Бутлеров и менделеев. Бутлеров Александр Михайлович — интересные факты. Общие сведения о жизни

Ученый и большой оригинал Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) родился в родовом имении отца, деревне Бутлеровке Спасского уезда Казанской губернии. Отец его Михаил Васильевич был участником Отечественной войны 1812 г. и вышел в отставку подполковником. В имении отца числилось около 100 крепостных крестьян. Александр был у отца единственным сыном. Матери своей Бутлеров не помнил, она умерла вскоре после его рождения. Семнадцати лет Александр поступил в Казанский университет. Он имел атлетическое сложение, отличался большой физической силой: мог поднять легко на руки двух товарищей и согнуть кочергу в букву «Б».

Во время поездки к Каспийскому морю в 1846 г. Александр Бутлеров заболел брюшным тифом, был перевезен в г. Симбирск и постепенно вылечился; однако отец его, ухаживая за сыном, заболел, заразившись, и вскоре умер.

Бутлеров не смог защитить в Казанском университете докторскую диссертацию на тему «Об эфирных маслах» на степень доктора химии и физики (в то время еще не было отдельной степени доктора химии), так как профессор физики А. С. Соловьев дал отрицательный отзыв. Бутлеров забрал диссертацию и защитил ее в Московском университете. Позднее он сам говорил, что эта диссертация «не представляет ничего интересного».

Женился Бутлеров на Надежде Михайловне Глумилиной, племяннице писателя С. Т. Аксакова, в семье которого он одно время жил после смерти отца. Надежда Михайловна родила ему двух сыновей.

На дверях своей квартиры в Казани Бутлеров приклеил извещение приблизительно такого содержания: «Ал. М. Бутлеров визитов не делает и не отдает, но всегда очень рад видеть у себя своих добрых знакомых». Извещение шокировало горожан, так как в провинции свято чтили визиты.

Затем в Ницце Бутлеров и его жена встретились с английским медиумом Юмом, впоследствии женившимся на свояченице Бутлерова. Александр Михайлович активно пропагандировал спиритизм, чем и вызвал возмущение Менделеева. В одной статье Менделеев так и написал (имея в виду Бутлерова): «...Есть ведь и такие, которые если чему-нибудь поверили, так поверят уже нацело, всей натурой».

В 1870-1880 гг. Менделеев выступил против теории химического строения, разработанной Бутлеровым. Особенно резко он сформулировал свое отношение к этой теории в третьем издании учебника «Основы химии» (1877 г.): «...Понятия структуристов не могут быть сочтены за истинные». Получалось так, что студенты университета слушали курс неорганической химии у Менделеева, где он отрицал теорию химического строения, а затем слушали Бутлерова, читавшего курс органической химии, в котором утверждалась полезность этой теории. После 1880 г. Менделеев прекратил свои выпады против теории химического строения.

Шторм в средиземном море

В январе 1868 г. Бутлеров решил посетить Алжир. Путешествие едва не закончилось трагически: в Средиземном море разыгрался двенадцатибалльный шторм. Буря унесла в море с корабля восемь матросов и весь находящийся на палубе груз. Бутлерову пришлось работать в качестве матроса и, спасая людей, он едва не погиб сам. Вот как рассказал Александр Михайлович об этом путешествии.

«Взгляд на море заставил меня забыть палубу. Не видав, не представишь себе ничего подобного: борта парохода, прежде высоко стоявшие над водой, теперь, казалось, были наравне с нею, а немножко подальше, и справа, и слева, поднимались водяные черно-синие горы, все испещренные бурыми пенистыми гребнями.

Пароход, казалось, был ими сжат. Еще мгновение -и одна из них обрушилась через левый борт, целый водопад пролился в машинный люк. Почти бессознательно вскочил я на веревочную лестницу правой стороны, поближе к шлюпке, висевшей на растрах и уже разбитой ударами волн. Не замечая этого, я видел в ней надежду на спасение. Но потоки воды на минуту перестали литься через борт, я сошел на палубу и с нее, оборотясь к корме, увидел, как за ней вдруг поднялась водяная гора... На мгновение я закрыл глаза, ожидая потопления, пароход прыгал, страшно качался, но не каждый раз черпал воду бортами... сам успел схватиться за веревки у мачты, когда через правый борт хлынула... новая масса воды и обдала нас с головы до ног. Судорожно цеплялся я за веревку и, к счастью, удержался. Секунды две я был совершенно в воде, невольно -открытыми глазами - видел синеву водяной массы, рот был полон воды. Весь мокрый, остался я на своем месте у мачты... Водяные горы поднимались и рушились между тем по-прежнему... одна из них ударила на ют, где находились капитан и двое рулевых. Капитан поднял руки и вскрикнул, колесо руля и поперечина оказались изломанными, раздробленными, но люди уцелели. За минуту перед тем капитан привязал веревками себя и их. Руль поспешили как-то прикрепить и, повернув пароход на ветер, предоставили его воле бури и волн».

Целых десять дней продолжалась буря. Наконец, пароход добрался до Алжира.

Литература

  • Б. Д. Степин, Л. Ю. Аликберова/ Книга по химии для домашнего чтения. - М.: Химия, 1994 г.

Разделы: Химия , Внеклассная работа

Цели:

  • Сравнить жизнь и деятельность двух великих русских ученых и найти общее в судьбе, научных теориях, значении для науки
  • Почувствовать гордость за нашу Русскую землю, подаривших миру этих великих людей.
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей.

А.М. Бутлеров – один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов.

(Д.И.Менделеев)

“… я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.

(Д.И.Менделеев)

При изучении этого раздела мы с учащимися выбрали форму защиты учебных проектов.

Защита учебного проекта включает в себя написание реферата и его презентацию другим участникам.

Подготовка конференции включала несколько этапов:

  1. Выбор темы учебного проекта.
  2. Написание реферата.
  3. Защита проекта.

Темы рефератов:

  • Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский химик.
  • Александр Михайлович Бутлеров – величайший русский ученый.

Литература:

  1. Гроссе Э. Химия для любознательных. 1987 г.
  2. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность (Университетский период) 1861-1890 М. 1993 г.
  3. Дмитриев И.С. “Особая миссия Менделеева – Аргументы и факты, Санкт-Петербургский университет” 1996 г.
  4. Стариков В.И. “Д.И. Менделеев” 1984 г. Свердловск.
  5. Макареня А.А. “Менделеев в Петербурге” Лениздат. 1982 г.

На первом этапе подготовки учащимся дается примерный перечень тем для работы:

  • Годы жизни. Место рождения. Семья. Увлечение.
  • Личностные качества.
  • Совместная деятельность
  • Предпосылки.
  • История открытия.
  • Научные теории
  • Триумф.
  • Основные направления развития двух теорий.
  • Философские законы развития.
  • Значение

П этап – этап самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Ш этап – обмен информацией, запись учащимися основного содержания в тетрадь.

Годы жизни. Место рождения Семья. Увлечения.

Бутлеров Александр Михайлович 1828-1886 гг.

Менделеев Дмитрий Иванович 1834-1907 гг

Выступления учащихся в тезисах:

Бутлеров А.М. – родился 15 сентября 1828 г. в городе Чистоноле Казанской губернии. Отец Бутлерова, Михаил Васильевич, участник Отечественной войны 1812 года, после отставки в чине подполковника жил в родовом селе Бутлеровка; мать Софья Александровна, скончалась в 19 лет, через несколько дней после рождения сына. Воспитанный отцом, человеком образованным, Саша во всем хотел походить на него.

Учился Бутлеров в частном пансионе, потом в первой Казанской гимназии. В 10 лет хорошо владел французским и немецким языками, занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь дощечку с надписью “великий химик”, собирал коллекции растений и насекомых.

В 1846 г. Александр заболел тифом и чудом выжил, а вот заразившийся от него отец скончался. Бутлерову было 18 лет, учился он на естественном отделении Казанского университета.

Менделеев Д.И. – родился в Сибири, в городе Тобольске. 8 февраля 1834 года семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Минделеева, директора Тобольской гимназии. В том же году отец Д.И. Минделеева ослеп. Когда Дмитрию было 13 лет – умер отец и все заботы о семье перешли к матери, Марии Дмитриевне, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно вести небольшой стеклянный завод и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Она умерла в 1850 г. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память.

Учился Д.И. Менделеев в Главном педагогическом институте в Петербурге у выдающихся учителей, умевших вызвать глубокий интерес к науке. Это были лучшие научные силы, того времени, академики и профессора Петербургского университета, такие, как математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский.

