Классический период античной философии. Древняя философия и античная классика Античность как культурная эпоха

История античной философиираспадается на четыре периода:

1. Натурфилософский: зарождение и формирование (9-нач 5 в. до Н.Э.)

2. Классический: зрелость и расцвет (5-4 вв. до Н.Э.)

3. Эллинистический: закат (это греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода)Распад империи Александра Македонского(конец 4- нач 1 вв до нэ)

4. Римский: период упадка и гибели в эпоху римской империи (1-5 вв. Н.Э.)".

Натурфилософский период:

Главная цель- поиск субстанции, единого начала мироздания, космоса

4 элемента:

Милецкая

3 мудреца:Фалес,Анаксемандр,Анаксемен

Фалес -субстанция -вода ,а остальные элементы получаются с помощью ее

Анаксемандр -субстанция-аппейрон (субстанция,которч вмещает в себя бесконечное число св-в)

Анаксемен -субстанция -воздух ,остальное из него

2. Героклита

Первооснова-огонь.

По закону логоса мир вечен,тк он постоянно обновляется. Возникает момент,когда все сгорает, происходит мировой пожар, но потом все восстанавливается. "Жизнь возникает из противоположностей".

Первоосновы-атомы.

Существует два мира- один воспринимает нашими чувствами,другой-невидимый,он дается только в разуме, он есть сущность,фундамент всего.

ОпорииЗинона:

Ахилес и черепаха

Летящая стрела

5. Пифагорская школа

Субстанция-числа, их пропорция управляет миром. 10- священное число.

Пифагор критиковал тиранию и демократию, любил аристократию. Тираны старались его убить.

Классический период

Сократ, Платон,Аристотель

Уделялось внимание не изучению природы, а улучшению человека и общ-ва.

Софисты(учителя мудрости) первые обратили внимание на способности и качества человека. Начали развивать науку о мышлении-логику, риторику

"Человек- мера всех вещей. " " Человек, прознай самого себя!"

Управление государством должно формулироваться на основе общего соглашения между людьми и по поводу их общих интересов. (Элемент договор ной теории)

2 поколения софистов:

Старое

Обращало внимании на способности человека, существовал культ мышления и говорения. Физический труд считался достойным только рабов. Для свободных-толко спорт. Спорт нужен для развития красоты и для возможности управлять рабами, так как на одного свободного было по три раба.

Молодое

Использовало учение старших.

Со временем софисты приобрели дурную славу из-за того, что они стали простить за свои учения деньги.

Эллинистический период

Связан с образованием и распадом Империи Александра Македонского

4 философских школы:

Философия кинеков

Философия стоиков

Гедонисты

Эпикуреизм

Киники

Главные ценности-внутренние качества человека. Проявляет равнодушие к житейскому комфорту.

Известный представитель-ДеогенСинонский

Стоики

(С 3 в до нэ до 3 в нэ)

Представители:ЗенонКитеонский,Кленф,Хрисифф

Самая главная стихия в космосе-огонь,который живет в соответствии с мировым законом. Существует мировая душа-чистейший эфир.

Вселенная-единое,живоесущество, душа.

Человек должен следовать логике этой души. Решающую роль во всем играет воля человека.

Все в мире предопределено->существует всеобщая целесообразность->покорность, стойкая переносимость жизненных невзгод.

Гедонизм

Все моральные нормы происходят из противоположностей между насаждением и страданием.

Смысл жизни-достичь насаждения = блага

Представитель-Аристипп Киринский

Школы разделяются на 2 части:

Оправдавали любое наслаждение

Не всякое наслаждение-благо, лишьто, что ведет к счастью.

Эпикуреизм

Идею счастья продолжил Эпикур- создатель школы Эпикуреизма

Наслаждение- созерцание мудрости природы. Государство должно способствовать этому наслаждению.

Создал школу Сад Эпикура.

У входа в школу был кувшин с водой и надпись "Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие- высшее благо"

Римский период

Прагматический период

Представители: Плутарх и Цицерон

Марк Туллий Цицерон

Основная мысль, стремление- создать учение о совершенном гос-ве. Опирался на идеи Платона и Аристотеля. За основу берет учение Аристотеля о формах гос-ва.

Выделял три прекрасных формы гос-ва

Монархия,царская власть

Аристократия

Демократия

*каждая из форм вырождается в свою противоположность

Сравнивает совершенное гос-во с искусно составленным букетом,состоящего из разных цветов, дополняющих друг друга, а не с метлой, которая выметает все лучшее из гос-ва.

Необходимое условие -господство закона.

Акрополь - одно из самых известных произведений античной классики.

