Формирование письменной речи у младших школьников. Особенности письменной речи младших школьников Развитие письменной речи у младших школьников статья

Формирование письменной речи младших школьников

Формирование письменной речи у младших школьников как особой формы речи, не только вооружает их новым средством общения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических функций на более высокий уровень функционирования- осознанности и произвольности.

Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания мира как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из важных и основных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения письменной речи наблюдаются серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут построить текст, выражающий их мысли и чувства.

В истории методики русского языка не было ни одного заметного педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития письменной речи.

Специфика письменной речи в том, что она функционирует в условиях отсутствия собеседника.

Известно, что к началу школьного обучения у учащихся нет потребности в письменной речи. Ребёнок, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в ней, но и ещё смутно представляет себе, для чего вообще эта функция нужна ему. Поэтому, задача учителя создать такую ситуацию, чтобы письмо было осмысленно для ребёнка, в нём должна быть естественная потребность.

Одним из способов создания адекватной мотивации, по мнению педагогов, является побуждение ребёнка (а не задание ему!) писать на такую тему, которая является для него внутренне волнующей, которая интересна ему.

Такую ситуацию можно создать если включить письменную речь учащихся в деятельность словесного творчества- сочинение собственных оригинальных текстов, написания заметок в газету, объявлений, писем, записок. Особое внимание следует уделять редактированию текстов, пусть ученики пишут мало сочинений, но много работают над ними, чтобы они вышли максимально хорошими. Учитель должен помогать детям строить рассказы и организовать групповые обсуждения.

При данном способе мотивации процесс обучения письменной речи разводится на два действия:

1.Порождение смыслового содержания текста.

2.Выражение смыслового содержания текста.

Задача первого этапа - записать всё то, что приходит в данный момент в голову по заданной теме, не думая о правилах письма.

Задача второго этапа - это редактирование, синтаксический анализ, грамматический разбор, стилистическая оценка написанного текста.

При данной форме развития письменной речи эти два действия должны осуществляться в единстве.

  1. Работу над развитием письменной речи необходимо вести в определённой системе.
  2. Работу над развитием письменной речи надо начинать с 1 класса и опираться на развитие устной речи.
  3. Обучение письменной речи младших школьников должно происходить в ситуациях словесного творчества и общения младших школьников.
  4. Во время обучения, отношения между учителем и учащимися должны строиться в духе сотрудничества и взаимного доверия.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод: В процессе обучения младших школьников необходимо использовать те методы и приёмы, которые помогают активизировать учебную деятельность младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

Для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуит...

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса. Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы моей работы в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса (Приложение №5), совершенствованию строя речи и др.

В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и произносительной стороной речи продвигает ребенка в общем развитии речи.

Эффективным средством развития экспрессивной речи являются скороговорки (Приложение №6). Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Разучивание стихотворений способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Без специального обучения ребенок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Это и понятно: само по себе речевое общение не ставит перед ребенком задач, в процессе решения которых развивались бы эти специфические формы анализа. Ребенка, который не умеет проводить анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим. Он просто не обучен.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома.

Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием - предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом в первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися. После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильной построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров. Владеющих мастерством художественного слова.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание. Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность. Различают правильность орфографическую, грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью.

Для снижения ошибок по невнимательности в тетрадях по русскому языку у школьников существует программа по формированию внимательного письма и чтения у учащихся, которая состоит из двух частей. Диагностико-мотивирующая часть определяет исходный уровень «невнимательности» школьника при письме и чтении, вторая часть - формирующая, коррекционная.

Занятия в данной программе взяты из работ Гальперина П.Я., Кабыльницкой С.Л. и они строятся на материале работы с текстами, содержащими разные типы ошибок по невнимательности: подмена или пропуск слов в предложении, букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др. Ошибки по невнимательности надо противопоставлять ошибками по незнанию правил правописания.

Исходный уровень невнимательного письма школьника можно определить на основе анализа классных и домашних работ школьника по русскому языку, а также исполнения диагностических методик.

Диагностико-мотивирующая часть методики плавно переходит в формирующую, коррекционную. Она построена на общих принципах теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным и его учениками. В этой части педагог использует разные методы и приемы формирования внимательного письма и чтения у школьников.

Развитие речи позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Как развивать письменную речь младших школьников

Длинный и сложный путь речевого развития начинается с момента рождения человека и продолжается всю жизнь. Ребенок усваивает язык стихийно, в процессе ситуативной речевой деятельности.

Р азвитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Л.С.Выготский письменную речь характеризует так: «Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником.»

Успехи учащихся в связной речи способствуют формированию полноценного навыка чтения и орфографической грамотности. Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью.

Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребенка правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом, а потом и оформлять письменно. Целенаправленное обучение связной устной и письменной речи осуществляю с помощью различных упражнений. Большое внимание уделяю синтаксическим упражнениям, аналитической работе с различными текстами, их составлению и обсуждению, выработке композиционных умений.

Одним из важнейших средств, способствующих речевому развитию учащихся, является работа с готовыми текстами. Она предусматривает формирование умения анализировать текст (определять тему, основную мысль, тип текста, делить текст на части, составлять план) и передавать его содержание в устной и письменной форме. Ведущим видом в данной работе являются письменные изложения. В своей работе использую следующие виды изложений: подробные, сжатые, выборочные, творческие.

Наиболее употребительными являются подробные изложения. Целью таких изложений является формирование у учащихся следующих умений: строить текст по плану, полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему, передавать главное, соблюдать последовательность и связность мыслей, использовать разнообразные синтаксические конструкции, правильно пользоваться способами связи слов в предложении, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм литературного языка.

Работу над изложением строю в следующей последовательности:

1.Чтение текста учителем или учащимися.

2. Беседа по содержанию текста.

3. Знакомство с планом или составление плана.

4. Словарно-орфографическая подготовка.

5. Написание текста.

6. Самопроверка.

Обучение написанию подробных изложений начинаю с письменных пересказов текста по вопросам, подсказывающим слова для ответа. Письменные работы такого рода составляются изначально коллективно с использованием большого количества текстовых и иллюстративных опор.

В
третьем классе дети раскованы в устной речи, но свободно общаться на учебные темы в письменной форме они еще не могут. Поэтому в третьем классе особое внимание обращаю на развитие навыков письменной речи. Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка я пытаюсь решить с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним относятся: изложения, сочинения-миниатюры, творческие списывания, работа с деформированным текстом.

К сожалению, в нашей программе отводится недостаточно времени для проведения подобных работ. Поэтому данную проблему стараюсь решать не только на уроках русского языка, но и на уроках риторики, литературы, окружающего мира. На данную работу отвожу 15 – 20 мин. Иногда задание даю на дом. Каждая работа предупреждается беседой, вспоминается круг вопросов по изученной теме, дети обмениваются основными выводами и впечатлениями.

Такая работа помогает проанализировать речевую деятельность детей, закрепить знания, полученные на уроках.

Очень часто провожу творческие списывания, которые усложняю такими заданиями, как подбор букв в словах с орфограммами и подбор слов, подходящих по значению.

Провожу работу с деформированным текстом. Дети учатся определять границы предложений, озаглавливать, продолжать и редактировать текст, подыскивать и употреблять в своей речи синонимы, а также замены имен существительных.

Т
ворческие работы помогают добиваться повышения грамотности учащихся, закрепления их знаний по предметам, развития устной и письменной речи. Велика и воспитательная роль таких работ. Они знакомят учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью животных и растений. Письменная речь требует от школьника проявление воли, сосредоточенности, умение углубиться в учебный материал, воспроизвести знания и провести их через свои эмоции, переживания. Все это можно назвать проще – умение размышлять. Письменная речь – это тайна каждого человека, которая проходит мучительное рождение, прежде чем стать достоянием всех. Речь — великий дар, принадлежащий человеку. Но этим даром нужно овладеть, научиться им умело и эффективно пользоваться.

Упражнения для развития письменной речи младших школьников


Слоговой анализ и синтез

Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их .

ви - лы, сок, жу, дал, сел

за - вод, бор, сов, кат, был, выл, бил

ки - но, ты, нул, вал, дал

но - ги, ты, ры, сы, си, ша, ра, жи

по - ра, жар, вар, пал, гас, шёл

ра - ма, на, ки, да, но

шу- ба, ми, ты, тил

со - да, ва, ты, кол, вет

а - ля, ся, ня

я - ма, корь

о - сы, са, си, ба, жог, вод, мут

у - рок, зел, дар, гар, пал, гол, тюг, жин

Чтение предложений с самостоятельным делением на слоги

Задание. Читайте эти предложения и делите слова на слоги устно (или письменно на карточках).

    Над лугом летали бабочки. Дети ловили бабочек. Вове подарили кубики. Боре подарили тетради. Рыбаки ловили рыбу. Они сидели на берегу. Лида кормила кроликов. Она дала им траву. Мама купила малину. Малину дали детям. Книги лежали на парте. Ученики читали.

    Девочка пасла корову. Корова щипала траву. Наступило жаркое лето. Дети много купаются. В лесу кукует кукушка. В саду поёт соловей. Наташа купила арбуз. Она любит арбузы. Дети жили в лагере. Там было весело. Туристы сидели у костра. Они пели песни.

Задание. Выбирайте слоги и составляйте из них слова. Запишите их по данным образцам.

Образец. Маша, лапа, ура, уши, рама, наши.

Образец. Вата, парта, нора, ворона, воробей, яма, Юра.

Нахождение звука в словах со стечением двух согласных в начале слова или в конце слова

согласными буквами в начале слова.

Вдали слышен гром. Скоро будет гроза. Клади вещи на место. Где положил, там и ищи. Гриша купил книгу. Гриша любит книги. Всегда говори правду. Я никогда не лгу маме. Все гряды заросли травой.

Задание. Прочитайте и выпишите слова с двумя согласными в конце слова.

Волк бегает по лесу. Волк ищет корм. Летом наш сад густ. Зимой наш сад пуст. Сестра купила шёлк. У Иры красный бант. Идёт сильный дождь. Дети спрятались под зонт. Пчёлы дают мёд и воск. Мама купила мёд и воск. Танк ехал через мост. Торф даёт много тепла.

Выделение гласных в рассказах

Задание. Прочитайте и спишите рассказы. Подчеркните в них гласные буквы.

За нашим домом есть сад. В саду растут яблони, груши, сливы и вишни. Есть кусты малины. На грядках растёт клубника. Перед домом - клумбы с цветами. На клумбах цветут розы, лилии, пионы, анютины глазки.

ПТИЧИЙ ДВОР

На ферме большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гусята, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цыплят.

Деформированный текст с пропущенным словом

Задание. Спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова.

Собака... кость. Лошадь... сено.

Художник... картину. Лиса... зайца.
Кошка... мышку. Стояла... осень.

Слова для справок: поймала, ест, рисует, сырая, ловит, грызёт.

Диктанты с анализом

Задание. Сосчитайте, сколько в предложении слов, и поставьте столько же черточек. Разделите слова на слоги и поставьте столько же черточек. Сосчитайте, сколько в слове букв, и поставьте столько же точек. Запишите предложения по данному образцу.

Образец. .. … .. .. .. .. ... Каток полили водой.

Сима купила лото. Саша любит репу.

Мила вила венок. Собака ловит лису.

Папа разбил очки. Мама сушит грибы.

Кошка лижет лапу. Оса укусила Машу.

Предложения для диктантов с предварительным звуковым анализом

У Лиды два брата - Миша и Вова. Вот наш дом. У дома садик. Папа купил сыну лыжи и сани. Дети были дома. Рома учил уроки. Лида мыла пол.

Гриша и Тома были на лугу. Там гуси. Наша кошка Мурка играла на полу. Мама мыла Тому. Тома мыла куклу.

У нас была ёлка. Мы вешали на ёлку бусы, цепи, шары. У Лиды была кукла. Лида шила кукле шубу. Мама купила сыну тачку и кубики. Кот ел рыбу. Рыбы было мало.

Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности.

Вставь гласные. Запиши.

М_ш_ ж_л к_т. Зв_л_ к_т_ Р_ж_к. Хв_ст _ Р_ж_к_ п_ш_ст_й. М_льч_к ч_ст_ _гр_л с к_т_м. _н_ б_л_ др_зь_.

Д_д_ _р_ пр_н_с кн_г_. Т_м з_йк_ _ м_шк_, Т_н_ _ м_ч_к, сл_н _ к_нь. М_ л_б_м ст_х_.

Пр _бл _ж_ _тс _ _с _нь. Ч_щ _ ст_л _ в _п_д_ть д _жд _. З _мл _ в с_д _ _ж _ _с _п_н_ ж _лт _м _ л _сть _м _. Р _ж _ сл _шн _ г _л _с_ п _вч _х пт _ц. _н _ г _т _в _тс _ к п _р _л _т _ в т _пл _ _ кр_ _.

Тексты без границ слов.

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно

Сентябрь.

Наступилсентябрь.Ученикиселизапарты.Школьникитеперьмалогуляют.Имнадоучитьуроки.Амалышицелыйденьиграютнаулице.Надворепокатепло.

Носолнышкогреетвсѐменьше.Наклумбахещѐцветутастрыифлоксы.

Скоробудутлитьдожди.

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзимубелкижиливлесу.

Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.

Любимыйтеатр.

ВМосквеестьтеатркукол.ИннаиТатьянаидуттудасрадостью.Настенечудесныечасы.Наступилполдень.Петухзовѐтдетей.

Тексты без заглавных букв и точек.

Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

зима в лесу

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке

скоро зима

под густой зелѐной ѐлочкой заяц строит свой дом переменила белка шубку на зиму чинит гнездо лиса бегает по полям роет мышиные норки забрался под низкий пень хорѐк у него там просторные хоромы ѐжик укрылся опавшими листьями и уснул на всю зиму ушѐл глубоко в землю крот лесные мыши попрятались в мох скрылись и лягушки забрались в ил

летний дождик

стоял жаркий день вдруг налетел ветерок набежала тѐмная туча она не спрятала солнце полил дождик солнце осветило окрестность капли дождя тяжело ударяли по цветам и траве они повисли на травинках и листочках в каждой капельке-дождинке играл солнечный луч перестал дождь посмотрите

на небо кто-то выстроил разноцветный мост от заречных лугов до деревни идѐт легкий парок от земли воздух наполняет запахи полевых цветов

Восстанови предложение и рассказ.

Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.

ѐжика, подарил, дедушка, ребятам

в, он, летом, жил, сарае

ежик, в, зимой, норе, уснул

голодный, ежик, вернется, весной

мыши! берегитесь

жалобно, лесу, в, стонут, деревья

мчится, голы, по, ветер, ветвям, холодный

настоящая, зима, пришла, уже

верхушки, деревьев, качает,он

дни, мягкие, серые, стояли

легким, завалила, город, зима, снежком

стоят, деревья, снегу, все

узкую, утром, беседке, к, расчистили, мы, дорожку

в, сидят, гнезде, птенцы

громко, они, пищат

есть, хотят, малыши,

к, летит, ним, мама

червяка, она, несет, маленького

птичка, детей, спешит, своих, покорм

Использованная литература:

1. Городилова В.И.Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. - (Серия «Коррекционная педагогика»).

2. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений.- М.: Книголюб, 2005. (Развитие и коррекция)

3. Емельянова Е. Н., Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. - СПб.: Пи­тер, 2009.

4. Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками (7-11 лет). СПб.: КАРО, 2014.- (Серия «Мастер-класс логопеда »).

5. Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий для разви­тия письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб.: КАРО, 2007. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

6. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы). СПб.: КАРО, 2010. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

7. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2011.- (Серия «Коррекционная педагогика»).

Организация: МБОУ «Кузедеевская СОШ»

Населенный пункт: Кемеровская область, п. Кузедеево

Введение.

Приятная для слуха

речь - своего рода музыка.

Аристотель

Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его

интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде

отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы.

К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно изъясниться с другим человеком по любому поводу, проявляет умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Но здесь следует включить множество «если»: если ребёнок развивался в культурной языковой среде, если окружающие его взрослые требовали вразумительного высказывания, понимания того, что он говорит для других, если ребёнок уже понимает, что он должен контролировать свою речь, чтобы быть понятым. На протяжении всего детства он интенсивно осваивал речь. У ребёнка с развитой устной речью наблюдаются речевые средства, которые он присваивал от взрослых и использовал в своей контекстной речи. Именно она прежде всего интересует учителя как показатель культуры человека, как показатель уровня развития ребёнка. Но даже очень хорошо развитая устная речь шести-семилетнего – это детская речь. За дальнейшее развитие контекстной речи будет отвечать учитель. Придя в школу, ребёнок вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Усваивая эти нормы, у ребёнка

Такая речь с успехом копируется детьми и повсюду, в том числе в стенах школы, пользуются ею, не задумываясь, зачем, что и как они говорят. Проблема развития речи, в том числе и устной, на современном этапе полностью возложена на школу, характеризуется усилением внимания к ученикам, особенно к тем, которые не посещали детский сад.

Необходимо знать, что на начальной ступени обучения устная речь детей сильнее и богаче их письменной, и в процессе обучения она играет основную роль. Устная речь является начальным и конечным моментом процесса усвоения обучающимися новых знаний: сначала учитель объясняет в устной форме новые факты и явления, а затем обучающиеся выражают в устной форме свои знания об этих фактах и явлениях. Следовательно,

развитие устной речи младших школьников – очень важная сторона работы по языку, т. к. на этой основе развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Учителю необходимо работать над развитием диалогической речи – формированием культуры речевого общения . Диалогическая речь имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Придя в школу, продолжается формирование культуры его речевого общения и формирование монологической речи. Данная задача для учителя – сложная, особенно в отношении детей из асоциальных семей, где наблюдается отсутствие культурной языковой среды.

Итак, как же должно идти обучение, в каком направлении должно идти

устное развитие речи ребёнка на сегодняшний день в условиях модернизации воспитательно-образовательного процесса? Развитие устной речи младших школьников сегодня – это формирование и становление языковой личности , которая вооружена терминами, усвоила нормы языка и имеет способность везде общаться. Это стало целью моей педагогической деятельности в работе по развитию устной речи детей.

Моя работа строится в трёх направлениях:

  1. обучаю нормам языка, воспитываю культуру речи;
  2. обогащаю словарный запас;
  3. обучаю умениям устной речевой деятельности:
  • умение ориентироваться в ситуации общения: кому , зачем и что буду говорить;
  • умение последовательно излагать свои мысли: как буду говорить;
  • умение говорить строго на тему;
  • умение контролировать свою речью;
  • умение вносить коррективы в свою речь.

Требования к уровню развития речи младших школьников.

Работая над развитием речи детей, я следую тому, что устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Во-первых, устная речь должна быть содержательной. Нельзя допускать, чтобы дети болтали,

хорошо не зная того предмета, явления или события, о котором они говорят. За словами, которые дети употребляют в речи, должны стоять конкретные предметы, явления. Самыми отрицательными признаками устной речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребления слов, предметного значения которых говорящий не знает.

Во-вторых, устная речь должна отличаться логичностью , которая

проявляется в последовательном изложении мыслей. Последовательно изложить мысли – это прежде всего связно изложить по плану. Последовательно расположены и связно соединены должны быть отдельные предложения между собой. Важно, чтобы в устных ответах обучающихся не было пропусков существенно важных фактов, повторений, противоречий.

В-третьих, устная речь должна быть ясной , т. е. такой, чтобы она могла

быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Ясность зависит от

В-четвёртых, устная речь должна быть точной , т. е. по возможности

правдиво изображать окружающую ребёнка действительность, верно

передавать факты, умело выбирая для этой цели наилучшие языковые

средства – слова и предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

В-пятых, устная речь должна быть экспрессивной . Речь человека не

бесстрастна, она всегда несёт в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Развитие устной речи младших школьников охватывает также работу над тем, как обращается ребёнок к другому человеку, как произносится сообщение, т. е. каковы интонация,

громкость, темп - экспрессивность речи. Я к этим сторонам речи

ребёнка отношусь с пристальным вниманием, т. к. речь его может

быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмо, вяло, тихо. По тому, как ребёнок говорит, как у него

экспрессивная функция речи развита, могу судить о речевой среде, формирующей его речь. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности детей. Специальные исследования взаимодействия первой

и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности показали:

первая сигнальная система опережает по времени реагирования вторую. Это значит, что психологически ребёнок обострённее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание слова. Это значит, если учитель говорит, чётко произнося слова, если интонации интеллигентны (глубоки, многообразны), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии учителя. Позднее над этим свойством будет доминировать рассудочность, и учитель в старших классах будет лишён возможности непосредственного образного воздействия.

В-шестых, выразительность устной речи является одним из важных условий её правильного восприятия адресатом. Особенно широко используются в устной речи такие средства выразительности, как повышение и понижение голоса, логические ударения, паузы, мимика, жесты .

Выразительность устной речи делает её могущественным средством убеждения и побуждения. Поэтому, начиная с начальных классов, я стараюсь учить детей говорить выразительно. В то же время, учу детей быть экономнее в жестах, не увлекаться ими, т. к. жест должен сдержанно

дополнять устную информацию, привлекая к ней внимание. Если можно обойтись без жестов – не жестикулировать.

Данные требования тесно связаны между собой и в школьной системе выступают в комплексе. С первого класса постепенно я знакомлю обучающихся с этими требованиями.

Критерии уровней развития устной речи младших школьников и средства диагностики.

Устная речь ребёнка в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. И насколько заметны эти изменения, как в дальнейшем учителю следует планировать свою работу по развитию устной речи детей, необходимо в самом начале обучения, затем в конце года провести

исследования уровней развития устной речи детей , ориентируясь на

основные, принятые в науке, критерии:

1)произносительный уровень (ясность, экспрессивность,

средства выразительности речи):

высокий – хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение говорить выразительно, достаточно грамотно владеть интонацией, логическим ударением;

средний – хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, речь невыразительна, не владеет интонацией, логическим ударением;

низкий – плохое выговаривание отдельных звуков, речь невыразительна, не владеет интонацией, логическим ударением;

2)лексический уровень (содержательность, ясность речи):

3)синтаксический уровень (логичность, последовательность, точность речи):

высокий – употребление в речи словосочетаний и предложений разных типов, речь логична и последовательна;

средний – употребление в речи словосочетаний и предложений разных

типов, допускает неточности, речь не всегда логична и последовательна;

низкий – преобладают однотипные словосочетания и предложения (назывные и нераспространённые), речь непоследовательна;

4)уровень текста (логичность, последовательность, средства

выразительности):

высокий – точно передаёт содержание текста, составляет рассказ по картинке логично, без речевых ошибок;

средний – для точного пересказа требуется один - два наводящих вопроса учителя, пересказывает без ошибок, составляет рассказ по картинке с незначительной помощью учителя;

низкий – может составить рассказ по картинке и пересказать только при помощи учителя, допускает речевые ошибки;

5) морфологический уровень :

высокий – грамотно употребляет части речи, может образовывать формы от изменяемых частей речи, правильно употребляет формы склонения и спряжения, владеет словообразовательными навыками;

средний – достаточно грамотно употребляет части речи, допускает неточности в образовании форм от изменяемых частей речи, в целом владеет словообразовательными навыками, но допускает неточности;

низкий – допускает неточности в употреблении отдельных частей речи (местоимений, глаголов), наблюдаются ошибки в образовании форм от изменяемых частей речи, затрудняется в словообразовании.

Для проведения исследования уровней развития устной речи младших школьников использовала следующие задания.

1. Что я такое?

Инструкция: «Перед тобой несколько наборов слов. Представь себе, что ты встретился

с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться

объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например «велосипед». Как бы ты объяснил это?» Выбирается наугад любой из пяти предложенных наборов.

Предлагаются следующие наборы слов.

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолёт, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединяться,

бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

2. Как я провёл лето.

Инструкция: «Представь, что ты встретился с другом, которого не видел очень давно. Расскажи ему о том, как ты провёл лето так, чтобы другу было интересно тебя слушать».

3. Расскажи про меня.

Детям предлагаются сюжетные картинки. Сначала ребёнка просят подробнее рассказать, что изображено и что происходит на картинке. Затем попробовать составить небольшой рассказ по ней (можно с помощью учителя).

Виды работ по развитию устной речи младших школьников.

Развитие устной речи детей в моём понимании – это не отдельные занятия на специальных отдельных уроках, а повседневная работа над речью на всех уроках, когда ни один урок в начальной школе не освобождается от речевых упражнений. Каждый урок я рассматриваю ещё и с той точки зрения, насколько в нём присутствуют элементы развития речи.

Для достижения поставленной цели я организовываю целенаправленную систематическую работу по развитию на уроках устной речи. Работа включает в себя следующие виды:

  • работа над дикцией;
  • собственно слушание;
  • игры и практические упражнения;
  • творческое сочинительство.

Работа над дикцией.

