Что было 1956 году в ссср. Кем были венгерские «студенты». Операции «Фокус» и «Просперо»

Торговлю страной начали не бывшие коммунисты, а царско-дворянская сволочь полтора века назад. Исторический детектив Ивана Миронова - и нынешние параллели

Когда Горбачев и Шеварднадзе уступили США огромный участок шельфа в Беринговом и Чукотском морях летом 1990-го или когда путинщина отдала Китаю важные острова на Амуре, они не были оригинальны. Предтечей этих «государственных мужей» была власть Александра Второго, за бесценок отдавшая Аляску Америке. Более того, свинство тогдашней «элиты» дает США сегодня надежду купить у РФ Сибирь.

Все это доказывает, что Русская цивилизация задолго до 1917 года стала жертвой чудовищной коррупции верхов. Они давно оскотинились и принялись торговать нашей страной. Красные пытались переломить тенденцию, но потерпели неудачу. И сегодня «Россия, которую мы потеряли», сусально-православная - вернулась. С теми же замашками «элиты». Понадобится новая опричнина, чтобы сломать губительную тенденцию.

КОММУНИСТЫ ТУТ НЕ ПРИ ЧЕМ

Прочитав книгу-расследование историка Ивана Миронова «Роковая сделка: как продавали Аляску», сильно пожалел, что не прочел ее во время работы над исследованием «Низшая раса». Моя книга посвящена тому, как верхи царской России буквально проворовали страну и упустили отличные шансы для ее развития, приведя империю к катастрофе 1917 года. Книга И.Миронова отлично дополняет «Низшую расу», там есть пересечение сюжетов.

На основании архивных документов и статистики царских времен Иван блестяще доказал, что Аляска, принадлежащая «Российско-американской компании», была к 1860-м прибыльной колонией, приносившей стабильный доход. Более того, Аляска стала бы еще прибыльнее: ведь в 1890-х там откроют богатые месторождения золота, а затем - и нефти. Во время Крымской войны Аляску удалось защитить дипломатическими методами - воюющие стороны обязались не атаковать колонии друг друга. Однако правительство Александра Второго (либерала и реформатора) позорно продала Аляску за 7,2 млн. тогдашних долларов, причем эти деньги (И.Миронов это доказывает) так и не попали в бюджет страны, обогатив грязных дельцов при троне. И это настоящая сенсация! Механизм сделки до боли напоминает махинации с государственной собственностью при Ельцине и Путине. Уже тогда молодые Соединенные Штаты умело использовали продажность русских верхов.

При этом никакой угрозы потери Аляски от американского завоевания по состоянию на 1867 год не существовало. США только-только вышли из разорительной и кровопролитной Гражданской войны 1861-1865 годов. Их флот тех времен не был приспособлен для действий в арктических водах. Американцы Канаду-то не попытались завоевать - чего уж говорить об Аляске? Русские вполне могли продержаться до прокладки Транссиба и создания баз парового броненосного флота на Дальнем Востоке. Если же янки попробовали бы оторвать у нас Аляску, то у нас появлялся повод отбить ее назад в начале ХХ века. Потеря Аляски означала утрату русского контроля над северной частью Тихого океана. И в то же время, эта продажа привела к тому, что американцы обнаглели и стали претендовать на наш Дальний Восток.

ОПРОВЕРГНУТАЯ ГИПОТЕЗА

Все это опровергает убогую гипотезу некоторых либералов и «православных патриотов» о том, что царская Россия имела безупречно честную и преданную стране элиту. А все беды, мол, оттого, что эту дворянскую знать вырезали злые коммунисты и привели к власти породу бесчестных и алчных существ. Каковые потом уничтожили СССР, отказались от коммунизма - и устроили тут царство коррупции. Ничего подобного! Царские верхи вели себя не менее свински, чем нынешние постсоветские «аристократы» Пилежа, Отката и Предательства.

Наоборот, подтверждается наша гипотеза: у нас всякие «либеральные реформаторы», стремящиеся сделать страну «частью цивилизованного мира» и вписать ее в мировую систему капитализма, всега оказываются гнусными ворами.

ДВЕ АФЕРЫ

Иван Миронов на основании архивных документов показывает, как Аляску умышленно делали убыточной, стремясь поскорее сбагрить ее Соединенным Штатам. Правительство Александра II тратило деньги на лоббирование (взятки) сделки в Америке.

Кто толкал сделку? Во-первых, сам помазанник божий, Александр. Во-вторых, его брательник - мафиозный великий князь Константин Николаевич, либерал прозападного типа, большой друг банкира Френкеля и куратор ВМФ. В-третьих, министр финансов РИ Рейтерн, монетарист. В-четвертых, посол России в тогдашних САСШ, бельгиец Стекль, через руки коего текли большие деньги.

При этом Аляску продали без предоплаты: деньги поступили лишь в 1868 г., да и то неполностью: 7 млн. 35 тысяч долларов вместо 7,2 млн. При том, что 100 тысяч долларов Стекль истратил на лоббирование сделки в Америке. 7 млн. долларов составляли всего 3% от доходов тогдашнего бюджета Российской империи. Но и они в страну не попали. Они ушли обратно на Запад в счет оплаты поставок железнодорожного оборудования явно по завышенным ценам.

Дело в том, что преступная афера царского правительства по продаже Аляски разворачивалась одновременно с иной аферой: приватизацией государственных железных магистралей в Российской империи. Иван Миронов это блестяще показывает.

АЛЯСКА И ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ АФЕРЫ ТОГО ВРЕМЕНИ

В 1867 Российскую империю потряс скандал с приватизацией государственной Николаевской железной дороги «Москва - Петербург». Принадлежа казне, дорога была вполне прибыльной, давала отличный доход. И потому ее решили приватизировать, отдав Главному Обществу российских железных дорог, созданному крупнейшими еврейскими банкирами (братьями Перейра, Колиньоном и др.) и финансистами Парижа, Лондона и Петербурга еще в 1857 году.

Общество было хитрым: вроде - частным, но русское правительство гарантировало ему 5% прибыли на вложенный капитал. То есть, воруй, завышай расходы-издержки - а русские тебе все равно прибыток обеспечат. За счет страны. Причем правление самого АО разместилось не в России, а в Париже. Дороги в собственность ему царский режим обещал отдать на 99 лет, а право выкупа за собой оставил лишь через 20 годков. По сути дела, русские стальные пути отдавались под внешнее управление.

Кстати, лоббировал эту приватизацию министр финансов России, Михаил Рейтерн (остзейский немец), занявший свой пост в 1862 году и придерживавшийся взглядов сродни нынешним либералам типа Гайдара, Чубайса или Немцова: государству иметь свои предприятия «не положено». И Рейтерн же - лоббист продажи Аляски США по дешевке!

Махинации начались с ходу. Акционерный капитал вроде бы собрали - но денег у новоявленного АО … не оказалось. Оказывается, учредители расписали уставный капитал на себя, но денег не внесли. Пришлось выпускать облигации, занимать деньги на рынке.

А ведь когда сие общество только создавалось, оно хвастливо обещало всю Россию покрыть сетью чугунных магистралей без всякой помощи государства. В правлении общества вместе с еврейскими финансистами заседали и русские высшие сановники.

Планы у Главного общества железных дорог нарисовались грандиозные. Достроить Варшавскую ЖД, линию «Динабург-Рига», трассы «Москва - Нижний Новгород» и «Москва-Севастополь».

Однако к 1867 году (к моменту продажи-сдачи Аляски) Главное общество РЖД оказалось фактически банкротом. Взявшись построить четыре дороги, оно только завершило Варшавскую дорогу и линию на Нижний Новогород. Не достроило Динабург-Рижской трассы, а к дороге на Севастополь даже не приступило. Причем стройки шли своеобразно: себестоимость дорог составила около 100 тысяч тогдашних рублей за версту, в два с лишним раза больше, чем у Клейнмихеля, строившего трассу между Москвой и Петербургом за государственный счет. (А ведь историками считается, что при Клейнмихеле себестоимость раздувалась в два-три раза!) То бишь, по воровству эффективные собственники переплюнули даже чиновников Николая Первого. И хотя Главное общество РЖД обещало привлечь для строек именно западные капиталы, на деле оно продавало свои облигации в России. То есть, все вышло по-хищнически.

Как только заработала Варшавская дорога, она тут же оказалась убыточной - и государству пришлось платить деньги иностранным акционерам. Словом, вышло не привлечение капитала в Россию, а выкачивание оного из нее. Положение было настолько вопиющим, что правительство г. расторгло первоначальный договор с обществом, заставив его перевести управление из Парижа в Петербург и ввести в свое правление четверых членов от государства.

Был составлен новый план железнодорожного строительства. Теперь - нацеленный в основном на сооружение магистралей, ведущих в порты - для лучшего вывоза зерна. Министр путей сообщения Мельников предлагал строить трассы казенным способом: мол, частный капитал заделался выше головы, так давайте строить государственным способом, всемерно наладив контроль и пресекая воровство. Но министр финансов Рейтерн настоял на продолжении прежней практики: отдать все в частные руки. Правительство пошло на невиданные льготы для Главного общества РЖД: даром отдавало им места под станции в Севастополе, Москве и в других городах, соглашалось сделать Севастополь «порто-франко» (зоной беспошлинного ввоза-вывоза товаров), подрывая тем самым доходы казны.

Но, тем не менее, Главное общество РЖД оказалось практически банкротом и стало брать у русского правительства ссуды на достройку дорог. Долги общества доросли до 135 миллионов рублей (92 млн. - долг перед государством при величине бюджета страны в 1863 г. в 350 миллионов), тогда как уставной капитал сей компашки составлял всего 75 миллионов рублей. Положение свое общество оное решило в 1867 г. поправить, прибрав к рукам самую прибыльную из государственных дорог - московско-петербуржскую. Причем денег на выкуп дороги у государства у этой банды мошенников не имелось. Она предложила: заплатим казне не рублями, а … облигациями общества, выпущенными под гарантии государства.

То есть, АО-должник, имея огромный долг перед государством, как бы покупало его имущество … чтобы расплатиться с государством. Ба! Да это же был грабеж русского государства чистой воды. Фактически, охреневшие дельцы покупали дорогу у государства за его же, государства, деньги. Это же почти один к одному схема залоговых аукционов, что проводили в РФ при Ельцине - руками Чубайса - в 1995-1996 гг. Тогда россиянские олигархи, почему-то сплошь одни евреи, тоже приобрели жемчужины русской экономики за бюджетные деньги, что государство хранило в их коммерческих банках. Именно тогда Березовский с Абрамовичем разжились «Сибнефтью», Ходорковский - ЮКОСом, а Потанин и Прохоров - «Норильским никелем». Но кто бы мог подумать, что подобные сделки совершались у нас еще в 1860-е годы!

Так вот: предложенная Главным Обществом РЖД в 1867 г. схема приватизации Николаевской дороги была настолько мошеннической и наглой, что на дыбы поднялись многие министры русского правительства и члены семьи Романовых. Но … на стороне мерзавцев выступили и царское Министерство финансов, и член дома Романовых, великий князь Константин Павлович. Более того, на сторону сомнительных дельцов стал и сам царь Александр Второй! Так сказать, славный представитель династии Романовых, православный самодержец - хозяин и блюститель земли Русской. Альтернативное предложение группы русских промышленников (товарищества Кокорева, Мамонтова и Рукавишникова), обещавших платежи настоящими деньгами, было безжалостно отброшено. В июне 1868 года на решающее совещание в Совете министров приехал Александр Второй и объявил о передаче дороги в руки Главного Общества…

В высшем русском свете практически открыто говорили о том, что царский Минфин подкуплен еврейскими банкирами из Англии. Что любовница царя, княжна Е.М.Долгорукая (княгиня Юрьевская), берет миллионные взятки от грязных дельцов, чтобы повлиять на русского императора в нужном направлении. Что солидные суммы прилипают к лапкам царского братца, великого князя Николая Николаевича. (И.Дронов. «Сильный, державный. Жизнь и царствование Александра Третьего» - Москва, ИИПК «Ихтиос», 2006 г., сс.186-192; А.Корнилов. «Курс истории России XIX века» - Москва, «Астрель», 2004 г., сс. 543-549).

В те годы образовался круг железнодорожных магнатов - якобы частных инвесторов. Они вкладывали деньги под гарантии прибыли, даваемые государством. То есть, в случае убытков казна обязывалась покрыть дельцам их потери! Поэтому эти дельцы строили дороги по вдвое завышенным ценам, даже не тратя свих денег: они выпускали облигации. И при этом дико обогащались, делясь с царскими чиновниками. То есть, государство нагло доили.

ДЕНЬГИ ЗА АЛЯСКУ ОСТАЛИСЬ В АМЕРИКЕ!

Таким образом, в афере с приватизацией железных дорог и с Аляской мы видим одних и тех высокопоставленных сволочей. За приватизацию важных магистралей радеют и любимый Александром Вторым министр Рейтерн, и великий князь Константин Павлович. (Попутно помогающий варшавскому банкиру Френкелю переправлять на Запад свои капиталы в сумках фельдегерской почты Морского министерства).

И вот самое интересное, обнаруженное Иваном Мироновым: деньги за продажу Аляски достались тем, кто приватизировал русские железные дороги! Итак, 7,035 млн. долларов равнялись тогда 11 миллионам 362 тысячам русских рублей. И они в Россию практически не поступили!

Миронов цитирует архивный документ Департамента Государственного казначейства (1868 г.): «За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 руб. 94 коп. Из числа 11 362 481 руб. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 239 руб. 4 коп. Остальные же 390 243 руб. 90 коп. поступили наличными деньгами…»
Иван Миронов показывает, что деньги от продажи Аляски попали в руки доверенных лиц великого князя Константина Николаевича и минфина Рейтерна - фон Дервиза, родственника любовницы императора С.Долгорукого и т.д. Таким образом, был произведен банальный «распил бюджетного бабла».

Заглядывая вперед, можно предположить: а Сколково мы не такую же «модернизацию» увидим?

ОГНЕМ И МЕЧОМ

Таким образом, коммунисты здесь не виноваты. Воровать и продавать страну наши верхи принялись задолго до создания СССР. Мало того, Сталин пробовал искоренить коррупцию. Увы, неудачно, хотя надолго сумел сильно прищемить хвост мега-грабителям страны.

Понятное дело, что нынешняя антисоветская власть продолжает славные традиции царской России. Она ворует.

Наш вывод: необходима как можно близкая к совершенству новая опричнина, которая огнем и мечом вытравит коррупцию и приведет к власти новую, честную элиту. С особыми механизмами ее обновления и очищения. С особыми механизмами контроля. Мы будем честны и скажем: путь к будущей демократии лежит через стадию опрично-санационной диктатуры. Через уничтожение нынешней «элиты» и отбирание у нее награбленного.

Почему-то большинство людей считает, что Екатерина 2 продала Аляску США. Но это в корне неправильное мнение. Данная североамериканская территория была передана Соединенным Штатам почти через сто лет после смерти великой российской императрицы. Итак, давайте разберемся, когда и кому продали Аляску и, главное, кто и при каких обстоятельствах это сделал.

Русская Аляска

Впервые русские вступили на Аляску в 1732 году. Это была экспедиция во главе с Михаилом Гвоздевым. В 1799 году специально для освоения Америки была основана Русско-американская компания (РАК) во главе с Григорием Шелеховым. Значительная часть в этой компании принадлежала государству. Целями её деятельности были освоение новых территорий, торговля, пушной промысел.

В течение XIX века территория, подконтрольная компании, значительно расширилась и на момент продажи Аляски США составляла более 1,5 миллиона квадратных километров. Русское население росло и насчитывало 2,5 тысячи человек. Пушной промысел и торговля давали неплохую прибыль. Но в отношениях с местными племенами все было далеко не безоблачно. Так, в 1802 году индейское племя тлинкитов чуть полностью не уничтожило русские поселения. Спасти их удалось только чудом, так как по случайности как раз в то время невдалеке проплывал российский корабль под командованием Юрия Лисянского, обладающий мощной артиллерией, которая решила ход сражения.

Впрочем, это был только эпизод в целом удачной для Русско-американской компании первой половины XIX века.

Начало проблем

Значительные проблемы с заокеанскими территориями стали проявляться во время тяжелой для Российской империи Крымской войны (1853-1856 гг.). К тому времени доходы от торговли и добычи мехов не могли уже перекрыть затраты на содержание Аляски.

Первым продать её американцам предложил генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Сделал он это в 1853 году, мотивируя тем, что Аляска - это естественная зона влияния США, и рано или поздно она все равно окажется в руках американцев, а России следует сконцентрировать свои колонизационные усилия на Сибири. Более того, он настаивал на передаче этой территории Соединенным Штатам, чтобы она не попала в руки англичанам, угрожавшим ей из Канады и бывшим на то время в состоянии открытой войны с Российской империей. Его опасения частично были оправданы, так как уже 1854 году Англия совершила попытку захвата Камчатки. В связи с этим даже было вынесено предложение о фиктивной передаче территории Аляски США, дабы защитить её от агрессора.

Но до тех пор Аляску требовалось содержать, а Российская империя второй половины XIX века финансово не потянула подобную программу. Поэтому даже если бы Александр II знал, что через сто лет там начнут добывать нефть в огромных количествах, то вряд ли он поменял бы свое решение о продаже этой территории. Не говоря уже о том, что была высока вероятность того, что у России Аляску отнимут силой, а она из-за отдаленности в расстоянии не сможет защитить эту далекую территорию. Так что вполне возможно, что правительство просто выбрало меньшее из зол.

Версия о сдаче в аренду

Существует и альтернативная версия, по которой Российская империя не продавала Аляску США, а просто сдала её Штатам в аренду. Срок сделки, согласно этому варианту развития событий, составлял 99 лет. СССР не потребовал возврата данных территорий, когда наступил срок, из-за того, что отказался от наследия Российской империи, в том числе и от её долгов.

Итак, все-таки Аляска продана или в аренде? Версия о сдаче во временное пользование имеет мало сторонников среди серьезных специалистов. Базируется она на якобы сохранной копии договора на русском языке. Но общеизвестно, что он существовал только на английском и французском языках. Так что, скорее всего, это всего лишь спекуляции некоторых псевдоисториков. Во всяком случае реальных фактов, которые позволили бы серьезно рассматривать версию об аренде, на данный момент не имеется.

Почему Екатерина?

Но все-таки почему такой популярностью стала пользоваться версия о том, что Аляску продала Екатерина, хотя она явно ошибочна? Ведь при этой великой императрице заморские территории только начали осваивать, и ни о какой продаже и речи тогда быть не могло. Тем более что Аляску продали в году 1867-м. Екатерина же умерла в 1796-м, то есть за 71 год до этого события.

Миф о том, что Екатерина продала Аляску, родился сравнительно давно. Правда, в нем говорится о продаже Великобритании, а не Соединенным Штатам. Впрочем, это все равно к реальной ситуации никакого отношения не имеет. Окончательно закрепился в умах большинства наших соотечественников постулат, что именно великая русская императрица совершила эту роковую сделку, после выхода песни группы «Любэ» «Не валяй дурака, Америка…».

Конечно, стереотипы - вещь очень живучая, и, один раз попав в народ, миф может начать жить собственной жизнью, и тогда уже очень трудно без специальной подготовки и знаний отделить правду от вымысла.

Итоги

Итак, в ходе небольшого исследования о деталях продажи Аляски США нами был развеян целый ряд мифов.

Во-первых, Екатерина II никому не продавала заморские территории, которые при ней только серьёзно стали исследоваться, а продажу совершил император Александр II. В каком году продали Аляску? Уж точно не в 1767-м, а в 1867-м.

Во-вторых, российское правительство прекрасно понимало, что именно оно продает и какими запасами полезных ископаемых Аляска располагает. Но несмотря на это, продажа была расценена как удачная сделка.

В-третьих, существует мнение, что если бы в 1867 году Аляску не продали, то она до сих пор была бы в составе России. Но это слишком маловероятно, учитывая значительные расстояния до центральных частей нашей страны и близость североамериканских претендентов на эту территорию.

Стоит ли жалеть о потере Аляски? Скорее нет, чем да. Содержание этой территории обходилось России намного дороже, чем она имела с неё выгод на момент продажи или могла бы иметь в обозримом будущем. К тому же далеко не факт, что Аляску удалось бы удержать и она до сих пор оставалась бы российской.

В Вашингтоне 150 лет назад был подписан договор о продаже Россией Аляски Америке. О том, почему это произошло и как стоит относиться к этому событию, уже много лет ведутся ожесточенные споры. В ходе дискуссии, организованной Фондом и Вольным историческим обществом доктора исторических наук и Юрий Булатов попытались ответить на вопросы, возникающие в связи с этим событием. Модерировал дискуссию журналист, историк . публикует выдержки из их выступлений.

Александр Петров:

150 лет назад Аляска была уступлена (тогда именно так и говорили - уступлена, а не продана) США. За это время мы прошли период переосмысления того, что произошло, высказывались разные точки зрения по обе стороны океана, подчас диаметрально противоположные. Тем не менее события тех лет продолжают будоражить общественное сознание.

Почему? Есть несколько моментов. Прежде всего - была продана огромная территория, которая в настоящее время занимает ключевые позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, во многом благодаря развитию добычи нефти и других полезных ископаемых. Но важно отметить, что сделка касалась не только Соединенных Штатов и России. В нее были вовлечены такие игроки, как Англия, Франция, Испания, различные структуры этих государств.

Сама процедура продажи Аляски происходила с декабря 1866 года по март 1867 года, а деньги пошли уже позже. На эти средства были построены железные дороги на рязанском направлении. Дивиденды по акциям Российско-Американской компании, которая управляла этими территориями, продолжали выплачиваться вплоть до 1880 года.

У истоков этой организации, созданной в 1799 году, стояли купцы, причем из определенных регионов - Вологодской и Иркутской губерний. Они организовали компанию на свой страх и риск. Как поется в песне, «Не валяй дурака, Америка! Екатерина, ты была не права». Екатерина II с точки зрения купцов Шелехова и Голикова действительно была не права. Шелехов отправил подробнейшее послание, в котором просил утвердить монопольные привилегии своей компании на 20 лет и дать беспроцентную ссуду размером 200 тысяч рублей - огромные для того времени деньги. Императрица отказала, объяснив, что ее внимание теперь обращено на «полуденные действия» - то есть на сегодняшний Крым, и в монополии она не заинтересована.

Но купцы были очень настойчивы, они так или иначе вытеснили конкурентов. Фактически Павел I просто зафиксировал статус-кво, образование монопольной компании, и в 1799 году даровал ей права и привилегии. Купцы добивались и принятия флага, и перевода главного управления из Иркутска в Санкт-Петербург. То есть сначала это было действительно частное предприятие. В дальнейшем на места купцов, впрочем, все чаще назначали представителей военно-морского флота.

Передача Аляски началась со знаменитого письма великого князя Константина Николаевича, брата императора Александра II, министру иностранных дел о том, что эту территорию необходимо уступить США. Потом он не принял ни одной поправки и лишь усиливал свою позицию.

Саму сделку удалось совершить втайне от Российско-Американской компании. После этого одобрение Правительствующего сената и государя императора с российской стороны было чистой формальностью. Поразительно, но факт: письмо Константина Николаевича было написано ровно за десять лет до фактической продажи Аляски.

Юрий Булатов:

Сегодня продаже Аляски уделяется большое внимание. В 1997 году, когда Великобритания передавала Гонконг Китаю, в системной оппозиции решили попиариться: уж коли Гонконг вернули, нужно и нам вернуть Аляску, которую у нас отобрали. Мы ведь не продавали ее, а уступили, и пусть американцы заплатят проценты за использование территории.

Этой темой интересуются и ученые, и широкая общественность. Вспомним песню, которую нередко распевают по праздникам: «Не валяй дурака Америка, отдавай-ка землицу Алясочку, отдавай-ка родимую взад». Есть очень много эмоциональных, интересных по своему запалу публикаций. Даже в 2014 году, после присоединения Крыма к России, состоялась прямая трансляция интервью нашего президента, в котором ему в свете произошедшего задали вопрос: какова перспектива русской Америки? Он эмоционально ответил, мол, зачем нам Америка? Не надо горячиться.

Но проблема в отсутствии у нас документов, которые позволили бы выяснить, что в действительности происходило. Да, было особое совещание 16 декабря 1866 года, однако словосочетание «особое совещание» в нашей истории всегда дурно звучит. Все они были нелегитимны, и их решения неправомерны.

Необходимо выяснить и причину загадочных симпатий к Америке династии Романовых и тайну продажи Аляски - тайна тут тоже есть. В документе о продаже этой территории оговаривалось, что весь архив, который существовал в те времена в русской Америке, безраздельно переходит США. Видимо, американцам было что скрывать, и они хотели подстраховаться.

Но слово государево - слово золотое, если решил, что нужно продать, - значит, нужно. Недаром в 1857 году Константин Николаевич отправил письмо Горчакову. Находясь при исполнении обязанностей, министр иностранных дел должен был доложить о письме Александру II, хотя ранее он всячески уходил от этого вопроса. Император начертал на послании своего брата, что «эту идею стоит сообразить».

Аргументы, которые приводились в письме, я бы сказал, опасны и сейчас. Например, Константин Николаевич был председателем , и вдруг он делает открытие, говоря о том, что Аляска находится очень далеко от основных центров Российской империи. Возникает вопрос: почему именно ее надо продавать? Есть Сахалин, есть Чукотка, есть Камчатка, но почему-то выбор падает на русскую Америку.

Второй момент: Русско-американская компания якобы не приносит прибыль. Это неверно, поскольку есть документы, в которых говорится, что доходы были (может, не такие большие, как хотелось бы, но были). Третий момент: казна пуста. Да, действительно это было так, но 7,2 миллиона долларов погоды не делали. Ведь в те времена российский бюджет составлял 500 миллионов рублей, а 7,2 миллиона долларов - немногим больше 10 миллионов рублей. Да еще долг у России был 1,5 миллиарда рублей.

Четвертое утверждение: если возникнет какой-то военный конфликт, нам не удержать эту территорию. Здесь великий князь кривит душой. В 1854 году Крымская война велась не только в Крыму, но и на Балтике, и на Дальнем Востоке. В Петропавловске-Камчатском флот под руководством будущего адмирала Завойко отразил нападение совместной англо-французской эскадры. В 1863 году по приказу великого князя Константина Николаевича были направлены две эскадры: одна в Нью-Йорк, где встала на рейде, другая - в Сан-Франциско. Тем самым мы предотвратили превращение гражданской войны в США в международный конфликт.

Последний аргумент обезоруживает своей наивностью: вот, если продадим американцам, то у нас с ними будут замечательные отношения. Лучше, наверно, тогда было продать Великобритании, потому что с Америкой у нас в те времена не было общей границы, и с англичанами заключить сделку было бы выгоднее.

Такие доводы не только легковесны, но и преступны. Сегодня на их основе можно было бы продать любую территорию. На западе - Калининградскую область, на востоке - Курильские острова. Далеко? Далеко. Прибыли нет? Нет. Казна пуста? Пуста. Насчет удержания в ходе военного конфликта тоже есть вопросы. Отношения с покупателем улучшатся, правда надолго ли? Опыт продажи Аляски Америке показал, что ненадолго.

Александр Петров:

Между Россией и Соединенными Штатами всегда было больше партнерства, чем конфликтов. Неслучайно, например, историк Норман Саул написал работу Distant Friends - «Друзья на расстоянии». В течение долгого времени после продажи Аляски между Россией и США были практически дружественные отношения. Я бы не употреблял слово «соперничество» применительно к Аляске.

Что касается позиции Константина Николаевича, то я назвал бы ее не преступной, а несвоевременной и необъяснимой. Преступная - это когда человек нарушает определенные нормы, правила и те установки, которые существовали в обществе того времени. Формально все было сделано правильно. Но то, как подписывали сделку, вызывает вопросы.

Какая была тогда альтернатива? Предоставить возможности Российско-американской компании дальше действовать в регионе, позволить ей заселить этот регион выходцами из Сибири и центра России, осваивать эти огромные пространства в рамках продолжения крестьянской реформы, отмены крепостного права. Другое дело, хватило бы на это сил или нет.

Юрий Булатов:

Сомневаюсь в том, что отношения между двумя странами были дружественными, и об этом свидетельствуют факты и скорость оформления этой сделки.

Вот интересный пример: в 1863 году Россия подписала с американцами договор о проводке телеграфа через Сибирь с выходом на русскую Америку. Но в феврале 1867 года, за месяц до сделки о продаже Аляски, американская сторона аннулировала это соглашение, заявив, что поведут телеграф через Атлантику. Разумеется, общественное мнение отнеслось к этому крайне негативно. Четыре года американцы фактически занимались разведдеятельностью на нашей территории, и в феврале 1867 года внезапно отказались от проекта.

Фото: Konrad Wothe / Globallookpress.com

Если взять соглашение о передаче Аляски, то это договор между победителем и побежденным. Читаешь шесть его статей, и просто бьют в голову формулировки: Америка имеет права, а Россия должна исполнять указанные условия.

Так что меркантильные отношения с США у верхушки династии Романовых были, а дружественных - нет. Да и общество наше не знало, что происходит. Председатель совета министров князь Гагарин, министр внутренних дел Валуев, военный министр Милютин не имели вообще никакого представления о сделке и узнали обо всем этом из газет. Раз их обошли стороной, значит, они были бы против. Отношения между двумя странами не были дружественными.