Изложение изобретательность. Что такое изложение и как его писать? Глобальные масштабы, а что насчёт более мелких, бытовых

Приемы сжатия в действии.

Дан текст.

Между тем основы культуры, формы быта, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обновление в области человеческих отношений, полный отказ от традиций означал бы социальную катастрофу: тогда прервалась бы связь времён, погибло цивилизованное общество. Как погибло бы оно и в том случае, если бы люди попытались сохранить все традиции в неприкосновенности.

Микротома № 1

  • Было:

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на лошадях, когда изобретён автомобиль? Если речь идёт о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники.

  • Стало:

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это не просто движение вперёд, но ещё и замена старого новым. Если речь идёт о техническом прогрессе, то в основном так и происходит.

  • Прием:

· Исключение предложений, содержащего второстепенную и повторяющуюся информацию.

Микротома №2

  • Было

А применим ли этот закон к человеческой жизни, к жизни семьи, например? Ведь семья с развитием общества тоже как-то изменяется. Сейчас уже не существует многочисленной семьи, состоящей из представителей четырёх поколений. Осталось только маленькое ядро из родителей и детей. Иногда к этому ядру примыкает кто-то из старших - как правило, бабушка. Но всё равно факт остаётся фактом: семья стала меньше.

  • Стало

А применим ли этот закон к человеческой жизни, к жизни семьи, например? Ведь семья с развитием общества изменилась: она стала меньше. От многочисленной когда-то семьи осталось маленькое ядро из родителей и детей, иногда к нему примыкает бабушка.

  • Прием:

· Упрощение (замена фрагмента текста синонимичным выражением), переформулирование мысли своими словами.

Микротома №3

Было:

Да, семья стала меньше, а вот проблем во взаимоотношениях её членов - больше. Почему? Да, наверное, потому, что мы переносим закономерности технического прогресса на самих себя, на человеческое общество. Потому, что в глубине души мы уверены, что и здесь старое - значит ненужное.

Стало:

Да, семья стала меньше, а вот проблем во взаимоотношениях её членов - больше. Наверное, потому, что мы переносим закономерности технического прогресса на самих себя, на человеческое общество.

Способ:

· Исключение предложений, содержащих повторяющуюся информацию;

Микротома № 4

  • Было:

Между тем основы культуры, формы быта, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обнов­ление в области человеческих отношений, полный отказ от традиций означал бы социальную катастрофу: тогда прервалась бы связь времён, погибло цивилизованное общество. Как погибло бы оно и в том случае, если бы люди попытались сохранить все традиции в не­прикосновенности.

  • Стало:

Между тем основы культуры, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обнов­ление в области человеческих отношений или напротив сохранение традиций в неприкосновенности привело бы к социальной катастрофе: погибло цивилизованное общество.

  • Способы:

· Исключение синонимов;

· Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений), переформулирование мысли своими словами.

Микротома №5 .

  • Было:

Развитие человечества - это более сложный процесс, чем совершенствование техники. Тут идут встречные потоки от родителей к детям и от детей к родителям. И встреча поколений может быть радостной, если обе стороны готовы к диалогу и компромиссу. Без неуважения, без давления, без категоричности.

  • Стало:

Развитие человечества - это более сложный процесс, чем совершенствование техники. Встреча поколений может быть радостной, если обе стороны готовы к диалогу без давления, без категоричности.

  • Способы:

· Исключение предложения, содержащего повторяющуюся информацию;

· Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений),

· Исключение синонимов.

Пример сжатого изложения

Мы привыкли думать, что настоящий прогресс - это движение вперед, замена старого новым. Если речь идет о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое уходит из употребления, а новое приходит ему на смену.

А применим ли этот закон к человеческой жизни? Сейчас уже не существует семей, состоящих из четырех поколений. Осталось только маленькое ядро из родителей и детей. К этому ядру иногда примыкает бабушка.

Семья стала меньше, а проблем во взаимоотношениях - больше. Почему? Потому что мы в глубине души переносим закономерности технического прогресса на себя.

Формы быта, духовные ценности устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники и информатики. Абсолютное обновление в области отношений, отказ от традиций означал бы полную катастрофу.

Развитие человечества - сложный процесс. Встреча поколений должна быть радостной. Обе стороны должны быть готовы к диалогу без неуважения, без категоричности.


Изобретательность как качество личности – способность творить новое, находить новые, нестандартные, полезные решения задач и жизненных трудностей, проявлять выдумку, находчивость и затейливость.

Где-то в бесконечных лесах Финляндии, есть одна небольшая лесная дорога. Примечательно — посреди этой дороги есть люк. Самый обыкновенный люк. Кто его построил, не ясно. Ехал по этой дороге русский водитель на своей легковушке. Увидел люк, и в его изобретательном уме созрела мысль. Открыв люк, он специально в него въехал. Естественно, одно из колес автомобиля отломалось. Хозяин авто подал в суд на дорожную службу Финляндии за материальный и моральный ущерб, и через некоторое время отсудил крупную сумму. Вернувшись на родину, он рассказал своему другу о лесной дороге, и друг тоже решил немного обогатиться за счет финских налогоплательщиков. Что и произошло через некоторое время. Вскоре о люке на лесной дороге знали все родные, близкие и друзья друзей вышеуказанного водителя и его товарища. Дорожная же служба Финляндии, выплатив русским через суд уже немалую сумму, решилась на крайние меры: заварить к чертям этот проклятый люк. Примерно через месяц руководству службы пришла повестка из суда: русский автомобилист на лесной дороге опять въехал в открытый люк и повредил свою машину. Оказалось, что этот несчастный русский, увидев заваренный люк, съездил домой за газовой горелкой, отрезал крышку люка и въехал в него. Опупевшая от судебных разбирательств дорожная служба договорилась с местным ГИБДД о выделении постового, для охраны злополучного люка. Рядом с люком построили будку, провели туда электричество, канализацию, интернет для удобства охранника. Примерно полгода аварий не было. Однажды, метрах в пятистах от постового столкнулись две русские легковушки. Авария была несерьезной, но страж порядка должен был все зафиксировать. Провозившись около десяти минут около этих двух автомобилей, финн вернулся на свое место и обалдел: люк открыт, а рядом стоит русская девятка, одно из колес которой преспокойно лежит в люке.

Изобретательность – это способность из негативной ситуации сделать «конфетку». Эта черта характера напрямую зависит от находчивости, сообразительности, упорства и настойчивости личности. Из любой, казалось бы, безнадежной ситуации, она выжмет «все соки» полезности и пригодности. Недаром в народе говорят: «Голь на выдумку хитра». Там, где неуверенный в себе человек пасует и поднимает руки, изобретательность ищет своим пытливым умом новые, полезные решения.

Изобретательность как качество личности ярче всего проявляется в необычных, нештатных ситуациях, когда присутствует сильнейшая мотивация, а необходимое, оригинальное решение никому не приходит в голову. На что только не готовы пойти заключенные, чтобы сбежать, спрятать мобильный телефон или оружие. Полиция задержала мексиканку, которая во время очередного посещения пыталась протащить своего мужа из тюрьмы в чемодане. Работники тюрьмы во Флориде, обнаружили невероятную находку. Обследуя прямую кишку заключенного, они обнаружили – 17 таблеток оксикодона, 1 сигарету, 6 спичек, 1 шприц с иглой, 1 кремниевую зажигалку, 1 презерватив, 1 рецепт и 1 контейнер для блеска губ. 230-килограммовый заключенный умудрился пронести мимо охранников 9-миллиметровый пистолет, воспользовавшись своей полнотой. Он спрятал его среди своих жировых складок. Трое заключенных вместе со своими возлюбленными пытались заняться контрабандой наркотиков в тюрьме Нью-Джерси. Продавать пытались препарат субозон, предварительно растворенный в воде и нанесенный на детские книжки-раскраски.

Изобретательность предполагает быстроту мышления, аналитический склад ума, склонность к творческой деятельности, способность глубоко и небанально мыслить. Жирный плюс изобретательности – способность в любой проблеме видеть новые возможности и использовать их с пользой. Обладатель этого качества личности, как правило, уверен в себе, инициативен, активен и энергичен. У него ярко проявлено качество самостоятельности.

Продукты изобретательности, порой шокируют своей непредсказуемостью, а, иногда, просто вызывают улыбку. В Москве на оживленном перекрестке стоит человек и раздает всем прохожим листовки. Те, берут, прячут в карманы и быстро исчезают. По дороге они с опаской достают их из карманов, чтобы прочесть, но с возмущением возвращаются назад: — Зачем пустые листки раздаешь? Тут же ничего не написано! — А что писать? И так все ясно!

Один парень общался через интернет с девушкой и все хотел прислать ей домой цветы, но никак не мог узнать номер квартиры… Знал только номер дома, в котором она живет… Так вот, однажды ночью, он отправил ей сделанное им видео, в котором ничего не было, кроме быстро меняющихся цветов картинки, и посоветовал смотреть во весь экран. Она все сделала, как он просил. А в это время два его друга стояли по разные стороны дома и наблюдали, в каком окне начнется эта «цветомузыка». Цветы прислал. Теперь они вместе.

Был поздний вечер. Уставшие супруги лежали на диване. Уже хотелось спать и ни на что не оставалось сил. Жена до этого успела сходить в душ, а муж нет. Она начала ему выговаривать, как можно ложиться в чистую постель с грязными ногами. В душ идти он всё-таки отказался, но… взял большие пакеты с ручками, надел их на ноги, завязал и со словами «теперь я не буду тереться грязными ногами о простыню» залез под одеяло. Всю ночь жена слышала шуршание его «обуви», а утром их разбудил звонок его мамы. Выскочив из-под одеяла, он ещё некоторое время шлёпал своими бахиллами по квартире. Потом они вместе долго смеялись!!!

Если говорить о классических изобретениях, несомненным королем изобретательности был Томас Эдисон. Выдающийся физик, инженер, изобретатель Никола Тесла так отзывался об этом человеке: «Если бы Эдисону пришлось найти иголку в стоге сена, он не стал бы терять время на то, чтобы определить ее наиболее вероятное местонахождение. Напротив, он немедленно, с лихорадочным прилежанием пчелы начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не отыскал бы искомое». Этому всемирно известному американскому изобретателю принадлежит официальное авторство 1093 изобретений, подтвержденных в Бюро патентов США (что является абсолютным рекордом в истории науки). Еще около трех тысяч патентов на свои изобретения он получил в других странах мира. Томас Эдисон обладал поразительной работоспособностью и целеустремленностью, каждую неудачу в своих экспериментах и исследованиях он воспринимал исключительно как шаг, приближающий его к успеху. В таких случаях он любил говорить: «Я нашёл 2 000 неправильных способов, осталось найти лишь один, верный способ», или «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают».

Изобретательность – удивительное качество личности. Она может проявиться в самых неожиданных сферах жизни и при самых разных обстоятельствах. Русские студенты сняли дом в штате Нью-Джерси. Хозяин дома был жутко прижимистый, зимой в холод температуру больше чем +18 выставлять не хотел, показывал им соответствующий законодательный акт от какого-то лохматого 1920-го года, что не обязан это делать по закону. И было им конкретно холодно. А чтобы мы сами с обогревателем не возились, запер его в такую пластиковую коробочку с дырочками, через которую воздух проходил (чтобы температура фиксировалась), а пальцы нет (чтобы установки поменять не смогли). Русские студенты включили изобретательность. Сверху этой коробочки они просто ставили стакан льда. Датчик естественно думал, что в доме жутко холодно, и обогреватель работал всю зиму от «чистого сердца». Хозяин после каждого полученного счета за электричество заезжал к ним с широко распахнутыми глазами, а они делали невинные лица и говорили: Да у нас +18, вот смотрите — датчик не тронут, все в порядке, а почему такие счета приходят – не знаем.

А вот еще один пример бытовой изобретательности. Молодой, холостой сосед, зашёл, среди белого дня к такой же молодой, холостой соседке. Поинтересовавшись как дела, он сразу перешёл к делу, возбуждённым и волнительным голосом, он начал: — Иринка, у меня такое случилось, ты не представляешь, я тебе сейчас расскажу, ты обалдеешь! — Да, что у тебя, в конце концов, случилось? — Слушай, у тебя картоха, сало, огурцы есть? — Картоха, сало есть, а огурцов нема? А зачем? — Да у меня, бутылочка есть, а закусить нечем. Так, что давай с меня бутылка, с тебя закуска, собирай пожитки и выходи на общий стол во двор, да и стаканчики прихвати. Иринка собрала корзинку с закуской, вместо отсутствующих огурцов, положила в корзинку яйца и помидоры. Вышла во двор, за общим столом сидел сосед Володька, он лыбился и смотрел по сторонам. Иринка стала накрывать стол, бутылки не было ни на столе, ни у него в руках. Володька спросил: — А запивать стаканы взяла? — Ой, нет, забыла. Сейчас принесу. Иринка вынесла к столу ещё несколько одноразовых стаканов и заметила идущую в направлении стола, соседку Лену, в руках у которой красовалась бутылка водки. Она с ходу спросила: — А ты здесь, чего? — Да вот Вовик пригласил. — Он и меня пригласил, приходит и говорит: «Ленка, у тебя бутылка есть, а то у меня такая картоха, такое сало имеется. Так, трое соседей выпили первую рюмку за изобретательного соседа Вовика, который их собрал.

Петр Ковалев

ГЛАВА 3. Изобретательность - способность творить новое
Для того, чтобы понять роль изобретательности в жизни общества и человека надо ответить на такие вопросы:
1. Что такое изобретательность как способность человека?
2. Что дает человеку способность изобретать?
3. Почему, из какой нужды возникает способность изобретать?
4. Что дает обществу изобретатель и что получает?
5. Всем ли нужно быть изобретательными?

И самый животрепещущий вопрос: можно ли научиться изобретать или нужно родиться с талантом изобретателя?

Что есть «изобретательность»?
Так что же такое «изобретательность»?
Словарь русских синонимов определяет «изобретательность» как затейливость, хитроумность, хитрость, остроумие, находчивость, выдумка, хитростность.
В словаре Ожегова находим «Изобретательный - способный изобретать, находчивый». Что же находит «находчивый»? Видимо новое, не очевидное другим. И полезное, поскольку в языке просматривается уважительное отношение к человеку изобретающему.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5. Определим изобретательность как способность человека находить новые полезные решения известных или новых проблем. Если человек постоянно занят поиском новых решений, его можно назвать «изобретателем». В Приложении 1 можно прочитать о японском изобретателе.

Ярче всего изобретательность проявляется в нештатных, необычных ситуациях, когда очевидно, что нужно найти решение, а ничто никому не приходит в голову.
И вот тут находится решение.

Что дает человеку способность изобретать?
Если у человека есть способность находить неочевидное решение в нестандартной ситуации, то он может такую ситуацию изменить в выгодную для себя сторону. И лучше, если он может это сделать, не тратя времени на раздумывание.
Изобретательность дает возможность невыгодную, проигрышную, проблемную ситуацию превратить в полезную для себя и других. Прочитайте в Приложении 2 португальскую сказку «Кувшин из серой глины». Обратите внимание на способ, найденный слабым и слепым человеком, чтобы вернуть себе деньги, украденные богатым и сильным соседом.

Почему необходимо сегодня развивать способность изобретать?
Есть несколько причин, требующих развития способности изобретать…
Мы отдалились от Природы и живем в изменяющемся Мире. Мир так быстро меняется, что целые поколения людей с трудом приспосабливаются к новому. Мир меняется, а способности человека удовлетворять свои потребности остаются прежними. Говорят, нужно учиться, получать знания. Но знания не рождают изобретательность сами по себе. Нужно тренировать себя в постоянном применении знаний.

Мир меняется и все больше возможностей открывается перед каждым человеком и нужно выбирать те, что наиболее полезны ему. Но как выбрать то, что необходимо именно мне? Особенно, когда мало времени, когда некогда выбирать, когда есть множество выборов?

Кто и где учит современного человека осуществлять сознательный и правильный выбор из множества возможностей?

Люди меняют Мир ежечасно, ежедневно. Создаются все новые ситуации: нештатные, проблемные, аварийные…
Кто-то не завернул гайки на агрегатах Саяно-Шушенской ГЭС, сорвало крышки гидроагрегатов, погибли десятки человек. Кто-то слил горючие вещества в городскую канализацию и жители трех городов Подмосковья остались без воды (Приложение 3).

В современном Мире люди сами для себя создают новые ситуации, с которыми никогда раньше не сталкивались. И в каждой такой ситуации нужно уметь найти новое, нестандартное решение.

Пример 4. В городе не стало воды. Где найти хотя бы литр воды, пригодной для питья, если всю воду разобрали?

Пример 5. Вокруг города горят леса. Воздух пропитан дымом. Где найти чистый воздух для новорожденного младенца?

Даже удовлетворение основных человеческих потребностей может потребовать изобретательности от каждого.
В изменяющемся Мире выживают и лучше живут изобретательные люди. Остальные довольствуются их достижениями, либо прозябают, жалуясь на судьбу, на происки врагов, на отсутствие удачи в жизни.

Всем ли нужно быть изобретательными?
Надо ли каждому быть изобретательным? Может быть вполне достаточно, если будут талантливые изобретатели в институтах, в специализированных фирмах? Может быть пусть они и занимаются изобретениями, а каждый нормальный человек будет им платить через налоги за их труд. Хорошо ли это?

Еще сто лет назад почти так и было. Рядом с обычными людьми жили изобретатели велосипеда, самолета, автомобиля, радио, телефона, телевизора, фотоаппарата, кино.

Пример 6. В женской гимназии Калуги работал учителем физики К.Э.Циолковский. Обыватели считали его просто сумасшедшим, не понимали его космических идей, требовали запретить ему работать над своими бредовыми фантастическими проектами и заняться делом, чтобы не позорить семью и город.

Изобретатели занимались своим делом и не мешали жить другим гражданам. Не досаждали властям жалобами на то, что им мало платят жалованья. Не требовали денег у богатых спонсоров…

Что же изменилось за сто лет?
Главное изменение - Мир стал высококонкурентным. Фермер в глубине России вынужден конкурировать с передовыми фермерами в Европе, если хочет, чтобы его хозяйство процветало. Уже сегодня малый и средний бизнес Китая успешно конкурирует с предприятиями России и всего мира.

Растет конкуренция не только в области добычи нефти и газа. Уже началась конкуренция за чистую воду, за свежий воздух - за основные природные блага. И те, кто не умеет изобретать, остаются, как говорится «на обочине прогресса».

В современном мире для того, чтобы успевать и быть успешным нужно уметь находить не столько технические решения, сколько организационные и социальные. О них можно прочитать статью патентоведа А. Ефимочкина (Приложение 4)

Можно ли научиться изобретать?
Вот несколько примеров из истории…
Древние римляне не умели делить. Задача деления одного числа на другое относилась к не решаемым.

В средние века не умели решать квадратные уравнения. Было непонятно: почему-то иногда получалось два корня, а иногда один. Решение квадратного уравнения, как и деление римских чисел, было «творческим делом»: корни находили подбором.

Во времена Д.И.Фонвизина, написавшего комедию «Недоросль», считалось, что научить грамоте можно только ребенка 14-16 лет. Обучение чтению семилеток считалось невозможным.

В чем причина? Почему задачи, считавшиеся не решаемыми еще совсем недавно, теперь решают даже дети?

Ответ простой: изменилась технология. Изобретена арабская десятичная система записи чисел, и теперь первоклассник умеет делить числа. Появились формулы Кардано и теперь поиск корней квадратного уравнения стал рутинной процедурой для школьника.

Во второй половине ХХ века педагог Н.А.Зайцев создал новое средство «Кубики» и теперь ребенок 3-4 лет можно научиться читать и писать кубиками. Николай Александрович Зайцев изобрел новую технологию обучения чтению трехлеток.

Также обстоит дело и с изобретательством. Если пользоваться старой технологией поиска решений методом проб и ошибок или озарением, то научить невозможно. Если воспользоваться достижениями ТРИЗ - технологии решения изобретательских задач, то можно научить изобретать даже школьников.

Под творчеством, изобретательностью и креативностью обычно подразумевают некий мыслительный процесс, способный создать нечто новое, до этого еще не виданное, но это не совсем так…

Умение творить и созидать новые идеи, рисовать гениальные картины, придумывать великолепные музыкальные произведения приписывают гениальным людям, таким как: А. Эйнштейну, Р. Баху, С. Дали … И опять таки – это не совсем так.

Люди с большим IQ априори наделены особыми талантами в придумыванию нового… А это, вообще, не верно…

Быть изобретателем, уметь творить и созидать – это некий врожденные талант, редкое сочетание генов. Еще более не правильное утверждение.

Это настоящее творчество: Мона — «та же», но по новому «оформлена»…

1. Творчество, изобретательность, креативность – это …

На самом деле, самое точное определения творчества, изобретательности и креативности – это умение переоценить старые вещи по новому .

Это как эволюция простой деревяшки в молоток. Вначале, вы палкой дубасили своего соседа по пещере, потом, оказывается: ей вы можете рыть корешки, дробить орехи… Вы берете старую вещь – палку, но на каждом витке эволюции ей придумываете новое применение. Ведь молоток просто так не появился из нечего!

Это как стучания камешка об камешек — до симфонии Моцарта. Ведь последнее не появилось из хаоса и набора случайных звуков. Ведь до этого были другие звуки и их сочетания…

Это как преобразование одной идеи в другую. Прежде чем деревяшка преобразовалась в молоток и стучание камней в уникальное звучание музыки – была идея это сделать. (В большинстве случаев, в некоторых, к примеру — изобретение пенициллина, идея была после…)

Суть Творчества (изобретательности, креативности) – новый взгляд на старые вещи!

2. Способность Творить присуща только особым людям, гениям?

На самом деле – нет. Гении и очень изобретательные люди, обладают такими же талантами, как и вы, но их таланты более развиты в силу многих причин. В большинстве случаев, чтоб их развить: Эйншетейны, Бахи, Пушкины, Гейсы и др. прилаживали невероятное усилие…

Талантом творить – присуще всем человекоподобным существам, и вы один из них. Акт творения сопровождает каждого человека каждый день. Гении же способны на более радикальное новое, чем пока что вы…

Изобретение велосипедов

Вы часто изобретаете велосипеды, т.е. то, что уже было изобретено, и по этому не обращаете на данный акт созидания никакого внимания. Но вот если вы изобретете «велик» до сего не виданный и этот шедевр будет обнародован и аплодирован – только тогда вам дадут награду в виде ярлыка, что вы – гений, творец, создатель или изобретатель…

Но творить вы способны всегда!

Творчество – это врожденная человеческая способность (присуща всем людям), это «дочка» или «сын» такой важной вещи в выживании человека в неблагоприятных природных условиях как приспосабливаемость к последнему…

Какой вид живых существ способен выжить в самых неблагоприятных условиях совершенно не обладая физическими соответственными данными? Это человек! И в космосе, и под водой, и на экваторе, и на Южном полюсе… Благодаря чему? Благодаря высокой приспосабливаемости, а именно способностям: к творчеству, изобретательности или креативности…

Глобальные масштабы, а что насчёт более мелких, бытовых?

Творческий потенциал находится в основе любой деятельности! Если вы решите бутерброд смазать медом, если вы к венику приделали палку – чтоб не нагибаться ниже, если вы звук в своей стерео системе пустили вспять ради эксперимента, если хлеб решили порезать леской…

Если вы делаете нечто до этого так не делая! —

Ты гений!

Выше перечисленное говорит о том, что ты дорогой читатель — Гений. Мелкого масштаба, и этого не чувствуешь, хотя ты поступаешь очень часто по творчески, креативно, изобретая нечто новое.

Творческая врожденность свойственна всем, но…

3. «Я не гений, не Я творец!»

Почему вы не чувствуете себя творческими личностями?

Этапы подавления творческого начала у личности

Обычно выделают несколько причин, почему человек либо не хочет творить, либо разучился это делать:

1. Школьный конвейер

Немало книг и исследований посвящено данной проблеме и побочному результату уравниловки в системе образований. Именно современное образование воспитывает, чтоб человек был «в рамке», «по правилам» и такой «как все». Ибо в таком случае его проще сделать законопослушными и «правильным».

2. Уровень IQ. У меня средний коэффициент умственного развития, значит, я не способен созидать.

Сформировалось мнение, что уровень IQ и есть показатель творческого потенциала. Чтоб опровергнуть данный миф приведу исследование. Более 1500 школьников прошли тест на IQ, некоторые из них получили весьма высокий бал, более 135, что определяет их, как умные. Они подверглись наблюдению более чем на 30-40 лет. В целом, результат такой: в большинстве случаев это были успешные люди, но ничем особенным и выдающимся в плане творческой деятельности они не прославились…

3. Страх ошибок

Людям очень страшно ошибаться. Это психологический мощный фактор. В результате боясь будущей ошибки человек вообще не хочет, даже попытаться, что-то сотворить.

А теперь интересный пример. У Эдисона более 2000 изобретений, и только чуть более 1000 разрешили ему запатентовать (остальные отвергали – как не уместные). Количество экспериментов, что предпринял изобретатель лампочки просто зашкаливает, и посчитать не возможно (в основе экспериментов всегда больше ошибок, чем , посмотрите «Разрушителей Мифов»).

4. Лень

За способностью к креативностью, изобретательности – лежит огромный труд, большая деятельность, огромное количество попыток что-то сделать. Смотрите пример с Эдисоном. Но работать, а значит, лень, что либо придумывать стоящее…

Глава 8. Три закона изобретательности

Благополучие легко и радостно живет в реальном мире, имеете ли вы деньги или нет.

Джерри Джиллиес

Изобретательность - черта, которую мы должны развить, если хотим контролировать свою рабочую жизнь. Хотим ли мы создать свое дело или просто рано уйти на пенсию, чтобы заниматься, исключительно, хобби, объединить "идеальный" образ жизни или место проживания с работой, которая нравится нам, - придуманные новшества будут всегда необходимыми союзниками. Если исследовать смысл слова "изобретательность", то окажется, что это немного более чем "творчество". Это способность создать то, чего не существует, талант разрешения любой ситуации.

Человек, занимающийся любимым делом, обычно в высшей степени изобретателен. Это тип новатора, который осмеливается пробовать новое, в то время как окружающие не поддерживают его, даже когда на нем лежит ответственность за других (например, обеспечение семьи).

В основе изобретательности лежат черты характера, связанные с высоким самоуважением: чувством, которое дает человеку уверенность и способность сообразить, как что-то сделать, не имея технической инструкции или специалиста-советчика.

Такой личностью является мой друг Пол, открывший собственную архитектурную фирму, после окончания колледжа. Он работал неполный рабочий день на различные архитектурные фирмы, пока учился, но посчитал, что должен начать собственный бизнес.

Я полностью разочаровался из-за того, что признание за мои проекты получал не я, а другие. В то время как я чувствовал, что способен создавать нечто на более высоком уровне. Это заставило меня сказать себе: "Слушай, пора это сделать".

Где-то в глубине души я, должно быть, всегда знал, что буду иметь собственный бизнес: по-особому относился к изучению дисциплин, относящихся к малому бизнесу, собирал каталоги и, наверное, подсознательно обдумывал все детали и подробности ведения собственной фирмы.

Что-то управляет мною изнутри. Не знаю, называть это судьбой или чем-то еще. Но когда мне что-нибудь нужно, я просто иду и делаю. Или раздумываю об этом таким образом и так долго, что оно, в конце концов, приходит ко мне само.

Пол не рассчитывал, что появятся финансовые трудности и задержки. Хотя у него и были сбережения, скоро они закончились.

Стараясь поставить свой бизнес на ноги, я полностью изменил стиль своей жизни. Я заново оценил все свои привычки тратить деньги. Во-первых, я больше не питаюсь в ресторанах. Не могу покупать дорогую одежду. Я переехал в маленькую квартиру, в которой редко бывает горячая вода.

Я обхожусь гораздо меньшим, чем мог когда-нибудь подумать, я даже нашел удовольствие в простой жизни. Она трудна, но в какой-то степени также и благословенна. Она позволила мне полностью сосредоточиться на главной цели: на разработке хороших проектов, которые могут поставить этот бизнес на ноги. Я бы добавил, что по-прежнему не мечтаю о "большом" финансовом успехе. Просто хочется дать дорогу своим проектам и делать прекрасную архитектуру.

Пол также признается, что любит работать один.

Я научился не ждать, пока другие поймут, о чем я говорю. Я проворнее большинства своих друзей и сознательно сдерживаю себя в отношениях с людьми. С их стороны не появляется какого-то отклика или понимания предмета, о котором я хочу говорить. Чаще всего они не увлечены архитектурой настолько, насколько увлечен ею я. Самое чудесное, что я могу самостоятельно решать все проблемы.

Изобретательность означает способность иметь дело с любыми ситуациями, но основывается на вере человека в самостоятельное решение проблем. Как видим, люди, чувствующие себя компетентными и сильными, уверены, что их ум способен распутать сложные жизненные головоломки. Многие даже предпочитают трудности, так как это своего рода испытание самих себя.

Изобретательность берет начало в способности человека разрешать свои проблемы. Более того изобретательность требует опыта разрешения проблем для развития. Три "закона" или характеристики этого важного качества весьма существенны. Первый: человек должен верить в свои способности решать проблемы. Неважно как мы называем это качество: самоуверенность или высокая самооценка. Важно то, что человек учится полагаться сам на себя при решении проблем. Второй: требуется независимое мышление и принятие решений, что подвергает человека определенному риску, если вдруг он не решит своих собственных проблем. Третий "закон" - решимость: человек должен твердо решить про себя, что обязательно распутает любую головоломку.

Семидесятилетний генеральный подрядчик, фотограф, муж, отец, дедушка и человек, сделавший сам себя, может многое нам рассказать о двух из этих трех "законов": решимости и вере в свои способности. Этот человек (назову его Уэйн) родился в Америке в 1911 году. В шесть лет он научился охотиться с капканом, чтобы прокормить голодающую семью. Уэйн убежал из дома в девять лет после серьезного недоразумения с отцом. Несмотря на то, что Уэйн научился читать всего лишь несколько лет назад, он может многому научить. И особенно работников корпоративной среды, которые считают, что звание, пенсионный договор и респектабельный внешний вид необходимы для достижения какого-нибудь успеха.

В семнадцать лет, в начале Великой Депрессии он сидел и смотрел на горящие поленья в печи. Он обдумывал, что делать с собственной жизнью.

Я разложил перед собой собственную жизнь. У меня нет ни образования, ни поддержки, ни связей. Молодые люди моего окружения пили, играли в азартные игры, слонялись вокруг, и я решил, что мне нужно что-то другое. И тогда я принял решение, что сделаю из себя что-то назло своему прошлому, нищете и одиночеству. И всего этого я добился.

Уэйн обладает чрезвычайной силой убеждения, которая вдохновляет других. Он прожил свою жизнь так, как хотел. Свою способность хорошо зарабатывать, не тревожась, откуда придет работа, Уэйн объясняет: "Я никогда не работал там, где не нравилось. Я внимательно выслушивал, чего хочет мой клиент, потому что он должен быть удовлетворен. Недавно мне предложили работу, где надо было действовать не по правилам и срезать пару острых углов. От такой работы я быстро отказываюсь…"

Во время Великой Депрессии, Уэйн работал. Он верит до сего дня, что человеку не нужно беспокоиться по поводу работы или отсутствия денег:

Я всегда умел заработать. И не потому, что умею строить. Во время Депрессии, когда на одно рабочее место было по двадцать человек, я работал. Я просто приходил и убеждал, что могу оказать великолепные услуги. Мне платили, да еще при этом и кормили. Я видел умершего с горя человека, который не мог прокормить семью. Вот до чего это может дойти. Но не безработица виновата, а человек. Я зарабатывал сто долларов в день в разгар Депрессии, очищая крыши. Неважно, что я умел строить, важно, что я работал.

Решимость Уэйна возможно превосходит его уверенность и самооценку, но он развил свою чрезмерную находчивость и способности в первые десять лет своей жизни. Навыки решения приобретенных проблем, нужда самостоятельно пробиваться в жизни без образования, семьи и крыши над головой приучили его находить возможности выживания там, где другие теряются. Это и есть умение находить варианты, о котором я упоминала в первых главах.

Многие люди говорят, что они "слишком старые", чтобы заняться тем, о чем на самом деле мечтают, или не могут найти нужную работу и перейти на другую должность, потому что уже слишком поздно. На это Уэйн отвечает своей историей:

Как-то жена купила мне на десять долларов тропической рыбы в качестве рождественского подарка. Через год, в дополнение к своей регулярной работе, я зарабатывал семьсот долларов в месяц на торговле тропической рыбой. Позже я продал этот бизнес одному своему знакомому. Он бывший летчик, имевший проблемы с сердцем. Поэтому он переживал, что не сможет больше работать. Я показал ему, что делать, и теперь он самый большой торговец тропической рыбой в округе. Недавно я повстречал человека, который был частично парализован и прогуливался по кварталу, просто потому что ему необходимо было что-то делать. Он считает, что не может работать, а я предлагаю ему попробовать что-нибудь. Собираюсь пристроить его и в бизнес, может быть, связанный с тропической рыбой. Или научу, как вырезать игрушки из дерева. Он может заниматься этим дома и зарабатывать столько, сколько хочет. Все, что требуется сделать - это увидеть нужду в обслуживании или производстве и потом приспособиться. Но сначала нужно прекратить жалеть себя и начать использовать свой мозг. Вот приблизительно и все.

Считаю для себя огромным везением, что нигде не учился. Что происходит с детьми, когда они посещают школу? Все эти годы, находясь под воздействием школьной системы, они теряют индивидуальность. Единственное, что меня поддерживает, это моя индивидуальность. Если и существует индивидуалист, так это я. Много таких, как я… но другого такого нет.

Похожий на Уэйна, только где-то на пятьдесят лет моложе, мой друг архитектор Пол не чувствует сопротивления в себе, которое может затормозить развитие его дела:

Я не ощущаю внутреннего сопротивления ни в чувствах, ни в словах, ни в действиях по отношении к работе, которую стремлюсь завершить. Мне просто надоели те, кто ноет: "Я хочу то, я хочу это". А сами ничего не делают. Сделайте, ради Бога - или перестаньте хотеть!

Такой тип отношения делает изобретательность возможной. Находчивый, активный человек, как Пол, чувствует, что если не будет чем-то рисковать, то никогда ничего не получит. С другой стороны, блокированный человек с низкой самооценкой чувствует, что если не будет пробовать ничего нового, то и не потерпит неудачу. Следовательно, существует, по крайней мере, одно различие между людьми с сильными и слабыми внутренними ресурсами - это уровень уверенности в себе. Находчивый человек считает, что, рискнув на эксперимент с решением хотя бы части проблемы, он уже добьется чего-то хорошего. Он доверяет собственному разуму, основываясь на опыте прошлого. (В дальнейших параграфах мы увидим, как человек, не имевший опыта в решении проблем и совершении рискованных действий, сумел приобрести доверие к самому себе.)

Доктор Уильям Глэссер, психиатр из Лос-Анджелеса, чья работа важна для меня, провел изучение людей, долгое время занимавшихся медитацией, и бегунов на длинные дистанции - то есть людей, в той или иной мере себя дисциплинирующих. В книге "Положительная зависимость" Глэссер приходит к заключению: многие из тех, кто занимался личной, уединенной, регулярной работой над собой один час в день в течение нескольких месяцев, получили большую пользу в психологическом плане. В том числе увеличилась и находчивость. Глэссер говорит, что творческий потенциал "связан с силой, а не со слабостью". Сила, о которой упоминает Глэссер, - та самая сила, которую я называю высоким самоуважением. Его исследование показало, что люди, чувствующие внутреннюю силу для достижения своих целей, более устойчивы к трудностям и легче переносят тревожное состояние.

"В отличие от слабого, сильный не отступает, не бросается в панику и не совершает глупых поступков. Он не любит боли так же, как и любой другой, но не желает соглашаться на какое-либо кратковременное облегчение, если оно означает ограничение выбора… Хотя большую часть своей силы он приобрел, обучаясь справляться с трудной ситуацией, этому человеку присуща способностьзаботиться о себе и в тех ситуациях, где у него нет ни опыта, ни поддержки. У них есть силы понять, что делать в новой и абсолютно незнакомой ситуации. Уверен, что эта сила имеет своим источником безусловную веру в силу своего ума".

Глэссер подробно объясняет, почему только регулярная дисциплина помогает создать внутреннюю силу. В моей первой книге "Обыкновенные люди как монахи и мистики" я также прослеживаю факторы, которые свойственны росту индивидуальности и силы. При этом достаточно сказать, что можно, независимо от возраста, научиться стать находчивым. Но такое обучение, в отличие от советов, предлагаемых во многих руководствах по саморазвитию, не является "немедленным". Изобретательность постижима, так как человеческий разум способен научиться методам решения проблем, включая трудные. Но разум учится решать проблемы только во время решения проблем. Тем и непривлекательна такая учеба, что она не выдает немедленного результата. Другими словами, если мы желаем стать более находчивыми, нам требуются реальные проблемы, на которых мы тренируем свой мозг. На успехе взращивается другой успех, и чем чаще мы видим себя решающими самые важные вопросы и получающими то, что требуется, тем больше мы будем верить в себя и станем более находчивыми.

Наверное, каждый чувствовал способность экспериментировать, задействовав при этом свои природные способности. Такие вещи случаются обычно, когда мы чувствуем себя сильными, здоровыми и привлекательными. В эти действительно "добрые дни" мы даже пробуем что-нибудь новое: другую одежду, разговор с незнакомцем (просто потому, что нам он понравился), обед в незнакомом ресторане. Другими словами, наша возможность "играть" и с ситуациями и людьми, пробовать что-нибудь нестандартное в такие дни увеличивается, потому что мы переполнены внутренней энергией и чувством, что "У меня все в порядке, и все вокруг хорошо".

Люди с высоким самоуважением обладают такой способностью почти всегда, даже когда испуганы или встревожены. Несмотря на опасное положение, они ведут себя так, словно находятся в сильной позиции. Прежде чем учиться такому поведению, было бы полезно послушать другого человека преуспевающую деловую женщину, которая поделилась со мной своими способами решения проблем.

Эта женщина - сейчас ей сорок с небольшим - начала свою карьеру секретаршей. Она проложила себе путь к финансовой независимости серией напористых, изобретательных шагов. Каждый шаг планировался как движение к финансовой свободе и большим возможностям для организации нового бизнеса главной цели ее жизни. Сейчас она владеет секретарской исполнительской службой и сдает в аренду офисы и секретарское оборудование.

Женщина, которую буду называть Гейл, - это гений сводить вместе разный бизнес на основе одной идеи. Своему успеху она полностью обязана себе и является идеальным примером для подражания всем, кто питает надежду стать финансово независимыми, но не имеет собственного плана. Гейл выросла в многодетной обедневшей семье и не имела никакой поддержки для осуществления своих целей. Она стала преуспевающей самостоятельно. О себе она говорит:

В основном мои навыки - в секретарской и административной области. Я - секретарша, которая "переросла" в администратора. Когда я приехала в Калифорнию, то поняла, что не хочу больше работать ни на кого. Поэтому стала спрашивать себя: "Что я умею делать? Что я люблю делать?" Сначала я думала открыть магазин одежды, потому что очень люблю одежду. Но мне хотелось иметь бизнес, который давал бы какое-то свободное время. Когда я подумала об обслуживании офисов, стала кое-что исследовать: ничего особенного, просто поговорила с друзьями-бизнесменами, людьми, связанными с маркетингом. Мне нужно было знать поле будущей деятельности.

Я также знала, что при таком виде обслуживания у меня уже есть поддержка, т. е. клиенты. Когда несколько знакомых консультантов по компьютерному маркетингу заинтересовались моим предложением, я решила, что время самое подходящее: я все сделала вовремя. Вот в этом здании моя фирма находится уже девять лет. Когда я только начинала, у меня было четыре офиса, подготовленных для аренды. Через год их было уже восемь офисов, а затем мы расширились до пятнадцати-двадцати за год. Через четыре года я удвоила этот размер. И одновременно, в течение этого времени, я начала еще один бизнес, построила его, сделала прибыльным, а потом продала.

Изобретательность Гейл продемонстрирована везде: и в начальном периоде, и во всей карьере. Она отказалась от поддержки мужа и кредитов, которые мог получить он, и решила с самого начала (хотя это было еще до движения за женское освобождение, вдохновившего банки давать большие кредиты женщинам) прийти в банк и рассказать, чем собирается заняться.

Нужно быть настойчивой, и я такой была. Ведь людям нужна уверенность в вас, чтобы ссудить вам деньги или предложить свои услуги, когда вы начинаете. Например, банк никогда бы не дал мне кредит, если бы я это сама не устроила: я хотела, чтобы там знали меня, а не моего мужа. Поэтому за два года до начала своего бизнеса, я пришла в банк и познакомилась с руководством. Я хранила в этом банке собственные сбережения и несколько раз встречалась с руководством. Через год я сама пришла туда и сказала, что мне нужен кредит, хотя у меня для этого не было никаких деловых преимуществ. Поэтому мне дали небольшой заем. А сейчас, если нужно, я могу сходить и получить большую сумму денег просто под свою подпись.

Еще я по-прежнему веду дела с мебельным бизнесом, в котором участвовала, когда начинала. Эти люди были великолепны, они дали мне шанс они рисковали.

