Самые ужасные пытки в истории человечества (21 фото). Закат Этрурии: в кольце врагов Военная организация и экономика

Этру́ски (итал. etruschi , лат. tusci , др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί-тиррены, самоназв. Rasenna, Rasna или Raśna ) - древние арийские племена хеттско-праславянского древа, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область - древняя Этрурия , современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и сформировавшую ее.Часто то,что относят к римлянам,является остатками этрусков.Римская триумфальная арка - это не что иное как городская арка этрусков. Капитолийская волчица создана в Этрурии.

Кем и где были славяне до того, как их стали так именовать? Археологические открытия последнего столетия на Апеннинском полуострове и Балканах стали революционными для историографии Европы: они привели к возникновению новой области историографии - этрускологи, затронув не только античное и раннее римское время. Полученные сведения дали исчерпывающий материал, который позволил полностью идентифицировать культуру этрусков, включая язык, религию, традиции, обряды, быт. Эти признаки культуры позволили проследить историю развития этрусско-римской цивилизации вплоть до нашего времени. Они пролили свет на многие "белые пятна" истории и "темные времена" исторической литературы. Они дали ответы на фундаментальные вопросы, касающиеся предыстории славян. Общий вывод заключается в том, что этруски являются протославянами: большое число материальных данных демонстрируют тождественность культур этрусков и древних славян, и нет ни одного факта противоречащего этому. Все фундаментальные признаки культур этрусков и древних славян совпадают. Кроме того, все фундаментальные признаки, объединяющие культуры этрусков и славян, являются уникальными и отличаются от других культур. Нет ни одного другого народа, который бы обладал хотя бы одним из этих признаков. Иными словами, культура этрусков не похожа ни на кого, кроме славян, и наоборот, славяне не похожи ни на кого в прошлом, кроме этрусков, т.е. у этрусков нет других потомков, кроме славян. Это основная причина того, почему этрусков настойчиво пытаются "похоронить".
Достоверные данные показывают, что родиной народов, которых именуют ныне славянами, является юг Европы. Есть два фундаментальных достоверно подтвержденных факта истории Византии: во-первых, население европейской части Византии с V века постепенно стало именоваться также и славянами; с другой стороны, до образования славянских княжеств территории Римской и Византийской империй: от Черного мора до Альп и Апеннин, побережье Адриатики - это единственно достоверно установленные территории постоянного присутствия культуры древних славян . Имя "славяне" не было ни оригинальным названием народа, ни их самоназванием. Это название, восходящее к слову "славный", сложилось в средние века как общее название части византийского и бывшего византийского населения, стойко исповедовавшего языческий монотеизм бога Перуна, и в именах которых было распространенным окончание "слав" (Мирослав, Ростислав и т.д.). Речь идет о развитом оседлом народе с государственной социальной культурой, народе, структура языка, дохристианская религия и традиции которого восходили к античным временам Рима. Как же возник этот народ со столь высокой государственной культурой,- культурой, которая нарабатывается многими веками, складывается непросто и далеко не всеми народами прошлого была достигнута? Где истоки столь высокого уровня развития славянских княжеств в X-XII веках? Какова предыстория славян, или, иначе, предславянская история народа, названного этим именем (термин "славяне" появился только в X веке н.э.). Кто же действительно и где были предки славян? Что есть мифы, гипотезы, а что - реальность?
К сожалению, историография славян не может опираться на достоверные письменные источники. Проблема невыживаемости и недостоверности выживших исторических письменных источников общая, но в случае предыстории славян она критическая - предысторию славян на основе одних лишь сведений из немногих сохранившихся и неоднократно переписанных памятников исторической литературы, которым удалось выжить, достоверно реконструировать нельзя. Сохранившаяся литература средних веков о славянах скудна и отражает лишь противостояние между нарождающимся христианством и монотеистическим язычеством бога Перуна, который проповедовали древние славяне (приверженность императоров Византии Христу-Радимиру и Перуну также колебалась, часть императоров были язычниками, часть - христианами).
Но отсутствие правдивых письменных сведений - это еще не конец историографии. Ведь народ идентифицируется не тем, что высказали автор или более поздний переписчик памятника исторической литературы о тех, кого принято сейчас называть древними славянами. Существуют объективные признаки народа и критерии его идентификации.
Народ идентифицируется своей культурой (всеми ее частями), то есть тем, что нарабатывается многими веками. Тремя фундаментальными признаками культуры, которые самодостаточны для идентификации народа, являются: язык, его структура, дохристианская религия, традиции, обряды и обычаи. Иными словами, если эти фундаментальные признаки культуры совпадают у двух народов настоящего и прошлого, то это - один и тот же народ в разное время. Культура - это несравнимо больше, чем просто название народа. Названия многих народов Европы были разным, менялись со временем, и это явилось источником путаницы в письменных и источниках и предметом спекуляций в более позднее время. Обьективное значение имеет лишь самоназвание. Для исторической идентификации народа важен также четвертый фундаментальный признак - уровень социальной культуры: оседлый государственный, полукочевой, кочевой.
В первом тысячелетии до н.э. большую часть территории Апеннинского полуострова, южной части Альп и побережья Адриатики занимали этруски. Они определяли развитие этого региона в последнем тысячелетии до н.э. и в первой половине 1-го тысячелетия новой эры. В период возникновения Рима территория этрусских городов простиралась от Альп, от Венето-Истрийского района до Помпеи. Этo была одна из самых развитых античных цивилизаций. Уникальные особенности этрусской культуры - наличие письменности в современной буквенной форме, наличие полноценной развитой религии, а также уникальная социальная и федеративная организация общества,- определили развитие этого региона и всей Европы на многие века.
Археология свидетельствует о высокой степени общности культуры населения Аппенинского полуострова, Альп и Адриатики. Степень этой общности была по ряду признаков (по крайней мере в социально-политическом развитии) более высокой, чем общность разрозненных греческих городов того времени. Это не удивительно, ибо население проживало значительно более компактно ввиду уникальности полуострова и его географического положения и имело более тесные связи, чем население греческих городов, разбросанных на тысячекилометровых расстояниях по побережьям различных морей.
Рим как реальное стабильное поселение возник как один из городов этрусской федерации - лиги городов и, как все другие этрусские города, первоначально управлялся королями. Во времена правления Сервия Туллия и Супербуса Тарквиния Рим становится самоуправляемым, хотя и экономически еще зависимым городом. В Риме действовали этрусские религия, письменность, цифры, календарь, праздники. После изменения политического устройства Рима - перехода к республиканскому правлению, давшему некоторые права плебеям ("latum pedes") - город стал более самостоятельным, но это имело экономические последствия. Не имея своей области, Рим испытывал трудности с продовольствием. Хлеб и другие продукты завозились с моря, через Остию (Устию) в устье Тибра. Риму была необходима своя сельскохозяйственная область. В результате переговоров с этрусскими королями и военных кампаний, в основном с самнитами, небольшая область к юго-востоку от Рима была к нему присоединена. В присоединенный район вошли некоторые этрусские города (Тускулум, Прэнесте, Рутула), а также часть прилегающих к ним земель сабинов, марсов, самнитов, вольсков. Этот "интернациональный" регион стал называться "Latium" - оно переводится с латинского языка как "расширение, окружение". В античные, доримские времена, населением этой области были этрусски, сабины, марсы, самниты, осканы, умбры. Из племен известны лишь племена помптиниев, уфентиниев, герников. Среди проживавших здесь античных народов латины не числились. Археологические данные показывают, что в Латии также преобладала этрусская культура. На одном из живописных Белых Холмов этой области рядом с этрусским городом Тускулум, в котором родились такие известные этруски, как Катон Прискус и Цицерон, была установлена одна из статуй главного античного бога этруссков Иеовы (Юпитера). Рим предложил новую политическую систему - республику, которая через несколько веков утвердилась во всей этрусской федерации. Ношение этрусской туники (тоги) было признаком римского гражданства.
Установлено, что основой письменности Рима является этрусский алфавит и письменность. Никто, кроме этрусков, в период возникновения Рима буквенной письменностью не обладал. Этруски интенсивно контактировали с финикийцами (Карфаген), которые, как известно, передали свой алфавит грекам. Самый ранний известный в истории буквенный текст - инскрипция на "чаше Нестора", найден на территории проживания этрусков. Алфавит Рима (латинский алфавит) - это (римский) вариант этрусского алфавита. Так же, как, скажем, ионический, афинский, коринфский и другие являются вариантами греческого алфавита. В Риме был изменен шрифт витиеватых этрусских букв на более простые и легкие в начертании. Этрусский шрифт продолжал использоваться священниками и в особых случаях. Язык Рима имеет структуру этрусского языка. Словарь латинского языка сформировался на основе этрусского языка и языка других этнических групп, прибывавших в Рим, в основном сабинов. Пантеон античных богов Рима составили античные боги этрусков. Служба в храмах Рима проходила по античным этрусским книгам. Не только короли, но и часть будущих римских императоров и многие выдающиеся деятели были этрусками по происхождению.
В современной историографии существует неразрешимая проблема, состоящая в том, что нет никаких достоверных исторических данных, ни письменных, ни археологических, подтверждающих реальность античных племен "латинов"; они не были известны ни до возникновения Рима, ни в течение трех-пяти веков после основания города. Следует различать термины "античные латины" и "латины" (поздние). В раннеe римское время античное население территории будущего Латия состояло из различных народов, среди которых античное племя "латинов" известно не было. Они не были известны ни самым первым античным авторам - современникам возникновения Рима и авторам греческой мифологии Гесиоду, Гомеру, ни более поздним историкам Фукидиду и Геродоту, писавшим уже спустя 300 лет после основания города. Нет слов с основой "латин", "латинский" и в первом опубликованном своде законов Рима "XII таблиц", написанном спустя два века после возникновения города. Первое литературное употребление термина "социум латины" появилось лишь более чем через пять веков после возникновения Рима и обозначало обычно неполных граждан республики. Нет также никаких археологических данных, подтверждающих существование античного племени "латины", нет ничего, что можно было бы как-то с ними связать. Широкие и массированные попытки найти какие-нибудь реальные доказательства существова-ния племени "латинов" на территории Латия были предприняты еще раз во второй половине прошлого века. Но они вновь нужного результата не дали: в Латии было обнаружено еще несколько этрусских городов.
Таким образом, история не располагает никакими данными, ни письменными, ни археологическими, подтверждающими реальность существования античных племен "латинов". Термины "латинский язык", "Латий", "латины" возникли через 3-5 веков после возникновения Рима. Эти термины непосредственно не связаны друг с другом, однако имеют общий лингвистический корень - латинское слово "latum", означающее "широкое, общее". Слово "латинский" может быть переведено с "латинского" языка как "широкий, общий", и ничего дополнительного не требует для обьяснения своего значения и происхождения. Такое нейтральное название языка не уникально в истории - такое же название возникло и для первого общего греческого языка; он назывался "коине диалектос", что в греческом языке имеет то же самое значение, что и "латинский язык" в латинском - то есть "общий язык". Народ "коине" также никогда не существовал. Впоследствии это первое название греческого языка перестало широко употребляться, и вопрос о возможном существовании племен "коине" сам собой отпал. Но с названием языка Рима этого не произошло, оно сохранилось и породило гипотезу античных латинов. Нечто сходное наблюдается и сегодня в процессе усвоения английского языка отсталым населением тихоокеанских островов. Образовавшийся гибрид получил презрительное наименование "пиджин-инглиш", или просто "пиджин", т.е. буквально: "свиной английский". И не исключено, что через две тысячи лет историки будут настивать на существовании отдельного народа "пиджин".
Язык, именуемый "латинским", сформировался в Римской республике через несколько веков после возникновения Рима в результате смешения нескольких языков. Подобное "латинское" название получил и небольшой аграрный регион Латий, что переводится с латинского языка как "расширение, окружающее". Социально-правовой термин "латины" не был этническим и относился к любому жителю Римской республики, который не имел полного римского гражданства и не обладал всеми "римскими" правами. Римлянин, например, не мог быть в рабстве у другого римлянина; в то же время римлянин мог иметь у себя раба из латинов.
Через два века после перехода к республике официальный язык Рима и язык армии стали называться "латинскими", но сама республика, ее граждане, право, затем империя, императоры, все структуры власти остались "римскими". Термины "римский" и "латинский" неэквивалентны, у них разное происхождение и разное содержание.
Термины "латинский", "Латий", "латины" - не единственные термины, этимология которых восходит к общему корню "latum". Верховный бог античного пантеона богов этруссков Иеова (Юпитер) в Римской республике называли еще и "Латиаром" (еще один алтарь Иеовы находился в это же время в Македонии); "latus fundus" означало "большое хозяйство, латифундия", "lati-clavus" означает "широкая полоса" и знаменита тем, что ее носили на своих тогах сенаторы, "latum pedes" - плебеи и основная часть римской армии и т.д. Иными словами, все латинские слова с основой лати(н) происходят от одного общего корня - прилагательного "широкий, общий". И история не располагает никакими данными говорящими в пользу какого-либо этнического содержания этих слов.
Основной лингвистический факт истории Европы состоит в том, что латинский и славянские языки имеют общий генетический корень. Происхождение языка не может быть установлено просто лишь на основании совпадения некоторых слов, т.к. множество слов в результате развития контактов перешли из одного языка в другой. Во всех современных языках есть большое число слов, заимствованных из латинского языка.
Генетическим корнем языка является структура его грамматики. Слова могут легко меняться, заимствоваться и переходить из одного языка в другой, но грамматический строй, структура языка, его морфология, синтаксис при этом не меняются. Структура языка, в отличие от словаря и фонетики, консервативна и не меняется, как показывает история, тысячелетиями. Устойчивость грамматики демонстрируют все известные языки с долгой историей. Примерами могут служить греческий и латинский языки. Грамматика греческого языка не изменилась за 2800 лет. Сохранились все принципы грамматики, категории, изменились лишь некоторые окончания в нескольких типах склонений и фонетика. (Фонетика может отличаться в одно и то же время в разных местах проживания.) В то же время словарный запас греческого языка изменился почти полностью, и менялся он не один раз.
Такую же устойчивость демонстрирует и грамматика латинского языка: структура грамматики, все ее категории, принципы, формы, конструкции сохранились. Изменились лишь некоторые окончания. В то же время словарный запас латинского языка менялся. Вообще любой живой язык являет собой пример того, как сильно менялся его словарный запас за относительно небольшой промежуток времени. У каждого европейского языка в настоящее время есть т.н. "старый язык" - его предшественник, которым пользовались всего 7-8 веков назад. Но то, что объединяет каждый язык со своим "старым языком" - это структура языка и грамматики.
(продолжение следует)

Эта цивилизация процветала между 950 и 300 до н.э.. в северо-западной части Аппенинского полуострова между рекой Арно, протекающей через Пизу и Флоренцию, и Тибром, протекающим через Рим. Издревле эта область носит историческое название — Тоскана (в древности — Тусция), названная так коренными италийскими племенами по имени народа, населившего и облагородившего ее — тусков.

Этрурия располагалась в местности с прекрасным мягким климатом, широкими долинами, с плодородной почвой, словно самой природой приготовленной для земледелия. Хватало там и лесов, и минеральных ресурсов, которые этруски умело эксплуатировали, наладив производство замечательных металлических изделий, в особенности бронзовых скульптур, равных которым не было во всем Средиземноморье. Славились и этрусские вина, пшеница, лен. Раньше других на Аппенинском полуострове они занялись торговлей, установив связи со всеми крупными торговыми центрами Средиземноморья, успешно конкурируя с финикийцами и греками. Их моряки довольно часто занимались пиратством, что, впрочем, в те времена было почти синонимом. И делали они это с таким размахом, что греки даже сложили легенду о том, что сам бог Дионис во время своих скитаний попал в плен к этрусским пиратам. Само море было названо в их честь Тирренским, ибо греки называли их тирренами. Этрусками же позднее стали называть их римляне, сами они называли себя расенами или расна.

И кто, кроме греков, таких же славных мореходов, мог дать имя морю? Но именно этруски стали подлинными талассократами — хозяевами всего Западного Средиземноморья.

Но не только моряками и торговцами они были — этруски основали немало городов и колоний на Корсике, Эльбе, Сардинии, Балеарских островах и в Иберии. Они подчинили себе также важные области по западному побережью Италии — Лаций и Кампанию. Этруски проникли в Северную Италию, основав и там ряд городов. Они занимались осушением болот, возведением каменных стен вокруг городов, прокладкой канализации. Представители аристократии в этрусских городах, объединенных в лиги двенадцатиградий, уже жили в каменных домах, больше похожих на дворцы, когда жители соседнего Рима все еще обитали в примитивных постройках.

Но именно в Риме, возникшем на холмах среди болот, зародилась будущая угроза Этрурии. Спустя столетие, этруски предприняли немалые усилия для того, чтобы подчинить себе усиливающийся Рим — по преданию, три последних римских царя были представителями этрусской династии и многое сделали для «окультуривания» и города, и его жителей. Влияние Этрурии распространилось почти на всю Италию. Однако, счастье отвернулось от этрусков и неудачи стали преследовать их одна за другой. Вначале греки разбили в крупном морском сражении их некогда непобедимый флот. Затем, возмущенные неподобающим поведением царского сына, римляне изгнали из города весь царский род. Затем восстали самниты, после было нашествие галлов. Рим же окреп настолько, что не желал больше никому подчиняться. Уроки этрусков они усвоили хорошо, переняв многое и в военном деле. Время для Этрурии словно побежало быстрее. Золотой век окончился: уже бывшим повелителям Рима, еще недавним союзникам приходилось в тяжелых боях сдавать свои города один за другим. Но римляне были ненасытны — бесконечные войны требовали все новых средств. Сопротивление жестоко подавлялось. Последний этрусский город пал в 406 г. до н.э. Римляне щедро использовали раздачу привилегий для привлечения на свою сторону непокорных. Этруски смирились, со временем даже перешли на латынь.

Однако самое страшное, как оказалось, ждало впереди. Во время террора диктатора Суллы были уничтожены последние этруски.

Этруски многое дали римлянам — кроме уже упоминавшихся навыков в различных ремеслах и искусствах, они дали им алфавит и цифры (так называемые римские цифры, которыми мы пользуемся до сих пор, на самом деле были изобретены этрусками), даже символ Рима — знаменитая волчица — и тот этрусской работы.

Многое известно об этрусках. Многое, но не все…

Кто они были и откуда пришли на земли Италии? Некоторые источники сообщают, что они явно выделялись среди окружающих племен своими приземистыми фигурами с крупными головами и толстыми руками.
Этот народ сформировался тремя волнами миграций: из Восточного Средиземноморья (Анатолии); из-за Альп (Реции); из Северно-Каспийских степей (Скифии).

В пользу этой теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа.

Тит Ливий приводит полулегендарную версию о северном происхождении этрусков от приальпийских племён. Проникновение мигрирующих северных племён - носителей культуры Протовилланова на Апеннинский полуостров принимается большинством специалистов. В рамках данной гипотезы, этруски-расены состояли в родстве с альпийскими ретами, и в таком случае их допустимо рассматривать в качестве автохтонного, доиндоевропейского населения Центральной Европы, вобравшего в себя в разное время пришлые культурные и этнические элементы из Сардинии и, возможно, Малой Азии.

А отношение этрусков к женщинам настолько шокировало греков и римлян, что они называли его безнравственным. Для них было неприемлемо, что женщины этрусков пользовались независимым общественным положением и имели влияние в таких важных делах, как вопросы культа.

Происхождение этрусков остается тайной до сих пор. Одни археологи полагают, что они мигрировали из Эгейского региона, другие, что — из Северной Европы. Некоторые считают, что их культура зародилась непосредственно в Тоскане, внезапно получив толчок для быстрого развития.

Сами этруски верили, что являются потомками Геракла.

В XVI в. утверждалось, что после Потопа Ной основал двенадцать городов в Этрурии и что его тело покоится в окрестностях Рима. Добавляли к этому, что Геркулес Ливийский был основателем Флоренции. Эти идеи были весьма распространены во Флорентийской Академии.

Другой загадкой является язык этрусков. Несмотря на то, что известно около десяти тысяч различных текстов этрусков, и мы можем даже их прочесть, но никто еще не смог убедительно доказать, что он понимает, что означают эти записи. Потому что никто не знает, на каком языке говорили этруски.

Италия в Новое время (1559-1814)

Современная история

Военная история Италии

Экономическая история Италии

Избирательная история

История моды в Италии

История денег в Италии

История музыки в Италии

Портал «Италия»

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря ».

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего, или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Римской Республики. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Погребальная урна в виде хижины. IX век до н. э.

Самым важным из этрусских источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ей первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха на полях урн.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. этрускам было даровано римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был почти завершён. И всё же во II веке н. э. некоторые этруски говорили на своём языке. Гораздо дольше просуществовали гаруспики , этрусские предсказатели. Однако этрусская история была завершена.

Искусство

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Наука

Об этрусской науке нам известно очень мало, за исключением медицины, вызывавшей восхищение у римлян. Этрусские врачи хорошо знали анатомию, и не случайно древний историк писал про «Этрурию, прославленную открытием лекарств». Некоторых успехов они достигли в стоматологии: в некоторых погребениях, например, даже были найдены зубные протезы.

Очень мало дошло до нас также сведений о литературе, научных и исторических трудах, созданных этрусками.

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов оказывал влияние на территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшим двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

Быт

Описанные выше дома и гробницы принадлежали людям, которые могли себе позволить приобретать предметы роскоши. Поэтому большинство предметов быта, найденных на раскопках, рассказывают о жизни высших слоев этрусского общества.

Керамика

Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто , хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или черного цвета.

Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро - характерная для этрусков черная керамика. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.

В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Центром производства были Вульчи . Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке до н. э. Но постепенно стиль склонялся к черной керамике - сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами . Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо , использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.

Изделия из бронзы

В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

Другие предметы обихода

Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи - стулья со спинками и столы с четырьмя ножками - свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи. В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы - на такие ставились кратеры и ойнохойи .

По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

Предметы роскоши и ювелирные изделия

На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью. Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду. Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

Одежда и прически

Одежда состояла главным образом из накидки и рубашки. Голову покрывали высокой шапкой с круглым верхом и загнутыми полями. Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой. Обувью для мужчин и женщин служили сандалии. Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков. Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем. В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто.

Военная организация и экономика

Военная организация

Торговля

Ремесла и сельское хозяйство

Религия

Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Основными божествами этого народа считались Тин (Тиния) - верховный бог неба, Уни и Менрва. Кроме них было много и других богов. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей; и обожествленные предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).

Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы. Наибольшей жертвой полагалась человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники, которых заставляли вести смертельные бои во время похорон знатных людей. Однако в критические моменты этруски приносили в жертву богам и собственные жизни.

Власть и социальная структура общества

Досуг

Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям. Также этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

Топонимика

С этрусками связан ряд географических названий. Тирренское море было названо так древними греками , поскольку контролировалось «тирренами» (греческое название этрусков). Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, контролировавшего северную часть этого моря. В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы .

Этрусский язык и литература

Родственные связи этрусского языка являются дискуссионными. Составление словаря этрусского языка и расшифровка текстов продвигаются медленно и по сей день далеки от завершения.

Источники

  • Дионисий Галикарнасский. Римские древности: В 3-х тт. М.: Рубежи XXI, 2005. Серия «Историческая библиотека».
  • Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3-х тт. М.: Наука 1989-1994. Серия «Памятники исторической мысли».
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х тт. М.: Наука, 1961, 1963, 1964. Серия «Литературные памятники».
  • Павел Орозий. История против язычников. Книги I-VII: В В 3-х тт. СПб.: Алетейя, 2001-2003. Серия «Византийская библиотека».

Литература

  • Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М.: Центрполиграф, 2004.
  • Бор Матей, Томажич Иван. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сб. ст. М.;СПб.: Д-р Франце Прешерн, Алетейя, 2008.
  • Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски / Отв. ред. А. А. Нейхардт; пер. с чешского П. Н. Антонова. - М .: Наука (ГРВЛ, 1970. - 228 с. - (По следам исчезнувших культур Востока). - 60 000 экз. (обл.)
  • Василенко Р. П. Этруски и христианская религия // Античный мир и археология. Саратов, 1983. Вып. 5. С. 15-26.
  • Вогэн А. Этруски. М.: КРОН-Пресс, 1998.
  • Готтенрот Ф. Царство людей. 1994. С. 35-36.
  • Ельницкий Л. А. Из новейшей литературы об этрусках // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 215-221.
  • Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
  • Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н. э. Л.: Изд-во ЛГУ 1965.
  • Кондратов А. А. Этруски - загадка номер один. М.: Знание, 1977.
  • Мавлеев Е. В. Лукумоны // Наука и религия.
  • Мавлеев Е. В. Мастер «Суда Париса» из Оберлин Колледж в Эрмитаже // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1982. Вып. 47. С. 44-46.
  • Майяни Закари. Этруски начинают говорить. М.: Наука, 1966. (Переизд: Майяни З. По следам этрусков. М.: Вече, 2003).
  • Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2006. Серия «Быт, религия, культура».
  • Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М.: Изд-во МГУ, 1983.
  • Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М.: Рефл-Бук, 2000.
  • Немировский А. И. Археологические музеи Тосканы // Вестник древней истории. 1992. № 1. С. 237-244.
  • Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1969.
  • Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М.: Наука, 1983.
  • Пенни Дж. Языки Италии // . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М., 2011. С. 852-874. – ISBN 978-5-86218-496-9
  • Риджуэй Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. М., 2011. С. 754-808.
  • Робер Жан-Ноэль. Этруски. М.: Вече, 2007. (Серия «Гиды цивилизаций»).
  • Соколов Г. И. Искусство этрусков . М.: Искусство, 1990.
  • Тюийе Ж.-П. Цивилизация этрусков / Пер. с фр. М.: АСТ, Астрель, 2012. - 254 с. - Серия «Историческая библиотека», 2 000 экз., ISBN 978-5-271-37795-2 , ISBN 978-5-17-075620-3
  • Эргон Жак. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия, 2009. Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества».
  • Этруски: италийское жизнелюбие. М.: ТЕРРА, 1998. Серия Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации».
  • Macnamara E. Everyday life of the etruscans. М., 2006.

См. также

Ссылки

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией . Самоназвание этрусков – «расена» , их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает древней Этрурии.

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.

Жители Этрурии были известны грекам как «тирренцы» или «тирсенцы» , а римляне называли их тусками, отсюда и нынешнее название Тосканы. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков.

«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – . Имена с корнем tarch давали богам или , Причерноморья и Малой Азии.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с и ближневосточным миром . Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.

На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.

Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян : жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими . Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчеств а. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.

Рим позаимствовал у этрусков основы их , монументальный характер римской архитектуры унаследован от этрусков и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений , атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков. «Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.» Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.

Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них . Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.


В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. этрусским буквам. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.

Этрусские цари Тарквинии в Риме носили золотую корону, золотой перстень и скипетр. Их церемониальной одеждой служила красная тога-пальмата, а царскую процессию возглавляли ликторы , несущие на плечах фасции – знак неограниченной власти повелителя. Фасции состояли из розог и топорика – церемониального оружия и символа политической и религиозной власти Тарквиниев.

В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами . Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.

Семьи этрусков отличались именами – nomen gentilicum, этрусский «генс» - «gens» — семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) - искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.

Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков , созданную по религиозному признаку .

В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь ), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии.

Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет.

Потеря Рима была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжелые битвы на суше и на море с Римской республикой и с в период 450-350 гг. до н. э.

На протяжении всей римской истории римляне повторяли все религиозные ритуалы , исполнявшиеся этрусскими царями. Во время празднования триумфа, победы над врагом, торжественная процессия шла на Капитолий, для жертвоприношения Юпитеру, а полководец стоял в своей боевой колеснице, во главе кортежа пленников и солдат, и временно уподоблялся верховному божеству.

Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы . Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме». Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.

В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор. В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе.

Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском , который был родом из этрусского города Тарквинии.

Древняя традиция боёв гладиаторов берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.

В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мертвых должны быть отделены от поселений живых.

Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.

Римляне верили во власть древних этрусских клятв, имевших магическую силу, если они обращены к этрусским божествам Земли. Этруски строили свои дома из дерева, недолговечного материала, но свои усыпальницы этруски строили на века для вечной жизни, каменные гробницы выбивали в скалах, скрывали их в курганах, украшая настенными с изображениями пиров, танцев и игр, и наполняя усыпальницы драгоценностями, оружием, вазами и другими ценными предметами. «Жизнь — мгновенье, смерть — на века»

Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.

Найденный в этрусском городе Вейи храм (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.

Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги стал Аидом, (Aritimi) — Артемида, — Земля, (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» - Celsclan - «сын Земли», «колено Земли». (Satre) — Сатурн; (Turnu), Туран, Тураншна (этрус.Turansna) - эпитет богини Туран - Лебедь, Лебёдушка; — Менерва. Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису.


Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах — это . Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества. Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трёх богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации.

Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам. Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия.

В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.

На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — , посвящённый богу Пирру

Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.

Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.

Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» - «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.

Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!

Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости , коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.


Д остижения выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья.В изобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и , изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони. Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества — , повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.

В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану), военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae ; оно называлось «concilium Etruriae».

Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы , Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов , даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.

Этрусков по праву считают одной из самых удивительных загадок в истории. Ученые точно не знают, откуда они пришли и на каком языке говорили. До сих пор не прояснен вопрос о возможной связи между этрусками и русскими.

Под завесой тайн

В середине I тысячелетия до н.э. на территории Италии между реками Тибр и Арно простиралось легендарное государство – Этрурия, ставшее колыбелью Римской цивилизации. Римляне с жадностью учились у этрусков, позаимствовав у них систему управления и богов, инженерное искусство и мозаику, бои гладиаторов и гонки на колесницах, погребальные обряды и одежду.

Несмотря на свою известность, этруски для нас - одна сплошная загадка. Об этрусках сохранилось много свидетельств, но они не дают нам убедительной и достоверной картины жизни этого народа. Ученым доподлинно неизвестно, как появились этруски и куда они исчезли. До сих пор не установлены точные границы Этрурии и не расшифрован этрусский язык.

Правивший в I веке нашей эры римский император Клавдий I оставил потомкам 20-томную «Историю этрусков», а также словарь этрусского языка. Но судьбе было угодно, чтобы эти рукописи целиком погибли в пожаре Александрийской библиотеки, лишив нас возможности приподнять завесу тайн этрусской цивилизации.

Народ с Востока

Сегодня существуют три версии происхождения этрусков. Тит Ливий сообщает, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве. Согласно гипотезе Дионисия Галикарнасского, этруски были аборигенами Италии, перенявшими достижения предыдущей культуры Вилланова.

Впрочем, «альпийская версия» не находит никаких материальных подтверждений, а культуру Вилланова современные ученые все чаще связывают не с этрусками, а с италиками.

Историки давно заметили, насколько этруски выделялись на фоне своих менее развитых соседей. Это послужило предпосылкой для третьей версии, по которой этруски заселили Апеннины из Малой Азии. Такого взгляда придерживался Геродот, утверждавший, что предки этрусков пришли из Лидии в VIII веке до н.э.

Существует немало доказательств малоазийского происхождения этрусков. Например, способ создания скульптур. Этруски, в отличие от греков, предпочитали не высекать образ из камня, а ваять его из глины, что было характерно для искусства народов Малой Азии.

Есть и более важное свидетельство восточного происхождения этрусков. В конце XIX столетия на острове Лемнос, расположенном недалеко от малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надпись на нем была сделана греческими буквами, но в совершенно необычном сочетании. Каково же было удивление ученых, когда они, сопоставив эту надпись с этрусскими текстами, обнаружили поразительное сходство!

Болгарский историк Владимир Георгиев предлагает любопытное развитие «восточной версии». По его мнению, этруски - это никто иные, как легендарные троянцы. Ученый основывает свои предположения на легенде, согласно которой возглавляемые Энеем троянцы из охваченной войной Трои бежали на Апеннинский полуостров.

Свою теорию Георгиев подкрепляет и лингвистическими соображениями, находя родство между словами «Этрурия» и «Троя». К этой версии можно было бы относиться скептически, если бы в 1972 году итальянские археологи не раскопали этрусскую гробницу-памятник, посвященную Энею.

Генетическая карта

Не так давно ученые из Туринского университета с помощью генетического анализа решили проверить гипотезу Геродота о малоазийском происхождении этрусков. В процессе исследования сопоставлялись Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) населения Тосканы и жителей других регионов Италии, а также острова Лемнос, Балканского полуострова и Турции.

Выяснилось, что генетические образцы жителей тосканских городов Вольтерра и Мурло больше схожи с образцами жителей Восточного Средиземноморья, чем соседних итальянских регионов.

Более того, некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции.

Исследователи из Стэндфордского университета для реконструкции демографических процессов, затронувших население Тосканы за последние 2500 лет, решили использовать метод компьютерного моделирования. В этом методе изначально были задействованы данные антрополого-генетической экспертизы.

Результаты оказались неожиданными. Ученым удалось исключить генетическую связь между этрусками, древними жителями центральной Италии и современными обитателями Тосканы. Полученные данные заставляют предположить, что этрусков с лица земли стерла какая-то катастрофа или же они представляли собой социальную элиту, которая имела мало общего с предками современных итальянцев.

Руководитель стэндфордского проекта антрополог Джоанна Маунтин, отмечает, что «этруски во всех отношениях отличались от итальянцев и даже говорили на языке не индоевропейской группы». «Культурные и языковые особенности сделали этрусков настоящей тайной для многочисленных исследователей», – резюмирует Маунтин.

«Этруск – это русский»

Фонетическая близость двух этнонимов – «этруски» и «русские» – порождает среди исследователей гипотезы о непосредственной связи двух народов. Философ Александр Дугин понимает эту связь буквально: «этруск – это русский». Правдоподобности данной версии придает и самоназвание этрусков – Rasenna или Raśna.

Однако, если слово «этруск» сравнить с римским названием этого народа – «tusci», а самоназвание «расены» связать с греческим наименованием этрусков – «тирсены», то близость этрусков и русских уже не выглядит столь очевидной.

Подтверждений того, что этруски могли покинуть территорию Италии, существует достаточно.

Одной из причин исхода, возможно, стало изменение климата, сопровождавшееся засухой. Оно как раз совпало с исчезновением этого народа в I веке до н.э.

Предположительно маршруты миграции этрусков должны были распространяться на более благоприятный для ведения хозяйства север. Свидетельством этого, к примеру, являются обнаруженные в Верхней Германии урны для хранения пепла умершего, которые сходны с этрусскими артефактами.

Вполне вероятно, что часть этрусков дошла до территории нынешней Прибалтики, где могла ассимилироваться со славянскими народами. Однако версия о том, что этруски заложили основы русского этноса, ничем не подтверждается.

Главная загвоздка в отсутствии в этрусском языке звуков «б», «д» и «г» - строение гортани не позволяло этрускам их произносить. Такая особенность голосового аппарата скорее напоминает не русских, а финнов или эстонцев.

Один из признанных апологетов этрускологии французский ученый Закари Майяни поворачивает вектор расселения этрусков сразу на восток. По его мнению, потомки этрусков - это современные албанцы. Среди обоснований своей гипотезы ученый приводит тот факт, что столица Албании Тирана несет в себе одно из наименований этрусков – «тиррены».

Подавляющее большинство ученых считает, что этруски просто растворились в этносе народов населявших Римскую империю. Быстрота ассимиляции этрусков вполне может быть следствием их малочисленности. Согласно предположению археологов, население Этрурии даже в пору ее расцвета не превышало 25 тысяч человек.

Трудности перевода

Изучение этрусской письменности ведется с XVI столетия. Какие только языки не брали за основу, чтобы расшифровать этрусские надписи: древнееврейский, греческий, латинский, санскрит, кельтский, финский, даже языки индейцев Америки. Но все попытки так и не увенчались успехом. «Этрусское не читается», – заявили лингвисты-скептики.

Впрочем, определенных результатов ученые все-таки добились.

Они установили, что этрусский алфавит ведет свое начало от греческого и состоит из 26 букв.

Причем заимствованный у греков алфавит мало соответствовал особенностям фонетики этрусского языка - некоторые звуки в зависимости от контекста приходилось обозначать разными буквами. Более того, поздние этрусские тексты грешили пропуском гласных звуков, что создавало практически неразрешимую задачу по их дешифровке.

И все же некоторым лингвистам, с их слов, удалось прочитать часть этрусских надписей. Сразу трое ученых XIX столетия – поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чьямпи и русский Александр Чертков – заявили, что ключ к расшифровке этрусских текстов заключается в славянских языках.

По стопам Воланского пошел российский лингвист Валерий Чудинов, который предлагает считать этрусский язык преемником «славянского рунического письма». Официальная наука скептически относится и к попыткам Чудинова «удревнить» славянскую письменность, и к его способности читать надписи там, где неискушенный человек видит «игру природы».

Современный исследователь Владимир Щербаков пытается упростить проблему перевода этрусских надписей, объясняя, что этруски писали, как слышали. При таком методе дешифровки многие этрусские слова у Щербакова звучат совершенно «по-русски»: «ита» – «эта», «ама» – «яма», «тес» – «лес».

Лингвист Петр Золин по этому поводу замечает, что любая попытка читать тексты такой давности с помощью современных слов абсурдна.

Академик РАН Андрей Зализник добавляет: «Лингвист-любитель охотно погружается в обсуждение письменных памятников прошлого, совершенно забывая (или просто ничего не зная) о том, что в прошлом знакомый ему язык выглядел совсем не таким, как теперь».

Сегодня большинство историков убеждено в том, что этрусские надписи не будут расшифрованы никогда.