В 23 года от роду Д.И. Менделеев защитил диссертацию на степень магистра и стал доцентом Петербургского университета, где читал сначала неорганическую, а затем органическую химию.

В 1865 году он защитил диссертацию “О соединении спирта с водой” на степень доктора химии и через два года становится во главе кафедры неорганической (общей) химии.

Личностные качества.

А.М. Бутлерова

По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени: он безраздельно владел аудиторией благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались у него с образностью языка.

Умение отдыхать – и в студенческие и в зрелые годы помогало Александру Михайловичу самозабвенно работать.

Общительный и дружелюбный, готовый к шутке и спору, скромный и трудолюбивый – таким запомнили Бутлерова многочисленные друзья, коллеги и ученики.

Д.И.Менделеева

Д.И. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу.

Это был могучий человек, потому что сделанное им под силу только гиганту, благодаря крепости духа, уверенности в том, что дело его необходимо.

Д.И. Менделеев – настоящий патриот. Это человек, любящий свою родину, страну, где родился. Он своей работой, всей своей жизнью способствовал благу и процветанию своей родины. Дмитрий Иванович – классический пример патриота России.

Обоих ученых отличали от других химиков:

  • Энциклопедичность химических знаний;
  • Умение анализировать и обобщать факты;
  • Научное прогнозирование;
  • Русский менталитет и русский патриотизм.

Совместная деятельность.

Весной 1868 г. по инициативе знаменитого химика Менделеева Александра Михайловича Бутлерова пригласили в Петербургский университет, где он начал читать лекции и получил возможность организовать частную химическую лабораторию. Бутлеров разработал новую методику обучения студентов, предложив ныне повсеместно принятый лабораторный практикум.

Сохранились сведения о совместной преподавательской работе Бутлерова и Менделеева на кафедре химии Петербургского университета:

Неоднократно Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров принимали вместе экзамены по химии.

Совместно участвовали в работе совета по защите диссертаций.

В их отношениях была и взаимная поддержка и практика заблуждений.

В 1861 г. Бутлеров излагает свою теорию строения органических соединений, и, любопытное совпадение

В том же году Менделеев публикует две работы, целиком посвященные органической химии. Выходит его учебник “Органическая химия”, через два года появляется второе издание. За свой труд Д.И. Менделеев удостаивается Демидовской премии – высшей научной награды России того времени.

Предпосылки периодического закона:

Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 элемента и описаны свойства их многочисленных соединений.

Работы ученых – предшественников Д.И. Менделеева: классификация Берцелиуса, триады Деберейнера, спираль Шанкуртуа, октавы Ньюлендса, таблица Мейера.

Съезд химиков в Карлсруэ, когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение.

Предпосылки теории химического строения:

Известны сотни тысяч органических соединений, состоящих из углерода, водорода, кислорода, реже – азота, фосфора и серы.

Работы предшественников А.М. Бутлерова: введение термина радикал и теории радикалов; теория типов; введение термина “изометрия”; Франкланд и Кекуле утвердили понятие о валентности элементов; Кекуле развил представление о четырех-валентности углерода; Канницаро уточнил атомные и молекулярные массы.

Оба признавали заслуги Берцелиуса как разработчика первооснов классификации.

История открытия Периодического закона и теории строения.

Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров обобщили накопленный фактологический материал и дополнив его, положили в основу своих трудов.

Однако Д.И. Менделеев расположил элементы в ряд по возрастанию атомного веса.

Главная особенность таблицы Д.И. Менделеева в том, что в вертикальных рядах размещены химически сходные элементы: литий и натрий, бериллий и магний, фтор и хлор, кислород и сера. При таком расположении ясно проявилась периодичность свойств у химических элементов. Так было сделано величайшее открытие эпохи.

Научные теории:

Теория периодичности.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Теория строения.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Обе ведущие теории современной химии были созданы великими русскими учеными и составляют вклад отечественной химии в мировую химическую науку. Обе теории прошли испытание временем и блестяще его выдержали, развиваясь и обогащаясь современными открытиями в химии.

Д.И. Менделеев предсказывает, описывает и указывает пути открытия еще неизвестных науке галлия, скандия и германия, назвав их экабор, экаалюминий, экасилиций.

Менее чем через шесть лет предсказания Д.И. Менделеева подтвердились. Жизнь продолжала проверять менделеевский закон на прочность.

Наконец пришло время триумфа. В 1875 г. был открыт галлий, 1879 г. – скандий, 1886 г. – германий. Существование в природе более 10 элементов предсказал Д.И. Менделеев.

Триумфом теории химического строения органических соединений Бутлерова явилось правильное объяснение на основе этой теории явлений изометрии.

В 1864-1866 годах выходит из печати тремя выпусками книга Бутлерова “Введение к полному изучению органической химии”. Этот вдохновенный труд был откровением Бутлерова – химика экспериментатора и философа, перестроившего весь накопленный наукой материал по принципу химического строения.

Книга Бутлерова вызвала настоящую революцию в химической науке. Она стала путеводной звездой в громадном большинстве исследований в области органической химии. Вышли издания почти на всех европейских языках.

Основные направления развития двух теорий:

Развитие обоих теорий происходит по философским законам (по спирали): формулировки положений корректируются в связи с новейшими научными открытиями, однако суть их остается прежней.

Философские законы развития:

Свойства химических элементов зависят от:

Их относительных масс,

Зарядов их атомных ядер;

Периодичности в изменении внешних электронных слоев атомов;

Свойства органических веществ зависят от:

Их химического строения,

Их пространственного строения,

Их электронного строения.

Значение:

Периодический закон оказался могучим научным орудием исследования, т.к. все дальнейшие поиски элементов осуществлялись с помощь этого закона.

Периодический закон является всеобщим законом природы, т.к. все физические и химические свойства вещества определяются строением атомов.

Созданная Д.И. Менделеевым на основе периодического закона периодическая система химических элементов играет роль путеводной звезды в развитии химии, физики и всего естествознания.

Последующее развитие атомной физики, открытие строения атомов позволили раскрыть причины периодичности в свойствах химических элементов, открытой Д.И. Менделеевым.

Создание теории химического строения органических веществ сыграло важнейшую роль в развитии органической химии. Из науки описательной она превращается в науку созидательную, синтезирующую, появилась возможность судить о взаимном влиянии атомов в молекулах различных веществ.

Теория химического строения создала предпосылки для объяснения и прогнозирования различных видов изомерии органических молекул, а также направлений и механизмов протекания химических реакций.

На основе этой теории химики создают вещества, которые заменяют природные, а иногда и превосходят по свойствам (каучуки, пластмассы, красители).

В обеих теориях так много общего в путях их становления, направлениях развития, общее в прогностической роли, общенаучном значении.

Завещание Д.И. Менделеева.

“Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь развитие и надстройки обещаются”.

Завещание А.М.Бутлерова.

“… когда мы будем знать ближе натуру химической энергии, самый род атомного движения – когда законы механики получат и здесь приложение, тогда учение о химическом строении падет, … чтобы войти в низменном виде в круг новых, более широких воззрений.”

“Менделеев и Бутлеров! Это два титана, которые держат на своих плечах восточный портал всемирного интернационального здания химии” - так высоко оценил заслуги ученых академик А.Е. Арбузов на Менделеевском съезде проходившем в Казани в 1928 году.

Итак рассмотрены все вопросы плана. В тетрадях у учащихся записана важнейшая информация по данной теме.

Много дополнительной информации они услышали.

Проведение научно-практической конференции, посвященной изучению жизни и деятельности, выдающихся русских ученых Дмитрия Ивановича Менделеева и Александра Михайловича Бутлерова воспитывает у учащихся чувство гордости за свою страну и развивает интерес к изучаемому предмету.

XX. МЕНДЕЛЕЕВА ВЫБИРАЕТ В АКАДЕМИЮ НАУК ВСЯ РОССИЯ

Гонение на передовую науку, предпринятое реакцией, сказывалось во всем.

Тимирязев писал о живительном подъеме шестидесятых годов: «Не пробудись наше общество вообще к новой, кипучей деятельности, может быть, Менделеев и Ценковский скоротали бы свой век учителями в Симферополе и Ярославле, правовед Ковалевский был бы прокурором, юнкер Бекетов- эскадронным командиром, а сапер Сеченов рыл бы траншеи по всем правилам своего искусства».

Наступившая реакция охотно вернула бы Сеченова к рытью траншей – для него не находилось места в научных медицинских учреждениях. Он несколько лет ютился в лаборатории своего друга Менделеева, где безуспешно пытался переключиться на химические исследования. Мечников оказывался вне штата Одесского университета. Тот же Сеченов писал ему: «Я уже слышал… о Вашем намерении оставить университет; нахожу его, конечно, совершенно естественным и естественно же проклинаю те условия, которые делают заштатным такого человека, как Вы». Вытеснение передовых представителей естественных наук отовсюду – совсех кафедр, откуда могло только раздаваться их живое слово, было ближайшей целью реакции. Круглое невежество в области естественных наук в правящих кругах считалось «лучшей защитой от тех злоупотреблений научными данными, из которых вытекает материализм».

Не любя и не ценя отечественную науку, дворянская знать предпочитала опираться на иностранные бездарности, которые беспрепятственно просачивались во все поры русской научной жизни. Пришлые ничтожества, они ненавидели все яркое, самобытное. Преданные своим покровителям, они разделяли их страх перед развитием самостоятельной русской науки.

Если Победоносцев был вдохновителем, а Катков неутомимым публицистом реакции, то у нее был свой надежный исполнитель всех приговоров – граф Дмитрий Толстой, человек «сильной руки», как в средние века называли палача. Этот провинциальный предводитель дворянства был призван Победоносцевым к широкой государственной деятельности и последовательно занимал наиболее важные, ключевые позиции в аппарате правительства. Он побывал министром просвещения, министром внутренних дел, обер-прокурором святейшего синода – органа, руководившего политикой православной церкви, шефом особого корпуса жандармов и – по совместительству – президентом Российской Академии наук… Это звучало шуткой – жандарм в роли попечителя наук! Но это была невеселая шутка: Толстой и здесь с жандармской старательностью выполнял свою жизненную задачу и ограждал Академию от проникновения в нее любых прогрессивных, демократических, творческих сил.

Круги, представителем которых был граф Д. А. Толстой, наиболее непосредственно могли влиять на подбор членов Российской императорской Академии наук. Неудивительно поэтому, что в Академии наук люди, от которых меньше всего можно было ждать стремления сделать русские силы участниками научного движения, составляли большинство.

В 1882 году, при обстоятельствах, о которых речь пойдет дальше, А. М. Бутлеров выступил в широкой печати с протестом против академических порядков. Это выступление подводило итог большой кампании, давно, как можно судить по его собственным высказываниям, задуманной и блестяще осуществленной Бутлеровым. Ее цель сводилась к тому, чтобы на ряде убедительных примеров показать всей России гибельность политики правительства по отношению к науке и ученым и добиться вспышки общественного возмущения, которая побудила бы власть имущих эту политику изменить.

Бутлеров рассказывал, что с 1870 года, когда он был избран академиком, он уже имел причины «относиться с некоторой осторожностью к действиям академического большинства». «К этому побудило меня, – писал он, – недовольство состоянием академической среды, которого выражение мне приходилось слышать от некоторых сочленов мне давно известных и искренно уважаемых. Таким был, например, мой покойный учитель академик Н. Н. Зинин. Не располагало к доверчивости и бросающееся в глаза преобладание иностранных имен в среде не только самих двух отделений Академии, но и тех учреждений, которые к ним примыкают. Невольно приходилось спросить: не господствуют ли в Академии те начала, на которые в свое время так горько жаловался Ломоносов?

…Я был далек от каких-либо скороспелых выводов, основанных на внешности, и, лишь опираясь на факты, мог решиться делать заключения об окружающей меня среде. Факты эти представились скоро, и, накопляясь мало-помалу, не только не рассеяли моих первоначальных сомнений, но до такой степени обнаружили непригодность академической атмосферы, что стало трудно, почти невыносимо дышать. Не удивительно, что задыхающийся всеми силами рвется к чистому воздуху и прибегает к героическим средствам, чтобы пробить к нему путь».

Таким «героическим средством» было для Бутлерова печатное слово.

Что же волновало Бутлерова?

«Академия должна была, казалось, соединить в себе, по возможности, все те научные силы, которые первенствуют в России, и она должна была бы… служить зеркалом, отражающим состояние русской науки в ее высшем развитии». Таково было его главное требование к Академии. Оно не исполнялось.

«Лишь недостаток достойных ученых мог бы извинить существование в Академии вакантных мест, а между тем я постоянно видел вакантности незамещенными, а русских натуралистов, имеющих все права на их замещение, остававшимися… в стороне».

Ближайшим примером тому служил академик А. С. Фаминцын, восемь лет дожидавшийся избрания на свободную кафедру ботаники.

«Сначала мне, как одному из младших членов Академии, было трудно выразить перед ней изложенные мысли, – писал Бутлеров, – а потом вскоре пришлось убедиться, что такая откровенность была бы вполне излишней, как не имеющая никаких шансов на сочувствие большинства. Я решил молчать до случая…»

Необходимый повод выступить, представился, и, как мы увидим дальше, он далеко не был «случайным».

Осенью 1874 года академики А. М. Бутлеров и Н. Н. Зинин решили попытаться ввести в Академию профессора Д. И. Менделеева, «право которого на место в русской Академии наук, конечно, никто не решится оспаривать».

Не сразу решились оспорить это и прихлебатели реакции в Академии наук. В 1874 году, чтобы обойти представление Менделеева, они прибегли к дипломатическому ходу. На голосование был поставлен вопрос не о Менделееве, а о целесообразности предоставления одной из имеющихся вакансий для химии. Решили вакансии для химии не открывать, хотя в Академии наук с 1838 года было всегда три или четыре так называемых «адъюнкта» по химии, а с 1870 года лишь два. Непременный секретарь Академии наук, реакционный ученый- статистик и климатолог-К. С. Веселовский, вмешивавшийся в дела всех отделений, в том числе и физико-математического, чуждого ему

по научной специальности, лицемерно выговаривал Бутлерову: «Почему вопрос о месте не был возбужден отдельно от вопроса о лицах? Ведь вы могли привести нас к необходимости забаллотировать достойное лицо». Одновременно, в своих записках, хранящихся в рукописных фондах академического архива, он писал: «Академик Бутлеров, бывший в то же время и профессором университета, вел постоянна открытую войну против Академии и… пытался провести Менделеева в академики… баллотировка Менделеева была устранена помощью предварительного вопроса».

Прошло несколько лет. Все так же полнейшие ничтожества, выписанные из-за границы, просиживали академические кресла, попрежнему для творческой русской науки вход в Академию был закрыт. Зная наверняка, что недоброжелательство к Менделееву и в верхах и в самой Академии наук не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло, Бутлеров решил дать бой реакции на этой почве.

К. С. Веселовский в своих неопубликованных записках писал об этом так: «Несколько лет спустя, когда открылось вакантное место ординарного академика по технологии, упрямый и злобствовавший на Академию Бутлеров предложил на него Менделеева, зная очень хорошо, что в пользу этого кандидата не составится необходимого большинства голосов, но злорадостно рассчитывал вызвать неприятный для Академии скандал. Устранить опасность, как прежде, помощью «предварительного вопроса» было нельзя, так как место технолога положено по уставу и было в то время вакантно. Единственным средством устранить скандал забаллотировки было право «veto», предоставленное по Уставу Президенту. Поэтому, по желанию большинства академиков, я отправился к Литке, указал ему на почти полную несомненность отрицательного результата баллотировки, на скандал, какой может от того произойти, в виду враждебности к Академии тех лиц, которые подтолкнули Бутлерова сделать означенное представление, и разъяснил, что только принадлежащим ему правом можно предотвратить опасность. Сколько ни толковал я это непонятливому старику, он никак не соглашался, говоря: «Да на каком же основании могу я не позволить Бутлерову внести в Академию его предложение?» – Как я ни бился с ним, не мог ему втолковать, что право президентского «veto» не значит, что Президент должен входить в оценку ученых заслуг предложенного кандидата; он этого делать не может и не должен; но применение означенного права совершенно уместно и даже обязательно в тех случаях, когда предвидится отрицательный результат баллотировки и нежелательные от того последствия. Ничего не помогло; баллотировка состоялась».

«С согласия Господина Президента, мы имеем честь предложить к избранию члена-корреспондента Академии профессора С.-Петербургского Университета Дмитрия Ивановича Менделеева», – так начиналось представление об избрании Д. И. Менделеева в академики, подписанное А. Бутлеровым, П. Чебышевым, Ф. Овсянниковым, Н. Кокшаровым.

11 ноября 1880 года в собрании физико-математического отделения происходило голосование кандидатуры Менделеева. Кроме президента, графа Ф. П. Литке, на собрании присутствовали: вице- президент В. Я. Буняковский, непременный секретарь академии К. С. Веселовский, академики: Г. П. Гельмерсен, Г. И. Вильд, А. А. Штраух, Ф. Б. Шмидт, Л. И. Шренк, О. В. Струве, голосовавшие, как об этом впоследствии объявила печать, против Менделеева, и А. М. Бутлеров, П. Л. Чебышев, А. С. Фаминцын, Ф. В. Овсянников, Н. Н. Алексеев, Н. И. Кокшаров, А. Н. Савич, К. И. Максимович, Н. И. Железнов, которые подали свои голоса за Менделеева. Голосование производилось шарами: белый шар, опущенный в урну, означал голосование «за», черный шар – «против». Президент имел два голоса. «Всего курьезнее было то, – писал в своих записках К. С. Веселовский, – что Литке, не согласившийся отклонить своею властью баллотировку, положил Менделееву при баллотировке свои два черных шара».

В заключительном отчете собрания сказано, что «г. Менделеев соединил в свою пользу 9 избирательных голосов против 10 неизбирательных. Вследствие сего, он признан неизбранным».

Переписывая протокол, Веселовский смягчил эту формулировку, написав «непризнан избранным». Но что значили здесь тонкости выражений?!.

Известие о забаллотировании Менделеева в Российскую Академию наук было встречено гневным протестом научной общественности всей страны. Московские профессора писали Менделееву: «Для людей, следивших за действиями учреждения, которое по своему уставу должно быть «первенствующим ученым сословием России», такое известие не было неожиданным. История многих академических выборов показала, что в среде этого учреждения голос людей науки подавляется противодействием темных сил, которые ревниво затворяют двери академии перед русскими талантами». Все русские авторитеты в области химии в несколько дней снеслись между собой по телеграфу и поднесли Менделееву торжественный аттестат, украшенный многочисленными подписями «самых компетентных ценителей и судей», как сообщала об этом печать, – «представителей всех наших университетов». За ним следовал поток адресов, заявлений, писем, обращений от ученых корпораций и частных лиц и из России и из-за границы. По примеру Киевского университета все русские университеты и множество иностранных университетов и научных обществ, в знак протеста, избрали Менделеева своим почетным членом. Менделеев ответил ректору Киевского университета: «Душевно благодарю вас и совет Киевского университета. Понимаю, что дело идет об имени русском, а не обо мне. Посеянное на поле научном взойдет на пользу народную».

Единодушно, всей научной Россией, Менделеев был избран в состав «первенствующего ученого сословия».

Нельзя не отметить, что в прогрессивной либеральной печати того времени «дело Менделеева» получило широчайшую огласку. Представление академиков Бутлерова, Чебышева и других было опубликовано целиком. Кто они, эти люди науки, посмевшие забаллотировать Менделеева? – спрашивали газеты. – Чем они занимаются? Счетом букв в календарях? Составлением грамматики ашантийского языка, исчезнувшего тысячи лет назад, или решением вопроса: сколько при Сулле назначалось для Рима постоянных судей – 350 или 375?

Академию наук высмеивали, изображая собрание «В святилище наук», где заседают: Георг фон- Клопштосс, ординарный академик по кафедре чистой математики, выдержавший генеральную корректуру полного собрания логарифмов и написавший вступление к ним, а в академию избранный единогласно за кроткий нрав; Ганс Пальменкранц, академик по кафедре механики, придумавший такой замок для несгораемых шкафов, который открывается не по буквам, а по гетевскому стиху из «Ифигении»; Вильгельм Гольцдумм, заслуженный академик по кафедре зоологии, пробовавший скрещивать леща с зайчихой, составивший таблицу степени родства, наблюдаемую в общежитии у рыб Магелланова пролива (в молодости обладавший приятным баритоном и подвизавшийся в качестве домашнего клавикордиста у княгини Маргариты фон-Зимеринген, которая и выхлопотала ему академическое кресло); Карл Миллер, стоящий на линии «обещающих» и занимающийся пока частными банковскими работами; Вольфганг Шмандкухен – экстраординарный академик по дополнительной кафедре искусств и систематизации, брат жены Гольцдумма и товарищ по Аннешуле Карла Миллера, любителя наук и вообще, занимающийся систематизацией, то-есть наклеиванием ярлыков на коллекции, писанием каталогов, заведыванием переплетом книг и содержанием в порядке платяных вешалок и т. д. и т. п. И вся эта теплая компания спрашивала хором: «Однако, ради бога, кто этот Менделеев и чем он вообще известен?»

Еще больше накалилась атмосфера, когда стало известно, что почти одновременно с забаллотированием Менделеева в Академию был избран племянник академика Струве швед Баклунд, не знавший вовсе русского языка и не имевший ни одной русской ученой степени.

«Баклунд! Вы только вдумайтесь: Бак-лунд! – издевалась газета «Молва»1. – Кто же не знает Баклунда?! Кто не читал о Баклунде? Есть имена, которые не требуют объяснений, например: Галилей, Коперник, Гершель, Баклунд. И что же вы думаете? ведь на-днях этого господина Баклунда избрали в академию большинством голосов. Мы, следовательно, не только пользуемся шведскими спичками, шведскими перчатками, шведскими певицами и шведским пуншем, но еще и сиянием незаметно блещущего среди нас шведского гения. А мы и не подозревали этого, носясь с Менделеевым, которого взял и заткнул за пояс первый появившийся приписной адъюнкт… «Сраженный Менделеев и торжествующий Баклунд» – картину эту, ведь, можно было бы скомпановать и поставить только ради самой безжалостной пародии. С одной стороны перед нами Сеченов, Коркин, Пыпин, Менделеев – в качестве «униженных» и отвергнутых, а с другой – «уютная семья с благородной душой» разных Шмандов, Шульцев и Миллеров в ролях главарей и столпов «первенствующего ученого учреждения в России».

«Как же винить ветхую академию, – иронизировала газета «Голос», – за то, что она отвергла Менделеева, человека крайне беспокойного – ему до всего дело – он едет в Баку, читает там лекции, учит, как и что делать, съездив предварительно в Пенсильванию, чтобы узнать, как и что там делается; выставил Куинджи картину – он уже на выставке; любуется художественным произведением, изучает его, задумывается над ним и высказывает новые мысли, пришедшие ему при взгляде на картину. Как же впустить такого беспокойного человека в сонное царство? Да ведь он, пожалуй, всех разбудит и – чего боже упаси – заставит работать на пользу родины».

Наиболее резко прозвучало выступление А. М. Бутлерова, который опубликовал в газете «Русь» статью, отрывки из которой мы и приводили в начале этой главы. В самом названии своем статья эта ставила смелый вопрос: «Русская или только императорская Академия наук?».

В этой статье Бутлеров выступал как поборник большой, принципиальной науки в Академии. С этих позиций он протестовал против избрания на ту самую кафедру химической технологии, на которую Академия не допустила Менделеева, профессора Ф. Ф. Бейльштейна. Дело было даже не в том, что в представлении Бейльштейна «встречается много преувеличений, способных изумить специалиста», что «в списке есть более 50 работ, опубликованных Бейльштейном не одним, а вместе с разными молодыми химиками». Главное то, что Бейльштейн всегда, по преимуществу, разрабатывал детали и его «нельзя считать научным мыслителем, прибавившим какие-то свои оригинальные взгляды в научное сознание». «Люди, обогатившие науку не одними фактами, но и общими принципами, люди, двинувшие вперед научное сознание, то-есть содействовавшие успеху мысли всего человечества, – должны быть поставлены – и ставятся обычно-выше тех, которые занимались исключительно разработкой фактов. Я глубоко убежден в справедливости такого взгляда и в его обязательности для таких учреждений, ученых по преимуществу, какова Академия». «Бейльштейн бесспорно заслуженный трудолюбивый ученый, но отдавать ему в каком-либо отношении первенство перед всеми другими русскими химиками могут только лица, не имеющие ясного понятия о том, как и чем меряются в химии ученые заслуги. Отводя в нашей науке этому Бейльштейну почетное место, вполне им заслуженное, нет надобности понижать для этого ученых, стоящих выше его».

В конце заседания Отделения физико-математических наук, на котором Ф. Ф. Бейльштейн все-таки был принят в число действительных членов Академии, академик А. В. Гадолин прочел письмо, испрошенное у Кекуле, содержавшее весьма лестные отзывы о Бельштейне. «Ему мы верим», – заявил он.

Бутлеров писал по этому поводу в своей статье «Русская или только императорская Академия наук?».

«Итак, Академия не подсудна русским химикам;

но я-русский академик по химии – подсуден боннскому профессору, изрекающему приговор из своего «прекрасного далека». Пусть скажут мне после этого, мог ли я и должен ли был молчать?»

Сильная и принципиальная оппозиция Бутлерова привела к тому, что общее собрание Академии наук на этот раз не утвердило избрания Бейльштейна в академики. Но этот успех был временным, так же как временно было оживление, наступившее в связи с «делом Менделеева» в общественной жизни русской науки.

После того как император Александр II был казнен рукой революционера 1 марта 1881 года, реакция перешла в решительное наступление повсюду. В наступившую «эпоху безвременья» победу праздновали «Московские ведомости», которые всегда утверждали, что Академия с господствующим составом своих членов из иностранцев и с немецким языком в своих мемуарах есть лучший оплот против «вторжения нигилизма в науку» и «как нельзя более, приличествующее русскому государству учреждение».

После смерти академика А. М. Бутлерова, в 1886 году, снова поднялся вопрос об избрании Д. И. Менделеева в академики. Академик А. С. Фаминцын написал ставшему к тому времени президентом Академии графу Д. А. Толстому:

«Произведенное несколько лет тому назад забаллотирована Д. И. Менделеева, вопреки заявлению

как представителя химии в Академии, так и всех остальных русских химиков, произвело на ученых русских удручающее впечатление. Стало ясным, что не оценкой ученых трудов и не научными заслугами кандидата, а какими-то посторонними соображениями руководствовалось большинство академического собрания, забаллотировавшее г. Менделеева. До сих пор русские ученые не могут простить Академии этого проступка… Поэтому единственно правильным путем представляется мне следование голосу нашего покойного сочлена А. М. Бутлерова, который в представлении пр. Менделеева на кресло технической химии, в то же время, со свойственным ему красноречием и силой, выставил в столь ярком свете заслуги Д. И. Менделеева по чистой химии, что для беспристрастного читателя не остается и тени сомнения в том, что по мнению нашего покойного сочлена Д. И. Менделеев занимает первенствующее место среди русских химиков и что ему и никому другому должно бесспорно принадлежать сделавшееся за кончиной А. М. Бутлерова вакантным кресло по чистой химии».

Но тот, кому адресовалось это обращение и кто стоял ныне у кормила академического правления – граф Д. А. Толстой,-он-то ведь и был в свое время главным вдохновителем тех самых «посторонних соображений», о которых писал Фаминцын. Послушное большинство академического собрания на этот раз с еще большим рвением выполнило его негласное начальственное предначертание. Выборы Менделеева и на этот раз не состоялись. По кафедре, которая предназначалась Менделееву, в конечном счете все-таки был избран академик Ф. Ф. Бейльштейн. Тот самый Бейльштейн, который

в свое время поторопился отправить Лотару Мейеру не вышедшую еще в свет корректуру сообщения Менделеева о «периодической системе элементов». Будучи русским академиком, Бейльштейн в Петер бурге внимательно высматривал все, что могло послужить немецкой науке!..

И все же Бутлеров сражался не зря! «Дело Менделеева» яркой кометой сверкнуло на темном небосклоне эпохи безвременья. В нем нашли свой отсвет яркие зарницы общественного движения шестидесятых годов. Оно оставило свой след в самосознании общества. Оно звало к борьбе за свободную науку, честно и самоотверженно служащую народу. Оно лишний раз показывало, что успех на этом пути может быть достигнут не путем мелких уступок правительства крепостников, а в результате коренной ломки прогнивших устоев царского строя. Этот вывод, однако, могла сделать только революционная демократия.

Из книги Лаплас автора Воронцов-Вельяминов Борис Николаевич

Марат бичует Академию и Лапласа Марат со свойственной ему революционной горячностью беспощадно обличал Академию наук, как оплот старого режима.Марат начал борьбу с Академией еще до революции. В большом памфлете «Современные шарлатаны» Марат задается целью

Из книги Повесть о великом инженере автора Арнаутов Леонид Ипполитович

Доводы Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев высмеивает противников нефтепровода, утверждающих, что железнодорожные перевозки нефти якобы дешевле, чем доставка ее по трубам, и что зимой нефть в трубах непременно будет замерзать. «Допустим вместе с ними, что не следует

Из книги Волф Мессинг - человек загадка автора Лунгина Татьяна

Глава 48. СМЕРТЬ ВЫБИРАЕТ ЛУЧШИХ Состояние Вольфа Григорьевича - а слух о его тяжелом заболевании уже распространился по Москве - волновало не только близких его друзей. Даже люди, мельком знавшие его, при случае выражали свою озабоченность. А уж кто хорошо знал и его, и

Из книги Лукашенко. Политическая биография автора Федута Александр Иосифович

Стая выбирает вожака А что же Лукашенко? Играл ли он в этот период сколько-нибудь заметную роль среди «молодых волков»?Станислав Шушкевич считает, что нет.«Он смотрел в рот Гончару и кивал на каждое его слово, как бы подтверждая, что все будет делать, что говорит Гончар», -

Из книги Опасная профессия автора Волков Александр Иванович

Как я поступал на работу в Академию при ЦК КПСС - Саша, выезжай! Место профессора для тебя на кафедре есть. Согласие ректора имеется. - Это звонил Гриша Водолазов, зав. кафедрой Академии общественных наук при ЦК КПСС.Такого звонка я ждал с нетерпением. После того, как меня

Из книги 100 рассказов о стыковке [Часть 2] автора Сыромятников Владимир Сергеевич

3.24 В Академию наук Было много храмов в старой России, одним из них являлась Российская академия наук. Многие из этих храмов были разрушены во время и после революции, но Академия устояла. Советская власть нуждалась в настоящих ученых (в некоторых областях). Она

Из книги Родина крылья дала автора Коваленок Владимир Васильевич

Время выбирает нас Воздушный шар и оранжевая гондола с тремя пассажирами медленно и величаво плывут над окрестностями Мангейма. С земли - замечаю - нас приветствуют. Останавливаются автомашины на дорогах, из них выходят люди, провожая взмахами рук трех пассажиров в

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

А.И. Овчаренко, заведующий сектором Института мировой литературы имени А.М. Горького Академии наук СССР, доктор филологических наук, профессор Место «Тихого Дона» в литературе современной эпохи Вместо общепринятого доклада, написанного с привлечением всего арсенала

Из книги Бутлеров автора Гумилевский Лев Иванович

2. БОРЬБА ЗА РУССКУЮ АКАДЕМИЮ НАУК Дружеское отношение и уважение к своему ученику Николай Николаевич Зинин сохранил до конца своей жизни.Оставляя в 1874 году кафедру и лабораторию Медико-хирургической академии, Николай Николаевич, полный физических и душевных сил, вовсе

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

«Мы разгоним к чертовой матери Академию наук», или «У кого наука, у того - будущее» По возвращении в Москву отец окунулся в гущу дел. Предстоял Пленум ЦК, а вслед за ним - Сессия Верховного Совета.Пленум ЦК, открывшийся и закрывшийся, в субботу, 11 июля 1964 года, - это

Из книги Вид с Лубянки автора Калугин Олег Данилович

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ СВОЮ СУДЬБУ САМ ("Правда", 28 июня 1990 г.)В связи с заявлением Комитета госбезопасности (см. "Правду" от 23 июня с.г.) по поводу выступлении и интервью бывшего сотрудника КГБ Калугина О.Д. корреспондент "Правды" обратился в Центр общественных связей КГБ СССР с

Из книги Репин автора Пророкова Софья Александровна

В АКАДЕМИЮ ВАМ РАНО… Первый разговор с конференц-секретарем Академии художеств Львовым не предвещал ничего хорошего.Репин протянул ему папочку со своими юношескими рисунками. Вид издали на дом, где расположился Топографический корпус в Чугуеве - тут мальчиком

Из книги Верность Отчизне. Ищущий боя автора Кожедуб Иван Никитович

ЗАЧИСЛЕН В АКАДЕМИЮ В этот приезд в столицу мне довелось познакомиться с авиаконструктором Семеном Алексеевичем Лавочкиным. Как сейчас вижу его добрые умные глаза, спокойные движения; он чуть сутулится: видно, подолгу работал, склонившись над столом. Встретил он меня

Из книги Вернадский автора Баландин Рудольф Константинович

Борьба за Академию В июне 1929 года Владимир Иванович написал сыну в США: «Сейчас в России страшное время - идёт террор, борьба против христианства, бессмысленная жестокость, идёт, несомненно, столкновение с русским крестьянством. Машина коммунистическая действует

Из книги Мерецков автора Великанов Николай Тимофеевич

На учебу в академию С мандатом Владимирского губкома РКП (б) в кармане Кирилл Мерецков ехал в Москву поступать в Академию Генерального штаба.Покачиваясь на вагонной полке, он размышлял о том, что было с ним вчера, что происходит сегодня и что будет завтра. Отныне его

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

СМЕРТЬ ВЫБИРАЕТ ЛУЧШИХ… У меня в сумке до сих пор «живет» старый блокнот - с прошлой осени, с «Рок-Азии». Обложка его перемазана пастой - это от плотного, мощного «саунда» группы Янки Дягилевой - панк-фолк-рок-барда - потек стержень. Там же в блокноте, два густо

Ученик 11 “т” класса и ученица 11“п” класса Первой Университетской гимназии имени академика В.В. Сороки города Великого Новгорода Новгородской области Олигеров Николай и Нестерова Лидия.

Невозможно представить себе жизнь современного общества без органических соединений, которые используются во всех отраслях деятельности человека. В настоящее время известно около 10 млн органических веществ, и это количество постоянно увеличивается. Появляются новые материалы, удовлетворяющие современным требованиям техники и технологий. Свойства материалов зависят от их структуры, исследование которой становится делом первостепенной важности. Для создания новых материалов необходимо, в первую очередь, «сконструировать» структуру данного материала.

Органическая химия, прежде чем стать наукой, прошла несколько стадий в своем развитии: первая, когда об органических веществах накапливались лишь эмпирические сведения; вторая, когда были сделаны первые попытки обобщения этих сведений, проявившиеся в том, что органические вещества стали отличаться от минеральных; третья, когда химики пришли к правильному выводу об особенностях в составе органических соединений и органическая химия получила свое современное наименование; четвертая - создание первых еще не совершенных теорий, пытавшихся связать состав органических соединений со свойствами и даже составить представление о тех «блоках», из которых состоят органические соединения. И лишь затем, после создания теории химического строения, наступило «стройное соединение» фактического и теоретического знания, которое содержит в себе современная химия как наука.

Цель данного исследования: сравнить теоретические представления о строении органических соединений Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Первая Университетская гимназия

имени академика В. В. Сороки»

НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ,

ПОСВЯЩЕННАЯ 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА,

НА ТЕМУ

“ СРАВНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА И А.М. БУТЛЕРОВА НА ТЕОРИЮ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ”

Выполнили:

Ученик 11 “т” класса

и ученица 11“п” класса

Первой Университетской гимназии

имени академика В.В. Сороки

города Великого Новгорода

Новгородской области

Олигеров Николай и

Нестерова Лидия.

Научный руководитель:

Баженкова Нина Семеновна,

учитель химии

Первой Университетской Гимназии

имени академика В.В. Сороки

Новгородская область, Великий Новгород

ул. Большая Московская, д. 22/3

2008 г

стр.

Введение 3

Глава 1. Александр Михайлович Бутлеров 5

Глава 2. Дмитрий Иванович Менделеев 7

Глава 3. Взгляды Менделеева и Бутлерова на строение органических веществ 9

Заключение 16

Список используемой литературы 17

Приложение 1. Портрет А. М. Бутлерова 18

Приложение 2. Обложка учебника А. М. Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии» 19

Приложение 3. Портрет Д. И. Менделеева 20

Приложение 4. Обложка учебника Д. И. Менделеева «Органическая химия» 21

ВВЕДЕНИЕ

Невозможно представить себе жизнь современного общества без органических соединений, которые используются во всех отраслях деятельности человека. В настоящее время известно около 10 млн органических веществ, и это количество постоянно увеличивается. Появляются новые материалы, удовлетворяющие современным требованиям техники и технологий. Свойства материалов зависят от их структуры, исследование которой становится делом первостепенной важности. Для создания новых материалов необходимо, в первую очередь, «сконструировать» структуру данного материала.

Органическая химия, прежде чем стать наукой, прошла несколько стадий в своем развитии: первая, когда об органических веществах накапливались лишь эмпирические сведения; вторая, когда были сделаны первые попытки обобщения этих сведений, проявившиеся в том, что органические вещества стали отличаться от минеральных; третья, когда химики пришли к правильному выводу об особенностях в составе органических соединений и органическая химия получила свое современное наименование; четвертая - создание первых еще не совершенных теорий, пытавшихся связать состав органических соединений со свойствами и даже составить представление о тех «блоках», из которых состоят органические соединения. И лишь затем, после создания теории химического строения, наступило «стройное соединение» фактического и теоретического знания, которое содержит в себе современная химия как наука.

Цель данного исследования: сравнить теоретические представления о строении органических соединений Д.И.Менделеева и А.М.Бутлерова.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Изучить литературные источники, отражающие развитие взглядов на строение и свойства органических соединений;

Ознакомиться с основными этапами жизни и научной деятельности Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова;

Ознакомиться с оригинальными учебниками по органической химии Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова.

ГЛАВА 1. АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ

Александр Михайлович Бутлеров родился 25 августа (ст. ст.) 1828 г. в г. Чистополе, Казанской губернии. В 1844 г. шестнадцатилетний А. М. Бутлеров поступил на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где его учителями были знаменитые Клаус и Зинин.

Защитив в 1854 г. диссертацию на степень доктора химии, А.М.Бутлеров принимается за экспериментальные работы и достигает выдающихся результатов в этой деятельности. Одновременно с развертыванием таланта Бутлерова как первоклассного экспериментатора пробуждается его гений теоретика. Он подвергает критике господствующие в то время в области изучения органических соединений теорию типов и теорию замещений и приходит к заключению, что они уже не вмещают всего фактического материала.

19 сентября 1861 г. на съезде немецких врачей и натуралистов в городе Шпейере Бутлеров делает свой знаменитый доклад «О химическом строении тел». Он развивает в совершенно законченной форме новые взгляды на строение органических соединений и впервые предлагает ввести в химическую науку термин «химическая структура», или «химическое строение», подразумевая под этим распределение сил химического сродства, или, иначе, распределение связей отдельных атомов, образующих химическую частицу.

Доклад Бутлерова и его новые взгляды на строение органических соединений были холодно приняты немецкими химиками, за исключением отдельных лиц, из которых прежде всего надо упомянуть Эрленмейера, позднее Вислиценуса.

Не довольствуясь развитием положений теории химического строения, Бутлеров приходит к заключению, что для успеха нового учения необходимо получение новых фактов, вытекающих из него. Поэтому, вскоре после возвращения в Казань, он приступает к обширным экспериментальным исследованиям, главнейшим результатом которых прежде всего явился знаменитый бутлеровский синтез триметилкарбинола - первого представителя третичных спиртов.

Получение Бутлеровым неизвестного класса третичных спиртов, предсказанных теорией химического строения, имело, несомненно, громадное значение для укрепления и признания нового учения. Получение триметилкарбинола для укрепления теории химического строения имело почти такое же значение, как открытие неизвестных, предсказанных Менделеевым элементов для укрепления и признания периодического закона.

В этот же период наибольшего развития своего таланта Бутлеров приступил к изданию своего знаменитого учебника «Введение к полному изучению органической химии». Первый выпуск этого учебника вышел в 1864 г., все издание было закончено в 1866 г.

Кипучая научная и общественная деятельность А. М. Бутлерова оборвалась внезапно. 5 августа (ст. ст.) 1886 г. Бутлеров скончался в возрасте 58 лет в деревне Бутлеровке, Казанской губернии, где и был похоронен.

ГЛАВА 2. ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ

1841-1849 годы – Дмитрий Менделеев проходит курс обучения в той же гимназии, директором которой был его отец. Мария Дмитриевна, видя стремление и способности сына к науке, отвезла его сначала в Москву, а потом – в Петербург. В Петербурге Менделеев начал учиться в педагогическом институте, на отделении естественных наук физико-математического факультета.

1856 год – Менделеев возвращается в Петербург, поступает в Петербургский университет приват-доцентом. Защищает диссертацию на тему «Об удельных объемах» и становится магистром химии и физики. Одновременно читает лекции в университете по органической и теоретической химии. В октябре этого же года защищает вторую диссертацию.

1859 год – Дмитрий Иванович командирован за границу. Устраивается в Гайдельберге, обустраивает там небольшую лабораторию. Активно работает над исследованием капиллярности жидкостей. Пишет научные статьи «О расширении жидкостей», «О температуре абсолютного кипения». В 1860 году он принимал участие в химическом конгрессе в Карлсруэ.

В 1861 году Менделеев возвращается в Петербург, на свое место приват-доцента в университете. Публикует курс «Органическая химия» - первый в России учебник, посвященный этой теме. За этот труд Дмитрий Иванович удостоен Демидовской премии. В этом же году пишет статью «О пределе СnH2n + углеводородов».

В 1863 году Дмитрий Иванович Менделеев становится профессором Петербургского технологического института.

Начало совместной деятельности Бутлерова и Менделеева приходится на 1868 год, когда Менделеев Предложил Бутлерову, работавшему в Казанском университете, баллотироваться по кафедре химии Петербургского университета на должность экстраординарного профессора.

1869 год – Дмитрий Иванович создает знаменитую периодическую систему элементов.

ГЛАВА 3. ВЗГЛЯДЫ МЕНДЕЛЕЕВА И БУТЛЕРОВА НА СТРОЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Накопление большого экспериментального материала в органической химии потребовало создания единой теории, способной не только объяснить, но, главное, научно предвидеть новые факты, аналогично тому, как с помощью Периодического закона Д.И.Менделеева стало возможным предсказывать существование новых элементов с определенными свойствами.

Первая попытка упорядочить разрозненные представления о строении органических веществ – введение понятия «радикал» (конец XVIII века). Радикал – это неизменяющаяся группа из нескольких атомов, которая в ходе химических реакций может переходить от исходного вещества к продукту реакции. Д. И. Менделеев частично разделял эти взгляды: «… радикал тела есть та часть его элементов, которая остается неизменною при простейших реакциях тела, особенно при замещениях». Полное развитие теория радикалов получила в 30-х годах XIX века, после открытия Ю. Либихом и Ф. Вёлером радикала бензоила. Затем на смену теории сложных радикалов пришла теория химических типов, созданная Ш. Ф. Жераром к середине XIX века. Согласно этой теории, все известные в то время органические вещества были отнесены по характеру химических превращений к пяти типам: тип водорода, тип хлороводорода, тип воды, тип аммиака, тип метана. При замене атома водорода в любом из этих типов на радикал можно получить различные органические соединения.

Теория типов позволила создать более четкую систему классификации органических соединений и показала возможность перехода одних соединений в другие.

Ограниченность этой теории заключалась в том, что она рассматривала в основном только реакции замещения и не могла объяснить другие типы органических превращений, например, реакции присоединения. Одним из первых на этот недостаток обратил внимание Д.И.Менделеев. Этот выдающийся ученый сыграл значительную роль в развитии органической химии в нашей стране. Несмотря на то, что органическая химия не являлась основной областью его научных интересов, но все же и в этом направлении своей научной деятельности он оставил заметный след.

Д.И.Менделеев считал, что «в ведение … типов весьма облегчает изучение реакций, потому что реакции тел, относимых к данному типу, происходят параллельно, или, иначе выражаясь, к одному типу относят тела, имеющие параллельные реакции».

Но, в основном разделяя положения теории типов, в своих экспериментах он получил факты, не укладывающиеся в данную теорию, и попытался дать им свое объяснение: «… подобное типическое представление о составе тел, как видно и по самому существу его происхождения, имеет свою силу только для изъяснения реакций замещения, при которых не произошло изменения радикалов, оно вовсе не уясняет ни реакций присоединения, ни тех реакция, при которых происходят изменения в самих радикалах, например, когда радикал меняет атомность или когда он изменяется в составе»

Свои взгляды он изложил в известной статье «О пределе органических соединений», напечатанную в 1861 г. в «Журнале Химического общества».

Созданный Д.И.Менделеевым обширный и оригинальный курс «Органической химии», удостоенный Большой Демидовской премии, был едва ли не первым учебником органической химии на русском языке; причем уже через два года этот учебник вышел вторым изданием.

В отличие от Менделеева научное кредо Бутлерова прежде всего заключалось в том, что для обобщения и объяснения фактического материала необходимы теории, однако факты, тем более новые факты не должны принудительным или искусственным образом втискиваться в теоретические представления, сколь бы совершенными эти представления ни казались: « Трудно согласиться с мнением,… что только изыскания над физическими свойствами сложных веществ могут вести к уяснению взаимных отношений, в которых находятся, в этих веществах, их составные части. Но, в то же время, нельзя не признать, что исследования физических свойств имеет, для достижения упомянутой цели, огромное значение».

Согласно взглядам Д.И.Менделеева, все известные углеводороды можно подвести «на основании их состава и реакций, под систему, строго определенную». Основой систематизации «служит способность некоторых из них вступать в весьма сходные реакции и различение … в способности к образованию соединений»

Сам Д. И. Менделеев понимал недостатки «типического способа представления состава тел». Попытка расположить радикалы в ряд, состоящий из многих групп, в соответствии с их реакционной способностью, не увенчалась успехом. «Невозможно установить такой ряд для всех реакций… Один и тот же элемент в разных своих соединениях представляет иногда весьма различные реакции».

Несмотря на то, что теория типов была принята большинством ученых, А. М. Бутлеров считал ее «недостаточною». Он предложил вместо этого основываться на идеях валентности и химического строения, т.е. «химической связи или способа взаимного соединения атомов в сложном теле». Химические свойства сложного вещества, по Бутлерову, определяются «натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением», из чего следует вывод, что по химическим свойствам вещества можно определить его химическое строение и наоборот – по строению судить о свойствах соединений. Зная строение, можно судить о взаимном влиянии атомов в молекулах и о перегруппировках, происходящих при химических реакциях.

Если придерживаться теории типов, то для одного и того же вещества приходится создавать несколько рациональных формул, указывающих направление химических превращений молекул. Напротив, бутлеровская теория строения указывает, что для каждого индивидуального соединения существует лишь одна формула строения, отражающая все свойства вещества.

На основе теории химического строения была создана принципиально новая систематика органических соединений («Введение к полному изучению органической химии»): «Химическая классификация будет естественна, если главным основанием сближения одних тел и разделения других служит аналогия или различие химической натуры их; а натура эта определяется натурой составных частей, их количеством и химическим строением частицы».

При написании «Введения к полному курсу органической химии» А. М. Бутлеров указывает на неточность и недостаточную обоснованность суждений Д. И. Менделеева и вместе с тем новизну взглядов на развитие химии в написанным им первом русском учебнике органической химии: «Единственный и отличный, русский оригинальный учебник органической химии Менделеева, - учебник, не распространенный в Западной Европе без сомнения, только потому, что для него не нашлось еще переводчика, - помещает теоретические воззрения не вполне и на втором плане: он знакомит с ними, но едва ли может привести к отчетливому пониманию необходимой связи, существующей между теорией и фактами. Притом, смею думать, теоретические понятия, здесь изложенные, не представляют просто повторения того, что было уже сказано в сочинениях других авторов».

В 70-80-х годах ХIХ в. разгорелся жаркий спор между сторонниками и противниками теории химического строения органических веществ. Против этой теории в России выступили, главным образом, коллеги Бутлерова по С.-Петербургскому университету – Менделеев и Меншуткин. Оба они в области органической химии долгие годы пользовались теорией типов (теорией замещения), противопоставляя ее теории химического строения. По мнению Менделеева, с теорией химического строения было связано слишком много гипотез, тогда как теория типов этого недостатка не имела. Особенно резко Менделеев сформулировал свое отношение к теории химического строения в третьем издании «Основ химии» в 1872 году, заявив, что «понятия структуристов не могут быть сочтены за истинные…».

Таким образом, Д. И. Менделеев не поддержал теорию, созданную Александром Михайловичем Бутлеровым, так как в большей степени свои эксперименты он основывал на теории замещения. Но, взвесив все «за» и «портив», категорически отвергать теорию химического строения все же не стал. Впоследствии Менделеев писал, что Бутлеров «...стремится, путем изучения химических превращений, проникнуть в самую глубь связей, скрепляющих разнородные элементы в одно целое, придает каждому из них прирожденную способность вступать в известное число соединений, а различие свойств приписывает различному способу связи элементов. Никто не проводил этих мыслей столь последовательно, как он, хотя они и проглядывали ранее... Для проведения того же способа воззрения через все классы органических соединений Бутлеров издал в 1864 г. книгу «Введение к полному изучению органической химии», в прошлом году переведенную на немецкий язык. Бутлеров чтениями и увлекательностью идей образовал вокруг себя в Казани школу химиков, работающих в его направлении. Имена Марковникова, Мясникова, Попова, двух Зайцевых, Моргунова и некоторых других успели получить известность по многим открытиям, сделанным преимущественно благодаря самостоятельности бутлеровского направления. Могу лично засвидетельствовать, что такие ученые Франции и Германии, как Вюрц и Кольбе, считают Бутлерова одним из влиятельнейших в наше время двигателей теоретического направления химии».

В апреле 1879 года А. М. Бутлеров выступил на общем собрании Русского физико-химического общества с докладом «Современное значение теории химического строения». Кроме блестящего изложения основ теории химического строения, речь Бутлерова содержала ответ на критику этой теории, а также критические замечания в адрес теории типов. В качестве самого сильного довода в пользу теории химического строения Бутлеров выдвинул тот факт, что она с необыкновенным успехом оправдывает себя на практике. После этой речи Бутлерова, которая произвела глубокое впечатление на русских химиков, нападки на теорию химического строения прекратились.

Бутлеров не считал свое учение абсолютным и неизменным, он говорил о том, что его теория будет совершенствоваться по мере накопления практический знаний. Несмотря на несогласие Менделеева с теорией химического строения, Бутлеров все же сумел сохранить с ним дружеские отношения и в полной мере сумел оценить достижения Дмитрия Ивановича.

В декабре 1879 года Д. И. Менделеев предложил химической секции Съезда русских естествоиспытателей и врачей создать Комиссию для примирения точек зрения сторонников и противников теории строения. При подготовке четвертого издания «Основ химии» (1881 год) Д. И. Менделеев исключил резкие выпады против структуристов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди российских ученых неоценимым вкладом в развитие отечественной и мировой органической химии бесспорно можно считать вклад А. М. Бутлерова и Д. И. Менделеева - двух выдающихся ученых-химиков. Они успели сделать много открытий в области органической химии, их взгляды не раз расходились. Очень большие противоречия между двумя этими гигантами научной мысли вызывал вопрос строения органических соединений. Спор двух ученых привел к появлению современной теории строения органических соединений, без которой были бы невозможны современные достижения органической химии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. М. Бутлеров. «Введение к полному изучению органической химии» в 2-х томах. Том 2. издательство академии наук СССР, Москва, 1953 год.
  2. Д. И. Менделеев. Собрание сочинений в 25 томах, использованы том 8, том 13. Издательство академии наук СССР, Ленинград-Москва, 1948 год.
  3. Д. И. Менделеев. «Основы химии». Тринадцатое государственное научно-техническое издательство химической литературы. Москва-Ленинград, 1947 год.
  4. А. Е. Арбузов. Краткий очерк развития органической химии в России. - Издательство Академии Наук СССР. – Москва-Ленинград, 1957год.

Приложение 1

Портрет А. М. Бутлерова

Приложение 2

Обложка учебника А. М. Бутлерова

«Введение к полному изучению органической химии»

Приложение 3

Портрет Д. И. Менделеева

Приложение 4

Обложка учебника Д. И. Менделеева

«Органическая химия»

Александр Михайлович - великий химик , живший в конце 19 века. С раннего детства он отличался любопытством и любовью к получению знаний. После пансиона и университета он довольно быстро поднялся по карьерной лестнице.

Для провинциального мальчика юный Саша достиг невообразимых высот . Также его признали лучшим лектором . Лекции Бутлерова студенты слушали на одном дыхании, благодаря его увлечённости и ответственному подходу к делу. Студенты отмечали, что профессор был для них живым примером, за которым они наблюдали и перенимали мастерство.

Работая, учёный и преподаватель не забывал о своих увлечениях и совершал открытия не только на научном поприще, но и в пчеловодстве и цветоводстве . Помимо цветов и пчёл он разводил чай на Кавказе.

Помимо книг на тему точных наук он писал разную литературу на распространенные темы . В последствии его творения пользовались большим спросом.

Также химик работал с образованием женщин, принимал участие в создании высших женских курсов.

С юношества он отличался крепким здоровьем и никто не ожидал его внезапной кончины в личном имении, в Казани. Но память о нем хранится до сих пор. Трубу, которую студент Бутлеров изогнул в цифру 6 хранится в университете, как и коллекция его любимых бабочек. В 20 веке в честь великого лектора и профессора воздвигнут памятник, его именем наречен лунный кратер, факультет химии Казанского университета переименован в химический институт имени А. М. Бутлерова. Улицы его имени находятся в городах Казани, Москве, Петербурге, Киеве, Дзержинске, в родном городе Чистополе и Волгограде. В 2011 году был проведен конгресс, посвященный Александру Михайловичу.

Факты о деятельности и увлечениях

Будучи занятым человеком Бутлеров успевал уделять хобби достаточно много времени и внёс свой вклад в развитие цветоводства и зоологии в России. Также учёный добросовестно выполнял свои обязательства и занимал высокие посты в Петербургском университете.

Самыми интересными его достижениями являются:

  1. Пчеловодство . Страстным увлечением химика были пчёлы. Дома у него находилось много пчельников. Это одно из старейших хобби Александра Михайловича. Впоследствии он работал над брошюрой на эту занимательную тему, за что был награждён известным обществом.
  2. Разведение бабочек . Насекомыми Бутлеров начал увлекаться ещё в студенческие годы. В процессе обучения посвятил прекрасным бабочкам диссертацию. А дорогая хозяину коллекция бабочек была сохранена даже после его смерти в университете.
  3. Выведение нового сорта роз . Своей наружностью разновидность напоминала шиповник. Время цветения растений приходилось с начала весны почти до самого конца осени. Вид назвали Зеленушкой Бутлерова, дневной бабочкой из голубянок.
  4. Музыка . Игра на рояле привлекала маленького Сашу ещё в раннем возрасте. Хоть привязанность к музыке и не переросла в нечто большее, учёный любил её и увлекался.
  5. Спиритизм - это убеждение в существовании призраков и различных духов. За это увлечение Александр Михайлович был не раз осуждён обществом, так как данное понятие полностью противоречит принципам точных наук.
  6. Издание книги . Довольно долгое время лектор тратил на работу над учебником. Итогом стала книга « Введение к полному изучению органической химии». Издание книги датируется периодом с 1864 по 1866 год. Ввиду популярности учебник был переведен ещё и на немецкий язык.
  7. Высокая должность . 1880 год стал знаменательным временем для учёного. Бутлеров был выбран президентом Русского физико-химического сообщества. До этого в период с 1860-1863 год он два раза поднимался до ректора. Но на тот момент это было неприятной ситуацией, так как эти три года были особенно беспокойными для университета и учёных профессоров.
  8. Создание теории химического строения . Её суть заключается в связи атомов и молекул. Большая часть книги Бутлерова посвящена именно этой теории, поэтому она и получила популярность на Руси и за границей.

Общие сведения о жизни

Помимо работы и увлечений, насыщенная жизнь ученого полна других интересных фактов.

К ним относятся:

  • Родной город- Чистополь . Этот городок находился в губернии Казанской. Родился Саша 15 сентября в 1828 году. Мать его скончалась через четыре дня после родов. Воспитанием мальчика занимались родственницы.
  • Владение французским и немецким языками . Родственницами, воспитавшим Александра были его тети по материнской линии. Благодаря им, поступив в пансион, он уже хорошо владел иностранными языками и неплохо говорил. На тот момент мальчику было 10 лет.
  • Несколько раз Бутлерову отказывали в отставке . Изначально отставка лектора приходилась на 1875 год. Но успехи ученого делали его незаменимым преподавателем. Университетский совет переносил этот срок два раза на пять лет. В итоге последний рабочий день Бутлерова был в 1885 году.
  • Кумир - Николай Зинин . Николай Николаевич был непосредственным руководителем Бутлерова, являясь химиком органиком. Ещё студентом он учился у Клауса и Зинина. Именно они вдохновили его стать преподавателем.
  • Александра хвалил и уважал Менделеев . После избрания Бутлерова профессором химии, Менделеев заметил его труды и отметил, что в отличие от других открытий - теория химического строения принадлежит только ему и он основатель бутлеровской школы и направления.
  • Он работал больше 30 лет . Как уже говорилось выше, ученого около 10 лет не отпускали в отставку. Таким образом вместо положенных 25 лет, он проработал 35 лет.
  • Брошюра о пчеловодстве имела популярность . Проект был создан для сельских жителей, но вскоре после издания её перевели на немецкий. За этот труд учёный-пчеловод был удостоен награды и премии. «Пчела, её жизнь. Правила толкового пчеловодства» даровали профессору золотую медаль и премию императорского вольного экономического общества.
  • Был женат на племяннице Аксакова . В 1851 году Бутлеров взял в жены Глумилину. Сергей Тимофеевич был родственником девушки. Александр и Сергей сдружились, работали вместе. Аксаков тоже увлекался спиритизмом и выпускал журнал на эту тему, иногда делясь мнением Бутлерова, который не отказывался от своего увлечения, не замечая косые взгляды и осуждения учеников и коллег.