Что значит деструктивное поведение. Деструктивное поведение: понятие, типология. Деструктивность и ее направленность

Д еструктивное поведение можно сравнить с непроизвольной реакцией на внешнее раздражение. Мы действуем, забывая о возможных последствиях и не пытаясь рассмотреть разумную альтернативу. Пятиступенчатая пауза помогает нам, за счет более полного осознания происходящего предотвратить подобные действия. Это способ навести порядок в своих мыслях. Он позволит поступать нам осознанно, а не импульсивно и скоропалительно, выбирать наилучшие для нас действия. Если вы попали в какую-то неприятную для вас ситуацию и готовы проявить своё раздражение, то постарайтесь пройти все описанные шаги. Возможно, вам для этого понадобятся некоторые усилия воли.

    Шаг 1: Осознайте своё физическое состояние. Эмоциональные порывы могут проявляться в виде физических ощущений. Задумайтесь и постарайтесь понять, что вы ощущаете в различных областях тела: в области живота, головы, шеи, груди?

    Шаг 2: Осознайте своё эмоциональное состояние. Попытайтесь сопоставить определенное физическое ощущение с какой-либо эмоцией. Почему вы чувствуете себя напряженно? Что вас раздражает? Чего вы опасаетесь?

    Шаг 3: Осознайте свои импульсы. Вызывают ли у вас чувства, которые вы только что испытали, потребность совершить какое-либо действие? На какое действие они вас наталкивают?

    Шаг 4: Осознаёте возможные последствия. Оцените, к каким результатам – как в ближайшее время, так и в отдаленной перспективе – вероятнее всего приведет совершенное вами действие. Предвидение возможных нежелательных последствий, вызванных этим действием, может послужить надежным удерживающим фактором.

    Шаг 5: Осознайте принимаемое решение. Спросите себя, есть ли у вас другие варианты действий? Что быстрее всего принесет вам наилучшие результаты? Если вы мысленно представите то хорошее, что произойдет при ваших более конструктивных действиях, это может послужить толчком к перемене решения.

    Акцентируйте внимание на том, что вы приобретаете, а не том, что вы теряете.

К аким бы пагубным не было деструктивное поведение, оно служит определенной цели. И как бы вы ни стремились положить ему конец, в глубине души у вас может возникнуть опасение, что надо расставаться с ним ради чего-то нового и неизведанного. Вас может тревожить мысль, что новая манера поведения не приносит желаемого результата и ваши дела станут еще хуже. Именно потому лучший путь преодоления такой инертности – это перенесение акцента с того, от чего вы отказываетесь, на то, что вы приобретаете. В противном случае, даже приняв твердое решение измениться, вы, столкнувшись с каким-нибудь препятствием, можете с легкостью скатиться к своим деструктивным привычкам.

    Заручитесь чьей-либо поддержкой

П оскольку деструктивное поведение закладывается еще в детские годы под влиянием чувства одиночества и беззащитности, в зрелом возрасте с ним легче справиться в том случае, если вы получаете поддержку со стороны близких вам людей.

Н е столь существенно, какого рода помощь вам будет оказана. Это может быть прямое содействие, моральная поддержка или согласие контролировать ваши действия в работе над собой. Важно другое: вы будете знать, что вы не одиноки. Это добавит вам решимости и уверенности в себе.

    Извлекайте уроки из неудач

К ак уже было сказано, деструктивное поведение имеет свойство проявляться вновь и вновь. Несмотря на свои лучшие намерения, попадая в те же самые или схожие ситуации, вы вполне можете начать действовать рефлективно, повторяя свои прежние ошибки.

Е сли у вас случился рецидив старого, то вместо того чтобы ругать себя последними словами за свой промах, постарайтесь обратить эту неудачу себе на пользу. Спросите себя, как бы вы поступили, если бы у вас появился шанс переиграть эту ситуацию. Выработайте план действий на тот случай, если ситуация повторится.

    Поощряйте себя за успехи

В сякий раз, когда вы скатываетесь к прежнему типу поведения, страдает ваше чувство собственного достоинства. Вы кажетесь себе слабым и безвольным, неспособным воплотить в жизнь свои добрые намерения. И наоборот, каждый раз, когда вы успешно подавляете деструктивный импульс, вы начинаете больше себя уважать. Используйте это чувство гордости себе во благо. Самопоощрение за хорошо проделанную работу будет способствовать закреплению нового типа поведения и поможет вам сделать перемены необратимыми.

    Не забывайте о полезных советах

П ривёдённые советы побуждают вас работать над собой. Рекомендуется написать советы, относящиеся к тем типам поведения, над которыми вы работаете, и прикрепить их к зеркалу в своей ванной комнате или к дверце холодильника. Такие напоминания будут способствовать закреплению вашей новой линии поведения.

    Решимость изменится

Н ичто и никто не сможет вам помочь, если вы не дадите себе твердого слова измениться. Очень трудно признать, что вы сами стоите у себя же на пути, и еще сложнее взять на себя ответственность сойти с этого пути. Вам необходимо осознать что, перекладывая собственные проблемы на плечи других или на обстоятельства, на которые вы не способны повлиять, вы не решите ваших проблем. Вы должны понимать, что изменить свою жизнь можете лишь вы одни. Такое чувство ответственности важно, если вы собрались победить врага, затаившегося внутри вас.

Б удьте последовательными в решимости изменить свою жизнь к лучшему. Посмотрите на себя беспристрастно. Ваша честность по отношению к себе, вкупе с приводимыми сведениями и советами, придаст вам уверенности и мудрости для того, чтобы, изменив свое деструктивное поведение, вы могли получать от жизни большее удовлетворение. Из своего лучшего врага вы превратитесь в своего лучшего друга.

Современные психологические, юридические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые, порицаемые формы личностной активности посредством термина деструктивное поведение . Деструктивное поведение рассматривается как форма личностной активности, направленная на разрушение функционирующих социальных структур. Указанная деятельность может носить целенаправленный характер либо быть психологической реакцией на любую личностную или социальную конструкцию.

Особенности деструктивного поведения

Деструктивное поведение базируется на ценностной, характерологической, регуляторной и мотивационно-смысловой сферах личности. Деструкция в отношении других – это одновременно способ обозначения, обнаружения собственной структурированности, которая может быть идентичной остальным представителям социума либо принципиально отличной от них.

Определение 1

Деструктивное поведение, таким образом, представляет собой форму поведения личности, направленную на разрушение внешних структур при одновременном процессе моделирования собственных поведенческих паттернов; дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия субъекта с окружающей социально-природной средой, опосредованный индивидуальными характеристиками личности, имеющий форму реакций или поступков.

Поступок предполагает целенаправленную, осознанную форму активности, тогда как реакция характеризуется импульсивностью, необдуманностью.

Деструктивный характер активности личности проявляется в психологических состояниях, ситуационных реакциях, отклоняющихся от норм, а также в форме развития личности, приводящей к дезадаптации в социуме. Другими словами, деструктивность представляет собой отрицательное отношение личности к самой себе и окружающим.

Определенная доля деструктивности свойственна всем людям, главные отличия заключаются в выборе объекта, на который она направлена: на свое внутреннее состояние или на окружающую социально-природную среду.

Цели деструктивного поведения

Целями деструкции, направленной на внешнюю среду, могут быть следующие:

  • физическое уничтожение другого (индивидуальное или массовое);
  • разрушение системы социальных отношений или социума в целом: террористические акты, государственные перевороты, революции и пр.;
  • разрушение неодушевленных предметов, произведений искусства (вандализм), а также окружающей природной среды.

Формы деструктивного поведения

Деструктивная активность личности может принимать различные формы своего проявления. Выделяют следующие формы деструкции:

  • противоправное поведение, обусловленное мотивированными или немотивированными нарушениями (несоблюдением) юридических норм, установленных в обществе;
  • административно-управленческое деструктивное поведение, связанное с прямым невыполнением, несоблюдением социальных норм, с превышением собственных прав и полномочий;
  • индивидуально-целевое, характеризующееся крайне эгоистическим характером, направленное на реализацию личностных интересов в ущерб коллективным, социальным;
  • групповые формы деструкции, направленные на нанесение ущерба обществу;
  • виды индивидуального или коллективного поведения, направленные на насильственное сохранение отживших, консервативных форм социального взаимодействия, что приводит к блокированию процессов развития инициативности, творческого потенциала личности и общества;
  • имитационное поведение, камуфлирующие истинные интересы,

Деструктивность – термин, который образован от латинского слова destructio, что в переводе обозначает разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо. В психологии этот термин обозначает отрицательное отношение человека, которое он направляет на некие внешние объекты (вовне), либо, как вариант, на самого себя (внутрь), а также поведение, которое соответствует указанным взглядам.

