Новаторство и традиции в поэзии некрасова. «В чем новаторство Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии. Основные задачи исследования

ПОЭТИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО Н. А. НЕКРАСОВА

Когда Некрасов начинает свою творческую деятельность, в рос­сийском обществе ослабевает интерес к поэзии с ее сентиментальнос­тью и отрывом от социальной действительности и, напротив, просы­пается интерес к реалистической прозе и злободневной публицистике. Поэзия в то время многим кажется чем-то неуместным, ибо перестает удовлетворять запросы передовой части общества, жаждущего пере­мен. Лучшие умы сознают, что назрела объективная потребность об­новления поэзии, подчинения ее новым веяниям, новым идеям.

Первый сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки», вышед­ший в 1840 году, носил явно подражательный характер и оставил равнодушной читательскую аудиторию. Однако в течение последу­ющих пяти лет поэт настолько вырос и созрел как самостоятельный художник, что его творчество получило признание не только у чи­тателей, но и у профессиональных литераторов и критиков.

Некрасов, избегая расхожих штампов, намеренно создавал трудности для восприятия своих стихов читателем. Он расширил поэтический язык, ввел в него прозаизмы и низкую лексику:

Ой, бабье неугомонное! Полно взапуски реветь!

В стихотворении «Муза» поэт говорит о ней, что она «в пелен­ках» у него «свирели не забыла»; а в описании осени вводит разго­ворный прозаический язык:

Славная осень. Здоровый, ядреный, Воздух усталые силы бодрит.

Издательская деятельность Некрасова не могла не повлиять на его творчество: в его поэзии появляются интонации и обороты, свойственные публицистике; с этим связан и интерес поэта ко вся­кому факту, детали, подробности:


Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную.

Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, ко­торых не было раньше в любовной поэзии, с ее непременной отвлеченностью от «низменных» бытовых тем и нарочитой восторженнос­тью в описании мира человеческих чувств. Поэт приобщает к поэзии ежедневную «прозу», далекую от какой бы то ни было идиллии:

Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья.

Однако для Некрасова характерно и то, что он никогда не оста­ется только в пределах факта, как это имело место у последовате­лей «натуральной школы». За обращением к деталям, частностям в его стихах неизменно следует поэтическое обобщение:

Так солнце осени без туч Стоит, не грея, на лазури, А летом и сквозь сумрак бури Бросает животворный луч.

Помимо богатства и новизны поэтического языка поэзию Не­красова отличает богатство интонаций. Внося в стихи чисто разго­ворные интонации, он часто ломает традиционную метрику, по­скольку синтаксическая единица не совпадает с метрической:

Денно и нощно Всевышнего Молит: «Грехи отпусти!»

Многие стихотворения Некрасова воспринимаются как песни, поскольку поэт намеренно использовал четырехстопный ямб, часто встречавшийся в народном песенном творчестве:

Ой! Тени, тени черные... Вас только, тени черные, Нельзя поймать, обнять.

Некрасов искусно вплетает в поэтическую ткань своих произве­дений чужие голоса, тем самым давая нам возможность составить представление о герое через особенности его речи, манеру говорить, давать оценку:

Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митодор.

Для некрасовского творчества характерно обращение к новым жанрам, которые до него почти не использовались в поэзии: это ли­рическая и народная песня, сказки, загадки, частушки. Интерес к народной жизни и быту, к крестьянской культуре, традициям и языку ни у одного из русских поэтов не проявлялся столь сильно, как у Некрасова. Поэт часто обращался к фольклору, ибо стремил­ся как можно более полно выразить особенности народной души. Расширяя поэтический диапазон выразительных средств, Некрасов вводит в поэзию новые темы, например он часто обращается к фи­гуре падшей женщины и ее горькой судьбе:

Когда из мрака заблужденья Горячим словом убежденья Я душу падшую извлек...

Заслуга Некрасова в том, что он, дворянин и аристократ, сумел не только воспеть красоту души русского народа, но и не побоялся говорить о бедах, суевериях и надеждах простого народа тем же языком, каким говорили крестьяне, солдаты, городская беднота. Его стихи проникнуты подлинно демократическим пафосом, и на них воспитывались грядущие поколения россиян, жаждущих сво­боды не только для привилегированных сословий, но для всех рус­ских людей.

