Открытое письмо Патриарху Кириллу - KALAKAZO. Как написать письмо патриарху

Патриарх – высший чин церковной иерархии, предстоятель Русской Православной Церкви. Посему, обращаясь к нему, как в устной, так и в письменной форме, следует соблюдать общепринятые догматические правила.

Инструкция

Прежде чем приступить к написанию письма Патриарху , нужно чётко представить себе предмет вашего к нему обращения. Вы должны понимать, что церковный первоиерарх ежедневно несёт множество забот о судьбах церкви, поэтому тема вашего письма должны быть действительно важной. Убедитесь, что со своим вопросом вы не можете обратиться к представителям духовенства низших чинов, например, к местному епискому или митрополиту.

Начать письмо следует со следующего обращения к Патриарху (указывается над текстом письма в правом верхнем углу):
Его Святейшеству
Патриарху Московскому
и Всея Руси [имя Патриарха]
от [ваше представление].
Для всякого верующего православного христианина важно получить пастырское благословение, поэтому непосредственно начать повествование можете словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Высокопреосвященство, благословите». Будет верным и следующее обращение: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко Патриарх, Милостивый Архипастырь и Отец!»

Текст вашего сообщения должен быть корректным и грамматически выверенным, он не должен содержать угроз, оскорблений и ненормативной лексики. В ходе повествования обращаться к Патриарху следует «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыко». Излагайте свои мысли последовательно, простым и понятным языком, без использования жаргонизмов и диалектов. Будьте почтительны.
Будьте искренни и открыты, не пишите ничего, в чём вы не можете быть уверенным. Негоже обращаться к Святейшему Владыке с домыслами и сомнениями.
Титулы и звания Святейшего Патриарха следует писать с большой буквы.

Адресуйте своё письмо в пресс-службу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, расположенную по адресу: 119034, Москва, Чистый переулок, 5. Ваше письмо дойдёт до предстоятеля РПЦ не сразу – сначала его изучат ответственные сотрудники Патриархии.

Полезный совет

Пример обращения к Патриарху:

Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси
Кириллу

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО,
СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ,
МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ!


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Нежелание местного муниципалитета решать те или иные насущные проблемы граждан нередко заставляют последних обращаться за помощью в вышестоящие инстанции, чаще всего к губернатору области. Инструкция1Помните, обратить на себя внимание власть имущих…

Любой гражданин Российской Федерации имеет право обратиться к президенту. Можно просто отправить поздравление с праздником, а если у вас сложилась очень сложная жизненная ситуация, и вы не в силах решить ее самостоятельно, можете написать заявление…

Не у каждого человека появляется возможность подойти к президенту, завести светскую беседу и лично озвучить свою просьбу. Но у каждого есть возможность написать ему письмо. Какими способами можно написать письмо президенту Казахстана? Вам…

Верующим людям часто приходится обращаться к духовенству – например, для получения благословения. При этом следует соблюдать церковный этикет, предписывающий определенные правила при обращении к священнослужителям. Инструкция1Чтобы избежать ошибок…

Форма обращения к христианскому священнослужителю формировалась с начала существования самой религии. Сегодня, несмотря на раскол, священников православных, католических и других храмов можно называть одними и теми же титулами. Инструкция1Западные…

"Открытое письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Ваше Святейшество,
Меня зовут Константин Юрьевич Кириченко, проживаю в г.Санкт-Петербурге, крещен в 1994 г.
а РПЦ МП, с 2000 года регулярно участвую в Таинствах Православной Церкви, а также в жизни общины. Добровольно и без оплаты служу по выходным дням алтарником на одном из приходов г. С-Петербурга. Не понаслышке знаю, как важна евхаристическая практика и как без нее замирает жизнь церковной общины. Не так давно я узнал о судьбе своих православных братьев в Индии.
Бывший англиканский епископ Рохан Нехамайя(Rohan NehamaiYah) https://vk.com/id243831527
а ныне мирянин Поликарп, в 2012 году перешел в православие. С ним вместе изъявили желание присоединиться к православию еще 50 англиканских приходов. По его словам, он обратился в РПЦЗ, прошел богослужебную практику в Тайване у архимандрита Олега (Черепанина)
и в январе 2013 г. по приглашению прибыл в Мумбай на иерейскую хиротонию. Там собрались митрополит Илларион (Капрал), священник Адриан Августов (РПЦЗ) и диакон Георгий Максимов (МП), которые отказали ему в хиротонии в связи с тем, что по канонам РПЦ кандидату в священный сан должно быть не менее 30 лет, а ему всего лишь 28.
Но ведь мы точно знаем, что в РПЦ рукополагают священников в куда более раннем возрасте, у нас есть 23 - х летние благочинные в Карелии, а если взглянуть на республику Коми, так складывается ощущение, что там юношей возводят в сан сразу же после средней школы. С 2013 прошло уже четыре года, сейчас Поликарпу 32 года, но община индусов в штате Махараштра до сих пор не имеет постоянного пастыря и не может участвовать в Евхаристии.
Из 50-ти приходов, готовых перейти в православие, осталось только 6!!!
Около 170 человек. Вот что об этом пишет мирянин Поликарп:
"Я все еще мирянин и как таковой ухаживаю за этой процветающей миссией. Почему РПЦ МП не признает нас официально, я не могу сказать точно. Мне сказали, что мы принадлежим к РПЦ МП, потому что мы были призваны священнослужителями РПЦ МП. Ранее наш процесс признания проходил под Его Высокопреосвященством, Архиепископ Егорьевский Марк, глава иностранных учреждений (ныне Митрополит). За 3 года ничего не произошло. Его Высокопреосвященство, архиепископ Амвросий Петергофский и ректор СПБДА заботится о нас и из заботы просил о нас заинтересованных епископов, но ничего не произошло. Его Высокопреосвященство, Амвросий все еще хочет, чтобы нас узнали, но он также говорит, что он также не знает, почему Церковь не делает этого. Недавно Его Превосходительство, глава зарубежных учреждений епископ Богородский Антоний сказал моему брату, что священники, которые ранее работали с нами, работали плохо, и ему не нравилась их работа. Они не представили никаких документов и никакой официальной информации о нас, поэтому он не может просить Святейшего Патриарха Кирилла признать нас в данный момент. По просьбе Его Высокопреосвященства, Амвросия, Его Превосходительство, Антоний согласился начать процесс нашего признания. И он сделал, как он сказал, он попросил священника, который служит в российском посольстве в Нью-Дели, посетить нашу миссию и задокументировать все о нас и передать ему. Затем он попросит Его Святейшество принять решение о нашей судьбе. Но тем временем священник, который ранее согласился навестить нас сейчас, отказался от этого, указав причину, что он боится закона. Итак, мы вернулись к той же ситуации. Уже 4 года мы ждем, это уже пятый год. Мы живем в Православии без Святых Таин, уже погибли 3 члена общины, но они не смогли принять смертный приговор и не могли получить христианские похороны. Мне сказали, что они сделают меня священником, но с тех пор каждый раз они говорят, что думают об этом. Мы надеемся и верим в Бога, Он не оставит нас сиротами. Рано или поздно, пусть даже после моей смерти, но я верю, что Церковь узнает нас.
У нас есть шесть общин в разных деревнях. Общины - Благословенной Святой Троицы, Святого Апостола Фомы, Святого Апостола Петра, Святого Апостола Иоанна, Святого Апостола Симона и Святого Креста. Каждая община возглавляется миссионером, который занимается евангелизацией, а также ведет общину в поклонении. Все наши общины поклоняются в хижинах, где живут наши миссионеры. Без реальной церковной жизни мы наполовину мертвы. Нам нужна сакраментальная церковная жизнь, которая может быть пережита не только духовно, но и зрением, осязанием, обонянием, вкусом и слухом. Что я могу дать взамен такой жизни, я не знаю; Даже моя жизнь не считается ничем, если я хочу обмениваться. Мы стараемся сделать все возможное для этой миссии, но наших сил и попыток недостаточно. Нам нужна помощь. Нам нужна помощь нашей Матери - Святой Церкви, чтобы жить той жизнью, за которую мы умираем. Нам нужна помощь молитв и ходатайств от наших православных братьев в России и в других местах. Нам нужна финансовая помощь, чтобы помочь миссионерам продолжить свою работу. Нам нужна помощь финансов для удовлетворения потребностей миссии. Нам нужна помощь в моральной поддержке, чтобы мы могли поощряться и неуклонно делать то, что мы делаем."
Ваше Святейшество, мне и тем, кто подпишет это открытое письмо, известно, как много вы делаете для православной миссии в России и за рубежом. Мы просим Вас рассмотреть этот вопрос и не лишать наших братьев причастия Тела и Крови Христовых.
Поликарп не просил меня писать это письмо, я делаю это по собственному усмотрению.
Если Вы захотите ответить мне, мой электронный адрес [email protected]
Прошу Ваших архипастырских молитв о мне недостойном

Константин Юрьевич Кириченко.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Патриарху Всея Руси Его Святейшеству Кириллу
от российских семей, традиционно отдыхающих в посёлке Дивноморское муниципального образования Геленджик.

Здравствуйте, Ваше Святейшество.

Большинство из нас являются православными христианами и прихожанами храмов Русской Православной Церкви. Мы приходим в храмы со своими радостями и бедами и неизменно получаем здесь любовь, поддержку и утешение.

Однако жизнь порой испытывает нас и ставит перед нами вопросы, решить которые лишь собственными силами затруднительно. Именно это и подвигло наши семьи обратиться лично к Вам, Ваше Святейшество, и испросить Вашего личного неравнодушного участия в вопросе, напрямую затрагивающем нашу безопасность и безопасность наших детей.

История посёлка Дивноморское, где мы отдыхаем многие десятилетия, всегда была и остаётся связана с курортным делом, с отдыхом и оздоровлением миллионов наших соотечественников. За более чем полуторавековой период своего существования посёлок приобрёл заслуженную славу и репутацию общенационального курорта, обладающего уникальными рекреационными и историко-культурными объектами.

Наиболее известными из них являются крупнейший в мире Джанхотский бор реликтовой пицундской сосны и проходящая по его территории Старая джанхотская (щербиновская) дорога, проложенная Фёдором Андреевичем Щербиной, выходцем из семьи священника и выдающимся общественным деятелем дореволюционной России – основоположником отечественной статистической науки, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, основателем Кубанского политехнического института, депутатом 2-ой Госдумы от Кубанской области, политическим и духовным лидером Кубанского казачества, автором фундаментальных трудов «История Кубанского казачьего войска», «Кубанское казачество и его атаманы» и множества других.

Эта дорога, связавшая Дивноморское с посёлком Джанхот и целиком построенная на деньги Фёдора Андреевича, изначально задумывалась им как общедоступная и оставалась таковой свыше ста тридцати лет. Её двойное назначение – и как транспортной артерии, и как уникального экскурсионно-туристического маршрута – сохранялось вплоть до 70-х годов прошлого века, когда была построена параллельная автотрасса Геленджик-Прасковеевка. С той поры щербиновская дорога использовалась в качестве терренкура, а её слава поистине райского уголка для туристов и отдыхающих лишь возрастала.

Так, по данным геленджикского Бюро по туризму и экскурсиям, с середины 70-х и до момента развала СССР по ней ежегодно проходили не менее 100 тысяч официальных экскурсантов, количество же «неофициальных», по оценкам краеведов, превышало миллион. Аналогичные данные, в частности, приводит в своей книге «Геленджику – с любовью» известнейший местный архитектор и историк Майя Макаровна Осичева, много лет отработавшая экскурсоводом на данном маршруте. Для целых поколений наших граждан отдых в Большом Геленджике давно и прочно связан именно с возможностью посетить Старую джанхотскую (щербиновскую) дорогу и вновь восхититься её неповторимой красотой.

Понимая её роль как важнейшей рекреационной зоны города-курорта, власти Геленджика и администрация санатория «Голубая даль» ещё в 60-е годы обустроили каменные лестницу и аллею, позволявшие отдыхающим и местному населению свободно попадать на Старую джанхотскую дорогу непосредственно с набережной посёлка Дивноморское. И люди, разумеется, этой возможностью пользовались: отдыхающие, особенно семейные, с удовольствием чередовали посещение пляжей и шумных набережных со спокойными прогулками по тенистым серпантинам, напоенным воздухом соснового бора. Что касается населения Дивноморского, то для него дорога была ещё и кратчайшим маршрутом к поселковому кладбищу, где покоятся родные и близкие.

События 90-х, приведшие к развалу прежней системы массового туризма и отдыха, сказались и на Дивноморском. Но даже в самые трудные для посёлка времена оставалось достаточно российских семей, для которых его уникальная природа была по-прежнему вне конкуренции. Они мирились с проблемами, встречающимися на каждом шагу, но при этом вновь и вновь возвращались к любимым и исхоженным с детства бухтам, лесам и туристическим тропам. Именно благодаря им посёлок выживал в 90-е и развивался в 2000-е, именно они, ежегодно оставляя здесь весомую часть своих семейных бюджетов, искренне надеялись на его культурное и конкурентоспособное будущее.

К сожалению, эти надежды пока не оправдались. Больше того: все, кто любит Дивноморское, сейчас испытывают глубочайший шок, главной причиной которого стало лишение отдыхающих традиционного доступа к исторически сложившимся рекреационным объектам – и прежде всего к Джанхотскому бору реликтовой пицундской сосны и Старой джанхотской (щербиновской) дороге. Её ключевой участок, непосредственно примыкающий к посёлку, оказался самоуправно присвоен и перегорожен владельцем частного особняка, возведённого на улице Голубодальской, 14.

Не меньший шок в связи с этим испытывают и коренные жители Дивноморского. Ведь данный участок дороги служил им единственным удобным и безопасным выходом в лес и к поселковому кладбищу (дорога в обход, по узкому и перенасыщенному автотранспортом прасковеевскому шоссе, в разы протяжённей и связана со значительным риском для жизни).

И мы, и жители посёлка – люди неконфликтные. Зная, что Закон на нашей стороне, мы, тем не менее, не спешили пускаться в судебные тяжбы и всецело уповали на совесть этого домовладельца и его (пусть и запоздалое) понимание, что на беззаконном попрании интересов соотечественников и подвергании их жизней опасности невозможно основывать собственные благополучие и комфорт.

Ещё большие наши упования были связаны со скорейшим завершением строительством Духовно-культурного центра Русской Православной Церкви, соседствующего с особняком на Голубодальской, 14. Мы были убеждены, что Церковь, будучи осведомлена о культурно-исторической значимости Старой джанхотской (щербиновской) дороги и её чрезвычайной важности для местного населения и отдыхающих, выступит надёжным гарантом её традиционной целостности и общедоступности.

Однако в последнее время мы всё чаще сталкиваемся с фактами, вселяющими в наши сердца недоумение и тревогу. Так, этой осенью в окрестностях Духовно-культурного центра был воздвигнут трёхметровый бетонный забор, который, вслед за таким же бетонным забором особняка на Голубодальской, 14 (а, по сути, являясь его продолжением), наглухо перегородил с двух сторон участок Старой джанхотской (щербиновской) дороги вплоть до поселкового кладбища.

Мы, Ваше Святейшество, считаем такое перегораживание совершенно неприемлемым. И тому есть целый ряд причин: как правовых, юридических, так и экономических и духовно-нравственных.

1.
Данный участок дороги расположен в административных границах посёлка Дивноморское и с позапрошлого века служит его населению единственным удобным и безопасным выходом в лес и к поселковому кладбищу, то есть, согласно Закона (пп. 9,10,12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ), является землёй общего пользования муниципального образования и не подлежит какому-либо отчуждению и перегораживанию в принципе. Одновременно он, проходя по верхней границе прибрежных ущелий, фактически представляет собой ту часть морской береговой полосы, которую Закон (пп.1,2,6,8 ст.6 Водного Кодекса РФ) рассматривает исключительно как территорию общего пользования всех граждан Российской Федерации и предназначает для их свободного и безопасного пребывания и передвижения.

2.
Установка забора в данном месте не только грубо нарушает Закон, но и вынуждает население посёлка и отдыхающих добираться до леса и кладбища в обход, преодолевая пешком двухкилометровый отрезок оживлённого прасковеевского шоссе и ежесекундно рискуя оказаться под колёсами идущего автотранспорта. Учитывая, что уже будущим летом весь многотысячный поток туристов и отдыхающих, традиционно устремляющийся из Дивноморского в сторону Джанхотского бора, двинется именно через шоссе, вероятность несчастных случаев (особенно с детьми!) здесь возрастёт многократно. Очевидно также, что каждый такой случай получит самую широкую огласку и общественный резонанс, и значительная доля моральной ответственности за произошедшее будет возложена на Церковь и её представителей. Поскольку забота о детях, их благополучии и безопасности в недавнем послании Президента провозглашены приоритетными целями всего российского общества – согласитесь, Ваше Святейшество, что допустить подобное мы не имеем права.

3.
Без обширных и легкодоступных рекреационных зон современного курорта не существует. Это – общеизвестная истина. Её давно усвоили наши соседи и конкуренты: Турция, Болгария, Румыния. Они развивают свои курорты, бережно сохраняя старые и обустраивая всё новые общедоступные лесные и парковые зоны. Они борются за каждого туриста (в том числе и российского), привлекая его возможностью полноценного общения с богатейшей природой Черноморского побережья. Джанхотский бор реликтовой пицундской сосны и посёлок Дивноморское – это части единого курортного организма, складывавшегося веками. Перерезать артерию, их естественно соединяющую – значит, по сути, уничтожить этот единый живой организм, нанести курорту и его заслуженной репутации смертельный удар. Ведь люди приезжают сюда со всех концов страны вовсе не за тем, чтобы посмотреть на чьи-то заборы и подвергнуть риску собственную жизнь. Им нужны чистые море, воздух и уникальный по красоте сосновый бор – истинная визитная карточка всего геленджикского района. Лишить их удобного и безопасного доступа к этим природным благам – значит лишить их полноценного отдыха, к которому они привыкли в Дивноморском. Мы уже сейчас наблюдаем отношение к происходящему со стороны наших друзей из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, многих других городов России – и оно, поверьте, крайне и крайне негативное. Согласитесь, Ваше Святейшество, что реакция людей на появление здесь Духовно-культурного центра Русской Православной Церкви должна и может быть совершенно другой.

4.
Вы, Ваше Святейшество, постоянно призываете россиян «не быть иванами, не помнящими родства», говорите о важности для народа его исторической памяти и примеров нравственного поведения, в ней хранящихся. Ярчайшим примером такого поведения, безусловно, является жизнь Фёдора Андреевича Щербины – истинного патриота России и Кубанской земли. Именно сейчас, в наши дни, происходит его долгожданное возвращение на Родину: по инициативе и при участии губернатора Краснодарского края, активной поддержке казачества, Церкви и всего населения Кубани прах Фёдора Андреевича был доставлен из Праги и перезахоронен в Свято-Троицком соборе Краснодара, массовыми тиражами издаются его книги, проводятся конференции, посвящённые его научному и духовному наследию, принято постановление Главы администрации края об увековечении его памяти. В ближайшие годы начнутся воссоздание и музеефикация его усадьбы в Джанхоте – месте, где с 1910 по 1913 годы созидался главный труд его жизни, двухтомная «История Кубанского казачьего войска». Очевидно, что Старая джанхотская (щербиновская) дорога, построенная Фёдором Андреевичем Щербиной и вот уже свыше 130 лет верой и правдой служащая людям, станет важнейшей частью будущего мемориального комплекса. Она – такой же памятник великому сыну и патриоту России, как его книги и публицистика, живой символ непрерывности наших духовных традиций.

Поверьте, Ваше Святейшество: судьба щербиновской дороги, её облик и целостность станут для очень многих наших сограждан свидетельством того, насколько искренна Церковь в своих призывах и проповедях. Согласитесь, что глухой забор, её перегораживающий – не лучшее средство от исторического беспамятства. И не самый удачный способ установления между Церковью и обществом по-настоящему добрых и доверительных отношений.

Мы, Ваше Святейшество, убеждены, что сегодняшняя ситуация вокруг щербиновской дороги – лишь недоразумение, которое нужно исправить как можно скорее. Все возможности для этого у Церкви имеются. Требуются лишь добрая воля и сила нравственного примера.

Мы очень ждём также, что именно Духовно-культурный центр Русской Православной церкви, оправдывая своё высокое предназначение, выступит с благородной инициативой сохранения и восстановления щербиновской дороги в её историческом виде, а также придания ей официального статуса памятника истории и культуры регионального значения. И тогда, возможно, наши дети и внуки будут называть её не только «щербиновской», но и «патриаршей».

Спасибо, Ваше Святейшество, что ознакомились с нашим Обращением. Дай Вам Бог здоровья и сил в Вашем неустанном служении на благо Отечества.

(Это письмо было передано Патриарху 2 месяца назад. Ответа нет до сих пор.)

Патриарх – высший чин церковной иерархии, предстоятель Русской Православной Церкви. Посему, обращаясь к нему, как в устной, так и в письменной форме, следует соблюдать общепринятые догматические правила.

Инструкция

Прежде чем приступить к написанию письма Патриарху , нужно чётко представить себе предмет вашего к нему обращения. Вы должны понимать, что церковный первоиерарх ежедневно несёт множество забот о судьбах церкви, поэтому тема вашего письма должны быть действительно важной. Убедитесь, что со своим вопросом вы не можете обратиться к представителям духовенства низших чинов, например, к местному епискому или митрополиту.

Начать письмо следует со следующего обращения к Патриарху (указывается над текстом письма в правом верхнем углу):
Его Святейшеству
Патриарху Московскому
и Всея Руси [имя Патриарха]
от [ваше представление].
Для всякого верующего православного христианина важно получить пастырское благословение, поэтому непосредственно начать повествование можете словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Высокопреосвященство, благословите». Будет верным и следующее обращение: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко Патриарх, Милостивый Архипастырь и Отец!»

Текст вашего сообщения должен быть корректным и грамматически выверенным, он не должен содержать угроз, оскорблений и ненормативной лексики. В ходе повествования обращаться к Патриарху следует «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыко». Излагайте свои мысли последовательно, простым и понятным языком, без использования жаргонизмов и диалектов. Будьте почтительны.
Будьте искренни и открыты, не пишите ничего, в чём вы не можете быть уверенным. Негоже обращаться к Святейшему Владыке с домыслами и сомнениями.
Титулы и звания Святейшего Патриарха следует писать с большой буквы.

Адресуйте своё письмо в пресс-службу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, расположенную по адресу: 119034, Москва, Чистый переулок, 5. Ваше письмо дойдёт до предстоятеля РПЦ не сразу – сначала его изучат ответственные сотрудники Патриархии.

Полезный совет

Пример обращения к Патриарху:

Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси
Кириллу

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО,
СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ,
МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ!

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

Мы, православные христиане России и Зарубежья, просим Вас обратить внимание на кампанию по целенаправленному очернению репутации известного проповедника протоиерея Владимира Головина, а также десятков тысяч христиан, которые слушают его проповеди и молятся по соглашению православными акафистами. На XXVI Международных рождественских чтениях священнослужитель Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин выступил с незаявленным в официальной повестке докладом на тему «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина», который практически полностью состоял из противоречащих правде слухов, заимствованных с раскольнического сайта vseeresi.com (всеереси.ком). Через несколько дней после его выступления была организована полноценная травля протоиерея Владимира Головина в сети Интернет. О том, что каждое обвинение доклада от коммерческих мотивов молитвы по соглашению и ее неканоничности до стремления о. Владимира к гуруизму и лжестарчеству не соответствует действительности, высказались уже и служители Русской Православной Церкви, и десятки тысяч православных христиан по всей России и за ее пределами. Проигнорировав 9 заповедь и евангельский завет «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17), о. Александр бросил тень на единство Русской Православной Церкви, образ православного священника и репутацию десятков тысяч православных христиан, которые помимо литургии, утреннего и вечернего правила приняли решение понести молитвенный труд в виде келейной молитвы по соглашению акафистом Господу Богу, Божьей Матери или православным святым. Мы живем в разных городах и странах, ходим в православные храмы разных епархий, окормляемся у разных духовников, преподаем в воскресных школах, поем на клиросе, входим в приходские собрания, возглавляем ревизионные комиссии храмов и не видим своей жизни вне Русской Православной Церкви, но о. Александр и его сторонники называют нас сектантами. Мы подходим к одной Чаше, вместе участвуем в церковных таинствах, молимся за священноначалие и Русскую Православную Церковь, а нас называют раскольниками. Мы встаем на всемирную молитву за Россию в день Казанской иконы Божьей Матери, а нам говорят, что наше понимание молитвы утилитарно и не соответствует многовековому опыту Православия. МЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ, а нас пытаются отделить от общей массы православных христиан за то, что мы принимаем решение молиться чуть больше, вставать на молитву не смотря ни на что с десятками и сотнями тысяч других православных христиан в определенное время еженедельно вне зависимости от желания, самочувствия и жизненных обстоятельств. Многие из нас пришли в храмы своих епархий и воцерковились после проповедей о. Владимира Головина, но разве можно называть за это головинцами? Разве этому учит Христос в притче о блудном сыне? Протоиерей Владимир Головин своим словом привел множество людей к литургической жизни. Тысячи православных христиан после проповедей о. Владимира пересмотрели свои взгляды в отношении целомудрия, гражданских браков, абортов, в результате соборной молитвы создали семьи в Господе. За молитвенный труд многие получили от Бога дар родительства и, что немаловажно, с рождения воспитывают детей в духе православия, причащая и приучая их к жизни со Христом. Проповедями о. Владимира уже воцерковленные люди, сердечно переживающие неверие своих близких, смогли зажечь в их сердцах огонек веры, привести к порогу храма, к первой исповеди, к Причастию, а кого-то и вовсе принять православную веру. Вы однажды сказали: «Не приходят люди с ведрами к колодцу, где нет воды. Никто бы не обращался к Небу, если бы Небо не отвечало». Это действительно так! Если бы Господь не благословлял молитву по соглашению, то не было бы того, что описано выше. Православные храмы не пополнялись бы людьми, опытно узнавшими, как Господь близок и как любит нас, грешных. Ведь именно к этому призывает о. Владимир. А скольких людей он вернул в лоно Русской Православной Церкви из раскольнических сообществ! Не счесть. Словами же о. Александра Новопашина сейчас совершаются совсем иные дела: верующие оставляют молитву, разочаровываются в священниках, которые осуждают своих братьев в непозволительной риторической манере, люди меняют отношение к посту, глядя, как новосибирский клирик и его сторонники в первую седмицу Великого поста и Страстную пятницу пишут скабрезные тексты на своего брата во Христе. Воистину, «Не может древо доброе приносить плоды худые, ни древо худое приносить плоды добрые… Итак, плодам их узнаете их» (Мф. 7:18, 20). Сказано: «Блаженны жаждущие и алчущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6), поэтому мы просим Вашего отеческого покровительства и заступничества! Сердечно просим Вас ознакомиться с прилагаемыми материалами и разобраться в происходящем со свойственной Вам заботой о своей пастве. Мы всецело доверяем Вам и уповаем на Ваше объективное мнение.