Я заходила в каждый магазин и устанавливала связи с людьми. Ходила в IBM за печатными машинками - они были мне нужны. Люди там работали фантастические. Они говорили, что им нравится видеть женщину в бизнесе, и действительно помогали мне. Даже снабдили меня литературой по секретарскому делу. Я использовала ее при организации штата фирмы. Они, в конечном счете, получили мой бизнес, так что знали, что делают.

Основное препятствие - в то время бизнес был действительно миром мужчины. Когда мне требовалось представить наши секретарские компании другим фирмам, чтобы получить дополнительную работу, или распространить объявления среди жилых районов, чтобы найти место для офиса, мужчины обычно просили закончить наши дела "за обедом". Я не была наивной, но верила людям. Пару раз я сходила на такие обеды, и это оказалось большой ошибкой. Было неловко и неуютно. Сначала я сердилась на мужчин. Мне хотелось отчитать их, велеть им позабыть о нашем деле. Потом хотелось просто уйти. Но скоро я научилась действовать так, что заключала необходимую сделку еще до того, как предлагался обед. Сегодня я могу и выпить с кем-нибудь, но умею держать под контролем такую ситуацию.

Людям, не расположенным к риску, бывает сложно проявить изобретательность, потому что они избегают именно тех проблем, на которых могли бы тренировать свой мозг. Творческий ответ на проблему необходим, однако именно это некоторые люди и не могут продемонстрировать потому, что все проблемы их пугают. Женщина лет тридцати, - назову ее Бет - рассказала мне свою удивительную историю, как она научилась преодолевать доминировавшие над ней страхи - в данном случае - страх бедности, и добиться при этом высокого чувства собственного достоинства.

Бет поняла, что нуждается в помощи терапевта во время болезненного развода с мужем. У нее появились не только жестокие приступы депрессии и горя, но также и чувство ошеломляющей тревоги. Начав терапию, Бет "вспомнила", что ее решение выйти замуж было основано не на глубокой любви, а скорее на глубокой необходимости финансовой заботы.

В двенадцать лет у нее умер отец, а мать попала в больницу с психическим расстройством. Хоть это и стоило большого эмоционального напряжения, Бет сумела позаботиться о себе. Но была настолько травмирована внезапной и непосильной для такого возраста самостоятельностью, что все, о чем она беспокоилась, были деньги. Она не понимала, что приобретает неординарную находчивость, заботясь о самой себе. Она проявила героизм, зарабатывая временной работой, договариваясь с родственниками послать ее в интернат, готовилась к поступлению и поступила в прекрасный колледж в шестнадцать лет.

Главной мыслью Бет в то время было, однако, найти мужчину, который бы заменил отца, и она сделала это вскоре после окончания колледжа. В душе для нее имела значение только ее отчаянная нужда в сильном, покровительствующем, финансово стабильном товарище. Конечно, со временем отношения изменились в корне, потому что в основе их лежали логические мотивы. И Бет, и ее муж поняли, что их брак недолговечен.

Конечно, тревога, с которой Бет встретилась во время развода, была тем же самым горем и тревогой, которую она чувствовала, когда умер отец. Это были те чувства, которые она глубоко спрятала в себе, когда решила не полагаться на собственные силы и таланты, а выйти замуж ради защиты и финансовой поддержки.

Ее терапевт, настоящий диссидент и мятежник в своей области, считал, что "надо пинать лежащего". Он имел в виду, что лучшее время подтолкнуть людей, чтобы они встали и увидели сами себя, это использовать их привычный стереотип увиливания от трудностей. При помощи своего метода "жестокой любви" он дал Бет рекомендации, которые вывели ее из лабиринта беспомощности.

Он попросил ее уехать на выходные туда, где она никого не знает, куда-нибудь не менее чем за сто миль от дома, не взяв с собой ничего, кроме десяти центов, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств позвонить ему. Она должна была не использовать ничего, кроме собственной интуиции, природных навыков "изобретательности", чтобы выжить. Он сказал, что, по его мнению, она такой изобретательный человек, каких он еще никогда не встречал, и что единственная ее задача - раскрыть глаза шире и поверить в собственную ценность и способность позаботиться о самой себе.

Мой доктор сказал, что я должна понять - у меня безбрежные запасы творческого ума. Даже мое решение выйти замуж было победным решением, данное мне моим прошлым. В то время я думала, что он сумасшедший. Но я согласилась делать то, что он попросил, потому что полностью ему доверяла.

Необычная воскресная поездка имела еще одно условие: Бет не разрешалось делать ничего незаконного, чтобы помочь себе "выжить", и она обязана была позвонить терапевту, если вдруг окажется в тюрьме или в каком-то еще худшем месте.

Когда я вышла от доктора, я была потрясена согласием на подобное приключение. Это походило на сумасшествие. И хотя поднялись все мои скрытые страхи - ужас быть одной, без копейки, в мрачной убогой среде - я была еще и заинтригована. Я знала, что будет весело, потому что все это задумывалось как игра. А еще, в глубине души, была уверена, что смогу управлять собой. Это удивительное чувство стало самым большим сюрпризом: мне понравилась мысль самой решать, что делать!

Тем же вечером по пути домой я поняла, что основа моих чувств не страх, а волнение. Впервые за долгое время разум был сосредоточен не на моих катастрофических страхах, а на решении конкретной проблемы. Я испытывала непонятное оживление. Во-первых, вернувшись домой, я начала лихорадочно планировать поездку. Я решила уехать в Сан-Диего, где никого не знаю. Сделала несколько телефонных звонков и выяснила, где расположено молодежное общежитие. Я записала точные данные, чтобы не заблудиться и не тратить горючее. Согласно условиям, бензина должно хватать только на дорогу туда и обратно. И я предприняла меры, чтобы мой терапевт знал, куда я собираюсь, чтобы хоть кто-то знал, где я, на случай, если попаду в беду.

Я обратила внимание, что без всякой помощи веду себя ответственно и осторожно, и это наблюдение дало начало чему-то новому, что наполняло меня самоуважением.

Когда я добралась до молодежного общежития, к собственному ужасу узнала, что оно стоит пятьдесят центов за ночь. У меня было только десять. Я увидела саму себя просящей денег у соседа-туриста из Канады, и он одолжил мне пятьдесят центов. А другая соседка сжалилась и дала еще пятьдесят. Я стала богатой!

Я наблюдала себя, оценивая обитателей ночлежки. Одни были наркоманами, другие - студентами, путешествующими ради приключений. Я проявила такую тактичность, что подружилась с обеими группами, но решила спать рядом со студентами, которые расположились на кроватях и на полу в спальных мешках. Был один тревожный эпизод, когда посреди ночи явилась полиция, искавшая молодую женщину, подходившую к моему описанию. Ее подозревали в убийстве! Мое дыхание остановилось, и я постаралась соответствовать образу добропорядочной гражданки. Полиция купилась на мой рассказ и уехала без дальнейших расспросов.

На следующий день я стала понимать, насколько я предприимчива, стараясь сдать кровь (имея при этом вес на десять фунтов меньше нормы), и подвозя людей к пункту сдачи крови за пятьдесят центов (в моей машине было шесть человек, и поэтому я получила три доллара). Теперь у меня было около четырех долларов. Потом я поехала в "Сакс" на Пятой авеню, где, как я знала, есть чистые туалеты (в общежитии они были ужасными, и я не могла пользоваться ими), умылась и наложила свежий макияж, а затем отправилась в отдел кадров искать работу. Не спрашивайте, как, но я ухитрилась быстро оформить документы. Думаю, просто им срочно требовался помощник, а у меня был опыт торговли косметикой, и я сказала, что могу начать в понедельник утром. И хотя мои выходные не закончились, я поняла, что я все исполнила самостоятельно. У меня была работа, прибежище и способ "выжить". Я узнала, что для меня совсем не обязательно выходить замуж, чтобы кто-то обо мне заботился. У меня самой есть способности для этого. Если я снова выйду замуж, то по другим, более основательным мотивам.

После этого я вернулась в аспирантуру и начала встречаться с человеком, который мне действительно дорог, с тем, кто является моим лучшим другом, нежной и романтической любовью. Мои чувства к нему не имеют ничего общего с деньгами или с необходимостью заботы обо мне. Я просто люблю находиться с ним рядом.

Периоды тревоги - это время, когда необходимо взять в себя в руки. В это время нам необходимо понять, что мы формируем обстоятельства так, будто бы это скульптура: сначала видим идеальный результат, дальше представляем, что бы мы чувствовали, если бы хорошо справлялись с ситуацией, потом приходит черед предпринимать правильные действия. Действия, которые вытекают из таких субъективных представлений и эмоций, - обычно спонтанные действия, несущие желаемое решение. Побеждая страхи один за другим, и обучаясь, как постоять за себя, как принимать решения, мы учимся, как рассчитывать на себя. Мы узнаем, что находящееся в нас дает нам все, что требуется для настоящей безопасности в долговременном, реальном смысле. Мы узнаем, что этот вид безопасности имеет мало общего с деньгами. Мы уже обсуждали этот вопрос в первых главах: мы должны верить в себя, зная, что имеем все необходимые навыки, ум и смекалку, чтобы встретить любую нужду.

Для некоторых людей использование своих навыков означает встречу финансовых трудностей. Для других это наука обращения к другим людям за помощью и поиска друзей.

Многие, не способные справиться с неожиданными обстоятельствами, испытывают придуманное одиночество и стараются найти внешнюю систему поддержки (например, деньги в банке; необходимые связи; надежную работу; общественные контакты), вовсе не нужные, если бы они могли честно открыться людям, которых действительно любят и уважают.

Другие осознают, что их умственные способности функционируют и в стрессовой ситуации, что их ум - даже если они не слишком одарены предназначен для выживания и счастья. Все эти уроки можно усвоить, если человек принимает ответственность за эффективное функционирование каждый день, независимо от чувств, которые говорят: "Я не могу работать, я не знаю как, я слишком испуган, слишком стар, слишком болен…"

Это не значит, что мы не ошибаемся, что каждый должен убежать на выходные за приключениями только с десятью центами в кармане и посмотреть, каким изобретательным он может быть в незнакомом городе. Бет была исключением и находилась под наблюдением терапевта. Хоть она и чувствовала себя новичком в этих вопросах, на самом деле являлась профессионалом. И в этом - смысл ее приключения. Это, конечно же, не рецепт для каждого! Удачливое меньшинство обучается в юном возрасте функционировать эффективно и изобретательно, несмотря на препятствия или чувство, что они "не могут". Но каждый может научиться искусству "квалифицированных приемов" в любом возрасте.

Термин "квалифицированные приемы" - это слова Тартанга Тулку, ламы из Восточного Тибета, они используются для описания спонтанной текущей энергии, которая всегда помогает нам встретить любую проблему и любую цель. Он говорит: "Используя квалифицированные приемы, чтобы обогатить нашу жизнь и вложить творческий потенциал во все наши дела, мы можем проникнуть в сердце нашей истинной природы. Мы можем приобрести понимание основной цели в жизни и оценить радость правильного применения нашего драгоценного времени и энергии".

Изобретательность и квалифицированные приемы есть на самом деле одно и то же. Мы можем верить в силу своего собственного разума и таланты, которые проведут нас по жизни. Можем практиковать эту веру в себя и в независимое мышление/действие, встречаясь с требованиями и сложностями жизни, лишь иногда останавливаясь и спрашивая: "Что говорит мое мышление о предстоящем поступке?" или "Что на моем месте сделали бы люди, которыми я восхищаюсь?"

Когда мы полны решимости выполнить жизненные задачи, мы начинаем видеть все проблемы как возможности для творческого роста и новых ответов. И сами себе открываем источник знаний в нас, который помогает преодолеть и превзойти все трудности, и на практике ведет нас к людям, местам и вещам, в которых мы нуждаемся. Таким образом, мы станем, в конце концов, изобретательными и уйдем от ложной мысли, что не можем жить плодотворно.

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

СОБЛЮДЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА «Традиция отводит матери роль хранительницы нравственного закона, определяющего единство семейного коллектива: “Весь мир в семье - от матери”. На матери лежала основная ответственность за нравственные качества и судьбы детей, что в

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Закона притяжения недостаточно Питер: Итак, одного только существования Закона притяжения недостаточно. Необходимо действие. Но давайте разберемся с идеями: они появляются сами по себе, без нашего участия, или мы притягиваем их? Потому что на этом этапе мы уже открыты, мы

Из книги Детская исповедь [Как помочь Вашему ребенку] автора Орлова Екатерина Марковна

автора

Из книги Ты будешь мамой! автора Кавер Ольга

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Три главных Закона Ума Для дальнейшего описания строения и работы ума нам понадобится знание Законов, по которым ум работает. Они были открыты в медитации «Просто сидение» и подтверждены в дальнейшем опытом работы с собой и с другими людьми. Эти Законы работают всегда и

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Из книги Закон 80/20 [Как преуспеть без усилий] автора Джонсон Скотт Маккуин

16. «Необходимость - Мать изобретательности» - Вот, играй, - сказал Малыш. - Из этого набора можно сделать и автомобиль, и подъёмный кран, и всё, что хочешь. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Давайте ещё раз - ненадолго! - вернёмся к определению

Из книги Возвыситься над суетой автора Аллен Джеймс

Глава вторая. История открытия закона Парето Принцип 80/20 был открыт в конце девятнадцатого века итальянским экономистом и социологом Вильфре?до Паре?то. Парето посвятил свою жизнь глубокому изучению социальной и экономической деятельности Италии. Он выдвинул ряд

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Глава 12 Царство закона Мелкие сектантские божки давно ушли в прошлое. О придуманных богах, порождениях людской фантазии и невежества, ходит дурная слава. Люди из-за них беспрерывно воевали, пока не устали их защищать. Ныне идолы повсеместно сброшены с постаментов. Они,

Из книги автора

Предварительная формулировка общего закона По-видимому, все, изложенное выше, можно сформулировать более лаконично в виде общего принципа. Ниже предпринимается такая попытка. Допустим, что: а) существует минимальное желание двух людей установить контакт; b) есть