Наш учитель обладая даром рассказчика объяснял. Познание. Перейдём к теоретической части

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,


Диагностическая работа в формате ОГЭ

Вариант 6

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1) Я был тогда молодым учителем, только что окончившим педагогический институт и приехавшим в глухую деревушку сеять разумное, доброе и вечное. (2) Не могу сказать, чтобы меня одолевали мысли о каком-то высоком призвании, я не считал себя тем самым пламенным пророком, который откроет детям какие-то неведомые истины… (3) Но мне хотелось, чтобы ученики под моим воздействием изменились, чтобы они стали добрее, внимательнее друг к другу. (4) И мысль о том, что я, двадцатитрехлетний парень, стану чем-то вроде путеводной звезды для подростков, признаюсь, тешила моё самолюбие.

(5) Мне дали классное руководство в шестом классе. (6) Неугомонном, озорном, горластом. (7) И я решил начать своё благодатное воспитательное воздействие с похода. (8) В походе, как я полагал, мы сможем лучше узнать друг друга, сможем сблизиться, найти общий язык… (9) Тут в голове моей родился замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное приключение.

(10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка, подаренная когда-то отцом. (11) В этой шкатулке хранились значки, которые я лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я решил использовать в качестве клада. (13) Вечером сходил на место предполагаемой стоянки, у сухой сосны закопал шкатулку, а рядом бросил записку. (14) Она начиналась словами: «Сними у каждого слова голову, и ты узнаешь великую тайну!»

(15) На следующий день мы пришли на это место. (16) Мальчики стали натягивать палатку, девочки пошли к роднику за водой. (17) Я даже подпрыгивал от нетерпения: так мне хотелось, чтобы они поскорее нашли записку и прочли её. (18) Но они ходили туда-сюда, не обращая никакого внимания на сложенный вчетверо листок, который валялся у них под ногами. (19) Потом они стали искать дрова, и кто-то из ребят даже несколько раз наступил на бумажку, но так за ней ни разу и не нагнулся. (20) Я уже упал было духом, как вдруг белобрысый Серёжка Лисицын увидел листок, поднял его, развернул и начал читать. (21) На его лице изобразилось недоумение, он пожал плечами, потом скомкал записку и положил её в кучу хвороста. (22) Вскоре задымился костёр, девочки сварили густой картофельный суп, потом пекли картофель в золе, и уютный запах дома, тепла наполнил всю поляну.

(23) Я смотрел на звёзды, которые, будто малиновые угли, вспыхивали в сумрачном небе, и на фоне красной луны сухая сосна с обломанной чёрной верхушкой казалась похожей на остов избы, сожжённой жестокими кочевниками. (24)Я так и не смог улучить минуту, чтобы выкопать свой клад и спрятать шкатулку в рюкзак. (25) Никому не нужная записка, догорающий костёр, кисловатый запах дыма, печально взирающие на нас с неба звёзды… (26) Мне тогда показалось, что всё происшедшее наполнено глубоким смыслом, как будто прямо на моих глазах жизнь простым и доходчивым языком рассказала мне не очень весёлую, обыкновенную историю о нас, людях, о том, какие мы и почему мы такие.

(По Д.Семёнову)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему герой-рассказчик решил отправиться в поход с учениками? »

    В походе герой-рассказчик хотел завоевать авторитет у ребят.

    Герой-рассказчик с учениками отправился искать спрятанную малахитовую шкатулку.

    В походе была возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, подружиться, найти общий язык.

    Молодой учитель хотел перевоспитать детей, сделать их выносливыми, физически сильными.

Ответ:

3

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот ?

    Я смотрел на звёзды, которые, будто малиновые угли, вспыхивали в сумеречном небе, и на фоне красной луны сухая сосна с обломанной чёрной верхушкой казалась похожей на остов избы, сожженной жестокими кочевниками.

    Я так и не смог улучить минуту, чтобы выкопать свой клад и спрятать шкатулку в рюкзак.

    Потом они стали искать дрова, кто-то из ребят уже несколько раз наступил на бумажку, но так за ней ни разу и не нагнулся.

    И мысль о том, что я, двадцатитрёхлетний парень, стану чем-то вроде путеводной звезды для подростков, признаюсь, тешила моё самолюбие.

Ответ: ___________________________

4

Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки обусловлено её значением " приближения ".

Ответ: ___________________________

5

Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса проверяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени?

6

Замените разговорное слово валялся в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7

Замените словосочетание малахитовая шкатулка (предложение 10), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Ответ: ___________________________

9

Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

10

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И мысль о том, 1 что я, 2 двадцатитрёхлетний парень, 3 стану чем-то вроде путеводной звезды для подростков, 4 признаюсь, 5 тешила моё самолюбие.

Ответ: ___________________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

Ответ: ___________________________

12

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью.

Не могу сказать, 1 чтобы меня одолевали мысли о каком-то высоком

призвании, 2 я не считал себя тем самым пламенным пророком, 3 который откроет детям какие-то неведомые истины, 4 способные изменить их жизнь…

Ответ: ___________________________

13

Среди предложений 2-5 найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

14

Среди предложений 15-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Васильевича Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок…». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Н.В. Гоголя.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Мне тогда показалось, что всё происшедшее наполнено глубоким смыслом, как будто прямо на моих глазах жизнь простым и доходчивым языком рассказала мне не очень весёлую, обыкновенную историю о нас, людях, о том, какие мы и почему мы такие» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение слова ПРИКЛЮЧЕНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое приключение» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Галанцева Наталья Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Нармонская СОШ"
Населённый пункт: село Нармонка Тетюшского района РТ
Наименование материала: конспект урока в 7 классе
Тема: "Знаки препинания при деепричастном обороте"
Дата публикации: 29.06.2016
Раздел: среднее образование

Урок-закрепление знаний в 7 классе
Знаки препинания при деепричастном обороте

Ц е л ь:
закрепить знания учащихся в постановке знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Задачи:
1. Образовательные: - совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте; - повторение грамматических особенностей деепричастий и закрепление умения находить их в тексте и использовать в речи; - проверить умения различать деепричастные и причастные обороты. 2. Развивающие: - способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, формирование коммуникативных умений; - создать мотивационную основу для изучения русского языка. 3. Воспитательная: - воспитывать интерес к русскому языку, культуру интеллектуального труда, уважительное отношение к окружающим, друг к другу.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие (кулачками с партнером по лицу, ладошками по плечу) Ознакомление с целью урока. II. Проверка домашнего задания. (Упр. 165) III. Работа по теме урока. - Итак, дома вы работали с причастным и деепричастным оборотами. Продолжим ее на уроке. Начнем с разминки.
1. Этап «Разминка»
А) Работа с партнером по часовой стрелке (
РАУНД РОБИН
). (
1 мин)
/ Каждый читает по предложению, проговаривая ответ на вопрос: Какой оборот употреблен? Надпишите - ДО или ПО/ 1. Саперы, управляющие лодкой, не бросали весел. (ПО) 2. Не узнав горя, не узнаешь и радости. (ДО) 3. Много тайн хранят леса, опаленные войной. (ПО) 4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. (ДО) 5. Выйдя из дома, человек направился к машине. (ДО)
6. Лодка, управляемая твердыми и сильными руками, чиркнула плоским днищем о песчаную отмель. (ПО) 7. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. (ДО) 8. Человек, вышедший из дома, направился к машине. (ПО) (Прокомментировать).(
1мин
) Б) Игра «Третий лишний»(слова записаны на доске; ОБДУМАЙТЕ – ЗАПИШИТЕ – ОБСУДИТЕ, ученики по очереди выходят к доске и выписывают лишнее слово, объясняя, почему)(1 мин) 1) сбегая, провожая, трепещущий; 2) весело, обдумав, любя; 3) желая, хотеть, любя; 4) зная, действуя, земная. В) Синтаксическая пятиминутка (Обсудите группой постановку знаков препинания) Деревья радостно трепещут, купаясь в небе, заполненном солнечным светом. - Что такое причастный и деепричастный оборот?
Проблемный вопрос:
- В чем отличие причастного оборота от деепричастного?
2 Этап. Работа с учебником
1) Упр.166 (замените словосочетания в скобках сначала деепричастным, а затем причастным оборотом, по образцу) 2) Проверка выполненного упражнения 166 (
МИКС ПЭА ШЭА
) (Возьмите тетрадь. Под музыку начинаем передвигаться, дотронувшись до 1 шкафа, 1 подоконника, 1 стены; образуйте пару, но не с партнером своего стола. Прочитайте свои предложения партнеру, начинает тот, кто младше) - А как обстоят дела с одиночными причастиями и деепричастиями?
3 Этап. Переход деепричастий в наречия

Неизменяемость деепричастия и его синтаксическая роль (обстоятельство) являются той основой, на которой совершается переход деепричастий в наречия. Такому переходу способствует отсутствие у деепричастия зависимых слов:
Слайд 1.-
Что же вы молчите? - Наслаждаюсь молча (П.). При переходе в наречия деепричастие утрачивает значение добавочного, сопутствующего действия: Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа (Д. Бед.). Деепричастия (обычно несовершенного вида), ставшие наречиями, выполняют роль обстоятельства и характеризуют действие с качественной стороны: Наступать надо немедля (Фурм.).
Помните:
деепричастные обороты на письме всегда обособляются. Независимо от их места в предложении. Так ли трудно следовать этому правилу? На первый взгляд не очень. Но на самом деле на это, казалось бы, нехитрое правило бывает довольно много ошибок. Самая распространенная ошибка – потеря одной из запятых, когда деепричастный оборот стоит в середине предложения. То теряется первая запятая, то вторая. Как в пословице: «Нос вытащишь – хвост увяз, хвост вытащишь – нос увяз». Запомните хорошенько: у деепричастного оборота (если только он стоит не в начале и не в конце предложения) обязательно должны быть две запятые – на носу и в хвосте.
Слайд 2.
Лиза, приближаясь к роще, пошла тише. Всегда ли обороты выделяются запятыми? Оказывается, нет.
Слайд 3. Вне закона
стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми. Для того чтобы понять, почему эти обороты не обособляются, послушайте следующий рассказ. (Читает ученик) С иностранным туристом, понимавшим по-русски, в одном городе произошло забавное недоразумение. К ребятам, которые помогали летом строителям ремонтировать школу, приехал на машине инженер и сказал: «Я прислал вам помощников».
Слайд 4.
«Да ведь мы взялись за дело засучив рукава и уже заканчиваем, – ответил один из старшеклассников. – Напрасно вы, Иван Петрович, мчались сломя голову». Турист, присутствовавший при разговоре, не мог понять, какие рукава засучили ребята. Никаких рукавов у них не было, все они были в безрукавках. Когда
же он услышал последние слова мальчика, его удивление сменилось испугом. «Сломя голову?» – переспросил он, сразу представив себе разбитую машину, санитаров в белых халатах, кровь на асфальте. Турист с недоумением смотрел на улыбавшегося Ивана Петровича. Это забавное недоразумение произошло потому, что турист понял дословно некоторые выражения, употребляемые нами не в прямом смысле. Ведь для нас засучив рукава означает «быстро, хорошо», а сломя голову – «поспешно, очень быстро».
- Как называются такие выражения?
Деепричастия, перешедшие в наречия, могут входить в с о с т а в фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки и др. Устойчивые словосочетания, которые обозначают совсем не то (или не совсем то), что входящие в них слова. В отличие от добавочных сказуемых – обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, устойчивые сочетания с деепричастиями на письме не выделяются запятыми. С ними нужно
держать ухо востро
. Не путайте их, пожалуйста, со свободными словосочетаниями. Сравните два предложения и скажите, в каком из них фразеологизм, а в каком свободное словосочетание.
Слайд 5.
1. Ребята взялись за дело засучив рукава. 2. Засучив рукава, мама принялась месить тесто. /Вы, наверное, поняли, что в первом предложении устойчивое сочетание, поэтому ему не положено запятой. А во втором – свободное словосочетание./ - Теперь вы знаете достаточно много, чтобы выделять деепричастия и деепричастные обороты. Карточка на каждую парту
Задание

1.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу устойчивые сочетания из приведенного выше списка. Расставьте знаки препинания. (
РЕЛЛИ РОБИН
№ 1,3 берут листочки с заданием и с партнером по плечу читаем по 1предложению, вставляя устойчивое сочетание из списка)
(

2 минуты)

Скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. 1. Боясь опоздать я несся в школу...… . 2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора, и только двое бездельников сидели... … . 3. Не взвесив всех возможных трудностей я пустился в рискованное предприятие... … . 4. Не испытывая большой любви к этому предмету я... … сел готовиться к контрольной. 5. Наш учитель литературы обладая даром рассказчика объяснял материал так что мы слушали...… .
4 Этап. «Деепричастия и хороший стиль».

Слайд 6.
Прочитайте предложения. 1. Петя нес на плече белку, весело вертя хвостом./У Пети на плече сидела белка, весело вертя хвостом. / 2. Конюх вел на поводу лошадь, ласково мотая мордой../За конюхом на поводу шла лошадь, ласково мотая мордой / - Как вы думаете, что хотели сказать авторы этих предложений и что у них получилось? Кто вертел хвостом и кто мотал мордой? -Конечно, они хотели сказать, что вертела хвостом белка, а мотала мордой лошадь, а получилось, что вертел хвостом Петя, а мотал мордой конюх. Как это ни странно, такие ошибки встречаются нередко. - Тот, кто составлял эти предложения, не учел одного очень важного правила. Вот оно:
Слайд 7.

Основное

действие,

обозначенное

глаголом-сказуемым,

добавочное

действие, обозначенное деепричастием, по смыслу относятся к одному и тому

же лицу или предмету.

-
Но помните, что грамматически деепричастие относится к глаголу, обозначая, как, каким образом происходит основное действие.
Задание 2: «Грамматические орешки»

Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. Изменять эти предложения можно по-разному, главное, чтобы они были грамотно, по-русски построены. - Кто же быстрее и грамотнее разгрызет орешки? (Каждому на парту выдается предложение) 1. Подойдя к калитке, на меня обрушился яростный лай собаки. 2. Подбегая к дому, послышались первые раскаты грома. 3. Спрятавшись под навес, дождик нам был уже не страшен. 4. Подняв хобот, раздался громкий рев слона. 5. Многие слоны стали жертвой охотников, стараясь добыть драгоценную слоновую кость.
Этап 5 заключительный «Контрольный пункт»

(МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА)
(Составьте модель деепричастия, заполнив поля прямоугольника; работаем в группе)
IV. Итоги урока.

Вывод:
ДО и одиночные деепричастия выделяются запятыми всегда, если они не перешли в разряд наречий или не стали устойчивыми сочетаниями.
Оценки.

V.Домашнее задание: упр. 169
подготовить связное высказывание на тему: «Что я знаю о деепричастии»;
Тест

Найдите

предложения,

которых

есть

части

речи,

обозначающие

добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается. 2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг. 3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища. 4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх. 5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2.

Найдите словосочетания с деепричастием.
1. Закутанный в тулуп; 2. Проложенный геологами; 3. Укрепил болт; 4. Вырастив урожай; 5. Запертый дома; 6. Устроившись на ночлег.
3.

Укажите верное продолжение предложения.
Потрогав воду, 1. она показалась мне очень холодной. 2. мне расхотелось купаться. 3. я передумал купаться 4. ее температура была слишком низкой. - Обменяйтесь друг с другом листочками и произведите взаимопроверку.

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».

Цель : закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи урока:

1) обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;

2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

3) выработать умение правильно писать «НЕ» с деепричастиями;

4) отработать умение правильно использовать деепричастия в речи;

5) учить правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

6) развивать словарный запас уч-ся;
7) учить составлять предложения с деепричастными оборотами;

Повторение:

1) правописание «НЕ» с другими частями речи;

2) виды глагола;

3) причастие и причастные обороты.

Межпредметные связи: с литературой.

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент.

2. Теоретическая часть.

Учитель: Сегодня на уроке мы подведём итоги по теме: «Деепричастие», обобщим наши знания, полученные ранее на уроках, сделаем выводы о роли и значении деепричастий в русском языке.

Ответы уч-ся на вопросы учителя:

  • Что такое деепричастие?
  • Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
  • Чем является деепричастие в предложении?
  • С помощью каких суффиксов образуется деепричастие?
  • Что такое деепричастный оборот?
  • Как он выделяется на письме?
  • Когда деепричастный оборот не выделяется?

3. Проверка Д/З.

Уч-ся читают предложения с деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

4. Работа у доски и в тетрадях.

Учитель: Кто сможет продолжить строчки…

Под голубыми небесами…

На доске записан отрывок без знаков препинания, 1 ученик расставляет пропущенные запятые, находит грамматическую основу предложения, деепричастный оборот, определяет вид деепричастия, составляет схему.

Остальные ученики выполняют задание в тетради.

5. Составить предложения с данными деепричастными оборотами (устно).

Прочитав интересную книгу…

Хорошо отдохнув летом...

Оглянувшись назад…

6. Физ. Минутка. Чтение стихотворения «Ладорский водопад».

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре!

7. Правописание «НЕ» с деепричастиями.

Работа с карточками и у доски.

«НЕ» слитно «НЕ» раздельно

Негодуя не видя

Ненавидя не читая

Недоумевая не написав

Невзлюбить не встретившись

Невежа не выполнил

Невежда не приготовить

2 ученика работают у доски, выбирают нужные им слова, записывают в свои столбики, а остальные работают с карточками в тетрадях с дальнейшей взаимопроверкой.

Повторение «НЕ» с глаголами и существительными.

Словарная работа: лексическое значение слов «невежа» и «невежда»

НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.

НЕВЕЖДА – малообразованный человек.

8. Повторение.

Причастный оборот. Заменить причастный оборот деепричастным.

Работа у доски и в тетрадях. Ученики записывают предложение, выделяют причастный оборот с определяемым словом, составляют схему предложения, затем записывают предложение с деепричастным оборотом, разбирают его, составляют схему.

Пролетевший над садами ветерок зашумел листочками деревьев.

Ветерок, пролетая над садами, зашумел листочками деревьев.

9. Работа по карточкам письменно в тетради – найти причастные и деепричастные обороты.

Уч-ся слушают предложения и записывают в тетради только ответы.

Карточка №1.

Ответы:

1. Д.

2. П.

3. П.

4. П.

Карточка № 2.

Ответы:

1. Д.

2. П.

3. П.

4. Д.

10. Учитель: Всегда ли обороты выделяются запятыми?
Оказывается, нет.
Вне закона стоят такие обороты: Они не выделяются запятыми.

Для того чтобы понять, почему эти обороты не обособляются, прочитаем следующий рассказ.

Учитель: С иностранным туристом, понимавшим по-русски, в одном городе произошло забавное недоразумение. К ребятам, которые помогали летом строителям ремонтировать школу, приехал на машине инженер и сказал: «Я прислал вам помощников». «Да ведь мы взялись за дело засучив рукава и уже заканчиваем, – ответил один из старшеклассников. – Напрасно вы, Иван Петрович, мчались сломя голову». Турист, присутствовавший при разговоре, не мог понять, какие рукава засучили ребята. Никаких рукавов у них не было, все они были в безрукавках. Когда же он услышал последние слова мальчика, его удивление сменилось испугом. «Сломя голову?» – переспросил он, сразу представив себе разбитую машину, санитаров в белых халатах, кровь на асфальте. Турист с недоумением смотрел на улыбавшегося Ивана Петровича.

Учитель: Почему произошло это забавное недоразумение?

Это забавное недоразумение произошло потому, что турист понял дословно некоторые выражения, употребляемые нами не в прямом смысле. Ведь для нас засучив рукава означает «быстро, хорошо», а сломя голову – «поспешно, очень быстро».

Работа по карточкам (устно).





скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

11. Итог урока. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы повторили тему «Деепричастие», но мне хочется сказать, что ещё о роли деепричастия в нашей речи. На уроке мы с вами использовали отрывки из литературных произведений Пушкина, Гоголя и поняли, что деепричастие помогает распространить предложения, сделать их более интересными, богатыми, даёт возможность точно и красочно описать то, о чём идёт речь. В доказательство хочу привести вам такой пример: писатель Григорович написал очерк «Петербургские шарманщики» и одно место в очерке ему не понравилось. Там было написано: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо заговорил писатель Ф.М.Достоевский, которому Григорович читал своё произведение, - совсем не то! У тебя выходит очень сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…». «Это замечание, - пишет Григорович,- помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, ЗВЕНЯ и ПОДПРЫГИВАЯ – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…».

12. Д/З: подготовиться к контрольному диктанту по теме: «Деепричастие».

13. Подведение итогов. Выставление оценок.

14. Орг.конец урока.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я, … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я, … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я, … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Карточка №1.

Отметив маршрут, туристы устроились на привал.

Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

Усеянное звёздами небо манило к себе.

Карточка № 2.

Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.

Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

Поднявшись, он быстро подошёл к окну.

Карточка №1.

Отметив маршрут, туристы устроились на привал.

Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

Усеянное звёздами небо манило к себе.

Карточка № 2.

Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.

Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

Поднявшись, он быстро подошёл к окну.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Преподавание литературы не было основной работой Александра Александровича Титова.

2) После окончания школы, университета рассказчик ни разу не позвонил своему учителю литературы.

3) Многие ученики Сан Саныча нашли свою дорогу в жизни, состоялись как личности и профессионалы.

4) После переезда на новую квартиру рассказчик не приезжал к своему учителю в старую школу.

5) У рассказчика осталась на память об учителе литературы подаренная им книга «Грибоедов и декабристы» Нечкиной.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Показать ответ

Ответ

123 <или любая другая последовательность>