Путь Н. и в жизни и в поэзии был нелёгким. Его «университеты» оказались далёкими от того, что могла обещать жизнь молодому человека з дворянской семьи. Николай Алексеевич родился 10 дек. 1821г (по новому стилю) в украинском местечке Немирове. Очень рано началась жёсткая борьба за право на самостоятельность. Конфликт с отцом(кот был военным),желавшим сделать из своего сына военного, оставил юного Н. без средств к существованию. Такова была расплата за отказ идти обычным путём, за желание стать писателем. Начало его творчества – конец 30-40гг. Лирика Н. вырастает из русской поэзии: Пушкин. Это гуманизм и реалистический метод. Сильны так же и Лермонтовские мотивы («Размышления у парадного подъезда», «Замолкни муза…», «Рыцарь на час…»). Первые стихи появились разрозненно в разных журналах. Когда они выходили отдельно, Белинский хвалил их. В 1840 г ему удалось издать 1 книжку стихов «Мечты и звуки». Уже название сборника выражает суть этих романтических стихов, далёких от жизни и вторичных, написанных под влиянием разных поэтов. Белинский раскритиковал его. Становление поэтического дарования Н. закончилось к середине 40-х годов, далее можно уже говорить о развитии уже вполне зрелого поэта. Книга вызвала в журналах несколько полуодобрительных рецензий и резко отрицательный отзыв Белинского. Некрасов же, подобно Гоголю, он постарался скупить и уничтожить своё первое поэтич. детище. Нельзя сказать, что Некрасов знал, как и о чём писать стихи, но опыт показал о чём их писать НЕ нужно. Нач. 40х годов для Н – время тяжелой литературной поденщины. Десятки и десятки листов – рецензии, фельетоны, комедии и заметки, сказки и водевили… И всё это за копеечную плату. В те же годы происходит осознание того, что писать нужно о жизни, как она есть, что реальная действительность рвётся в литературу, требует своего места в ней. В литературной деятельности Н необычайное разнообразие жанров. Новизна Н. в выборе предмета изображения – «чувства социальности». Лирический мир его героя – попытка рассказать о разночинце и крестьянстве. Тема народа является сквозной..

Всередине 40-50гг – образы городских бедняков. Циклы «На улице», «О погоде», поэма «Несчастные». Сразу начинается сопоставление с Пушкиным. Все были поражены его звуковым описанием Питера – Звуковая симфония. «На улице»- хроникёрские записки, «Гробок».

В это время разночинец входит в лирику Н. со своей биографией, то есть со своим характером мышления, душевным строем, эмоцией – ролевая лирика. Такой герой был очень нов. Сквозными мотивами стали мотивы страшного душевного одиночества. Тема болезни и голода, нищеты. Это причины недуга, а как проявление – одиночество. («Еду я ночью по улице тёмной…»). Н. изображает своего героя не совсем в поэтических ситуациях, в быту! В осн. – трагич история женщины, вынужденной выйти на улицу. 52 строфы, биография сжата. Всё стихот-е – исповедь лирического героя. Н. выразил целую драму (предвосхитил образ Сони Мармеладовой).



В 50-60-е годы в лирику Н. входит тема народа , как крестьянско-деревенской России, тема измученного, но великого народа становится главной в его творчестве. Фигура разночинца возникает, как фигура эпохальная. Тема душевной болезни «Рыцарь на час»(62г)- элегическое настроение, амбивалентность уже в названии. Герой изображен в момент, когда он с предельной ясностью понял, что падаетв бездну. Одиночество, как болезнь. Всё стихотворение строится на музык принципе: мажор/ минор. Внутри – тема прекрасного, сельской природы. В описании прослеживаются романтические черты. Картины полные цветовых точек – деревня, осень в деревни, пора урожая, Описание деревенского собора и колокола, Воспоминание о матери. Тема любви : Характерны те же принципы отбора и освещения челов. идеала. Различные сюжеты, но коллизия одна – роковые обстоятельства; почти все соврем-е критики говорят о близости Панаевского цикла к Тютчевскому. В серце всех стихотворений трагедия расставания с любимой женщиной. Денисовский цикл: «О письмах женщины», «Я сегодня так грустно настроен…», «Я не люблю иронии своей…»… все ои о драматической любви. Некрасов да образ любви, как поединка. Тема поэтического труда : Образ поэта- образ труженика. Поэтич. твор-во раскрывается, как ежедневная работа, занятие человека. Лирич. Герой – поэт.(напр: «Муза»1856г). Вообще эта тема активно разрабатывается им с 1848г.Осмысливая своё творчество, Н. выводит программные стихотворения о поэзии: 1848 – «Вчерашний день часу в шестом…», 1851г- «Муза», 1852г- посвящ Гоголю «Блажен…»(создаётся образ самого Гоголя). 1856г – сборник «Стихотворения». Открывается стихот-м «Поэт и гражданин» (контаминация Рылеевского).

В 1856г. – 2ой сборник: Некрасов исповедует нравственные ценности присущие христианству – тема Бога. Жанр элегии использует Некрасов. Но немного изменяет специфику. Напр: «Нежатая полоса»- здесь существуют элегические интонация и организация.

Новаторство Н: Он смело ввёл в поэзию прозу жизни. Он легко совершал перевороты внутри жанров, нпример, наполнял элегию соверш новыми поэтич образами («Надрывается сердце отмуки»). Моноголосие. Близость и усвоение форм народного творчества. Элементы нар-поэтич стилистики (повторы, инверсии, уменьшит-ласкат суффиксы). Н. выходит к другим жанрам – напр. Поэмы.

Некрасов был редактором Современника, Отечественных записок.

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники сло­ва, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному.

Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный об­раз богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шес­том...», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза - родная сестра крестьянки, истязаемой на площади кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творче­ства поэта и определяет новизну его задач.

Поза созерцательного поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова. Он утверждает необходи­мость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви...

Такова главная тема поэтической декларации Некрасова - стихо­творения «Поэт и гражданин».

Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». Некрасов «незлобивому поэту» противопостав­ляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой за­дачи требует от поэта огромного мужества и стойкости.

Сам Некрасов порой сомневался в своих силах, что нашло отра­жение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печа­ли!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что, Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и поэт мог с гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в этом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, от­вечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том, чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.

Творчество Некрасова занимает особое место в русской поэзии. Николай Алексеевич во многом переосмыслил роль поэта в обществе и место поэзии в жизни людей. В отличие от Пушкина, Лермонтова и многих других классиков он не видел себя служителем муз и вдохновения. Некрасов прославился как защитник и голос простого народа. Его стихотворения обладают высоким гражданским пафосом и четкой социальной направленностью. Он полагал, что поэт не может творить в разрыве с теми событиями, которые происходят в жизни страны, считал недопустимым писать о красоте

Природы и любви к женщине в то время, когда на долю его народа выпадали тяжкие испытания.

Прежде всего, отход Некрасова от классической поэзии того времени выразился в появлении в его творчестве многочисленных пародий на стихотворения предшественников. Но он не просто осмеивал что-либо, а стремился посредством пародий показать необходимость перестройки поэзии со старых высоких форм на новые, более приземленные. Собственно, эти пародии кажутся смешными только при ощущении читателем связи с пародируемым объектом. При отсутствии этой связи как раз таки можно заметить внедрение Некрасовым новых стилистических

Приемов.

Некрасов одним из первых начал создавать произведения на остросоциальные темы или же, по-другому, писать «на злобу дня». В его стихотворениях человек неотделим от той среды, в которой он существует. Некрасов смещает акценты с анализа внутреннего мира людей на анализ состояния общества в целом. Именно с последним поэт связывает и состояние человеческой души.

Центральной темой в творчестве Некрасова были беды и чаяния простого народа. Он умел писать так, что, читая его строки, читатель чувствует свою сопричастность к происходящему. При этом актуальность стихотворений Некрасова не становится меньше с течением времени. В определенном смысле Некрасов попытался обмирщить поэзию – сделать ее доступной пониманию людей из низов. Для этого он стремился писать как можно более простым, народным, порой даже грубым языком. Не удивительно, что многие считают его творчество далеким от какой-либо поэтической эстетики.

Когда Некрасов начинает свою творческую деятельность, в российском обществе ослабевает интерес к поэзии с ее сентиментальностью и отрывом от социальной действительности и, напротив, просыпается интерес к реалистической прозе и злободневной публицистике. Поэзия в то время многим кажется чем-то неуместным, ибо перестает удовлетворять запросы передовой части общества, жаждущего перемен. Лучшие умы сознают, что назрела объективная потребность обновления поэзии, подчинения ее новым веяниям, новым идеям.
Первый сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки», вышедший в 1840 году, носил явно подражательный характер и оставил равнодушной читательскую аудиторию. Однако в течение последующих пяти лет поэт настолько вырос и созрел как самостоятельный художник, что его творчество получило признание не только у читателей, но и у профессиональных литераторов и критиков.
Некрасов, избегая расхожих штампов, намеренно создавал трудности для восприятия своих стихов читателем. Он расширил поэтический язык, ввел в него прозаизмы и низкую лексику:
Ой, бабье неугомонное!
Полно взапуски реветь!
В стихотворении «Муза» поэт говорит о ней, что она «в пеленках» у него «свирели не забыла»; а в описании осени вводит разговорный прозаический язык:
Славная осень. Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит.
Издательская деятельность Некрасова не могла не повлиять на его творчество: в его поэзии появляются интонации и обороты, свойственные публицистике; с этим связан и интерес поэта ко всякому факту, детали, подробности:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную.
Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых не было раньше в любовной поэзии, с ее непременной отвлеченностью от «низменных» бытовых тем и нарочитой восторженностью в описании мира человеческих чувств. Поэт приобщает к поэзии ежедневную «прозу», далекую от какой бы то ни было идиллии:
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.
Однако для Некрасова характерно и то, что он никогда не остается только в пределах факта, как это имело место у последователей «натуральной школы». За обращением к деталям, частностям в его стихах неизменно следует поэтическое обобщение:
Так солнце осени без туч
Стоит, не грея, на лазури,
А летом и сквозь сумрак бури
Бросает животворный луч.
Помимо богатства и новизны поэтического языка поэзию Некрасова отличает богатство интонаций. Внося в стихи чисто разговорные интонации, он часто ломает традиционную метрику, поскольку синтаксическая единица не совпадает с метрической:
Денно и нощно Всевышнего
Молит: «Грехи отпусти!»
Многие стихотворения Некрасова воспринимаются как песни, поскольку поэт намеренно использовал четырехстопный ямб, часто встречавшийся в народном песенном творчестве:
Ой! Тени, тени черные...
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать, обнять.
Некрасов искусно вплетает в поэтическую ткань своих произведений чужие голоса, тем самым давая нам возможность составить представление о герое через особенности его речи, манеру говорить, давать оценку:
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митодор.
Для некрасовского творчества характерно обращение к новым жанрам, которые до него почти не использовались в поэзии: это лирическая и народная песня, сказки, загадки, частушки. Интерес к народной жизни и быту, к крестьянской культуре, традициям и языку ни у одного из русских поэтов не проявлялся столь сильно, как у Некрасова. Поэт часто обращался к фольклору, ибо стремился как можно более полно выразить особенности народной души. Расширяя поэтический диапазон выразительных средств, Некрасов вводит в поэзию новые темы, например он часто обращается к фигуре падшей женщины и ее горькой судьбе:
Когда из мрака заблужденья
Горячим словом убежденья
Я душу падшую извлек...
Заслуга Некрасова в том, что он, дворянин и аристократ, сумел не только воспеть красоту души русского народа, но и не побоялся говорить о бедах, суевериях и надеждах простого народа тем же языком, каким говорили крестьяне, солдаты, городская беднота. Его стихи проникнуты подлинно демократическим пафосом, и на них воспитывались грядущие поколения россиян, жаждущих свободы не только для привилегированных сословий, но для всех русских людей.