Химическая картина живой природы презентация. Химия как наука, современная химическая картина мира. Учение о химических процессах

Химия – наука о превращениях веществ, сопровождающихся изменением их состава и строения.

Явления, при которых из одних веществ образуются другие, называются химическими . Естественно, что, с одной стороны, в этих явлениях можно обнаружить чисто физические изменения, а, с другой стороны, химические явления всегда присутствуют во всех биологических процессах. Таким образом, очевидна связь химии с физикой и биологией.

Эта связь, по-видимому, была одной из причин того, почему химия долго не могла стать самостоятельной наукой. Хотя уже Аристотель разделял вещества на простые и сложные, чистые и смешанные и пытался объяснить возможность одних превращений и невозможность других, химические явления в целом он считал качественными изменениями и потому относил к одному из родов движения . Химия Аристотеля была частью его физики – знания о природе ().

Другая причина несамостоятельности античной химии связана с теоретичностью , созерцательностью всей древнегреческой науки в целом. В вещах и явлениях искали неизменное – идею . Теория химических явлений приводила к идее элемента () как некоего начала природы или к идее атома как неделимой частицы вещества. Согласно атомистической концепции, особенности форм атомов во множестве их сочетаний обуславливают разнообразие качеств тел макромира.

Эмпирический опыт относился в Древней Греции к области искусств и ремесел . Он включал также и практические знания о химических процессах: выплавке металлов из руд, крашении тканей, выделке кожи.

Вероятно, из этих древних ремесел, известных еще в Египте и Вавилоне, возникло «тайное» герметическое искусство Средневековья – алхимия, наиболее распространенное в Европе в IX-XVI веках.

Зародившись в Египте в III-IV веках, это направление практической химии было связано с магией и астрологией. Целью ее было разработать способы и средства превращения менее благородных веществ в более благородные, чтобы достичь реального совершенства, как материального, так и духовного. В ходе поисков универсальных средств таких превращений арабские и европейские алхимики получили много новых и ценных продуктов, а также усовершенствовали лабораторную технику.

1. Период зарождения научной химии (XVII – конец XVIII в.; Парацельс, Бойль, Кавендиш, Шталь, Лавуазье, Ломоносов). Характеризуется тем, что химия выделяется из естествознания в качестве самостоятельной науки. Ее цели определяются развитием промышленности в Новое время. Однако, теории этого периода, как правило, используют либо античные, либо алхимические представления о химических явлениях. Завершился период открытием закона сохранения массы при химических реакциях.

Например, ятрохимия Парацельса (XVI в.) была посвящена приготовлению лекарств и лечению болезней. Парацельс объяснял причины болезней нарушением химических процессов в организме. Как и алхимики, он сводил разнообразие веществ к нескольким элементам – носителям основных свойств материи. Следовательно, восстановление их нормального соотношения приемом лекарств излечивает болезнь.

Теория флогистона Шталя (XVII-XVIII вв.) обобщала множество химических реакций окисления, связанных с горением. Шталь предположил существование во всех веществах элемента «флогистон» – начала горючести.

Тогда реакция горения выглядит так: горючее тело → остаток + флогистон; возможен и обратный процесс: если остаток насытить флогистоном, т.е. смешать, например, с углем, то снова можно получить металл.

2. Период открытия основных законов химии (1800-1860 гг.; Дальтон, Авогадро, Берцелиус). Итогом периода стала атомно-молекулярная теория:

а) все вещества состоят из молекул, которые находятся в непрерывном хаотическом движении;

б) все молекулы состоят из атомов;

3. Современный период (начался в 1860 гг.; Бутлеров, Менделеев, Аррениус, Кекуле, Семенов). Характеризуется выделением разделов химии в качестве самостоятельных наук, а также развитием смежных дисциплин, например, биохимии. В этот период были предложены периодическая система элементов, теории валентности, ароматических соединений, электрохимической диссоциации, стереохимия, электронная теория материи.

Современная химическая картина мира выглядит так:

1. Вещества в газообразном состоянии состоят из молекул. В твердом и жидком состоянии из молекул состоят только вещества с молекулярной кристаллической решеткой (СО 2 , H 2 O). Большинство твердых тел имеет структуру либо атомную, либо ионную и существует в виде макроскопических тел (NaCl, CaO, S).

2. Химический элемент – определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Химические свойства элемента определяются строением его атома.

3. Простые вещества образованы из атомов одного элемента (N 2 , Fe). Сложные вещества или химические соединения образованы атомами разных элементов (CuO, H 2 O).

4. Химические явления или реакции – это процессы, в которых одни вещества превращаются в другие по строению и свойствам без изменения состава ядер атомов.

5. Масса веществ, вступающих в реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции (закон сохранения массы).

6. Всякое чистое вещество независимо от способа получения всегда имеет постоянный качественный и количественный состав (закон постоянства состава).

Основная задача химии – получение веществ с заранее заданными свойствами и выявление способов управления свойствами вещества.

Процесс зарождения химической науки был длительным, сложным и противоречивым. Истоки химических знаний лежат в глубокой древности и связаны с потребностью людей получать различные вещества. Происхождение термина «химия» не совсем ясно, но по одной из версий это означает «египетское искусство», по другой - «искусство получения соков растений».

Историю химической науки можно разделить на несколько этапов:

1...Период алхимии - с древности до XVI в.

2...Период зарождения научной химии - XVI-XVII вв.

3...Период открытия основных законов химии - первые 60 лет XIX в.

4...Современный период - с 60-х годов XIX в. до настоящего времени.

Исторически алхимия сложилась как тайное, мистическое знание, направленное на поиски философского камня, превращающего металлы в золото и серебро, и эликсира долголетия. В течение своей многовековой истории алхимия решала многие практические задачи, связанные с получением веществ и заложила фундамент для создания научной химии.

Наивысшего развития алхимия достигла в трех основных типах:

·...греко-египетском;

·...арабском;

·...западно-европейском.

Родиной алхимии был Египет. Еще в древности там были известны способы получения металлов, сплавов, применявшихся для производства монет, оружия, украшений. Эти знания держались в секрете и были достоянием ограниченного круга жрецов. Увеличивающийся спрос на золото подтолкнул металлургов к поиску способов превращения (трансмутации) неблагородных металлов (железа, свинца, меди и др.) в золото. Алхимический характер древней металлургии связал ее с астрологией и магией. Каждый металл имел астрологическую связь с соответствующей планетой. Погоня за философским камнем позволила углубить и расширить знания о химических процессах. Получила развитие металлургия, были усовершенствованы процессы очистки золота и серебра.

Тем не менее, в период правления императора Диоклетиана в Древнем Риме алхимия стала преследоваться. Возможность получения дешевого золота напугала императора и по его.приказу были уничтожены все труды по алхимии. Значительную роль в запрете алхимии сыграло христианство, которое рассматривало ее как дьявольское ремесло.

После завоевания арабами Египта в VII в. н. э. алхимия стала развиваться в арабских странах. Самым выдающимся арабским алхимиком был Джабир ибн Хайям, известный в Европе как Гебер. Он описал нашатырный спирт, технологию приготовления свинцовых белил, способ перегонки уксуса для получения уксусной кислоты. Основополагающей идеей Джабира являлась теория образования всех, известных тогда семи металлов из смеси ртути и серы как двух основных составляющих. Эта идея предвосхитила деление простых веществ на металлы и неметаллы.


Развитие арабской алхимии шло двумя параллельными путями. Одни алхимики занимались трансмутацией металлов в золото, другие искали эликсир жизни, дававший бессмертие.

Появление алхимии в странах Западной Европы стало возможным благодаря крестовым походам. Тогда европейцы позаимствовали у арабов научно-практические знания, среди которых была алхимия. Европейская алхимия попала под покровительство астрологии и поэтому приобрела характер тайной науки. Имя самого выдающегося средневекового западноевропейского алхимика осталось неизвестным, известно лишь, что он был испанцем и жил в XIV веке. Он первым описал серную кислоту, процесс образования азотной кислоты, царской водки. Несомненной заслугой европейской алхимии было изучение и получение минеральных кислот, солей, спирта, фосфора и т. д. Алхимиками была создана химическая аппаратура, разработаны различные химические операции: нагревание на прямом огне, водяной бане, прокаливание, перегонка, возгонка, выпаривание, фильтрование, кристаллизация и др. Таким образом, были подготовлены соответствующие условия для развития химической науки.

Период зарождения химической науки охватывает три столетия - с XVI по XIX вв. Условиями становления химии как науки были:

·...обновление европейской культуры;

·...потребность в новых видах промышленного производства;

·...открытие Нового света;

·...расширение торговых отношений.

Отделившись от старой алхимии, химия приобрела большую свободу исследования и утвердилась как единая независимая наука.

В XVI в. на смену алхимии пришло новое направление, которое занималось приготовлением лекарств. Это направление получило название ятрохимии . Основателем ятрохимии был швейцарский ученый Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный в науке под именем Парацельс. Ятрохимия стремилась соединить медицину с химией, используя препараты нового типа, приготовленные из минералов. Ятрохимия принесла значительную пользу химии, т. к. способствовала освобождению ее от влияния алхимии и заложила научно-практические основы фармакологии.

В XVII столетии, в век бурного развития механики, в связи с изобретением паровой машины, возник интерес химии к процессу горения. Итогом этих исследований стала теория флогистона , основоположником которой был немецкий химик и врач Георг Шталь. Теория флогистона основана на утверждении, что все горючие вещества богаты особым горючим веществом - флогистоном. Чем больше флогистона содержит вещество, тем более оно способно к горению. Металлы тоже содержат флогистон, но теряя его, превращаются в окалину. При нагревании окалины с углем, металл забирает от него флогистон и возрождается. Теория флогистона, несмотря свою на ошибочность, давала приемлемое объяснение процессу выплавки металлов из руд. Необъяснимым оставался вопрос, почему зола и сажа, оставшиеся от сгорания таких веществ, как дерево, бумага, жир, намного легче, чем исходное вещество.

В XVIII в. французский физик Антуан Лоран Лавуазье, нагревая различные вещества в закрытых сосудах, установил, что общая масса всех веществ, участвующих в реакции, остается без изменений. Лавуазье пришел к выводу, что масса веществ никогда не создается и не уничтожается, а лишь переходит от одного вещества к другому. Этот вывод, известный сегодня как закон сохранения массы , стал основой для всего процесса развития химии XIX в.

Продолжая исследования, Лавуазье установил, что воздух является не простым веществом, а смесью газов, пятую часть которого составляет кислород, а остальные 4/5 азот. В это же время английский физик Генри Кэвендиш выделил водород и, сжигая его, получил воду, доказав, что вода - это соединение водорода и кислорода.

Проблема изучения химического состава веществ была главной в развитии химии вплоть до 30-40-х годов XIX в. Английский химик Джон Дальтон открыл закон кратных отношений и создал основы атомной теории . Он установил, что два элемента могут соединяться между собой в разных соотношениях, при этом каждая комбинация представляет собой новое соединение. Дальтон исходил из положения древних атомистов о корпускулярном строении материи, но, основываясь на понятии химического элемента, сформулированном Лавуазье, полагал, что все атомы отдельного элемента одинаковы и характеризуются своим атомным весом. Этот вес относителен, т. к. абсолютный атомный вес атомов определить невозможно. Дальтон составил первую таблицу атомных весов на основе водородной единицы.

Поворотный этап в развитии химической атомистики был связан с именем шведского химика Иенса Якоба Берцелиуса, который изучая состав химических соединений, открыл и доказал закон постоянства состава . Это позволило объединить атомистику Дальтона с молекулярной теорией, которая предполагала существование частиц (молекул), образованных из двух или более атомов и способных перестраиваться при химических реакциях. Заслугой Берцелиуса является введение химической символики , позволяющей обозначать не только элементы, но и химические реакции. Символ элемента обозначался первой буквой его латинского или греческого названия. В случаях, когда названия двух или более элементов начинаются с одной буквы, к ним добавляется вторая буква названия. Эта химическая символика была признана международной и используется в науке до настоящего времени. Берцелиусу также принадлежит идея разделения всех веществ на неорганические и органические.

До середины XIX в. развитие химии происходило беспорядочно и хаотически: открывались и описывались новые химические элементы, химические реакции, благодаря чему накопился огромный эмпирический материал, который требовал систематизации. Логическим завершением всего многовекового процесса развития химии стал первый международный химический конгресс, состоявшийся в сентябре 1860 г. в немецком городе Карлсруэ. На нем были сформулированы и приняты основополагающие принципы, теории и законы химии, которые заявили о химии как о самостоятельной развитой науке. Этот форум, внеся ясность в понятия атомных и молекулярных весов, подготовил условия для открытия периодической системы элементов.

Изучая химические элементы, расположенные в порядке увеличения их атомных весов, Менделеев обратил внимание на периодичность изменения их валентностей. Основываясь на увеличении и уменьшении валентности элементов в соответствии с их атомным весом, Менделеев разделил элементы на периоды. Первый период включает только водород, а затем следуют два периода по семь элементов, а затем периоды, где более семи элементов. Такая форма таблицы была удобной и наглядной, что сделало ее признанной мировым сообществом ученых.

Настоящим триумфом периодической системы стало предсказание свойств еще не открытых химических элементов, под которые в таблице были оставлены пустые клетки. Открытие периодического закона Д. И. Менделевым стало выдающимся событием в химии, приведя ее в состояние стройной систематизированной науки.

Следующим важным этапом в развитие химии явилось создание теории химического строения органических соединений А. М. Бутлеровым, которая утверждала, что свойства веществ зависят от порядка расположения атомов в молекулах и от их взаимного влияния.

На основе системы химических наук складывается химическая картина мира , т. е. взгляд на природу с точки зрения химии. Ее содержанием являются:

1...Учение о химической организации объектов живой и неживой природы.

2...Представление о происхождении всех основных типов природных объектов, их естественной эволюции.

3...Зависимость химических свойств природных объектов от их структуры.

4...Закономерности природных процессов как процессов химического движения.

5...Знание о специфических свойствах искусственно синтезируемых объектов.

План

1. Концептуальные системы химических знаний.

2. Химическая организация материи.

3. Учение о химических процессах.

4. Эволюционная химия.

Темы докладов

1. Алхимия и химия.

2. Химия как наука и производство.

3. Химия в быту.

Задание 1. Составить таблицу «Классификация веществ».

Задание 2. Составить таблицу «Великие химики и их научные открытия».

Контрольные вопросы

1. Что является предметом изучения химии?

2. Что изучает химия, и какие основные методы она использует?

3. Каковы концептуальные системы химических знаний?

4. Что такое химический элемент?

5. Что называется простым и сложным веществом?

6. Какая связь существует между атомным весом и зарядом ядра атома?

7. Перечислите основные уровни химических структур.

8. От чего зависит динамика химических процессов?

9. Какие вещества называют катализаторами?

10. Какую роль играет катализ в эволюции химических систем?

11. В чём отличие химии от алхимии?

Основные понятия и термины

Химия, структура химии, вещество, простое вещество, сложное вещество, химический элемент, молекула, соединение, химическая реакция, катализ, катализатор, химический процесс, органический синтез.

Тест «Химическая картина мира»

1. Происхождение названия «химия» связано с:

а) Индией; б) Китаем; в) Шумером; г) Египтом.

2. На скорость протекания химической реакции значительнее всего влияет:

а) температура; б) давление; в) освещение; в) катализатор.

3. К агрегатным состояниям вещества не относится:

а) твёрдое тело; б) вакуум; в) плазма; г) газ.

4. Нейтральная элементарная частица со спином 1/2, относящаяся к барионам, вместе с протонами образуют ядра атомов:

а) электрон; б) нейтрон; в) фотон; г) нейтрино.

5. Вид материи, который обладает массой покоя, это:

а) физическое поле; б) физический вакуум; в) вещество; г) плазма.

6. Минимальная частица вещества, способная к самостоятельному существованию, это:

а) атом; б) электрон; в) молекула; г) нуклон.

7. Вещества, которые образованы разными химическими элементами, называются:

8. Вещества, образованные одного вида химическими элементами, называются:

а) простыми веществами; в) химическими соединениями;

б) сложными веществами; г) смесями веществ.

9. К сложным веществам относятся:

а) соли; б) металлы; в) воздух; г) вода.

10.К сложным веществам относятся:

а) белки; б) металлы; в) воздух; г) вода.



11.К простым веществам относится:

а) соли; б) металлы; в) озон; г) вода.

12.Явление, замедляющее химические реакции, называется:

а) ингаляция; б) катализ; в) ингибирование; г) катаболизм.

13.Теорию химического строения органических соединений впервые создал:

а) Д. Менделеев; б) А. Бутлеров; в) М. Семёнов; г) А. Берцелиус.

14.Минимальное число атомов в молекуле равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

15.Химический элемент с атомным номером - 1:

а) азот; б) углерод; в) гелий; г) водород.

16.Из органогенов на Земле более всего распространены:

а) углерод и кислород; в) кислород и азот;

б) углерод и сера; г) кислород и водород.

17.Вне нашей планеты наиболее распространены химические элементы:

а) всей таблицы Менделеева; в) водород и гелий;

б) металлы и неметаллы; г) гелий и углерод

18.Что является первым концептуальным уровнем в процессе развития химии как науки?

19.Что является вторым концептуальным уровнем в процессе развития химии как науки?

а) учение о химических процессах; в) эволюционная химия;

б) структурная химия; г) учение о составе.

20.К органогенам относится:

а) натрий; б) кальций; в) медь; г) фосфор.

21.К органогенам не относится:

а) углерод; б) азот; в) натрий; г) сера..

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: Биологический уровень организации материи

План

1. Структурные уровни жизни.

2. Основные отличия живой материи от неживой.

3. Происхождение жизни на Земле.

4. Цитология - наука о клетке.

5. Обмен веществ. Фотосинтез. Биосинтез. Хемосинтез.

6. Размножение и развитие организмов.

7. Основы генетики.

Темы докладов

1. Теория биохимической эволюции.

2. Панспермия.

3. Модель строения молекулы ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик).

4. Геном человека.

5. Клонирование.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Изучите разные концепции происхождения жизни.



Задание 2. Изучитестроениеклетки, её химический состав, заполнив таблицу.

Строение клетки

Контрольные вопросы

1. Что изучает биология? Какие разделы в ней выделяются?

2. Охарактеризуйте общие особенности развития биологии XX в.

3. Что такое жизнь?

4. Какое определение жизни дал Ф. Энгельс в XIX в.?

5. Каковы существенные черты живого?

6. Почему проблема происхождения жизни одна из самых трудных и интересных в науке?

7. Чем живое отличается от неживого?

8. Как Луи Пастер доказал, что жизнь не может возникнуть сейчас сама по себе?

9. Каковы современные представления о происхождении жизни?

10.Какую гипотезу о происхождении жизни на Земле высказал академик

А. Опарин?

11.Каковы стадии происхождения жизни, по А. Опарину?

12.Что такое коацерваты?

13.В чем сущность метаболизма?

14.Что такое биосинтез и как он происходит в организме?

15.Чем отличается синтез от биосинтеза?

16.Что такое фотосинтез, и каково его значение на Земле?

17.Чем отличается молекулярная структура живых систем от неживых?

18.Можно ли отнести вирусы к живым организмам? Обоснуйте свой ответ.

19.Чем отличаются клетки прокариоты от эукариотов?

20.Какие гипотезы существуют о происхождении эукариотов?

21.Какую роль играют аминокислоты в живом организме?

22.Что такое ДНК, РНК, аминокислота, ген, хромосома, генотип, и как эти понятия взаимосвязаны?

23.Где в клетке находится ДНК?

24.За счёт чего происходит преемственность поколений?

25.Какие уровни размножения вы знаете?

26.Какие формы размножения целого организма вы знаете?

27.Что лежит в основе полового и бесполого размножения?

28.Что изучает генетика?

29.Какие биологические концепции вы знаете? Охарактеризуйте их.

Основные понятия и термины

Биология, жизнь, живое вещество, структурный уровень живого, организм, биоэлементы, отличия живого от неживого, креационизм, панспермия, биохимическая эволюция, коацерваты, абиогенез, симбиогенез, прокариот, эукариот, организм, цитология, органоиды, клеточная мембрана, цитоплазма, митохондрии, пластиды, эндоплазматическая сеть, рибосомы, лизосомы, хромосомы, ядро клетки, химический состав клетки, белок, аминокислоты, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, РНК, ДНК, нуклеотид, код ДНК, АТФ, вирусы, обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, синтез, биосинтез, матричный синтез, фотосинтез, хемосинтез, автотрофы, хемотрофы, фототрофы, гетеротрофы, миксотрофы, размножение, уровни размножения, бесполое размножение, вегетативное размножение, половое размножение, гаметы, митоз, мейоз, онтогенез, филогенез, партеногенез, постэмбриональное развитие, генетика, ген, генотип, геном, фенотип, наследственность, изменчивость, хромосомы, мутация, генетика пола, доминантность, рецессивность.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Химический факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности

Химическая, физическая и биологическая
картина мира.
(Реферат)

Выполнила:
Студентка 5 курса
Косинская К.А.
Проверил:
Преподаватель
Белова О.В.
Подпись________

Барнаул, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………… ………………..3

    Химическая картина мира……………………………………………..5
2. Физическая картина мира……………..……………………………….7
2.1 Механическая картина мира…………… …………………….…….8
2.2 Электромагнитная картина мира… ………………………….…….10
3. Биологическая картина мира……………………………………….....13
Заключение……………………………………………… ………………….17
Список литературы…………………………………………………… ……19


ВВЕДЕНИЕ.
Человеку всегда было свойственно описывать окружающий мир, изучать и представлять его строение, рассказывать о своих представлениях об окружающем мире другим людям.
Естественно-научной картиной мира называется часть общей научной картины мира, которая включает в себя представления о природе.
Создание единой естественно-научной картины мира предполагает установление связей между науками. В структуре конкретных наук в их главных компонентах выражена собственная целостная картина природы, которая называется специальной (или локальной) картиной мира. Эти картины являются в какой-то степени фрагментами окружающего мира, которые изучаются методами данной науки (например, биологическая картина мира, химическая картина мира, физическая картина мира). Такие картины часто рассматривают как относительно самостоятельные фрагменты единой научной картины мира.
Научное знание представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой элементов знаний. Существуют самые разнообразные формы описания этого взаимодействия слоев научных знаний.
В рамках картин мира осуществляется систематизация знаний соответствующей науки (или группы наук), они являются наглядным воплощением системы взаимодействующих элементов знаний - теорий (фундаментальных и прикладных), которые представляют собой развитые системы научных понятий и связей между ними.
В рамки картин мира вписываются известные научные факты. Картины мира обеспечивают целостность научной отрасли (науки), формируют нам методы научного познания и определяют стратегию научного поиска, ставят задачи эмпирических и теоретических исследований, наглядно отображают их результаты.
Раньше других возникла физическая картина мира как общая теоретическая основа для всех наук о неживой природе.
Биологическая картина мира в качестве теоретической основы наук о живой природе возникла лишь в XIX веке. Биологические науки долгое время были чрезвычайно обособлены друг от друга, менее взаимосвязаны, чем группа физико-химических наук. Объединение биологических наук произошло вместе с введением Ч. Дарвином основных понятий современной биологии (приспособление, наследственность и изменчивость, естественный отбор, борьба за существование, эволюция и др.). На их основе строится единая картина биологических явлений, связывающая все науки о природе в одну область наук и дающая возможность построения законченных биологических теорий.
Ядром единой естественно-научной картины мира в целом является физическая картина мира, поскольку физика является фундаментальным базисом современного миропонимания. Многовековое развитие физики привело к созданию целостной естественно-научной картины нашего мира и его развития.


1. Химическая картина мира.
Отсутствие в химии теоретических основ, позволяющих точно предсказывать и рассчитывать протекание химических реакций, не позволяло ставить её в ряд с науками, обосновывающими само бытие. Поэтому высказывание Д.И. Менделеева о химическом понимании мирового эфира не только не было востребовано в начале 20 века, но и оказалось незаслуженно полностью забыто на целое столетие. Связано ли это с тогдашним революционным переворотом в физике, который захватил и увлёк большинство умов в 20 веке в изучение квантовых представлений и теории относительности, сейчас уже не так важно. Жаль только, что выводы гениального учёного, к тому же признанного в то время, не пробудило качественно другие философско-методологические принципы, отличные от философских принципов, которые, кстати, в изобилии фигурировали в рассуждениях физиков.
Объяснение столь нежелательного забвения скорее всего связано с распространением редукционистских течений, вызванных возвеличением физики. Именно сведение химических процессов к совокупности физических как бы прямо указывало на ненужность химических воззрений при анализе первооснов бытия. Кстати, когда химики пытались защитить специфику своей науки доводами о статистическом характере химических взаимодействий в отличие большинства взаимодействий в физике, обусловленных динамическими законами, физики тут же указывали на статистическую физику, которая якобы более полно описывает подобные процессы.
Специфика химии терялась, хотя наличие строгой геометрии связей взаимодействующих частиц в химических процессах вносило в статистическое рассмотрение специфический для химии информационный аспект.
Анализ сущности информационно-фазового состояния материальных систем резко подчёркивает информационный характер химических взаимодействий. Вода как химическая среда, оказавшись первым примером информационно-фазового состояния материальных систем, соединила в себе два состояния: жидкое и информационно-фазовое именно по причине близости химических взаимодействий к информационным.
Вакуум как электромагнитная среда физического пространства, проявившая свойства информационно-фазового состояния, скорее всего, ближе к среде, в которой протекают процессы, по форме напоминающие химические. Поэтому химическое понимание мирового эфира Д.И. Менделеева становится чрезвычайно актуальным. Давно замеченное терминологическое совпадение при описании соответствующих процессов превращения частиц в химии и в физике элементарных частиц как реакций дополнительно подчёркивает роль химических представлений в физике.
Предполагаемая взаимосвязь между информационно-фазовыми состояниями водной среды и электромагнитной среды физического вакуума свидетельствует о сопутствующих химическим процессам изменениях в физическом вакууме, что, вероятно, и ощущал Д.И. Менделеев в своих экспериментах.
Следовательно, в вопросе о природе мирового эфира химия в каких-то моментах выступает даже определяющей по отношению к физическому воззрению.
Поэтому говорить о приоритете физических или химических представлений в выработке научной картины мира, вероятно, не стоит.


2. Физическая картина мира.
История науки свидетельствует, что естествознание, возникшее в ходе научной революции XVI–XVII вв., было связано долгое время с развитием физики. Именно физика была и остается наиболее развитой и концепциям и аргументам, во многом определившим эту картину. Степень разработанности физики была настолько велика, что она могла создать собственную физическую картину мира, в отличие от других естественных наук, которые лишь в XX в. смогли поставить перед собой эту задачу (создание химической и биологической картин мира). Поэтому, начиная разговор о конкретных достижениях естествознания, мы начнем его с физики, с картины мира, созданной этой наукой.
Понятие "физическая картина мира" употребляется давно, но лишь в последнее время оно стало рассматриваться не только как итог развития физического знания, но и как особый самостоятельный вид знания - самое общее теоретическое знание в физике (система понятий, принципов и гипотез), служащее исходной основой для построения теорий. Физическая картина мира, с одной стороны, обобщает все ранее полученные знания о природе, а с другой - вводит в физику новые философские идеи и обусловленные ими понятия, принципы и гипотезы, которых до этого не было и которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания: старые физические понятия и принципы ломаются, новые возникают, картина мира меняется. Ключевым в физической картине мира служит понятие "материя", на которое выходят важнейшие проблемы физической науки. Поэтому смена физической картины мира связана со сменой представлений о материи. В истории физики это происходило два раза. Сначала был совершен переход от атомистических, корпускулярных представлений о материи к полевым - континуальным. Затем, в XX в., континуальные представления были заменены современными квантовыми. Поэтому можно говорить о трех последовательно сменявших друг друга физических картинах мира.
Одной из первых возникла механистическая картина мира, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи - механического перемещения тел.

