Дифференциация звуков П-Б. план-конспект занятия по логопедии на тему. Логопедические занятия на тему: "Дифференциация букв п—т" Дифференциация п т задания

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п т . Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема : Дифференциация букв п т .

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование способности к переключению внимания;

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г )

Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая .)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г )

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая .)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г )

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая .)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфеп у”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляп ь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п , у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т ? (Да )

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (п ара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т т ри ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п .

Учащиеся обводят палочки как букву п . Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т .

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее : согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное : место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные )

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами. )

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т .

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Кат ок, сап ог, новост и, коп ейка, сп елый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т .

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т .

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование: карточки-опоры с буквами п, т ;

  • карточки с буквами п, я, т, ь ;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

    II. Повторение.

    На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

    – Составьте из этих букв слово. (Пять)

    – Назовите согласные из этого слова. (П, т)

    – Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

    – Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

    – Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

    – Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

    – Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

    – Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

    Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

    • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
    • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

    III. Работа по теме.

    1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

    Логопед диктует: п рограмма, т аракан, салфет ка, сп ички, п ост авил .

    Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

    – Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

    – Сколько значков записали? (Шесть)

    – Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

    – Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т .

    – Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

    – Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

    2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье .

    – Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

    – Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

    – Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

    Логопед убирает картинки или закрывает их.

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

    – Какое слово мы не назвали? (Платье)

    3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т .

    . ихонов . е . я
    . е . рова . аня
    . е . ухова . амара
    . имошенко . авел
    . ихомиров . оля

    – Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

    – Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

    – Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

    IV. Физминутка.

    Потягушечка

    Потягуну-потягушечки
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растём, растём, растём!

    4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

    Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

    Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

    5. Графический диктант.

    Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

    Коллективная проверка выполнения задания.

    IV. Итог занятия.

    – Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т .)

    – Чем отличаются буквы п и т ?

    – Чем отличаются звуки [п] и [т]?

    Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

    Материал для проверки

    Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п т ” можно дать следующее задание.

    – Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

    (Логопед пишет на доске слова П РИГОТ ОВИТ ЬСЯ и П ЛАСТ МАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т . После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

    Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
    На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

    – Правильно ли Виталик понял доктора?

    – Почему вы думаете, что он не понял доктора?

    Литература:

    1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

    2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

    4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

    5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

    6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

    7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

    Цель: научить различать и выделять на слухзвуки [п]- [б].
    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков.

    Коррекционно-развивающие:

    • развивать фонематический слух,
    • формировать правила ротового выдоха с учетом данной фонемы;
    • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность,
    • развивать самоконтроль в произношении смешиваемых звуков.

    Коррекционно-воспитательные:

    • воспитать у детей навыки самообслуживания.
    • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

    Оборудование: артикуляционные профили данных звуков, зеркала, графическая схема звуков, буквы «П» и «Б», предметные и сюжетные картинки.

    Ход занятия

    1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

    – Здравствуйте, ребята.
    Каждый день всегда, везде:
    На занятиях, в игре
    Верно, четко говорим,
    Никуда мы не спешим.

    Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

    2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» –«Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка» , «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка». (под счет)

    3. Введение в тему:

    Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы скажите какой слышите первый звук?

    Балет, бык, бег, белка, банка, банан

    Дети: звук [б]

    Логопед: пакет, пыль, птица, план, питон, плот.

    Дети : звук [п]

    4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия:

    Логопед: Ребята, неслучайно я задала вам такое задание, сегодня мы посвятим наше занятие звукам [б]- [п], найдем разницу между ними.

    – Чему мы будем учиться на занятии?

    Дети: Мы будем учиться различать звуки [б]- [п].

    Логопед: Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.

    Дети: Различай звук [б]- [п].

    5. Основная часть занятия.

    Логопед: Молодцы! (на доске таблица «Расскажи о звуке» и профили звуков [п]- [б])

    Логопед: ребята вы должны зрительно найти разницу и ощутить ее в произношении, что вы слышите? Что видите при произнесении звука? Что ощущаете? Дайте сравним эти звуки и дадим характеристику звукам [б]- [п].

    Дети: Звук [п]: согласный, глухой, твердый, смычный.

    Я слышу звук [п].

    Я вижу: губы сомкнуты (в первый момент губы сомкнуты, затем - плавно размыкаются).

    Логопед: произнесите звук [б], проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

    Ребенок: Звук [б]: согласный, звонкий, твердый, смычный.

    Я слышу звук [б].

    Я вижу, что в первый момент губы сомкнуты, затем - размыкаются. Щеки слегка «раздуваются».

    Я ощущаю, что губы сомкнуты в момент вибрации гортани. Под напором струи выдыхаемого воздуха щеки слегка «раздуваются», а после «взрыва» смычки губы размыкаются. Язык свободно лежит на дне ротовой полости.

    Я осязаю вибрацию гортани, грудной клетки в момент смычки губ. Струя выдыхаемого воздуха широкая резкая холодная, направлена вперед.

    Логопед: найдите разницу при произнесении звуков [п] и [б] , проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

    Дети: разница в том, что при произнесение звука [п] голосовые складки не вибрируют, а при [б] -голосовые складки вибрируют.

    Логопед: Запомните разницу! Заполните схемы, пользуясь таблицей «Расскажи о звуке»: в каком положение губы, зубы, язык.
    Дети заполняют самостоятельно схемы звуков.

    Схема звука [п].

    Схема звука [б].

    6. Физкультминутка. Действия по тексту.

    Катит, катит паровоз,
    И вагончики везет.
    Вот поезд наш идет,
    Колеса стучат.
    А в поезде этом
    Бобрята сидят.

    7. Логопед дает задания:

    Задание. «Помоги Незнайке».

    1. Выбери верно: звук [п] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой?
      А звук [б] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой? Чем эти звуки отличаются друг от друга?
    2. Дополни: при произнесении звуков [п] голосовые складки_______, губы в первый момент______________.
    3. Что ощущаешь, когда произносишь звуки [п] и [б].? Губы разомкнуты или плотно сомкнуты? Голосовые складки сомкнуты или разомкнуты? Где расположен кончик языка?
    4. Замени в слогах «П» на «Б»: па, по, пу, пы, та, ал, оп, уп, ьш, эп
    5. Добавь слоги «БА или «ПА» (игра с перекидыванием мяча).
      Жа- _____ шай- _____
      ре- _____ ли- _____
      тум- _____ вер- _____
      ла- _____ шля-_____
      бом- _____ ры- _____
      лу- _____ сту- _____
      лам- _____ тор- _____
      шу- _____ нер- _____
    6. Исправь ошибки Незнайки.
      В болоте квакает ЖАЛА.
      В огороде выросла РЕБА.
      В комнате стоит ТУМПА.
      На столе стоит ЛАМБА.
      В ворота летит ШАЙПА.
      В парке цветёт ЛИБА.
      В марте цветёт ВЕРПА.
      У мамы новая ШЛЯБА.
      Разрушает дом БОМПА.
      Увеличивает всё ЛУБА.
      У меня новая ШУПА.
      У Бабы Яги СТУБА.
      В воде плавает РЬША.
      У кошки мягкая ЛАБА.
      У меня котомка-ТОРПА.
      На севере живёт НЕРБА.
    7. Закончи каждое предложение нужным словом.
      - Вспомни загадки про репу, жабу, лампу, шайбу, шляпу, рыбу и закончи предложения.
      ♦ В болоте квакает...
      ♦ Дед посадил... и т. д.
    8. Повтори за мной:
    1. Повтори слова парами:
      бас - пас
      быль – пыль
      бух – пух
      боль - Поль
      бар – пар
      бить - пить
      бот – пот
      бока – пока
      бел – пел
      блошка – плошка
      баня – Паня
      забор – запор
      блеск – плеск
      барин – парень
      банки – панки
      борт – порт
      - Придумай предложение с каждым словом пары.
    2. Исправь ошибки.
      Пастух БАС овец и коров.
      У певца могучий голос - ПАС.
      Пушка выстрелила: ПУХ.
      В подушке мягкий БУХ.
      Мы зашли в вечерний ПАР.
      В бане горячий, душный БАР.
      На дороге поднялась БЫЛЬ.
      Это не сказка, а ПЫЛЬ.
      У меня зубная ПОЛЬ.
      Это девочка Полина. «БОЛЬ, стой!»
      Нельзя человека ПИТЬ.
      Я хочу БИТЬ воды.
      Вот БУК соломы.
      Это огромное дерево называется ПУК.
      У меня болят ПОКА.
      Ну прощайте же, БОКА!
      На верфи выстроили ПОТ.
      На лбу выступил БОТ.
      Я очень громко БЕЛ.
      Это заяц слишком ПЕЛ.
      Я иду мыться в ПАНЮ.
      Мою бабушку зовут БАНЯ.
      - Придумай сам ошибочные предложения.
    3. Звуки изучаем - ошибки исправляем.
      В синем небе звёзды плещут.
      В синем море волны блещут.
      Издалека был слышен блеск волн.
      Плеск алмазов ослеплял глаза.
      У меня был игрушечный ропот.
      Люди недовольны. Послышался робот.
      Порт корабля ударился о причал.
      В борт города Сочи заходили корабли.
      У нашей кошки в шерсти завелись маленькие плошки.
      Собака и кошка едят из небольшой блошки.
      Я заболел, мне поставили панки.
      Вот рокеры, хиппи и банки.
      У нас в квартире новые замок и забор.
      Вокруг дома новый запор.
      Во дворце живёт парень.
      На вечеринку ходит барин.

    8. Итог занятия и оценка работы детей.

    Дайте характеристику звукам П, Б, чем отличаются эти звуки? Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятия.

    9. Домашнее задание.

    Подобрать слова, которые начинаются со звуками Б, П.

    Подобрать и выучить загадки с отгадками со звуками Б, П.

    Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе

    Цели занятия:

    • Учить дифференцировать звуки Б, П в слогах, словах, фразах.
    • Упражнять в определении позиции оппозиционных звуков Б, П в словах.
    • Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной.
    • Упражнять в узнавании букв П, Б среди других, их реконструкции.
    • Закреплять навыки чтения слогов со стечением согласных, слов с пропущенной буквой.
    • Упражнять в составлении предложений к заданной схеме с опорными словами-картинками.
    • Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал:

    Касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист с недописанными и неправильно написанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки (лепестки цветов) со словами для чтения, карточки (листья деревьев) со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино.

    Раздаточный материал:

    Картонные сумочки, карточки для чтения слов с пропущенной буквой, предметные картинки со звуками П, Б.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Логопед. Поиграем в игру «Запомни и повтори». Назовите звук, который встречается чаще других.

    — Белые бараны били в барабаны

    — У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.

    Дети повторяют скороговорки в медленном и быстром темпе, называют часто встречающиеся звуки.

    Введение в тему занятия.

    Логопед . Сегодня мы будем учиться различать звуки – П — Б.

    Логопед. Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?

    Дети . При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

    Повторение изученного.

    Логопед. Дети, дайте характеристику звуку Б, П.

    Дети. Звук Б согласный, звонкий, твердый. Звук П согласный, глухой, твердый.

    Логопед. Чем отличается один звук от другого?

    Дети. Звук Б звонкий, звук П глухой.

    Логопед. Прикрепите на магнитную доску фишки, соответствующие называемым звукам (на доске в углу появляется символ звука П – синяя фишка, символ звука Б — синяя фишка с колокольчиком).

    Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах

    Логопед. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слоги. Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? (дети проводят анализ слогов ПУ, ОП, УБ, БЫ, и.т.п.)

    Логопед. Поиграем в игру «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

    ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

    БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

    Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах.

    Логопед. Проиграем в игру «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.

    Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.

    Запомните и повторите слово со звуком П.

    Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.

    Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).

    Логопед. Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками (у детей на столах картонные сумки, предметные картинки). Вам бабушка прислала на подарки 100 рублей.

    Что хотите выбирайте,

    Но товары покупайте

    Лишь со звуком Б в названии,

    Лишь со звуком П в названии.

    Дети отбирают картинки.

    Логопед. Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

    Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

    Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

    Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

    Выделение слов со звуками Б — П и стихотворного текста.

    Логопед. Я получила по почте посылку. Догадайтесь, от кого пришла посылка, прочитав слово по первым звукам названий предметных картинок.

    Дети. Буратино.

    Логопед. Буратино прислал письмо и фотографии (читает письмо): «Ребята, послушайте моё стихотворение, рассмотрите фотографии и назовите, чем меня и моего друга Пьеро угощала в своём чудесном домике Мальвина.

    У Мальвины есть баранки

    Булки, бублики, буханки

    Пирожки, батоны, плюшки

    И плетенки и ватрушки,

    Курабье, бисквит, печенье

    Бутерброды, чай с вареньем».

    (по И.Лопухиной)

    Логопед . Мальвина угощала Пьеро продуктами, в названии которых звучит звук П, а Буратино – звук Б.

    Составьте предложения и расскажите, кого и чем угощала Мальвина.

    Слоговой анализ слов. Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

    Логопед. Буратино в своей посылке прислал картинки с изображением предметов, которые он увидел в домике Мальвины. Назовите предметы, которые могут принадлежать Мальвине (на доске выставляются картинки: бусы, кепка, бант, панама, сапоги, пушка, рубашка).

    Дети. Бусы, бант, панама, сапоги.

    Логопед. Назовите гласные в слове бант, определите количество слогов. Повторите задание со словом панама, бусы.

    Физкультминутка

    Буратино потянулся.

    Раз – нагнулся

    Два – нагнулся

    Руки в стороны развел

    Ключик видно не нашел.

    А чтоб ключик нам достать

    Нужно на носочки встать

    (В.Волина)

    Закрепление оптических представлений о буквах П, Б.

    Логопед. Найдите в кассе букву, которая соответствует звуку П, звуку Б.

    Дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками — символами звуков.

    Логопед. Буратино прислал нам лист, исписанный буквами. Он старался писать буквы, но, вероятно кое-где допустил ошибки. Правильно написанные буквы П, Б обведите красным маркером в кружок. Недописанные буквы допишите, неправильно написанные — зачеркните.

    Дети выполняют задание у доски, передавая маркер друг другу.

    Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слов и слогов с буквами П, Б, нахождение пропущенной буквы в слове.

    Логопед. Я знаю, почему буквы оказались недописанными. Мальвина учила Буратино читать и писать, но он был ленивый ученик и не очень хотел выполнять задания. А вы, ребята, любите учиться?

    Дети. Любим!

    Логопед. Прочитайте слоги, которые Мальвина написала для чтения на листочках деревьев.

    БО, ОП, УП, ПУ, БУ, УБ, СПО, УПС, УМБ, КСО, ПСУ.

    Прочитайте слова, которые Мальвина написала на лепестках цветов.

    БАНТ, БИНТ, БОТЫ, БОБЫ, БУКЕТ, КУБИКИ.

    Логопед. Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б. Что получилось? Какую букву вставили?

    Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас

    су… , ка…уста, …атон, зу…ы

    из…а, …астух, …осуда, са…оги.

    Логопед. Перед вами схема предложения.

    Составьте предложения к схеме.

    Дети. Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.

    Логопед. Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б.

    Логопед. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П. Б.

    Тема. Дифференциация [п], [б] в словах.

    Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [ б ] по звонкости – глухости;

    Развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов,

    Фонематические представления;

    Расширять лексический запас,

    Вырабатывать навыки самоконтроля.

    Дидактические средства: индивидуальные комплекты бук Б, П ;

    Цветные карандаши;

    Демонстрационные картинки с буквами Б, П ;

    Игра «Эстафета»;

    Индивидуальные блиц - тесты.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Основная часть.

    1. - Назовите одинаковые звуки в словах:

    1) бублики, батон, булка, баранки, блины;

    2) пирожки, печенье, пицца, пончики.

    Какое общее название можно дать всем этим словам?

    Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

    Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны».

    Послушаем вместе «пугаться», «пускать»

    А в слове «бороться» и в слове «бежать»

    Слышится звонкое «Б»

    Запомните, «Б» - барабанов бой,

    А «П» - лишь капли дождя.

    Ребята, почему «Б» - барабанов бой? «П» - капли дождя?

    1. Уточнение артикуляции звуков [п], [ б].

    Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.

    Вывод . В звуках п, б

    сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду, могут быть мягкими и твёрдыми;

    различие: звук п – глухой, звук б – звонкий.

    1. Дифференциация п - б в словах (устно).

    Игра «Эстафета».

    Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

    У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета.

    Логопед диктует слова, дети продвигают фишки.

    Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы.

    Кто победил? С каким счётом?

    1. Анализ слов – паронимов.

    Ребята, буквы б и п прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов.

    Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут.

    Слова прочитываются, объясняется значение. Запись в тетради.

    1. Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв б-п , подсказывая слово, показывают нужную букву.

    Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко.

    1. Капусту вытащили из … (бочки)

    Листья появились из … (почки).

    1. Я холодную воду не … (пил)

    И собаку свою я не … (бил).

    1. Старик опирался на … (палку)

    Крыша опирается на … (балку)

    1. На воротах хороший … (запор)

    Вокруг дома построен … (забор)

    1. В синем море волны … (плещут)

    В синем небе звёзды … (блещут).

    1. Динамическая пауза.

    Зарядка для отличника.

    1.«Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться» им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются.

    2.«Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза.

    3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.

    1. Графический диктант. Игра «Поймай рыбку»

    Мы сейчас будем ловить рыбку из аквариума. На каждой рыбке ест картинка, вы назовёте картинку, скажете, какой звук есть в этом слове, п или б , и на каком месте он стоит.

    Каждый ученик выходит к доске, ловит рыбку, записывает на доске букву и её место в слове.

    1. Игра «Самый умный».

    Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки п – б выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик.

    Вопросы.

    Кого ловят рыболовы?

    Какое дерево имеет белую кору?

    Что ставит на зуб врач – стоматолог?

    Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите?

    О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?

    Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …?

    - Ёмкость, в которой продают лимонад?

    Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -…

    Как зовут лучшего друга Винни-Пуха?

    Какой день недели наступает после четверга? а после пятницы?

    1. Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы б или п .

    III. Итог.

    О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

    Чем эти звуки похожи?

    Назовите отличительный признак звука б (п).

    Что больше всего понравилось на занятии?


    Зинаида Приведенцева
    Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

    Цели :

    1. Коррекционно-образовательные :

    Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

    Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

    Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ;

    Профилактика буквенных замен;

    2. Коррекционно-развивающие :

    Развитие координации речи с движением;

    Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

    Развитие мелкой моторики;

    Развитие фонематического восприятия.

    3. Коррекционно-воспитательные :

    Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

    Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

    Задача : дифференциация звуков [б - п] на слух , в произношении в слогах, словах и предложениях.

    Оборудование : предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Психогимнастика.

    Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

    Артикуляционная гимнастика : «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка» .

    Логопед : - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

    Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

    На полянке, на лужайке

    Целый день скакали зайки.

    И катались по траве,

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали,

    Но напрыгались, устали.

    Мимо змеи проползали,

    «С добрым утром!» - им сказали.

    Стала гладить и ласкать

    Всех зайчат зайчиха мать.

    Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

    Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

    Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

    Ползут ладонями, как змеи.

    Гладят коврик ладонями поочередно.

    Шла медведица спросонок,

    А за нею медвежонок.

    А потом пришли детишки,

    Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

    Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

    II. Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия .

    Логопед : - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

    Смастерили из досок

    И надели поясок.

    И хранит посуда эта

    С грядки собранное лето.

    (бочка)

    На ветках -

    Плотный комочек.

    В нём дремлет

    Зеленый листочек.

    (почка)

    Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

    Какими звуками отличаются эти слова?

    Какие это звуки ? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.) .

    Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п] , в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков ) .

    Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

    Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.

    П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы) .

    П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.

    Логопед : Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’ , П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

    2. Развитие фонематического восприятия.

    Логопед : Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия .

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    А он взял и улетел.

    (Бабочка)

    На малину налетели,

    Поклевать ее хотели

    А увидели урода -

    И скорее с огорода.

    (Пугало)

    Посадили зернышко,

    Вырастили солнышко.

    (Подсолнух) Что на сковороду налью

    И вчетверо сверну?

    (Блины)

    3. Развитие логического мышления.

    Логопед : Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия . (Бабочка, порт, бак) .

    4. Дифференциация звуков Б - Б’ , П - П’ в словах.

    Логопед : «Подружите» слова с буквами Б - П.

    ЗА__ОР __О__ЕЛКА

    О__ЛАВОК ХЛО__ОК

    5. Физминутка.

    Шёл по берегу петух

    Подскользнулся, в речку – бух!

    Будет знать петух, что впредь

    Надо под ноги смотреть.

    Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

    Круговое движение руками, присесть.

    Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

    Наклон вперед.

    6. Самостоятельная работа.

    Логопед : Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

    1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

    2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

    Ответы :

    1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

    2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

    7. Игры со звуками [б – п] .

    «Поймайте звук [п] или звук [б] »

    Логопед : - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б] . Слушайте внимательно!

    Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

    «Цифровой ряд»

    Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

    Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

    Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

    «Путаница»

    Логопед : - Запишите в три столбика : в первый – только со звуком [п] , во второй - только со звуком [б] , а в третий – со звуками [б – п] . Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

    Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

    «Слоговая мозаика»

    Логопед : - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА» . Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

    Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

    «ПО» - «БО»

    …ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

    8. Работа с предложениями.

    Логопед : Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

    палка- балка

    Старушка опирается на … .

    Крыша опирается на … .

    бочка - почка

    Капусту вытащили из … .

    Листья появились из … .

    забор - запор

    Вокруг дома сделали новый … .

    У калитки хороший … .

    забыть - запить

    Ссору надо … .

    Лекарство надо …. .

    блещут - плещут

    В синем небе звезды … .

    В синем море волны …. .

    Логопед : Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

    1. Черепаха ползла по песку.

    2. У малыша появился первый зуп.

    3. Боря сам постирал свою рупашку.

    4. У Полины красивая юпка.

    9. Работа с текстом.

    Логопед : Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

    Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

    III. Подведение итогов.

    Какие звуки мы сегодня повторяли?

    Чем они похожи? Чем различаются?

    Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .