Основные направления художественной прозы 1950 1980. Рабочая программа учебной дисциплины од б. Критерии оценки сообщения

Кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 1940-х – начале 50-х гг., отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели: С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский, А. Ахматова, М. И. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антисоветскому направлению.

В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине.

Вместе с тем именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились рецидивы сталинизма. В 1957–1962 гг. проводились «встречи» руководителей партии с деятелями культуры и искусства, на которых звучали крайне резкие оценки.

Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы. Необходимо назвать фильмы Т. Абуладзе. Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский), «Юность» (редактор В. П. Катаев).

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Во второй половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. В 1965 г. были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. Тарковский, режиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович и др.

Идеологии неосталинизма противостояла и «деревенская» проза В. Астафьева, Б. Можаева. Особое место в культуре тех лет заняли книги и фильмы В. М. Шукшина.

Еще одной специфической чертой культуры 1960– 1970-х была так называемая «магнитофонная революция».

Признанными лидерами были барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич и др. Появляются и закрепляются элементы особой, молодежной поп-культуры.

С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время официальная пропаганда вела усиленную борьбу с «вещизмом».

В 1970-1980-е гг. среди писателей можно выделить Ф. Искандера, поэтов И. Бродского, Н. Коржавина, А. Галича, режиссеров А. Тарковского, Ю. Любимова, А. Германа, Т. Абуладзе, С. Параджанова, братьев Михалковых и др.

В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти ряд обязательных этапов:

1) художественную школу;

2) училище или институт.

Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт. В советской живописи конца 1950-х – начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. Андронова.

Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе.

В кругах творческой интеллигенции – литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») – формировалась оппозиция официальному искусству.

Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увлеченных европейским и американским сюрреализмом. В полной мере они заявили о себе во второй половине 60-х и в 70-х гг.

Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называли этих мастеров «нонконформистами».

В 1970-80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

В 1980-90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. Гельмана, А. Салаховой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.

В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю роскошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положение среди архитектурных форм занял параллелепипед, среди стройматериалов – бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).

А в 1970-80-е гг. стало популярным разнообразие форм, стилей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструкции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.

Общая характеристика Культуры России 1991 – 2003 гг. Образование и наука

Культура изучаемого периода характеризуется следующими особенностями:

1) большим разнообразием стилей, жанров и направлений;

2) государство перестает диктовать каноны, стиль и сюжеты в искусстве;

3) снимаются ограничения в науке и преподавании;

4) в культуре рождаются новые мифы;

5) культура теряет своего основного заказчика, и резко сокращается ее финансирование;

6) на первый план выдвигается массовое искусство;

7) в 1990-х гг. произошло возвращение ряда имен – россияне узнали о таких пластах культуры, как культура серебряного века (творчество поэтов И. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Л. Гумилева и др.) и русского Зарубежья (В. Набоков, М. Алданов и др.).

В трудных условиях оказались наука и образование. Интересно, что главное место в государственной политике уделяется среднему образованию. Его регулирует закон об образовании, принятый в 1992 г. При этом качественно изменилось содержание образования: оно стало личностно ориентированным и соотносимым с мировыми стандартами.

Средняя и высшая школа переживают трудности из-за недостатка материальных средств, снижения уровня преподавания, нежелания властных структур и политических лидеров обеспечить нормальное финансирование. Сказалась и неготовность большинства образовательных учреждений действовать в условиях рыночной экономики, самим зарабатывать средства.

Но высшее образование сейчас имеет большой спрос и активно развивается, открываются вузы, появляются новые перспективные специальности. Так, к середине 2001 г. в России существовало около 600 государственных и 250 негосударственных вузов. Характерной чертой становится платная – коммерческая – форма обучения.

Что касается науки, то к рыночной экономике постсоветская наука приспосабливалась крайне плохо. Обычным явлением 1990-х гг. стала так называемая «утечка мозгов» за рубеж – многие ученые выбрали лучшие условия работы. Тем не менее большое число ученых осталось в России, они работают и достигают хороших результатов при скромном финансировании. Приоритет в финансировании отдается ученым, работающим в области естественных наук (фундаментальных и прикладных отраслях). Большую роль играют фонды-спонсоры (отечественные – например, фонд Потанина, зарубежные – фонд Форда, фонд Сороса).

Ученые-гуманитарии, получившие возможность свободного общения с зарубежными коллегами, сегодня не скованы прежним идеологическим единообразием. Они более объективно раскрывают историю Отечества, его культуру и вклад в развитие мировой цивилизации.

Тест по теме «Особенности развития литературы в 1950-1990-е годы».

1. Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. В. Сталина, получил образное определение-

А) «культ личности» Б) «оттепели» В) «наводнения» Г) «шторма»

2. Эрнест Хемингуэй - это

А) американский шпион

Б) американский писатель

В) американский скульптор

Г) американский композитор

3. Геннадий Айги в 1960-е годы в советской литературе-

А) литературный критик

В) переводчик

Г) писатель

4. Всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций отрицали:

А) писатели-реалисты

Б) поэты-футуристы

В) поэты-авангардисты

Г) поэты-акмеисты

5. В период правления Л. И. Брежнева политика власти в отношении инакомыслящих представителей художественной культуры спровоцировала новый, третий поток эмиграции. Укажите годы третьего потока:

А) 1950-1980 Б) 1918-1922 В) 1970-1980 Г) 1941-1953

6. Укажите группу писателей и поэтов, эмигрировавших из СССР (третья волна эмиграции).

А) В. Шаламов, В. Войнович, А. И. Приставкин, А. Солженицын.

Б) А. Солженицын, В. Гроссман, В. Тендряков, Б. Можаев.

В) И. Бродский, В. Аксенов, А. Галич, С. Довлатов.

Г) В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. М. Шукшин, В. Г. Распутин

7. Произведения, многие годы хранившиеся в спецхранах и опубликованные в литературных журналах «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов» получили определение

А) литература «оттепели»

Б) возвращенная литература

В) специальная литература

Г) эмигрантская литература

8. Множественность, многообразие чего-либо, например, мнений, взглядов - это

А) «оттепель» Б) субкультура В) плюрализм Г) реализм

9. Термин, используемый для характеристики определенного мировоззрения, интеллектуального течения, возникшего в европейской мысли XX века со стремлением определить прежде всего политические и культурологические проблемы общества - это

А) плюрализм Б) реализм

В) модернизм

Г) постмодернизм

10. Форма нелегального распространения художественных произведений в СССР в машинописном виде - это

А) самопись Б) самиздат В) самовыкуп Г) самоокупаемость

11. Поэму «Москва-Петушки» в 1969 году написал

А) А. Твардовский

Б) Веп. Ерофеев

В) А. Вознесенский

Г) Е. Евтушенко

12. Одним из ведущих направлений в литературе второй половины XX века (конец 1960-х-1980-е годы) стала

А) «возвращенная проза»

Б) «деревенская проза»

В) «городская проза»

Г) «лирическая проза»

13. Повесть «Прощание с Матерой» (1976 г.) написал

14. Рассказ «Матренин двор» (1959 г.) написал

А) А. И. Солженицын Б) В. П. Астафьев В) В. Г. Распутин Г) Ф. А. Абрамов

15. Художественное течение, объединившее эпические произведения писателей-фронтовиков, - это

А) деревенская проза

Б) лагерная проза

В) военная проза

Г) лирическая проза

16. Повесть «В окопах Сталинграда» (1946 г) написал

А) Василь Быков Б) Виктор Астафьев В) Виктор Некрасов

Г) Константин Воробьев

17. Повести «Сотников», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Журавлиный крик» написал

А) Юрий Бондарев Б) Василь Быков В) Виктор Некрасов Г) Григорий Бакланов

18. «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «В круге первом» А. Солженицына объединяет тема

А) Великой Отечественной войны

Б) тема ГУЛАГа

В) деревенской жизни

Г) восстановления разрушенного хозяйства после второй мировой войны

19. С именем какого писателя связано развитие городского, или интеллектуального течения в советской литературе?

А) Александра Солженицына

Б) Юрия Трифонова

В) Федора Абрамова

Г) Валентина Распутина

20. Произведения Ф. Искандера «Кролики и удавы», В. Войновича «Москва 2042», Л. Леонова «Пирамида» написаны в жанре

А) комедии

Б) трагедии

В) антиутопии

Г) фольклора

21. Н. Асеев, О. Берггольц, В. Луговский, М. Светлов-это

А) художники

Б) писатели

Г) переводчики

22. Кого из поэтов можно назвать поэтом-эстрадником?

А) Михаил Светлов Б) Евгений Евтушенко В) Иосиф Бродский

Г) Николай Заболоцкий

23. Творчество поэтов Н. Рубцова, В. Соколова, С. Купяева относится к

А) военной лирике Б) тихой лирике В) городской лирике Г) авторской

24. Назовите поэта, в чьем творчестве сочетался гражданский пафос поэтов-шестидесятников и тонкий лиризм «тихой лирики»

А) Александр Галич Б) Расул Гамзатов В) Юрий Визбор Г) Андрей Вознесенский

25. Кто из поэтов в 1987 году был удостоен Нобелевской премии по литературе

А) Владимир Высоцкий

Б) Иосиф Бродский

В) Евгений Евтушенко

Г) Булат Окуджава

26. Ключевыми фигурами какого течения в поэзии по праву признаны

Б. Окуджава, А. Галич и В. Высоцкий

В) эстрадная песня

Г) рок-поэзия

27. В. Розов, А. Володин, А. Арбузов, А. Вампилов-это

А) писатели

В) драматурги

А) А. Арбузов Б) А. Володин В) А. Вампилов Г) В. Розов

29. Главного героя пьесы «Утиная охота» зовут

А) Виктор Нилов Б) Александр Вампилов В) Николай Вилов Г) Виктор Зилов

30. Советский кинорежиссер, актер, писатель, сценарист, Заслуженный деятель искусств РСФСР, автор книг «До третьих петухов», «Калина красная» и др.

А) Владимир Высоцкий

Б) Валентин Распутин

В) Василий Шукшин

После изучения главы студент должен:

знать

  • об изменении общественной и культурной ситуации в период "оттепели";
  • об идейно-творческих позициях журналов "Новый мир" и "Наш современник", о роли этих изданий в литературном процессе второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.;
  • о важнейших направлениях прозы периода второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.;
  • роль М. А. Шолохова и А. И. Солженицына в литературной ситуации рассматриваемого периода;
  • причины появления литературы третьей волны русской эмиграции;

уметь

  • определять типологические признаки военной, деревенской и городской прозы; анализировать художественные тексты наиболее значимых произведений второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.;
  • выделять элементы условного повествования, мифопоэтики, постмодернистской поэтики в произведениях писателей-реалистов;

владеть

понятиями "соцреализм", "городская проза", "деревенская проза", "символика", "мифопоэтика".

Литературно-общественная ситуация

Литературный процесс второй половины XX в. принципиально отличается от предшествующего периода литературного развития (1930–1950-е гг.). Прежде основной характеристикой литературы была очевидная оппозиционность реализма и модернизма, очень острая в 1920-е гг., ослабевающая в 1930-е и почти исчезнувшая к середине века, породившая в то же время феномен социалистического реализма. Следующий период литературного разви

тия, особенно 1950–1960-е гг., не отмечен противостоянием каких-либо эстетических систем. В первую очередь это связано с тем, что своего рода результатом литературного (и внелитературного, социально-политического) развития 1930–1950-х гг. стало формирование монистической концепции советской литературы , исключавшей существование какой-либо эстетической системы, помимо соцреализма, что отменяло саму возможность эстетической или идеологической оппозиционности. Движение литературы определяли обстоятельства другого рода: это было познание разных сторон национального бытия и национальной судьбы в исторических реалиях XX в. В эстетическом плане это было возвращение к реализму, постепенный уход от эстетического и идеологического канона социалистического реализма, как он сложился к началу 1950-х гг.; в когнитивном, познавательном плане – постепенное движение от сформировавшейся тогда же соцреалистической мифологии к постижению действительных и исторически значимых граней национального бытия.

Каждая эпоха, размышлял Μ. М. Бахтин, имеет свой ценностный центр в идеологическом кругозоре, к которому сходятся все пути и устремления идеологического творчества . Таких идеологических центров, формирующих свой круг познавательных интересов, литература второй половины XX в. знала несколько. Они сложились в своего рода литературные направления, каждое из которых было определено своим предметом, своей темой, ее углубленной проработкой, исследованием ее социально-исторического генезиса. Судьба русской деревни в исторических реалиях XX в.; Великая Отечественная война; ГУЛАГ как национальная трагедия; личность современного мыслящего человека, погруженного в повседневность и одновременно стремящегося к обретению ориентации в историческом и культурном пространстве, – эти темы составили основные направления литературы второй половины 1950-х – начала 1980-х гг. Деревенская, военная, лагерная, городская проза – все они развивались в русле реалистической эстетики, которая во второй половине века вновь обнаружила свою продуктивность.

Однако литературу этого периода не исчерпывает лишь развитие реалистических направлений. В 1960–1970-с гг. начинают возникать поначалу маргинальные нереалистические тенденции, ставшие впоследствии значительно более заметными и подготовившие эстетическую почву для экспансии постмодернизма в 1990-е гг. Это было отступление от реализма, обращение к формам условной образности, гротеску, фантастическому сюжету, как в прозе Н. Аржака (IO. М. Даниэля) и А. Терца (А. Д. Синявского), Л. С. Петрушевской и Ю. В. Мамлева, А. Г. Битова и Венедикта Ерофеева.

И все же не взаимодействие между различными эстетическими системами определяло литературу рассматриваемого периода, а ее проблематика, основные тематические узлы, созданные ею, и те политико-идеологические процессы, которые переживало общество с середины 1950-х гг. Смерть Сталина (1953) и последовавший затем XX съезд КПСС (1956) затронули все стороны общественной жизни, в том числе и литературу. Наиболее значительные произведения, созданные в послевоенные годы ("Доктор Живаго" Б. Л. Пастернака, произведения А. И. Солженицына, "Жизнь и судьба", "Все течет" В. С. Гроссмана), не могли быть опубликованы ранее по политическим и идеологическим причинам. Но XX съезд КПСС и доклад на нем Н. С. Хрущева о культе личности И. В. Сталина и мерах по его преодолению стали поворотной вехой советской истории. С этого момента начинается новый период историко-литературного развития .

Условной вехой, определяющей его начало, стал рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека" , опубликованный в двух номерах газеты "Правда" (31 декабря 1956 и 2 января 1957). В рассказе предлагалась новая для советской литературы концепция гуманизма и новая концепция героического. Его герой – Андрей Соколов воплощает собой типический характер русского советского человека, судьба которого целиком и без остатка связана с национальной жизнью. Он участвует в довоенном строительстве, индустриализации, на войне отдает все силы победе и теряет самое дорогое, что у него было: жену и ребенка. Повествователь, встреча которого с Андреем Соколовым и мотивирует композицию произведения (рассказ в рассказе), замечает в герое следы испепеленности трагическими событиями его судьбы: седина, глаза, словно присыпанные пеплом. Это человек, который отдал своей стране все, что имел. Но если он сделал все что мог, то почему ничего не получил взамен? Почему он видится повествователю в ореоле скитальца, странника, пилигрима, идущего по своей стране в поисках работы, тепла и пристанища? Почему он нужен лишь Ванюшке, такому же сироте войны, как и он сам, – и больше никому? Таким образом, вопрос о безусловном долге человека перед обществом, страной, государством, народом, поставленный соцреализмом еще в 1930-е гг., Шолохов рассматривает в новом ракурсе. Вправе ли человек, целиком исполнивший свой долг, рассчитывать на ответную заботу – если не на материальное вознаграждение, то хотя бы на социальное внимание, признание своих заслуг, на безусловное уважение?

Советская литература традиционно утверждала героическое на поле брани, в преображении мира, противостоянии косным или враждебным историческим обстоятельствам (советский исторический роман), в сопротивлении внутренне сильной личности смертельной болезни ("Как закалялась сталь" Н. А. Островского, "Дорога на Океан" Л. М. Леонова) и т.п. У М. А. Шолохова новая концепция героического воплощена в конкретно-исторических обстоятельствах, менее всего пригодных для героического деяния: в немецком концентрационном лагере. В кульминации рассказа, в противостоянии начальнику немецкого лагеря и другим немецким офицерам, Соколов утверждает свое превосходство, сохраняя неколебимыми собственные нравственные ценности, оставаясь человеком в нечеловеческих условиях. От публикации этого рассказа протягивается нить к появлению в "Новом мире" (1962, № 11) рассказа "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына, открывшего тему ГУЛАГа, что было просто немыслимо несколькими годами ранее. Иными словами, рассказ М. А. Шолохова открывал период "оттепели" , как удачно определил его названием своего романа И. Г. Эренбург.

Этот литературный период, хронологически почти полностью совпавший с политической "оттепелью", связан с редакционной политикой и литературной позицией журнала "Новый мир" , возглавляемого А. Т. Твардовским . Без "Нового мира" и его главного редактора невозможно представить советские 1960-е гг. Журнал был и знаком, и гарантом, и органом обновления советского общества; книжка "Нового мира" в руках была как бы паролем, по которому узнавали "своих". Твардовский точно и решительно проводил политику XX съезда КПСС, не выходя за границы идеологической и литературной свободы, очерченной решениями съезда. Именно тогда возникли слова "шестидесятник", "шестидесятничество" и понятие, обозначаемое ими и включающее в себя целый комплекс политико-идеологических представлений: верность коммунистической идее, отстаивание идеалов 1917 г., вера в революцию как форму преобразования мира, безусловный ленинизм. Все это сопровождалось резкой и даже бескомпромиссной критикой культа личности и уверенностью в ее случайном и нетипичном для социалистического строя характере.

История "Нового мира" под руководством А. Т. Твардовского включает в себя два этапа: 1) со второй половины 1950-х гг. до 1964 г. (отстранение Н. С. Хрущева от политического руководства); 2) со второй половины 1960-х гг. до вынужденного ухода Твардовского из журнала в 1970 г. На первом этапе при всей непоследовательности хрущевской политики, ее идеологических зигзагах и колебаниях положение журнала было достаточно прочно, и его художественная и литературно-критическая направленность была целиком партийной: даже в творчестве Солженицына Твардовский не усматривал явного несовпадения с шестидесятнической идеологией. В брежневское время положение журнала стало почти критическим. После 1964 г. Твардовский более пяти лет пытался сохранить прежний курс, борясь с бюрократической реставрацией. Эта борьба закончилась его отстранением .

В плане эстетическом "Новый мир" развивал принципы реальной критики, заложенные Н. А. Добролюбовым. Реальная критика в принципе чужда нормативности. В задачи критика входит судить об обществе по литературе, поскольку литература мыслится как уникальный, по-своему единственный источник социальной информации: художник заглядывает в такие сферы общественной жизни, куда не проникает взгляд журналиста, публициста, ученого-социолога. Таким образом, "новомировцами" ставилась перед собой задача выявления объективного общественного эквивалента художественного произведения. В этом смысле главнейшим оппонентом "Нового мира" был журнал "Октябрь", возглавляемый В. А. Кочетовым и ориентированный на прежние социально-политические традиции и соц- реалистические эстетико-идеологические предпочтения.

После ухода А. Т. Твардовского с поста главного редактора (1970) "Новый мир" резко утратил прежние позиции и в 1970–1980-е гг. место наиболее значимого, интересного и созвучного своему десятилетию издания занял журнал "Наш современник" . Трудно представить себе комплекс воззрений, столь же далеких от "новомировских", с какими обращался к своему читателю "Наш современник". Это было стремление к русской национальной самоидентификации, попытки воспоминания о русской идее через десятилетия национального забвения и беспамятства под знаком интернационализма. Вокруг журнала собрались такие критики, как В. В. Кожинов, Μ. П. Лобанов, В. А. Чалмаев, Ю. М. Лощиц. Обращаясь к русской истории, общественной мысли, журнал пытался выявить, часто вполне успешно, специфику русского взгляда на мир, отразившуюся в литературе. С точки зрения литературной и общественной роли его положение наиболее яркого журнала, формирующего комплекс национально значимых литературных и социально-политических идей, было схоже с тем, которое занял десятилетием раньше "Новый мир". Не случайно оба журнала оказались в эпицентре литературной жизни и оба стали объектом резкой критики – как со стороны литературных оппонентов, так и в официальной партийной периодике.

Современникам, наблюдавшим в течение этих двух десятилетий за литературным процессом, казалось, вероятно, что "Новый мир" 1960-х и "Наш современник" 1970– 1980-х гг. являют собой полюса литературно-критического процесса. В самом деле, демократизм и интернационализм "Нового мира", социальный активизм и прогрессизм в настоящем, социалистическая революция и ленинизм как славная предыстория этого настоящего явно нс соответствовали пафосу "Нашего современника", авторы которого были склонны рассматривать в подтексте своих работ советские десятилетия как отнюдь не способствовавшие русской национальной самоидентификации. Оппозиционность и даже враждебность этих течений литературной мысли двух смежных десятилетий была вполне очевидной, хотя обе они принадлежали одной литературе и предопределили характер ее развития – каждая в своем направлении. Полемика между журналами обогащала литературу, увеличивала ее смысловой объем, дополняя проблематику конкретно-исторического ракурса планом вечного, бытийного, просвеченного тысячелетним национальным опытом.

Десятилетие, последовавшее после смерти Сталина, нашло в литературе прекрасное самоопределение: хрущевское время именовалось "оттепелью", по названию появившегося тогда романа И. Г. Эренбурга. Два последующих, брежневских, десятилетия уже в середине 1980-х гг. были названы временем застоя. "Оттепель" и застой, по сути, характеризуют два вектора общественно-политического развития, которые и влияли на литературный процесс, и отражались в нем.

Конечно, десятилетие правления Н. С. Хрущева не было излишне либеральным. Именно на этот период выпали такие события общественно-литературной жизни, как травля Б. Л. Пастернака за публикацию в 1957 г. в Италии романа "Доктор Живаго" и присуждение писателю Нобелевской премии (1958); изъятие органами госбезопасности романа В. С. Гроссмана "Жизнь и судьба"; знаменитая "бульдозерная выставка" художников-авангардистов, раздавленная гусеницами тракторов. К концу хрущевского десятилетия разногласия между молодым авангардистским искусством и политической властью все больше обострялись. В 1963 г. Хрущев посетил выставку модернистов и авангардистов в Манеже и устроил авторам настоящий политический разнос. В. П. Аксенов и А. А. Вознесенский тогда же оказались "выволоченными на трибуну перед лицом всесоюзного актива и, имея за спиной все Политбюро и Никиту, размахивавшего руками и угрожавшего" , пытались объяснить свои эстетические взгляды.

Подобного рода "заморозки", случавшиеся и в "оттепель", стали определять тенденции общественно-политической жизни со второй половины 1960-х гг. Именно на этот период приходится возникновение третьей волны русской эмиграции как литературного и политического явления. В сущности, третья волна эмиграции была порождена двойственностью "оттепели". С одной стороны, открылась возможность для выхода из-под гнета как политического догмата, так и соцреалистического канона к новым эстетическим решениям – и модернистским, и реалистическим. С другой стороны, "оттепель" не создала условий для реализации этих возможностей, а наступивший застой сделал их практически неосуществимыми. Писатели, стремившиеся реализовать собственный творческий потенциал, не укладывавшийся в официальное прокрустово ложе политической и художественной идеологии, видели в эмиграции путь к свободе творчества.

Условной вехой, с которой начинается история третьей волны русской эмиграции, может стать 1966 г., когда был выслан из СССР и лишен гражданства Валерий Яковлевич Тарсис (1906–1983). Черты личности писателя отразились в его автобиографическом герое, проходящем через все 10 томов эпопеи "Рискованная жизнь Валентина Алмазова". Эго тоже романтик, подходящий к действительности с точки зрения своего идеала, мучительно переживающий одиночество и неприкаянность, но сознательно выбирающий такой путь, что обрекает его на неприятие современников.

У каждого из писателей третьей волны был свой путь на запад. В 1969 г. в Англии остался А. Кузнецов, отправившийся туда в служебную командировку; в 1974 г. аресту и последующей депортации подвергся А. И. Солженицын, который не считал себя эмигрантом, т.е. добровольно выехавшим. Но подавляющее большинство писателей третьей волны выезжали по доброй воле, хотя мотивы отъезда были разные: страх преследования (В. П. Аксенов, Ю. Алешковский, Ф. Н. Горенштейн, Г. Н. Владимов, А. Л. Львов), желание печататься, обрести читателя, реализовать творческий потенциал (И. А. Бродский, Саша Соколов, С. Д. Довлатов, Ю. А. Гальперин). Целостность третьей волны эмиграции определяется лишь общим тогда положением этих писателей вне родины, в то время как внутренние противоречия, художественные и идеологические, были намного сильнее связующих начал.

См.: Зубарева Е. /О. Проза русского зарубежья (1970–1980-е годы). М., 2000. С. 7. В этой книге содержится подробное исследование литературы русской эмиграции третьей волны как целостного и внутренне противоречивого литературного и общественно-политического явления.























1 из 22

Презентация на тему: Русская литература 1950-80-х годов

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Деревенская проза ДЕРЕВЕ НСКАЯ ПРО ЗА - значительное, духовно и эстетически действенное тематическое направление в лит-ре 1960 - нач. 1980-х гг., осмысляющее драматич. судьбу крест-ва, рус. деревни в 20 в., отмеченное обостренным вниманием к вопросам традиции, нар. нравственности, к взаимоотношениям человека и природы. Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра Яшина, Ефима Дороша), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин. Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы» младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В. М. Шукшин.

№ слайда 3

Описание слайда:

Фёдор Александрович Абрамов Роман лауреата Государственной премии Федора Абрамова «Братья и сестры» охватывает около сорока лет жизни нашего общества. Писатель создал замечательную галерею образов тружеников советской деревни. Рассказывая о жизни северной деревни Пекашино, Ф. Абрамов раскрывает самые важные, самые острые проблемы народной жизни последних десятилетий.

№ слайда 4

Описание слайда:

Валентин Григорьевич Распутин Сюжетную основу произведений составляют нелёгкие испытания, которые выпали героям, проблемы выбора пути, жизни и смерти, физической и духовной. Писатель зачастую ставит своих героев в исключительные ситуации, обычно ограниченные каким-то определённым сроком, в течение которого они должны разрешиться.

№ слайда 5

Описание слайда:

Василий Иванович Белов Белов Василий Иванович (р.23.10.1932, деревня Тимониха Вологодской области), русский советский писатель. Член КПСС с 1956. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1964). Работал в колхозе, на уральском заводе. Печатается с 1956. Опубликовал сборник стихов "Деревенька моя лесная" (1961), сборники рассказов "Знойное лето" (1963) и "Речные излуки" (1964). Проза Б. лирична. Среди книг о современной деревне выделяются его повести "Привычное дело" (1966) и "Плотницкие рассказы" (1968); в них созданы цельные характеры простых людей Севера, вопреки всем трудностям и невзгодам сохранивших "теплоту добра" и "радость к миру" - чувства, которыми окрашены их повседневная жизнь и труд.

№ слайда 6

Описание слайда:

Василий Макарович Шукшин Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. В 1945-1947 годах он учился в Бийском автотехникуме, затем работал слесарем - такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира, потом служил на флоте. В 1953-1954 годах Василий Шукшин был учителем истории и директором школы сельской молодежи в своем родном селе Сростки. В 1960 году Василий Шукшин окончил режиссерский факультет ВГИКа, где постигал искусство кинематографии в мастерской Михаила Ромма. Через два года Шукшин поставил драму "Ваш сын и брат", получившую Государственную премию РСФСР.

№ слайда 7

Описание слайда:

Роли в фильмах "У озера" (директор Черных), "Печки-лавочки" (Иван Расторгуев) и "Калина красная" (Егор Прокудин) принесли Шукшину мировую известность, а снятые им ленты выдвинули его в число самых интересных режиссеров 1960-1970-х годов. Стоит отметить, что почти все фильмы известный режиссер и писатель поставил по своим сценариям, а первые написанные им рассказы были опубликованы в 1959 году. В 1974 году Сергей Бондарчук, режиссер-постановщик фильма "Они сражались за Родину", пригласил Василия Шукшина на одну из главных ролей, солдата Лопахина. После этой работы Шукшин собирался ставить картину о Разине по своему роману "Я пришел дать вам волю...". Во время съемок у Бондарчука, в станице Клетской Волгоградской области, 2 октября 1974 года Василий Шукшин умер, некоторые обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.

№ слайда 8

Описание слайда:

Лагерная проза. ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА», литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения. Лагерная проза - явление уникальное не только в русской, но и в мировой литературе. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Юрий Осипович Домбровский Русский советский писатель. Родился 29 апреля (12 мая) 1909 в Москве, в семье адвоката. В 1932 окончил Высшие литературные курсы, в том же году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был арестован, но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в основу романов «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей»(1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих следователей, Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман Державин, через год снова был арестован и отправлен в Колымские лагеря, откуда в 1943, больной, вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире «Смуглая леди» (опубл. 1969). В 1949 Домбровский вновь был арестован, шесть лет провел в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава преступления и получил разрешение вернуться в Москву.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Городская проза. В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия. Героями произведений становятся «…не рабочие и не крестьяне, не элита. Это служащие, работники науки, гуманитарии, инженеры, соседи по домам и дачам, просто знакомые».

Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу деятелей искусства и науки. Массовые дискуссии в различных отраслях наук этого времени негативно отражались на их участниках.

После прихода к власти Н. С. Хрущева привычными стали его встречи с интеллигенцией, на которых генсек критиковал «формалистов» и авангардистов за «непонятность». Нужно отметить, что Хрущев слабо разбирался в вопросах культуры, а большинство «прогрессивных» деятелей культуры не могли открыто противостоять ему. Развитие культуры приняло утилитарный характер.

Л. И. Брежнев выступил против двух крайностей культуры: «очернительства» и «приукрашивания действительности». Критике подвергались работы, посвященные злободневным проблемам. Поддерживались произведения в духе неосталинизма. С целью контроля над культурой в середине 1970-х гг. была введена система госзаказов. Возросла цензура. Постоянно ограничивалось знакомство советских граждан с зарубежной художественной культурой.

Развитие культуры в 1960-80-е гг. носило противоречивый характер. Несмотря на то, что денежные средства на развитие культуры постоянно увеличивались, достижения не соответствовали затратам.

2. Образование и наука

В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку (они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года). Тогда же были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы – в Казахстане, Латвии и Эстонии. В послевоенное время была организована целая серия научно-исследовательских институтов. Война и репрессии 1930-х гг. нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 1940-х – начале 50-х гг. в Советском Союзе был дефицит специалистов с высшим и средним образованием.

В 1940-х – начале 50-х гг. советская наука и техника достигли ряда успехов в области физики, химии, точной механики, но они в основном были направлены на военные нужды. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

Отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жесткому контролю. Показательными в этом отношении стали гонения на кибернетику, которая была объявлена наукой, противоречащей законам материализма. Это негативно отразилось на уровне мирового развития СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т. Д. Лысенко, который обещал быстро повысить урожайность сельскохозяйственных культур без серьезных капитальных вложений.

После прихода к власти Н. С. Хрущева произошло некоторое раскрепощение исторической науки. Постепенно наблюдался отход от догм краткого курса истории ВКП(б), пересмотр роли Сталина в истории Советского государства. Возрастал культ личности самого Хрущева.

В годы 7-летки (1959–1965 гг.) произошел значительный сдвиг в области технического прогресса. В июле 1956 г. в небо поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104. В 1957 г. был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал советский искусственный спутник Земли. СССР стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос совершил советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин.

В середине 1950-х-начале 60-х гг. развитие получили средства массовой информации (СМИ). Радиовещание охватило всю страну.

Время «оттепели» характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо 7-летнего образования вводилось всеобщее обязательное 8-летнее.

В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон. В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков – академиков Л. Д. Ландау, А. Д. Сахарова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники.

Кризисное состояние школьного образования вызвало попытки осуществить реформу школы (1983–1984 гг.). Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в этой сфере привели к быстрому отказу от реформы. Уже в 1985–1986 гг. она была свернута.

Такие же проблемы стояли и перед высшей школой. Несмотря на то, что в стране постоянно росло количество вузов и университетов, промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого были:

1) нерациональное использование выпускников вузов;

2) низкий уровень их подготовки;

3) снижение престижа дипломированного специалиста.

Положение в науке было немного лучше. Советская наука лишь в фундаментальных областях не отставала от науки западных стран, в прикладной же области, и особенно в компьютеризации, она была в последних рядах. Значительные успехи были достигнуты советской наукой в области физики, химии, в освоении космоса.

1985–1991 гг. в области образования, науки и культуры характеризуются неоднозначно. В области образования изменения стали происходить с 1988 г. Усилился дефицит преподавателей, так как они стали уходить в коммерцию, чтобы обеспечить себе достойный заработок. Резко снизился интерес молодежи к получению образования. Постепенно вводилось альтернативное образование:

1) создавались гимназии;

2) лицеи и колледжи.

В течение 2-й половины 1980-х гг. в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и др., с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

3. Литература

Кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 1940-х – начале 50-х гг., отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. Целью ее было:

1) очернить все несоветское, несоциалистическое;

2) поставить барьер между СССР и западными странами.

В 1946–1948 гг. были приняты решения ЦК партии «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“, „О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению“, „О кинофильме „Большая жизнь“, «Об опере В. Мурадели «Великая дружба“. Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели: С. С. Прокофьев, А. Н. Хачатурян, Н. Я. Мясковский, А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антисоветскому направлению.

В годы «оттепели» заметно повысился уровень жизни советского народа. С 1956 г. был установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16–18 лет. В 1956–1960 гг. закончился перевод всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах – на 6-часовой рабочий день.

В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба“, „Богдан Хмельницкий“.

Вместе с тем именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились рецидивы сталинизма. В 1957–1962 гг. проводились «встречи» руководителей партии с деятелями культуры и искусства, на которых звучали крайне резкие оценки таких антисталинских произведений, как романы «Не хлебом единым» Дудинцева, «Рычаги» А. А. Яшина, «Собственное мнение» Д. А. Гранина, а роман «Доктор Живаго», который даже не был опубликован в СССР, стал причиной гонений на Б. Л. Пастернака.

В рамках литературно-художественного процесса «оттепели» происходило формирование слоя интеллигенции, оппозиционного существующему режиму – диссидентов. К этому времени относилось и появление «самиздатской» и «тамиздатской» литературы.

Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы. Необходимо назвать фильмы Т. Е. Абуладзе. Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский), «Юность» (редактор В. П. Катаев).

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Однако премия А.И. Солженицыну присуждена не была, а сам Хрущев к этому вопросу не возвращался.

4. Общественная мысль. Уровень жизни

Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентство» включало в себя различные проявления. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выразить свои сомнения, становились опасными для руководства страны; очень часто они подвергались тюремному заключению или высылались за пределы СССР. В 1965 г. были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. А. Тарковский, режиссер Ю. П. Любимов, писатель В. А. Некрасов, поэт И. А. Бродский, виолончелист М. Л. Ростропович и др.

Идеологии неосталинизма противостояла и «деревенская» проза В. П. Астафьева, Б. А. Можаева. Особое место в культуре тех лет заняли книги и фильмы В. М. Шукшина.

Еще одной специфической чертой культуры 1960-1970-х была т. н. «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Признанными лидерами были барды В. С. Высоцкий, Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич и др. Появляются и закрепляются элементы особой, молодежной поп-культуры.

С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время официальная пропаганда вела усиленную борьбу с «вещизмом».

В 1970-1980-е гг. среди писателей следует выделить Ф. А. Искандера, поэтов И. А. Бродского, Н. М. Коржавина, А. А. Галича, режиссеров А. А. Тарковского, Ю. П. Любимова, А. А. Германа, Т. Е. Абуладзе, С. Н. Параджанова, братьев Михалковых и др.

Большие изменения происходили в литературе и искусстве. Знаменательным явлением было возвращение советскому человеку произведений авторов «русского Зарубежья»: философов Н. А. Бердяева и В. Д. Соловьева, писателей Д. С. Мережковского, М. А. Алданова, И. А. Бунина и В. Д. Набокова, поэтов Н. С. Гумилева и И. А. Бродского и многих др. Стали выходить многие работы лауреата Нобелевской премии по литературе А. Солженицына, прежде всего «Архипелаг ГУЛАГ» и историческая эпопея «Красное колесо». Стала появляться так называемая «неформальная» пресса.

5. Живопись

В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти ряд обязательных этапов:

1) художественную школу;

2) училище или институт.

Свое обучение он заканчивал большой тематической картиной и затем становился членом Союза художников. Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт.

В советской живописи конца 1950-х – начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. А. Андронова.

Некоторые мастера, в противоположность навязываемой соцреализмом тематике, обратились к иным жанрам:

1) портрету;

2) пейзажу;

3) натюрморту.

Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе. В историю вошла встреча Э. Н. Неизвестного и Н. С. Хрущева. Художник – боевой командир Отечественной войны – снял свою рубаху перед главой государства, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев был поражен и смущен.

6. В кругах творческой интеллигенции

В кругах творческой интеллигенции – литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») – формировалась оппозиция официальному искусству.

Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увлеченных европейским и американским сюрреализмом. В полной мере они заявили о себе во 2-й половине 60-х и в 70-х гг. XX в. Каждый художник разрабатывал собственный, легко узнаваемый набор изображений-знаков.

Владимир Борисович Янкилевский (род. в 1938 г.) окончил художественную студию при Московском полиграфинституте. Его произведения – «Атмосфера Кафки» (1969 г.), серия гравюр «Мутации» (1970-е гг.) и другие – представляют собой ребусы, сложенные из азнообразных значков, которые вызывают ассоциации с таблицами, диаграммами, графиками и т. п. Позднее Янкилевский начал создавать трехмерные объекты.

Илья Иосифович Кабаков (род. в 1933 г.) выбрал для своих работ иной изобразительный «словарь»: картинки к детским книжкам, стенды, стенгазеты, плакаты. Однако в композициях художника они теряют свои привычные функции, и зрителю предлагается придумать им другое назначение.

Сын Е. Л. Кропивницкого Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922–1994) и В. И. Немухин (род. в 1925 г.) использовали в своем творчестве приемы абстрактного экспрессионизма. Кроме того, Лев Кропивницкий иллюстрировал книги. В эти же годы был выслан из страны талантливый художник и друг В. С. Высоцкого М. М. Шемякин.

Мастера разных поколений, до сих пор лишь мечтавшие о свободе самовыражения, теперь с увлечением предались экспериментам в духе современных западных художественных течений. Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называли этих мастеров «нонконформистами» (от англ. «несогласные»). На выставке 1962 г. в московском Манеже Н. С. Хрущев подверг «нонконформистов» жесткой критике.

После выставки «нонконформисты» ушли в подполье: они устраивали показы своих работ на частных квартирах, иногда в клубах и кафе.

Следующим крупным выступлением «нонконформистов» стала выставка на пустыре в московском районе Беляево (1974 г.). Городские власти в присутствии иностранных журналистов разогнали ее с помощью бульдозеров (в историю она вошла под названием «Бульдозерная выставка»). Событие получило международную огласку, и спустя две недели, уже с разрешения властей, в Измайлове состоялась новая выставка на открытом воздухе. С тех пор на официальных выставках до середины 1980-х гг. допускалось большее разнообразие тем, традиций, манер исполнения.

В 1970-80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

В 1980-90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. А. Гельмана, А. Салаховой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.

7. Архитектура и скульптура

В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю роскошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положение среди архитектурных форм занял параллелепипед, среди стройматериалов – бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).

А в 1970-80-е гг. стало популярным разнообразие форм, стилей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструкции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.