Дифференциация ж с в предложениях. Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков – в предложениях. Постановка звука Щ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-З

ЗА – ЖА – ЗА

ЗО – ЖО – ЗО

ЗУ – ЖУ – ЗУ

ЗЫ – ЖИ – ЗЫ

ЖА – ЗА – ЖА

ЖО – ЗО – ЖО

ЖЕ – ЗЕ – ЖЕ

ЗУ – ЖУ – ЗУ

ЗДА – ЖДА - ЗДА

ЗДО – ЖДО - ЗДО

ЗДУ – ЖДУ - ЗДУ

ЗДЫ – ЖДЫ – ЗДЫ

АЗА – АЖА - АЗА

ОЗО – ОЖО - ОЗО

УЗУ – УЖУ - УЗУ

ЫЗЫ – ЫЖИ – ЫЗЫ

ажна-азна азна-ажна
ожна-озда озда-ожна
ужна-узна узна-ужна
ижма-изма изма-ижма
езли-ежли ежли-езли

Слова :

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажму, зажгу, зажигалка, зажим, завяжу, заложу, завизжать, возможно, зажужжать, зажиреть, зажелтеть.

Жра-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать, бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок, жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь, ежи-возы, кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть, лежи-вези, важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик-гвоздик, можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика, книжный-капризный, нежный-резвый, жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.

Жал – зал Жук - зуб

Жара – заря Вяжу - везу

Жалей – залей Гляжу - внизу

Держать – дерзать Грожу - грозу

Пожар – базар Брожу - грызу

Лежать – лизать Вижу - внизу

Лужайка – зайка Ножи - тазы

Сажать – сказать Жидкий - зыбкий

Лежа – береза Жир - пузырь

Бежать – вязать Ежи - возы

Зять – жать Кожа - коза

Жора – зол Рыжий - сизый

Лужок – узор Ежики - языки

Стожок – возок Рыжики - музыка

Флажок – глазок Снежинка – корзинка

Чистоговорки

за, за, за - вот идет коза

жа, жа, жа - мы видели ежа

зу, зу, зу - мы ведем козу

жу, жу, жу - на лужок хожу

зы, зы, зы - новые тазы

жи, жи, жи - у меня ножи

Вариант для старшей и подготовительной групп

жа, жа, за - вот идет коза

за, за, жа - мы видели ежа

за, жа, за - закрыли мы глаза

жа, за, жа - нет у нас ножа

Предложения

Зимняя стужа.

Зеленый лужок.

Нежная зелень.

Навозный жук.

Бумажный змей.

Лыжная мазь.

Зал ожидания.

Книжный магазин.

Змеиное жало.

Желтый зонт.

Жажда знаний.

Полезное животное.

Заветное желание.

Снежная зима.

Железный гвоздь.

Женин знакомый.

Запас железа.

Жидкий мазут.

Важное задание.

Влажная земля.

Снежные заносы.

Забавный ежик.

Мамы разные нужны, мамы всякие важны.

Рыжий пес бегает по двору.

Возле лужи жаба.

Завизжала железная пила.

Женя резал ножом хлеб.

Лиза катается на лыжах.

Выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя.

У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки.

В лесу Зина собирала рыжики.

Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала.

Зина вымазалась в саже.

Между небом и землей жаворонок вьется.

Золотистый жук залетел в окно.

Зоя любит запах жасмина.

Зажглась лампа под зеленым абажуром.

Зина связала кружевные манжеты.

Возле дома зеленая лужайка.

Зоя вежливо спросила Женю, где можно взять жесть и гвозди.

Таежный поселок занесло зимой снегом.

Почему ужом назвали

Сторожила здешних луж?

Никого ведь не ужалил

Безобидный черный уж.

Стихи

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Связная речь

ЗА ЗЕМЛЯНИКОЙ

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле березы Женя заметил ежа. Ежик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю и позвал Зину. Они захотели взять ежа домой. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок. Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ежик. Дома они дали ежику молока. Зина хотела оставить ежа, но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ежик. Вдвоем веселее.

