Божена Рынска. Биография, фото, личная жизнь. Чем известна? Божена Рынска: биография, творчество, карьера, личная жизнь Рынска настоящее имя

Подробности Создано: 10.03.2017 21:14 Обновлено: 02.11.2017 20:43

Божена Рынска - неординарный, скандальный и находчивый журналист, а также известная писательница и блогер. Ниже ты узнаешь подробней о том, как она добилась успеха и славы.

Биография

Как утверждают источники, маленькая красавица появилась на свет 20 января 1975 года в городе Ленинград (на сегодняшний день Санкт-Петербург). По гороскопу Водолей - общительная, изящная, обаятельная и яркая женщина. Национальность - русская. Настоящее имя, данное при рождении, и фамилия - Евгения Рынская (Божена - это псевдоним, который используется ею для творческой работы). Мама Алла - учительница (преподавала математику), а отец Лев - энергетик. Как утверждают СМИ, семья журналистки была весьма неблагополучной. Ведь Божена практически не общалась, ни с матерью (у них были сложные отношения), ни с отцом (он бросил их, когда девушка еще ходила в школу).


Юные годы

Поскольку мама Божены преподавала математику, девочка очень полюбила точные науки. Поэтому, она закончила физико-математическую школу и гордится тем, что умеет аналитически размышлять, подводить итоги и делать правильные выводы.


Карьера

После окончания школы она сразу же определилась с выбором профессии - очень хотела стать журналисткой. Чтобы попробовать себя в этой сфере деятельности, девушка пошла работать в известную газету под названием "Смена ". Но жизнь журналиста оказалась не такой уж простой и сладкой, как она считала.

Когда первый опыт работы не принес ей удовольствия, она все бросила и уехала за границу в США. После того, как все ее мечты и ожидания разбились и в Америке, она возвращается на родину, и продолжает учиться. Подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (изучала режиссерское дело).



После его окончания успела получить небольшую роль в популярном телесериале на то время "Улицы разбитых фонарей ". Здесь она сыграла обычную официантку. Роль была настолько маленькая и примитивная, что девушка поняла - надо заканчивать с актерским мастерством и пора покорять столицу. Божена собрала чемоданы и переехала жить в Москву.



Как утверждают СМИ, именно в столице, начиная с 23-х летнего возраста, девушка начинает строить полноценную и профессиональную карьеру журналиста. Сначала она проработала некоторое время в газете "Коммерсантъ ", а затем имела собственную колонку светской хроники в газете "Известия ". Божена весьма искренний и прямолинейный человек, поэтому любит выкладывать все тайны светской жизни на всеобщее обсуждения. Поэтому, она была вскоре признанна самой скандальной журналисткой столицы.


Интересные факты

Как утверждают СМИ, Божена достаточно высокая и стройная женщина. Ее рост примерно - 171 см, вес - около 62 кг. Кроме журналисткой деятельности, она известна обществу также, как блогер "becky-sharpe " (Беки Шарп - героиня романа «Ярмарка тщеславия », которая пытается покорить светское общество). В своих видео-заметках Божена не жалеет слов и высказываний, они здесь более жесткие и откровенные, нежели в газетных изданиях. Но несмотря на это, она весьма популярна и имеет множество подписчиков в социальных сетях.



Также журналистка успела написать книгу под названием "Слава Богу, я VIP! ", где подробно описала некоторые моменты светской жизни и свои общие впечатления.



Как утверждают источники, Божена обожает привлекать на себя внимание общественности и постоянно быть в центре внимания. Поэтому, девушка все время находится в центре разных скандалов и судебных разбирательств. Например, известны многим телезрителям ее выяснения отношений и взаимные оскорбления на широкую публику с Татьяной Толстой и Никитой Джигурдой . Также у нее были неоднократные конфликты с журналистами, особенно с телекомпанией НТВ, и участия в различных митингах и акциях. После всего этого, девушка даже сумела заработать судимость за хулиганство и получить один год исправительных работ. Но, эти события ни чуть не повлияли на поведения Божены, она не собирается останавливаться и продолжает в том же духе.



Личная жизнь

Божена Рынска - весьма привлекательная и красивая женщина, поэтому имеет большую популярность среди мужчин. Многие источники поговаривают, что она имела множественные романы и любовные отношения. На сегодняшний день известно, что девушка находится в гражданском браке, но детей у нее пока еще нет. Ее муж, также журналист, Игорь Малашенко , весьма влиятельный и богатый человек. Он возглавляет руководство телеканала RTVi и старше ее на 20 лет. Ходят слухи, что ради Божены он бросил жену и детей в США. Пара находится в счастливом браке уже 5 лет. Божена утверждает, что обожает своего мужа, ведь чувствует его большую поддержку и любовь.

Тут есть два плана анализа. Начнем с самого общего, «группа - одиночка». Весь ее рассказ выстроен как описание конфликта между ней и неким неизвестным молодым человеком-«хамом», и все свои выводы Божена делает, строго исходя из этой предпосылки. Однако ж это очевидно не так; любитель женских поп - это эпизод. Реально Божена описала свой конфликт С ТУСОВКОЙ. Любопытно, отдает ли она себе в этом отчет... В принципе, все произошедшее - классический конфликт одиночки и сложившейся группы. По тексту разбросано МНОЖЕСТВО (отдадим должное Божене как репортеру) свидетельств, как ГРУППА пытается указать Божене на принятые в ее среде нормы поведения, а также на ее, Божены, место в групповой иерархии. Фактически по ходу всей истории Божена только тем и занимается, что пытается - не только словом, но и силой (привлечение милиции) - заставить группу отказаться от принятых ею норм и принять предлагаемые Боженой нормы. А ведь из социальной психологии известно, кто единственный вправе изменять ранее сложившиеся групповые нормы. Кто? Правильно - новый лидер. Фактически Божена попыталась совершить крупный скачок: из приглашенного гостя - в лидеры. Попытка оказалась с негодными средствами: мы видим, что у Божены даже не нашлось ни одного СОЮЗНИКА. Собственно, теперь мы можем разложить весь эпизод в терминах социальной психологии групп. Итак: Божена попадает в новую группу («тусовку») на правах рядового участника, и честно старается вести себя в соответствии с групповыми установками - в частности, садится на стул так, как в группе «принято» («гламурно»). Один из членов группы предпринимает по отношению к ней действия, которые сама Божена воспринимает как неуместные и оскорбительные. Далее идет серия диалогов, в которых Божена пытается указать другим членам группы, что с ней ведут себя «не по правилам». Все (!) в той или иной форме дают понять Божене, что беспокоиться не о чем, так как все случившееся с ней «нормально»... Здесь ключевая развилка. В этом месте Божене уже вполне можно было бы понять: конфликт у нее не с кем-то из отдельных участников, а с НОРМАМИ группы, то есть попросту с самой группой, и потому у нее лишь два выхода: принять эти нормы как данность или покинуть группу. Однако Божена избирает третий путь, и с этого момента события как бы раздваиваются: у них появляется поверхностный, то есть кажущийся план и скрытый сущностный, то есть социально-психологический. Божена решает «отомстить» обидевшему ее члену группы, а на самом деле доказать всей группе, что ее нормы условны и не являются правильными с точки зрения Божены. Как говорил про такие случаи Эрик Берн, «Люди замечают, что все происходящее вокруг них есть игра лишь тогда, когда кто-то нарушает ее правила». Впрочем, и это еще не весь анализ. Вернемся к первой фразе разбора: «Божена попадает в новую группу («тусовку») на правах рядового участника». Точнее, так выглядит только с формальной точки зрения. На самом же деле не так: сама Божена, очевидно, считает себя чуть ли не ВИПом, а для «тусовки» она наоборот, «участник второго сорта». Причем сама же Божена и объясняет, почему: «у меня нет ни брата, ни мужа, ни отца», раз, и она женщина - это два. Другими словами - за ней нет СИЛЫ, с точки зрения группы. Если еще проще: для группы Божена - приживалка, человек, приглашенный «из милости» (люди, хорошо знающие российскую действительность, здесь ухмыльнутся; да-да, очень характерное отношение к женщине-одиночке: с одной стороны - для Кавказа, с другой - для русской деревни). И это, опять же, аспект, который Божена изо всех сил старается не замечать. Хотя из текста понятно: обидчик Божены вовсе не бродил по залу и не хватал за интимные места всех подряд дам, как это якобы «принято» для «сильно выпивших» в данной тусовке; нет. Вся история, наконец, предстает перед нами в истинном свете - БИТВЫ ЗА СТАТУС. По сути, Божене указывали не на некие «общепринятые» в данной тусовке правила; нет, ей указывали на правила, установленные ДЛЯ ТАКИХ, КАК ОНА. Что же делает Божена? Она понимает эти правила, и она ИГРАЕТ ПО НИМ: вы считаете, что за мной нет силы? Так я докажу, что сила у меня есть! И предъявляет аргументы: с одной стороны, электрошокер, с другой - милиция. Безусловно, это - отчаяние; понятно и ежу, что в той группе, к которой так жаждет принадлежать Божена, и то, и другое смехотворно. Есть еще, правда, некие «бандиты», якобы готовые по заказу Божены найти и переломать ноги кому угодно. Во всяком случае, ими она постоянно грозится в своем ЖЖ. Бедная глупая девочка!.. Вообще-то всем нам надо бы быть благодарными Божене Рынска: фактически она у всех на глазах проводит так называемый «включенный эксперимент» по разоблачению «мира гламура», ежечасно рискуя, как мы видим, собственной попой и даже волей-неволей ее подставляя. Но результаты видны всем желающим: гламур и блестки сползают, обнажая стальной каркас: это мир силы, признающий только силу, иерархически выстроенный так, что индусы с их кшатриями и шудрами позавидовали бы.

Скандальная светская журналистка, блогер Божена Рынска начала свой путь к сомнительной славе в 1975 году в Петербурге, в ту пору Ленинграде. Биография Божены Рынски имеет много «белых пятен» и неточностей. Год рождения многие подвергают сомнению — есть данные, что Божена Львовна 1974 года рождения или даже 1972. Но официальной датой рождения Божены Рынски считается 20 января 1975 года. Настоящее имя при рождении — Евгения Львовна Рынская, имеются данные, что сейчас имя изменено официально по всем документам на Божену. Имя Божена часто встречается в Польше, Чехии и означает «благословенная», «одаренная Богом». Часто можно встретить информацию о том, что настоящая фамилия Божены Рынски Курицына, но это не соответствует действительности.

Мама Божены, Алла Рынская — преподаватель математики, отец — Лев Рынский, энергетик по профессии. Родители светской обозревательницы развелись, когда Божена была подростком. Отец впоследствии уехал в США. С матерью у Божены очень напряженные отношения. Бабушка Божены по материнской линии умерла несколько лет назад в Петербурге, она была по профессии военным переводчиком, работала в органах госбезопасности. Есть сестра Надежда, родная или двоюродная, неясно. Имеются также родственники, но похоже, что с ними Божена Львовна отношений не поддерживает совсем. Некоторые считают Божену Львовну еврейкой, но, строго говоря, она не может считаться еврейкой, так как мама у неё русская, а еврей отец.

Божена Рынски училась в физико-математической школе, через некоторое время уехала к отцу в США (штат Огайо), но примерно через год вернулась в Россию. Поступила на режиссерский факультет театрального института, но учебу не закончила. Получается, что законченное высшее образование у Божены Рынски отсутствует.

Свою деятельность на ниве журналистики Божены Рынска начинала в газете «Смена», после переезда в Москву начала вести колонку в «Коммерсанте», затем стала светской обозревательницей газеты «Известия». Какое-то время жила в Англии вместе с Николаем Бычковым, бывшим акционером «Юкоса». После того, как отношения прекратились по инициативе Бычкова, вернулась в Россию. Божена Рынска писала для журнала SNС. С 1 декабря 2016 в журнале SNC не работает, об этом сообщила главред издания Наталия Архангельская в своём аккаунте в Фейсбуке. Божена является автором книги “Слава Богу, я — VIP!”, в которой описан опыт светской жизни. Активно пользуется соцсетями, ведёт дневник в Живом Журнале, сейчас Божена Рынска чаще публикует новости в Фейсбуке и Инстаграме. Отличается характерной манерой изложения, широко и даже виртуозно использует ненормативную лексику.

Отличительной особенностью мироощущения Божены Львовны является позиционирование себя как некую представительницу элитных слоёв общества, высшего света, «вип-персону». За это в Интернете её прозвали «выпью». Но объективно Божена таковой не является: она не является крупным собственником, не состоит в родстве или в браке с крупным чиновником или бизнесменом, не является высокооплачиваемым профессионалом и т.д. О личной жизни Божены Рынски, отношениях с Бычковым, Игорем Малашенко можно прочитать в .

Журналистка известна своими многочисленными скандалами и даже драками: знаменитый «гречкосрач» с Татьяной Толстой, скандал со съёмочной группой НТВ, затяжной скандал с соседями по дому, на форуме оппозиции в Литве, и многие другие. Божена Рынска имеет судимость: в 2014 году получила год исправительных работ с удержанием части заработка после эпизода с нанесением побоев журналисту НТВ и порчи видеокамеры. После катастрофы самолета ТУ-154 над Черным морем в декабре 2016 вызвала шквал негативных комментариев в СМИ и соцсетях из-за поста в Фейсбуке, где радовалась гибели журналистов НТВ. Оскорбительный пост был удален, но сохранен .

Считает себя причастной к либеральной оппозиции, принимала участие в оппозиционных митингах, часто негативно высказывается в адрес действующей российской власти. Конфликтное поведение Божены Рынски принесло ей много хейтеров (недоброжелателей), некоторые из которых являются ещё более одиозными личностями и перешли к активным действиям, подробнее .

Тут есть два плана анализа. Начнем с самого общего, «группа - одиночка». Весь ее рассказ выстроен как описание конфликта между ней и неким неизвестным молодым человеком-«хамом», и все свои выводы Божена делает, строго исходя из этой предпосылки. Однако ж это очевидно не так; любитель женских поп - это эпизод. Реально Божена описала свой конфликт С ТУСОВКОЙ. Любопытно, отдает ли она себе в этом отчет... В принципе, все произошедшее - классический конфликт одиночки и сложившейся группы. По тексту разбросано МНОЖЕСТВО (отдадим должное Божене как репортеру) свидетельств, как ГРУППА пытается указать Божене на принятые в ее среде нормы поведения, а также на ее, Божены, место в групповой иерархии. Фактически по ходу всей истории Божена только тем и занимается, что пытается - не только словом, но и силой (привлечение милиции) - заставить группу отказаться от принятых ею норм и принять предлагаемые Боженой нормы. А ведь из социальной психологии известно, кто единственный вправе изменять ранее сложившиеся групповые нормы. Кто? Правильно - новый лидер. Фактически Божена попыталась совершить крупный скачок: из приглашенного гостя - в лидеры. Попытка оказалась с негодными средствами: мы видим, что у Божены даже не нашлось ни одного СОЮЗНИКА. Собственно, теперь мы можем разложить весь эпизод в терминах социальной психологии групп. Итак: Божена попадает в новую группу («тусовку») на правах рядового участника, и честно старается вести себя в соответствии с групповыми установками - в частности, садится на стул так, как в группе «принято» («гламурно»). Один из членов группы предпринимает по отношению к ней действия, которые сама Божена воспринимает как неуместные и оскорбительные. Далее идет серия диалогов, в которых Божена пытается указать другим членам группы, что с ней ведут себя «не по правилам». Все (!) в той или иной форме дают понять Божене, что беспокоиться не о чем, так как все случившееся с ней «нормально»... Здесь ключевая развилка. В этом месте Божене уже вполне можно было бы понять: конфликт у нее не с кем-то из отдельных участников, а с НОРМАМИ группы, то есть попросту с самой группой, и потому у нее лишь два выхода: принять эти нормы как данность или покинуть группу. Однако Божена избирает третий путь, и с этого момента события как бы раздваиваются: у них появляется поверхностный, то есть кажущийся план и скрытый сущностный, то есть социально-психологический. Божена решает «отомстить» обидевшему ее члену группы, а на самом деле доказать всей группе, что ее нормы условны и не являются правильными с точки зрения Божены. Как говорил про такие случаи Эрик Берн, «Люди замечают, что все происходящее вокруг них есть игра лишь тогда, когда кто-то нарушает ее правила». Впрочем, и это еще не весь анализ. Вернемся к первой фразе разбора: «Божена попадает в новую группу («тусовку») на правах рядового участника». Точнее, так выглядит только с формальной точки зрения. На самом же деле не так: сама Божена, очевидно, считает себя чуть ли не ВИПом, а для «тусовки» она наоборот, «участник второго сорта». Причем сама же Божена и объясняет, почему: «у меня нет ни брата, ни мужа, ни отца», раз, и она женщина - это два. Другими словами - за ней нет СИЛЫ, с точки зрения группы. Если еще проще: для группы Божена - приживалка, человек, приглашенный «из милости» (люди, хорошо знающие российскую действительность, здесь ухмыльнутся; да-да, очень характерное отношение к женщине-одиночке: с одной стороны - для Кавказа, с другой - для русской деревни). И это, опять же, аспект, который Божена изо всех сил старается не замечать. Хотя из текста понятно: обидчик Божены вовсе не бродил по залу и не хватал за интимные места всех подряд дам, как это якобы «принято» для «сильно выпивших» в данной тусовке; нет. Вся история, наконец, предстает перед нами в истинном свете - БИТВЫ ЗА СТАТУС. По сути, Божене указывали не на некие «общепринятые» в данной тусовке правила; нет, ей указывали на правила, установленные ДЛЯ ТАКИХ, КАК ОНА. Что же делает Божена? Она понимает эти правила, и она ИГРАЕТ ПО НИМ: вы считаете, что за мной нет силы? Так я докажу, что сила у меня есть! И предъявляет аргументы: с одной стороны, электрошокер, с другой - милиция. Безусловно, это - отчаяние; понятно и ежу, что в той группе, к которой так жаждет принадлежать Божена, и то, и другое смехотворно. Есть еще, правда, некие «бандиты», якобы готовые по заказу Божены найти и переломать ноги кому угодно. Во всяком случае, ими она постоянно грозится в своем ЖЖ. Бедная глупая девочка!.. Вообще-то всем нам надо бы быть благодарными Божене Рынска: фактически она у всех на глазах проводит так называемый «включенный эксперимент» по разоблачению «мира гламура», ежечасно рискуя, как мы видим, собственной попой и даже волей-неволей ее подставляя. Но результаты видны всем желающим: гламур и блестки сползают, обнажая стальной каркас: это мир силы, признающий только силу, иерархически выстроенный так, что индусы с их кшатриями и шудрами позавидовали бы.

Светская львица Божена Рынска разместила на своей странице в соцсети запись, которую многие посчитали как минимум оскорбительной. Женщина посетовала, что на борту разбившегося самолета находилось так мало сотрудников НТВ. Кто такая Божена Рынска, чем она знаменита и в каких скандалах была замешана, читайте в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

Почему все начали писать про Божену Рынску?

Так называемая светская львица посчитала возможным поглумиться над гибелью журналистов НТВ в авиакатастрофе над Черным морем.

Божена выразила на своей странице в соцсети негодование по поводу того, что на борту самолета находились артисты, а не все сотрудники телеканала. "Весь ансамбль Александрова… весь! Нет бы весь борт НТВ… Ну почему именно музыканты? Почему прекрасный ансамбль? Спасибо, конечно, боженьке за бонус в виде съемочной группы НТВошек", – написала Божена.

Позже скандальная запись была удалена. Однако Божена не поленилась разместить другой пост, который, впрочем, не сильно отличался от первого.

"Я считаю каждого работника НТВ членом преступной группы, которая целенаправленно занимается травлей диссидентов. И я счастлива, когда с преступниками, на которых не найти управы в суде, разбираются небеса. Осиновый кол в могилу каждого пропагандона. Аминь", – написала Божена.

Какое настоящее имя Божены Рынски?

Настоящее имя светской львицы Евгения Рынская.

Биография Божены Рынски

Божена родилась в Ленинграде 20 января 1975 года. Мама – преподавательница математики, папа – энергетик. Родители развелись, когда Божена еще не окончила среднюю школу.

Детство и отрочество тогда еще Евгении прошло в Ленинграде. Она окончила физико-математическую школу, после устроилась на работу в газету "Смена". Божена уезжала в США, однако довольно скоро вернулась в Россию. Окончила режиссёрский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. И даже снималась в эпизодической роли официантки Жени в сериале "Улицы разбитых фонарей".

Свою карьеру Божена начала в 1998 году. Она переехала в Москву и взяла псевдоним Божена Рынска. Являлась внештатным сотрудником газеты "Коммерсантъ", после начала работу в "Известиях". В этом издании она пять лет вела раздел светской хроники.

Скандалы, связанные с Боженой Рынской

Божена написала пост в Facebook. Дама призналась, что хотела бы разлить зарин на детской площадке перед домом. Мол, детские крики раздражают светскую львицу. Поэтому у нее есть желание использовать отравляющее вещество, чтобы избавиться от шума. Группа инициативных граждан направила в МВД РФ обращение с просьбой проверить, не разжигает ли Рынска своим постом в социальной сети ненависть к детям.

Скандал с Татьяной Толстой

Писательница Татьяна Толстая оскорбилась, что Рынска процитировала её высказывание в одной из своих заметок в соцсетях. Толстая рассказала, что предложила Божене свою помощь, когда у той была прооперирована нога и дама не могла ходить. Толстая сходила в аптеку, потом была вынуждена купить Божене сыр, а потом сварить гречку. После чего Рынска попросила писательницу прислать ей на время свою домработницу.

Божена заявила, что не просила покупать сыр. С помощью скриншотов попыталась уличить Татьяну Толстую во лжи.

С Никитой Джигурдой

Во время участия в передаче "Полуночники" Божена Рынска очень старалась облить чаем певца Никиту Джигурду.

С газетой "Московский комсомолец"

В 2012 году газета "МК" без указания источников утверждала, что настоящее имя Божены - Евгения Львовна Курицына. Божена опровергла этот факт и пригрозила изданию судом.

С Сергеем Стишковым

В одном из московских ресторанов шесть лет назад произошёл скандал между журналисткой и 37-летним Сергеем Стишковым. По словам Божены, незнакомец приставал к ней и нарушал личное пространство.

Тогда Божена нашла "прекрасный" способ поквитаться с обидчиком. Она сходила к своей машине за электрошокером, вернулась в помещение заведения и поразила своего обидчика электрическим разрядом. В ответ пьяный мужчина ударил Божену по лицу.