Анализ произведения олеся куприна. Герои повести олеся куприна сочинение краткая характеристика персонажей Олеся куприн действующие лица

Тема "Олеси" Куприна - бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ "Олеси" Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью - Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе "Олеси" Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы "Олеси" Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе "Олеся" Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка - ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы "Олеси" Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, "панычом Иваном". Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед "колдуньями", которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ "Олеси" Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями "Олеси" Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные - Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. "Паныч" добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

События, описанные в повести, происходят в одной из деревень, куда приезжает заезжий барин, влюбившийся в местную девушку-колдунью.

Образ и характеристика Олеси в повести А. И. Куприна является ключевым. Ее любовь могла свернуть горы, но избранник не смог по достоинству оценить искренность чувств девушки, подставив ее под удар.

Внешность

Внешность Олеси была запоминающейся. Стоило раз увидеть девушку, как ее образ врезался в память навсегда. Высокая, красивая, с густыми, цвета вороньего крыла волосами, мягкой волной, ниспадающими на плечи. Стройное и сильное тело хотелось обнять и не выпускать из рук. Красоту рук не портила даже постоянная работа. Темные глаза смотрели чуть лукаво, но в то же время взгляд был открыт, без притворства и фальши. Оригинальная красота лица выгодно отличала ее на фоне других деревенских девушек. Примерный возраст Олеси 24 года.

«...рослая смеющаяся девушка»

«...тонкие черные брови недовольно сдвинулись...»

«...большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами...»

«...оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать...»

«...невольно я обратил внимание на эти руки: они загрубели и почернели от работы, но были невелики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы...»

«... ее сильное, крепкое, горячее тело...»

Семья

Девушка не помнила своих родителей. Заботу о ее воспитании взяла на себя бабка Мануйлиха, местная знахарка. Жизнь в лесу в полной гармонии с природой она никогда бы не променяла на городскую суету. Лес стал ей домом, ее опорой.

Образование

Дитя природы не имела никакого образования, но, несмотря на это была достаточно умна. Любознательна по натуре. Имеет широкий кругозор. Даже читать девушка не умела, однако речь ее была изысканна, как у настоящих барышень из высшего общества.

«...ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни...»

«...для своей среды, для своего воспитания (или, вернее сказать, отсутствия его) она обладала изумительными способностями...»

Характер

Среди основных черт характера Олеси можно выделить следующие:

  • смелость;
  • независимость;
  • гордость;
  • решительность;
  • умение постоять за себя;
  • доброта, отзывчивость;
  • самоуверенность;
  • тактичность;
  • искренность;
  • деликатность;
  • чуткость.

Любовь в жизни Олеси

Любовь к заезжему барину стала первой в ее жизни. Девушка полностью отдалась охватившему ее чувству. Она была готова отдать себя всю, ничего не требуя взамен. Зная наперед, что у них нет будущего, она не в силах отказаться от встреч с Иваном. Гадание предостерегало ее, что от этого знакомства будут одни беды, что ждет ее величайший позор, но даже это ее не остановило. По просьбе Ивана она пошла в церковь, туда, где ее ненавидели и проклинали, но он не оценил жертвенность Олеси. Хотя по его вине ее избили и прогнали из храма. Даже после этого случая она не упрекнула любимого, считая виновной во всех бедах исключительно себя, что лишний раз подтверждает благородность ее характера. Решив внезапно уехать, она освободила Ивана от обязательств, чтобы не быть помехой для благополучия любимого человека. Лишь красного цвета бусы, оставленные ею перед отъездом, напоминали об их несостоявшемся романе с печальным финалом.

«...яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых, красных бус, известных в Полесье под названием кораллов, - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви...»

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

  1. Характеристика Ивана Тимофеевича . Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны .
  3. Темы

  • Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
  • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном .
  • Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом .
  • Проблемы

    Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

    Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

    Смысл

    Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

    Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

    Вывод

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

    Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

    Критика

    Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

    К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

    Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

    Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Итак, начнем краткое содержание «Олеси» со знакомства с главным героем повести. Приняв решение отыскать новые для своего писательского творчества, он принимает решение провести полгода в глухой деревушке на Полесье, чтобы иметь возможность наблюдать нравы простых людей, общаться с ними и получать новые впечатления. Однако крестьяне в большинстве своём оказываются неразговорчивыми и замкнутыми, и лишь по отточенной за годы привычке всякий раз бросаются целовать барину руки. Герою быстро становится скучно. Он уже прочитал все привезённые книги, попробовал даже лечить крестьян, однако все их жалобы ограничивались «болит в середине, ни пить, ни есть не могу». Конторщик сообщает писателю, что сам всегда даёт от всех недугов нашатырь - мол, сами вылечатся. Оставалась ещё охота, но январская погода не располагала к этому занятию. Со скуки герой пробует обучать Ярмолу, своего слугу, грамоте. Но за два месяца тот смог научиться только механически подписываться. Погода не становится лучше, дует пронзительный ветер, и Ярмола считает, что это может означать одно из двух: либо «ведьмака народилась», либо «ведьмак веселье справляет». Здесь героя заинтересовало, есть ли в деревушке своя колдунья. Ярмола рассказывает, в свою очередь, что была тут одна пришлая ведьма Мануйлиха, но её, не то с внучкой, не то с дочерью, жители выгнали; а теперь бабы бегают к ней за Ириновский шлях. Барин изъявляет желание познакомиться с настоящей полесской ведьмой.

Знакомство со старой колдуньей и её внучкой

Продолжается краткое содержание «Олеси» спустя три дня. Погода немного улучшилась, и герой, наконец, выходит на охоту. В результате он упускает зайца и следует ему наперерез по направлению к Ириновскому шляху. Здесь барин заблудился, на глаза ему попалась изба, он зашел внутрь и оказался в доме Мануйлихи. Внешне она была очень похожа на сказочную Бабу-Ягу, но к гостю отнеслась благосклонно: позволила отдохнуть, отдышаться, вынесла воды и даже погадала ему на картах за серебряный четвертак. Затем донеслись мелодичные звуки песни и в хату вошла темноволосая девушка, на вид - лет двадцати с небольшим. В переднике девушка держала ручных зябликов. Старуха спешит выпроводить гостя. Барин просит молодую девушку показать ему дорогу, а сам любуется её красотой и интересуется, не страшно ли им жить в такой глухомани. Девушка же (та самая Олеся) говорит, что волки сюда не забредают, а ещё лучше было бы, если бы и люди оставили зверей в покое. Олесе неспокойно: она боится, что их гость из начальства. Становой и урядник давно издевались над ней и Мануйлихой, угрожали за ворожбу каторгой, хотя внучка с бабкой не трогали никого. Герой успокаивает свою новую знакомую и спрашивает разрешения наведываться к ним в гости. Олеся разрешает, но с одним условием - чтобы при нём не было ружья, так как ей жаль беззащитных зайцев и птиц. Герой возвращается к себе, а час спустя приходит и Ярмола: он пошёл по следу барина и выяснил, что тот был «у ведьмаков».

Новое гадание для барина

А время несётся дальше. Вот уже краткое содержание «Олеси» погружает нас в весенний праздник природы. Героя не оставляют мысли об Олесе. Ему нравится её таинственность и внешняя красота, и, конечно же, мистическая репутация ведьмы. Как только появилась возможность пройти по лесным тропкам, он отправляется в гости к своим знакомым. И старушка, и сама Олеся оказываются дома. Гость приветствует их и спрашивает у Мануйлихи, узнаёт ли та его. Однако старушка говорит, что не помнит его и не знает, что он вообще забыл тут, что они - простые люди, а ему тут делать вовсе нечего. Барина такой приём ошеломил, но тут вступается за него Олеся и говорит бабке, что он - человек добрый и ничего скверного им не сделает. Отношение бабки к гостю немного смягчает его подарок - чай и сахар. Олеся приглашает барина присесть. Сама же девушка в это время прядёт - от работы её руки загрубели и почернели, но по-прежнему остались такими красивыми, что любая девушка могла бы позавидовать. Олеся напоминает гостю, что тот так и не рассказал ей, что ему нагадала бабка. Барин же просит погадать её, однако девушка не соглашается: она уже бросала карты на него, а второй раз - нельзя. Судьбе не по нраву, когда её вопрошают, а потому многие ворожеи несчастны. Тогда герой просит Олесю сказать, что карты сказали в прошлый раз. но признаётся, что вышло не слишком хорошо - невесёлая жизнь, герой никого не полюбит и не женится, будет жить в нужде, хотя под конец жизни всё изменится через смерть близкого человека. А вот в этом году его ждёт большая любовь со стороны дамы треф, с тёмными, как у самой Олеси, волосами. Однако и это предсказание не радует героя: по словам юной ворожеи, «трефовая дама» примет через героя большой позор и испытает печаль, а самому ему не выйдет ничего дурного. Барин сомневается, что в принципе способен кому-то причинить столько зла, но Олеся говорит ему, что сделает он это не нарочно. Девушка способна видеть близкую кончину человека, хотя и не считает необходимым говорить об этом, ведь от судьбы в любом случае не сбежать. Её способность ей самой противна, но это у неё в крови.

Иван Тимофеевич сомневается в том, что Олеся - настоящая ведьма

Краткое содержание «Олеси», как вы уже догадались, - это история о самой настоящей ведьме. Однако главный герой до последнего сомневается в способностях понравившейся ему девушки. Олеся же, в свою очередь, демонстрирует ему то, что умеет: надрезает барину руку и быстро заговаривает - останавливает кровь. Затем идёт за ним след в след и, не касаясь, заставляет его упасть. Рассказывает, что даже находясь далеко, может наслать на человека страх. Героя удивляет то, насколько выразительна речь Олеси, девочки, выросшей в лесу. Олеся же рассказывает, что всё это - от бабки. Только в этот момент барин представляется девушке. Его зовут Иван Тимофеевич. Девушка просит своего нового друга заходить, и тот становится частым гостем в избушке. Старушка бурчала, а Олеся всякий раз радовалась его визитам. А каждый раз, как Иван Тимофеевич направлялся домой, девушка вызывалась проводить его, и они подолгу беседовали. Цельная и самобытная натура Олеси привлекает барина. Он рассказывает ей об учёных людях, городах, тайнах мироздания - а она с удовольствием внимает ему. Заслышав про Петербург с его многоэтажными домами, Олеся говорит, что ни за что бы не променяла лес на жизнь в городе. На что Иван Тимофеевич отвечает ей, что ежели её муж будет из городских - придётся. Здесь он узнаёт, что венчаться в церкви Олеся не может: её род был проклят, и сила её - не от Бога. Иван Тимофеевич, человек образованный, часто пытался объяснить способности своей подруги с физиологической точки зрения, но многое всё равно оставалось непонятным. Ярмола же стал отдаляться от своего господина, что очень походило на затаённую вражду.

Конфликт с урядником

Как-то гость приходит и видит, что обе женщины подавлены и огорчены чем-то. Повесть «Олеся», краткое содержание которой мы рассматриваем, принимает новый оборот: в избу захаживал урядник. Он приказал внучке и бабке убраться за двадцать четыре часа, объяснив это тем, что ранее дом принадлежал старому помещику, а нынче отошёл к новому. Мануйлиха просит Ивана Тимофеевича помочь, так как урядник не соглашается отступиться даже за деньги. Олеся против этого. Тем не менее, герой встречается с урядником, но тот говорит, что ничего поделать не может: устав велит, чтобы все ходили в храм, а предсказания, согласно тому же уставу, находятся под запретом. Однако уряднику приглянулось ружьё, и хозяин дарит его в обмен на обещание, что хотя бы некоторое время тот не будет трогать женщин.

Возлюбленная отдаляется от Ивана Тимофеевича

Проблему Иван Тимофеевич решил, но отношения с Олесей с того момента резко изменились. От её доверчивой ласки не осталось и следа, а на смену ей пришла неловкость и принуждённость. Порой она впадала в задумчивость. Герой думал, что девушка не может простить ему вмешательство в историю с урядником. Однако сама девушка избегала откровенных бесед, да и прогулки их прекратились. Ивана Тимофеевича продолжает тянуть к Олесе. Как-то он даже провёл в их доме целый день, однако, вернувшись домой, понял, что заболел и почти неделю пролежал в постели. Чуть окрепнув, барин возвращается к Олесе и видит, что её глаза сияют любовью. Несмотря на возражения Мануйлихи, девушка соглашается на прогулку. Иван Тимофеевич понимает, в чём была причина такой суровости, отчего внучка так часто спорила с бабкой. Влюблённые признаются друг другу в своих чувствах, и следующая ночь становится для них волшебной сказкой. Олеся говорит, что не жалеет ни о чём, и что она - та самая дама треф, и именно с ней будет несчастье, но радость свою никому не согласна отдать. В сердце девушки зарождается смутное предчувствие беды.

Сказка любви

Приближается время отъезда героя. Уже месяц их сказка любви длится, они часто встречаются в лесу, так как старая Мануйлиха гостя встречает с неприкрытой злобой. Герой, хотя и с трудом может представить себе Олесю среди жён его сослуживцев, заговаривает с возлюбленной об отъезде и женитьбе. Та, в свою очередь, относится к его словам настороженно - она не желает сковывать его обещанием, но хотела бы пойти с любимым. Ей нужно время, чтобы всё обдумать и поговорить с бабушкой. Девушка, как и прежде, страшится церкви.

Шокирующее известие

На Троицу Иван Тимофеевич был вынужден отправиться по делам в соседнее местечко. На обратном пути со всех сторон его преследуют враждебные взгляды, пьяница выкрикивает непристойности. Герой приходит в ярость. Ярмола встречает барина со злой усмешкой и рассказывает о сегодняшней «потехе»: перебродские девчата словили ведьму на площади и избили её. Иван Тимофеевич спрашивает, какую ведьму, хотя сам уже знает, о ком идёт речь. Это была Олеся. Переборов свой страх, девушка пришла в церковь и, пытаясь не обращать внимания на косые взгляды, выстояла обедню. На выходе ей нагрубили, обсмеяли её, а затем какая-то старуха прокричала, что ведьму нужно вымазать дёгтем. Все принялись ловить Олесю. Девушке удалось сбежать, хотя вслед ей летели камни. Напоследок она развернулась и прокричала толпе, что им ещё предстоит вспомнить это и «наплакаться досыта».

Печальное расставание

Как заканчивается рассказ «Олеся»? Краткое содержание показывает нам последние сцены. Иван Тимофеевич, ощущая, что произошло непоправимое, бежит в лес, к любимой. Олеся лежит на кровати без памяти, лицом к стене. Мануйлиха плачет о внучке и ругает гостя. Девушка приходит в себя, но долго боится посмотреть на гостя - её лицо сплошь покрыто ссадинами и синяками. Иван Тимофеевич, не сдерживая слёз, целует её руку. Олеся говорит, что им с бабушкой через пару дней придётся уехать, чтобы не стать жертвами гнева сельчан. А на вопрос возлюбленного, как же он, отвечает, что им не судьба вместе быть и ничего, кроме горя, их не ждёт. Олеся просит Ивана Тимофеевича поцеловать её на прощание, говорит, что бабушка позволит.

Над деревней разражается гроза, идёт град. Ярмола говорит герою, что тому нужно уезжать - град, мол, наслала ведьма, да и про самого Ивана Тимофеевича ходят недобрые слухи. Герой желает предупредить Мануйлиху, но застаёт лишь пустой дом и красные бусы Олеси, которые девушка оставила ему на память о своей нежной любви.

Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» была написана в 1898 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Киевлянин». Ведущей темой повести «Олеся» является трагическая любовь паныча Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси. В образе главной героини Куприн воплотил тип «естественного человека», характерного для многих произведений автора.

Главные герои

Иван Тимофеевич – паныч (молодой барин), писатель, рассказчик, от его лица ведется повествование в повести.

Олеся – молодая девушка 20-25 лет, внучка Мануйлихи, владеющая сверхъестественными способностями.

Другие персонажи

Ярмола – полесовщик, слуга Ивана Тимофеевича.

Мануйлиха – старая ведьма, бабушка Олеси.

Никита Назарыч Мищенко – конторщик соседнего имения, приказчик.

Евпсихий Африканович – полицейский урядник.

Глава 1

По сюжету произведения судьба забросила рассказчика «на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья» Переброд, где его основным занятием и развлечением становится охота. От скуки герой пробовал лечить местных, а после – обучить грамоте полесовщика Ярмолу.

Глава 2

Как то в непогожий вечер, когда за окнами дул сильный ветер, Ярмола рассказал, что пять лет назад в их деревне жила ведьма Мануйлиха, но ее с внучкой выгнали из села в лес за то, что старуха колдовала. Сейчас они живут возле болота за Ириновским шляхом.

Рассказчику становится любопытно познакомиться с ведьмой, и он просит Ярмолу отвести его к старухе, но полесовщик, сильно рассердившись на героя, отказывается, так как не хочет встречаться с ведьмой.

Глава 3

Вскоре во время охоты, преследуя зайца, рассказчик заблудился. Мужчина вышел к болоту и увидел хату, которую принял за жилье местного лесника – «это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках» .

Зайдя в жилище, рассказчик понял, что пришел к местной ведьме – Мануйлихе, внешность которой имела «все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос» , ее «выцветшие, когда-то голубые глаза, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы» . Старуха пыталась как можно быстрее выпроводить рассказчика, но мужчина уговорил ее погадать ему за деньги.

Не успела она закончить гадание, как хату вошла «рослая смеющаяся девушка» с ручными зябликами. «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» » . Это была высокая брюнетка с большими, блестящими, темными глазами, «которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности» . Звали ее Олеся. Девушка объясняет мужчине, как добраться домой и разрешает ему зайти к ним еще как-то.

Глава 4

Весной, «как только немного просохли лесные тропинки» , рассказчик снова «отправился в избушку на курьих ножках» . Девушка встречает его намного приветливее, чем старая Мануйлиха. Обсуждая с Олесей гадание, мужчина просит погадать ему, но девушка отказывает и признается, что уже раскладывала на него карты. По гаданию он «человек хотя и добрый, но только слабый» , «слову своему не господин» , «любит над людьми верх брать» и «больно охоч» к женщинам. Жизнь у него будет невеселой, что он никого «сердцем не полюбит» , а тем, кто его будет любить, он «много горя принесет» . А в этом году его ждала «большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы» с темными волосами, которой эта любовь принесет «печаль долгую» и «большой позор» . Рассказчик удивлен, так как не верит, что может кому-то «столько неприятностей сделать» . Но девушка заверяет его, что, когда ее слова сбудутся, он сам увидит. Олеся признается, что многие вещи она видит и без карт: например, близкую смерть человека, а способности эти передаются в их роду от матери к дочери.

Глава 5

После ужина Олеся сама вызвалась проводить рассказчика. Девушка рассказывает, что раньше Мануйлиха умела лечить людей, искать клады и много другого. Мужчина, не совсем веря в такие способности, просит Олесю что-то показать из того, что она умеет. Девушка достала нож, сильно порезала рассказчику руку и тут же заговорила рану, остановив кровь. Затем сказала ему идти впереди себя не оборачиваясь. Олеся наколдовала, чтобы мужчина, пройдя несколько шагов, спотыкался на ровном месте и падал. Прощаясь, девушка спрашивает имя рассказчика (здесь оно впервые встречается в повести) – Иван Тимофеевич.

Глава 6

С этого дня рассказчик стал частым гостем у Мануйлихи, он много времени проводит вместе с Олесей – они «все сильнее и крепче привязывались друг к другу» . Иван Тимофеевич, расспрашивая Олесю о ее способностях, пытался понять их природу. Как-то мужчина сказал девушке, что если она влюбится, то ей нужно будет венчаться в церкви. Олеся ответила, что не посмеет показаться в церкви, ведь «уже от самого рождения» ее «душа продана ему [дьяволу]» .

Глава 7

Однажды, придя к Мануйлихе, рассказчик сразу заметил «удрученное настроение духа» старухи и Олеси. Девушка долго отнекивалась, но Мануйлиха не выдержала и сама рассказала мужчине, что вчера к ним приезжал местный урядник и потребовал, чтобы женщины быстро покинули деревню, иначе он отправит их по «этапному порядку» . Старуха пыталась откупиться от него, но урядник не захотел брать деньги.

Глава 8

Иван Тимофеевич приглашает урядника, Евпсихия Африкановича, к себе в гости и, угощая его старкой (крепкой водкой), просит оставить Мануйлиху и Олесю в покое. Взамен рассказчику приходится подарить свое ружье.

Глава 9

После случая с урядником в общении Ивана Тимофеевича и Олеси «появилась какая-то непреодолимая неловкая принужденность» , их вечерние прогулки прекратились. Рассказчик же все время думал о девушке, но был рядом с ней «робким, неловким и ненаходчивым» .

Неожиданно Иван Тимофеевич заболевает – его «шесть дней била неотступная ужасная полесская лихорадка» .

Глава 10

Через пять дней после выздоровления Иван Тимофеевич пошел к Мануйлихе. Увидев Олесю, мужчина понял, как она была ему «близка и мила» . На этот раз девушка пошла его провожать и призналась, что была к нему холодна, так как боялась будущего – думала, что можно «уйти от судьбы» . Олеся признается Ивану Тимофеевичу в любви, целует его, мужчина говорит, что тоже любит ее. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку» . «Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней» .

Глава 11

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка» любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Однако подошло время рассказчику уезжать из деревни. Мужчина все чаще думает о том, что хотел бы жениться на Олесе.

В середине июня Иван Тимофеевич признается девушке, что скоро уезжает и предлагает стать его женой. Олеся говорит, что это невозможно, так как она необразованная и незаконнорожденная. Рассказчик понимает, что на самом деле девушка боится венчания церкви. Олеся говорит, что ради их любви она готова перебороть себя и назначает встречу в церкви на следующий день.

Глава 12

На следующий день был праздник св. Троицы. Иван Тимофеевич до вечера пробыл по служебным делам в соседнем местечке и опоздал на церковную службу. Вернувшись домой, от конторщика Мищенко, мужчина узнает о том, что днем в деревне была «потеха» – «перебродские дивчата поймали здесь на площади ведьму. Хотели дегтем вымазать, да она вывернулась как-то, утекла» . Как оказалось, Олеся пошла в церковь. Во время службы все на нее оглядывались, а когда девушка вышла, бабы обступили ее и начали всячески оскорблять и осмеивать. Олеся прорвалась через толпу, ей вслед начали бросать камни. Отбежав на безопасное расстояние, Олеся остановилась и, повернувшись к толпе, пообещала, что они все еще за это «наплачутся досыта» .
Дослушав конторщика, Иван Тимофеевич быстро поехал в лес.

Глава 13

Приехав к Мануйлихе, рассказчик застал Олесю без сознания. Старуха начала отчитывать мужчину, что это он виноват в случившемся – именно он «подбил» девушку пойти в церковь. Очнувшись, Олеся говорит, что им нужно расстаться, так как ей и бабушке теперь придется покинуть деревню. Прощаясь, девушка признается, что хотела бы от Ивана Тимофеевича ребенка и очень жалеет, что его нет.

Глава 14

Вечером над деревней прошла сильная гроза с градом, который побил у людей жито. Утром Ярмола посоветовал рассказчику как можно быстрее уехать из села, потому что громада, уверенная, что это дело рук колдуньи, с утра «бунтуется» , нехорошо упоминая и о самом Иване Тимофеевиче.

Рассказчик торопливо собрался и поехал в лес, чтобы предупредить Мануйлиху и Олесю. Однако их хата была пуста, в ней присутствовал «беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда» . Мужчина уже собирался уйти, как увидел нитку дешевых красных бус «известных в Полесье под названием «кораллов» , – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви» .

Вывод

Даже по краткому пересказу «Олеси» видно, что Куприн смог ввести в традиционно реалистичное повествование (повесть написана в рамках литературного направления неореализм) романтическую героиню – внучку колдуньи Олесю, противопоставляемую в произведении остальным героям. В отличие от образованного Ивана Тимофеевича, девушка выросла вне общества и цивилизации, но от природы наделена душевным богатством и внутренней красотой, чем и привлекла главного героя. Трагичная история любви, описанная в повести, вдохновила многих режиссеров – произведение было трижды экранизировано.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести Куприна «Олеся» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 6351.