подъёму золота проводилась также на борту аналогичного «Эдинбургу» крейсера «Белфаст», стоящего на Темзе в Лондоне, напротив Тауэра.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту.
Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута. Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна.
На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.


Громкая сенсация, грянувшая в Южной Корее в связи с обнаружением затонувшего русского крейсера «Дмитрий Донской», на борту которого якобы находится груз золота стоимостью в 135 миллиардов долларов, судя по всему, завершится ничем. Российские эксперты, занимающиеся историей отечественного военно-морского флота, сходятся во мнении, что «золотой груз» «Дмитрия Донского» — это миф, который не имеет под собой оснований.

Между тем более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, действительно был поднят с борта затонувшего военного корабля.

Секретный груз в счет оплаты по ленд-лизу

В начале Великой Отечественной войны северные морские конвои в рамках поставок по ленд-лизу везли в Мурманск из Великобритании военную технику, оружие и другие грузы, необходимые СССР. Не все знают, что был и «обратный ленд-лиз»: из Советского Союза везли ценное сырье и золото в счет оплаты военных поставок.

28 апреля 1942 года вместе с конвоем QP-11 из Мурманска в Англию вышел британский лёгкий крейсер «Эдинбург». Только старшие офицеры крейсера знали о специальном грузе, принятом на борт в Мурманске: 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота общим весом в 5536 кг.

30 апреля 1942 года «Эдинбург», несколько оторвавшийся от судов каравана, был атакован немецкой подводной лодкой U-456. Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая — в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву.

Затопить, чтобы не достался врагу

Корабль находился в 187 милях от Мурманска. После того как подошли два британских эсминца, было принято решение попытаться вернуться в советский порт. Однако вскоре появились немецкие эсминцы, намеревавшиеся добить «Эдинбург».

В завязавшемся бою был потоплен немецкий эсминец «Герман Шеман». Но «Эдинбург», получивший новые повреждения, окончательно потерял ход. По приказу британского командования экипаж судна перешел на другие корабли, а сам крейсер был расстрелян английскими эсминцами и пошел на дно. Такое решение было принято для того, чтобы ценный груз не достался гитлеровцам.

Золото на борту «Эдинбурга» было застраховано: на 2/3 — в Госстрахе СССР, на 1/3 — в английском Комитете по страхованию военных рисков.

В годы войны и первые послевоенные десятилетия технологий для подъема золота с борта «Эдинбурга» не существовало. Но о золотом грузе стало широко известно, и крейсер оставался в числе потенциальных целей кладоискателей.

Договор с мистером Джессопом

Сложность заключалась в том, что желающим поднять груз необходимо было договариваться и с правительством СССР, и с правительством Великобритании, ведь, помимо всего прочего, место гибели «Эдинбурга» было объявлено воинским захоронением: на его борту остались 57 погибших британских моряков.

В 1979 году британский дайвер и искатель приключений Кейт Джессоп провел экспедицию с целью более точного определения места гибели судна. Джессоп до этого не занимался подводным кладоискательством, но собрал почти всю доступную информацию по «Эдинбургу» и был убежден, что сумеет поднять ценный груз.

Кейт Джессоп был человеком коммуникабельным, открытым и добродушным. Ему удалось расположить к себе членов советской делегации, прибывшей в Великобританию на переговоры. Москва получила доклад: Джессоп не авантюрист и не шпион, с ним можно работать.

В апреле 1981 года представители СССР и Великобритании заключили договор с частной фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Все расходы на операцию ложились на Кейта Джессопа и его компаньонов. В случае успеха команда кладоискателя получала 45 процентов поднятого золота. Остальные 55 процентов делились между СССР и Великобританией: 2/3 — Москве, 1/3 — Лондону. Такая пропорция основывалась на размере страховых выплат сторон.

«Я нашел его! Я нашел золото!»

Работы начались 9 мая 1981 года. Спустя пять дней спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер на глубине 250 м. Он лежал на дне на левом борту. После установления точного местонахождения «Эдинбурга» началась подготовка к операции по подъему золота.

В августе 1981 года в район работ отправилось судно «Стефанитурм», оснащенное оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров.

Опытнейшие водолазы, привлеченные к операции, жили в специальных барокамерах в трюме и опускались к крейсеру попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии.

Операция шла трудно. Сначала выяснилось, что попасть внутрь судна через пробоины в борту не получится: это оказалось слишком опасно для водолазов. Пришлось вырезать специальное отверстие в корпусе. Затем еще десять дней ушло на расчистку завалов на пути к артиллерийскому погребу, где должны были находиться ящики с золотом.

Время шло, люди все больше уставали, а результата не было. Но однажды двадцатисемилетний водолаз из Зимбабве Джон Россье прокричал в микрофон: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поверхность был поднят первый драгоценный слиток.

Большой куш

Из слоев ила и мазута на ощупь стали доставать один слиток за другим. За последующие 19 дней с борта «Эдинбурга» был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.

5 октября 1981 года работы были приостановлены. Окончательно испортилась погода, а водолазы, несмотря на энтузиазм, смертельно устали. Кейт Джессоп рассудил, что рисковать дальше нет смысла. Через четыре дня судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Это была мировая сенсация. Команде Джессопа удалось осуществить самую успешную операцию в истории подводного кладоискательства. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, «потянуло» на 81 миллион долларов. 35 миллионов долларов было выплачено фирме Кейта Джессопа.

Уникальный экспонат

Кладоискатель намеревался вернуться за оставшимися слитками через год. Однако вскоре британец решил переключиться на поиск затонувших испанских галеонов в Карибском море.

Контракт на дальнейшие работы был передан английской компании «Уорлтон-Уильямс». Существовала информация о том, что на «Эдинбурге» могли везти не 5, а 10 тонн золота. Впрочем, и 34 слитка золота, которые не подняли водолазы Кейта Джессопа, тоже стоили того, чтобы организовывать новую операцию.

В конечном счете экспедиция к «Эдинбургу» была проведена осенью 1986 года. Слухи о еще пяти тоннах золота не подтвердились. Добычей водолазов стали 29 слитков общим весом 345,3 кг. Найти еще пять слитков оказалось невозможным. Они так и остались где-то на дне Баренцева моря.

Один из слитков, доставшихся Советскому Союзу, сейчас находится в экспозиции Алмазного фонда России, напоминая об этой уникальной истории.