В каком году родился роберт бернс. Роберт бернс краткая биография. Большой город и высший свет

Смысл названия романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда возбуждают его про­изведения, примешивается чувство сожаления и горечи. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить другого настолько же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Лермон­тов погиб спустя четыре года после смерти Пушкина. И в эти че­тыре года были созданы его лучшие поэмы, стихотворения и гени­альный роман «Герой нашего времени».

В романе решается проблема, почему люди умные и энергич­ные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот воп­рос Лермонтов отвечает историей жизни Григория Печорина - молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX столетия. Главная тема романа - изображение типичной лич­ности дворянского круга и ее жизни после поражения декабрис­тов. Ведущая мысль - осуждение этой личности, а еще - резкое неприятие породившей ее социальной среды. Почему же роман так назван? Почему Печорин - «герой своего времени»?

Это романтик по характеру и поведению, человек исключитель­ных способностей, выдающегося ума, сильной воли. Ему свой­ственны самые высокие стремления к общественной деятельнос­ти и пылкие желания. Он возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. Ему известны социально-фило- софские теории утопистов, объективных и субъективных идеали­стов. Сам он материалист и атеист. Главный недостаток видит он в неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократов, Печорин бли­же сходится с людьми демократических взглядов.

Печорин не лишен добрых порывов и не скрывает своего со­чувствия к угнетенным, но его благие стремления не получили раз­вития. Духовная пустота высшего света исказила и заглушила воз­можности Печорина, изуродовала его нравственный облик, сни­зила свойственную ему (как и многим другим молодым людям того времени) жизненную активность. По Словам Н. Г. Чернышевско­го, Печорин - «пример того, какими становятся лучшие, силь­нейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной об­становки их круга». Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Сомнения опусто­шили Печорина до того, что у него остались только два убежде­ния: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Разошедший­ся со светским обществом, к которому он принадлежит по рожде­нию и воспитанию, обличающий его, он творит жестокий суд над собой, в этом, по словам В. Г. Белинского, «сила духа и могуще­ство воли».

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже самому себе. «Насыщенная гор­дость» - так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной при­хоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и по­губил. Им несправедливо и совершенно незаслуженно обижен ста­рый добрый штабс-капитан Максим Максимыч. Ради пустого во­локитства и любопытства он разорил гнездо «честных контрабан­дистов». Им нарушен семейный покой Веры, грубо оскорблены любовь и достоинство княжны Мери.

Печорин, по оценке Н. А. Добролюбова, не зная куда идти и куда девать свои силы, истощает жар души на мелкие страсти и ничтожные дела. Положение и судьба Печорина трагические. Тра­гедия Печорина в том, что его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скеп­тицизм. Разуверившись во всем, разъедаемый самыми мрачными сомнениями, он, как и множество молодых людей его времени, жадно тянется к осмыслен ной, социально-направленной деятель­ности, но в тех обстоятельствах ее не находит. Печорин - страда­ющий эгоист, эгоист поневоле, по обстоятельствам, определяю­щим его характер и поступки.

Лермонтов показывает, что на характер человека влияют со­циальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родил­ся «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, ост­рый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. В том, что пре­красные задатки Печорина погибли, виновато общество, вино­ваты социальные условия, в которых воспитывался и жил г ерой. Автор создал правдивый, типический образ, в котором отрази­лись существенные черты целого поколения: «…это портрет, со­ставленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению 30-х годов. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» - говорит он всем содержанием книги. Они «не способны более к великим жертвам ни для блага человече­ства, ни даже для собственного… счастья». Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам. Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «ис­торию души человеческой». В. Г. Белинский говорил, что ро­ман - правдивое произведение, в котором нашли отражение об­щественные проблемы, волновавшие передовых, мыслящих со­временников: «… какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…».

Существует несколько причин, по которым М. Ю. Лермонтов выбрал такое название для романа. Во-первых, центральный персонаж - яркий представитель своего времени, его взгляды - это отображение стремлений и надежд эпохи. Автор раскрывает крайне противоречивую личность, находящуюся в постоянном поиске истины. Но способен ли Григорий Печорин найти ее?

Почему Печорин как герой своего времени выражает эпоху?

Главный герой, как и Евгений Онегин, не чувствует себя счастливым, но не внутренняя пустота сделала его эгоистичным человеком, этому виной совсем другие причины. Михаил Лермонтов объясняет личностные особенности представителей своего поколения влиянием внешних обстоятельств и, прежде всего, воздействием всего общественного уклада. Григорий Печорин наделен свободой выбора, но его действия отражают не столько собственные желания, сколько власть над его жизнью внешних сил.

Главного героя трудно назвать представителем большинства. В России времен Николая I таких было не так уж и много. Но именно в образе Печорина нашли свое отражение типичные черты дворянина 30-х годов.

Его взгляды на мир далеки от обывательских, почти мещанских взглядов дворянского сословия. У Печорина живой, неординарный ум, который отличает его от большинства. Критический подход к действительности часто аналогичен мнению самого писателя.

Характеристика времени, описанного М.Ю. Лермонтовым в романе

В тот период, когда создавался «Герой нашего времени» происходили важные события. В Россию стали проникать работы Гегеля, Фурье, Руссо и других философов европейского Просвещения.

В то же время в нашей стране начала оживать собственная социально-философская мысль, которая выразилась в формировании идеологии славянофильства. Это время, когда начинали возникать идеи и тенденции, еще не до конца осознанные, но уже громко заявившие о своем существовании. Поэтому и произведение М. Ю. Лермонтова отражает «незавершенность» эпохи.

Слово «герой» в названии романа и его значение

Это многозначное слово, поэтому попробуем разобраться в том, какой же смысл оно несет в себе в заглавии. Герой - главное действующее лицо произведения, яркий представитель своего времени, который получил такое звание за особые заслуги. Но действительно ли Печорин заслуживает права именоваться героем, ведь не все его поступки можно назвать героическими. Он, безусловно, выделяется на фоне толпы, и, в результате, события, в которые персонаж вовлечен, отличаются необыкновенностью.

Печорин - завершенный характер, то и дело попадающий в необычные ситуации. Автор представляет его как личность, чье появление в этой эпохе вполне закономерно. Вероятно, другие герои и не могли возникнуть в это время.

Да, он отличается от других, но все же именно он типичный представитель своего отрезка истории. Хандра, внутренняя раздвоенность и эгоизм свойственны не только ему, но и всему обществу.

В итоге оказывается, что при выборе названия Михаил Лермонтов руководствовался стремлением представить Печорина в качестве «визитной карточки» своего времени. Образ главного героя соединяет типичность и уникальность. При этом мы отчетливо понимаем, что в другую эпоху судьба Печорина сложилась бы по-другому.

Согласно изначальному замыслу Лермонтова , Герой нашего времени должен был выйти в свет не как цельный роман, а как сборник отдельных повестей о Печорине. В 1839-40 годах они публиковались в журнале Отечественные записки, однако в конце 1840 года вышла целая книга, и тогда все поняли, что получилось единое связное произведение. Оценка романа «Герой нашего времени» критиками была глубоко положительная, даже Белинский восхищался художественным талантом Лермонтова.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В образе главного героя Лермонтов очень ярко показывает, каков он - герой их времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох, Чацкого и Онегина. Это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. У нет выбора, он вынужден подчиняться приказам. Таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени - это представитель потерянного поколения , которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире.

Черты романтизма в романе

Публике сразу стало понятно, что это произедение принадлежит к течению романтизма . Герой нашего времени содержит множество типично романтических черт:

1) Например, автобиографизм Печорина ; многие его мысли - это мысли Лермонтова, многие описанные в романе события происходили на самом деле. Только внешность у героя другая - ее Лермонтов списывал со Столыпина, поскольку сам был некрасив, а Столыпину очень завидовал.

2) Большое внимание уделяется внутреннему миру героя : Печорин ведет дневник, где отображаются все его чувства.

3) Сама личность Печорина содержит множество загадок . Непонятно, откуда Печорин с самого начала взялся и из-за чего потом умер.

4) Герой очень яркий , он находится в постоянном конфликте с окружающими и стремится к свободе. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных героев романа .

Путем романтического осмысления своего героя Лермонтова старается описать свою эпоху и свое поколение. Именно об этом и говорит само название романа. Показано, что изначально Печорин - это очень яркая и богатая натура, в нем заложено много хорошего. Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в лишнего человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в трудной ситуации.

Образы романа «Герой нашего времени»

Образ Печорина является спором с образом Онегина: это два разных героя разных эпох. В пушкинскую эпоху, когда жил Онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что Онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам. С Печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у Печорина выбор невелик - либо служба, либо отставка.

Хотя в случае Печорина и отставка невозможна - он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. Именно этот факт и усугубляет юнкер Грушницкий. В разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован. Таким образом, получается, что Грушницкий хвастается тем фактом, который для Печорина является стыдным и оскорбительным.

Грушницкий - это пародийный двойник Печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. Это и происходит на их с Печориным дуэли. Здесь Лермонтов опять позволяет себе отсылку к Евгению Онегину Пушина, однако параллель неточная: Грушницкий никогда не был другом Печорина, а смерть его - вовсе не случайность, как это было с Ленским, а закономерность. Таким образом Печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.