"Античная классика" - определение, которое искусствоведы итальянского Возрождения дали наиболее древней из известных в то время культур - древнеримской. В эпоху Возрождения памятники Древней Греции европейцам еще не были знакомы, поскольку территория, которую некогда занимала Греция, находилась под властью турков. В 19 в. благодаря раскопкам, проводимым археологами Шлиманом и Эвенсом, европейцы получили возможность ознакомиться с более ранними культурами. Выдающиеся произведения античной культуры называли классическими (понятие "классика" было введено еще во 2 в. н. э. древнеримским писателем Авл Геллием), то есть образцовыми, достойными подражания, а саму античность стали почитать, как исток основных идей, которые и по сей день руководят европейской цивилизацией. Развитие античной классики получило свое начало в зодчестве древних греков и претерпело несколько этапов: - с 600 до 480 года до н.э. - архаика - период, когда греки отразили нападение персов. Это время развития дорического ордера, мощных колонн практически без декора.

Дорический храм в Седжесте. Сицилия. 5 в. до н.э.

С 480 по 323 годы до н.э. (год смерти Александра Македонского) - период расцвета, когда развивался ионический стиль, более утонченный и декорированный, чем дорический.

Ионический храм Эрехтейон в Афинах (421-406 гг. до н.э.)

Последняя треть 4 в. до н. э. - 30 г. до н.э. - эллинизм, закончившийся с завоеванием римлянами Египта, до этого времени находившегося под греческим влиянием. В это время появился коринфский ордер - самый роскошный из всех ордеров

Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (6 в. до н. э. до 2 в. н. э.)

Наряду с религиозными сооружениями в эпоху эллинизма стали появляться светские строения: театры, рынки, спортивные арены, а также жилые дома и дворцы, алтари, гробницы. Античная классика жилых строений этого периода представлена богато оформленным перистильным домом с расписанными стенами. Основа античной классики - материализм, практицизм, логичность, осмысленность. Эмпиричность создания форм сооружений в искусстве шумеров и египтян была заменена точным и логичным математическим расчетом. Этот подход способствовал появлению и развитию канонов, свободных от интуитивного восприятия и подражания более древним способам возведения сооружений. Красота, по представлению древних греков, телесна и материальна (этой культуре свойственен антропоморфизм - очеловечивание). Древнегреческий философ Протагор говорил, что мера всех вещей - это человек. На основе соотношений размеров частей человеческого тела создавались и архитектурные классические колонны - элемент ордерной системы. Принцип телесности античной классики отражался также в передаче основных идей и философских воззрений посредством создания скульптурных композиций, как наглядных визуальных образов.

Барельефы колонны храма Артемиды Эфесской изображают сцены из мифов о греческих богах.

Античная классика в греческой архитектуре тектонична, логична и выразительна. Принцип материальности объекта подчеркивался понятием "четверицы" - единения поверхности, объема, линии и точки. К примеру, композиция Афинского Акрополя строится не на целостном восприятии пространства, а на объединении отдельных частей, ориентированных на определенный взгляд зрителя - по типу создания скульптуры. Его характерная черта — свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к Акрополю не по центральной оси, а сбоку, и все строения постепенно разворачивались перед его глазами.

Вид на ансамбль Акрополя.

Симметрию греки воспринимали не только как равномерное распределение разных частей здания относительно центральной оси, но и как согласованность всех элементов сооружения.

Храм Гефеста в Афинах - характерные черты: строгость, ритм и симметрия.

О. Шуази (Choisy, род. в 1841 г. — инженер, адъюнкт-профессор, автор теоретических трудов об античности) писал, что греческой античной классике свойственна геометрия, но при этом отсутствует масштабность. Чем более крупным был фасад строения, тем больше становились двери, шире и выше ступени. В греческой архитектуре использовался модульный канон, согласно которому отсутствует связь между назначением конструктивных элементов и их размерами, зато присутствует ритмичность, симметрия, создающие основу гармонического восприятия сооружения.

Геометрия Пантеона.

Пропорции здания проектировались по подобию соотношений между частями человеческого тела.

Пропорции Пантеона и Атланта.

Отличительным признаком античной классики стал ордер. Марк Витрувий Поллион - древнеримский архитектор в 1 в. н.э. - назвал закономерность членения несущих и несомых частей конструкции: колонны и антаблемента словом "ордо" - порядок. Ему же принадлежит определение "триада" - основы ордерной системы, означающее единение пользы, красоты и прочности. Характерным элементом ордена являлись классические колонны, которые визуально демонстрировали распределение нагрузок в строительной конструкции, подчеркивали тектоничность здания и создавали деление фасада по вертикали на отдельные, ритмично расположенные, части. Вместо классических колонн нередко использовались человеческие фигуры из камня - кариатиды и атланты.