Дикция – это ясность и отчётливость в произношении слов, является важным качеством устной речи. У некоторых детей прослеживаются дефекты речи: либо она отличается невнятностью, либо вяло работает речевой аппарат, либо нарушена дикция. Это в значительной степени является причиной низкой речевой активности ребят. Такие дети менее охотно вступают в общение, скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Поэтому особое внимание я уделяю произносительной стороне речи, т. е. работаю над дикцией, т. к. отчётливое и ясное произношение требует энергичной, чёткой работы речевого аппарата и может занимать любое место в уроке. С самого первого дня обучения детей в школе на каждом уроке обучения грамоте, а также на других уроках я проводила речевую зарядку , развивающую нужные мышцы, дыхание, чтобы речь была понятной, чёткой. Виды используемых упражнений:

  • учить детей хорошо открывать рот (это достигается, в частности,

правильной артикуляцией звука а ) и плотно смыкать губы (этому

способствует чёткое произношение звуков м , п , б );

  • уточнение произношения звуков: у-у-у - сигналит паровоз, ф-ф-ф – фыркает ёж, э-э-э – ревёт медведь и т.п.;
  • звукоподрожания: мышата – пи-и-пи-и , колокольчики – динь-дон , курица, охраняющая цыплят – квох-квох , курица встревоженная – кудах-куд-кудах и т. п.;7
  • учитель произносит слово, предложение громко, а дети – тихо и наоборот;
  • учитель произносит слово, предложение медленно, а дети – быстро и наоборот;
  • произнесение предложения в разных темпах: с ускорением к концу, затем с замедлением;
  • произнесение слова, предложения с разной громкостью: очень громко, громко, тихо, очень тихо, шёпотом и наоборот;
  • внятное и отчётливое произнесение слов и словосочетаний (сначала хором, потом самостоятельно, вслушиваясь в свою речь);
  • упражнение в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, удивления и т. д.;
  • вдох – выдох (сдуваем шар или задуваем свечу);
  • вдох – выдох (считаем до 10);
  • порционный вдох – выдох (нюхаем цветы);
  • например ма-ма-ма-ма на вдохе, са –са-са-са на выдохе либо 1, 2, 3, 4, 5 на вдохе, 6, 7, 8, 9, 10 на выдохе;
  • «Вытягивание ниточки»: рука находится впереди на уровне рта, большой и указательный палец сомкнуты; произнося гласный звук, ребёнок ведёт руку вперёд, как бы «вытягивая нитку»;
  • упражнения для языка: «Иголочка», «Качели», «Достань нос», «Тянись к подбородку», «Лошадка», «Слизываю варенье» и т. д.;
  • упражнения для губ: «Колечко», «Подуй на снежинку», «Подуй на лоб», «Освежи щёчки», а также круговые движения влево и вправо, вверх и вниз;
  • упражнение «Жил – был язычок»: жил – был язычок – высунуть язык, решил навести в доме порядок: вымыл пол – вождение языком по низу рта, вымыл потолок – вождение языком по нёбу, вымыл стены – вождение языком по щекам, вышел и ждёт гостей – высунуть язык и положить на нижнюю губу.

При выполнении этих упражнений даю детям следующие рекомендации: дыхание свободное, горло не сжато, для этого голову нельзя опускать на грудь, поднять её выше, сидеть прямо.

Дети выполняли эти упражнения живо и с большим интересом ещё потому, что я использовала для этого зеркала (у каждого ребёнка). Кроме прочего, ребята наблюдали за собственной артикуляцией изучаемых звуков.

Собственно слушание.

Одной из составляющих в развитии устной речи младших школьников являются частые и интересные рассказы учителя о различных явлениях и событиях вообще или из собственной жизни. Любой такой яркий рассказ – это «погружение» ребёнка в речь взрослого, заимствование из неё речевых образцов. Дети «лепят» себя, наблюдая манеру учителя говорить, копируя его жесты. Рассказ учителя носит ещё и познавательный характер. Опыт показывает, что дети с интересом слушают мои рассказы, задают вопросы, охотно дают свои советы, просят всегда ещё что-нибудь рассказать.

К данному виду работ относится также прослушивание аудиозаписей.

Игры и практические речевые упражнения и задания.

Именно на игре словом ребёнок

учится тонкостям родного языка,

усваивает музыку его и то, что

филологи называют «духом языка».

М. Горький

Это естественная увлекательная деятельность, требующая речевых действий, развивает устную речь обучающихся и привлекает их к желанию высказаться. Возможные виды игр и упражнений:

  • «Разговор по телефону»: инсценировка диалога на определённую тему (звонок в скорую, милицию, учителю, другу и т. д.);
  • «Будем вежливы»: составление формул словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент и т.п.);
  • «Закончи слово»: кар…, мор…, ра…, та… и т.д.;
  • «Начни слово»: …лина, …чик, …на и т. д.;
  • «Много – один»: жеребята -…, слонята -…, птенцы - … и т.д.;
  • «Один – много»: стол -…, дом -…, стул- …, перо -… и т. д.;
  • «Скажи ласково»: сын - сынок, сыночек, сынуля, сынуленька и т.д.;
  • «Сложные слова»: сад разводит – садовод, сам летит - …, снег падает -… и т. д.;
  • « Кто у кого»: у слонихи - …, у тигрицы -…., у коровы -… и т. д.;
  • «Волшебный мешочек»: достать из мешочка любой предмет и всё рассказать про него;
  • «Назови отчество сына, дочери»;
  • «Что кому?»: портнихе - …, учителю - …, маляру -… и т. д.;
  • «Кто что делает?»: детям показывают по одной предметной картинке (молоток, зонт, часы и т. д.), дети объясняют, что с ними можно делать;
  • «Где моя половинка»: подбор синонимов к данному слову;
  • «Подбери слова»: ребятам предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия, например, кто и что плавает, кто и что летает, кто и что греет и т. д.;
  • «Составь предложение»: составить предложения, используя категории: справа - слева, выше – ниже, глубже – мельче, уже – шире, толще – тоньше, впереди – сзади, короче – длиннее, до – после, потом – сейчас и т. п.;
  • «Пропавшее слово»: сказать любую фразу или предложение, пропуская одно слово, но заменив его слогами та-та-та или ля-ля-ля, например, а вот и… , …облезлый пёс и т. д.;
  • «Кем (чем) был?»: к данному слову подобрать пару, отражающую его прошлое, например, подсолнух - … , мужчина - … и т. д. (противоположное задание «Кем (чем) будет?»);
  • «Эхо»: воспроизвести произнесённую фразу (слово) как эхо, например, машина - …шина , смех - …мех и т. д.;
  • «Путешествие»: объявить детям о том, что они отправляются, например, в Индию, спросить, что же они возьмут с собой и зачем;
  • «Собери слово»: из выбранных букв составить слова или из предложенного слова, например, кинотеатр, составить всевозможные слова;
  • «Угадай слово»: во время словарной работы через описание какого –то слова дети угадывают его;
  • «Шаги»: дети встают в одну линию, даётся задание назвать как можно больше слов, называющих все круглые предметы, все сладкие, все мягкие предметы и т. д., кто назвал – делает шаг вперёд;
  • «Горка»: расположить синонимы в порядке возрастания или убывания по степени какого – либо признака, например, огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный и т. д.;
  • «Слова - неприятели»: подбор антонима к данному слову;
  • «Подбери пару»: из списка слов, например, холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, острый, чёрный, старый, тупой, образовать антонимические пары;
  • «Что означает выражение»: объяснить фразеологизм;
  • «Как сказать иначе?»: например, снег идёт (падает, летит, кружится);
  • «Кто больше назовёт слов на букву…» (букву выбирают дети);
  • «Нужные предлоги»: дать детям предметные картинки, используя слова, которые называют изображённые предметы и данные предлоги, составить разные сочетания;
  • упражнения со скороговорками и чистоговорками, где «своя игра» звуков и слогов и которые пользуются у детей особой популярностью;
  • раскрытие значений новых слов самими детьми, предположения дополняются учителем;
  • словарная работа: обогащение, уточнение, активизация словаря детей и устранение нелитературных слов;
  • называние слов, которые заставляют улыбаться, грустить, удивляться и т. д.;
  • упражнения на сочетаемость слов: подбор к существительному прилагательных, к прилагательному – существительных, к глаголу существительных и т. д.;
  • выяснение многозначности слов;
  • объяснение этимологии слов, например судоводитель, ракетоносец, холодильник и т. д.;
  • образование однокоренных слов;
  • называние примет времён года, плохой и хорошей погоды;
  • пересказ текстов по цепочке;
  • пересказ по иллюстрации;
  • обмен мнениями при работе в парах, взаимная постановка вопросов и взаимные ответы;
  • упражнения со словарём «Настроение произведения»: даны синонимичные ряды слов с синонимом – доминантом, выбирается «главный» синоним, характеризующий произведение и дополняется другими синонимами, выбранными детьми по их мнению (Приложение 1.);
  • обобщение групп предметов (Приложение 2.);
  • раскрытие смысла пословиц, поговорок.

Познать тайны языка невозможно без понимания значений пословиц и поговорок. Особенность их в том, что они употребляются в постоянной, как бы «навсегда застывшей» форме, т. е. присутствует неизменный порядок слов.

Творческое сочинительство.

Виды используемых заданий:

  • «Бывает – не бывает»: рассказать о том, чего на свете не бывает, например, хвост моет кошку;
  • «Какие бывают слова?»: назвать слова, например: дом, гроза, радуга, а дети дают свои определения, какие они могут быть;
  • «Интервью»: инсценировка вопросов (репортёр) и ответов (респондент) на разные темы (поездка в цирк, обсуждение праздника

или выставки рисунков и т. д.); возможные варианты: 1) ученик берёт интервью у учителя; 2) учитель берёт интервью у ученика; 3) ученик берёт интервью у ученика;

  • распространение данного учителем предложения;
  • самостоятельное придумывание загадок;
  • антиципация (на уроке чтения) – предвосхищение содержания текста по заглавию, иллюстрации и т. д.;
  • «Звериный алфавит»: на каждую букву алфавита по возможности подобрать название животного;
  • словесное рисование картин к данному тексту;
  • «Озвучь картину»;
  • «Говорящие рисунки»: озвучивание собственных рисунков;
  • «Путешествие»: представить детям, что они вдруг попали в картину, иллюстрацию, рассказать, что они услышали, почувствовали, с кем встретились и т. д.;
  • «Комплименты»: дети говорят разные комплименты друг другу;
  • «Рассуждалки»: предложить детям порассуждать на самые разнообразные темы («Если бы я стал волшебником?», «Если бы я стал невидимым?», «Как выкупать слона?», «Почему помидор красный?» и т. д.);
  • «Хочу быть»: детям предлагают различные свойства, характеристики, качества, например: сильный, красивый, быстрый, невидимый, толстый, высокий, везучий и т. п., дети выбирают и объясняют, почему они хотели бы стать такими;
  • «Наши друзья»: рассказать о своих питомцах;
  • «Оживление»: предложить детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил;
  • «Продолжи рассказ или сказку»: после прочтения текста предложить

детям подумать, какое может быть его продолжение, какое развитие

могут получить те события, которыми закончился текст;

  • устный рассказ по картине;
  • подбор рифмующихся слов, например: сучок-сверчок, ромашка-букашка и т. д.;
  • составление предложений по 1 или по 2-3 опорным словам, либо по заданному обороту речи;
  • « У кого интересней»: детям показывают предметную картинку, они составляют предложения так, чтобы в нём присутствовало название изображаемого предмета.

Заключение.

Развитая устная речь – это способность в соответствии с требованиями к речи определить, какое слово, какой оборот, какая интонация, какая манера речи уместны, а какие нежелательны в каждом конкретном случае. Развитие устной речи – это также эффективное условие развития мышления. Речь – канал для развития мышления, а мышление стимулирует речь. Учитывая всё это, работу по развитию устной речи младших школьников в своей практике я определяю как одну из наиболее важных и рекомендую начинать её с самых первых дней пребывания ребёнка в школе. Как писал В. А. Сухомлинский, научить передавать мысль словом – главная задача начальной школы. Опыт показывает, что для этого эффективно использовать речевые упражнения и другие виды работ, описанные выше. Они привлекают внимание детей, соответствуют их возрасту и должны быть организованы систематически, планомерно на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Такая работа помогает детям осмыслить значение языка как орудия общения, понимания окружающего мира и овладеть богатейшими ресурсами родного языка. На уроке я создаю атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями, чтобы присутствовал диалог «учитель-ученик» или «ученик-ученик», где высказывается личная позиция ученика, где ученик не чувствует себя скованно, не зажат, не боится собственных ошибок. В своей работе я всегда даю детям возможность высказаться, не критикую речь детей, поощряю их высказывания в форме любой похвалы. Такое обучение способствует развитию желания ребёнка говорить, помогает детям на уроке стать нашими помощниками, друзьями. Опыт показал, что со временем даже слабые мои ученики и те, которых мы называем молчунами, начинают активнее работать на уроках.

Важно, чтобы мои ученики поняли, что умение передавать информацию, поддерживать беседу, устанавливать контакт, найти способность уйти от ссоры во время спора – это необходимо в жизни каждого. Дети должны понять, что красноречие и умение говорить – это не

пустословие, не краснобайство. Я учу их чувствовать разницу между болтовнёй и беседой, между остроумием и набором штампов, учу пользоваться даром слова. Говорить, не думая, - стрелять, не целясь. К слову нужно относиться ответственно!

Литература.

1.Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1976.

4. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

5. Пекелис В.Д. Как найти себя. – М.: Дет. лит., 1988.

6. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

7. Шевченко Н.Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики. // Начальная школа. - №4, 1998.

Приложение 1.

СЛОВАРЬ

НАСТРОЕНИЕ ПРИЗВЕДЕНИЯ

ВЕСЁЛОЕ СПОКОЙНОЕ ВЗВОЛНОВАННОЕ

радостное доброе встревоженное

игривое приветливое стремительное

задорное неторопливое вьюжное

звонкое убаюкивающее метельное

озорное колыбельное ненастное

шутливое мягкое тревожное

бойкое плавное торопливое

смешное напевное

забавное протяжное СЕРЬЁЗНОЕ

резвое хороводное сдержанное

солнечное

улыбающееся

ГРУСТНОЕ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ТАИНСТВЕННОЕ

печальное праздничное сказочное

жалобное бодрое волшебное

тоскливое важное колючее

скорбное чёткое опасливое

хмурое гордое пугливое

обиженное могучее осторожное

плачущее победное настороженное

просящее загадочное

трогательное острое

подсказывающее

НЕЖНОЕ МУЖЕСТВЕННОЕ СТРАШНОЕ

ласковое бесстрашное злое

задушевное боевое грубое

мечтательное смелое тяжёлое

лёгкое отважное сердитое

светлое решительное недовольное

прозрачное сильное тёмное

уверенное

храброе

богатырское

Приложение 2.

ОБОБЩЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ

1. Учебные вещи. 29. Дни недели.

2. Игрушки. 30. Времена года.

3. Мебель. 31. Месяцы.

4. Посуда. 32. Имена.

5. Приготовленные блюда. 33. Фамилии.

6. Напитки. 34. Отчества.

7. Одежда. 35. Профессии.

8. Головные уборы. 36. Образовательные учреждения.

9. Обувь. 37. Жанры текстов и т. д.

10. Здания.

11. Транспорт.

15. Насекомые.

18.Деревья.

20. Фрукты.

22. Кустарники.

23. Металлы.

24.Драгоценные камни.

25. Растения.

27. Родственные отношения.