Бог вина в греческой мифологии. Бог вина в древнегреческой мифологии. Новые козни Геры

Мифы Древней Греции

Миф (др.-греч. μῦθος) - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Миф о Дионисе

Диони́с - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в « Одиссее » .

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами.

Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино. Дионис выходит на пустынный берег моря. Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль.

Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо : по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. После этогоОн принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал : « Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы! »

Адонис

Адо́нис - в древнегреческой мифологии - по наиболее популярной версии - сын Кинира от его собственной дочери Смирны.

Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Ему посвящен город Библ.

У финикиян Адонис (Адон в финикийской мифологии) - юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующем увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его. Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. В знак причастности к культу чарующего красотой бога Адониса женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли « садами Адониса ». Люди отождествляли его с Дионисом.

Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра - прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес
ему смертельную рану.
Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви

Прометей

Промете́й - в древнегреческой мифологии титан, царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены.

Имя титана « Прометей » означает « мыслящий прежде » , « предвидящий » (в противоположность имени его брата Эпиметея, « думающего после » ) и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, « размышлять » , « познавать » .

Миф о Прометее

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; в более детализированной версии, изложенной Проперцием - вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер.

И видел на её дне красноватую землю. Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь - лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста унёс его с Олимпа и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

В истолковании, он изобрёл « огневые палочки » , от которых загорается огонь. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний.

За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Он был наказан за то что ослушался Зевса. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орёл клевал у Прометея печень, которая в дальнейшем вновь отрастала Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.




Деметра

Деме́тра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Её имя означает « Мать-Земля »

Миф о Деметре

Была у богини Деметры юная, прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был громовержец Зевс. Однажды Персефона со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась на цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал в жёны её своему мрачному брату Аиду, и с ним должна жить Персефона во мраке подземного царства, лишённая света горячего южного солнца. Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить её. Он упросил богиню земли Гею вырастить необычный красоты цветок… Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок на Нисейской долине. Персефона увидала цветок, сорвала его. И вдруг разверзлась земля, и на чёрных конях явился Аид и похитил Персефону.

Услышала Деметра крик своей дочери, всюду искала богиня Персефону, но нет её. Она пошла к другим богам за помощью, и Гелиос - солнце ответил ей, что похищена Аидом Персефона. Опечалилась мать. Она покинула Олимп.

Всякий рост на земле прекратился, Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стали обнажёнными. Но всё равно было богине Деметре. Не хотелось Зевсу, чтобы человечество погибло, и упросил Деметру вернуться. Согласилась богиня, только при условии, что Персефона вернётся к ней. Но не мог этого сделать Зевс. И обе стороны договорились, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть - возвращаться к мужу Аиду. С тех пор, когда Персефона покидает мать, наступает осень, а когда она возвращается к матери, богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и награждает труд земледельца богатым урожаем .

Вина Дионис всегда отличался необыкновенной эксцентричностью. Когда современные исследователи детально изучили его культ, они искренне удивились тому, что эллины с их трезвым мироощущением могли терпеть у себя подобного небожителя с его неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством. Подозревали даже живших неподалёку варваров ― не из их ли земель он появился. Однако пришлось грекам признать в нём своего собрата и согласиться, что Дионис - бог чего угодно, но только не скуки и уныния.

Незаконнорождённый сын громовержца

Даже историей своего рождения он выделяется из общей массы смуглолицых и горластых младенцев, появлявшихся на свет на берегах Средиземного моря. Известно, что его папаша, Зевс, по секрету от своей законной супруги Геры питал тайную страсть к молодой богине по имени Семела. Узнав об этом, законная половина, исполнившись гнева, решила погубить соперницу и с помощью волшебства внушила ей безумную мысль просить Зевса обнять её так, как он это делает с ней ― законной женой.

Семела выбрала момент, когда Зевс был готов на любые обещания, и шепнула ему своё желание. Бедняжка не знала чего просит. Недаром он заслужил репутацию громовержца. Когда он прижал возлюбленную к груди, то его тут же объял огонь и озарили молнии. Гере ― жене, это возможно и нравилось, но бедняжка Семела не перенесла такой страсти и моментально сгорела. Не в меру пылкий любовник успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод и, поместив его в собственное бедро, доносил оставшийся срок. Вот каким необычным образом младенец Дионис появился на свет.

Новые происки Геры

Столь счастливое событие произошло, по разным сведениям, то ли на острове Наксос, то ли на Крите, теперь уже точно никто не помнит, но известно, что первыми воспитательницами юного божества были нимфы, коих проживало в тех местах великое множество. Так бы и резвился между ними юный Дионис, но внезапно дело осложнилось тем, что Зевс узнал о желании Геры погубить его незаконнорождённого сына. Чтобы ей помешать, он отдаёт юношу сестре его матери Ино и её мужу Афаманту.

Но недооценил Зевс свою ревнивую жену. Гера узнала местонахождение Диониса и наслала безумие на Афамана, желая, чтобы тот в припадке буйства убил ненавистного ей ребёнка. Но сложилось иначе: жертвой несчастного безумца стал его собственный сын, а будущий бог вина благополучно спасся, прыгнув в море вместе с Ино, где их приняли в свои объятия нереиды ― греческие сёстры хорошо известных нам русалок.

Ученик сатира

Чтобы в дальнейшем уберечь сына от злобной жены, Зевс превратил его в козлёнка и в таком облике, передал на воспитание добрым и заботливым нимфам из Нисы ― города на территории нынешнего Израиля. Легенда рассказывает, что те спрятали своего подопечного в пещере, скрыв вход в неё ветками. Но, так уж случилось, что это же место избрал своим жилищем один старый, но весьма легкомысленный сатир ― демон, ученик пьяницы Вакха. Он-то и преподал Дионису первые уроки виноделия и приобщил его к неумеренным возлияниям.

Так из безобидного на вид козлёнка получился бог вина. Дальше в легендах начинаются разногласия ― то ли Гера вселила в него безумие, то ли алкоголь так подействовал, но раскидал Дионис ветки, которые скрывали вход в его убежище, и отправился куда глаза глядят. Видели его праздно шатающимся в Египте, Сирии, Малой Азии и даже в Индии. И всюду он учил людей делать вино. Но странное дело, где бы он ни устраивал празднества, всюду они заканчивались безумием и насилием. Как будто в сочных виноградных гроздьях заключалось нечто демоническое.

Дальнейшая жизнь Диониса была полна приключений. Три года он провёл в военном походе против Индии, и в память об этом древние греки установили шумный вакхический праздник. Именно он ― бог вина и веселья - построил первый мост через великую реку Евфрат, использовав для его изготовления канат из виноградной лозы и плюща. После этого Дионис спустился в царство мёртвых и благополучно вывел из него свою мать ― Семелу, вошедшую в позднейшую мифологию под именем Фионы.

Сохранился рассказ и о том, как бог вина попал однажды в плен к пиратам. Морские разбойники захватили его во время одного из морских путешествий. Но, видимо, они плохо представляли, с кем имеют дело. Оковы сами собой упали с его рук, а мачты корабля Дионис превратил в змей. В довершение всего он появился на палубе в образе медведя, отчего перепуганные пираты попрыгали в море, превратившись там в дельфинов.

Женитьба Диониса и Ариадны

Прежде чем окончательно обосноваться на Олимпе, бог вина женился. Его избранницей стала Ариадна, та самая дочь критского сумевшая с помощью своей нити помочь выбраться из лабиринта легендарному Тесею. Но дело в том, что, оказавшись в безопасности, негодяй вероломно бросил девушку, отчего та была готова покончить с собой. Дионис спас её, и благодарная Ариадна согласилась стать его женой. На радостях её новый свёкор ― Зевс - даровал ей бессмертие и законное место на Олимпе. Много и прочих похождений этого героя описывается в греческих легендах, ведь Дионис - бог чего? Вина, а его лишь стоит вкусить, и что только не приключится…

Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую - чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Дионис - мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.

Тип и атрибуты бога Диониса (Вакха). - Вакх восточный и Вакх фиванский. - Виноградная лоза, плющ и тирс. - Бог Дионис и бог Аполлон. - Бог Дионис как основатель театра. - Вакхические маски. - Мистическая чаша. - Вакханалии - праздники в честь бога Диониса.

Тип и атрибуты бога Диониса (Вакха)

Дионис (или Вакх ; латинизированная форма последнего имени - Бахус ), бог винограда, олицетворял собой вино. Культ бога Диониса учрежден гораздо позже культа остальных греческих богов. Он получил значение и стал распространяться в древней Греции по мере того, как распространялась культура виноградной лозы. Диониса очень часто соединяли с богиней Деметрой (Церерой) и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.

В древней Греции примитивное искусство ограничивалось только изображением одной головы бога Диониса (Вакха) или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого бога Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым и умным лицом, держащим в руках рог и виноградную ветку.

Только со времен древнегреческого скульптора Праксителя, первым изобразившего бога Диониса молодым, является в античном искусстве этот тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой. Выражение лица такого бога Диониса представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, и только козья шкура небрежно наброшена, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр.

В позднейшие времена бог Дионис (Вакх) является довольно часто на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. В групповых и отдельных скульптурных изображениях Дионис обыкновенно представлен в удобной позе полулежа или сидящим на троне. Только на камеях и гравированных камнях бог Дионис изображается идущим нетвердой походкой пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном.

Вакх восточный и Вакх фиванский

Самое красивое изображение бога Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую Диониса. Эта статуя - настоящий тип восточного Вакха.

В искусстве чаще всего встречается изображение Диониса, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши.

Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха. Картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа. Римский писатель Плиний Старший рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с иностранными произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама, предложил заплатить за Вакха, написанного Аристидом, шестьсот тысяч динариев. Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь чудесной силой, ему неизвестной, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храме Деметры (Цереры). Это была первая иностранная картина, публично выставленная в Риме.

На всех статуях фиванского типа бог Вакх изображен безбородым юношей во всем блеске молодости и красоты. Выражение лица бога Диониса мечтательное и томное, тело его покрыто шкурой молодого оленя. Бог Дионис также очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаши и вакхические маски - обычные атрибуты Диониса-Вакха.

Виноградная лоза, плющ и тирс

Виноградная лоза, плющ и тирс - эмблемы фабрикации вина и того действия, которое оно производит. В античности предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Плющ так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Диониса обвивает тирс , на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях древней Греции сосновые шишки употреблялись при фабрикации вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего вина. Уже судя по тому как легко удалось Одиссею усыпить Циклопа, дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем нынешнее. Древние греки примешивали к вину мед или воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

На многих античных монетах и медалях, выбитых в честь бога Диониса, изображена систа , или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная богу Асклепию, как бы намекая этим на целебные свойства, которые древние греки приписывали вину.

Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками бога Диониса на всех памятниках античного искусства, изображающих его триумф. Они указывают на восточное происхождение всего мифа о Дионисе.

Присутствие осла Силена объясняется тем, что Силен был приемным отцом или воспитателем бога Диониса. Осел Силена прославился, кроме того, своим участием в битве богов с Гигантами (гигантомахия). При виде выстроившихся в боевом порядке Гигантов осел Силена принялся так кричать, что Гиганты, напуганные этим криком, обратились в бегство.

Появление зайца в некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних греков и римлян символом плодовитости.

Кроме того, на античных камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь бога Диониса, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык - символ земледелия. Поэтому Дионис иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.

Бог Дионис и бог Аполлон

Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому богу Дионис приписывают некоторые качества Аполлона, этого бога вдохновения по преимуществу.

Бог Дионис как основатель театра

Иногда бога Диониса изображают в сопровождении Мельпомены, музы трагедии, потому что Дионис считался изобретателем театра, то есть театрального зрелища. На праздниках в честь бога Диониса стали впервые разыгрываться пьесы. Праздники в честь Диониса устраивались во время виноградного сбора. Сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда - актерами.

Вакхические маски

Многочисленные маски, которые часто украшали древние надгробные памятники (саркофаги), были необходимыми принадлежностями мистерий в честь бога Диониса как изобретателя трагедии и комедии.

На саркофагах же вакхические маски указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести, и что каждый смертный является в жизни только исполнителем какой-нибудь роли. Таким образом, бог Дионис, олицетворявший вначале только вино, стал символом человеческой жизни.

Мистическая чаша

Чаша есть также один из атрибутов бога Диониса и имела мистическое значение. «Душа, - объясняет ученый исследователь древних мифов Крейцер, - выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».

Вакханалии - праздники в честь бога Диониса

Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь бога Вакха-Диониса - Вакханалий. Обряды, исполняемые на Вакханалиях, были весьма разнообразны.

Так, например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружали шумною толпою колесницу бога Дионис, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами.

За колесницей Диониса шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры - одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние греки и римляне считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и музыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд.

В Риме Вакханалии подали повод к таким сценам распущенности и безнравственности, доходившим даже до преступлений, что римский сенат принужден был Вакханалии запретить.

В Греции же в начале установления культа бога Диониса его праздник носил характер скромного, чисто сельского праздника, и только впоследствии превратился он в роскошную оргию.

Особенно роскошно и великолепно устраивались шествия в честь бога Диониса в Александрии. Чтобы дать хотя бы слабое понятие об этой процессии, довольно упомянуть, что в ней, кроме богато одетых представителей всех народностей Греции и Римской империи, принимали участие представители чужеземных стран и, кроме целой толпы переодетых сатиров и силенов верхом на ослах в процессии участвовали сотни слонов, быков, баранов, много медведей, леопардов, жирафов, рысей и даже гиппопотамов.

Несколько сот человек несли клетки, наполненные всякими птицами.

Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами бога Вакха чередовались с колесницами, изображающими всю культуру винограда и выделку вина - до громадного, наполненного вином пресса включительно.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.

В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.


Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.

Дионис нашел виноградную лозу и научил людей делать вино.
Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII).
В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770).

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152).
На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Менады (M a i n a d e z, "безумствующие"), вакханки, бассариды · спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".

Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Источником мифов о менадах является трагедия Еврипида "Вакханки", но уже у Гомера Андромаха, узнавшая о гибели Гектора, названа "менадой с сильно бьющимся сердцем" (Гомер "Илиада", XXII 460 след.).

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма 16-го и 17-го Марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.

Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, которую отчасти распространял Сенат — так называемый, Senatus consultum de Bacchanalibus (надпись на бронзовой табличке, найденной в Калабрии в 1640 г.) — способствовала запрещению Вакханалии на территории всей Италии, кроме отдельных особых случаев, которые должен был одобрить непосредственно Сенат.

Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалия не была искоренена, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время. Кроме Диониса, Вакх приравнивается к Либеру (а также к Либеру Патеру). Либер («свободный») был богом плодородия, вина и роста, он был женат на Либере. Праздник в его честь назывался Либералия, он праздновался 17 марта, но согласно некоторым мифам, праздник отмечался и 5 марта.

Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

Источников информации много, в том числе: http://www.greekroman.ru, http://mythology.sgu.ru, http://myfhology.narod.ru, http://ru.wikipedia.org