Кариатиды храма Эрехтейон в Акрополе (5 в.до н.э.)

После завоевания Греции Древним Римом, греческая античная классика получила новый виток в своем развитии. Декор в римских постройках стал более пышным, чем в греческих. Римляне для украшения фасадов выбирали преимущественно роскошные коринфские классические колонны, позже обогатив ордерную систему еще одним ордером - композитным, в котором увеличили количество декора. Античная классика Древнего Рима сохранилась до наших дней в монументальных ансамблях древних стадионов, театров библиотек, терм, триумфальных арок. Исследователи указывают, что рационализм и материалистический подход в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима во время расцвета христианства утратили свою актуальность. Однако, античная классика заложила основу европейской культуры и рационального художественного мышления классического направления искусства в 16-19 вв. Канонизацию античной классики в архитектуре создал Дж.Б. да Виньола (Vignola.1507 ‒1573гг.), описав пять ордерных стилей на основе древних образцов. Позднее его система использовалась в архитектурных классических традициях в разные исторические периоды. Ренессанс, неоклассицизм, классицизм, барокко, ампир, бидемайер, романтизм, "северный модерн" использовали как классические колонны и декор, так и их видоизмененные формы. Популярна античная классика и сейчас, причем в последнее время чаще всего ее используют при возведении индивидуальных домов. При создании классических домов основываются на строгих формах, симметрии, ритмичности. Декор, украшающий фасады, выполнен по мотивам классицизма: молдинги, розетки, наличники, угловые элементы, пилястры, классические колонны, барельефы, карнизы.

Дом после реставрации декорирован изделиями, созданные из полиуретана по образцам античной классики.

Полиуретановые изделия, украшающие здания, не уступают по своему внешнему виду и характеристикам декору, сделанному из традиционных материалов: камня, гипса, бетона, а здания приобретают благородный и торжественный вид.

Теперь мы приступаем к характеристике самого плодотворного и позитивного периода в развитии Античной философии, который получил обозначение Античной классики, периода совершенного образца философствования, преследующего единственную цель - постижение истины и создания методов познания, приводящих нас к подлинно истинному достоверному знанию. Это был период создания исторически первых универсальных философских систем, схватывающих мир как единое целое, и дающих ему рациональное истолкование. Можно сказать, что это был период своеобразного "творческого состязания" мыслителей-философов, хотя и придерживающихся различных позиций, но преследующих одну цель - поиск всеобщей истины и возвышение философии как рациональной формы описания, объяснения и понимания мира.

В социально-экономическом и политическом отношении это был расцвет античного рабовладельческого общества, демократии и политической жизни, искусства и науки того периода. В экономическом отношении это была эпоха благополучия, а в духовном отношении - возвышение принципов высокой этики и нравственности. Она как бы стала образцом для цивилизованного и культурного развития, образцом гуманизма для всех последующих этапов европейской и не только европейской культуры и истории. Хотя греческому обществу этого периода были присущи и свои внутренние противоречия, как впрочем, и для любого другого. Но все же можно сказать, что в нем скорее превалировало более согласие, единство, чем разногласие и разобщенность.

Можно сказать, что родоначальником, "отцом" классической античной философии является Сократ (469-399 гг. до н.э.). Эта была во всех отношениях выдающаяся личность: он был не только великим философом-мыслителем, но выдающимся человеком и гражданином. В нем удивительным образом сочеталось в гармоническом единстве его философская позиция и практические действия и поступки. Цельность его как философа и как человека обладают столь высоким обаянием и авторитетом, что он оказал огромное влияние не только на все последующие этапы философии, и европейской, и мировой, но стал символом, образцом подлинного, истинного человека на все времена. "Сократический человек" - это идеал человека, не как Бога, а как "земного существа, близкого всем людям". Можно сказать, что жизнь Сократа есть пример демонстративного служения истине и человечеству.

Сократ, прежде всего, обращает внимание на особенность философии и философствования, на специфику философского знания. Она заключается в том, что философия посредством общих понятий о предмете пытается обнаружить единое основание, такую сущность, которая, общезначима для ряда явлений или всех явлений, которая и является законом бытия вещей. Предметом философии, по убеждению Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя - самая главная задача. Сократ ставит вопрос о целях и практическом назначении философского знания для человека. Так, философии придается антропологический 1 1 Антропология - наука о человеке. характер. Сократовская философия одна из первых форм антропологической философии. После Сократа в философии проблема человека приобрела значение фундаментальной проблемы. Какова же цель философии по Сократу? Цель и задача философии научить человека искусству жизни и быть счастливым в этой жизни. Он дает очень простое определение счастья, которое по сути универсально - счастье есть такое состояние человека, когда он не испытывает ни душевных, ни телесных страданий. Eudlaimon - это и есть счастливый человек. Основанием счастья, по Сократу может служить истинное знание о благе и добре, т.е., которое ни у кого не вызывает сомнения, и которое не приводит к ошибкам и заблуждениям, являющихся причиной несчастья. На этом основании Сократ считает, что истинное знание и есть подлинное благо, в основе которого лежит не столько польза, сколько добро. Под добром же Сократ понимает принесение блага другому, без преследования какой-либо корыстной выгоды. Но как достичь и достижимо ли знание об истинном благе и добре, достижимо ли истинное знание о чем-либо? Ведь истинное знание обладает особым признаком. Оно общезначимо и очевидно для всех и в силу этого ни у кого не вызывает сомнения. Стало быть, Истина открывает всеобщие, существенные основы бытия явлений в определенном качестве.

Единственный путь достижения истинного знания - метод диалога, в ходе которого и открывается истина для участников диалога. По Сократу диалог есть взаимный и добровольный поиск истинного знания о чем-либо, облекаемого в систему общих понятий, под которые мы подводим конкретные явления. Диалог - это творческий процесс поиска истины. Обращаясь к собеседнику, Сократ говорит: "И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать, что она такое" (истинная добродетель). (См. Платон. Менон. Избранные диалоги и истинное благо). В диалоге "Лахес" Сократ задает вопрос: "Что значит определить, что такое добродетель?" и отвечает: "Значит выяснить то, что есть одно и тоже во всем, найти в рассматриваемой добродетели то единое, которое охватывает все случаи ее проявления" 11 Кессиди Ф.Х. Сократ. (Мыслители прошлого). - М.: Мысль, 1976. - С. 70-74.. Значит истина, а тем более философская истина, это правильное знание о сущности, имеющее общезначимый характер. В этом плане Сократ подчеркивает рационалистический характер философии, способной противостоять мистике, предрассудкам и невежеству. Поэтому Сократ и настаивает на утверждении, что философия есть единственная беспристрастная форма самознания человеком своей подлинной сущности. Отсюда его девиз-афоризм: "Познай самого себя".

В диалоге всегда существует диалектика мнения и знания, мнения и истины. Мнение, т.е. высказывание о чем-либо, переходит в истинное суждение лишь тогда, когда оно оборачивается в систему понятий, фиксирующих общезначимое. А диалектика мышления и заключается в переходе от одних видов понятий к другим, от частных к общим, более общесодержательным, от более простого знания к более сложному.

По Сократу целью философии является также и обретение человеком подлинной свободы, содержанием которой должно быть выяснение того, что зависит от человека, и того, что не зависит от человека, и в этих границах; опираясь на истинное знание, человек и действует безошибочно и без заблуждений. А потому человек свободен лишь в той мере, насколько он знает себя. Но по Сократу, истинная и подлинная свобода включает в себя и нравственно-этический компонент. Свобода, свободомыслие есть путь к самосовершенствованию себя, к совершенному идеалу человека, к калокагатическому человеку (т.е. совершенного в духовно-нравственном отношении). Сократ настаивает: "Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из Вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы была она как можно лучше" 11 Платон. Избранные диалоги. Апология Сократа. - М.: Х.Л., 1965. - С. 294..

В этом заключается гуманистический и просветительский воспитательный характер Сократовской философии. Сократ является образцом не только подлинного философствования, но и подлинного соединения философии и практики действия, ответственности как мыслителя и как человека. По сути, Сократ проводит на себе "социальный эксперимент", в котором он проверяет возможность и достижимость соединения и нерасторжимости философских истин и принципов с непосредственным жизнепроявлением. Что всегда требует от мыслителя и человека незаурядного мужества, продемонстрированного Сократом на суде над ним. Закончим характеристику философии Сократа высказыванием о нем Мишеля Монтеня: "Поистине легче говорить, как Аристотель, и жить как Цезарь, чем говорить и жить как Сократ. Здесь именно предел трудности и совершенства: никакое искусство ничего сюда не прибавит".

Говоря о политической мысли Древней Греции и Рима, необходимо иметь в виду ряд обстоятельств, связанных с тем, что универсальной формой социального бытия античной цивилизации была особая структура человеческих связей - полис.

Полис (греч. polis - город, государство; лат. эквивалент - civitas) - это гражданская община. По Аристотелю, полис вырастает из сельской общины, основу которой составляет семья ("одноочажники", "одномолочники"): слияние нескольких селений дает полис, обладающий рядом признаков, которых нет у селения. Последнее не имеет акрополя (укрепленной цитадели), хранящей в себе святыни и вечный огонь (общий гражданский очаг), не имеет оно также площади для общего собрания, портиков, храмов, гимнасия, театра, стен; полис же все это имеет. Но главное в полисе - не стены, не здания и корабли, а гражданские, человеческие связи; полис - совокупность обязательств перед государством, согражданами, сумма родственных и дружеских отношений. Согласно Цицерону, civitas - это прежде всего граждане и связывающее их "общее дело", "достояние народа": святилища, портики, улицы, законы и другие установления, права , суды, голосование, обычаи, всякие взаимные дела и расчеты. Иными словами, городская община представляет собой прежде всего духовную связь между людьми, которая превращает их в граждан.

"... дороги родители, дороги дети, дороги родственники и близкие друзья, но все привязанности всех людей вместе вмещает в себя только отечество, за которое добрый гражданин не усомнится подвергнуться даже смерти, если она пойдет отечеству на пользу"

(Цицерон. Об обязанностях, I, 53).

Интерпретация :

В другом своем произведении, "О государстве" (III, 43-45), Цицерон указывает, что гражданская свобода и права есть обязательный признак государства как "достояния народа". В условиях, когда эти элементы отсутствуют, как, например, в Сиракузах в период правления тирана Дионисия или в Афинах, когда там захватили власть тридцать тиранов, нет и государства, хотя город, его древняя слава, прекрасный внешний вид и т.д. - все это остается.

Полис - единственное место , где человек - полноправный гражданин; и наоборот, человеком является только гражданин полиса. Согласно Аристотелю, все существа, живущие за границей полисной общины, либо выше человека - сверхчеловеческие сущности, боги, либо ниже его - нравственно недоразвитые существа, животные (Политика, 1253 а 4-5).

Наконец, полис, согласно классическим античным представлениям, - это естественным образом возникшее одушевленное тело, в котором отдельная его часть, человек-гражданин, являясь носителем блага целого и участвуя в нем, сам по себе значения не имеет; порядок политической связи является частью общего космического порядка; как единое тело полис наглядно воспринят согражданами дважды: в качестве народного собрания и воинского строя.

Структуру полиса образуют следующие основные элементы, сопряженные с некоторыми принципиально важными особенностями полисной культуы.

Земельная собственность

В античном обществе обязательной предпосылкой собственности была принадлежность к гражданской общине: только свободный гражданин являлся полноправным собственником земли. С другой стороны, только гражданской общине принадлежало верховное право распоряжения всей земельной собственностью и контроля над ней. Отсюда - стремление к равенству наделов и их неотчуждаемости. Спарта называла себя "общиной равных"; легендарный Ромул определил, по преданию, размеры одного надела в два югера (чуть больше 0,5 га), что обеспечивало "прожиточный минимум ". И хотя принципы неотчуждаемости и равенства наделов не соблюдались, открыто против них не выступали.

Институт гражданства

Полис - совокупность равных по своему достоинству граждан. Но одновременно из числа граждан (или полноправных граждан) исключались те, кто получил свободу по решению народного собрания: метеки и рабы, юноши, не достигшие совершеннолетия, и старцы, перешагнувшие определенный возрастной рубеж. На самом деле всегда существовала определенная градация полноты прав: полноправные граждане, неравноправные ("граждане лишь в относительном смысле", по выражению Аристотеля), бесправные.

Определение :

Аристотелю принадлежат следующие определения полноправного гражданства: 1) гражданин - тот, кто имеет участие в законосовещательной или в судебной власти; 2) гражданами следует считать тех, кто участвуетивсуде, ивнародномсобрании; 2) граждане - те, кто внесен в гражданские списки: это (если исключить также несовершеннолетних как будущих граждан и старцев как полноправных граждан в прошлом) не рабы, не метеки-иноземные поселенцы и не метеки-вольноотпущенники (но лица, у которых и отец и мать свободнорожденные)

(Политика, 1275 а - 1275 b 20).

NB: Происхождение от свободных отца и матери в качестве условия гражданства было узаконено в Афинах с 451 г. до н.э. Периклом, и на основании данного узаконения многие были лишены гражданских прав и проданы в рабство.

Гражданство, таким образом, было наследуемым, а демократия носила традиционный, "генетический" характер. Совокупность гражданских прав (право занимать выборные должности, быть судьями, принимать участие в выборах должностных лиц; право вступать в брак с афинянками; право владения недвижимой собственностью; право совершать общественные жертвоприношения) составляла честь ( time ) гражданина, или привилегии его гражданской чести.

Народное ополчение

Мир полиса - мир "подобных" индивидов, предполагающий равное участие всех граждан в осуществлении власти и несении воинской службы. Положение воина приравнивается к положению гражданина. С середины VII в. до н.э. основой воинской мощи государства становится тяжеловооруженный пехотинец, гоплит, занимающий в сомкнутом строю, фаланге, свое место . Всякий, кто может оплатить расходы на обмундирование гоплита (а в Афинах - это зевгиты, мелкие собственники, составляющие демос), уравниваются в правах со всадниками-аристократами. Причем это означает коренную смену основополагающей психологической установки. Характеристиками доблестного мужа-всадника были: личное достоинство, основанное на сугубо личном превосходстве (aristeia) и прежде всего на физической доблести; отвага, которая черпалась в экзальтации, ярости (timos) и проявлялась как боговдохновенная неистовость, ведущая к победе, добытой в единоборстве. Гоплиту же поединок неведом, он участник сражения "локоть к локтю", который должен соблюдать строй и не покидать своего места; его главными характеристиками являются: основанное на хладнокровии здравомыслие, самоконтроль и дисциплина. Фаланга превращает гоплита во взаимозаменяемую единицу, в элемент, подобный всякому другому такому же элементу, - как город гражданина.

Народное собрание является особой формой самоуправления; его состав образуют те же люди, которые входят в народное ополчение. Античный мир не знал представительной системы, так как она была не нужна: слишком невелики были размеры полиса (Афины в период расцвета состояли из 10-15 тыс. домов и соответственно граждан).

Собрание, будучи высшим органом власти, принимало важнейшие решения, законы и выбирало должностных лиц, магистратов. Публичная власть этих должностных лиц восходила к институту архонтов (от греч. arche, начало, власть, главенство, начальство). Выборная система возникла после того как, согласно Аристотелю, Кодриды отказались от своего царского достоинства; архонты, избираемые первоначально сроком на десять лет, впоследствии избираются ежегодно: "архе" таким образом каждый раз устанавливается в результате решения, принимаемого собранием в рамках выборов, предполагавших борьбу мнений, дискуссию. Последнее обстоятельство является решающим фактором, превратившим устное слово в античном мире в универсальное средство социокультурной коммуникации и главный инструмент публичной власти. Сила убеждения основывается на свободной аргументации в рамках дискуссии. Последняя предполагает наличие в качестве арбитра публики, выносящей решение поднятием рук. Речи имеют характер антитетических доказательств; знания, техника мышления, нравственные ценности и проблемы выносятся на площадь , обнародуются и становятся предметом открытого обсуждения.

Интерпретация :

С.Л. Утченко, говоря о так называемой оро-акустической ориентации античной культуры, утверждает, что ни в классический период истории Греции, ни на полисном уровне римской истории "письменность никогда не брала, да и не могла взять верх над живым словом"; "письменность даже на стадии изобретения фонетического алфавита (который стал использоваться греками, по -видимому, с IX-VIII вв. до н.э.) еще не превратилась в средство массовой коммуникации". В условиях использования письма в первую очередь для фиксации материала, "имеющего официальный и документальный характер (отчетность, законодательные акты, договоры и т.п.)", а также отсутствия доступных книг и недостаточной грамотности людей, - как и равным образом с учетом широкой потребности информированности населения ( по причине гражданского характера полисной общины, управляемой народным собранием, требующим личного участия и обсуждения всех дел речами), - единственно возможной была "ориентация всех наиболее информативных "компонентов" античной культуры на слуховое, акустическое восприятие.

Письменность не является специальным умением, культивируемым жреческим сословием, а представляет собой элемент образования. Законы фиксируются в общедоступной письменной форме, имеют точный и постоянный характер. Закон и справедливость трактуются как всеобщее правило, одинаково применимое ко всем; справедливость (oikaiosyne, dikaion), возвышаясь над всеми, подлежит тем не менее совместному обсуждению и декретивному изменению, ибо основывается на справедливом равенстве (to ison).

Классической античности свойственно пессимистическое мироощущение. Как только век героев противопоставляется настоящему времени, в котором "властвует железо", и между богами и человеком устанавливается неодолимая дистанция, так развенчивается образ божественного царя как источника добродетелей всех сословий - жрецов, воинов, земледельцев. Отныне боги - на Олимпе, человек - в своей истории. История быстротечна и одновременно полна опасностей, полис уподобляется кораблю, терпящему крушение в бурю (Солон).

Наконец, классической античности присуще этногеографическое членение мира на Запад и Восток. Восток как противоположность Западу (Западному Средиземноморью) - Передняя Азия. Соперничество эллинов с варварами, населяющими эту область восходящего солнца, - основная идея Геродота. Но такое разделение не единственное: Эллада, Запад оказывается еще и "срединной", а следовательно, и наилучшей частью обитаемой земли (ойкумены), так как свойственная эллинам добродетель включает в себя одновременно и гражданскую доблесть (свободное подчинение закону), и мужество, и искусный ум: то, совокупности чего нет ни у северных, ни у восточных варваров (Политика, 1327 b 20-30).

1) Начало этому периоду положил Сократ (469 – 399 до н.э.), который был

выходцем из Афин. Внешняя угроза (персы) потребовала консолидации ресурсов и сил греков.

Началось сооружение флота. Афины стали центром строительства флота. Там были сконцентрированы огромные финансовые и сырьевые ресурсы. Это привело к развитию философии в Греции. Одним из первых философов был Сократ. Его ученик, Платон, писал свои труды в форме диалога со своим учителем Сократом. Именно в такой форме до нас и дошла философия Сократа: философия должна сосредоточить свои усилия на познании человека. Сущность человека – это его бессмертная душа, о которой человек должен заботиться прежде всего. Для человека важно знать, что такое добро и зло, тогда человек будет вести себя должным образом. Душа должна командовать телом и всеми его побуждениями «Знание только тогда есть знание, когда оно выражено в понятийной форме» - это один из важнейших тезисов Сократа.

Этот тезис помог развитию логических исследований в Европе. Сократический метод: общение с людьми проходило в форме наводящих вопросов. Метод сократической иронии: «Я знаю, что я ничего не знаю» - путем ответов на бесхитростные вопросы вопрошаемый приходит к противоречию, майевтика – вопрошаемый приходит к истине сам, без посторонних объяснений и подсказок, опять же, отвечая на вопросы. Ирония и майевтика – две стороны сократического метода.

Сократ был осужден на смерть и умер, выпив кубок с ядом.

2) Крупнейшим достижением античной философии была деятельность Платона

(427 – 347 гг. до н.э.). Он происходил из древнего царского рода. Платон (широкий) был поэтом. Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма: он признавал существование мира идей (идеи вечны, абсолютны и неизменны). Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. Тело для Платона – это темница души. Познание – это процесс воспоминания душой того, что она знала до вселения в тело. Платон верил в переселение душ. Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира. Мир идей - упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей. Основа пирамиды – мелкие идеи. Вершина пирамиды – идея Блага (высшее добро)

Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной деятельности. Душа состоит из 3 частей:

    Разумная.

    Волевая (стремление человека к славе и т.д.).

    Чувственная (или аффективная)

Платон был философом-поэтом: душа подобна колеснице с двумя конями, где возница - это разум (рассудочная часть души), один конь – «вожделение» (волевая часть), другой конь – «пыл» (аффективная часть). В 387г. до н.э. Платон организовал школу – Академию. Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий:

  1. Войны (доминирует волевое начало)

    Земледельцы (чувственное начало преобладает).

Философия Аристотеля

Аристотель – ученик Платона. 335 г. до н.э. организовал свою школу – ликей (перипатетическая школа). Был учителем А. Македонского. Аристотель – универсальный гений античного мира. Огромный вклад внес в развитие античной логики. “Органон” – сбор логических трактатов. Интересовался физикой, этикой, соц. философской этикой и др. Занимался метафизикой. Обозначает и определяет философию в качестве первой науки. Только во II в. до н.э. его сочинения были обнародованы. Метафизика – глубокое и фундаментальное объяснение проблем, основ реальности.

Аристотель – философ – аналитик. Философия Аристотеля показывает колебания м/у материализмом и идеализмом. Отвергает тезис Платона о том, что существует мир идей, независимый от вещей. Идеи не могут существовать без вещей, они выступают в качестве субстанционар. вещей. Выделяет 4 первоначала:

  1. Действие.

    Цель (конечная причина).

Соотношение м/у материей и формой очень сложное: материя – то из чего состоят вещи, форма – проект вещи, ее сущность, алгоритм, по которому вещь построена..

Понятие “бытие” неоднозначно. Рассматривает бытие, как категории. Категории – высшие формы (роды) бытия. Выделяет 10 категорий: главная категория сущности, качества, количества, отношения, действия, страдания, места, времени, положение, обладание.

Бытие как, акт и потенция. Актуальное бытие – реализовано в реальности. Потенциальное бытие – реализовано в будущем, это лишь возможность бытия – сфера неоформленной материи. Актуальное бытие имеет больший приоритет. Бытие – истина. Принадлежит собственному интеллекту. Бытие в собственном точном значении – субстанция или сущность, под которыми понимает материю или форму, их синтез.

Форма – алгоритм организации вещей - начало активное, материя – инертное (пассивное) начало. Форма имеет аналог с понятием “энергия”. Аристотель разрабатывает учение о существовании сверхчувственной идеи, где он говорит о чистом мышлении самого себя (мышления).

Бог - чистая форма, актуальность никак не связанная с вещами. Бог- начало, соединяющее материю и форму, явл. перводвигателем. Все вещи движутся от источника движения. Этот источник м/б найден в бесконечности, где находится сама форма. Движение – переход от потенциальной формы к актуальной.

    изменение в качестве

    изменение по месту

    изменение в кол-ве

    изменение в субстанции

Наряду с богом существует еще 55 субстанций. Душа – форма тела. Различает 3 формы:

  • вегетативная

    чувствующая

    разумная

Человек – существо социальное политическое “животное” гражданин своего полиса. Цель жизни – достижение счастья через соблюдение инертности. Высшая форма деятельности – научно – политическая теория. Выводит государство от совместной жизни людей до политической структуры общества. Рациональная форма политической жизни – создание полиса. Разделяет следующие формы правления:

Правильные: Неправильные:

монархия тирания

аристократия олигархия

полития демократия

Эллинистический (римский) период .

Эллины – греки, Эллинизм связан с походами Александра Македонского. Создание универсальной, божественной монархии: все равны в правах и классах – идея А. Македонского. После разрушения полисной системы эта идея укоренилась. Меняется общий духовный климат социальной жизни общества, возрастает скептический взгляд на жизнь. 147 год до н.э. – Греция попадает под влияние Рима, следовательно, греко-римский период – конец эллинизма. В Александрии возникают новые философские школы. Продолжали существовать и школы Платона и Аристотеля.

Новые школы:

    школа Эпикура (341-279 г.г. до н.э.)

    школа стоицизма

    школа скептицизма

    школа неоплатонизма

Эпикур – материалист, возрождает идеи Демокрита (идеи атомистов).

Задачи философии – практическая потребность, искусство правильной жизни. Развивает философию… Нужно находить равновесие в самом себе. Политическая жизнь мешает этому. Человек должен достичь счастья. Цель философии – освободить человека от страха. Особенно от страха смерти. Вносит изменения в демократическую доктрину. Человек может самостоятельно достичь равновесия и покоя.

Стоицизм. Делает акцент на практическое познание. Учение о бытии подчиняется познанию. Человек ставит на первое место твердость духа, практическое отношение к реальности.

Космос – огонь, мир – космический огонь. Огонь – “логос”, мир – живой организм, пронизанный огнем. Все окружающее нас в мире телесно. Космический пожар очищает мир: идет повторение прежних норм реальности.

Материя – разум, активное начало. Форма - неразрывное, пассивное начало.

Пантеизм – бог во всех вещах. Идея судьбы начала развиваться; ничего нельзя изменить в мире, но можно изменить свое отношение к миру. Мировое целое – вечно и абсолютно.

Идеал апатии, невозмутимости, вечности духа. Люди – граждане космоса. Все в мире упорядочено. Нужно уметь видеть гармонию. Следовать идеалу – следовать бесстрастию природы. Все люди равны в социуме. Уравниваются рабы, варвары. Представители социума: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Наше неблагополучие от нашего неправильного восприятия. Все усилия нужно направлять на понимание и любовь к космосу. Человек должен готовить себя к смерти. Он должен постоянно заниматься философией, чтобы не бояться смерти.

Скептицизм. Основоположник Пирон. Усиление мотивов субъективизма, индивидуализма. Пирон считал, что истинного знания о реальности человек получить не может, поэтому не следует делать никаких утверждений, что приведет к гармонии жизни. Наши волнения связаны с тем, что мы взяли на себя ответственность утверждать, делать утверждение о реальности.

Неоплатонизм. Основоположник – Плотин (204-270 н.э.). Проблема абсолютного (единого) бытия – неограниченной потенции. Бытие – бесконечное богатство, сверхжизнь. Оно есть причина всего и самой себя, самопродуцирующая активность, источник. Процесс эманации (творческого истечения): мировой разум (Нус) содержит в себе идеи  мировая душа содержит платоновские души  возникает космос  материя – неопределенное бесконечное начало. Цель жизни – познание бытия.