2.1. Механистическая картина мира.
Она складывается в результате научной революции XVI-XVII вв. на основе работ Галилео Галилея, который установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в том, что он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений. Если эксперименты ставились и раньше, то математический их анализ впервые систематически стал применять именно Галилей.
Принципиальное отличие нового метода исследования природы от ранее существовавшего натурфилософского способа состояло, следовательно, в том, что в нем гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент можно рассматривать как вопрос, обращенный к природе. Чтобы получить на него определенный ответ, необходимо так сформулировать вопрос, чтобы получить на него вполне однозначный и определенный ответ. Для этого следует так построить эксперимент, чтобы по возможности максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов, которые мешают наблюдению изучаемого явления в "чистом виде". В свою очередь гипотеза, представляющая собой вопрос к природе, должна допускать эмпирическую проверку выводимых из нее некоторых следствий. В этих целях, начиная с Галилея, стали широко использовать математику для количественной оценки результатов экспериментов.
Таким образом, новое экспериментальное естествознание в отличие от натурфилософских догадок и умозрений прошлого стало развиваться в тесном взаимодействии теории и опыта, когда каждая гипотеза или теоретическое предположение систематически проверяются опытом и измерениями.
Ключевым понятием механистической картины мира было понятие движения. Именно законы движения Ньютон считал фундаментальными законами мироздания. Тела обладают внутренним врожденным свойством двигаться равномерно и прямолинейно, а отклонения от этого движения связаны с действием на тело внешней силы (инерции). Мерой инертности является масса, другое важнейшее понятие классической механики. Универсальным свойством тел является тяготение.
Ньютон, как и его предшественники, придавал большое значение наблюдениям и эксперименту, видя в них важнейший критерий для отделения ложных гипотез от истинных. Поэтому, он резко выступал против так называемых скрытых качеств, с помощью которых последователи Аристотеля пытались объяснить многие явления и процессы природы.
Ньютон выдвигает совершенно новый принцип исследования природы, согласно которому вывести два или три общих начала движения из явления и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих явных начал, - было бы очень важным шагом в философии, хотя причины этих начал и не были еще открыты.
Эти начала движения и представляют собой основные законы механики, которые Ньютон точно формулирует в своем главном труде "Математические начала натуральной философии", опубликованном в 1687г.
Открытие принципов механики действительно означает подлинно революционный переворот, который связан с переходом от натурфилософских догадок и гипотез о "скрытых" качествах и спекулятивных измышлений к точному экспериментальному естествознанию, в котором все предположения, гипотезы и теоретические построения проверялись наблюдениями и опытом. Поскольку в механике отвлекаются от качественных изменений тел, постольку для её анализа можно было широко пользоваться математическими абстракциями и созданным самим Ньютоном и одновременно Лейбницем (1646-1716) анализом бесконечно малых. Благодаря этому изучение механических процессов было сведено к точному математическому их описанию.
На основе механистической картины мира в XVIII-начале XIX вв. была разработана земная, небесная и молекулярная механика. Быстрыми темпами шло развитие техники. Это привело к абсолютизации механистической картины мира, к тому, что она стала рассматриваться в качестве универсальной.
В это же время в физике начали накапливаться эмпирические данные, противоречащие механистической картине мира. Так, наряду с рассмотрением системы материальных точек, полностью соответствовавшей корпускулярным представлениям о материи, пришлось ввести понятие сплошной среды, связанное по сути дела, уже не с корпускулярными, а с континуальными представлениями о материи. Так, для объяснения световых явлений вводилось понятие эфира - особой тонкой и абсолютно непрерывной световой материи.
Эти факты, не укладывающиеся в русло механистической картины мира, свидетельствовали о том, что противоречия между установившейся системой взглядов и данными опыта оказались непримиримыми. Физика нуждалась в существенном изменении представлений о материи, в смене физической картины мира.

2.2. Электромагнитная картина мира.
В процессе длительных размышлений о сущности электрических и магнитных явлений М. Фарадей пришел к мысли о необходимости замены корпускулярных представлений о материи континуальными, непрерывными. Он сделал вывод, что электромагнитное поле сплошь непрерывно, заряды в нем являются точечными силовыми центрами. Тем самым отпал вопрос о построении механистической модели эфира, несовпадении механистических представлений об эфире с реальными опытными данными о свойствах света, электричества и магнетизма.
Одним из первых идеи Фарадея оценил Максвелл (1831-1879). При этом он подчеркивал, что Фарадей выдвинул новые философские взгляды на материю, пространство, время и силы, во многом изменявшие прежнюю механистическую картину мира.
Взгляды на материю менялись кардинально: совокупность неделимых атомов переставала быть конечным пределом делимости материи, в качестве такового принималось единое абсолютно непрерывное бесконечное поле с силовыми точечными центрами - электрическими зарядами и волновыми движениями в нем.
и т.д.................

Научное знание в своих процессах интеграции и дифференциации, а именно в их единстве, являются важной закономерностью развития науки.

Наука как система знаний в своем развитии прошла длинный путь, и превратилась из науки включающей в себя от двух десятков научных дисциплин, таких как философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр., до науки – сложной и разветвленной системы объединяющей около пятнадцати тысяч различных научных дисциплин.

Развитию науки способствовали такие вехи в истории как изобретение телескопа, микроскопа, что позволило человеку заглянуть глубже в мир природных объектов и расширить свои знания.

Рост научного знания привел к тому, что в общей науке начали выделяться различные ее направления, разделы и подразделы, таким образом, происходил процесс дифференциации, при этом возникают смежные естественно-научные дисциплины, такие как биохимия, физическая химия и другие.

На современном этапе развития естествознания можно отметить, что процессы дифференциации уступили место лидерства интегративным процессам. Интеграция естественно-научного познания становиться ведущей закономерностью его развития, что находит свое проявление в различных формах. Так, например, процесс интеграции можно обнаружить в организации исследований на стыке смежных научных дисциплин, в разработке научных методов, таких как хроматография или спектральный анализ, применяемых и в качественной химии и используемый в биологических анализах. Интеграция характерна для теории и принципов, к единству которых сейчас сводят все бесконечное разнообразие явлений природы, так в физике происходит процесс объединения всех типов фундаментальных взаимодействий. Интеграция проявляется и в решение многих научных проблем, где необходим комплексный подход, где необходимо применить знания из нескольких научных сфер.

Таким образом, процессы дифференциация и интеграция в развитии естествознания это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции в развитии научного познания.

Гелиоцентрическая система Н. Коперника и ее значение для естествознания

Главный труд выдающегося польского ученого Николая Коперника (1473-1543) - создание гелиоцентрической системы опубликованной в книге «Об обращении небесных миров», явилось итогом его наблюдений и размышлений в течение более 30 лет. В итоге, в результате сложных математических вычислений Н.Коперник показал, что Земля - только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг Солнца.

Изыскания Н.Коперника позволило изменить ложный взгляд на устройство Вселенной, которое существовало в странах почти полтора тысячелетия. Это ложное учение Птолемея утверждало, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной. Такое длительное существование учение Птолемея и его непоколебимость можно объяснить тем, что последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые «разъяснения» и «доказательства» движения планет вокруг Земли, чтобы сохранить «истинность» и «святость» его ложного учения, но это привело только к тому, что система Птолемея приобрела статус надуманности и искусственности.

В своей книге Н.Коперник утверждает, что Земля и другие планеты - это спутники Солнца. Он показывает, что именно движение Земли вокруг солнца и ее суточным вращением вокруг своей оси объясняется видимое движение Солнца. Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение далеких небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле. Нам кажется, что Солнце движется вокруг Земли, на самом деле Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

Коперник полагал, что Вселенная ограничена сферой неподвижных звезд, которые расположены на невообразимо огромных, конечных расстояниях от нас и от Солнца. В учении Коперника утверждалась огромность Вселенной и бесконечность ее. Коперник также впервые в астрономии не только дал правильную схему строения Солнечной системы, но и определил относительные расстояния планет от солнца и вычислил период их обращения вокруг него.

Учение Н.Коперника о солнечной системе – гелиоцентрическое - утверждалось в жесточайшей борьбе с религией, которое подрывало основы религиозного мировоззрения и открывало широкий путь к научному познанию явлений природы.

Принципиальное отличие этой системы мира от прежних теорий состояло в том, что в ней концепция единого однородного пространства и равномерности течения времени обрела реальный эмпирический базис. Признав подвижность Земли, Коперник в своей теории отверг все ранее существовавшие представления о ее уникальности, «единственности» центра вращения во Вселенной. Тем самым теория Коперника не только изменила существовавшую модель Вселенной, но и направила движение естественно-научной мысли к признанию безграничности и бесконечности пространства.

Квантово-полевая физическая картина

В основе современной квантово-полевой картины мира лежит новая физическая теория - квантовая механика, описывающая состояние и движение микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем, а также связь величин, характеризующих частицы и системы, с физическими величинами, непосредственно измеряемыми на опыте. Законы квантовой механики составляют фундамент изучения строения вещества. Они позволяют выяснить строение атомов, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов, изучить свойства элементарных частиц.

В соответствии с квантово-полевой картиной мира любой микрообъект, обладая волновыми и корпускулярными свойствами, не имеет определенной траектории движения и не может иметь определенных координат и скорости (импульса). В квантовой механике, в отличие от классической физики, поведение каждой микрочастицы подчиняется нединамическим, а статистическим законам.

Общая картина реальности в квантово-полевой картине мира как бы двупланова: с одной стороны, в нее входят характеристики исследуемого объекта, а с другой - условия наблюдения, от которых зависит определенность этих характеристик. Это означает, что картина реальности в современной физике является не только картиной объекта, но и картиной процесса его познания.

Спецификой квантово-полевых представлений о закономерности и причинности является то, что они всегда выступают в вероятностной форме, в виде так называемых статистических законов, которые способствуют более глубокому уровню познания природных закономерностей. Таким образом, в основе мира лежат случайность, вероятность.


Химическая картина мира

На основе системы химических наук складывается химическая картина мира - взгляд на природу с точки зрения химии, определяющий при этом место и роль химических объектов и процессов во всем реальном природном многообразии. Содержание химической картины мира включает:

· обобщенное знание о том, что представляют собой объекты живой и неживой природы со стороны их химического содержания, например, учение о многообразии частиц вещества, о его химической организации;

· представление о происхождении всех основных типов природных объектов, их естественной эволюции;

· зависимость химических свойств природных объектов от их структуры;

· общие закономерности природных процессов как процессов химического взаимодействия реагирующих веществ не только друг с другом, но и с окружающей средой;

· знание о специфических объектах, синтезируемых в практической деятельности химика.

Теория биохимической эволюции жизни (теория Опарина - Холдейна)

В 1924 году А.И. Опарин высказал предположение, что около 4,5 млрд. лет назад атмосфера земли содержала аммиак, метан, углекислый газ и пары воды. Вследствие электрических разрядов в земной атмосфере на планете могли возникнуть простейшие органические соединения, а, следовательно, зародилась жизни. А.И. Опарин считал, что эти процессы могли происходить до тех пор, пока температура Земли не опустилась ниже 100°C, до тех пока вся вода находилась в парообразном состоянии, а атмосфера имела восстановительные свойства, то есть отсутствие в атмосфере кислорода было необходимым условием возникновения жизни.

Гипотеза А.И.Опарина о возникновении жизни на Земле опирается на представление о постепенном усложнении химической структуры и морфологического облика предшественников жизни (пробионтов) на пути к живым организмам. На стыке моря, суши и воздуха создавались благоприятные условия для образования сложных органических соединений. В концентрированных растворах белков, нуклеиновых кислот могут образовываться сгустки подобно водным растворам желатина. А.И.Опарин назвал эти сгустки коацерватными каплями или коацерватами. Коацерваты - это обособленные в растворе органические многомолекулярные структуры.

Гипотеза Опарина была доказана в 1955 году американским исследователем С.Миллером, который пропуская электрические заряды через смесь газов и паров, получил простейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты и несколько аминокислот. Таким образом, в середине XX века был экспериментально осуществлен абиогенный синтез белковоподобных и органических веществ в условиях, воспроизводящих условия первобытной Земли.

Подобную гипотезу о возникновении жизни в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам, то есть теорию происхождения первых живых существ из неживой материи разрабатывали Дж. Холдейн и Р. Бейтнер. Дж. Холдейн говорил: «Я полагаю, что обмен у первых организмов был направлен - а у первых синтетических организмов будет направлен - на синтез нуклеиновых кислот, способных служить матрицей в синтезе белка, а также на синтез одного или более белков, катализирующих образование нуклеиновых кислот и белков»

Но все-таки более детально теория была разработана советским биохимиком академиком А. И. Опариным в его книге «Возникновение жизни».

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

Механизм эволюции этносов, предложенный Гумилевым, близок синергетическому: воздействие извне (солнечное излучение), появление «пассионариев», точка бифуркации, становление и развитие этноса. Гумилев объясняет социальное развитие с помощью энергии Солнца. Солнце посылает импульсы, они приводят к так называемому пассионарному толчку. Пассионарный толчок приводит к появлению некоторого числа энергичных (пассионарных) личностей, а они, формируют этнос, ведя всех людей за собой.

Этногенез включает следующие этапы:

1) подъем - динамичная фаза;

2) «перегрев», надлом - акматическая фаза. Здесь этнос достигает своей высшей точки силы, после которой начинается спуск вниз.

3) переход в нормальное состояние - инерционная фаза. Главным становится лозунг «будь самим собой», каждый проявляет свою индивидуальность.

4) обскурация - фаза затухающих колебаний. Лозунг этой фазы: «будь, как все», продолжается рост культуры и накопление материальных ценностей, а этнос достигает гомеостаза. Природа или консервируется, или деградирует (в этом случае этнос гибнет). Забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводит к губительным восстаниям и крушению. Гибель настигает этнос через 1200 лет под слиянием собственного разложения или нашествия других молодых и энергичных этносов.

При снижении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты или пучки энергий могут пролететь невысоко над земной поверхностью; при этом они дадут жесткое излучение по своему пути, а оно, как известно, вызывает мутации.

Являясь частью живой биомассы, человек подвержен всем законам развития живого, в том числе, - закону группировки во внутривидовые таксоны, как группируются в популяции все виды живого на Земле, адаптируясь во вмещающих ландшафтах местообитания. Основой такой группировки служат трофические цепи перераспределения энергии (трофические цепи питания) в биоценозах вмещающих ландшафтов. Именно звенья этих трофических цепей определяют положение живых систем в биосфере планеты Земля и дают живым организмам биохимическую энергию для их функционирования. Этот естественнонаучный взгляд на природу системных процессов, протекающих в человеческих сообществах, лежит в основе биогеографической концепции этногенеза Л. Н. Гумилева.

Представители вида Homo sapiens, подобно всем иным видам живого, должны группироваться в своеобразные энергетические таксоны, в системы с функциональными характеристиками популяций. Структуры, состоящие из подобных систем, Л. Н. Гумилев отождествил с этносами. Сообщества человека популяционного уровня входят в сверхсистемы биоценозов.

Человек и природа: глобальные экологические проблемы

Влияние человечества на природу с появлением производства всё увеличивается, особенно значительно человек стал влиять на окружающую среду с развитием промышленных предприятий. При не полном сгорании углеродистых веществ в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий в воздух попадает, например, оксида углерода, что способствует повышению температуры на планете и как следствие к созданию парникового эффекта. А это в свою очередь приводит к глобальному изменению климата, засухам и наводнениям, и замечено таяние ледников в Антарктиде. Соединение фтора и хлора источниками, которых являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, органических красителей, и т.д., поступают в атмосферу в виде газообразных веществ и разрушают ее слои.

Помимо того, что выбросы вредных веществ приводят к гибели окружающей флоры и фауны, но и также усугубляют жизнь человека на планете Земля.

Еще одна проблема экологического характера – это загрязнение Мирового океана. Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами поступающих в моря и реки, с бытовыми и ливневыми стоками, а также при авариях на буровых, растекающихся по поверхности в виде пленки, губительно действует на всего живое в океане.

Разрушение озонового слоя атмосферы, а именно озона, являющегося важным компонентом, защищающего человека от вредных веществ, которые поступают из космоса. Разрушая этот слой человека, постепенно приводит себя к гибели.

Также в последнее время встает еще одна проблема – кислотные атмосферные осадки, выпадающие на поверхность, что приводит повышению кислотности почвенного покрова, что снижает плодородие почв и как следствие снижение урожайности и истощение почв. В связи с этим вносятся все большее количество удобрений, а это прямо сказывается на здоровье людей.

Сегодня запущенные процессы уже сложно остановить, поэтому человечеству нужно изменить сознание об использовании природных ресурсов, осознать проблемы охраны окружающей среды. Экологическое отношение человека к природе вместе с преобразующей силой самой Природы поможет избежать плачевных последствий.


Список литературы

1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1997. - 208 с.

2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.

3. Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Изд-е. – Уфа, 2003. – с. 485