Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос
В русском языке три вида второстепенных членов - определение, дополнение и обстоятельство.
Определение, способы его выражения
Определение - второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?
По характеру связи с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.
Согласованные определения уподобляются определяемому слову в формах числа, падежа, а в единственном числе - и рода, т. е. связываются с ним согласованием. Согласованные определения выражаются:
1) прилагательным:
Я надену белую рубашку.
2) местоименным прилагательным (кроме его, её, их):
Дай мне твою руку.
3) порядковым числительным:
Принеси пятый том.
4)причастием:
На столе лежит нераспечатанное письмо.
Для этих частей речи согласование осуществляется в числе, падеже, роде (в ед. ч.):
5) существительным; согласование в падеже и числе (если существительное-приложение изменяется по числам):
Чижа захлопнула злодейка западня (И. А. Крылов).
Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
1) существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (в том числе несогласованным приложением):
Я люблю пьесы Чехова.
На ней была юбка в клетку.
Мы выписываем журнал «За рулём».
2) существительным в И. п. - несогласованным приложением:
Я побывал на озере Байкал.
2) притяжательным местоимением его, её, их:
Это его дом.
Не видно его дома.
3) неизменяемыми прилагательным:
Вес нетто этой коробки - пять килограммов.
4) наречием:
Нам подали яйца всмятку и кофе по-варшавски..
5) глаголом в форме инфинитива:
У него было большое желание учиться.
Несогласованные определения могут быть также выражены словосочетанием, представляющим собой
1) фразеологически свободное словосочетание:
У него сыновья восьми и пятнадцати лет.
2) фразеологизм:
Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чём-то симпатичен.
Разновидностью определений являются приложения - определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:
1) качество, свойство предмета:
На крыльце стояла старуха мать.
2) возраст, звание, род занятий человека:
Сегодня принимает врач Гудилин.
3) пояснение, более точное название:
А. С. Пушкин, великий русский поэт, положил начало современному языку.
В саду растёт шиповник - кустарник с крупными, похожими на розу цветами.
4) название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д.:
Я люблю роман «Евгений Онегин».
Мне хочется посмотреть на озеро Байкал.
Основная масса приложений является согласованными определениями, исключение составляют приложения-названия, заключённые в кавычки, некоторые географические названия и прозвища:
Я выписываю газету «Вечерняя Москва».
Я живу в городе Москва.
Сообщение историка было посвящено Всеволоду Большое Гнездо.
Дополнение, способы его выражения
Дополнение - второстепенный член предложения с предметным значением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее:
1) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога:
Я читаю письмо и думаю о тебе.
2) любой частью речи в функции существительного:
Он посмотрел на вошедшего.
3) инфинитивом:
Все просили её спеть.
4) числительным:
Разделите десять на два.
5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в Р. п.:
Я купил пять книг.
6) фразеологически связанным словосочетанием:
Я прошу тебя не вешать нос.
Дополнения поясняют
1) основное - глагол (примеры см. выше)
2) существительное со значением действия или деятеля:
Он руководитель кружка.
Он осуществляет руководство кружком.
3) прилагательное в краткой или - редко - в полной форме:
Я зол на друга.
4) сравнительную степень прилагательного или наречия:
Роза ароматнее других цветов.
Он прыгнул выше отца.
Если дополнение относится к переходному глаголу или к наречию, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым. Кроме формы винительного падежа без предлога слов любой именной части речи (Я уже читал эти книги), прямое дополнение может выражаться:
1) формой Р. п. без предлога в отрицательных предложениях: Я не читал этих книг;
2) формой Р. п. без предлога при переходных глаголах, совмещающих значение достижения результата с количественным значением: Пойду куплю хлеба;
3) формой Р. п. при некоторых наречиях - сказуемых безличного предложения:Мне жаль потраченного времени.
Все остальные дополнения - косвенные.
Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.
По значению выделяются обстоятельства
1) образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?):
Мы пошли пешком.
2) времени (когда? с каких пор? до каких пор?):
Мы приехали вчера.
3) места (где? куда? откуда?):
Я побежал вперёд.
4) причины (почему?):
От усталости у меня кружится голова.
5) цели (зачем?):
Я пришла мириться.
6) меры и степени (в какой мере, степени?) - эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям:
Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
7) условия (при каком условии?):
Без звонка туда идти нельзя.
8) уступки (несмотря на что?):
Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.
Обстоятельства бывают выражены
1) наречиями (для наречий эта синтаксическая функция - основная):
Мы приехали утром.
2) деепричастиями (в том числе с зависимыми словами - деепричастными оборотами):
Он сидел, греясь на солнце.
3) именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. - сравнительными оборотами):
Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.
4) инфинитивом:
Я хочу пойти прогуляться
5) устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями:
Я потерял тетрадь два дня тому назад.
Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.
На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.
Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.
Во втором предложении есть и другие слова:
Девочка (какая?) маленькая
Читает (что?) книгу
Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.
Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.
Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:
На столе лежит белая скатерть (рис. 2).
Рис. 2. Стол со скатертью ()
В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:
Скатерть лежит .
Смысл этого предложения остается понятен.
Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:
На столе белая .
Предложения нет и смысл не понятен.
Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.
Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:
В осеннем парке падают листья (рис. 3).
Рис. 3. Осенний парк ()
В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .
Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.
По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:
Белка прыгает .
Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:
Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).
Рис. 4. Белка на дереве ()
Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.
Ярко светит солнце (рис. 5).
Рис. 5. Яркое солнце ()
По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).
Поют птицы (рис. 7).
Рис. 7. Поющая птица ()
Выглянул голубой подснежник (рис. 8).
Рис. 8. Голубой подснежник ()
Побежали ручьи (рис. 9).
Рис. 9. Бегут ручьи ()
Смолой запахли душистые почки (рис. 10).
Рис. 10. Распускающиеся почки ()
Наступила весна (рис. 11).
Проверим:
Ярко светит солнце
По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.
Поют птицы
Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.
Побежали ручьи - нераспространённое предложение.
Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.
Наступила весна - нераспространённое предложение.
Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.
Свесились сосульки.
Побежали ручьи.
Малыши пускают.
Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .
Проверим, что получилось:
С крыш свесились длинные сосульки .
По оврагам побежали звонкие ручьи.
Малыши пускают бумажные кораблики.
Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:
Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .
Гуляла (что делала?) - сказуемое.
Туча (что?) - подлежащее.
Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.
Домой (куда?) - второстепенный член предложения.
На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.
Список литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
- Infourok.ru ().
- Nsportal.ru ().
- Nsportal.ru ().
Домашнее задание
- Дайте определение второстепенным членам предложения.
- Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:
Солнце ласково греет землю.
Листья падают бесшумно.
Вова любит рисовать красками.
Маша пришла с прогулки.
Идёт дождь.
- Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .
Второстепенные члены предложения - это члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения. Термин «второстепенные члены предложения » не имеет оценочного значения, он просто указывает (подчёркивает), что такие члены предложения не входят в грамматическую основу и группируются вокруг главных членов (подлежащего и сказуемого) и грамматически зависят от них (или от второстепенных членов более высокого «ранга»). Что же касается смысловой (информативной) значимости второстепенных членов в предложении, то они играют важную роль, отражая разнообразные отношения, существующие в действительности, а нередко несут даже основную смысловую и коммуникативную нагрузку: Школа находится рядом с домом.
Традиционно второстепенные члены делятся на дополнения, определения и обстоятельства.
Дополнение
Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния. Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).
Дополнения , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; работать над статьёй - работа над статьёй.
Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.
Дополнения делятся на прямые и косвенные.
Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чинить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.
Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пушкин).
Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.
Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).
Дополнения могут быть выражены:
1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню облило (А. Майков);
2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);
3) количественным числительным: Разделите тридцать шесть на два;
4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горький);
5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);
6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).
Определение
Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Определения всегда зависят от слов с предметным значением (то есть от существительных или его эквивалентов).
Определения делятся на согласованные и несогласованные.
Согласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом согласованием.
Согласованное определение может быть выражено:
1) именем прилагательным: Старыйинвалид, сидя на столе, нашивал синююзаплату на локоть зелёногомундира (А. Пушкин);
2) порядковым числительным: Второйурок по словесности был в пятомклассе (А. Чехов);
3) местоимением: Под мышкой он нёс какой-тоузел (М. Лермонтов);
4) причастием: Сквозь опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи (А. Чехов);
5) количественным числительным в косвенных падежах: Говорили о пятиновых книгах.
Несогласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом управлением или примыканием.
Несогласованное определение может быть выражено:
1) именем существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога: В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов);
2) притяжательными местоимениями (неизменяемыми): Я согласился на егопредложение и, не дойдя ещё до Льгова, уже успел узнать егоисторию (И. Тургенев);
3) простой формой сравнительной степени имени прилагательного: Он был связан дружбой с девушкой старше его... (К. Федин);
4) наречием: После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными (А. Чехов);
5) инфинитивом: ...Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм (А. Пушкин);
6) цельными словосочетаниями: По площади сновали красноармейцы караульной роты (М. Шолохов); ...Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста... (А. Пушкин).
Приложение
Приложение - это особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже, или стоит при определяемом слове в именительном падеже (независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово): врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту; газета «Труд», из газеты «Труд», в газете «Труд».
Форма именительного падежа употребляется почти исключительно в случаях, когда приложением является имя собственное (как правило, не личное): озеро Байкал, на озере Байкал и т. д.
В отдельных случаях приложение в именительном падеже присоединяется к определяемому существительному с помощью слов, указывающих на характер собственного имени (по кличке, по фамилии, по прозвищу): собака по кличке Дружок, человек по фамилии..., по имени..., по прозвищу.
Своеобразие приложений состоит в том, что с их помощью выражаются отношения тождества. Это проявляется в том, что определяемое слово и приложение дают разные обозначения одного предмета, так как признак предмета приложения выражают путём дополнительного (повторного) наименования того же предмета.
В отличие от приложения несогласованное определение, выраженное существительным, всегда выражает признак предмета путём указания на его соотношение с другим предметом. Ср.: кот Васька (Васька - приложение ) и кот Васьки (Васьки - несогласованное определение); сестра-учительница и сестра учительницы.
Признаки, выражаемые приложением , очень разнообразны. Приложения могут обозначать качества, свойства предмета (девочка-умница, завод-гигант), характеризовать назначение предмета (вагон-ловушка), конкретизировать предмет указанием его собственного имени (река Москва), обозначать возраст, звание, занятие лица (т.е. указывать, к какому роду предметов относится данный предмет: девочка-школьница, осетин-извозчик) и т. п.
Приложения могут быть необособленными и обособленными; могут быть выражены одним существительным и сочетанием слов.
Например: Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника? (И. Тургенев); Девушка-француженка, привезённая из-за границы, вошла предложить ей одеваться (И. Тургенев); Коня взял себе мельник Панкрат (К. Паустовский); Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо смотрела в сторону солдат... (В. Астафьев); Вьётся улица-змея (В. Маяковский).
В отличие от сочетаний с другими видами определений в сочетаниях с приложением подчинительные отношения часто стёрты, затушёваны: не всегда ясно, какое существительное является главным словом, какое приложением ; оба существительных в сочетаниях с приложением часто воспринимаются как относительно равноправные, например друзья-студенты.
Эта особенность порождает тенденцию к слиянию определяемого слова и приложения в единый член предложения, а иногда даже в единое слово (часто полное наименование предмета предполагает одновременное употребление нарицательного и собственного имени, например: князь Андрей, полуостров Таймыр и под.
Не являются приложениями : 1) сочетания синонимов или антонимов: путь-дорога, купля-продажа; 2) сочетания слов по ассоциации: хлеб-соль; 3) сложные слова: плащ-палатка, диван-кровать.
Обстоятельство
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.
По значению обстоятельства делятся на следующие разряды:
1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола {работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком (И. Тургенев); Синея, блещут небеса (А. Пушкин).
2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки... были злы до неистовства... (М. Лермонтов); Старушка оченьполюбила совет разумный и благой... (А. Пушкин).
Обстоятельства степени могут зависеть от прилагательных, наречий, глаголов, т.е. от слов тех частей речи, которые обозначают признак:
поздний
поздно очень, слишком, немного
опоздал
3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху - вверх, наверх; впереди - вперёд): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).
4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь... (М. Лермонтов); Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая - степной малахит (М. Светлов); Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов).
5. Обстоятельства
причины.
Они отвечают на вопросы почему? по какой причине?
и обозначают причину события (почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств
и т. д.): От праздности происходит умственная и физическая дряблость (Д. Писарев);
...Горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ (А. Пушкин).
6. Обстоятельства цели. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и обозначают цель действия (пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься): Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры... (И. Крылов); Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар? (М. Лермонтов).
7. Обстоятельства условия. Они отвечают на вопрос при каком условии? и обозначают условия, которые могут вызвать определённое следствие: Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком... (М. Горький); Только при условии наступления на Царицын можно говорить об установлении единого командования (М. Шолохов).
В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны.
8.Обстоятельства уступки. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.
Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро... (М. Лермонтов); ...Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский). Обстоятельства могут быть выражены:
1) наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно... (В. Короленко); |
Общее понятие о второстепенных членах.
В т о р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения могут распространять (пояснять) как главные, так и второстепенные члены предложения, вместе с которыми они составляют словосочетания (см. выше, § 1-4), например: 1) На деревьях висят спелые яблоки. (В этом предложении второстепенные члены распространяют (поясняют) главные члены предложения.) 2) Больная говорила очень тихо. (В этом предложении тихо распространяет сказуемое говорила, и второстепенный член очень распространяет второстепенный член тихо.)
Второстепенные члены предложения могут соединяться с другими членами предложения тремя способами: согласованием , управлением , примыканием , например:
1) Краснеет спелая земляника (согласование). 2) Ученик читает книгу (управление). 3) Вдали был виден лес (примыкание). (См. § 3.)
Второстепенные члены предложения имеют самые разнообразные значения: указывают качество предмета (Цветут душистые липы); указывают на принадлежность предмета (Ваши часы верные); указывают орудие действия (Лесоруб работал автопилой); предмет, на который направляется действие (Лесоруб пилит дерево); место действия (Всадники ехали впереди); время действия (Разведчики вернулись на рассвете) и др.
Некоторые второстепенные члены совмещают два значения, например: 1) У пристани стоял баркас с грузом . Второстепенный член с грузом указывает на добавочный предмет и одновременно указывает на признак предмета. (Ср.: У пристани стоял гружёный баркас.) Вот почему к этому второстепенному члену можно поставить два вопроса: а) баркас с чем ? - баркас с грузом; б) баркас какой ? - баркас с грузом. 2) Очки лежат в футляре. Второстепенный член в футляре совмещает два значения: 1) указывает на предмет (в чём лежат очки?); 2) указывает место (где лежат очки). (См. § 4.)
Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы:
д о п о л н е н ия, о п р е д е л е н и я и о б с т о я т е л ь с т в а.
Дополнение.
Д о п о л н е н и е обозначает предмет, являющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопросов косвенных падежей: к о г о? - ч е г о? к о м у? - ч е м у? к о г о? - ч т о? к е м? - ч е м? о к о м? - очё м? Дополнения бывают как без предлога, так и с предлогом.
1. Дополнение выражается косвенными падежами имён существительных и местоимений-существительных: Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. (Т.)
2. Дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного: Старый Тарас думал о давнем. (Г.) Он посмотрел на вошедшего. Кукушка одно куку своё твердит. (П.)
3. Дополнение (как и подлежащее) может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным:
Командир приказал обстрелять дот противника (что приказал командир ? ). Разделите десять на два (что на что ? ).
П р и м е ч а н и я. 1. Числительные и неопределённая форма не приобретают при этом значения существительного; они признаются дополнениями постольку, поскольку стоят на месте дополнения и относятся к словам, допускающим при себе дополнение.
2. В отличие от неопределённой формы, входящей в составное глагольное сказуемое, неопределённая форма в качестве дополнения обозначает действие не подлежащего, а других лиц, которые указаны или могут быть указаны в предложении в дательном или винительном падеже. Такое значение неопределённая форма имеет при глаголах, связанных с понятиями: просить, приказывать, умолять, разрешать, препятствовать и т. п., например: Я велел ямщику ехать. (П.)- Велел я, а ехать должен ямщик. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. (П.)- Наказывала матушка, а беречь должен я. Зурин велел подать пуншу. (П.)- Велел Зурин, а подадут другие. Я прошу вас подождать. - Прошу я, а подождёте вы.
4. Дополнение может быть выражено словосочетанием, состоящим из количественного числительного и существительного, например: 1) Купили пять тетрадей. 2) Встретился с пятью товарищами. 3) Говорили о пяти новых книгах.
Дополнение к глаголу прямое и косвенное.
П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаголом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с прямыми дополнениями, в противном случае смысл высказываний, содержащих переходные глаголы, остаётся неясным, а сами такие высказывания - синтаксически незаконченными.
Так, предложение Мальчик ловил ... является незаконченным, потому что переходный глагол ловил обязательно требует прямого дополнения, отвечающего на вопросы ч т о ловил?
к о г о ловил? - Мальчик ловил мяч. Мальчик ловил лошадь и т. п.
Прямое дополнение выражается: 1) винительным падежом без предлога, показывающим, что предмет полностью охвачен действием: поймал окуня, срубил берёзу, прочитал книгу и т. д.;
2) вместо винительного может быть употреблён и родительный падеж без предлога в следующих случаях: а) когда хотят показать, что действие охватывает не весь предмет, а только его часть: принести воды, достать муки, налить молока, насыпать крупы, выпить чаю; б) при отрицании: не дают прав, не тронул волоска, не ожидал возвращения; сравнительно с винительным родительный падеж в этом случае усиливает отрицание; сопоставьте: Я не читал эту книгу. - Я не читал этой книги.
В отличие от прямого дополнения все остальные дополнения называются косвенными.
П р и м е ч а н и е. Прямое дополнение бывает не только при переходном глаголе, но также при некоторых предикативных наречиях: Жаль сестру. Мне надо книгу.
Действительный и страдательный обороты.
Д е й с т в и т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предложения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуемое - действие, которое "переходит" на другой предмет, указанный прямым дополнением.
П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. П р я м о е д о п о л н е н и е.
Мальчик прочитал книгу.
Ветер раскачивает берёзу.
Я вымыла пол.
С т р а д а т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предложения, при котором в роли подлежащего выступает предмет, подвергающийся действию, сказуемое имеет страдательное значение, а деятель может быть указан дополнением в творительном падеже без предлога.
П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. Д о п о л н е н и е, о б о з н а ч а ю щ е е д е я т е л я.
Книга была прочитана мальчиком.
Берёза раскачивается ветром.
Пол вымыт мной.
В качестве сказуемого в страдательных оборотах употребляется либо возвратный глагол со страдательным значением, либо составное именное сказуемое, именной.частью которого является краткое страдательное причастие (на -н и -т): раскачивается, была прочитана, вымыт.
Действительный оборот легко превратить в страдательный, и обратно.
Д е й с т в и т е л ь н ы й о б о р о т. С т р а д а т е л ь н ы й о б о р о т.
1) Старая Кириловна пере- Все сказки были пересказаны
сказала мне все свои мне старой Кириловной.
сказки.
2) Наши студенты серьёзно Народная поэзия серьёзно
изучают народную поэзию. изучается нашими студентами.
П р и м е ч а н и е. При сказуемом, имеющем форму несовершенного вида, преимущественно употребляются возвратные глаголы со страдательным значением: Эта задача успешно решается нами (решалась нами, будет решаться нами).
При сказуемом, имеющем форму совершенного вида, преимущественно употребляются страдательные причастия на-ни-т: Эта задача решена (правильно понята) нами (была решена нами. будет решена нами).
Сказуемое, выраженное возвратным глаголом со страдательным значением, обычно употребляется только в 3-м лице. Недостающие страдательные формы 1-го и 2-го лица восполняются неопределённо-личными предложениями, имеющими действительную конструкцию: Меня одевают. Тебя моют и т.п.
Дополнение при именах существительных и прилагательных.
I. Следующие разряды существительных могут поясняться дополнениями:
1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом корень (мстить и мщение, бояться и боязнь, рубить и рубка) или же близки к глаголу по своему лексическому значению (думать - дума, мысль).
Одни из этих существительных управляют теми же падежами дополнения, что и соответствующие им глаголы: мстить врагу - мщение врагу, бояться опасности - боязнь опасности, тосковать по родине - тоска по родине, думал о нём - мысль о нём. Другие же управляют не теми падежами, что соответствующие им глаголы: рубить лес - рубка леса, копать картофель - копка картофеля и т. п.
Винительному падежу прямого дополнения при глаголе соответствует родительный падеж дополнения при отглагольном существительном: сушить (что ?) плоды -сушка (чего ?) плодов; заготовить хлеб - заготовка хлеба; изучить математику - изучение математики и т. п.
П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из имени существительного, обозначающего меру чего-либо или вместилище для чего-либо, и другого существительного при нём в родительном падеже, рассматриваются как один член предложения: Принесли полную корзину грибов . Купили три литра молока. Привезли мешок картофеля.
2) Дополнения могут быть также и при именах существительных, образованных от глагольных основ и обозначающих деятелей (руководитель, председатель, правитель и т. п.): руководитель кружка, председатель собрания, правитель страны и т. п.
II. Дополнениями управляют те прилагательные, которые имеют корни, одинаковые с глаголами.
Эти прилагательные имеют при себе дополнения либо в том же падеже, что однокоренные глаголы: сержусь на кого ? - сердит на кого ? злюсь на кого ? - зол на кого ? похожу на кого ? - похож на кого ?, либо управляют другими падежами: чуждаюсь чего ? - чуждый чему ?
Кроме того, дополнениями могут поясняться прилагательные в сравнительной степени.
Прилагательные в сравнительной степени (также и наречия) управляют дополнением в родительном падеже; это дополнение обозначает предмет или лицо, с которым сравнивают: ярче роз, белее снега, выше меня (родительный при сравнении).
Упражнение 46. Выпишите глагольные словосочетания с дополнениями и определите падежи этих дополнений. Какие из этих дополнений прямые, какие косвенные? Объясните правописание во всех выделенных случаях.
1) Я ждал тебя. (П.) 2) Кто бы нам сказал про старое, про старое - про бывалое, про того ли Илью Муромца. (Был.)
3) Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом. (М. Г.)
4) Разделите триста семьдесят на два. 5) Охотники убили семнадцать бекасов. (Л. Т.) 6) Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных. (Н.) 7) Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Г.) 8) Да понадеялся на русский авось. (П.) 9) Вотще воображенье вокруг меня товарищей зовёт. Знакомое не слышно пробужденье, и милого душа моя не ждёт. (П.)
47 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные словосочетания с дополнениями и укажите, чем выражены дополнения.
1) И вашей радости бе...печной сквозь слезы улыбнулся я. (П.) 2) Я нагнал его, мне н...преме...о хотелось вид...ть его лицо. (Т.) 3) Через час инвалид принёс кипящий самовар и чайник. <Максим Максимыч, не хо...те ли чаю?" - закричал я ему в окно. (Л.) 4) Выжже...ая солнц...м трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей. (Ч.)
5) Над мостовой мелькают ласточки, почти к...саясь земли изогнутыми крыль...ми. (М. Г.) 6) Золотым луч...м деревню облило. (Майк.) 7) Ж-лаю вам всякого счастья и весёлой дороги! (Л.) 8) Н... стану я ж...леть о розах. увя...ших с лёгкою весной. (П.) 9) Что ты рж...шь, мой конь ретивый, что ты шею опустил, н... потряхиваешь гривой, н... грызёшь своих удил?
(П.) 10) О чём, прозаик, ты хлопоч...шь? (П.) 11) Я жду тебя,
мой запоздалый друг,- приди; огнём волшебного ра...каза сердечные пр...данья оживи; поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви. (П.)
48 . Спишите. Найдите глагольные словосочетания с неопределённой формой; укажите, где неопределённая форма выступает в роли части составного сказуемого, где - в роли дополнения. Объясните правописание слов во всех выделенных случаях.
1) Спорить с ними я ни когда не мог. 2) Признаюсь, я не желаю с ними познакомить ся. 3) Все просили её спеть что-нибудь . 4) Княгиня лечит ся от ревматизма, а дочь бог знает от чего; я велел обе им пить по два стакана в день кисло серной воды. 5) Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться:
этот ковёр так украсил бы её кабинет! 6) Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынн ого ветра.
(М. Ю. Л е р м о н т о в.)
49 . Спишите, поставив слова из скобок в нужных падежах; падежные окончания подчеркните.
1) Доклад поручили прочитать (Софья Антоновна). 2) Учащиеся беседовали с (Сергей Никитич). 3) В газете сообщалось о (лыжница Ксения Николаева). 4) Ребята отправились в горы с (Василий Кузьмич). 5) Пруд зарос (камыш). 6) Сестра склонилась над (чертёж). 7) Отдыхающие любовались чудесным (пейзаж). 8) Ученики тренировались в (решение) арифметических (задачи).
50. Переделайте данные предложения в отрицательные и замените винительный падеж выделенных слов родительным. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
1) Вы учли все условия при производстве этого опыта. 2) Вы обр...тили вн...мание на пок...зания манометра? 3) Это сообщение рассе...ло все наши сомнения. 4) Мы имеем возможность засветло добраться до нашего лагеря. 5) Вряд ли вы одобрите решение ноч...вать среди открытого поля. 6) Эта карта даёт представление о мес...ности, где мы находимся. 7) Новые факты внесли ясность в поставл...нный вопрос. 8) Вы имеете право на след...щий ход? 9) Мы решали задачи на ур...внения вы...ших степеней.
51 . Разберите предложения, ответив на следующие вопросы: что обозначает подлежащее страдательного оборота? Чем выражено сказуемое? В каком падеже стоит название деятеля? Переделайте страдательный оборот в действительный. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1) Недостаток смелости мен...е всего извиняется молодыми людьми. 2) Малое число книг, найд...нных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. 3) Тайна была сохранена бол...е чем (полодюжиною заговорщиков. 4) (не)- смотря на её холодность, Марья Гавриловна всё (по) прежнему окружена была искателями. 5) Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями, больш...ю частию немцами-ремесле...иками, с их жёнами и подмастерь...ми.
52 . Выпишите именные словосочетания с дополнениями; укажите падежи дополнений. Замените, где можно, управляющее слово глаголом с тем же корнем. Сохранится ли при нём тот же самый падеж дополнения?
1) О радость! Полные тобой, дрожат, готовы грянуть струны нелицемерною хвалой. (П.) 2) Дальше, вечно чуждый тени. моет жёлтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (Л.) 3) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит её далеко-далеко. (Ч.) 4) На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (Ч.) 5) Известие о прибытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подействовало. (П.) 6) Цветы последние милей роскошных первенцев полей. (П.) 7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Загадка.)
Определение.
О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й?
к о т о р ы й?:
1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами. (П.) 2) (Какие?) Всегдашние шутки (ч ь и?) его насчёт семьи (чье и?) коменданта мне очень не нравились, особенно (к а к и е?) колкие замечания о Марье Ивановне. (П.)
Определения бывают согласованные и несогласованные. Согласованные определения согласуются с определяемым существительным в роде, числе и падеже; они выражаются прилагательными, местоимениями-прилагательными, причастиями, порядковыми числительными.
П р и м е р ы. Установилась хорошая погода. (М. Г.) Собака моя наткнулась на выводок. (Т.) Колос срезанный из рук валится. (Н.) Пятая неделя уж к концу идёт. (Ник.)
Несогласованное определение.
Несогласованное определение выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами.
1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозначающий:
а) принадлежность (т. е. то же. что выражается притяжательными прилагательными, отвечающими на вопрос ч е й?), например: дом деда, типы Островского, опера Глинки, драмы Чехова;
б) признак предмета (т. е. то же, что выражается относительными и качественными прилагательными и отвечает на вопрос к а к о й?), например: темнота ночи, ветка ивы, след тигра.
2. Кроме родительного падежа без предлога, определения могут быть выражены родительным с предлогом и другими падежными формами с предлогами: Пройдя какую-то пустую, без жителей, деревню, эскадрон опять поднялся на гору. (Л. Т.) Однажды отец катал меня на лодке с парусом. (М. Г.) (См. Примечание 2.)
П р и м е ч а н и я. 1. В некоторых случаях определения, выраженные прилагательными и управляемыми существительными, совпадают по своему значению: сестрин платок - платок сестры, кожаный портфель - портфель из кожи, длиннобородый старик, - старик с длинной бородой. Но в большинстве случаев определения, выраженные управляемыми существительными, имеют более частные значения, особенно если существительное пояснено прилагательным: Это платок моей старшей сестры, а это платок младшей сестры; портфель из шагреневой кожи; старик с реденькой бородкой и т. п.
2. Многие несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах, имеют и второе значение - значение дополнения, например: 1) Сердце матери дрожало дрожью нетерпения. (М. Г.) 2) Семья комиссара жила в Москве. (Бубен.) 3) Наши лавочники привязывали собаке к хвосту жестянку из-под керосина. (Ч.) 4) На предпоследнем переезде он встретил знакомого колхозника из соседней деревни. (Г. Ник.) 5) У одной стены стоял ларь для муки. (М. Г). 6) Она показала Кате записочку от мужа. (А. Н. Т.)
3. Определение может быть выражено прилагательным в сравнительной степени, например: Зато в другое время не было человека деятельнее его. (Т.) Дайте мне книгу поинтереснее. Так как сравнительная степень не изменяется, то, разумеется, согласования здесь нет.
4. В роли определения употребляются также и обстоятельственные наречия: Москва сегодня - это не то, что Москва вчера . Поездки верхом очень занимали меня. Им подали яйца всмятку и кофе по-варшавски .
5. Определение может быть выражено неопределённой формой глагола. Неопределённая форма может употребляться при существительных отвлечённых, имеющих общую основу (а иногда только общее лексическое значение) с глаголами и прилагательными: желаю нравиться - желание нравиться, способный работать - способность работать. Например: Нетерпение доехать до Тифлиса всецело овладело мной. (П.) Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. (Л. Т.)
6. Определение очень часто выражается словосочетаниями, состоящими из существительного в косвенном падеже вместе с относящимся к нему прилагательным, которое в рассматриваемой конструкции не может быть опущено: Сосны чрезвычайной прямизны шли мимо саней. (Герц.) На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубые глаза. (М. Г.);
из существительного в родительном падеже и количественного числительного при нём, также обязательного: Мальчик лет пятнадцати , кудрявый и краснощёкий, сидел кучером. (Т.)
Упражнение 53. Выпишите именные словосочетания с определениями и разберите грамматические формы согласованных и несогласованных определений.
I. Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё холодное по-утреннему, но яркое по-весеннему, важно и красиво всходило всё выше в голубую пустыню неба из пурпурно-золотых волн реки. Справа от плотов был виден коричневый горный берег в зелёной бахроме леса, слева - бледно-изумрудный ковёр лугов блестел брильянтами росы. В воздухе поплыл сочный запах земли, только что рождённой травы и смолистый аромат
(М. Г о р ь к и й.)
II. 1) У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. 2) Это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены.
54. Укажите в нижеследующих именных словосочетаниях значение пояснительных слов.
1) Комната соседа, дом брата, рассказы И. С. Тургенева; рабочий фабрик и заводов, председатели колхозов, секретарь профкома; крыша сарая, ножка стола, решётка сада, голова лошади; человек дела, мальчик семи лет, день веселья, кабинет карельской берёзы.
2) Доброта отца, храбрость воина, стойкость борца; белизна снега, чистота комнаты, красота слога; приезд делегатов, выступления рабочих; уборка сена, копка картофеля, критика недостатков, обсуждение доклада.
55 . Замените именные словосочетания с согласованными определениями именными словосочетаниями с несогласованными определениями, выраженными управляемыми существительными.
Образец. Стальной нож - нож из стали.
Кожаный портфель; фарфоровая посуда; черноглазый мальчик; седобородый старик; двугорбый верблюд; шестиствольный миномёт. Осенние дни, птичьи голоса, сестрина книга.
56 . Найдите в отрывке из произведения И. С. Тургенева "Лес и степь" ("Записки охотника") определения и укажите, какими частями речи они выражены. Вместо точек придумайте подходящие по смыслу определения-эпитеты, затем сверьте с текстом Тургенева и установите, какие эпитеты употребил Тургенев.
И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши; их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в... воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; . . . туман стоит вдали над. . . полями. Сквозь обнажённые. . . сучья дерев мирно белеет. . . небо; кое-где на липах висят последние. . . листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие, сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на... траве.
57 . Перепишите, раскрывая скобки и согласуя определения; вставьте пропущенные буквы.
Уже пос...нело над (далёкий) поворотом реки, над (желтеющий) песками, над (обрывистый) берегом, над (примолкший) на той стороне лесом.
Тускнели звуки, меркли краски, и лицо земли т...хонько затяг...валось дымкой покоя, усталости под (спокойный), глубоко (синевший), с (редкий белый) звёздами небом.
Баржа и лодка возле неё, понемногу (терявший) очертания, неясно и темно р...совались у берега. Отр...жаясь и дробясь (багровый) отблеском, у (самый) воды горел костёр, и поплёскивал на (шипевший) уголья (сбегавший) пеной подвеш....ный котелок, ползали и шевелились, ища чего-то по (узкий) полосе (прибрежный) песка, (длинный) тени, и задумчиво возвышался обрыв.
(А. С. С е р а ф и м о в и ч.)
Приложение. Чёрточка при приложении.
I. П р и л о ж е н и е-это определение, выраженное именем существительным, которое согласуется с поясняемым словом в падеже.
П р и м е р ы. Попрыгунья -стрекоза лето красное пропела. (Кр.) В классе мы читали о попрыгунье -стрекозе и трудолюбивом муравье. В первом примере приложение попрыгунья согласовано с существительным стрекоза в именительном падеже, а во втором - в предложном падеже. Если существительное, являющееся приложением, изменяется и по числам, то оно согласуется и в числе, например: Герой -лётчик выполнил задание блестяще. Герои -лётчики выполнили задание блестяще. В примере: Деревня Горки стояла на высоком берегу реки - приложение Горки не согласовано в числе со словом деревня, так как существительное Горки имеет форму только множественного числа, хотя и обозначает как имя собственное единичный
Приложение относится к именам существительным, но может относиться и к личным местоимениям (в последнем случае лишь в форме обособленного приложения), например: Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Она, мать, всё молчит. (М. Г.)
Приложения по значению своему неодинаковы:
1) Одни приложения обозначают качества, свойства предмета и даже передают наше отношение к нему: Чижа захлопну-
ла злодейка -западня. (Кр.) К ним, если приедет какой-нибудь гусь- помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.)
2) Другие служат для обозначения возраста, звания, занятия лица (т. е. указывают, к какому роду предметов относится данный предмет) или называют человека по имени, фамилии, прозвищу: В комнату вошла телефонистка, молоденькая девушка. Студент Знаменский торопился на занятия.
3) Третьи, наконец, заключают в себе пояснение, т. е. другое, более точное обозначение того же предмета (перед ними можно подразумевать союз то есть), например: Мы пошли на вал - возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом. (П.)
П р и м е ч а н и е. Собственные имена неодушевлённых предметов, в частности географические названия, обычно бывают приложением к именам нарицательным, например: Река Днепр сильно разлилась. Город Иваново вырос и похорошел.
В качестве приложений могут быть и такие собственные имена, как предприятие "Мосводосток", агентство "Знак ", ледокол "Георгий Седов"; сюда же относятся и названия газет, журналов и литературных произведений: газета "Правда", роман "Поднятая целина". Чтобы отметить, что эти слова и сочетания слов употребляются в качестве собственных имён, их заключают в кавычки. При изменении определяемого существительного по падежам эти приложения-названия не изменяются: Я прочитал об этом в газете "Правда". Я узнал об этом из газеты "Правда". Его брат работает бухгалтером в фирме "Мираж" и т. п.
П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из существительного и приложения к нему, не следует смешивать: 1) с составными именами собственными: Александр Сергеевич. Пушкин, Николай Алексеевич Некрасов; 2) со сложными словами, образованными из двух существительных:
радость-веселье, грусть-тоска, хлеб-соль, плакун-трава, иван-чай и т. п. Разумеется, такие сочетания не могут быть разбиты на члены предложения и должны рассматриваться как одно целое.
II. Если приложение состоит из одного слова, оно присоединяется к определяемому существительному посредством чёрточки (дефиса): Француз -камердинер подал ему башмаки с красными каблуками. (П.) Перед именем собственным чёрточка не ставится: река Москва, но при обратном порядке слов дефис обязателен: Москва- река.
П р и м е ч а н и е. Обособленные приложения выделяются запятой или тире. Подробно об этом см. в § 79.
Приложения - географические названия.
Названия городов, выраженные склоняемыми существительными, обычно согласуются с определяемым словом в падеже: из города Петербурга, под городом Ташкентом, в городе Нарьян-Маре. Исключение составляют названия малоизвестных городов: в этом случае, во избежание неясности, сохраняется форма именительного падежа: в городе Адуй (не: в городе Адуе - в этом случае была бы неясна исходная форма этого названия: Адуе? Адуя? Адуй?). Неизменным сохраняется название города также в тех случаях, когда возможна омонимия форм мужского и среднего рода; сравните: в городе Пушкино, но не в городе Пушкине, так как при такой форме согласования неясно, о каком городе идет речь - Пушкино или
Пушкин.
Не согласуются со словом город составные наименования: в городе Великие Луки, о городе Вышний Волочек, к городу Минеральные
Воды.
То же самое правило касается и согласования приложений -географических названий со словами деревня, село и река. Названия озёр, заливов, проливов,островов, гор, а также названия станций и портов, как правило, не согласуются с родовыми наименованиями: на озере Иссык-куль, у острова Шпицберген, около горы Эверест, на станции Таёжная, к порту Гданьск.
Названия зарубежных административно-территориальных единиц обычно не согласуются с родовыми наименованиями: из штата Оклахома, в провинции Тоскана, с княжеством Лихтенштейн.
В речи, особенно в обиходно-бытовом её стиле, часто возникает необходимость употребить географическое название без родового слова (типа город, село, река и т.п.). В этих случаях названия, если они не принадлежат к разряду неизменяемых существительных, имеют форму того падежа, который требуется данным предлогом, например: в Великих Луках, плыли по Аргуни (реке), с Байкала, у Шпицбергена, около Эвереста, из Оклахомы, в Тоскане, на Таёжной, к Гданьску и т. п.
Некоторые жанры официально-делового стиля речи характеризуются тенденцией к употреблению всех географических названий при родовом слове в неизменном виде. Таковы, например, жанры военных документов, где нормативно такое словоупотребление:
переправа через реку Десна, в боях под хутором Татарский, противник силами до батальона занимает оборону в трёх километрах южнее деревни Сосновка и т. п.
Упражнение 58. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните именные словосочетания с приложением. Укажите, в чём согласовано приложение. Объясните постановку дефиса.
1) Ра...ступись, о старец-море, дай приют моей волне. (Л.) 2) Ноч...вала тучка золотая на груди утёса-великана. (Л.) 3) И вот сама идёт волшебница-зима. (П.) 4) Осетин-изво...чик неутомимо пог...нял лошадей. (Л.) 5) Подн...мается сторож-старик на свою колокольню-руину. 6) Поэт Н.А. Некрасов своё детство провёл на берегу реки Волги. 7) Ходил на Оку-кормилицу, и на Цну-голубку, и на Волгу-матушку и много людей видал. (Т.) 8) Няня ра...сказывала ска...ку про братца Иванушку и про сестрицу Аленушку. 9) Я смотрю на его весёлое лицо и в...поминаю бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка. (М. Г.)
59 . Вставьте вместо вопросов названия литературных произведений или газет.
1) Герой поэмы Гоголя (к а к о й поэмы?) Павел Иванович Чичиков - ловкий и жадный приобретатель. 2) В романе А. С. Пушкина (к а к о м?) широко показано дворянское общество начала XIX века. 3) В комедии (к а к о и?) Д. И. Фонвизин осудил невежество Простаковых и Скотининых. 4) В своём романе (к а к о м?) Горький показал героизм и мужество революционеров. 5) Наши соседи выписывают газету (к а к у ю?).
Обстоятельства.
О б с т о я т е л ь с т в а обозначают условия, в которых протекает действие: время, место, способ совершаемого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выделяется несколько типов обстоятельств.
1. Обстоятельство м е с т а указывает место действия (отвечает на вопрос где?), его направление (к у д а?), исходный пункт (о т к у д а?), предел (д о к у д а?).
П р и м е р ы. Внизу рассыпался аул. (Л.) Два казака выехали вперёд. (Г.) Издали доносились звуки музыки. Проводи меня до угла.
2. Обстоятельство времени обозначает время действия (к о г д а?), его начало (с к а к и х п о р?), его окончание (д о к а к и х п о р?).
П р и м е р ы. Войска наши выступили накануне. (П.) Бабушка от восхода солнца до поздней ночи была занята по хозяйству. (М. Г.)
3. Обстоятельство п р и ч и н ы обозначает причину действия или его повод (почему? отчего?).
П р и м е р. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло. (Кр.)
4. Обстоятельство ц е л и обозначает цель совершения данного действия (з а ч е м? д л я
П р и м е р ы. Цыганок поехал на базар покупать провизию. (М. Г.) В Пайсанауре остановился я для перемены лошадей. (П.)
5. Обстоятельство образа действия обозначает качество действия или же способ его совершения (к а к? к а к и м о б р а з о м?).
П р и м е р ы. Облака тяжело тянулись около чёрных вершин. (П.) Мы ехали шагом. (Свет л.)
6. Обстоятельство м е р ы обозначает, сколько раз проявлялось действие, во сколько раз что-нибудь увеличилось или уменьшилось, длину пройденного пути и длительность во времени
(с к о л ь к о р а з? в о с к о л ь к о р а з? к а к м н о г о?
как долго?).
П р и м е р ы. Я трижды постучал в дверь. Число нападающих вдесятеро увеличилось. Ребёнок мало ест. Мы проехали
с версту. Очень долго ждали поезда.
7. Обстоятельство с т е п е н и показывает степень проявления действия, состояния или качества (в к а ко й м е р е? в к а к о й с т е п е н и?).
П р и м е р ы. Я был весьма озадачен таким приёмом. Доклад был замечательно интересный.
П р и м е ч а н и е. Кроме перечисленных значений, обстоятельства могут выражать
у с л о в и е, например: При большей настойчивости вы добьётесь лучших результатов; могут иметь у с т у п и- т е л ь н о е з н а ч е н и е, т. е. выражать причину, которая могла бы помешать, но не помешала действию, например: Несмотря на страшную усталость, спать не хотелось.
Обстоятельства выражаются н а р е ч и я м и.
П р и м е р ы. Виднелись горы. вдалеке . (Н.) Войска наши выступили накануне. (П.) Никогда он не играл так хорошо. Он почему-то ненавидел мою собаку. (М. Г.) Зачем он шапкой дорожит? Затем, что в ней донос зашит. (П.) Он быстро на аркане младого пленника влачил. (П.) Пушка ехала шагом. (П.) Число нападающих вдесятеро увеличилось со времени последнего приступа. (П.)
Обстоятельства выражаются д е е п р и ч а с т и я м и и д е е п р и ч а с т н ы м и
о б о р о т а м и, которые обычно обособляются и отделяются запятыми, например: 1) Впереди роты, прихрамывая, шагал командир. 2) Тюлени лежали неподвижно, раскинув чёрные ласты. (Копт.) (См. § 80.)
Кроме того, обстоятельства могут быть выражены к о с в е н н ы м и п а д е ж а м и как без предлогов, так и с предлогами.
П р и м е р ы. Дорога шла горами и лесом . (П.) Мы спустились в долину . Молодой месяц показался на ясном небе . (П.) Снег выпал только в январе , на третье в ночь . (П.) Он по болезни вовсе не выходил из дома. (М. Г). Гагин, путешествуя для своего удовольствия , неделю тому назад заехал в городок Л. (Т.) И русский "н", как "п" французский, произносить умела в нос . (П.) Летят стадами птицы. (Кр.) Сто раз вам повторять! (Гр.) Соседушка, я сыт по горло ! (Кр.)
П р и м е ч а н и е. Чтобы не смешивать обстоятельство с дополнением, надо обратить внимание на правильную постановку вопросов при разборе членов предложения; эти вопросы должны быть естественными, употребительными в живой речи. Так, например, в предложении Мы гуляли в лесу, к сочетанию в лесу подходит только вопрос где?,и, следовательно, это сочетание является обстоятельством. Если же к слову или к сочетанию слов одинаково хорошо подходит и вопрос дополнения, и вопрос обстоятельства, то в этих словах совмещаются два значения: обстоятельства и дополнения; так, в предложении Я был у бабушки к словам у бабушки одинаково хорошо подходят вопросы г д е в ы б ы л и? и у к о г о в ы б ы л и? Следовательно, у бабушки можно разобрать как обстоятельство и как дополнение.
Обстоятельства цели могут быть выражены н е о п р е д е л ё н н о й ф о р м о й г л а г о-
л а. Неопределённая форма в этом случае стоит обычно при глаголах, обозначающих движение, целью которого является совершение действия, обозначенного неопределённой формой, например: Братья его побежали прятаться. (М. Г) .
Обстоятельства очень часто выражаются с и н т а к с и ч е с к и н е р а з л о ж и м ы м и
с л о в о с о ч е т а н и я м и, т.е. такими, которые представляют собой один член предложения (см. об этом выше, § 21): Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выгорело в Полесье и до сих пор не заросло. (Т.)
Обстоятельства образа действия могут выражаться с р а в н и т е л ь н ы м и о б о р о т а -
м и, т. е. словами с союзами как, словно, точно, которые, как правило, отделяются запятыми, например: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.)
2) Головы людей покачивались, точно колосья. (М. Г.) (См. § 108.)
Упражнение 60. Выпишите глагольные словосочетания с обстоятельствами. Определите, какие это обстоятельства и какими частями речи выражены. Если обстоятельства выражены словосочетаниями, то выпишите всё словосочетание, подчеркнув в нём главное слово. Объясните правописание выделенных слов.
Образец. Лежащее (где?) в самой середине леса (обст. места, выражено существительным в предложном падеже, с предлогом в; распространено определением самой и дополнением леса).
1) Мне хотелось засветло попасть в село Святое, лежащее в самой середине леса. 2) За зелёной полосой низкого ельника толстый столб сизого дыма медленно поднимался от земли.
3) Я любил бродить по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба. 4) С самого рожденья её все баловали, и это тотчас можно было заметить: люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни. 5) Теперь уже скоро стемнеет, и вам лучше будет переезжать Рейн при луне. 6) Иван Ильич хотел было по неизменной своей привычке промолчать, однако почёл за лучшее произнести одобрительный звук. 7) Владимир Сергеевич встал, поклонился и от изумления не мог произнести ни слова. 8) Ипатов для предосторожности закрыл окно и запер дверь. 9) Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком. Лошади выступали дружным шагом, фыркая и отмахиваясь головами от комаров и мошек. 10) Камнем на сердце опустилась грусть. Я сидел неподвижно и глядел, глядел с изумлением и усилием. 11) Вёрст пятнадцать ехали мы шагом, изредка рысцой. 12) Мы отправились и бродили долго, до вечера. 13) На этой "Гари" растут всякие ягоды в великом множестве и водятся тетерева. 14) Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых её красот". 15) Несмотря на слово, данное накануне Ипатову, Владимир Сергеевич решился обедать дома.
(Из произведений И. С. Ту р г е н е в а.)
61. Найдите глагольные словосочетания и укажите, чем являются пояснительные слова, стоящие в этих словосочетаниях: дополнениями или обстоятельствами и какими именно обстоятельствами; определите падежи управляемых слов.
1) Я повернул коня назад и стал отыскивать дорогу. (Л.) 2) Вёрст пятнадцать ехали мы шагом. (Т.) 3) Я не спал всю ночь. (Л.) 4) Я приехал в деревню двадцать второго июня. 5) Мне не забыть двадцать второго июня. 6) Полем идёшь - всё цветы да цветы. (Н.) 7) Ни днём, ни тёмной ноченькой покоя не найдёшь. (Н.) 8) Мы шли медленно, наслаждаясь тихим осенним днём. 9) Трубный дым столбом восходит голубым. (П.) 10) Молодость не кипела в нём ключом: она светилась тихим светом. (Т.) 11) Соловьем залётным юность пролетела. (Кольц.)
62. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные словосочетания с обстоятельствами. Укажите, какие это обстоятельства по значению и чем выражены. Если обстоятельства выражены синтаксически неразложимыми словосочетаниями, то подчеркните всё словосочетание.
Лет пять тому назад, осенью, на дороге из Москвы в Тулу, пришлось мне прос...деть почти целый день в почтовом доме, за н...достатком лошадей. Я возвращался с охоты и имел н...-осторожность отправить свою тройку вперёд. Смотритель, человек уже старый, угрюмый, с засп...нными глазами, на все мои жалобы и про...ьбы отвечал отрывистым ворчаньем, в сердцах хлопал дверью, как будто сам прокл...нал свою должность, и, выходя на крыльцо, бранил ямщиков, которые медле...о брели по грязи с пудовыми дугами на руках или сидели на ла...ке, позёвывая и почёсываясь, и не обр...щали особе...ого внимания на гневные восклицания своего начальника. Я раза три уже принимался пить чай, несколько раз напрасно пытался заснуть, прочёл все надписи на окнах и на стенах; скука меня томила страшная. С холодным и безнадёжным отчаянием глядел я на пр...поднятые оглобли своего тарантаса, как вдруг колокольчик зазвенел, и небольшая телега, запр...жённая тройкой измученных лошадей, остановилась перед крыльц...м.
(По И. С. Т у р г е н е в у, П ё т р П е т р о в и ч К а р а т а е в.)
63. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните обстоятельства и устно укажите, какие они.
1) (В) дали виднелись округлые сопки. (В. А.) 2) Приехать в Новинск старик (на) отрез отказался. (В. А.). 3) Улика (на) лицо, и запираться поздно. (Кр.) 4) (В) дали прозрачной означались громады светло-снежных гор. (П.) 5) Я (на) силу дождался утра. (Л.) 6) Слев... наши, справ... наши, не отстать бы (на) ходу. (Тв.) 7) Дни ещё теплы и (по) осеннему ласковы. (Купр.) 8) Солнце жгло (по) вчерашнему. (Ч.) 9) Очки не действуют (ни) как. (Кр.) 10) Узкая дверь раскрыта настеж... . (Т.)
64. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные словосочетания с неопределённой формой; укажите, где неопределённая форма является частью сказуемого, где - дополнением, где - обстоятельством цели.
1) Между тем солнце зак...тилось, з...ря начала гаснуть. 2) Я готов согласи...ся, что и другой на моём месте мог бы обману...ся. 3) Кирила Матвеевич побежал одева...ся. 4) Он просил меня представить его Олимпиаде Никитичне. 5) Ожогин продолжал распространя...ся насчет своего гостя. 6) Этот дом, с своими наглухо заколоченными окнами, представлялся мне слепым стариком, вышедш...м погре...ся.
(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)
65. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения по членам.
1) Большая круглая капля ночной росы бл...стела тёмным блеском на дне раскрытого цветка. 2) Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве её слабая, пёстрая тень. 3) Мне почти всегда случалось проходить мимо усадьбы в самый разгар вечерней з...ри. 4) Скво...ь открытые окна в сад ве...ло осенней свежестью и зап...хом яблок. 5) Из-за шума падающего ливня н...чего н...было слышно.
(И. С. Т у р г е н е в.)