Казнь через повешение двух. Почему «Казнь через повешение» считалась позорной. Повешенные и суеверия

Назва події

Текст опис події:

1. Гаррота

Устройство, которое душит человека до смерти. Использовалось в Испании, вплоть до 1978 года, когда была отменена смертная казнь. Этот вид казни на специальный стул, на шею накидовали металический обруч. За спиной преступника находился палач, который приводил в действие большой винт, находящийся там же сзади. Хотя само устройство не узаконено ни в одной стране, обучение пользования ею, до сих пор, производится во французском Иностранном легионе. Существовало несколько версий гаррот, вначале это была просто палка с петлёй, потом же был придуман более "ужасный” инструмент смерти. А "гуманность” заключалась в том, что в этот обруч, сзади, был вмонтирован заострённый болт, который вонзался в шею осужденного, дробя его позвоночник, добираясь до спинного мозга. По отношению к преступнику этот метод считался "гуманнее”, потому что смерть приходила быстрее, чем с обычной петлей. Такой вид смертной казни все еще распространен в Индии. Применялась гаррота также в Америке, еще за долго до того, как был изобретен электрический стул. Андорра была последней страной в мире, которая объявит вне закона его использование в 1990 году.

2. Скафизм
Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву укладывали в неглубокое корыто и обматывали цепями, поили молоком и мёдом что бы вызвать сильнейший понос, затем тело жертвы обмазывали мёдом тем самым привлекая различного рода живность. Экскременты человека также привлекали мух и других противных насекомых, которые в прямом смысле слова начинали пожирать человека, и откладывать яйца в его теле. Жертву поили этим коктейлем каждый день, да бы продлить пытку, привлекая больше насекомых, которые поели бы и размножались бы в пределах его все более и более омертвелой плоти. Смерть, в конечном счете проис ходила, вероятно, из-за комбинации обезвоживания и септического шока, была болезненна и длительна.

3. Half-hanging, drawing and quartering.

Казнь Хью ле Диспенсера Младшего (1326). Миниатюра из «Фруассара» Людовика ван Груутузе. 1470-е годы.

Повешение, потрошение и четвертование (англ. hanged, drawn and quartered) — вид смертной казни, возникший в Англии в правление короля Генриха III (1216—1272) и его преемника Эдуарда I (1272—1307) и официально учреждённый в 1351 году в качестве наказания для мужчин, признанных виновными в государственной измене. Приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали. Останки казнённых выставлялись напоказ в наиболее известных публичных местах королевства и столицы, в том числе на Лондонском мосту. Женщин, приговорённых к казни за государственную измену, из соображений «общественного приличия» сжигали на костре.
Суровость приговора диктовалась серьёзностью преступления. Государственная измена, ставившая под угрозу авторитет монарха, считалась деянием, заслуживавшим чрезвычайного наказания, — и, хотя за всё время, пока оно практиковалось, нескольким из осуждённых приговор был смягчён и они подверглись менее жестокой и позорной казни, к большинству изменников английской короны (включая множество католических священников, казнённых в елизаветинскую эпоху, и группу цареубийц, причастных к смерти короля Карла I в 1649 году) была применена высшая санкция средневекового английского закона.
Несмотря на то, что парламентский акт, определяющий понятие государственной измены, по-прежнему является составной частью действующего законодательства Соединённого Королевства, в ходе реформы британской правовой системы, длившейся бо́льшую часть XIX века, казнь через повешение, потрошение и четвертование была заменена волочением лошадьми, повешением до смерти, посмертным обезглавливанием и четвертованием, затем признана устаревшей и упразднена в 1870 году.

Подробнее вышеупомянутый процесс казни можно понаблюдать в фильме «Храброе сердце». Так же были казнены участники Порохового заговора во главе с Гаем Фоксом, который умудрился вырваться из объятий палача с петлёй на шее, спрыгнуть с эшафота и сломать себе шею.

4. Русский вариант четвертования - разрыв деревьями.
Нагибали два дерева и привязывали казнимого к макушкам и отпускали "на волю". Деревья разгибались - разрывая казнимого.

5. Поднятие на пики или копья.
Стихийная казнь, осуществляемая, как правило, толпой вооруженных людей. Обычно практиковалась при всевозможных воинских бунтах и прочих революциях да гражданских войнах. Жертву окружали со всех сторон, со всех же сторон втыкали в ее тушку копья, пики или штыки, а затем синхронно, по команде поднимали вверх до тех пор, пока она не перестанет подавать признаки жизни.

6. Keelhauling (пропускание под килем)
Специальный военно-морской вариант. Применялся и как средство наказания, и как средство казни. Провинившемуся привязывали по веревке к обеим рукам. После чего его бросали в воду перед кораблем, и с помощью указанных веревок коллеги протягивали поциента вдоль бортов под днищем, вынимая из воды уже со стороны кормы. Киль и днище судна были покрыты ракушками и прочей морской живностью чуть более чем полностью, поэтому жертва получала многочисленные гематомы, порезы и немного воды в легкие. После одной итерации, как правило, выживали. Поэтому для казни cие приходилось повторять, 2 и более раз.

7. Утопление.
Жертву зашивают в мешок одну или с разными животными и выбрасывают в воду. Широко распространена была в Римской Империи. Согласно римскому уголовному праву, казнь назначалась за убийство отца, однако на деле же это наказание назначалось за любое убийство младшим старшего. В мешок к отцеубийце сажали обезьяну, собаку, петуха или змею. Также применялась и в Средние Века. Интересный вариант — добавить в мешок негашеной извести, дабы казнимый прежде чем захлебнуться ещё и обварился.

14. Сожжение в срубе.
Вид казни, возникший в Русском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках.
Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного. В отличие от Западной Европы, в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.
Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.
В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва), а также, как утверждается в старообрядческих источниках[каких?], активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский (1656 год).
В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.
Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.

15. Повешение за ребро.

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный "Байда Вешнивецкий”.

16. Зажаривание на сковороде или железной решётке.

На сковороде зажарили боярина Щенятева, а на решётке - царя ацтеков Куаутемока.

Когда Куаутемока жарили на углях вместе с его секретарём, выпытывая, куда он спрятал золото, секретарь, не выдерживая жара, стал упрашивать его сдаться и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне.

Больше секретарь не сказал ни слова.

17. Сицилийский Бык

Это устройство для смертной казни было разработанно в древней Греции для казни преступников.Периллось(Perillos), меднолитейщик изобрел быка,таким образом, что в внутри бык был полый. В это устройство сбоку была вмонтирована дверь. Осужденные были закрыты внутри быка, и огонь был установлен под ним, нагревая металл, до тех пор пока человек жариться до смерти. Бык был разработан так, чтобы крики заключенного были преобразованы в рев приведенного в бешенство быка.

18. Фустуа́рий (от лат. fustuarium — избиение палками; от fustis — палка) — один из видов казней в римской армии. Был известен и в Республике, но в регулярное применение вошёл при принципате, назначался за серьёзное нарушение караульной службы, воровство в лагере, лжесвидетельство и побег, иногда за дезертирство в битве. Производился трибуном, который дотрагивался до осуждённого палкой, после чего легионеры забивали его камнями и палками. Если фустуарием каралось целое подразделение, то редко казнили всех виновных, как это случилось в 271 до н. э. с легионом в Регии в войну с Пирром. Однако с учётом таких факторов, как например возраст солдата, срок службы или чин, фустуарий мог быть отменён.

19. Сваривание в жидкости

Являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.
Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.

20. Яма со змеями — разновидность смертной казни, когда казнённого помещают вместе с ядовитыми змеями, что должно было повлечь его быструю или мучительную смерть. Также один из способов пытки.
Возникла очень давно. Палачи быстро нашли практическое применение ядовитым змеям, которые вызывали мучительную смерть. Когда человека сбрасывали в яму, наполненную змеями, потревоженные рептилии начинали его кусать.
Иногда узников связывали и медленно опускали в яму на верёвке; часто такой способ использовался как пытка. Причём так пытали не только в Средневековье, во время Второй мировой войны японские милитаристы истязали пленных во время боёв в Южной Азии.
Часто допрашиваемого подносили к змеям, прижимая к ним его ноги. К женщинам применялась пользовавшаяся популярностью пытка, когда допрашиваемой подносили змею к обнажённой груди. Также очень любили подносить ядовитых гадов к лицу женщин. Но вообще опасных и смертельных для человека змей во время пыток применяли редко, так как был риск потерять пленника, не давшего показания.
Сюжет казни через яму со змеями издавна известен в германском фольклоре. Так, Старшая Эдда повествует о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму по приказу вождя гуннов Аттилы.
Этот вид казни продолжал применяться и в последующие века. Один из наиболее известных случаев — гибель датского короля Рагнара Лодброка. В 865 году во время набега датских викингов на королевство англо-саксов Нортумбрия их король Рагнар попал в плен и по приказу короля Аэллы был сброшен в яму с ядовитыми змеями, погибнув мучительной смертью.
Это событие часто упоминается в фольклоре как в Скандинавии, так и Британии. Сюжет гибели Рагнара в змеиной яме — одно из центральных событий двух исландских преданий: «Саги о Рагнаре Кожаные Штаны (и его сыновьях)» и «Пряди о сыновьях Рагнара».

21. Плетёный человек (англ. Wicker Man)

Сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно «Запискам о галльской войне» Юлия Цезаря и «Географии» Страбона, друиды использовали для человеческих жертвоприношений, сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам. В конце XX века обряд сжигания «плетёного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.

22. Казнь слонами

На протяжении тысяч лет была распространённым в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях. Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.
Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии. Эта практика была в конечном счёте подавлена европейскими империями, которые колонизировали регион, где была распространена казнь, в XVIII—XIX веках. Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.

23. Железная дева (англ. Iron maiden)

Орудие смертной казни или пыток, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осуждённого, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

«Железную деву» относят к эпохе Средневековья, но на самом деле орудие было изобретено не раньше конца 18 века.
Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние испытуемого. Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.

24. Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Дуновение из пушек») в России известна как "английская казнь" — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы холостым зарядом.

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:
Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

Смерти, как таковой, они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.
(Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина.)

Такая смерть считалась унизительной

Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?

Обезглавливание — удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная — отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание — это удел королей и дворян».

Повешение

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение — самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ — обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть — самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» — она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Исключения из правил

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.

Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.

Текущая страница: 12 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Палач вставал на связанные руки жертвы и на этом импровизированном стремени он прыгал что было силы. Такой способ исполнения прозвали «ломкой холки».

Другие палачи, например в Лионе и Марселе, предпочитали располагать скользящий узел поверх затылка. На веревке имелся второй глухой узел, который не позволял ей соскользнуть под подбородок. При таком способе повешения палач вставал не на руки, а на голову осужденного, толкая ее вперед, чтобы глухой узел попал на гортань или трахеи, что часто приводило к их разрыву.

Сегодня в соответствии с «английским методом» веревку помещают под левую сторону нижней челюсти. Преимущество этого метода заключается в высокой вероятности перелома позвоночника.

В США узел петли помещают за правым ухом. Такой способ повешения приводит к сильному вытягиванию шеи, а иногда и к отрыванию головы.

Казнь в Каире в 1907 году.

Гравюра Клемана Огюста Андрие. XIX в. Частн. кол.


Напомним, что повешение за шею было не единственным широко распространенным способом. Раньше достаточно часто применялось повешение за конечности, но, как правило, в качестве дополнительной пытки. За руки подвешивали над огнем, за ноги – отдавая жертву на съедение собакам, такая казнь длилась часами и была ужасна.

Повешение за подмышки было смертельным само по себе и гарантировало длительную агонию. Давление ремня или веревки было такой силы, что останавливало кровообращение и приводило к параличу грудных мышц и удушью. Многих осужденных, подвешенных таким образом на два-три часа, снимали с виселицы уже мертвыми, а если и живыми, то после этой страшной пытки долго они не жили. К подобному «медленному повешению» приговаривали взрослых обвиняемых, вынуждая их признаться в преступлении или в соучастии. Также часто вешали детей и подростков за преступления, караемые смертной казнью. Например, в 1722 году именно таким образом казнили младшего брата разбойника Картуша, которому еще не исполнилось и пятнадцати лет.

В некоторых странах стремились продлить процедуру казни. Так, в XIX веке в Турции повешенным не связывали рук, чтобы они могли ухватиться за веревку над головой и держаться, покуда силы не оставят их и после долгой агонии не настанет смерть.

По европейскому обычаю тела повешенных не снимали до тех пор, пока они не начинали разлагаться. Отсюда виселицы, прозванные «бандитскими», которые не стоит путать с обычными виселицами. На них висели не только тела повешенных, но и трупы осужденных, умерщвленных другими способами.

«Бандитские виселицы» олицетворяли собой королевское правосудие и служили напоминанием о прерогативах дворянства, а заодно использовались для устрашения преступников. Для пущей назидательности их ставили вдоль многолюдных дорог, преимущественно на пригорке.

Их конструкция варьировалась в зависимости от титула сеньора, творящего суд: дворянин без титула – две балки, владелец замка – три, барон – четыре, граф – шесть, герцог – восемь, король – столько, сколько он считал необходимым.

Королевские «бандитские виселицы» Парижа, введенные Филиппом Красивым, были самыми знаменитыми во Франции: на них обычно «красовалось» по пятьдесят – шестьдесят повешенных. Они возвышались на севере столицы примерно там, где сейчас расположен Бют-Шомон – в то время это место называлось «Холмы Монфокона». Вскоре так стали называть и саму виселицу.


...
ПОВЕШЕНИЕ ДЕТЕЙ

Когда в европейских странах казнили детей, чаще всего прибегали к умерщвлению через повешение. Одна из главных причин была сословной: дети дворян редко представали перед судом.

Франция. Если речь шла о детях младше 13–14 лет, их вешали за подмышки, смерть от удушья обычно наступала через два-три часа.

Англия. Страна, где на виселицу отправили самое большое количество детей, их вешали за шею, как взрослых. Повешение детей просуществовало до 1833 года, последний подобный приговор был вынесен девятилетнему мальчику, обвиненного в краже чернил.

Когда многие страны в Европе уже отменили смертную казнь, английский уголовный кодекс гласил, что детей можно вешать с семи лет при наличии «очевидных доказательств вредительства».

В 1800 году в Лондоне за мошенничество повесили ребенка десяти лет. Он подделал книгу учета галантерейного магазина. В следующем году казнили Эндрю Бреннинга. Он украл ложку. В 1808 году в Челмсфорде был повешен ребенок семи лет по обвинению в поджоге. В том же году в Мэйдстоуне по тому же обвинению повесили 13-летнего паренька. Подобное происходило на протяжении всей первой половины XIX века.

Писатель Сэмюель Роджерс пишет в «Застольных разговорах», что видел группу девочек в разноцветных платьицах, которых увозили на повешение в Тайберн. Гревиль, следивший за процессом над несколькими совсем юными мальчишками, осужденными к повешению, которые разрыдались после оглашения приговора, пишет: «Стало ясно, что они оказались абсолютно не готовы к этому. Никогда не видел, чтобы мальчики так плакали».

Можно считать, что подростков больше не казнят по закону, хотя в 1987 году иракские власти расстреляли четырнадцать подростков-курдов в возрасте от 14 до 17 лет после пародии на судебные слушания в военном трибунале.


Монфокон выглядел огромной каменной глыбой: 12,20 метра в длину и 9,15 метра в ширину. Бутовое основание служило платформой, на которую взбирались по каменной лестнице, вход преграждала массивная дверь.

На этой платформе с трех сторон возвышались шестнадцать квадратных каменных опор десятиметровой высоты. На самом верху и посередине опоры были соединены деревянными балками, с которых свисали железные цепи для трупов.

Длинные крепкие лестницы, стоявшие у опор, позволяли палачам вешать живых, а также трупы повешенных, колесованных и обезглавленных в других уголках города.

Повешение двух убийц в Тунисе в 1905 году.

Гравюра. Частн. кол.


Повешение в Тунисе в 1909 году.

Фотографическая открытка. Частн. кол.


В центре имелся огромный котлован, куда палачи сбрасывали гниющие останки, когда требовалось освободить место на балках.

Эта страшная свалка трупов была источником пропитания для тысяч ворон, обитавших на Монфоконе.

Легко представить, сколь зловеще выглядел Монфокон, особенно когда в связи с нехваткой мест его решили расширить, пристроив рядом в 1416 и 1457 годах две другие «бандитские виселицы» – виселицу церкви Сен-Лорана и виселицу Монтиньи.

Вешать на Монфоконе перестанут в правление Людовика XIII, а само строение полностью разрушат в 1761 году. Но повешение исчезнет во Франции лишь в конце XVIII века, в Англии во второй половине XIX, а до тех пор будет весьма популярно.

Как мы уже говорили, виселицы – обычные и бандитские – использовались не только для казней, но и для выставления казненных на всеобщее обозрение. В каждом городе и почти каждом поселке не только в Европе, но и на недавно колонизированных землях они были стационарными.

Казалось бы, в таких условиях люди должны были жить в постоянном страхе. Ничего подобного. Они научились не обращать внимания на раскачивающиеся на виселицах разложившиеся тела. Стремясь устрашить народ, его приучили к безразличию. Во Франции за несколько веков до революции, породившей «гильотину для всех», повешение стало «развлечением», «забавой».

Некоторые приходили выпить и поесть под виселицей, другие искали там корень мандрагоры или наведывались за куском «счастливой» веревки.

Жуткий смрад, сгнившие или иссушенные тела, раскачивающиеся на ветру, не мешали кабатчикам и трактирщикам торговать в непосредственной близости от виселиц. Люди вели веселую жизнь.


...
ПОВЕШЕННЫЕ И СУЕВЕРИЯ

Всегда считалось, что тот, кто прикоснется к повешенному, обретет сверхъестественные способности, злые или добрые. По народным верованиям, ногти, зубы, тело повешенного и веревка, использованная для казни, могли снимать боль и лечить некоторые болезни, помогать роженицам, привораживать, приносить удачу в игре и лотерее.

На знаменитой картине Гойи изображена испанка, вырывающая зуб у трупа прямо на виселице.

После публичных казней ночью у виселицы нередко можно было увидеть людей, ищущих мандрагору – магическое растение, якобы вырастающее из спермы повешенного.

В своем «Естествознании»» Бюффон пишет, что француженки и жительницы других европейских стран, желавшие избавиться от бесплодия, должны были пройти под телом повешенного преступника.

В Англии на заре XIX века матери приносили к эшафоту больных детей, чтобы их коснулась рука казненного, считая, что она обладала целительным даром.

После казни от виселицы отламывали куски, чтобы изготовить из них средство от зубной боли.

Суеверия, связанные с повешенными, распространялись и на палачей: им приписывали целительские способности, которые якобы передавались по наследству, как и их ремесло. В действительности их мрачная деятельность давала им некоторые анатомические познания, и палачи часто становились умелыми костоправами.

Но главным образом палачам приписывалось умение приготавливать чудодейственные кремы и мази на основе «человеческого жира» и «костей повешенных», которые продавались на вес золота.

Жак Деларю в своем труде о палачах пишет, что суеверия, связанные с приговоренными к смерти, по-прежнему сохранялись в середине XIX века: еще в 1865 году можно было встретить больных и инвалидов, собиравшихся вокруг эшафота в надежде подобрать несколько капель крови, которая их исцелит.

Напомним, что во время последней публичной казни во Франции в 1939 году многие «зрители» из суеверия обмакнули свои платки в брызги крови на мостовой.

...

Вырывание зубов у повешенного.

Гравюра Гойи.


Франсуа Вийон с друзьями был одним из таких. Вспомним его стихи:


И отправились они на Монфокон,
Где толпа уже большая собралась,
Полон девками был шумный он,
И торговля телом началась.

История, рассказанная Брантомом, свидетельствует, что люди настолько привыкли к повешению, что совершенно не испытывали отвращения. Некая молодая женщина, чьего мужа повесили, отправилась к виселице, охраняемой солдатами. Один из гвардейцев решил приударить за ней, да так преуспел, что «два раза получил удовольствие, уложив ее на гроб собственного мужа, который послужил им ложем» .

Триста причин быть повешенным!

Другой пример отсутствия назидательности публичных повешений датируется 1820 годом. По данным английского отчета, из двухсот пятидесяти осужденных сто семьдесят когда-то уже присутствовали на одном или нескольких повешениях. Аналогичный документ, датированный 1886 годом, показывает, что из ста шестидесяти семи осужденных на повешение заключенных тюрьмы Бристоля всего трое никогда не присутствовали на казни. Доходило до того, что повешение применяли не только за покушение на собственность, но и за малейший проступок. Простолюдинов вешали за любую провинность.

В 1535 году под страхом повешения было предписано брить бороду, поскольку это отличало дворян и военных от людей других сословий. Обычная мелкая кража тоже приводила на виселицу. Выдернул репу или поймал карпа – и тебя ждет веревка. Еще в 1762 году служанку по имени Антуанетта Тутан повесили на Гревской площади за кражу расшитой салфетки.


...
ВИСЕЛИЦЫ СУДЬИ ЛИНЧА

Судья Линч, от имени которого произошло слово «линчевание», скорее всего, персонаж вымышленный. По одной гипотезе, в XVII веке жил некий судья по имени Ли Линч, который, используя абсолютную власть, данную ему согражданами, якобы очистил страну от злоумышленников с помощью решительных мер. По другой версии, Линч был фермером из Виргинии или основателем города Линчлбург в этом штате.

На заре американской колонизации в огромной стране, куда устремились многочисленные искатели приключений, не столь многочисленные представители правосудия оказались не способны применять существующие законы, поэтому во всех штатах, в частности в Калифорнии, Колорадо, Орегоне и Неваде, стали образовываться комитеты бдительных граждан, которые вешали преступников, пойманных на месте преступления, без всякого суда и следствия. Несмотря на постепенное установление правовой системы, до середины XX века каждый год отмечались случаи линчевания. Чаще всего жертвами становились чернокожие в сегрегационистских штатах. Есть мнение, что по крайней мере 4 900 человек, главным образом чернокожих, линчевали в период между 1900 и 1944 годами. Многих после повешения обливали бензином и поджигали.


До революции во французском уголовном кодексе значилось двести пятнадцать преступлений, караемых повешением. Уголовный кодекс Англии, в полном смысле этого слова страны виселиц, был еще суровей. К повешению приговаривали без учета смягчающих обстоятельств за любую провинность вне зависимости от степени тяжести. В 1823 году в документе, который позже получит название «Кровавый кодекс», насчитывалось более трехсот пятидесяти преступлений, наказываемых высшей мерой.

В 1837 году в кодексе их оставалось двести двадцать. Только в 1839-м число преступлений, караемых смертью, было сведено к пятнадцати, а в 1861-м к четырем. Таким образом, в Англии в XIX веке, как в мрачном Средневековье, вешали за кражу овоща или за срубленное в чужом лесу дерево…

Смертный приговор выносился за кражу суммы, превышающей двенадцать пенсов. В некоторых странах и сейчас происходит почти то же самое. В Малайзии, например, вешают любого, у кого находят пятнадцать граммов героина или больше двухсот граммов индийской конопли. С 1985 по 1993 год за подобные правонарушения было повешено более ста человек.

До полного разложения

В XVIII веке дни повешения объявлялись нерабочими, а на заре XIX века виселицы по-прежнему возвышались по всей территории Англии. Их было так много, что зачастую они служили верстовыми столбами.

Практика оставления тел на виселице до полного их разложения сохранялась в Англии до 1832 года, последним, кого постигла эта участь, считается некий Джеймс Кук.

Артур Кестлер в «Размышлениях о повешении» напоминает, что в XIX веке казнь представляла собой тщательно продуманную церемонию и считалась у джентри первоклассным спектаклем. Люди съезжались со всех концов Англии, чтобы присутствовать на «красивом» повешении.

В 1807 году более сорока тысяч человек собралось на казнь Холлоуэйя и Хаггерти. В давке погибло около ста человек. В XIX веке в некоторых странах Европы уже отменили смертную казнь, а в Англии вешали семи-, восьми– и девятилетних детей. Публичное повешение детей просуществовало до 1833 года. Последний смертный приговор такого рода был вынесен девятилетнему мальчику, который украл чернила. Но его не казнили: общественное мнение потребовало и добилось смягчения наказания.

В XIX веке нередко бывали случаи, когда повешенные в спешке умирали не сразу. Число осужденных, «проболтавшихся» на виселице более получаса и выживших, поистине впечатляет. В том же XIX веке произошел случай с неким Грином: он ожил уже в гробу.

Казнь методом «длинная капля» в Лондоне.

Гравюра. XIX в. Частн. кол.


При аутопсии, ставшей с 1880 года обязательной процедурой, повешенные нередко возвращались к жизни прямо на столе патологоанатома.

Самую невероятную историю поведал нам Артур Кестлер. Имеющиеся доказательства отметают малейшие сомнения в ее правдивости, к тому же источником информации был знаменитый практик. В Германии повешенный человек проснулся в анатомичке, встал и убежал, воспользовавшись помощью судмедэксперта.

В 1927 году двух английских осужденных сняли с виселицы через пятнадцать минут, однако они начали судорожно дышать, что означало возвращение приговоренных к жизни, и их спешно вернули обратно еще на полчаса.

Повешение было «тонким искусством», и Англия пыталась достичь в нем высочайшей степени совершенства. В первой половине XX века в стране неоднократно учреждались комиссии по решению проблем, связанных со смертной казнью. Последние исследования проводила Английская Королевская комиссия (1949–1953), которая, изучив все типы казни, заключила, что самым быстрым и надежным способом мгновенной смерти может считаться «long drop», предполагавшая перелом шейных позвонков в результате резкого падения.

Англичане утверждают, что благодаря «длинной капле» повешение стало гораздо гуманнее.

Фотография. Частн. кол. D.R.


Так называемую «длинную каплю» изобрели в XIX веке ирландцы, хотя многие английские палачи требовали признать авторство за ними. Этот метод объединил в себе все научные правила повешения, что позволило англичанам утверждать вплоть до отмены смертной казни по уголовным преступлениям в декабре 1964-го, что у них «изначально варварская казнь повешением успешно превращена в гуманный метод». Подобное «английское» повешение, в настоящее время являющееся самым распространенным способом в мире, проходит согласно строго прописанному ритуалу. Осужденному связывают руки за спиной, потом ставят на люк точно на линию стыка двух шарнирных створок, закрепленных двумя железными прутами горизонтально на уровне пола эшафота. При опускании рычага или разрезании фиксирующего шнурка створки распахиваются. Стоящему на люке осужденному связывают лодыжки, а голову покрывают белым, черным или бежевым – в зависимости от страны – капюшоном. Петлю надевают на шею так, чтобы узел оказался под левой стороной нижней челюсти. Веревку сворачивают кольцами над виселицей, а когда палач открывает люк, она раскручивается вслед за падающим телом. Система крепления конопляной веревки к виселице позволяет по мере необходимости укорачивать или удлинять ее.

Повешение двух осужденных в Эфиопии в 1935 году.

Фото «Кейстон».


...
ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЕВКИ

Материал и качество веревки, имеющие огромное значение при повешении, тщательно определялись палачом, это входило в его обязанности.

Джордж Моледон, прозванный «принцем палачей», проработал на этой должности двадцать лет (с 1874 по 1894 год). Он использовал веревки, сделанные по его заказу. Он брал пеньку из Кентукки, ткали ее в Сент-Луисе, а плели в Форте Смит. Потом палач пропитывал ее смесью на основе растительного масла, чтобы узел лучше скользил, а сама веревка не растягивалась. Джордж Моледон поставил своеобразный рекорд, к которому никто даже не приблизился: одна из его веревок использовалась при двадцати семи повешениях.

Другой важнейший элемент – узел. Считается, что для хорошего скольжения узел делается в тринадцать витков. На деле их никогда не бывает больше восьми-девяти, что составляет примерно десятисантиметровый валик.

Когда петля надевается на шею, ее нужно затянуть, ни в коем случае не перекрывая кровообращения.

Витки удавки располагаются под левой челюстной костью, точно под ухом. Правильно расположив петлю, палач должен освободить определенную длину веревку, которая варьируется в зависимости от веса осужденного, возраста, комплекции и его физиологических особенностей. Так, в 1905 году в Чикаго убийца Роберт Гардинер избежал повешения благодаря окостенению позвонков и тканей, исключавших этот вид казни. При повешении действует одно правило: чем осужденный тяжелей, тем короче должна быть веревка.

Существует множество таблиц соответствия «вес/веревка», призванных исключить неприятные неожиданности: если веревка слишком короткая, осужденный будет страдать от удушья, а если она слишком длинная, ему оторвет голову.


Поскольку приговоренный без сознания, его привязали к стулу и повесят в сидячем положении. Англия. 1932 г.

Фотография. Частн. кол. D.R.


Казнь в Кентукки убийцы Рейнса Диси. Приговор приводит в исполнение палач-женщина. 1936 г.

Фото «Кейстон».


Эта деталь и определяет «качество» казни. Длина веревки от скользящей петли до точки крепления определяется в зависимости от роста и веса осужденного. В большинстве стран эти параметры отражены в таблицах соответствия, которые имеются в распоряжении палачей. Перед каждым повешением проводится тщательная проверка с мешком песка, вес которого равен весу осужденного.

Риски вполне реальны. Если веревка недостаточно длинная и позвонки не сломаются, осужденному придется медленно умирать от удушья, если же она слишком длинная, то из-за чересчур долгого падения у казнимого оторвется голова. По правилам восьмидесятикилограммовый человек должен упасть с высоты 2,40 метра, длину веревки нужно сокращать на 5 сантиметров на каждые три дополнительных килограмма.

Однако «таблицы соответствия» могут корректироваться с учетом характеристик осужденных: возраста, полноты, физических данных, особенно крепости мускулатуры.

В 1880 году газеты сообщали о «воскрешении» некоего венгра Такача, провисевшего десять минут и вернувшегося к жизни через полчаса. Он умер от полученных повреждений только через три дня. По заключению врачей данная «аномалия» была обусловлена чрезвычайно крепким строением горла, выступающими лимфатическими железами и тем фактом, что его сняли «досрочно».

При подготовке к казни Роберта Гудейла палач Берри, имевший за плечами опыт более двух сотен повешений, подсчитал, что, учитывая вес приговоренного, требуемая высота падения должна составить 2,3 метра. Осмотрев его, он обнаружил, что мышцы шеи у того очень слабые, и уменьшил длину веревки до 1,72 метра, то есть на 48 сантиметров. Однако этих мер оказалось недостаточно, шея Гудейла была еще слабее, чем выглядела, и веревкой жертве оторвало голову.

Подобные кошмарные случаи наблюдались во Франции, Канаде, США и Австрии. Уорден Клинтон Даффи, директор тюрьмы Сен-Квентин (штат Калифорния), в качестве свидетеля или руководителя присутствовавший на более полутора сотен казней через повешение и газовую камеру, описал одну из таких казней, когда веревка оказалась слишком длинной.

«Лицо осужденного разлетелось в клочья. Голова, наполовину оторвавшаяся от туловища, глаза, вылезшие из орбит, полопавшиеся кровеносные сосуды, распухший язык». А еще он обратил внимание на жуткий запах мочи и экскрементов. Рассказал Даффи и о другом повешении, когда веревка оказалась чересчур короткой: «Осужденный медленно задыхался около четверти часа, тяжело дышал, хрипя, как издыхающая свинья. Он бился в конвульсиях, тело его крутилось, как волчок. Пришлось повиснуть на его ногах, чтобы веревка не оборвалась от мощных толчков. Приговоренный стал фиолетового цвета, язык его распух».

Публичное повешение в Иране.

Фотография. Архивы «ТФ1».


Чтобы избежать подобных неудач, Пьерпойнт, последний палач британского королевства, обычно за несколько часов до казни тщательно разглядывал осужденного через глазок камеры.

Пьерпойнт утверждал, что с того момента, как он забирал приговоренного из камеры, до опускания рычага люка проходило не больше десяти – двенадцати секунд. Если в других тюрьмах, где он работал, камера находилась дальше от виселицы, то, как он говорил, на все про все уходило секунд двадцать пять.

Но является ли скорость исполнения бесспорным доказательством эффективности?


...
ПОВЕШЕНИЕ В МИРЕ

Вот список семидесяти семи стран, применявших повешение в качестве законного способа казни, предусмотренного гражданскими или военными законами в 90-е годы ХХ века: Албания*, Ангила, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Бангладеш*, Барбадос, Бермудские острова, Бирма, Ботсвана, Бруней, Бурунди, Великобритания, Венгрия*, Виргинские острова, Гамбия, Гранада, Гайана, Гонконг, Доминика, Египет*, Заир*, Зимбабве, Индия*, Ирак*, Иран*, Ирландия, Израиль, Иордания*, Каймановы острова, Камерун, Катар*, Кения, Кувейт*, Лесото, Либерия*, Ливан*, Ливия*, Маврикий, Малави, Малайзия, Монсеррат, Намибия, Непал*, Нигерия*, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пакистан, Польша*, Сен Китс и Невис, Сен-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Самоа, Сингапур, Сирия*, Словакия*, Судан*, Свазиленд, Сирия*, СНГ*, США*, Сьерра-Леоне*, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тунис*, Турция, Уганда*, Фиджи, Центрально-Африканская Республика, Чехия*, Шри-Ланка, Эфиопия, Экваториальная Гвинея*, ЮАР, Южная Корея*, Ямайка, Япония.

Звездочкой отмечены страны, где повешение является не единственным способом казни и в зависимости от природы преступления и суда, вынесшего приговор, осужденных также расстреливают или обезглавливают.

...

Повешенный.

Рисунок Виктора Гюго.


По словам Бенли Перчейза, коронера Северного Лондона, выводы, сделанные на основе пятидесяти восьми казней, доказали, что настоящей причиной смерти в результате повешения было отделение шейных позвонков, сопровождаемое разрывом или раздавливанием спинного мозга. Все повреждения подобного рода приводят к мгновенной потере сознания и гибели мозга. Сердце может биться еще пятнадцать– тридцать минут, но, по словам патологоанатомов, «речь идет о чисто рефлекторных движениях».

В США одному судебно-медицинскому эксперту, который вскрыл грудь казненного, провисевшего полчаса, пришлось останавливать его сердце рукой, как это делают с «маятником настенных часов».

Сердце все еще билось!

Приняв во внимание все эти случаи, в 1942 году англичане выпустили директиву, гласившую, что врач будет констатировать смерть после того, как тело провисит в петле минимум час. В Австрии вплоть до 1968 года, когда в стране отменили смертную казнь, этот временной отрезок составлял три часа.

В 1951 году архивариус Королевского Хирургического общества констатировал, что из тридцати шести случаев вскрытия трупов повешенных в десяти случаях сердце билось спустя семь часов после казни, а в двух других – спустя пять часов.


...
ГОЛОС ПРЕЗИДЕНТОВ

В Аргентине президент Карлос Менем в 1991 году заявил о своем намерении вновь ввести смертную казнь в уголовный кодекс страны.

В Перу президент Альберто Фухимори в 1992 году высказался в пользу восстановления смертной казни, отмененной в 1979 году, за преступления, совершенные в мирное время.

В Бразилии в 1991 году в конгресс поступило предложение внести в конституцию поправку о восстановлении смертной казни за некоторые преступления.

В Папуа – Новой Гвинее президентская администрация восстановила в августе 1991 года смертную казнь за кровавые преступления и предумышленные убийства, которая была полностью отменена в 1974 году.

На Филиппинах в декабре 1993 года вернули смертную казнь за убийство, изнасилование, детоубийство, взятие заложников и коррупционные преступления в крупных размерах. Когда-то в этой стране применяли электрический стул, но на сей раз выбрали газовую камеру.


Один знаменитый криминолог как-то раз заявил: «Тот, кто не изучил искусство повешения, будет выполнять свою работу вопреки здравому смыслу и подвергнет несчастных грешников мучению сколь долгому, столь и бесполезному». Напомним об ужасной казни миссис Томсон в 1923 году, после который палач предпринял попытку самоубийства.

Но если с такими мрачными превратностями сталкивались даже «лучшие» в мире английские палачи, что уж говорить о казнях, проходивших в других уголках мира.

В 1946 году казни нацистских преступников в Германии и Австрии, равно как казни приговоренных к смерти Нюрнбергским трибуналом, сопровождались ужасными инцидентами. Даже применяя современный метод «длинной капли», исполнителям не раз приходилось тянуть повешенных за ноги, добивая их.

В 1981 году во время публичного повешения в Кувейте осужденный умирал от асфиксии почти десять минут. Палач плохо рассчитал длину веревки, и высоты падения не хватило, чтобы сломать шейный позвонок.

В Африке часто отдают предпочтение повешению «по-английски» – с эшафотом и люком. Однако этот способ требует определенной сноровки. Представленное еженедельником «Пари матч» описание публичного повешения четырех бывших министров, состоявшегося в Киншасе в июне 1966 года, больше похоже на рассказ о пытке. Осужденных раздели до белья, на головы им надели капюшоны, руки связали за спиной. «Веревка натягивается, грудь осужденного оказывается на уровне пола эшафота. Снизу видны ноги и бедра. Короткая судорога. Все кончено». Эварист Кинба умер быстро. Эмманюэль Бамба был человеком чрезвычайно крепкого сложения, у него шейные позвонки не сломались. Он задыхался медленно, его организм сопротивлялся до последнего. Ребра выпирали, проступили все вены на теле, диафрагма сжималась и разжималась, судороги прекратились лишь на седьмой минуте.


...
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЙ

Чем тяжелее осужденный, тем короче должна быть веревка. Существует множество таблиц соответствия «вес/веревка». Чаще всего используется таблица, составленная палачом Джеймсом Барри.


Вес осужденного – Длина веревки

54 кг как минимум ………… 2,46 м

56.6 кг ……………………………… 2,40 м

58.8 кг ……………………………… 2,35 м

61.2 кг ……………………………… 2,23 м

63.4 кг ……………………………… 2,16 м

65.7 кг ……………………………… 2,05 м

67.9 кг ……………………………… 2,01 м

70.2 кг ……………………………… 1,98 м

72.5 кг ……………………………… 1,93 м

74.7 кг ……………………………… 1,88 м

77.2 кг ……………………………… 1,83 м

79.3 кг ……………………………… 1,80 м

81.5 кг ……………………………… 1,75 м

83.8 кг ……………………………… 1,70 м

86.1 кг ……………………………… 1,68 м

88.3 кг ……………………………… 1,65 м

90.6 кг ……………………………… 1,62 м

92.8 кг ……………………………… 1,57 м

95.1 кг ……………………………… 1,55 м

99 кг и больше ………………… 1,52 м

Агония длиной в 14 минут

Александр Махомба погиб почти мгновенно, а смерть Жерома Анани стала самой долгой, мучительной и страшной. Агония длилась четырнадцать минут. «Его тоже очень плохо повесили: веревка то ли соскользнула в последнюю секунду, то ли изначально была плохо закреплена, в любом случае она оказалась над левым ухом осужденного. Четырнадцать минут он крутился во все стороны, судорожно дергался, бился, ноги ходили ходуном, сгибались и разгибались, его мышцы так напрягались, что в какой-то момент показалось, что он вот-вот высвободится. Потом амплитуда его рывков резко уменьшилась, и вскоре тело затихло».


...
ПОСЛЕДНЯЯ ТРАПЕЗА

Недавняя публикация одновременно вызвала негодование общественного мнения США и спровоцировала скандал. В статье перечислялись самые изысканные и деликатесные блюда, которые приговоренные заказывали перед казнью. В американской тюрьме «Камминс» один заключенный, которого уводили на казнь, заявил, указывая на десерт: «Закончу, когда вернусь».


Линчевание двух чернокожих убийц в США.

Фотография. Частн. кол.


Публичное повешение в Сирии в 1979 году людей, обвиненных в шпионаже в пользу Израиля.

Фотография. D.R.


...
ПОДВЕШИВАНИЯ

Классическое повешение за шею – самое распространенное из всех видов этого способа умерщвления, но существует и множество других, куда более жестоких.

Римляне и многие восточные народы подвешивали осужденных за волосы и половые органы. Подвешивание за половые органы существовало в Европе в течение всего Средневековья. Но самыми ужасными были подвешивания, когда казнимого поднимали наверх на железном крюке, который вгоняли в тело, цепляя за одну из костей. Обычно выбирали ребро, сзади или спереди, иногда цепляли за грудные мышцы, достаточно прочные, чтобы выдержать вес осужденного. Подвешивание на крюке за ребро до наступления смерти предусматривалось средневековым японским кодексом. Турки в начале XVIII века цепляли осужденного на крюки за ногу и руку с одной стороны. Англичане проделывали то же самое в XVIII веке, казня мятежных аборигенов в своих африканских колониях: они цепляли крюк за грудную клетку или чуть ниже плеча. Казнимых оставляли погибать в ужасных муках, длившихся по нескольку дней. Возможно, они позаимствовали эту практику у арабских работорговцев. В Алжире деи подвешивали таким образом приговоренных на крюки, вбитые в стены дворцов.

...

Повешены за то место, которым согрешили.

Гравюра D.R.


...

Повешение на крюках в Турции.

Гравюра XVIII века. Частн. кол.


...

Повешение на крюках в Турции.

Гравюра. Частн. кол.


...

Медленная казнь за отцеубийство. Дагомея, 1903 г.

Гравюра. Частн. кол.


...

Негр, повешенный живым за ребра в 1796 году.

Гравюра Уильяма Блейка. D.R.


...

Повешение за ступни в Персии, 1910 г.

Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?

Обезглавливание - удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная - отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание - это удел королей и дворян».

Повешение

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение - самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ - обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть - самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» - она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Исключения из правил

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.

Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.

Здравствуйте уважаемые!
Прочел тут очередную книженцию, и решил — а не поговорить ли нам о такой немаловажной теме, как «высшая мера социальной защиты», как некогда ее называли затейники с коммунистическими убеждениями? Тема сложная, трудная, но интересно. Моральных аспектов (можно/нельзя, а судьи кто и т. д. и т. п.) предлагаю пропустить и поговорить исключительно о механизме лишения жизни государством своих граждан, как меры высшего из возможных наказаний.
На данный момент более 80 стран мира или полностью отменили смертную казнь, или присоединились к мораторию (в том числе и РФ). Но само явление как было так и осталось. И скорее всего, это будет всегда. Ибо....
Если немного вспомнить историю, то по тому же Уложению 1649 года все смертные казни подразделялись на обыкновенные (простые) и квалифицированные. Если заглянуть еще дальше, в век 15, то количество этих наказаний можно было найти десятка 2, причем некоторые очень и очень жестокие...
Но как бы там не было — мир идет вперед, и как не парадоксально, он становится добрее и терпимее. Понятно, что возможно сейчас это не так видно, но, повторюсь, если сравнивать с предыдущими веками — разница очевидна.
Видно это, в том числе и по высшей мере наказания. Смертных казней стало меньше и они более гуманные, что ли...
Поэтому, предлагаю поговорить о некоторых из них. Начнем с ныне существующих, и если будет интерес, вспомним и те, которые были ранее.
Итак....

Классика жанра.

Начнем с самой распространенной в мире казни — с повешения.
Этот вид экзекуции считается по каким то причинам самым позорным. Видимо, это связано с легендой о том, что после своего предательства Иуда повесился на осине. Если военного казнят именно на виселице — он считает это большим оскорблением. Тот же Герман Геринг решил не дожидаться веревки и смог убить себя сам.
Современная технология этого наказания такова: "осужденного вешают на веревке, обвивающей шею; смерть наступает в результате давления веревки на тело под воздействием силы тяжести. Потеря сознания и смерть наступают в результате повреждения спинного мозга или (если этого недостаточно для наступления смерти) вследствие асфиксии от сдавливания трахеи ".

Г.Геринг на Нюрнбергском процессе.

И несмотря на кажущуюся простоту — это все не слишком просто.
Понятно, что более гуманной смертью, говорящей о квалификации палача была гибель от повреждения спинного мозга и позвонков. После того, как на шею осужденного надевалась петля, у него под ногами открывается люк. При этом длина веревки (и соответственно расстояние падения) подбирается с учетом роста и веса осужденного - чтобы добиться разрыва спинного мозга. В противном случае, или долгая и мучительная агония от удушья, или вовсе отрыв головы.
Ну а худшим вариантом является вариант, когда веревка не выдерживает веса тела и рвется. Получается людей казнят дважды... Самым известным примером такого казуса стала казнь декабристов в 1826 году Давайте дадим слово очевидцу тех событий: «Когда все было готово, с пожатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал, и в то же мгновение трое сорвались - Рылеев, Пестель и Каховский упали вниз. У Рылеева колпак упал, и видна была окровавленная бровь и кровь за правым ухом, вероятно, от ушиба. Он сидел скорчившись, потому что провалился внутрь эшафота. Я к нему подошел, он сказал: «Какое несчастие!» Генерал-губернатор, видя, что трое упали, прислал адъютанта Башуцкого, чтобы взяли другие веревки и повесили их, что и было немедленно исполнено. Я был так занят Рылеевым, что не обратил внимания на остальных оборвавшихся с виселицы и не слыхал, говорили ли они что-нибудь. Когда доска была опять поднята, то веревка Пестеля была так длинна, что он носками доставал до помоста, что должно было продлить его мучение, и заметно было некоторое время, что он еще жив ».

Декабристы перед казнью

Поэтому, повторюсь, тут мелочей быть не может. Важен и материал веревки и ее правильное закрепление и конечно же длина. Есть специальные таблицы допуска длинны в зависимости от роста и веса, а сама петля делается с помошью особого узла, называемого висельным или узлом Линча. Идеальным узлом считается тот, который накручен на 13 оборотов. Форма виселицы Т образная или в виде русской буквы Г, пошла из Древнего Рима. Почему имнно так, теперь сказать затрудняюсь - еще буду исследовать. Но традиция есть традиция... Впрочем, в каждой стране были свое особенности. В Европе, например, разбойников вешали на деревьях вдоль дорог. А в России было принят почему то обычай, сооружать для бунтовщиков и восставших виселицы на плотах и пускать такие плоты с повещенными вниз по течению.

Старинный вариант

Веревку (которую в России раньше нередко называли «столыпинским галстуком») используют большинство экзекуторов ныне, хотя ранее в Азии могли быть вариации типа струны от рояля или колючей проволоки.
Все нюансы перед казнью должен предусмотреть палач. И только от него зависит, будет ли жертва мучиться или умрет относительно легко.
Сержант американской армии Джон Вуд, выступивший в качестве палача для преступников, осужденных Нюрнбергским трибуналом, хорошо знал свое дело и все они умерли быстро. А вот японцы, вешавшие Рихарда Зорге, были дилетантами. Даже после того, как его сняли с виселицы, его сердце билось 8 минут.

Нюрнбергский палач Джон Вуд

Среди наиболее известных людей, казненных таким способом относительно недавно можно вспомнить бывшего премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто (отца Беназир Бхутто), Саддама Хуссейна и его младшего брата Барзана Ибрагима Хасана ат-Тикрити, который был обезглавлен веревкой.

З.А. Бхутто

На данный момент смертную казнь через повешение используют 18 стран (Северная Корея, Южная Корея, Сингапур, Япония, Малайзия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Ирак, Сирия, Ливан, Египет, Сомали, Нигерия, Северный Судан, Южный Судан и Ботсвана)
А также 2 американских штата — Вашингтон и Нью-Гемпшир. Напомню, в США смертная казнь узаконена в 32 штатах.
Продолжение следует...