Какие художественные приёмы использует Ю.П. Казаков в рассказе «Тихое утро», описывая главных героев: Яшку и Володю? Казаков, анализ произведения тихое утро, план Ю п казаков тихое утро главный герой

Яшка — деревенский мальчик. Он обещал взять москвича Володю с собой на рыбалку. Яшка знает рыбные места, по его словам, другие деревенские ребята тоже мечтают о них узнать. Ничего не знающий о рыбалке Володя не ценит выпавшее счастье общения с таким знатоком. Это отношение к нему обижает, раздражает, а потом и злит Яшку. Он чувствует свое превосходство над Володей.

Яшкина самоуверенность мгновенно исчезает, как только Володя начинает тонуть. Первое, что он неосознанно делает, — это бегство от страшного места, где не умеющий плавать мальчик

Уже скрывается под водой. Однако Яшке приходится вернуться, ведь в этом безлюдном месте больше никто не сможет спасти Володю. Страх за собственную жизнь, ужас от того, что спасенный мальчик никак не хочет оживать, — такие сильные чувства мастерски описаны Ю. П. Казаковым. Яшка, потерявший так много времени, понимает, что вся его дальнейшая жизнь зависит от того, задышит Володя или нет. Когда это происходит, нет человека счастливее Яшки. «Никого сейчас не любил он больше Володи, ничто на свете не было ему милее этого бледного, испуганного и страдающего лица». В конце рассказа мальчишки плачут: один — от пережитого ужаса и беспомощности, другой — «от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось».

1. Яшка просыпается очень рано, чтобы пойти на рыбалку.

2. Яшка будит Володю и начинает задирать его.

3. Ребята идут к речке. Они пьют воду из старого колодца.

4. Мальчишки приходят к омуту.

5. У Яшки срывается первая рыба, а потом он вытаскивает леща.

6. Володя тонет. Действия Яшки.

7. Яшка понимает, что именно он должен спасти Володю.

Сочинения по темам:

  1. Ранним утром, когда в избе было еще темно, и мать не доила корову, Яшка встал, отыскал свои старые штаны и...
  2. Когда мы думаем о хороших рассказах, на ум приходят чаще всего Чехов, Тургенев, Бунин. Но ошибкой было бы считать, что,...
  3. Главный герой лермонтовской поэмы «Мцыри» живет в абсолютно чуждом ему мире — мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не...
  4. Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей...
  5. Чудики — главные герои рассказов В. Шукшина. Для литературы 70-х годов характерна глубокая постановка нрав­ственных проблем. В этом русле развивается...
  6. А. И. Куприн получил военное образование и сам некоторое время служил в армии. Поэтому жизнь и быт русских офицеров он...
  7. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых...

План
Введение
Ю.П. Казаков характеризует главных героев рассказа: Яшку и Володю.
Основная часть
Проблема взаимоотношений мальчиков между собой.
Описание событий разворачивается на фоне природы.
Описание Яшки.
Описание Володи.
Заключение
Главный художественный приём, используемый писателем для описания героев, - характеристика поступков.
Рассуждая над проблемами совести, чести и долга, любви к ближнему, автор характеризует главных героев рассказа: Яшку и Володю, описывает их взаимоотношения.
Решая проблему взаимоотношений мальчиков между собой, писатель приготовил своим героям тяжелое испытание. Володя чуть не утонул, и если бы не смелый поступок Яшки, могло бы произойти непоправимое. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы. Рассказ «Тихое утро» Ю.П. Казакова начинается с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню. Городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка собираются вдвоём на рыбалку. Собираясь рано утром на рыбалку, Яшка ощущает себя взрослым человеком, настоящим специалистом в рыболовном деле. Володя, не привыкший вставать так рано в городе, еще полностью не может разделить всех восторгов Яшки. Описывая Яшку, автор характеризует его отношение ко всему происходящему вокруг. К своему городскому приятелю он относится несколько свысока, так как тот не знает элементарных вещей, известных каждому деревенскому мальчишке. Володя - городской житель, который никогда не ловил рыбу, не видел настоящих туманов, не просыпался так рано; Яшка же с детства живет в деревне, ходит босяком, ловит рыбу, умеет общаться с природой. Яшка вырос на природе, поэтому тонко чувствует и умеет понимать её. Пейзаж - один из художественных приёмов, который помогает описать героев. Яшка рассказал, что громкий треск в поле означает звук трактора, что у них в реке водится всякая рыба; определял голоса птиц; объяснил, как поймать дрозда. Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Он хочет показать себя настоящим знатоком рыбного дела. Володя же, наоборот, многое из жизни природы не знает. Его образ жизни в городе далёк от понимания природных явлений, поэтому он неуклюж, теряет равновесие и падает в воду.
Для понимания характера Яшки очень важен тот поступок, который он совершил, поняв, что Володя тонет. Сначала Яшка испытал страх, но потом, преодолев свой страх, он прыгнул в воду. Затем Яшку охватывает ужас, что Володя его утопит; потом вновь желание спасти Володю. Очень тонко передаёт автор все те чувства, которые испытывает Яшка после спасения Володи: «Яшка отполз в сторону и расслабленно смотрел на Володю. Никого сейчас не любил он больше Володи, ничто на свете не было ему милее этого бледного, испуганного и страдающего лица. Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки, с нежностью смотрел он на Володю...».
Главным художественным приёмом, который используется писателем для описания героев, это характеристика поступков.

(1 вариант)

Юрий Павлович Казаков – прозаик второй половины двадцатого века. Писатель обладает особой способностью: писать о типичных вещах, но характеризовать их с несвойственной стороны.

В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке.

Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх… Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».

Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.

(2 вариант) .

В рассказе два главных героя – Яшка и Володя. Яшка – деревенский паренек, вполне самостоятельный, хорошо знающий рыбные места, много раз ходивший на дроздов. Володя – московский школьник, никогда не державший в руках удочки, не ловивший птиц.

Ребята рано встали, чтобы порыбачить. Яшка встал на два часа раньше, накопал червей и разбудил Володю. Тот, хотя и ждал этого утра с нетерпением, чуть не испортил и Яшке, и себе рыбалку, так как еще не проснулся.

По-разному ребята смотрят на мелочи жизни. Яшка презирает москвича за то, что он идет ловить рыбу в ботинках: «Надо было связываться с этим москвичом, который, наверное, и рыбы в глаза не видал, идет на рыбалку в ботинках!..» Для Володи ходить босиком – значит выпендриваться: «Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!» Чувство обиды не мешает Володе стыдиться своей неловкости и восхищаться загаром, одеждой, походкой Яшки. А Яшкин гнев смягчило признание Володи в том, что он никогда не ловил рыбу. Только что едва не подрались, и тут же с восторгом обсуждают перспективы будущего ночного лова. Не стесняясь своего незнания, москвич спрашивает обо всем, что ему интересно и непонятно. Яшка отвечает обстоятельно, не задаваясь и не подначивая. Володя наслаждается утром: «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга!» Наконец пришли к месту рыбалки, омуту, в котором никто из местных не купается, потому что большая глубина, вода холодная, а Мишка Каюненок врет, что там осьминоги водятся. Володя неумело закидывает, и леска цепляется за ветлу. Яшка, ругаясь на неумелого москвича, сам упустил рыбу. Володя сначала не столько ловит, сколько следит за борьбой Яшки с большим лещом, его «сердце неистово колотилось», а потом, не сумев сохранить равновесие в борьбе со своей рыбой, падает в омут. Яшка сначала ругается («Недотепа чертова!»), потом берет ком земли, чтобы швырнуть в лицо неумехи, как только тот вынырнет, но уже в следующее мгновение понимает, что Володя тонет.

Спасение Володи – заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яша в какой-то момент уже не верил, что Володя выживет.

Эта сцена, конечно, характеризует Яшу, здесь он становится главным героем рассказа. Сначала Яша автоматически попятился от воды, во-первых, чтобы самому не свалиться, во-вторых, потому что вспомнил рассказы об осьминоге. Потом, «подгоняемый страшными звуками» помчался за помощью в деревню, но остановился, «будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя», надеяться не на кого. Когда Яшка вернулся, Володя уже скрылся под водой. Преодолевая себя, Яша «вскрикнул и скатился вниз», «прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку». Володя вцепился в Яшу и чуть не утопил его. Оторвав от себя москвича, Яша отплыл и отдышался. Так все кругом было красиво, утро было такое тихое, «а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его».

Автор не описывает чувств Яши в этот момент. Володю больше не видно, и Яшке приходится нырять, чтобы найти его. Здесь нет описания чувств, есть только описание действий: «Яшка моргнул, отпустил осоку, повел плечами под мокрой рубашкой, глубоко, с перерывами вдохнул и нырнул». Оказалось, что Володя запутался ногой в высокой траве. Яша, задыхаясь, выплыл сам и вытащил Володю. Но на этом испытания не закончились. Яшка начал делать искусственное дыхание – не помогает. Стало еще страшнее, ведь все оказалось напрасным: «Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица». Убежать нельзя, некому помочь. И мальчишка вновь действует, делает все, что может и знает: «Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю за ноги, вытянул, насколько хватало сил, вверх и, побагровев от натуги, начал трясти». Изо рта Володи хлынула вода, когда обессиливший Яша хотел «бросить все и бежать куда глаза глядят». Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка. И опять Яшка реагирует на ситуацию поэтапно: сначала «никого сейчас не любил он больше Володи», а потом у него из глаз хлынули слезы. Оба парня пришли в себя, оба в шоке от произошедшего. Единственное, что может сейчас, ужасаясь и удивляясь, сказать Володя: «Как я тону-ул!», а Яшка плачет и по-детски злится: «Да-а… Ты уто-па-ть…а мне тебя спаса-а-ать…»

И все это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, мы узнали, каким человеком будет Яша, когда вырастет, как он поведет себя в критической ситуации.


Краткий пересказ произведения

В это тихое утро Яшка встал очень рано, накопал червей и отправился будить москвича Володю, которого обещал взять на рыбалку. Володя раздражал Яшку вопросом: «А не рано?» и тем, как надевал ботинки. По дороге они напились чистой колодезной воды. И это их примирило.

Яшка рассказывает Володе о рыбе, о птицах, об осьминогах. Наконец, они дошли до реки. Яшка довел Володю до омута, где, по его мнению, хорошо клевало. Первый раз рыба сорвалась с Яшкиного крючка.

В другой раз он вытащил большого леща. Володя подбежал к нему, оставив свою удочку. Удочку с комом земли потянуло в реку. Володя бросился за ней, оступился и упал в омут. Не умея плавать, он захлебнулся и стал тонуть. Яшка испугался. Он уже пустился бежать. Но, сообразив, что никто кроме него самого не поможет Володе, вернулся.

Яшке стоило больших усилий вытащить Володю и привести его в чувство. После этого он разревелся. И ему стало очень жаль Володю. А солнце светило, и начинался новый светлый день.

Характеристика главных героев:

Яшка – заядлый рыболов, вырос в деревне, любит и понимает родную природу, в минуту опасности находит в себе силы преодолеть страх и спасти товарища.

Володя – мальчик городской, видел, как ловят рыбу только в Москве-реке, теряется в критической ситуации и чуть не гибнет.

Тема: «О необычной рыбалке двух мальчиков ранних тихим утром».

Впечатление о книге: этот рассказ очень поучительный. В жизни могут быть разные испытания. Так важно не оказаться трусом. В экстремальной ситуации Яшка стал победителем, хотя это стоило ему немалых душевных и физических сил.

Обновлено: 2017-12-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

ТЕМА УРОКА:

Юрий Павлович Казаков
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

Цель урока: кратко познакомить обучающихся с творчеством Ю.П.Казакова; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

Планируемые результаты

Предметные : п онимать нравственную проблематику рассказа; умение давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев

Метапредметные

Познавательные: уметь синтезировать полученную информаци ю для составления ответа

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные

формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия портрет героя, речь героя)

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока:

Орг. момент

Мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь, начинаем наш урок.

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок.

Личностные

Умение быстро организовать рабочее место, поприветствовать учителя и настроиться на урок.

2

Сообщение темы урока

Определение целей урока.

(4 минуты)

Постановка проблемного вопроса.

- Дома вы какой рассказ прочитали?

-Кто главные герои рассказа?

-Как вы думаете наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Похожи друг на друга?

-Как будет звучать тема нашего урока?

олодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: Юрий Павлович Казаков
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

(1 слайд)

- Исходя из темы урока, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Ю.П.Казакова «Тихое утро ».

Яша и Володя.

Разные.

Нет, не похожи.

Отвечают.

Познакомиться с биографией писателя, создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

Метапредметные:

Умение выявлять проблему на уроке, определять цели, знать задачи и последовательно идти к ним.

3

Актуализация знаний

7 минут

8 минут

Физ. минутка.

10 минут.

-Сейчас мы познакомимся с творчеством Ю.П.Казакова, а помогут мне К. и Л.( 4мин.) А вы в это время на листочках, которые лежат у вас на партах укажите верные суждения.

-Спасибо!

Ю.П.Казаков- писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы.

Как нужно жить?

Какими качествами нужно обладать?

Что лежит в основе человеческогоповедения?

Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО?

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай, то же можно сказать и о рассказе «Тихое утро».

В этом рассказе писатель представляет перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов.

- Что такое ДОБРО?ЗЛО?(2 слайд)

ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.

ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другими для достижения собственных целей.

- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?

-Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

-Вот сейчас мы и проследим за разными поступками и чувствами наших героев.

Откройте учебники.

1.Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?

с.187,188

2. Найдите описание деревни. Для чего оно дано?

С.188

«Рано»

3.- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?(с.189)

- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.

4. Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

- Как вы объясните оживлённое состояние Володи? (с.189)

-5.Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?

- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

6.У колодца

- Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?(с.190)

-7.Когда Яшка совсем подобрел?(с.191)

Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?

-

Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем.

8. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?(с.192)

- Каким показан в этом диалоге Яшка?

9. И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.

Давайте отдохнём, послушаем музыку. Какое настроение она создает?

10.Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?

(с.194)

И вот ребята приступили к рыбалке

Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

    Рыба ушла.

- Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.

    Лещ.

- Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ»он выговорил с упоением.

Что случилось потом?

    Ком земли.

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

    «Убежать никак нельзя».

Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»?

- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.

    Небывалый ужас.

Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.

Что он увидел?

- Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его.

- Найдите слова, передающие это сверкание утра.

Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «…Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…

    Спасение Володи.

- Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

    Любовь истинная.

- Володя спасён. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.

- Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает?

Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека.

    Вывод по теме урока

Природа - это источник характеров, а сам человек - это часть природы, осмысляющий через нее самое себя. В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания..

-Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?

(сообщение обучающихся об авторе)

Ответы обучающихся

Дают понятие

Добро и зло существуют не извне, а в душе человека.

Нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, «взлеты» и нравственные «падения».

Работа в группах

Обучающиеся ищут в текстах учебника ответы, обсуждают, анализируют, доказывают, делают выводы

Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.

Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» - скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.-

Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания.- «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил».

На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки».

Он увидел прелесть утра. Ему захотелось побыстрее отправиться на рыбалку. На презрительный вопрос Яшки: «Ты что, в ботинках пойдёшь?» - Володя ничего не ответил, ему не хотелось ссориться с Яшкой, согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком.

- «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.- Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.

- Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.

Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» - Володя ответил: «Законная». Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, ног всё же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряющее улыбнулся. - Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома.-

Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.

Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошёл». Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба: караси на плёсах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, «толстый, как поросёнок». Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летят…чирочки», «дрозды звенят» - «на рябину прилетели к тёте насте в огород», рассказал, как можно поймать дрозда.- Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный.

Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.

Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами.

В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Ому таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение.

Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат».

Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг.

Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой… Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»

У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал.«Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет».

Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах.

поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.

Яшка бледный стал подкрадываться к бочагу. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.

Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.- Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.

Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.

- «Никого сейчас не любил…смотрел на Володю…»

Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

- стр. 195 (конец)

Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.

Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе

Друзья познаются в беде”,

Сам погибай, а товарища выручай”,

Одному не под силу - зови товарища”

Предметные

Обучающиеся дают ответы, опираясь на полученные знания по данным понятиям. Обобщают ранее изученный материал, делают вывод. Метапредметные Коммуникативные

Умение проверять и адекватно оценивать способности и знания обучающихся и самого себя. Умение работать в коллективе, группе сообща. Умение искать в текстах учебника ответы, обсуждать, анализировать, доказывать, делать выводы.

4

Закрепление изученного материала

5минут.

)

2. Продолжить предложение определениями (эпитетами), глаголами, существительными.

Яшка был…..

знал…..

умел…..

Володя был …..

хотел….

Р

Метапредметные

умение рассуждать, доказывать, анализировать, сравнивать, подводить под понятие.

Предметные

Умение в паре работать с таблицей , находить и сопоставлять цитаты, различать героев, давать им характеристики словами автора и своими словами. Умение работать с текстом.

5

Подведение

итога урока.

1 минута.

(слайд №14)

-Над какой темой работали?

-Какие они два мальчика?

-Какие эти два разных характера?

Обобщим.

Вывод:

Уникальное произведение, возвращаться к нему можно в любом возрасте и всегда, действительно, автор нам хочет сказать о том, что в человеке главное-оставаться в любой ситуации человеком. Нам предстоит немало преодолеть ситуаций по жизненной дороге, важно не потерять свое лицо.

Ответ ыобучающихся.

Личностная

Делает вывод для себя -каким должен быть человек в этом мире, чтобы быть умным,воспитанным, образованным, добрым –есть большой труд, через который должен пройти каждый. Умение формировать жизненную позицию, основанную на приоритете добра, любви к труду и познаниям, уважении.

6

Домашнее задание.

2 минута

Слайд №15

1. Составить в таблице сравнительную характеристику героев.

2. Художественный пересказ от лица Яши (сцена рыбалки и спасения Володи)

3. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа.

Обучающие записывают в тетрадь домашнее задание.

Т ворческий характер выполнения задания (зарисовать понравившийся эпизод.)Умение самостоятельно составлять и заполнять таблицу.

Оценивание обучающихся .Рефлексия.

2 минута.

Слайд №16

- Какое у вас настроение?

- Какими вы были на сегодняшнем уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Я узнал…!

Я запомнил…!

Я понял…!

Я научился…!

Я почувствовал…!

Если вам понравился урок, оцените его смайликом.

-Сегодня получают оценку «5» …

-Оценку «4» …

-Встали ребята! Урок закончен!

-Вам большое спасибо за урок, мне очень было приятно работать сегодня с вами.

-До свидания!

Обучающиеся дают оценку самим себе и друг другу, а так же

всему уроку.

Метапредметные

Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка.

Адекватность самооценки учащихся и оценки деятельности учителя, всего урока. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Действия- регулятивное, коммуникативное.

Рефлексия. Учитель выясняет чему научились и что нового узнали обучающиеся через сигнальные карточки и т.д.

Действи я- регулятивное, коммуникативное.