Деструктивность: общее

Доктор Зигмунд Фрейд считал, что деструктивность является обычным свойство абсолютно любого человека, и считал, что вся разница только и заключается в том, на что направлено это явление. Эрик Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» уверен, что деструктивность, направленная вовне, является лишь отражением то, что направлена внутрь, и таким образом получается, что если деструктивность личности не направлена на самого себя, то и на окружающих она исходить не может.

Человеческая деструктивность являет собой следствие того, что личность попросту блокирует выход плодотворной энергии, видя различные препятствия на своем пути развития и самовыражения. Именно из-за неудачи в сложном деле самореализации и возникает это патологическое явление. Интересно, но личность остается несчастной даже после достижения целей.

Деструктивность и ее направленность

Как уже говорилось выше, деструктивность может быть направлена вовне и внутрь. Рассмотрим примеры того и другого типа.

Проявлениями деструктивного поведение направленного вовне можно считать следующие факты:

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  • разрушение социума, неких общественных отношений (война, террористический акт);
  • разрушение ценных предметов, например, памятников и произведений искусства (вандализм);
  • разрушение естественной среды (экологический терроризм, экоцид).

Негативные последствия в данном случае прежде всего коснутся именно внешнего объекта, а не самого человека.

К проявлениям деструктивного поведения, направленного внутрь, или аутодеструкции, можно отнести:

  • любое злоупотребление психически активными веществами (токсикомания, алкоголизм, наркотическая зависимость);
  • суицид (умышленное физическое убийство самого себя и саморазрушение личности);
  • зависимость патологическая нехимическая: интернет-аддикция, гэмблинг (страсть к азартным играм), и т.д.

Проявлений может быть много и все они несут определенный вред, какие-то более крупный, какие-то менее.

Деструктивность и деструктивное поведение

Деструктивное поведение являет собой тип разрушительного для человека поведения, которое характеризуется существенными отклонениями от существующих психологических и даже медицинских норм, в результате которого сильно страдает качество жизни человека. Личность перестает критически пересматривать и оценивать свое поведение, возникает непонимание происходящего и когнитивное искажение восприятия в целом. Как итог снижается самооценка, возникают разного рода эмоциональные нарушения, что приводит к социальной дезадаптации, причем в самых крайних проявлениях.

Деструктивность сама по себе присутствует абсолютно в каждом человеке, но проявляется только в сложные, тяжелы, возможно, переломные моменты жизни. Часто это случается с подростками, у которых к проблемам возрастной психики прибавляется еще учебная нагрузка и сложные взаимоотношения со старшим поколением.

В некоторых случаях возможны также деструктивные изменения личности, которые заключаются в разрушении самой структуры личности либо, как вариант, неких отдельных ее компонентов. Встречаются самые разные формы этого явления: деформация мотивов поведения, деформация потребностей, изменения характера и темперамента, нарушения волевого управления поведением, неадекватная самооценка и проблемы в общении с окружающими.

Деструктивное поведение - межотраслевой предмет изучения многих наук гуманитарного направления. Интерес к нему остается на протяжении всего развития психологии и возрастает в последнее десятилетие, что подтверждает увеличение количества публикаций, по данной проблеме. Вместе с тем, в исследовании деструктивного поведения сохраняются нерешенными некоторые важные вопросы: не выработана единая психологическая доктрина деструктивного поведения; требуют конкретики теоретические подходы к сущности деструктивного поведения и стилю его реализации.

Категория деструктивного поведения в психологической науке не нова. Основателем деструкции как основного термина понимания фундаментальной онтологии является М. Хайдеггер . Для раскрытия сути данного термина, автор определяет признаки деструктивности, к ним относятся открытость существования, самоидентификация личности, представленность бытия человека перед «ничем», предрасположенность к деградированию человеческого бытия, ассимиляция в «бытие с другими». До сегодняшнего дня дискуссионной остается тема о многоаспектности деструктивного поведения. Так, в первой половине ХХ века биологами собрано много эмпирического материала, доказывающего о врожденной склонности к деструктивности. Но требуется отметить, что анализ деструкции гуманитарными науками помогает констатировать факт об общественной природе категории деструктивного поведения, формируемой в результате становления личности.

В основе такой констатации лежат предпосылки историко-культурной теории Л.С. Выготского , утверждающие, что в ходе личностного развития требуется разграничить биологическую сформированность (являющуюся плодотворной почвой развития человека) и культурную развитость (появляющуюся в процессе налаживания общественных отношений). Последователями Л.С. Выготского тоже исследовалось формирование специфических характеристик личности под влиянием внешней среды (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев), что позволило прийти к выводу о том, что деструктивное поведение возникает под влиянием нестабильных общественных отношений индивида.

В произведении Э.Фромма «Душа человека» (1964) ученый утверждает на том, что главным мотивом выбора индивида агрессивного поведения становятся социальные условия, общественная среда. Исследование категории деструкции было продолжено Э. Фроммом в работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) . Изучая психологические стороны жизни первобытных племен, исследователь приходит к выводу о том, что деструктивность невозможно отнести к врожденным свойствам личности, ни к элементам любой «человеческой натуры», вынося постулат о социальности анализируемого феномена.

С изданием трудов Э. Фромма начался период активного исследования деструкционного поведения, однако по настоящее время есть множество проблем, которые связаны с установлением содержания категории деструкции. Подобные обзоры, как правило, фрагментарны и не имеют четких выводов.

К примеру, разграничением терминов «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение» занималась кандидат психологических наук Л.Г. Гребенщикова. Но, в работе автор не раскрывает своего взгляда на рассматриваемый вопрос и в итоге подчеркивает, что данные понятия не тождественны и имеют сложную взаимосвязь. Последние годы в психологии выделяется подход, рассматривающий девиантное поведение как «устойчивое деструктивное поведение индивида, последовательно нарушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий» . Нельзя безоговорочно принять данную точку зрения, поскольку не каждая девиация носит деструктивный характер, однако любая деструкция по содержанию является девиантной.

В связи с этим обратим внимание на современный подход к изучению деструктивного поведения, разработанный К.В. Злоказовым и В.Б. Куликовым, где исследуемая категория тесно связано с понятием норма, а точнее с нарушением границ нормы. Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д. Подчеркнем, что по мнению авторов статьи, деструктивное поведение основано на разрушительном характере действий, что как следствие деформирует структуру общества.

Достаточно интересен философский аспект исследуемого вопроса, который представлен в трудах И.В. Лысак . Автор предлагает подвергать анализу не просто деструктивное поведение, а деструктивную деятельность, мотивируя свой подход тем, то только человеку (индивида) присуща деятельность, в то время как поведение может быть и у животных. Основываясь на такой позиции И.В. Лысак дает следующую трактовку деструктивной деятельности — « это специфическая форма активного отношения субъекта к миру, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем». Несмотря на то, что автор подробно исследует категорию деструктивности, этот подход, по нашему мнению, не достаточно подходит для психологии. Из рассмотренной выше дефиниции становится ясно, что И.В, Лысак объединяет категории деятельности и деструктивности в одну смысловую единицу, что противоречит мнению российских психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Следовательно, понятие «деструктивное поведение» становится наиболее подходящим для дальнейшего исследования данной категории именно в психологии.

Все современные исследования, в которых проводится анализ категории деструктивного поведения можно разделить на 2 группы. Некоторые авторы применяют раннее данные определения понятия «деструктивное поведение» (Е.В. Ермасов; С.С. Богдан; Л.Г. Гребенщикова; Н.В. Майсак; Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, А.В. Хаджимурадов) (Приложение А, табл.1) — большая часть авторов применяют в качестве методологической основы интегративный подход, в одном случае использован гуманистический подход; другие авторы предлагают своё понимание этого феномена (В.Б. Куликов,К.В. Злоказов; Ю.А. Клейберг; Н.Н. Кошкарова,С.Г. Нестерцова; Н.Н. Ниязбаева; В.Ц.Цыренов; Л.Г.Гребенщикова; З.К. Давлетбаева; Е.В. Ермасов; С.О. Ларионова) (Приложение Б, табл.2).

Основным признаком деструктивного поведения следует считать неадекватные поведенческие реакции на внешние раздражители (стрессы, проблемы и конфликты, в ответ на которые, при наличии вариантов стратегий разрешения, преобладать будут разрушительные действия). К примеру, статистический анализ попыток суицида, имеющих ярко выраженный аутодеструктивный характер, среди подростков и юношей и дает возможность утверждать о неспособности их выйти из стрессовой, проблемной или конфликтной ситуации. Итогом этого фрустрирующего поведения и становится суицид, как единственно возможный способ разрешения ситуации.

Другим признакомдеструктивного поведения считают несогласованность целей и мотивовдеструктивного поведения. Эта особенность выражается в частом побуждении кдеструктивным действиям, приводящим к превалированию отрицательных мотивовсвязанных с разрушительными действиями, хотя, не всегда осознаваемых индивидом.На основании этого, итогом деструктивного поведения становитсясамоидентификация индивида, которому присуще такое поведение. Внутренняямотивация, детерминирующая характер деструкций (на себя или других), в основномобращена на рост самооценки, приобретении уверенности и формирование положительногоотношения к себе. Следующим признаком деструктивного поведения необходимосчитать дестабилизацию межличностных отношений.

Отметим, что деструктивное поведение частично, а затем и в полном объеме заменяет межличностные отношения на погружение в мир деструктивных идей. Относительно аддиктивного поведения, как одном из типов деструкции, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских пишут: «эмоциональные отношения с людьми при этом постепенно все больше нарушаются. Это выражается в уменьшении общительности, в уходе от реальности, нарастающей изоляции от других людей».

Кроме того, признаком, позволяющим отграничить деструктивное поведение от иных форм девиаций, является четко выраженный деструктивных характер. Деструктивное поведение, по мнению Л.Г. Гребенщиковой , выражается в агрессивности, жестокости, враждебности, дестабилизации существующего порядка, причинении морального и материального ущерба, разрушении существующих объектов и систем, непосредственной угрозе для жизни (как своей, так и чужой), переживании страдания (самим человеком или окружающими его людьми), хронической или сиюминутной атрофии чувств.

К выделенным автором признакам деструктивного поведения, по нашему мнению, необходимо добавить склонность к импульсивным поступкам, стремление к доминированию, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, отсутствие самоконтроля, неразвитую рефлексию. Эти характерные особенности деструктивного поведения способны разрушить структуру личности и могут быть рассмотрены в качестве комплекса показателей деструктивного поведения индивида. В результате проведенного исследования, предложим свое определение данной категории. Мы полагаем, что деструктивное поведение представляет целенаправленную систему взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью разрушения личностной или социальной структуры.

Такие понятия как стали известны человечеству со времени развития психологии и выведения ее в раздел науки. Конструктивное поведение направленно на решение конфликтных ситуаций путем сохранения мира и дружелюбной обстановки, а деструктивное — основная причина возникновения жизненных проблем, недопонимания, отсутствия любви и счастья.

Причины и следствия

Деструктивное поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья.

Деструктивное поведение человека имеет две основных формы:

  • Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдения дисциплины, грубые проступки);
  • Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент. Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в большем внимании и заботе со стороны окружающих.

Но кроме генов и детских переживаний существует целый ряд других причин проявления деструктивного поведения:

  • Психическое здоровье, состояние которого может меняться на протяжении жизни в зависимости от наличия раздражающих факторов.
  • Физическое здоровье, которое может резко и бесповоротно ухудшиться. Таким образом, человек не видит смысла в дальнейшем соблюдении каких-либо правил.
  • Неудачи в профессиональной сфере, когда человек ощущает свою неполноценность, неспособность отвечать определенным требованиям, когда происходит разрушение его репутации и самооценки, или когда он испытывает на себе несправедливость наказания или предвзятое отношение.
  • Материально-бытовые трудности.
  • Алкогольное или наркотическое опьянение, которое относится к специфическим факторам.

Методы профилактики

Профилактика деструктивного поведения гораздо эффективнее его лечения, потому что лечение предполагает постановку на психиатрический учет. Если же совсем не обращать внимания на эту проблему, то дети дошкольного возраста могут нанести себе травмы или покалечиться, деструктивное поведение подростков может привести к суициду, а взрослый человек может и себя покалечить, и другим навредить.

Все виды деструктивного поведения основываются на нервных расстройствах, как было сказано ранее, поэтому и профилактические мероприятия носят общий характер. Их можно использовать как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.

В первую очередь, при возникновении конфликтной ситуации необходимо сделать паузу и осознать возможные последствия деструктивного поведения и принимаемых решений. Также пациенту следует понять, что именно он приобретает, отказываясь от привычной манеры поведения.

Деструктивное поведение, определение которого базируется на отсутствии внимания и поддержки, можно предотвратить таким же способом. Поддерживая человека, укрепляя его решимость, поощряя его за успехи, давая полезные советы и помогая извлекать уроки из неудач, можно научить его подходить к решению конфликтов и проблем конструктивно.