Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь. Буквы “ъ” и “ь” Задания с буквой ь для дошкольников

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

    • познакомить дошкольника с буквой Ь, правильным произношением звука;
    • научить писать печатную букву Ь по клеточкам;
    • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

    Назови, что нарисовано на картинках снизу:

    Лось Львица и лев Гусь Медведь

    Повтори: Л. Напиши: Л.
    Повтори: Р. Напиши: Р.

    Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
    Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
    Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».

    Прочитай, что у тебя написано:

    • Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
    • Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.

    Напиши: зь; нь.

    На какую букву похож мягкий знак?

    Задание: печатная буква Ь для дошкольников

    Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

    В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
    Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

    Продолжи фразу

    В яме спит зимою длинной,
    Но чуть солнце станет греть.
    В путь за медом и малиной
    Отправляется … (медведь).

    Уж очень вид у них чудной:
    У папы локоны волной,
    А мама ходит стриженой.
    За что она обижена?
    Недаром часто злится
    На всех мамаша … (львица).

    Сказка про букву Ь

    Отец и мать

    Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
    - Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
    - Спеть! Спеть! - отвечает она.
    - Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
    - Свить! Свить!
    Через некоторое время у них появились птенцы.
    - Пять! Пять! - радостно поет отец.
    - Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
    А дети уже пищат:
    - Пить! Пить! Есть! Есть!
    Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
    - Дать? Дать?
    А дети хором:
    - Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
    - Жуть,- говорит отец.
    Выросли птенцы и полетели из гнезда.
    - Вернуть? - спрашивает отец.
    - Пусть, пусть…- тихо ответила мать.

    Загадки для детей на букву Ь

    Кто приходит.
    Кто уходит -
    Все ее за ручку водят.
    (Дверь)

    Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко.
    Рога раскинув широко.
    (Лось)

    Спит или купается,
    Все не разувается:
    День и ночь на ножках
    Красные сапожки.
    (Гусь)

    Веселые стихи про букву Ь для детей

    Буква Р перевернулась
    - Мягким знаком обернулась.
    (В. Степанов)

    Нарисуем мягкий знак
    Нежно капелькой вот так:
    Букву капелька смягчит
    - Слово мягко прозвучит.
    (А. Шибаев)

    Белка хвостик изогнула,
    У пенечка отдохнула.
    Распушила хвост, да так -
    Стал похож на мягкий знак!
    (Е. Тарлапан)

    Мягкий знак живет беспечно,
    Он без кепки ходит вечно.
    (Л. Шибаев)

    Все короче наша тень,
    Это значит - скоро день.
    Тень растет, уходит прочь,
    Это значит - скоро ночь.
    (В. Лунин)

    Вьюга хлещет так и сяк,
    Бьет в лицо крупой сыпучей,
    Очень жесткой и колючей,
    Несмотря на мягкий знак.
    (Я. Аким)

    Вьется недалечко
    Реченька-река.
    Маленькая речка,
    Меньше ручейка:
    Ни поплыть,
    Ни нырнуть,
    Только ножки
    Окунуть чуть-чуть!

    Итоги урока:

    1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
    2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
    3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
    4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

    тема: Буква мягкий знак

    Цель: познакомить с буквой «Ь»

    Задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

    формировать умение объяснять орфограмму

    Коррекционно – развивающие:

    развивать фонематическое восприятие и слух,

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно – воспитательные:

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

    воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

    Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Старшая подгруппа

    тема: Буква мягкий знак

    цель: познакомить с буквой «Ь»

    задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

    формировать умение объяснять орфограмму

    Коррекционно – развивающие:

    развивать фонематическое восприятие и слух,

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно – воспитательные:

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

    воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

    Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    садится тот, кто назовет слово со звуком [Ч"]

    1. Повторение пройденного материала:

    Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)

    Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).

    Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).

    Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).

    Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими?

    Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?» - прослушать и повторить за логопедом слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

    3 . Знакомство с новым материалом.

    1. - Как звучал последний согласный звук во всех этих словах? (Мягко).

    А почему он звучал мягко?

    2 . Звуковой анализ слова угол.

    Назовите 1й звук, какой он?

    Какой звук 2, 3?

    Сколько всего звуков в слове?

    Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (меняем синий квадратик на зелёный).

    Как теперь звучит слово? Произнесите его!

    УГОЛЬ.

    Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.

    Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).

    Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.

    Мягкий знак – хитрый знак,

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь ?

    Без пожара, просто так?

    Это буква мягкий знак.

    4.Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка .

    Аль-оль-уль-иль ать-оть-уть-ить авь-овь-увь-ивь

    Ась-ось-усь-ись арь-орь-урь-ирь Ань-онь-унь-инь

    Ять-ять-ять – мы пошли гулять

    Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь

    Ень-ень-ень – в саду растёт сирень

    5. Дидактическая игра «Светофор».

    Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

    6. Физминутка. Координация речи с движением.

    Утром рано мы проснулись, потирают глаза

    Сладко, сладко потянулись. Потягиваются

    Чтобы сон ушёл, зевнули, зевают

    Головой слегка тряхнули. покачивают головой

    Разбудил нас бег на месте легко бегут на месте

    К ванне побежали вместе.

    Умывались и плескались, делают массирующие движения по лицу, шлёпают

    ладонями по телу.

    Зубы вычистить старались указательным пальцем «проводят» вдоль зубов

    Причесались аккуратно проводят рукой сверху вниз вдоль волос.

    Приоделись все опрятно делают движения руками вдоль тела сверху вниз

    Не хотим мы больше спать! грозят указательным пальцем

    Будем весело играть! Хлопают в ладоши

    7.Знакомство с буквой Ь.

    Сколько букв в слове уголь?

    Сколько звуков? Букв 5, а звуков 4.

    Буква Ь не обозначает звука, а только подсказывает, как надо читать согласный звук. Напечатаем новую букву:

    Буква Р перевернулась.

    Мягким знаком обернулась.

    8. Закрепление нового материала.

    Логопед предлагает детям послушать сказку про букву Ь.

    Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. (Чтение детьми слогов с гласными второго ряда)

    Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.

    Что это за буква? – смеялись они.

    Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)

    Как она называется? (дети называют букву).

    Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.

    Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.

    Послушаем, что это были за слова. Но они зашифрованы загадкой:

    Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога. (гвоздь)

    Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ. А получается только – ГВОЗД.

    Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Д в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Д.

    Что получилось? – Гвозди.

    Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)

    Позвали буквы Ь, он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.

    Что получилось? (Гвоздь.)

    Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.

    Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно напечатать отгадки:

    Кто приходит, кто уходит – все её за ручку водят. (Дверь.)

    Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

    Спит или купается, всё не разувается.

    День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

    С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.

    1. Самостоятельная работа в тетрадях

    Раскрасить букву мягкий знак и выполнить задания в тетраде

    Итог занятия.

    С какой новой буквой познакомились дети?

    Чем отличается новая буква от уже знакомых?

    Зачем нужна в словах буква Ь?

    Когда нам на помощь при письме приходит новая буква?

    Назовите слова с мягким звуком.


    Мягкий знак

    Живёт беспечно,

    Он без кепки

    Ходит вечно.

    А упрямый

    Твёрдый знак

    Кепку носит

    Только так.


    брат – братья

    стул – стулья

    дерево – деревья

    сел съел

    ехали съехали

    ел съел


    Веселые стихи

    «Ь» Буква Р перевернулась –

    Мягким знаком обернулась.

    Мягкий знак, мягкий знак –

    Ковш, половник и черпак.

    В. Степанов

    «Ъ» Из ведра не просто так

    Нам воды напиться:

    Нужен ковшик – твердый знак,

    Чтобы не облиться.

    В. Степанов

    1. Расшифруй слова

    ф – 1 л – 3 1 2 3 4 5

    ф – 1,8 г – 5

    о – 2, 4 р – 6 1 2 3 4 5 6 7 8


    1. И г ра «Кто внимательный?».

    1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово. ­­­________________________________

    2. Что общего в словах:

    белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

    3. Что общего в названиях этих предметов:

    подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

    2. Игра «Кто больше?».

    1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами.

    _________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    3. Игра «Лесенка».

    1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

    ___ ___ ___ ь ___ ъ ___ ___ ___

    ___ ___ ___ ___ ь ___ ___ ъ ___ ___ ___

    ___ ___ ___ ___ ___ь ___ ___ ___ ъ ___ ___ ___

    4. И г р а «Закончи слово».

    1. Бук_________, тет__________, сло___________, ян__________, фев__________, мед____________.

    5. Прочитай внимательно.

    НА ЛЬДИНЕ

    Наступила весна. На реке пошёл лёд. На берегу было много народу. Все смотрели, как идёт лёд. Вдруг все увидали на одной льдине собаку. Она жалобно выла.
    Витя схватил длинный багор и зацепил льдину. Витя тихонько потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака соскочила на землю.

    Ответь на вопросы.

    Какое время года наступила? Что пошёл на реке? Кто пришел на берег? Почему они пришли? Что увидели все? Что делала собака? Что сделал Витя? Что сделала собака?

    6. Прочитай рассказ. И постарайся пересказать содержание.

    ЗАВТРАК

    Мама позвала Аню, Симу и Яшу кушать. На столе был завтрак: масло, сыр, мёд, хлеб и чай. Были яблоки и груши. Мама принесла ещё арбуз. Аня съела хлеб и масло. Сима съела хлеб с сыром. Яша съел хлеб с мёдом. А потом дети стали есть фрукты.

    Задание: Спиши 1, 5, 6 и 7 предложения.




    В пустые клетки напиши примеры и реши их.

    Задача № 1

    Всё валяется в квартире:

    Тапок – три, носков – четыре.

    Их сложи и убери.

    (И на полках пыль протри!)

    Чтобы маму радовать,

    Нужно вещи складывать.

    Задача № 2

    У Мишки на ёлке висели игрушки.

    Четыре игрушки упали с макушки…

    «Сколько игрушек осталось на ёлке?» -

    Думал медведь, подметая осколки.

    3 Реши примеры

    7 + ___ = 10 ___ + 4 = 10 2 + ___ = 10

    5 = 10 1 + ___ = 10 ___ +6 = 10

    4

    9 – 3 = 5 + 2 = 4 – 3 =

    6 + 4 = 8 – 4 = 1 + 7 =

    Увеличь на 3 Уменьши на 4 ˂ ˃



    Сколько всего? Обведи нужную цифру.



    Аера да, нечкәртә дә -

    Шундый билге нечкәлек.

    Кирәк сүздә язмый калсаң,

    Бозылачак эчтәлек.

    Калынлык билгесе

    Ул әкият ачкычы.

    Буратино югалтмас,

    Карабас ала алмас.

      Бу сүзләрдә «ъ» - калынлык билгесен яз! Поставь Ь в словах, прочитай и переведи.

    тәүфик____ _____________ ал____япкыч _____________________

    Ях___я _____________ мәг____нә ______________________

    Ниг___мәт ____________ под____езд ______________________

    Җәг___фәр _____________ кул____яулык ___________________

    Сәг___ди _______________ аш____яулык __________________

      Нокталар урынына «ь» куеп, с ү зл ә рне д ө рес итеп укыгыз.

    к ө н___як

    с ә гат___

    с ө м___я

    шигыр___

    Ил___яс

    к ә газ____

    д ө н___я

    яш____

    т ө н____як

    ям____

    М ә р___ям

    С ә гыйт____

      Выучи стихотворения.

    Мияу!

    Песи, песи, пескәем,

    Соры синең төскәең.

    Йомшак синең йоннарың,

    Җылы синең туннарың.

    Роберт Миңнуллин

    Яз

    Яз килә! Яз килә!

    Cыерчыклар килә,

    Гөрләшеп, сайрашып,

    Җырчы кошлар килә. Бари Рәхмәт

    Выучи стихотворения. Запомни татарские слова.

    Мы с тобой

    Говорит учитель наш:

    «Голова иначе – БАШ».

    Это выучить пустяк:

    КУЛ – РУКА, НОГА – АЯК,

    Зиля в зеркало глядит,

    А ЛИЦО, конечно БИТ.

    Чисти зубы, как поешь!

    З
    УБ, запомни, будет ТЕШ.

    Если вдруг подхватишь грипп,

    То поможет ВРАЧ – ТАБИБ.

    Как без друга обойдусь?

    ДРУГ мой лучший – это ДУС.

    МАЛЬЧИК, с нами поиграй!

    Назовём его МАЛАЙ.

    Книжку ДЕВОЧКА прочла.

    Ходит в школу КЫЗ БАЛА.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Раздаточный материал:

    • листы бумаги,
    • карандаши,
    • набор цветных фишек для каждого ребенка (квадратики 2*2 см красного, синего и зеленого цветов),
    • касса букв с изученными буквами.

    Демонстрационный:

    • схемы предложений;
    • желтая коробочка с мелом;
    • цветные фишки для обозначения звуков;
    • буквы;
    • лист со словами СОЛ, ДЕН, РОЛ, КОН, ЛЕН, НОЛ, написанными в столбик;
    • маркер;
    • картонная буква “Ь”,
    • клей,
    • кисточка,
    • вата,
    • горох,
    • шарики пенопласта.

    Ход занятия

    1.Закрепление написания изученных букв.

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить, какие буквы мы уже изучили. Но, к сожалению, у нас кончился мел. Как же мне показывать вам буквы, не называя их?

    Дети: Можно рисовать в воздухе.

    В: Действительно, это выход. Тогда я буду рисовать для вас букву в воздухе, а вы записывайте ее на листочке. (Воспитатель “рисует” в воздухе буквы Н, К, Ж, О, Ю, Ы, Ш, Р, А, Л правой рукой, повернувшись спиной к детям. Дети записывают буквы у себя на листочках).

    2.Закрепление знаний о буквах.

    Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, Ю, Ы, А).

    А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные).

    Какими буквами обозначаются всегда твердые согласные? (Ж, Ш)

    Какая буква лишняя? Почему? (буквой Ю иногда обозначаются два звука)

    3.Работа с предложениями.

    Воспитатель произносит предложения:

    Была зима.

    Алеша с папой гуляли.

    Мальчик слепил снеговика.

    Дети самостоятельно чертят схемы на листочках. Затем воспитатель вывешивает схемы на доске, но с ошибками (в схеме первого предложения не поставлена точка, в схеме второго предложения указано только три слова, схема последнего предложения начинается с “ маленькой буквы”)

    Дети выделяют ошибки, исправляют их, объясняют.

    В: Давайте закончим этот маленький рассказ. Придумайте другое предложение к последней схеме, подходящее к этому рассказу.

    4.Физкультминутка.

    Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
    Очень нравится нам делать по порядку:
    Весело шагать (ходьба),
    Руки поднимать (руки вверх),
    Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
    Прыгать и скакать (10 прыжков)

    5.Звуко-буквенный анализ.

    В: Пока мы отдыхали, я вспомнила, что утром нашла вот эту коробочку. В ней спрятана отгадка на загадку. (Показывает коробочку).

    Отгадайте: Белый камешек растаял,
    На доске следы оставил.

    Д: Это мел.

    В: Предлагаю разобрать это слово.

    Назови первый звук. Какой он?

    Каким цветом обозначим?

    Назови второй звук. Какой он?

    Каким цветом обозначим?

    Назови третий звук. Какой он?

    Каким цветом обозначим?

    Сколько всего звуков в этом слове?

    Сколько согласных?

    Сколько гласных?

    Какой по счету гласный звук?

    Какой по счету согласный мягкий?

    Какой по счету согласный твердый?

    (Вопросы задаются индивидуально, схему слова дети выкладывают фишками на партах, воспитатель на доске.)

    6.Знакомство с буквой “Ь”.

    В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово?

    Д: Мель.

    В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?

    Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

    В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме. Выложите эту схему рядом со схемой слова “мел”. Чем отличаются эти схемы?

    Д: В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.

    В: А чем эти слова похожи?

    Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.

    В: Давайте теперь обозначим звуки буквами. (Цветные фишки заменяются буквами, которые называют дети). Сначала слово “мел”, затем – “мель”. (Получилось два слова “мел”). Звук [л] обозначается буквой “л”, но как же сделать, чтобы последний звук читался мягко? Есть такая буква-помощник, она ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко. Эта буква называется мягкий знак. (Воспитатель добавляет на доске к слову “мел” мягкий знак).

    Сколько букв в этом слове? А сколько звуков в схеме? Почему же букв больше, чем звуков?

    Дело в том, что буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод).

    Давайте напишем эту букву:

    Нарисуем мягкий знак
    Нежно капелькой вот так:
    Букву капелька смягчит,
    Слово мягко прозвучит.

    (Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках). Добавьте фишку с этой буквой ко второму слову.

    7.Игра “Отгадай слово”.

    Дети выходят на ковер, садятся полукругом перед прикрепленным к стене или подставке листом бумаги. На листе слова:

    В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук. Как показать это на письме?

    Д: Добавить букву “ь”.

    (Дети дописывают по очереди букву “ь” к словам и читают их)

    8.Подведение итога. Совместная работа.

    Дети остаются на ковре, но садятся вокруг модуля, накрытого салфеткой.

    Что сегодня узнали нового?

    С какой буквой познакомились?

    Для чего она нужна?

    А хотите сделать портрет мягкого знака?

    Воспитатель убирает салфетку с модуля, на нем большая, вырезанная из картона буква “ь”, клей, кисточка, вата, крошки пенопласта, горох и т.п.

    В: Какой материал вы бы выбрали для мягкого знака?

    Д: Вату, она самая мягкая.

    Каждый ребенок берет кусочек ваты и приклеивает его к картону с обеих сторон.

    В: Теперь буква “ь” будет гостем в нашей группе.