У Захара жар. Он заболел. Мама вызвала доктора. Доктор говорит: "Надо лежать, Захар, пока не выздоровеешь." Захар лежит и пьет таблетки.

Звонок звенит, а жук жужжит.

Не надо зевать, если надо жевать.

У винограда – лоза, а в театре – ложи.

Желтые розы, а страшные – рожи.

Дай разок потрубить в рожок.

Надо полежать да лапку полизать.

Будешь тузить – будешь тужить.

Зажимом зажимают.

Жезл из железа – железный.

На земле лежит железная лопата.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе - им даже жарко. В морозные дни дети дома. Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя - и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Зои лыжи, у Лизы и Жени - коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.

Жаворонок вьет гнездо во ржи.

Желтые листья падают на землю.

Женя набрал рыжиков и груздей.

У дома зеленая лужайка. Снежинки падают на землю. Над водой кружились стрекозы.

Дорожки засыпали желтым песком.

Продолжается подписка на газеты и журналы. Зажжужала муха, дожжужалась паука. Жужжит на жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. Зайка живет в лесу. Тигр - прожорливый зверь.

Зина надела вязаный жакет. Крот живет в земле. Зина кормит ежика. Дедушка живет у разъезда. Жора загорал на пляже.

Захар жил в колхозе.

Женя показал Зое журнал.

Женя живет у завода.

Жанна рассказывает про животных.

Зоя забыла зонтик у Жени.

Зелена жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

Знает загадки каждый ежик.

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Знает каждый: змей бумажный

У Жени живет.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

На земле лежать не любит.

Легкий змей, как будто дым.

Наблюдать за ним несложно,

Только жаль, что невозможно

Полетать нам вместе с ним!

ЗВОНОК И ЖУК

Звенит, звенит, звенит звонок! Запомни тот задорный звон,

Зовет, зовет он на урок! Он с детства каждому знаком,

Звонка призывный звучный звон Он к знаньям весело манит,

Созвал друзей со всех сторон. В ушах звенит, звенит, звенит…

В звонке высокий, звонкий звук, Когда же зажужжит вдруг жук,

Он разливается вокруг. То у жука пониже звук,

Тот звук ты мысленно прикинь: И глуше будет жук жужжать,

«Дзынь-дзынь», «здынь-дзынь», Как будто жук слегка прижат.

«Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»!

Жука жужжанье нас тревожит,

Мы ждем, что жук ужалить может,

Но жук живет совсем без жала,

Напрасно жук жужжит, пожалуй!

Женя, Женя, что стряслось? И к себе на день рожденья

Ты от слез промок насквозь. Наши стулья пригласила.

Отвечает он, вздыхая: Пригласила нашу вазу,

Приходила тетя Мая. Все ножи и вилки сразу.

О каком-то одолженье Даже столик из угла.

Очень вежливо просила. А меня не позвала.

Еж с ежонком и ежихой Жеребенок видит ясно:

Собирают ежевику. Желтый свет! Идти опасно!

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться. Не бери ежа с собой,

Призадумалась кума: Отпусти его домой.

У ежей иголок тьма. Ежик, даже глупый самый

Хочет жить с ежихой-мамой.

Я – по луже! Я - по луже! Жмурятся глазки

Я ищу, где лужа уже. У кошки

Может, час, а может, два У кошки

Я искал, нашел едва. У Мурки:

Я нашел, где лужа уже, - Выходите, мышки,

А теперь лежу простужен. Поиграем в жмурки!

Меня ужалила пчела. В желудь влез один червяк

Я закричал: «Как ты смогла?!» И не съест его никак.

Пчела в ответ: «А как ты мог Кто куда, скажите, влез?

Сорвать любимый мой цветок? Кто кого никак не съест?

Ведь он мне был уж-ж-жасно нужен: Желудь, что ли, червяка?

Я берегла его на уж-ж-жин». Фу, какая чепуха!

В желудь влез один червяк

И не съест его никак

Животные в пустыне.

Животные пустыни знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им так жить.

Жаба заболела.

Зелена жаба никогда ни о ком не заботилась. Всю жизнь жила она одна: нежилась в лужах, скакала по лужайкам и вот однажды - о, ужас! - жаба заболела. Лежить она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жукю

Я жаба, мне никто не нужен!

Как же ты всю жизнь жила? - ужаснулся жук и побежал за соседями.

Помогли соседи жабе каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла жаба, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжелую минуту она не осталась совсем одна.

Дата_____________ Класс______

Урока____

Тема: Дифференциация З-Ж в словах, предложениях и тексте

Цель: Дифференцировать звуки З-Ж.

Планируемые результаты:

Предметные: Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж; развитие навыка словообразования; закрепление правописания жи -ши; формирование навыка чтения.

Метапредметные: развитие внимания и памяти; совершенствовать фонематическое восприятие; совершенствование мелкой моторики рук, улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.

Личностные: создание эмоционального контакта между учениками.

Оборудование: предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы.

Ход урока.
1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.
А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.
Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.
Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.
2. Сообщение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц)
Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)
- Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
Сопоставление звуков по артикуляции. - Работа с индивидуальными зеркалами. - Чтение слоговой таблицы. - Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] - карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
3. Дифференциация в слогах.
Речевая зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное задание.
- Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово.
Упражнение 1.
Подчеркни з и ж. ЗА или ЖА

Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ

4. Дифференциация в словах.
(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука з язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык поднимается вверх, за верхние зубы.
Фишки – за правильный ответ).

Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК - ПРЫЖОК

Игра «Измени слово».
Фишки – за правильный ответ.
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал

Игра «Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Рог - ….
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..

5. ФИЗМИНУТКА.
Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.
6. Дифференциация в предложениях.
- Посмотрите
упражнения 2.

1. жук, жужжать, цветок, над.



-
Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________
- Молодцы! И последнее
упражнение 4 . Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.

Объегорил _____лого волка.

7. Итог урока.


ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.


Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________


Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.

Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страш­но, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, не­сёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

Ша-са

шапка-сайка шалун-салют

решать-тесать шахтёр-сапёр

мешать-писать шалаш-салат

лошадка-посадка шалфей-салфетка

Шо-со

мешок-лесок пушок-кусок вершок- песок ремешок- носок шорох- сорок мышонок- спросонок шутки-сутки шумно-сумка

Шу- су

пишу- несу пашу- пасу пляшу- плясун шуметь- суметь шитый-сытый мыши-крысы

Ши -сы, ши-си

ширь-сыр шип-сыпь шило-сила решил-спросил ваш-вас наш-нас башня-басня страшный-красный

Аш-ас

кашка-каска чашка-часто пашня-паста рубашка-колбаска

Ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

Яшка-ясный клюшка-люстра пошла-росла камыш-кумыс грош-рос

Еш - ес, иш - ис, иш - ис

пешки-песни мешки-мести мишка-миска вишня-виснет стишки-тиски стриж-рис

Шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

шляпа-слякоть шмель-смел шторы-сторож шпалы-спали

4. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках.


мешок, шило.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со ста­рушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - лю­дей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются;., на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка­мыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста­ло, короче становился день.

6. Упражнение

У Миши на голове (шапка), в сумке (сайка).

На (крыше) труба, в подвале (крыса)

У Миши (чашка), у солдата (каска)


Потешки

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу

И верхом поеду в гости.

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(Е. Стюарт)

Шаг ровней держите, мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

Серый плутишка

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

8. Упражнение

Бабушкины руки

Это чья рубашка - Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Л Браиловская)

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, - думает, - съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы

же-зе за-жа зо-жо зу-жу

зы-жи зе-же

ажна-азна ожда-озда ужно-узно
ижма-изма ежли-езли азна-ажна
озда-ожда узна-ужна изма-ижма
езли-ежли

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Жа-за

жал-зал, жара-заря, баржа-база, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, жакет-закат, лежать-лизать, лёжа-берёза, сажать-сказать, бежать-вязать

Жо-зо

Жора-Зоя, стожок -возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок

Жу-зу

жук-зуб, грожу-грозу, вижу-снизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу

Жи-зы, жи-зи

ножи-тазы жидкий-зыбкий жир-пузырь ежи-возы кожи-козы рыжий-сизый ёжики-языки рыжики-музыка похаживать- показывать наживать- называть снежинка- корзинка лежи- вези

Другие сочетания

важный-разный каждый-гораздо монтажник-проказник дружный-грузный таёжный-слёзный тревожный-грозный дождик-гвоздик можно-поздно дорожный-паровозный пирожное-морозное обождать-опоздать денежный-полезный подожди-ка-гвоздика книжный-капризный нежный-резвый


3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


пружина

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток)

6. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

лакал молоко языком.

(ножи) лежат в

У и у рожки.

У Женя затрубил в рожок.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,

шар-жар-базар-гусар
шаль-жаль-зал-сало
мешать-лежать-лизать-лиса шапка-жалко-зайка-сайка ушанка-ужасно-вязанка-санки решать-бежать-вязать-писать ноша-нажать-роза-роса мешок-рожок-мазок-песок порошок-пирожок-кузовок-голосок пушок-лужок-возок-кусок шутки-жуткий-мазут-сутки ношу-хожу-везу-несу


2. Упражнение , Назвать предметы, изображённые на картинках.

лыжи жаба

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.

в кустах, в траве.

В норе, на сене. На дубе (желудь).

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова)

Дождик

Дождик Порезвиться захотели

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки. И кричали мышки:

Эй! спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой)

В гостях у Дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним - зелёная травка.

Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? - спросила Маша.

Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку - серебристые снежинки сразу тают.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, - думает лиса, - насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут - отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь - проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит - опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся - ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

Ты где шубу сменял?

Вот там, у старого дрозда.

А мне нельзя сменять свою шубу?

Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

Я тоже хочу в белой шубе ходить.

Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь! (А. Суконцев)

Постановка звука Щ.

Логопедические упражнения и игры

Дифференциация звуков [ж] – [з] в предложениях

    1. Повтори предложения.

Дети дружно в зале елку наряжали.

Между тазами лежат ложки с ножами.

Долгое ожидание – просто наказание.

На белой березке появились сережки.

Встает Жанна на заре, чтобы не гулять по жаре.

Чтоб дождь в дороге не застал, домой я быстро побежал.

  1. Игра «Я начну, а ты продолжи».

(Взрослый произносит местоимения, а ребенок продолжает предложение.)

Я забежал к Жанне за желтым зонтом (ты, он, она, мы, вы, они).

Я зажимаю железную пружину (ты, он, она, мы, вы, они).

Я с Жанной громко завизжал (ты, он, она, мы, вы, они).

Я резал хлеб железным ножом (ты, он, она, мы, вы, они).

  1. Игра «Я и ты».

Образец. Я закажу, и ты закажешь.

Я замажу, и ты… (замажешь).

Я закружу, и ты… (закружишь).

Я задержу, и ты… (задержишь).

Я забегу, и ты… (забежишь).

Я завизжу, и ты… (завизжишь).

Я зажму, и ты… (зажмешь).

Я заряжаю, и ты… (заряжаешь).

Я зажимаю, и ты… (зажимаешь).

Я заезжаю, и ты… (заезжаешь).

  1. Составь предложения по опорным словам.

Гараж, забор.

Зоя, жуки.

Жанна, розы, ваза.

Магазин, Лиза, кружева.

  1. Игра «Что делает грузовик?».

Рассмотри картинки и скажи развернутым предложением, какие действия совершает грузовик. Используй в своих ответах слова отъезжает, выезжает, наезжает, переезжает, подъезжает, въезжает, проезжает, заезжает.

Образец. Грузовик отъезжает от гаража.

  1. Игра «Исправь ошибки».

Жанна купила в магазине желтые занавеска.

«Газель» заезжала из гаража.

От сильного солнца Лиза зажмурил глаза.

За ограждением построили пять гаражи.

  1. Игра с картинками.

7.1. Рассмотри бегущих друг за другом детей. Прочитай и запомни их имена.

7.2. Ответь на вопросы полным предложением.

За кем бежит Женя? (Женя бежит за Зоей.)

За кем бежит Жанна?

За кем бежит Захар?

7.3. Рассмотри стоящих детей, запомни их имена.

7.4. Ответь на вопросы полным предложением.

Между кем стоит Женя? (Женя стоит между Жанной и Зоей.)

Между кем стоит Жанна?

  1. Объясни, как ты понимаешь эти выражения.

Чужими руками жар загребать – (не трудясь самому, пользоваться тем, что делают другие).

Задать жару – (загонять, замучить множеством дел, поручений или сделать строгий выговор).

За живое задеть – (обидеть, уязвить или взволновать, коснувшись чего-то важного).

Лезть на рожон – (совершать действия, заранее обреченные на провал).

Дифференциация звуков [ж] – [з] в чистоговорках

Произнеси чистоговорки.

За – жа – за – Зою жду у гаража.

Зда – жда – зда – ходят часто поезда.

Жу – зу – жу – Тузика я привяжу.

Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.

Произнеси чистоговорку и дай правильный ответ: так бывает или нет?

Жа – за – жа – режу хлеб я без ножа.

За – жа – за – открываю я глаза.

Жи – зы – жи – пишут ручками ежи.

Зу – жу – зу – загорали мы в грозу.

Зы – жи – зы – испугались мы грозы.

Марина Колодина
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Ж] - [З]»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

по образовательной области «Речевое развитие»

Тема : «Дифференциация звуков [Ж] , [З,З’]»

учитель-логопед

Колодина Марина Сергеевна

Тема : «Дифференциация звуков [Ж] , [З,З’]»

Возрастная направленность : Дети 5-6 лет

Образовательные :

Закреплять правильное произношение звуков [Ж] , [З,З’]в словах, чистоговорках, во фразовой речи;

Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

Коррекционно – развивающие :

Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого и сверстников;

Развивать навык звукового анализа ;

Способствовать развитию логического мышления.

Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Цель артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой :

Способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики;

Способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;

Совершенствовать координацию движений;

Развивать память, внимание, мышления, концентрацию зрительного и слухового внимания;

Сформировать пространственную ориентировку, точность движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Цель динамической паузы :

Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Оборудование

Мультимедийное оборудование : Медио объекты : ЭОРы (электронные образовательные ресурсы) : игровая презентация на дифференциацию звуков [Ж] , [З,З’].

Картинки с изображением жука и комара, картинки для игр «Один - много» , «Какой, какая, какие?» . Бумага, карандаши на каждого ребенка. Мяч.

Предварительная работа

Р/и «Поймай звук » , «С какого звука начинается » , «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, заучивание логоритмик, скороговорок.

Список использованной литературы

1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - Москва : Просвещение 1991

2. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим азбуку, играя. – Москва : ООО «5 за знания» 2007

3. Лопухина И. С. Логопедия 550. - Москва : Аквариум 1995

Организационный компонент :

Логопед : Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох) .

- Вспомним наше правило :

Говорим мы все красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Мотивация к деятельности.

Логопед : Ребята, посмотрите, на столе стоят две коробки. Какого цвета левая коробка? (желтая) . А какого цвета правая коробка? (зеленая) . Если вы хотите посмотреть, что находиться внутри коробок, надо отгадать загадки :

Не зверь, не птица -

Нос, как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт (комар)

(открывается зеленая коробка, демонстрируется иллюстрация комара)

Как звенит комар?

Какой слышится звук ?

Логопед : Слушаем вторую загадку, чтобы открыть желтую коробку :

Жужжит, звенит,

Усами водит грозно :

Пугает праведный народ –

А ну, покиньте огород,

Пока не слишком поздно!

Но нет испуганных вокруг,

Не страшен людям майский… (жук)

(открывается желтая коробка, демонстрируется иллюстрация жука)

Как жужжит жук?

Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Логопед : Давайте угостим комара и жука, чтобы они ни кого не ужалили и не пугали.

Упражнение на развитие речевого дыхания. «Накормим насекомых» (надо задуть шарик в воротца, на котором изображены насекомые)

Артикуляционная гимнастика с биоэргопластикой.

Логопед : А пока наши насекомые наслаждаются нашими угощениями, мы сделаем упражнения, которые помогут нам размять язычок, что бы правильно произносить звуки [з] и [ж] .

«Жук и комар» (улыбка – хоботок,

Жу-жу-жу, - Я тоже слон, - сказал комар,

я на веточке сижу, - Вам подтвердит любой цветок,

Я живу не тужу Что я имею хоботок!

и жужжу, жужжу, жужжу.

«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка) .

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

«Чистим зубы»

Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком» .

Зубы верхние - смотри :

Чищу «чашкой» изнутри.

«Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Логопед : Ребята, чем похожи эти звуки ?

Сравнение артикуляции.

Дети : Звук [З] – согласный , бывает твердым и мягким.

Звук [Ж] – согласный , всегда твердый.

Логопед : Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] , а потом звук [ж] . Сравним их.

а) сходство : эти звуки согласные

б) различия : место образования

[з] – кончик языка за нижними зубами

[ж] – язык в верхнем положении

в) губы : при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя. При произнесении [з] – холодная, [ж] – тёплая.

Логопед : Наши насекомые отведали наше угощение, стали добрыми и хотят проверить, правильно ли вы слышите их любимые звуки и не путаете ли их .

Посмотрите на спинки ваших стульчиков, какое насекомое изображено?

Дети находят картинки на спинке стульчиков. (Жуки и комарики.)

Логопед : У нас получилось две команды : команда «Комарики» и команда «Жучки» . А раз есть две команды, то можно устроить соревнование. Как вы на это смотрите?

Дети : Да!

Логопед : Но для соревнования необходимо жюри! Ваши предложения, кого выберем?

Дети предлагают варианты, логопед подводит их к выбору в жюри гостей, присутствующих в кабинете.

Логопед : Итак, жюри выбрано, можно начать наше соревнование.

За правильные ответы жюри будет давать жетоны. («жукам» – в желтую коробку, «комарам» – в зеленую)

Вот игровые задания, чтобы проверить, как вы умеете различать и произносить звуки [з] и [ж] .

Игра «Хлопай - топай» на развитие фонематического слуха.

Логопед : Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з] , а со звуком [ж] топни .

Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, железо, ужи, животное, зубр, журавли, зажигалка, кожа, закат, жасмин, гвоздики, зажим.

Гимнастика для глаз.

Логопед : Ребята, а что умеют делать и комары, и жуки? Правильно – летать. Давайте проследим, как летает комар. А теперь, как летает жук.

Развивающее упражнение «Найди картинки со звуком » .

Логопед : Посмотрите на картину, на ней изображены разные предметы, животные и явления. Команда «жуки» называет со звуком [ж] , а команда «комары» со звуком [з]

Развивающее упражнение «Четвертый лишний»

Логопед : Посмотрите на картинки, назовите их. Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?

1. Заяц, жираф, зебра, жук – лишний жук (насекомое, а остальные животные)

2. Мороженое, пирожное, роза, зефир – лишняя роза (цветок, а остальные сладости (еда)

3. Ежик, звезда, замок, корзина – лишний ежик (звук [ж] , а в других картинках [з])

4. Медвежонок, зонтик, ежевика, морж – лишний зонтик (звук [з] , а в других картинках [ж])

Упражнения для развития мелкой моторики. С мячиком су-джоку.

Логопед : А теперь пришла пора размять пальчики, нам, друзья!

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

И жужжит : «Жу-жу, жу-жу

Очень с розами дружу». (повторить 2 раза)

Игра «Один - много» . (с картинками)

Логопед : А теперь посмотрим, какая команда самая внимательная. Я буду называть один предмет, а вы должны назвать много.

Один зеленый жук – много зеленых жуков

Один желтый зонт – много желтых зонтов

Один ржавый замок – много ржавых замков

Один оранжевый жираф – много оранжевых жирафов

Один золотой зажим – много золотых зажимов

Одни зеленые ножницы – много зеленых ножниц

Одна желтая гроза – много желтых гроз

Одно заветное желание – много заветных желаний

Логопед : Часть заданий вы успешно выполнили, можно немного отдохнуть.

Динамическая пауза

На зеленой на лужайке наклоны головой

Забияки жили зайки, руки приставить к голове «ушки»

Жили змеи, медвежата,

И ужата, и ежата. поочередное поднимание/опускание плеч

В звездном небе светляки

Зажигали огоньки, руки вверх, наклоны туловища влево/вправо

Чтоб ни зверю и ни птице

В том лесу не заблудиться. руки на пояс, шаги

Развивающее упражнение «Какой, какая, какие?» с использованием картинок на интерактивной доске.

Ремень из кожи, какой? - кожаный ремень

Утенок из резины, какой? – резиновый утенок

Куртка из замши, какая? – замшевая куртка

Корона из золота, какая? – золотая корона

Пакет из бумаги, какой? – бумажный пакет

Ведро из железа, какое? – железное ведро

Днем сильный мороз, день какой? – морозный день

Магазин, в котором продают книги, какой? – книжный магазин

Игра «Я и мы» с мячом

Образец. Я закажу, и мы закажем

Я замажу, и мы… (замажем) .

Я закружу, и мы… (закружим) .

Я задержу, и мы… (задержим) .

Я забегу, и мы… (забежим) .

Я зажму, и мы… (зажмём) .

Я заряжаю, и мы… (заряжаем) .

Я зажимаю, и мы… (зажимаем) .

Я заезжаю, и мы… (заезжаем) .

Игровое упражнение "Путаница"

Логопед : Жук и комар написали на листочке предложения, но лапки у них маленькие, поэтому написано непонятно. Я буду читать предложения, а вы должны меня исправить.

Зайка играет с Жанной.

Забор красит Женю.

Жук поймал Захара.

Ежик кормит Лизу.

Зонтик держит Жору.

Лыжи катаются на Зине.

Земля ползет по ежику.

Зеленая лужайка бегала по веселому ежику.

Логопед : Посмотрите на жука и комара, мне кажется, что они очень довольны, ведь вы правильно выполнили все их задания. Уважаемое жюри, как справились наши команды?

Пока жюри подводит итоги, давайте с вами вспомним, какие задание мы выполняли? А что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Проводится рефлексия занятия.

Рефлексия. На столе лежат листы бумаги с изображением лица без глаз и рта.

Логопед :

Нарисуйте такой величины уши, насколько вы хорошо слушали меня и товарищей.

Такой величины глаза, насколько вы внимательно смотрели на меня и на доску.

Такой величины рот, насколько вы болтал не по делу.

Жюри выступает с заключительным словом, благодарит и награждает участников. (раскрасками)

Пароль на выходе.

Логопед : Перед выходом, не забудьте попрощаться с нашими гостями, а так же с жуком и комаром. Положите картинку со звуком [з] в зеленую коробку, со звуком [ж] в желтую коробку и идите в группу.