Описание пособия : Предлагаю многофункциональное логопедическое пособие для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Данный материал будет полезен для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки. Данное пособие можно использовать при работе над лексическими темами, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Мой, моя, моё», «Четвёртый лишний» и многие другие. Кроме того можно широко использовать пособие при обучении детей грамоте. На домик улитки помещаются картинки с буквами или слогами, а дети составляют слова.
Логопедические игры «Звуковая улитка»
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.
Дидактическая игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт!»
Цель : автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Материал : картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.
Описание: Логопед читает стихотворение:
Улитка медленно ползёт,
Качаясь на листке,
Улитка целый день несёт
картинки на себе!
Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.
Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!»
Цель : автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.
Материал: картинки разноцветных предметов на заданный звук.
Описание: Логопед загадывает загадку:
Теремок, гляди, ползёт.
На себе его везёт,
Хозяюшка богатая,
Хозяюшка рогатая!
У улитки в теремке разноцветные игрушки! С улиткой будем мы играть и цвета называть! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.
Дидактическая игра «Будем спорить с улиткой»
Цель : автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре ребёнка слов антонимов.
Материал : картинки с предметами обозначающими признаки: узкий, высокий, острый, горячий и другие
Описание
У меня девиз простой -
«Всё своё, ношу с собой!»
Две антенны над калиткой
Домик свой несёт улитка!
Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем спорит с ней и называет другое прилагательное с противоположным значением.
Дидактическая игра «День рождения у улитки»
Цель : расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос.
Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками
Описание : Логопед читает стихотворение:
У улитки в воскресенье
Будет праздник День Рождения!
Только вот беда то в чём,
Как гостей позвать в свой дом!
К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных и подбирают слово, как животное подаёт голос.
Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку»
Цель: развивать артикуляционную моторику детей
Материал: картинки для артикуляционных упражнений
Описание : дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение
Шалыгина Наталья Геннадьевна,
учитель – логопед
МБДОУ«Детский сад №7» г. Нефтеюганск
Игровое пособие «Веселая улитка» предназначено для автоматизации (закрепления) звука «С» в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения. Пособие помогает разнообразить детскую деятельностьна занятиях по усвоению и закреплению звука «С» в речи ребенка. В настоящее время воспитанники очень медленно усваивают свистящую группу звуков, поэтому приходится придумывать дополнительные игры и игровые упражнения, используя знакомый детям дидактический и речевой материал.Дидактический материал подобран с учетом методики последовательного усвоения поставленного звука, начиная с открытых прямых и обратных слогов и слов с ними, например: са-са-са – сани, коса, оса; ас-ас-ас – ананас. Слоги могут находиться в ударной или безударной позиции. Затем звук отрабатывается в закрытых слогах и словах с ними, в слогах со стечение согласных (ска-ска-ска – скакалка, маска), в словосочетаниях (усатая оса), в предложениях (В сад прилетела полосатая оса) и спонтанной речи ребенка.Это пособие можно использовать для автоматизации других звуков русского языка, необходимо только заменить предметные картинки, которые используются для работы, учитывая последовательность усвоения ребенком нарушенного звукопроизношения.Воспитанники с большим интересом выполняют игровые задания и успешно усваивают материал занятий.
Описание игрового пособия.
Пособие состоит из предметных картинок с учетом последовательности автоматизации звука в речи воспитанника на каждый изучаемый слог не менее 6 картинок со звуком в начале, в середине и в конце слова, например слог СА – сани,сапоги, самолет, самокат, оса, лиса, коса, ананас, Карабас.
Также пособие содержит в себе листы форматом А-4, на которых подобраны картинки со слогами
и изображения силуэтов улитки.
Пособие можно изготовить из картона или обычной бумаги, предварительно перед работой с детьми заламинировать весь дидактический материал для удобства его обработки и сохранности.
Дидактические картинки для игрового пособия взяты из игры Н,Е, Ильяковой «Звуки С, З, Ц – я вас различаю», Т,С, Резниченко, О.Д, Лариной Логопедический альбом «Говорим правильно» - звуки С,З,Ц и интернет сайтов – адреса указать не могу так как картинки собраны очень давно и в то время не требовалось делать ссылку на сайт.
Варианты использования:
Вариант №1 . Автоматизация звука в словах.
Логопед и воспитанники работают на общем поле с картинками, закрепляя правильное произношение звука, выполняя упражнения:«Послушай, повтори», «Назови картинку, правильно произнося все звуки», «Скажи, не ошибись». Первое время все упражнения выполняются со зрительной опорой на картинки. Затем задания выполняются без зрительной опоры только на слух – формируя у ребенка слуховое (фонематическое) восприятие правильного и четкого звучания звука.
Вариант №2 .Автоматизация звука в словах с помощью игрового поля с силуэтом «Улитки» .
Логопед и воспитанник повторяют одно из упражнений варианта №1. Затем ребенку предлагается «Улитка» и даются задания:
Выложи «Улитку» картинками, названия которых начинаются со звука «С»;
Выложи «Улитку» картинками, в названии которых слышится слог «СА», «СО» и другие по мере усвоения материала ребенком;
После каждого выполненного задания ребенок в обязательном порядке проговаривает подобранные им слова, закрепляя правильное произношение и если необходимо, исправляет свои ошибки, которые он допустил при выборе картинок.
Вариант №3. Развивает мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память.
Этот вариант учит ребенка выполнять самостоятельно предлагаемую инструкцию к правильному выполнению задания и самоконтролю за произношением отрабатываемого звука «С».
Вспомнить и нарисовать слова со звуком «С» в любой позиции;
Вспомнить и нарисовать слова только со звуком «С» в начале слова;
Вспомнить и нарисовать слова со слогом «СА», «СУ», «СТА» и так далее.
После того, как ребенок нарисует схематично слова, он обязательно должен проговорить их с четким произношением звука «С».
Вариант №4. Автоматизация звука в словосочетаниях и предложенияхв играх.
- Игра «Один – много»
Цель. Образование множественного числа существительного.
Методическое указание. Ребенок называет и показывает то, что он называет.
- Игра-шутка «Ответь одним словом»
Цель. Изменение существительного по падежам.
Задание ребенку: Выбери одну из картинок. Ответь на вопросы только этим словом.
Вопросы ребенку задаются с учетом падежей.
Подробное описание игр можно найти в книге «Логопедическая грамматика для малышей» О.А.Новиковская
- Игра «Скажи ласково»
Цель. Учить изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик).
- Игра «Посчитай»
Цель. Учить ребенка согласовывать окончания имен существительных с числительными в словах и словосочетаниях. (Один самолет, два самолета, пять самолетов).
Многофункциональная ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
«Звуковая улитка»
Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи
Задачи:
Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.
Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
Поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Аннотация.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки.
Дидактическая игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт!»
Цель: автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Материал : картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.
Описание
: взрослый читает стихотворение:
Улитка медленно ползёт, качаясь на листке,
Улитка целый день несёт картинки на себе!
Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.
Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!»
Цель : автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.
Материал : картинки разноцветных предметов на заданный звук.
Описание : Логопед загадывает загадку:
Теремок, гляди, ползёт, на себе его везёт,
Хозяюшка богатая, хозяюшка рогатая!
У улитки в теремке разноцветные игрушки! С улиткой будем мы играть и цвета называть! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.
Дидактическая игра «Будем спорить с улиткой»
Цель : автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре ребёнка слов антонимов.
Материал : картинки с предметами обозначающими признаки: узкий, высокий, острый, горячий и другие
Описание : Логопед читает стихотворение:
У меня девиз простой - «Всё своё, ношу с собой!»
Две антенны над калиткой домик свой несёт улитка!
Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем спорит с ней и называет другое прилагательное с противоположным значением.
Дидактическая игра «День рождения у улитки»
Цель: расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос.
Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками
Описание: Логопед читает стихотворение:
У улитки в воскресенье будет праздник День Рождения!
Только вот беда то в чём, как гостей позвать в свой дом!
К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных и подбирают слово, как животное подаёт голос.
Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку»
Цель : развивать артикуляционную моторику детей
Материал : картинки для артикуляционных упражнений
Описание : дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение