Морской офицер жаворонков. Биография. Маршал авиации ссср жаворонков семён фёдорович

Основные события

Вершина карьеры

Маршал авиации, Командующий авиацией ВМФ

2 ордена Ленина

4 ордена Красного Знамени

2 ордена Ушакова I-й степени

Орден Нахимова I-й степени

Орден Кутузова II-й степени

Орден Трудового Красного Знамени

Медаль «За оборону Ленинграда»

Медаль «За оборону Москвы»

Медаль «За оборону Кавказа»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»

Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»

Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»

  • именное оружие
  • Жаворонков Семён Фёдорович (11 (23) апреля 1899 - 8 июня 1967, Москва) - Крупный советский военачальник. Маршал авиации, в годы великой отечественной войны командовал авиацией ВМФ. Обеспечил живучесть морской авиации на ранних этапах воины и наращивал её силу и умелое боевое применение в последующий период. В послевоенное время руководил гражданской авиацией Советского Союза.

    Биография

    Детство и юность

    Жаворонков С. Ф. родился 11(23) апреля 1899 года в деревне Сидоровской Кинешемского уезда Костромской губернии в бедной крестьянской семье. После окончания сельской школы, Семён Фёдорович отправляется на заработки на текстильную фабрику в Тезино, а с 1914 года в Вичугу.

    В марте 1917 года Жаворонков вступил в ряды большевистской партии. Принял участие в организации, а затем и возглавил кружок «Союз рабочей молодёжи имени III Интернационала», который стал в основании Вичугской комсомольской организации. В мае 1918 года он оканчивает трёхмесячный курс партийной школы в Москве и вступает в Вичугский районный комитет партии. Там он занимает должность заместителя секретаря районного комитета до июня 1918 года.

    В июне 1918 года Жаворонков вступает в Кинешемский красногвардейский коммунистический отряд и в его составе участвует в подавлении белогвардейского мятежа в Ярославле.

    Гражданская война

    Служба в армии для Жаворонкова начинается в сентябре 1918 года, когда он простым красноармейцем вступает в Первый советский Кинешемский полк. В ноябре он становится политкомом батальона 29-го стрелкового полка. В марте 1919 года Жаворонков уже военный комиссар батальона связи 7-ой стрелковой дивизии.

    За время гражданской войны Жаворонков С. Ф. принял участие в разгроме Колчака, Деникина, белополяков и в ликвидации бандитизма на Украине.

    Период между войнами

    В Военно-Воздушные Силы страны Жаворонков пришёл после окончания Военно-политической академии РККА в 1926 году. Дальше были курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, под Севастополем.

    После окончания в 1936 году оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского был назначен командиром Пятого тяжелобомбардировочного авиационного корпуса. С 1937 года - заместитель, а в 1938-1939 годах - командующий ВВС Тихоокеанского флота . С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота СССР . 4 июня 1940 года Жаворонкову Семёну Фёдоровичу присвоено звание «генерал-лейтенант авиации».

    Великая Отечественная война

    Именно Семён Фёдорович в начале войны внёс предложение наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову о нанесении самолётами-торпедоносцами ДБ-3Т ударов по Берлину в ответ на бомбардировки Ленинграда и Москвы. Планирование и выполнение этой задачи верховное командование возложило на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией Жаворонков С.Ф. был награжден орденом Красного Знамени.

    Семён Фёдорович руководил авиацией Краснознамённого Балтийского флота в период защиты Ленинграда. Лично принимал участие в создании воздушного прикрытия над Ладогой для защиты «Дороги жизни».
    31 мая 1943 года ему присвоено звание «генерал-полковник».

    При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года была внедрена новая тактика борьбы с противником на море. Она заключалась в крейсерских полётах одиночных самолётов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. Позднее полеты стали совершать мелкие группы самолетов, что значительно повысило результативность подобных атак по вражеским кораблям.

    Во время Керченско-Эльтигенской операции, проходившей с 31 октября до 10 декабря 1943 года, С.Ф. Жаворонков проявил особую заинтересованность в разработке и осуществлении её авиационного прикрытия. Благодаря опыту, полученному при командовании авиацией Черноморского флота до войны, было не так трудно организовать эффективную работу советских лётчиков в условиях крымского побережья. Благодаря ценным советам командованию Черноморского флота и контролем за развитием событий, авиация сыграла большую роль в успешном проведений данной операции. 3 ноября Военный совет Восемнадцатой армии писал командующему Черноморского флота:

    С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем . 25 сентября 1944 года Семёну Фёдоровичу присвоено звание «маршал авиации».

    В феврале 1945 года Ф.С. Жаворонков обеспечил безопасный перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

    Послевоенный период

    В послевоенный период С.Ф. Жаворонков занимал руководящие посты в гражданской авиации СССР:

    • 1946-1949 гг. заместитель начальника Главного управления ГВФ,
    • 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ,
    • 1957-1959 гг. 1-й заместитель начальника Главного управления ГВФ.
    • 25 мая - 2 июня 1959 г. - председатель 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, проходившей в Москве.

    С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья, но и тогда продолжил научную работу в ГВФ.

    С.Ф. Жаворонков внёс большой вклад в дело технического перевооружения ГВФ на реактивные и турбовинтовые самолёты, строительство и оборудование аэропортов, обеспечение безопасности полётов и расширение сети международных воздушных сообщений.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Какие бы должности не занимал С. Ф. Жаворонков, он непрерывно думал о развитии и укреплении силы авиации ВМФ, о разработке новых приемов её боевого применения, усиленно изучал стратегию и тактику вероятного противника на морских театрах. При общении со своими помощниками и подчинёнными он старался вселить уверенность в могучую силу авиации.

    Увековечивание памяти

    • бюст в г. Вичуга Ивановской обл.
    • мемориальная доска в г. Иваново
    • улицы в г. Иваново и г. Вичуге
    • Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации (ВАТУ ГА)

    Галерея

    Крупный русский советский военачальник, маршал авиации.


    Семён Федорович Жаворонков родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского у. Костромской губ. (деревня исчезла, находилась на границе с г. Вичуга Ивановской обл.). С 1910 года работал в Вичуге на текстильной фабрике. В 1917 году вступил в РСДРП(б), в июле - создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи.

    В сентябре 1917 того же года вступил в Красную Гвардию, а в сентябре 1918 - в Красную Армию. Участник Гражданской войны с 1918 г. по 1920.

    Получил образование в 1926 году в Военно-политической академии РККА, закончил в 1932 г. курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии, в 1933 г. - военную школу летчиков, в 1936 году - оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 года занимался политической работой в Красной Армии. С 1937 года - заместитель, в 1938-1939 - командующий ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота.

    В Великую Отечественную войну С. Ф. Жаворонков вступил в прежней должности.

    Он внёс предложение наркому ВМФ о нанесении самолетами-торпедоносцами ударов по военно-промышленным объектам Берлина. Выполнение этой задачи ставка Верховного Главнокомандующего возложила на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией был награжден орденом Красного Знамени.

    Семен Федорович руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни».

    При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на морем - крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели.

    С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем.

    В феврале 1945 года обеспечил по заданию советского правительства перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

    Руководил гражданской авиацией СССР:

    с 1946-1949 гг. зам. начальника Главного управления ГВФ,

    в 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ (Гражданского воздушного флота),

    в 1957-1959 гг. 1-й зам. начальника Главного управления ГВФ.

    С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья.

    Основные события

    Вершина карьеры

    Маршал авиации, Командующий авиацией ВМФ

    • 2 ордена Ленина
    • 4 ордена Красного Знамени
    • 2 ордена Ушакова I-й степени
    • орден Нахимова I-й степени
    • орден Кутузова II-й степени
    • орден Трудового Красного Знамени
    • медаль «За оборону Ленинграда»
    • медаль «За оборону Москвы»
    • медаль «За оборону Кавказа»
    • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
    • медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
    • Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
    • именное оружие

    Жаворонков Семён Фёдорович (11 (23) апреля 1899 - 8 июня 1967, Москва) - Крупный советский военачальник. Маршал авиации, в годы великой отечественной войны командовал авиацией ВМФ. Обеспечил живучесть морской авиации на ранних этапах воины и наращивал её силу и умелое боевое применение в последующий период. В послевоенное время руководил гражданской авиацией Советского Союза.

    Биография

    Детство и юность

    Жаворонков С. Ф. родился 11(23) апреля 1899 года в деревне Сидоровской Кинешемского уезда Костромской губернии в бедной крестьянской семье. После окончания сельской школы, Семён Фёдорович отправляется на заработки на текстильную фабрику в Тезино, а с 1914 года в Вичугу.

    В марте 1917 года Жаворонков вступил в ряды большевистской партии. Принял участие в организации, а затем и возглавил кружок «Союз рабочей молодёжи имени III Интернационала», который стал в основании Вичугской комсомольской организации. В мае 1918 года он оканчивает трёхмесячный курс партийной школы в Москве и вступает в Вичугский районный комитет партии. Там он занимает должность заместителя секретаря районного комитета до июня 1918 года.

    В июне 1918 года Жаворонков вступает в Кинешемский красногвардейский коммунистический отряд и в его составе участвует в подавлении белогвардейского мятежа в Ярославле.

    Гражданская война

    Служба в армии для Жаворонкова начинается в сентябре 1918 года, когда он простым красноармейцем вступает в Первый советский Кинешемский полк. В ноябре он становится политкомом батальона 29-го стрелкового полка. В марте 1919 года Жаворонков уже военный комиссар батальона связи 7-ой стрелковой дивизии.

    За время гражданской войны Жаворонков С. Ф. принял участие в разгроме Колчака, Деникина, белополяков и в ликвидации бандитизма на Украине.

    Период между войнами

    В Военно-Воздушные Силы страны Жаворонков пришёл после окончания Военно-политической академии РККА в 1926 году. Дальше были курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, под Севастополем.

    После окончания в 1936 году оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского был назначен командиром Пятого тяжелобомбардировочного авиационного корпуса. С 1937 года - заместитель, а в 1938-1939 годах - командующий ВВС Тихоокеанского флота . С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота СССР . 4 июня 1940 года Жаворонкову Семёну Фёдоровичу присвоено звание «генерал-лейтенант авиации».

    Великая Отечественная война

    Именно Семён Фёдорович в начале войны внёс предложение наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову о нанесении самолётами-торпедоносцами ДБ-3Т ударов по Берлину в ответ на бомбардировки Ленинграда и Москвы. Планирование и выполнение этой задачи верховное командование возложило на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией Жаворонков С.Ф. был награжден орденом Красного Знамени.

    Семён Фёдорович руководил авиацией Краснознамённого Балтийского флота в период защиты Ленинграда. Лично принимал участие в создании воздушного прикрытия над Ладогой для защиты «Дороги жизни».
    31 мая 1943 года ему присвоено звание «генерал-полковник».

    При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года была внедрена новая тактика борьбы с противником на море. Она заключалась в крейсерских полётах одиночных самолётов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. Позднее полеты стали совершать мелкие группы самолетов, что значительно повысило результативность подобных атак по вражеским кораблям.

    Во время Керченско-Эльтигенской операции, проходившей с 31 октября до 10 декабря 1943 года, С.Ф. Жаворонков проявил особую заинтересованность в разработке и осуществлении её авиационного прикрытия. Благодаря опыту, полученному при командовании авиацией Черноморского флота до войны, было не так трудно организовать эффективную работу советских лётчиков в условиях крымского побережья. Благодаря ценным советам командованию Черноморского флота и контролем за развитием событий, авиация сыграла большую роль в успешном проведений данной операции. 3 ноября Военный совет Восемнадцатой армии писал командующему Черноморского флота:

    С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем . 25 сентября 1944 года Семёну Фёдоровичу присвоено звание «маршал авиации».

    В феврале 1945 года Ф.С. Жаворонков обеспечил безопасный перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

    Послевоенный период

    В послевоенный период С.Ф. Жаворонков занимал руководящие посты в гражданской авиации СССР:

    • 1946-1949 гг. заместитель начальника Главного управления ГВФ,
    • 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ,
    • 1957-1959 гг. 1-й заместитель начальника Главного управления ГВФ.
    • 25 мая - 2 июня 1959 г. - председатель 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, проходившей в Москве.

    С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья, но и тогда продолжил научную работу в ГВФ.

    С.Ф. Жаворонков внёс большой вклад в дело технического перевооружения ГВФ на реактивные и турбовинтовые самолёты, строительство и оборудование аэропортов, обеспечение безопасности полётов и расширение сети международных воздушных сообщений.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Какие бы должности не занимал С. Ф. Жаворонков, он непрерывно думал о развитии и укреплении силы авиации ВМФ, о разработке новых приемов её боевого применения, усиленно изучал стратегию и тактику вероятного противника на морских театрах. При общении со своими помощниками и подчинёнными он старался вселить уверенность в могучую силу авиации.

    Увековечивание памяти

    • бюст в г. Вичуга Ивановской обл.
    • мемориальная доска в г. Иваново
    • улицы в г. Иваново и г. Вичуге
    • Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации (ВАТУ ГА)

    Семён Федорович Жаворонков родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского у. Костромской губ. (деревня исчезла, находилась на границе с г. Вичуга Ивановской обл.). С 1910 года работал в Вичуге на текстильной фабрике. В 1917 году вступил в РСДРП(б), в июле - создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи.

    В сентябре 1917 того же года вступил в Красную Гвардию, а в сентябре 1918 - в Красную Армию. Участник Гражданской войны с 1918 г. по 1920.

    Получил образование в 1926 году в Военно-политической академии РККА, закончил в 1932 г. курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии, в 1933 г. - военную школу летчиков, в 1936 году - оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 года занимался политической работой в Красной Армии. С 1937 года - заместитель, в 1938-1939 - командующий ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота.

    В Великую Отечественную войну С. Ф. Жаворонков вступил в прежней должности.

    Он внёс предложение наркому ВМФ о нанесении самолетами-торпедоносцами ударов по военно-промышленным объектам Берлина. Выполнение этой задачи ставка Верховного Главнокомандующего возложила на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией был награжден орденом Красного Знамени.

    Семен Федорович руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни».

    При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на морем - крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели.

    С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем.

    Лучшие дня

    В феврале 1945 года обеспечил по заданию советского правительства перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

    Руководил гражданской авиацией СССР:

    с 1946-1949 гг. зам. начальника Главного управления ГВФ,

    в 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ (Гражданского воздушного флота),

    в 1957-1959 гг. 1-й зам. начальника Главного управления ГВФ.

    С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья.